Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 58. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией
Законом Мурманской области от 17 мая 2010 г. N 1232-01-ЗМО в пункт 1 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
1. Подсчет голосов участников референдума проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов участников референдума и наблюдать за подсчетом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет, что получить бюллетени и проголосовать могут только участники референдума, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Законом при подсчете голосов участников референдума.
Законом Мурманской области от 17 мая 2010 г. N 1232-01-ЗМО в пункт 3 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии согласно акту оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные:
1) число участников референдума, включенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
2) число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
3) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
4) число участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии со статьей 54 настоящего Закона (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума).
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
Законом Мурманской области от 17 мая 2010 г. N 1232-01-ЗМО в пункт 7 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
7. После осуществления действий, указанных в пункте 6 настоящей статьи, со списком участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
8. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо иное место специально приспособленное для хранения документов. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
9. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
10. При непосредственном подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, определенные статьей 13 настоящего Закона.
Законом Мурманской области от 12 апреля 2011 г. N 1338-01-ЗМО в пункт 11 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
11. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов участников референдума пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 17 и 17.1 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов участников референдума, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии.
12. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов участников референдума не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
Законом Мурманской области от 12 апреля 2011 г. N 1338-01-ЗМО в пункт 13 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
13. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии предлагает удостовериться членам участковой комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов участников референдума лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 соответствующего протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней установленной формы с соответствующим вопросом референдума превышает число заявлений участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени с соответствующим вопросом референдума, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования с указанием фамилий и инициалов членов участковой комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
15. В случае, если на референдум вынесено более одного вопроса, сначала члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, отдельно по каждому вопросу референдума. Затем последовательно, по каждому виду бюллетеней, производят действия, предусмотренные пунктами 16-23 настоящей статьи.
16. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, отдельно по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", содержащимся в бюллетенях, оглашая содержащиеся в бюллетене отметки участника референдума, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Законом Мурманской области от 12 апреля 2011 г. N 1338-01-ЗМО в пункт 17 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", или содержат отметки и в том, и в другом квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех вызвавших сомнение бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью данной комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 13 настоящей статьи и пунктом 7 статьи 55 настоящего Закона) оглашается и вносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
Законом Мурманской области от 12 апреля 2011 г. N 1338-01-ЗМО статья 58 главы 8 настоящего Закона дополнена пунктом 17.1, вступающим в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
17.1. Если число участников референдума, проголосовавших досрочно в помещениях комиссии референдума и участковой комиссии (а при проведении досрочного голосования только в помещении участковой комиссии - число участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении участковой комиссии), составляет более одного процента от числа участников референдума, внесенных в список участников референдума на участке референдума (но не менее десяти участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с пунктом 6 статьи 55 настоящего Закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
18. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет". При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
19. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строк 14 и 15 протокола об итогах голосования, определяют число действительных бюллетеней, оглашают его и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
20. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
21. После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
22. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5, 6 и 7 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования: строку 12 "Число утраченных бюллетеней" и строку 13 "Число не учтенных при получении бюллетеней". Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 5, 6 и 7, из которой вычтено число, указанное в строке 4 протокола об итогах голосования, полученная разность вносится в строку 12, при этом в строке 13 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 5, 6 и 7, из которой вычтено число, указанное в строке 4 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, полученная разность вносится в строку 13, при этом в строке 12 проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Ранее заполненный бланк протокола об итогах голосования приобщается к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 12 и 13 проставляется цифра "0".
Законом Мурманской области от 17 мая 2010 г. N 1232-01-ЗМО в пункт 23 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
23. После завершения подсчета бюллетени упаковываются в отдельные пачки по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет". В отдельные пачки упаковываются также недействительные и погашенные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней бюллетеней, вопрос референдума либо ставится отметка "Недействительные бюллетени". Сложенные таким образом бюллетени, а также бюллетени, упакованные в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящей статьи, помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению комиссии референдума или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Законом Мурманской области от 17 мая 2010 г. N 1232-01-ЗМО в пункт 24 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
24. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников референдума, после чего подписывается (подписываются) протокол (протоколы) участковой комиссии об итогах голосования, а его (их) копии выдаются лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Протокол (протоколы) об итогах голосования составляется (составляются) в двух экземплярах и подписывается (подписываются) всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем (них) проставляются дата и время (часы и минуты) его (их) подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
25. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования подпись хотя бы одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса проставлена другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
26. При подписании протокола члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Законом Мурманской области от 19 декабря 2013 г. N 1699-01-ЗМО в пункт 27 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения
27. По требованию члена участковой комиссии, лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи копии протокола об итогах голосования в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию протокола об итогах голосования, расписывается в указанном реестре. Ответственность за полноту и достоверность содержащихся в копии протокола об итогах голосования данных несет лицо, заверяющее указанную копию протокола.
Законом Мурманской области от 12 апреля 2011 г. N 1338-01-ЗМО в пункт 28 статьи 58 главы 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
28. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, либо заверения этих копий незамедлительно направляется в комиссию референдума и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в комиссию референдума председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии об итогах голосования вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.
Законом Мурманской области от 19 декабря 2013 г. N 1699-01-ЗМО пункт 29 статьи 58 главы 8 настоящего Закона изложен в новой редакции
29. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом документацией референдума, включая бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также печать участковой комиссии передаются в вышестоящую комиссию для хранения.
30. При наличии соответствующего оборудования данные протокола об итогах голосования сразу после подписания протокола членами участковой комиссии, сформированной на участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, передаются по техническим каналам связи в комиссию референдума с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования и другой документации референдума, предусмотренной пунктом 28 настоящей статьи, в комиссию референдума при первой возможности непосредственно.
31. Порядок использования технической системы передачи информации о референдуме, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных протоколов об итогах голосования, устанавливается федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
32. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в комиссию референдума участковая комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена комиссией референдума в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. Участковая комиссия, информируя о проведении указанного заседания, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в комиссию референдума. Ранее представленный участковой комиссией в комиссию референдума протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.