Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 1 октября 2014 г. N 1875
"Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях"
Во исполнение Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Мурманской области от 28.06.2013 N 1649-01-ЗМО "Об образовании в Мурманской области" в соответствии с Законом Мурманской области от 29.12.2004 N 573-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки инвалидов" с целью удовлетворения потребностей детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.
2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, руководителям государственных областных образовательных организаций обеспечить организацию обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Н.Н. Карпенко |
Порядок
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях
(утв. приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 1 октября 2014 г. N 1875)
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (далее - Порядок) регулирует процессы организации образования детей, нуждающихся в длительном лечении, и детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам, на дому или в медицинских организациях, а также финансирования расходов на данные цели и компенсации затрат родителей (законных представителей), организующих образование детей-инвалидов на дому самостоятельно.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Мурманской области от 28.06.2013 N 1649-01-ЗМО "Об образовании в Мурманской области", Законом Мурманской области от 29.12.2004 N 573-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки инвалидов" с целью удовлетворения потребностей в получении общедоступного и бесплатного образования детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов.
1.3. Действие настоящего Порядка распространяется на образовательные организации, осуществляющие обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - образовательная организация).
1.4. Общее образование на дому осуществляется для следующих категорий детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать государственные или муниципальные образовательные организации:
- дети, нуждающиеся в длительном лечении;
- дети-инвалиды.
2. Цель и задачи
2.1. Целью организации индивидуального обучения на дому или в медицинских организациях является реализация конституционного права на образование детьми, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами (далее - дети, обучающиеся).
2.2. Задачи:
- создание условий для освоения детьми основных общеобразовательных программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированных основных общеобразовательных программам, с учетом характера течения заболеваний, рекомендаций медицинской организации, индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
- обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса.
3. Организация обучения
3.1. Организация обучения детей на дому или в медицинской организации, расположенной по месту проживания, осуществляется педагогами образовательной организации, в которой дети обучаются.
Дети, проходящие лечение в медицинской организации по месту жительства, учитываются в статистических отчетах образовательных организаций, в которых обучаются постоянно.
3.2. Обучение детей в медицинских организациях г. Мурманска и областных учреждениях психоневрологического профиля, не проживающих в данных муниципальных образованиях, осуществляется образовательной организацией, к которой прикреплена медицинская организация.
3.3. Продолжительность общего образования на дому определяется врачебной комиссией (далее - ВК) медицинской организации.
3.4. Основаниями для организации общего образования детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, являются заключение медицинской организации и заявление родителя (законного представителя), поданные на имя руководителя образовательной организации в письменной форме.
3.5. Перевод детей на обучение на дому по медицинским показаниям осуществляется с разрешения органа, осуществляющего управление в сфере образования (далее - исполнительный орган), в ведении которого находится образовательная организация.
3.6. Для разрешения перевода обучающегося на обучение на дому руководитель образовательной организации представляет в исполнительный орган следующие документы:
- ходатайство на имя руководителя исполнительного органа;
- копию заявления родителей (законных представителей) обучающегося;
- копию заключения (справки) ВК медицинской организации.
3.7. На основании представленных документов исполнительный орган издает приказ о разрешении организации обучения ребенка на дому или в медицинской организации.
3.8. На основании приказа исполнительного органа об организации обучения на дому или в медицинской организации, руководитель образовательной организации заключает с родителем (законным представителем) договор об обучении на дому или в медицинской организации по форме, утвержденной локальным актом образовательной организации.
3.9. Договор об обучении на дому или в медицинской организации заключается в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа исполнительного органа об организации обучения на дому или в медицинской организации на срок, указанный в решении исполнительного органа.
Договор об обучении на дому или в медицинской организации может быть расторгнут по инициативе сторон по основаниям, указанным в договоре.
3.10. На основании приказа исполнительного органа и договора об обучении на дому или в медицинской организации руководитель образовательной организации в течение двух рабочих дней издает приказ об организации обучения.
3.11. Организация образовательного процесса при обучении детей на дому или в медицинской организации регулируется в образовательной организации индивидуальными учебными планами, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Учебная нагрузка детей дошкольного возраста составляет 2 часа в неделю.
Учебная нагрузка детей школьного возраста соответствует учебной нагрузке, определенной примерными учебными планами по классам обучения.
3.12. Индивидуальный учебный план детей школьного возраста составляется исходя из примерных недельных учебных планов:
Примерный недельный учебный план обучающихся на дому по программам начального общего образования
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Филология |
Русский язык и литературное чтение |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
Иностранный язык |
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Математика и информатика |
Математика |
2,5 |
2 |
2 |
2 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир (Человек, природа, общество) |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
0,5 |
Искусство |
Искусство (Музыка и ИЗО) Технология (Труд) Физическая культура |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 |
Технология | |||||
Физическая культура | |||||
Региональный компонент и компонент образовательной организации |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Обязательная нагрузка обучающегося |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
Часы самостоятельной работы обучающегося |
11 |
13 |
13 |
13 |
|
Максимально допустимая нагрузка обучающегося |
21 |
23 |
23 |
23 |
Примерный недельный учебный план обучающихся на дому по программам основного общего и среднего общего образования
|
|
Количество часов в неделю по классам |
|||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
|
Русский язык и литература |
3,5 |
3,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Иностранный язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Математика Информатика и ИКТ |
3 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
3 |
3,5 |
Окружающий мир (Человек, природа, общество) |
|
|
|
|
|
|
|
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
|
|
|
|
|
История |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
1 |
Обществознание |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Природоведение |
1 |
|
|
|
|
|
|
География |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Биология |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Физика |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Химия |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Искусство Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Региональный компонент и компонент образовательной организации |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Обязательная нагрузка обучающегося |
12 |
12 |
12 |
13 |
13 |
14 |
14 |
Часы самостоятельной работы обучающегося |
17 |
18 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Максимально допустимая нагрузка обучающегося |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
34 |
34 |
3.13. При обучении детей школьного возраста по адаптированным образовательным часы регионального компонента и компонента образовательной организации направляются на индивидуальные коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, коррекцию речевых нарушений (логопедические занятия).
3.14. При распределении часов регионального компонента и компонента образовательной организации рекомендуется учитывать мнение родителей (законных представителей).
3.15. Занятия в рамках регионального компонента и компонента образовательной организации могут проводиться в малых группах (до 4-х человек) для решения задач формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации обучающихся.
3.16. Выбор вариантов проведения занятий, соотношение групповой и самостоятельной работы определяется образовательной организацией в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей детей, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций медицинской организации и отсутствия противопоказаний для занятий в группе.
3.17. Содержание самостоятельной работы должно быть описано в рабочей программе по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету.
3.18. Самостоятельная работа, выполняемая по заданию педагогического работника, может выполняться под его руководством в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
3.19. Дети-инвалиды, обучающиеся на дому и не имеющие противопоказаний для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, часы самостоятельной работы, определенные учебным планом, могут осваивать в Ресурсном центре дистанционного образования государственной областной образовательной организации.
3.20. По письменному заявлению родителей (законных представителей) обучающийся, переведенный на обучение на дому, владеющий навыками самообслуживания, может посещать отдельные учебные занятия в образовательной организации вместе с одноклассниками.
Решение в каждом конкретном случае принимает руководитель образовательной организации при условии доставки ребенка родителями (законными представителями) в организацию и обратно, с учетом степени заболевания и рекомендаций лечащего врача.
3.21. Родители (законные представители) детей-инвалидов могут самостоятельно осуществлять их обучение на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам на основании договора, заключенного с образовательной организацией, в которой обучается ребенок-инвалид.
3.22. Общие сведения о детях, данные о результатах промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, переводе из класса в класс, выпуске из образовательной организации вносятся в классный журнал соответствующего класса.
3.23. Для учета на каждого ребенка, обучающегося на дому либо в медицинской организации, оформляется журнал индивидуальных занятий, в который заносятся даты занятий, содержание пройденного материала, домашнее задание, данные об успеваемости.
3.24. При выписке из медицинских организаций г. Мурманска и областных учреждениях психоневрологического профиля, детей, не проживающих в данных муниципальных образованиях, им выдается справка с указанием результатов освоения учебных предметов и сроков обучения, заверенная печатями и подписями руководителей медицинской организации и образовательной организации, обеспечившей обучение ребенка в стационарных условиях медицинской организации.
3.25. Контроль за освоением основных общеобразовательных программ осуществляет образовательная организация, в которую зачислен обучающийся.
3.26. Детям обучающимся на дому либо в медицинской организации образовательные организации:
3.26.1. Предоставляют на время обучения на дому бесплатно учебники, учебную и справочную литературу
3.26.2. Обеспечивают специалистами из числа педагогических работников, оказывают методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения основных общеобразовательных программ.
3.26.3. Осуществляют промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию
3.26.4. Выдают обучающимся, успешно прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца о соответствующем уровне образования.
3.26.5. Определяют порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся с учетом медицинских рекомендаций.
3.26.6. Осуществляют перевод обучающегося в следующий класс по решению органа самоуправления в соответствии с Уставом образовательной организации.
4. Финансирование
4.1. Финансовое обеспечение образовательной деятельности на организацию обучения и воспитания детей, находящихся на длительном лечении, и детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам, на дому или в медицинских организациях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Мурманской области.
4.2. Компенсация затрат родителей (законных представителей) на организацию обучения и воспитания детей, находящихся на длительном лечении, и детей-инвалидов на дому осуществляется образовательной организацией, в которой числится обучающийся, за счет средств, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания.
4.3. Ежемесячный размер компенсации затрат родителей (законных представителей) на организацию обучения и воспитания ребенка-инвалида школьного возраста на дому определяется как произведение средней стоимости одного часа работы педагогических работников общеобразовательных организации Мурманской области и количества проведенных учебных часов в месяц, определяемое в соответствии с классом обучения, но не более обязательной нагрузки, указанной в пункте 3.12 настоящего Порядка.
4.4. Ежемесячный размер компенсации затрат родителей (законных представителей) на организацию обучения и воспитания ребенка-инвалида дошкольного возраста на дому определяется как произведение средней стоимости одного часа работы педагогических работников дошкольных образовательных организаций Мурманской области и количества проведенных учебных часов в месяц, но не более 2 часов в неделю.
4.5. Компенсация выплачивается путем перечисления денежных средств на лицевой счет родителя (законного представителя), указанный в договоре об обучении на дому и открытый в кредитной организации Мурманской области, имеющей лицензию Центрального Банка РФ.
В случае отсутствия возможности перечисления компенсации на лицевой счет родителя (законного представителя) организация осуществляет выплату через управление федеральной почтовой связи Мурманской области - филиал ФГУП "Почта России" на адрес, указанный в договоре.
Выплата компенсации осуществляется ежемесячно за январь-май, сентябрь-декабрь текущего года без предъявления требований к педагогическому образованию. Отчетные документы о расходовании полученных средств родителями (законными представителями) не предоставляются.
4.6. Средняя стоимость одного часа работы педагогических работников дошкольных и общеобразовательных организаций Мурманской области, указанная в пунктах 4.3 и 4.4 настоящего Порядка устанавливается приказом Министерства образования и науки Мурманской области ежегодно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 1 октября 2014 г. N 1875 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства образования и науки Мурманской области и Министерства здравоохранения Мурманской области от 29 октября 2015 г. N 1935/499 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 15 июля 2015 г. N 1404
Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 15 июня 2015 г. N 1247