Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Поддержка и стимулирование жилищного строительства на территории муниципального образования город Мурманск" на 2012-2015 годы
15 марта, 20, 29 декабря 2012 г.
Постановление Администрации г. Мурманска от 29 декабря 2012 г. N 3262 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Постановлением Администрации г. Мурманска от 20 декабря 2012 г. N 3044 наименование раздела I настоящего приложения изложен в новой редакции
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Стратегической целью жилищной политики города является формирование рынка доступного жилья путем создания эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, обеспечивающих, с одной стороны, строительство жилья по ценам, соответствующим платежеспособному спросу населения, с другой стороны, участие государства в обеспечении жильем определенных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке (малоимущие граждане, молодые семьи, инвалиды).
Инструменты реализации стратегической цели предусматривают мероприятия, направленные на комплексное восстановление отрасли жилищного строительства на принципиально новых основаниях, в том числе:
- переход на современные и более эффективные группы технологий, предполагающие "панельный" принцип строительства и минимизацию "мокрых" процессов и используемые в первую очередь при малоэтажном строительстве;
- государственное стимулирование рынка жилья путем запуска специальных механизмов стимулирования спроса и конкуренции;
- развитие строительства за счет восстановления и развития производственной базы комплекса - промышленности строительных материалов.
Поскольку в настоящее время состояние значительной части жилищного фонда Мурманска может быть оценено как неудовлетворительное, необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и условий приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Мурманска.
Сложность разрешения указанной проблемы определяется в первую очередь зависимостью от большого количества разнородных факторов.
На 1 января 2011 года жилищный фонд города Мурманска по данным Мурманстата составил 7013,3 тыс.кв.м общей площади, из них муниципальный жилой фонд - 374,2 тыс.кв.м. Жилищная обеспеченность составляет 22,63 кв.м на жителя.
Жилищный фонд сосредоточен в 140,312 тыс. квартирах. В среднем на 1 квартиру приходится 49,9 кв.м общей площади. При среднем коэффициенте семейности 2,4 в городе насчитывается 122,523 тыс. семей, то есть около 3% семей в городе расселено в общежитиях и коммунально.
Около 0,05% всего жилищного фонда города является муниципальным. Ниже представлена характеристика муниципального жилищного фонда.
Характеристика
муниципального жилищного фонда г. Мурманска по состоянию на 01.01.2010
Характеристика |
Единица измерений |
В целом по городу |
Общая площадь жилых помещений, всего |
тыс.кв.м общей площади |
700,61 |
Число жилых квартир в многоквартирных домах, всего |
квартир |
140312 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя |
кв.м |
22,8 |
Уровень обеспеченности жилищного фонда |
|
|
- водопроводом |
% от общей площади |
99,3 |
- канализацией |
% от общей площади |
99,3 |
- газом |
% от общей площади |
59,997 |
- теплоснабжением |
% от общей площади |
99,8 |
- горячим водоснабжением |
% от общей площади |
97 |
Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда |
тыс.кв.м % |
189,36 27 |
Основную долю жилищного фонда, более 90%, составляет многоэтажная высокоплотная застройка, представленная 5, 9 и 12-этажными жилыми домами. В городе сохранилось небольшое количество малоэтажной застройки, большая часть которой отнесена к категории ветхого и аварийного жилья.
Жилищный фонд города характеризуется удовлетворительным техническим состоянием - 92,2% жилья имеет износ менее 30%. Степенью износа более 60% обладает 1,4% жилищного фонда города.
Распределение жилищного фонда по степени износа
В связи с незначительными объемами ввода нового жилищного фонда доля ветхого жилья продолжает расти. Техническое состояние жилищного фонда по округам города достаточно однородно. Исключение составляет Октябрьский округ, имеющий более низкий по сравнению с другими округами (87%) удельный вес жилья с износом до 30% и более высокую долю (11,5%) жилищного фонда с износом от 31 до 60%.
Объемы ввода нового жилищного фонда незначительны. В 2010 году было введено 22,77 тыс.кв.м жилья, причем всего 5% из них относятся к индивидуальной жилой застройке. Ввод нового жилья составляет менее 3% от существующего жилого фонда. Такие низкие показатели способствуют старению жилищного фонда, постепенному повышению доли самортизированного жилого фонда, что ухудшает условия жизни населения.
Кроме того, коммунальные службы города (система тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения) выполняют свои функции с большим напряжением. Износ основных фондов составляет более 40%, вследствие чего наблюдается рост числа аварий в сетях. Интенсивное старение сетей, приводящее к росту технических и коммерческих потерь тепло- и электроэнергетики, требует значительных дополнительных затрат на замену и развитие изношенного сетевого хозяйства с учетом новых требований по ресурсосбережению.
Исходя из анализа сложившейся ситуации в жилищной сфере Мурманска, имеющиеся проблемы требуют длительного времени для их решения. В настоящее время законодательство предусматривает только одну форму государственного и муниципального управления, позволяющую обеспечить реализацию долгосрочных взаимосвязанных мероприятий - программно-целевой метод.
Решение проблемы обеспечения населения Мурманска качественными жилищными условиями, предлагаемое путем реализации данной Программы, полностью соответствует нормативно-правовым документам, действующим на территории муниципального образования город Мурманск и Мурманской области.
Основной стратегической задачей развития города Мурманска является повышение качества жизни населения, одним из показателей которого является обеспечение населения жильем, в том числе малоэтажным, увеличение его доступности для семей с различным уровнем доходов, а также его стимулирование путем совершенствования методов государственной и муниципальной поддержки населения в улучшении жилищных условий.
Развитие малоэтажного строительства - реальная возможность ускорить обеспечение граждан комфортным жильем по доступным ценам. Для этого необходимо обеспечить реализацию крупных проектов по строительству новых районов малоэтажной застройки, ускоренное вовлечение в оборот новых земельных участков, их обустройство инженерной инфраструктурой, развитие индустрии быстровозводимого, энергоэффективного, экологичного жилья.
Не менее важным фактором, сдерживающим развитие жилищного строительства, является отсутствие инженерной подготовки территорий, на которых градостроительной документацией может быть предусмотрена комплексная малоэтажная и многоэтажная застройка. В связи с этим возникает необходимость создания условий для комплексного развития территорий, обеспечение земельных участков коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Жилищное строительство необходимо начинать с разработки транспортной схемы движения в увязке с транспортной схемой всего города, с учетом сложившейся системы улиц, выполнения расчетов основных параметров инженерно-технического обеспечения территорий, определения необходимости реконструкции, демонтажа существующих и прокладки новых сетей инженерно-технического обеспечения на основании технических условий сетей. Поставленные вопросы решаются в документации по планировке территории, мероприятия по разработке которой планируются в рамках Программы.
Для обеспечения снижения стоимости жилищного строительства, а также эксплуатационных затрат на содержание объектов, необходимо при строительстве максимально применять современные по ассортименту и номенклатуре высококачественные и конкурентоспособные строительные материалы, изделия и конструкции.
Очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий широких слоев населения.
Решение проблемы увеличения темпов жилищного строительства возможно с учетом использования как бюджетных средств, так и частных инвестиций граждан.
Среди основных проблем в сфере жилищного строительства вопрос подготовки земельных участков под строительство жилья является одним из ключевых как с точки зрения сокращения сроков строительства, так и с точки зрения возможного снижения его стоимости. Ситуация с точечной застройкой с использованием существующих возможностей объектов коммунальной инфраструктуры является тупиковой. Действующие мощности сегодня уже не могут в полном объеме обеспечить потребности строящихся объектов. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства необходимо обеспечить опережающим развитием коммунальной и инженерной инфраструктуры. Тем более что на сегодняшний день сформировались законодательные условия для решения задачи по развитию инженерной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует совместных целевых действий органа местного самоуправления муниципального образования город Мурманск, федеральных и областных органов государственной власти, что не только обеспечит существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создаст условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения бюджетных средств. На обеспеченных коммунальной инфраструктурой участках должно строиться жилье в соответствии с реальным покупательским спросом и с учетом перспектив социально-экономического развития.
Одной из эффективных мер повышения доступности жилья является государственная и муниципальная поддержка при приобретении (строительстве) жилья гражданами, проживающими в городе Мурманске.
В первую очередь в государственной поддержке нуждаются граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде и признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В Мурманске по состоянию на 1 января 2011 года численность населения составляет 307,3 тыс. человек. По данным комитета по жилищной политике администрации города Мурманска на 01.01.2011, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Мурманске состоит на учете 7499 семей. Жилые помещения предоставляются гражданам, вставшим на учет в 1985 году. Из общего числа очередников 1514 семей проживают в ветхом и аварийном фонде.
Государственная и муниципальная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении (строительстве) жилья позволяет расширить возможности жителей города Мурманска по улучшению жилищных условий за счет объединения собственных средств граждан, социальных выплат из средств областного бюджета и бюджета муниципального образования город Мурманск.
При этом решаются следующие вопросы:
- снижается количество человек, стоящих в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- сокращается количество граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде и жилых домах пониженной капитальности;
- увеличивается количество граждан города Мурманска, улучшивших свои жилищные условия.
К проблемам, оказывающим негативное воздействие на объемы строительства жилья, следует отнести наличие административных барьеров, в том числе при оформлении разрешительной документации на предоставление земельных участков, при выдаче разрешения на строительство, при получении технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, при выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
В настоящее время администрацией города Мурманска выполняются следующие мероприятия по снижению административных барьеров:
- утверждение Советом депутатов города Мурманска Проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск;
- утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков на территории муниципального образования город Мурманск".
Административные регламенты предоставления муниципальных услуг "Выдача разрешений на строительство" и "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" утверждены постановлениями администрации города Мурманска от 05.10.2011 N 1828 и от 05.10.2011 N 1827.
В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 12.04.2010 N 92-РП информация об услугах по выдаче разрешений на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию внесена в электронные формы регионального Реестра государственных и муниципальных услуг и на портал государственных и муниципальных услуг Мурманской области.
Постановлением Администрации г. Мурманска от 20 декабря 2012 г. N 3044 раздел II настоящего приложения изложен в новой редакции
II. Основные цели и задачи Программы, целевые показатели (индикаторы) реализации Программы
Тактическая цель социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск, достижению которой способствует Программа, - создание благоприятных условий для жилищного строительства и увеличения обеспеченности населения комфортным жильем.
Цель Программы - создание условий для обеспечения населения комфортным жильем.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
- создание условий для развития массового строительства жилья;
- реализация на территории города Мурманска проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, предусматривающих обеспечение земельных участков инженерной, социальной, коммунальной и дорожной инфраструктурами.
Реализация Программы предусмотрена на период с 2012 по 2015 годы и осуществляется в один этап.
N п/п |
Цель, задачи и показатели (индикаторы) |
Ед. изм. |
Значение показателя (индикатора) |
||||
Отчетный год |
Текущий год |
Годы реализации Программы |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Цель: создание условий для обеспечения населения комфортным жильем |
||||||
|
годовой объем ввода жилья за счет всех источников финансирования, в том числе: |
тыс. кв. м общей площади жилья |
14,97 |
35,0 |
37,0 |
42,0 |
50,0 |
|
индивидуальное жилищное строительство |
тыс. кв. м |
0,369 |
9,2 |
11,5 |
13,5 |
16,45 |
|
жилье экономического класса |
% от общего объема |
0 |
21% |
26% |
31% |
33% |
|
обеспеченность населения жильем |
кв. м. общей площади на 1 человека |
23,0 |
23,2 |
23,4 |
23,6 |
23,8 |
|
количество семей, улучшивших свои жилищные условия |
шт. |
562 |
500 |
527 |
598 |
711 |
|
коэффициент доступности жилья для населения (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) |
лет |
3,1 |
2,28 |
2,2 |
2,15 |
2,1 |
|
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств |
% |
22 |
26 |
28 |
30 |
32 |
1. |
Задача 1: создание условий для развития массового строительства жилья |
||||||
1.1. |
Доля площади территорий, на которые разработана документация по планировке территории |
% |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.2. |
Доля площади сформированных земельных участков к площади земельных участков в отношении которых принято решение на Земельной комиссии о продаже земельных участков или права аренды земельных участков на торгах |
% |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Задача 2: реализация на территории города Мурманска проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, предусматривающих обеспечение земельных участков инженерной, социальной, коммунальной и дорожной инфраструктурами |
||||||
2.1. |
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на душу населения |
кв. м |
0 |
3,38 |
3,57 |
3,36 |
3,8 |
Количественные значения индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы подлежат ежегодному уточнению при корректировке объемов бюджетного финансирования Программы.
III. Перечень программных мероприятий
Все направления реализации Программы представлены в виде следующего перечня мероприятий:
1. Разработка и утверждение на территории муниципального образования город Мурманск документации по планировке территории.
2. Выполнение землеустроительных работ по установлению (восстановлению) на местности границ муниципального образования город Мурманск.
3. Формирование земельных участков с целью организации торгов по продаже земельных участков или права аренды земельных участков.
4. Комплексное освоение и развитие территорий города Мурманска в целях жилищного строительства, в т.ч. малоэтажного жилья, жилья экономического класса.
5. Снижение административных барьеров в строительстве.
6. Строительство и приобретение жилья для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания вследствие физического износа.
7. Строительство и предоставление жилья для граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в т.ч. малоэтажного жилья, жилья экономического класса.
8. Формирование арендного сектора жилья.
9. Создание благоприятных условий для развития строительного комплекса, в т.ч. с целью применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности.
Мероприятия с 6 по 8 в части нового жилищного строительства будут реализовываться после выполнения мероприятий 1 и 2 при наличии средств в бюджете муниципального образования город Мурманск и при условии софинансирования из бюджетов всех уровней.
О Законе Мурманской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске - административном центре Мурманской области" см. Закон Мурманской области от 4 декабря 2012 г. N 1543-01-ЗМО
Мероприятия по снижению административных барьеров разработаны в рамках полномочий комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, в том числе, в связи с принятием Закона Мурманской области от 10.07.2007 N 864-01-ЗМО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске - административном центре Мурманской области" и передачей полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков для строительства Правительству Мурманской области. Перечень программных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
1. Подготовка документации по планировке территории в границах муниципального образования город Мурманск
Решением Совета депутатов города Мурманска от 25.06.2009 N 7-85 утвержден Генеральный план муниципального образования город Мурманск.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения N 7-85 следует читать как "от 18.06.2009"
Разработан и прошел процедуру публичных слушаний проект Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях:
- обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов;
- повышения уровня и качества жизни населения города для комплексного развития застроенных территорий жилых районов,- реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- обеспечения требуемых объемов строительства, реконструкции и реновации сложившейся застройки, модернизации и капитального ремонта жилищного фонда;
- рационального использования бюджетных средств, направляемых на развитие застроенных территорий, в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- проведения эффективной градостроительной политики на территории города Мурманска в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Разработка соответствующих документов позволит учитывать интересы нескольких сторон: бизнеса, муниципалитета и общества. Соответственно в аспекте воздействия на инвестиционные процессы на территории муниципального образования задачами органов местного самоуправления являются:
- для муниципалитета и общества - упорядочение процесса застройки территории, исключение хаотичности при принятии решений о предоставлении прав на земельные участки под застройку, влияние на принятие частными инвесторами решений о направлении инвестиций в строительство на территории муниципального образования, оценка бюджетной и социальной эффективности проектов; предоставление населению, проживающему на территории муниципального образования, нового доступного и комфортного жилья, то есть имеющего приемлемую для широких слоев населения цену и обеспеченного инженерной и транспортной инфраструктурой и рядом сопутствующих объектов социальной инфраструктуры;
- для частного инвестора - повышение прозрачности локального рынка недвижимости, предоставление информации физическим и юридическим лицам, заинтересованным в строительстве объектов капитального строительства различного назначения на территории муниципального образования, об основных характеристиках, предлагаемых для инвестиционного освоения объектов, включая укрупненную оценку коммерческой эффективности проектов.
Ожидаемые конечные результаты реализации этих мероприятий Программы:
- формирование посредством совмещенных проектов планировки и межевания границ зон изъятия, в том числе путем выкупа, границ зон резервирования земельных участков для их последующего изъятия, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд;
- формирование посредством проектов планировки земельных участков, превышающих по площади предельные параметры, установленные правилами землепользования и застройки, и являющихся планировочными элементами территорий - кварталами, микрорайонами, для предоставления физическим и юридическим лицам, которые обязуются провести межевание предоставленного участка на несколько участков меньшего размера, соответствующих градостроительным регламентам, обустроить их инфраструктурой и передать права другим застройщикам для жилищного и иных видов строительства или самостоятельно завершить строительство;
- формирование посредством совмещенных проектов планировки и межевания земельных участков, не превышающих по площади предельные параметры, установленные правилами землепользования и застройки, для предоставления на торгах физическим и юридическим лицам сформированных земельных участков в целях строительства;
- установление посредством совмещенных проектов планировки и межевания на застроенных территориях границ земельных участков существующих зданий, строений, сооружений;
- обеспечение условий для реконструкции застроенных территорий физическими и юридическими лицами путем подготовки материалов к проектам застройки реконструируемых территорий и использования их при проведении конкурсов на предоставление победителям права осуществления реконструктивных мероприятий.
2. Выполнение землеустроительных работ по установлению (восстановлению) на местности границ муниципального образования город Мурманск
"Граница территории муниципального образования" - термин, устанавливающий административно-правовые характеристики территории муниципального образования город Мурманск - границы, в пределах которых реализуются полномочия органов местного самоуправления. То есть граница муниципального образования определяется для того, чтобы установить территорию, на которой осуществляется местное самоуправление, обеспечиваются социально-экономические условия, необходимые для его осуществления и реализации переданных органам местного самоуправления муниципальных образований отдельных государственных полномочий. Под границей муниципального образования город Мурманск понимается линия, определяющая пределы территории муниципального образования, отображенная на картах (планах) и закрепленная на местности межевыми знаками. Текстовое описание границ города дается в Уставе муниципального образования город Мурманск.
Границы муниципальных образований в Мурманской области, в том числе муниципального образования город Мурманск, утверждены Законом Мурманской области от 29.12.2004 N 582-01-ЗМО "Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области".
Генеральным планом муниципального образования город Мурманск определены границы города на карте, отображающей в графической форме местоположение, размер и границы города Мурманска.
Вынос проекта черты муниципального образования и установление на местности точного положения границ муниципального образования и закрепление узловых и поворотных точек границ межевыми знаками является межеванием земель.
3. Формирование земельных участков с целью организации торгов по продаже земельных участков или права аренды земельных участков
Отсутствие сформированных и обеспеченных необходимой инженерной (коммунальной) инфраструктурой земельных участков, а также документации по планировке территории применительно к застроенным или предназначенным для жилищного строительства земельным участкам в границах муниципального образования город Мурманск является существенным препятствием для комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инфраструктуры.
В настоящее время строительство малоэтажного жилья в области ведется преимущественно индивидуальными застройщиками.
Малоэтажное домостроение перед строительством многоэтажного жилья обладает такими существенными преимуществами, как возможность снижения себестоимости и сроков строительства, возможность строительства автономных систем инженерного обеспечения участков жилой застройки в виде обособленных имущественных комплексов, экономия эксплуатационных затрат при обслуживании таких систем инженерного обеспечения, применение экологичных и энергоэффективных конструкций домостроения. В связи с этим, согласно Программе, планируемое строительство жилья эконом-класса в основном ориентировано на малоэтажное жилищное строительство.
В настоящее время ведется жилищное строительство малоэтажных и индивидуальных жилых домов на следующих земельных участках:
- в микрорайоне "Озерный" Октябрьского района;
- в районе ул. Огни Мурманска;
- по ул. Южной;
- по просп. Кольскому, 305 м-н;
- в районе озера Чайка.
- Кроме этого, в городе Мурманске сформировано несколько земельных участков под малоэтажную и индивидуальную застройку:
- в районе ул. Шевченко, площадью 20,7 га (участок предоставлен ООО "Спецстройснаб");
- в районе ул. Прибрежной, площадью 11,4 га (участок предоставлен МООО "Ветеран");
- в районе ул. Судоремонтной, площадью 9 га (участок предоставлен ООО "Риэлт Плюс");
- в районе ул. Старостина, площадью 50 га;
- в районе улиц Героев-Рыбачьего и Шабалина площадью 4,1 га.
В границах города достаточно мест для малоэтажного жилищного строительства. Однако для получения разрешения на строительство необходимо оформление документации, включая работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о земельном участке, обеспечение земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
Кроме мер, направленных на снижение стоимости подготовки земельных участков под жилую застройку, существенным фактором, влияющим на снижение стоимости строительства в том числе малоэтажного жилья и повышающим доступность строительства жилого дома для населения, является разработка проектных решений жилых домов многократного применения с использованием новых технологий в строительстве и современных строительных материалов.
Применение в строительстве современных технологий и конструктивов, отвечающих современным техническим и экологическим требованиям, соответствующих природно-климатическим условиям региона, позволит осуществить проживание населения не только в экологически чистых зонах, но и в жилых помещениях, зданиях и сооружениях, построенных с учетом экологических требований.
Намечены следующие направления для реализации данного мероприятия:
- определение перечня земельных участков, которые будут предоставляться для жилищного строительства, в том числе малоэтажного, и для размещения объектов инфраструктуры;
- разработку градостроительных планов земельных участков, предназначенных для освоения в целях жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
- актуализацию плана формирования и предоставления земельных участков для жилищного строительства, в том числе малоэтажного, комплексного освоения в целях жилищного строительства, которые необходимы для строительства жилья в соответствии с целевыми показателями ввода жилья.
В приложении N 2 к настоящей Программе приведены сведения о приоритетных земельных участках, которые могут быть использованы под жилищное строительство на территории муниципального образования город Мурманск. На них планируется реализовать проекты строительства многоквартирных жилых домов и малоэтажного жилья, в том числе на основе комплексного освоения территорий. С учетом ежегодной корректировки настоящей Программы будут формироваться дополнительные перечни площадок под жилую застройку и сетевые графики строительства. Форма сетевого графика приведена в приложении N 3 к настоящей Программе.
4. Комплексное освоение и развитие территории города Мурманска в целях жилищного строительства, в т.ч. малоэтажного жилья, жилья экономического класса
Большое значение в целях увеличения объемов строительства жилья, в т.ч. малоэтажного жилья, жилья экономического класса, имеет проведение мероприятий по поддержке и реализации на территории города инвестиционных проектов комплексного освоения территорий.
Развитие проектов комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса планируется осуществлять по следующим направлениям:
1. Мероприятия по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков.
Обеспечение земельного участка под жилищное строительство объектами коммунальной инфраструктуры включает в себя следующие мероприятия:
- проектирование, проведение экспертиз соответствующей проектно-сметной документации;
- строительно-монтажные работы по системам электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Юридические лица, которым будут предоставлены субсидии из бюджета, на реализацию мероприятий по обеспечению земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства, определяются на основе конкурса заявок юридических лиц (застройщиков). При рассмотрении заявок преимущество отдается заявкам, по которым земельные участки планируются под малоэтажное жилищное строительство.
В целях жилищного строительства в Мурманске предполагается приоритетное обеспечение коммунальной инфраструктурой участков, которые обеспечены пакетом необходимых документов (в том числе документацией по планировке территории: проектами планировки и проектами межевания).
2. Проектирование и строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.
Реализацию мероприятий планируется начать либо с подготовки документации по планировке территории, в рамках которой будут определены места размещения транспортных магистралей, либо с подготовки проектно-сметной документации.
3. Стимулирование инвестиций в жилищное строительство, в том числе через реализацию проектов государственно-частного партнерства.
4. Разработка и согласование инвестиционных программ развития предприятий коммунального комплекса для возможности обеспечения земельных участков под жилищное строительство водопроводными, электрическими сетями, канализацией.
Перечень планируемых к реализации проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства на территории города Мурманска приведен в приложении N 4 к Программе.
5. Снижение административных барьеров в строительстве
В рамках реализации данного программного мероприятия предусматриваются:
- разработка и принятие административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере строительства, в том числе связанных с выдачей разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, подготовкой и выдачей градостроительных планов земельных участков;
- перевод муниципальных услуг в сфере строительства в электронный вид в соответствии с законодательством РФ;
- оптимизация процедур формирования земельных участков для строительства;
- упрощение процедуры согласования разрешительной документации на земельные участки для строительства;
- уменьшение сроков подготовки конкурсной документации для организации торгов по продаже земельных участков или права аренды земельных участков;
- размещение на официальных сайтах в сети Интернет информации о наличии земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, права на которые зарегистрированы, для целей строительства.
Перечень мероприятий по снижению административных барьеров в строительстве приведен в приложении N 5 к Программе.
6. Строительство и приобретение жилья для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания вследствие физического износа
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 27.02.2003 N 50-ПП/4 "О регионально-целевой программе "Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы" и в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде с последующим сносом ветхих и аварийных домов на территории муниципального образования город Мурманск, была разработана и действовала целевая программа "Переселение граждан города Мурманска из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 годы", утвержденная решением Мурманского городского Совета от 07.04.2005 N 6-60.
В настоящее время разработана долгосрочная целевая программа города Мурманска "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Мурманска" на 2012-2016 годы.
Для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов будут использованы жилые помещения, приобретенные на вторичном или первичном рынке города Мурманска.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности - переселение 425 граждан, проживающих в 17 аварийных многоквартирных домах общей площадью 8784,3 кв.м.
Переселение граждан из многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства, в целях создания им безопасных и благоприятных условий для проживания будет осуществляться за счет жилых помещений, приобретенных на первичном рынке города Мурманска.
7. Строительство жилья для граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в т. ч. малоэтажного жилья, жилья экономического класса
Основными направлениями государственной жилищной политики определены:
- расселение жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- повышение эффективности реализации целевых программ в улучшении жилищных условий граждан;
- решение жилищных проблем граждан, проживающих в общежитиях;
- развитие застроенных территорий.
Для граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет средств областного и муниципального бюджетов в период действия Программы планируется завершить строительство многоквартирного жилого дома по ул. Капитана Орликовой В.Я. в г. Мурманске площадью 1077 кв.м.
Из объектов инфраструктуры за счет средств областного и муниципального бюджетов в период действия Программы планируется строительство детского сада в Ленинском административном округе на 140 мест и стадиона для средней образовательной школы N 33 по ул. Крупской.
Важнейшим элементом Жилищного кодекса РФ стало законодательное закрепление договорных отношений в жилищной сфере и в первую очередь договоров социального найма и найма жилья - основы рыночных отношений в этой области.
Существующая государственная система жилищного обеспечения должна быть заменена на новую, основанную на следующих принципах:
- предоставление жилья из муниципальных фондов на условиях договора социального найма социально незащищенным, нетрудоспособным слоям граждан;
- предоставление жилья из государственных или муниципальных жилищных фондов на условиях срочного найма тем гражданам, чьи доходы в данный момент времени не позволяют приобрести жилье в собственность;
- стимулирование развития системы жилья на условиях найма, так называемого сектора "арендного жилья";
- предоставление гражданам, имеющим небольшие собственные накопления, адресных целевых субсидий, позволяющих приобрести жилье с использованием кредитных (заемных) средств.
Строительство жилья экономического класса и формирование муниципального жилищного фонда, в т.ч. арендного сектора жилья, возможно путем реализации следующих направлений:
- формирование земельных участков с целью проведения аукционов по продаже права аренды земельных участков для строительства жилья экономического класса;
- строительство коммунальной инфраструктуры осуществляется в рамках разработанной инвестиционной программы по развитию систем коммунальной инфраструктуры или за счет средств субсидий на строительство коммунальной инфраструктуры;
- строительство жилья экономического класса по технологиям строительства быстровозводимых жилых домов на основе государственно-частного партнерства на условиях софинансирования за счет бюджетных средств;
- направление части построенного жилья на формирование муниципального жилищного фонда для предоставления жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и формирование маневренного фонда для временного проживания граждан, утративших жилые помещения, оставшаяся часть - коммерческое жилье, которое реализует застройщик.
Субсидии на проектирование и строительство быстровозводимых жилых домов могут быть направлены на создание муниципального жилищного фонда для предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также на создание маневренного фонда.
Жилые помещения маневренного фонда будут предоставляться: временно заемщикам по ипотечным кредитам, которые в результате обращения взыскания лишились права проживания в жилом помещении; гражданам в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома; гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
8. Формирование арендного сектора жилья
Строительство муниципальных "доходных" домов поможет решить сразу несколько проблем. Во-первых, нуждающиеся граждане получат доступное современное жилье. Оно послужит своеобразным "буфером" между спросом и предложением на рынке жилья, способным снизить рост цен. Во-вторых, "доходные" дома смогут успешно конкурировать с частными квартирными хозяевами, сдающими жилье в коммерческий наем.
Также необходимо принимать во внимание положения Жилищного кодекса РФ, регламентирующие обязанность граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и особые условия для граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, которые освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), занимаемым по договору социального найма.
В целях создания рынка арендного жилья для граждан, временно проживающих на территории города Мурманска либо не имеющих возможности приобретения собственного жилья, в рамках реализации Программы предусматривается следующее:
- произвести оценку эффективности создания фонда арендного жилья ("доходные" дома) как отдельного бизнеса;
- определить условия его формирования и использования.
При участии частного бизнеса в сфере развития данного сегмента рынка недвижимости в последующие годы разработать механизмы строительства жилья для предоставления внаем гражданам отдельных категорий, нуждающимся в жилье.
9. Создание благоприятных условий для развития строительного комплекса, в т.ч. с целью применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности
Применение энергоэффективных технологий и строительных материалов будет способствовать:
- уменьшению стоимости по сравнению с традиционными технологиями (применение энергоэффективных материалов позволяет существенно уменьшить стоимость фундаментов и несущих конструкций);
- уменьшению сроков строительства вследствие переноса трудоемких строительных процессов со стройплощадки на предприятия стройиндустрии (устройство стеновых конструкций, теплоизоляция);
- увеличению сроков службы конструкций и снижению стоимости эксплуатационных расходов, что повлечет за собой увеличение темпов строительства.
Задачи:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в общей политике социально-экономического развития города;
- определение приоритетных и наиболее экономически эффективных мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения, в том числе механизмы обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Цель: обеспечение инновационного развития города за счет повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения при одновременном улучшении качества жизни населения.
Программа направлена на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности объектов строительства с учетом высокотехнологичных отечественных разработок и перспектив их применения при реализации долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования город Мурманск" на 2011-2014 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 30.07.2010 N 1328.
Возникает необходимость создания системы повышения энергоэффективности и экологичности объектов строительства и ее практической отладке в профессиональной практике.
Конечным ожидаемым результатом реализации Программы будет эффективно действующая система, позволяющая достигать фактического снижения энергоемкости объектов строительства.
В целях разработки мер, направленных на стимулирование приобретения организациями строительной отрасли оборудования, обеспечивающего снижение удельного энергопотребления, при выдаче заданий на проектирование в обязательном порядке предъявляются требования к проектным организациям по разработке раздела "Энергоэффективность". В составе раздела должен разрабатываться комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления здания, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Строительство крупных промышленных объектов носит единичный характер, массовая застройка жилья, осуществляемая ранее за счет бюджетных средств, в современных условиях возможна лишь при внедрении механизмов ипотечного кредитования, которое из-за высоких процентных ставок по ипотечным кредитам не получило должного развития. В городе растет спрос на жилье повышенной комфортности, развивается строительство жилых комплексов индивидуальной коттеджной застройки из экологически чистых материалов. В связи с этим становится актуальным строительство промышленных объектов по производству современных строительных материалов.
Постановление Администрации г. Мурманска от 29 декабря 2012 г. N 3262 раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
На реализацию мероприятий Программы предусматриваются средства в объеме 285766,3 тыс.руб. за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск в объемах, установленных на соответствующий финансовый год и плановый период.
При наличии ресурсов могут быть использованы средства из внебюджетных источников.
В случае внесения изменений в бюджет на очередной финансовый год и плановый период в части бюджетных ассигнований на реализацию Программы соответствующие изменения вносятся в настоящую Программу.
Объемы указанных средств являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам расходования средств и годам
(тыс.руб.) | |||||
Источники финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе по годам реализации, тыс.руб. |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Всего по Программе: |
285766,3 |
16879,3 |
16600 |
67216 |
185071 |
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
средств бюджета муниципального образования город Мурманск |
285766,3 |
16879,3 |
16600 |
67216 |
185071" |
V. Механизм реализации Программы
Муниципальным заказчиком-координатором Программы является комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска.
В ходе реализации Программы координацию деятельности обеспечивает комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска.
Муниципальный заказчик и исполнители Программы реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых средств.
Исполнители мероприятий предоставляют в комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска:
- ежеквартально до 2 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации Программы;
- ежегодно до 15 января доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Мурманска и их формирования и реализации, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 22.01.2009 N 115.
Механизм реализации Программы состоит в согласованном нормативно-правовом, финансовом и организационном обеспечении выполнения комплекса предусматриваемых Программой мероприятий.
Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы включает необходимость разработки и принятия нормативных правовых документов по следующим вопросам:
- вовлечение в хозяйственный оборот в целях жилищного строительства земельных участков, неиспользуемых по целевому назначению;
- снятие излишних административных барьеров при получении исходно-разрешительной и иной документации при осуществлении строительства;
- применение типовых проектных решений для строительства объектов с участием бюджетного финансирования;
- обеспечение развития малоэтажного жилищного строительства;
- стимулирование применения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищном строительстве;
- формирование условий для создания фонда жилья социального найма.
Финансовое обеспечение реализации Программы заключается в ежегодном утверждении статей расходов бюджета в соответствии с объемами финансирования, необходимыми для выполнения комплекса мероприятий по реализации Программы.
Организационное обеспечение реализации Программы заключается в реализации программы на основе:
1) муниципальных контрактов (договоров), заключаемых муниципальным заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
2) условий, порядка и правил, утвержденных федеральными, областными и муниципальными нормативными правовыми актами.
Комплекс мероприятий по реализации Программы включает в себя меры муниципальной поддержки организаций строительного комплекса, населения и некоммерческих объединений граждан (жилищных строительных кооперативов), которые направлены на стимулирование спроса и предложения на рынке жилья, сбалансированность рынка и развитие жилищного строительства и стройиндустрии в области.
Постановлением Администрации г. Мурманска от 20 декабря 2012 г. N 3044 раздел VI настоящего приложения изложен в новой редакции
VI. Оценка эффективности Программы, рисков ее реализации
1. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
- увеличение обеспеченности населения жильем до 23,45 кв.м;
- увеличение годового объема ввода жилья до 50 тыс.кв.м (при обязательном выполнении экологических, санитарно-гигиенических и градостроительных требований и сохранении исторического и культурного наследия);
- обеспечение земельных участков под жилищное строительство объектами коммунальной инфраструктуры;
- системное развитие перспективных территорий под комплексную жилую застройку с обеспечением земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами;
- развитие застроенных территорий, повышение качества условий проживания;
- повышение эффективности использования территории и определения ее дальнейшего развития;
- создание благоприятного инвестиционного климата, развитие малого предпринимательства;
- эффективное управление земельными ресурсами.
Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Мурманска см. Постановление Администрации г. Мурманска от 21 августа 2013 г. N 2143
Оценка эффективности реализации программных мероприятий производится в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Мурманска и их формирования и реализации, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 22.01.2009 N 115.
2. При реализации мероприятий Программы возможны ситуации, возникновение которых может негативно отразиться на реализации Программы в целом и не позволит достичь плановых значений показателей.
На реализацию Программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски.
Внешним риском является изменение федерального и регионального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Внутренними рисками являются:
- невыполнение исполнителем обязательств;
- превышение стоимости проекта;
- риски низкого качества работ;
- управленческие и административные риски, экономические и финансовые риски.
В целях выявления и минимизации возможных рисков в процессе реализации Программы предлагается:
- при проведении конкурсных процедур предусматривать обеспечение заявки на участие в торгах, а при заключении контрактов - обеспечение контрактов;
- при заключении контрактов предусматривать штрафные санкции или другие меры ответственности за неисполнение договорных обязательств; осуществление мониторинга выполнения Программы, регулярный анализ выполнения показателей и мероприятий Программы и, при необходимости, их корректировка;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Администрации г. Мурманска от 13 октября 2011 г. N 1886 "Об утверждении долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.