С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ
В соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков Госналогслужбы России на 1997 год, утвержденного Руководителем Госналогслужбы России 24 апреля 1997 г. по согласованию с Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации, госналогинспекциями была проведена работа по проверке комитетов по управлению государственным имуществом и отдельных балансодержателей по вопросу полноты и своевременности перечисления в федеральный и местные бюджеты арендной платы за аренду государственного и муниципального имущества за 1996 год.
Проверка осуществлялась в соответствии с Программой, направленной Госналогслужбой России в адрес налоговых инспекций 06.05.97 N СШ-6-07/346. Срок представления информации был определен до 15 июня 1997 года.
Поступление в федеральный бюджет арендной платы от сдачи в аренду федеральной собственности составило в 1996 году 222,93 млрд. рублей при бюджетном назначении 243,4 млрд.руб. или 91,6% к годовому заданию.
Была осуществлена проверка 1635 комитетов по управлению имуществом. По заключенным комитетами договорам аренды подлежало перечислению в бюджеты всех уровней 1829,4 млрд.руб., в том числе в федеральный бюджет - 268,2 млрд.руб., что выше по сравнению с 1995 годом в 1,9 раза; фактически перечислено, соответственно, 2776,1 млрд.руб. и 217,2 млрд.руб.
Задолженность по арендной плате перед федеральным бюджетом снизилась с 64,21 млрд.руб. в 1995 году до 62,6 млрд.руб. в 1996 году. Взыскано в федеральный бюджет недоимок по арендной плате с начислением пени в 1996 году в 1,8 раза больше, чем в 1995 году (8,94 млрд.руб и 4,89 млрд.руб., соответственно), при этом наиболее значительные суммы недоимок были взысканы в г.Санкт-Петербурге - 2,06 млрд.руб., Пермской области - 1,58 млрд.руб., Ростовской области - 0,95 млрд.руб., Красноярском крае - 0,7 млрд.руб., Ставропольском крае - 0,51 млрд.рублей.
Не имеют задолженности по арендной плате перед федеральным бюджетом по заключенным договорам Псковская, Астраханская, Тюменская области и Ямало-Ненецкий а/о, а по Воронежской, Самарской, Смоленской, Архангельской и Волгоградской областям задолженность в 1996 году существенно снизилась по сравнению с 1995 годом.
Поскольку действующим законодательством налоговым органам не предоставлено право бесспорного списания в бюджет недоимки по арендной плате с учетом начисленных пени, так как она носит договорной характер и относится к неналоговым доходам соответствующего бюджета, то многие налоговые инспекции не применяют это право по отношению к взысканию недоимки по арендной плате в федеральный бюджет.
Однако, во многих субъектах Российской Федерации республиканские, областные и муниципальные органы власти предоставили налоговым органам такое право по взысканию недоимки по арендной плате от сдачи в аренду собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. В связи с этим, размер взысканной недоимки с начислением пени по арендной плате в местные бюджеты составило 47,8% от задолженности, между тем как в федеральный бюджет только 14,3%.
Материалы проведенных госналогинспекциями проверок комитетов по управлению имуществом показывают, что по сравнению с прошлым годом комитеты значительно усилили работу по контролю за полнотой и своевременностью перечисления в бюджеты разных уровней арендной платы за аренду государственного и муниципального имущества, однако еще имеет место наличие серьезных недостатков в работе этих органов по осуществлению контроля. К таким недостаткам относятся:
- отсутствие реестров арендаторов федеральной, государственной и муниципальной собственности (выявлено в Удмуртской Республике, автономных округах: Бурятском, Корякском, Усть-Ордынском, Чукотском, а также в областях: Волгоградской, Мурманской, Тверской, Тюменской и в Красноярском крае);
- отсутствие информации о поступлениях арендной платы в бюджеты всех уровней при наличии подписанных договоров аренды (выявлено в республиках: Адыгея, Коми, Удмуртской Республике; автономных округах: Корякском и Чукотском; Краснодарском и Красноярском краях, а также в областях: Брянской, Воронежской, Мурманской, Омской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Тюменской, Читинской и в г.Санкт-Петербурге);
- не применение мер по взысканию недоимки по арендной плате в бюджеты всех уровней (выявлено в Республике Адыгея, Удмуртской Республике, Корякском а/о, областях: Курской, Мурманской, Омской, Свердловской, Тюменской и Читинской).
В семи субъектах Российской Федерации действуют распоряжения комитетов по управлению имуществом, постановления Глав Администраций, предусматривающие перечисления части арендной платы от сдачи в аренду федеральной собственности на расчетные счета комитетов, балансодержателей, в областные и республиканские бюджеты, что противоречит п.4.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284; ст.7 Федерального закона от 31.12.95 N 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год";
совместному письму Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.93 N 143; N ЮУ-4-15/ 194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы".
Такие решения были приняты в республиках: Коми, Марий-Эл, в областях: Владимирской, Нижегородской, Омской, Псковской и Саратовской.
В 1995 году такой порядок перечисления арендной платы действовал в 15 субъектах Российской Федерации.
По сравнению с 1995 годом в 1996 году возросло число комитетов, на расчетные счета которых перечислялась арендная плата от сдачи в аренду федеральной собственности, с последующим ее перечислением в федеральный бюджет.
Данный порядок перечисления действует в республиках: Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, областях: Ивановской, Кемеровской, Магаданской, Мурманской, Омской, Саратовской, Тверской, Читинской и в Алтайском крае.
Во многих регионах (республиках: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Хакасия, Удмуртской и Чувашской республиках, автономных округах: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком, областях: Брянской, Владимирской, Калининградской, Калужской, Кировской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Псковской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Челябинской, а также Красноярском крае) приняты решения о перечислении арендной платы от сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности на расчетные счета комитетов по управлению имуществом, а также предусмотрено часть арендной платы оставлять на счетах комитетов, что позволило комитетам усилить контроль за поступлениями этого платежа в бюджеты всех уровней.
Так, если в целом по России задолженность по арендной плате составляет 23,5% от подлежащей перечислению в бюджеты всех уровней в соответствии с заключенными договорами, в том числе 23,3% перед федеральным бюджетом, то в перечисленных регионах эта задолженность составляет, соответственно, 18,7% и 19,5%.
Кроме проверки комитетов по управлению имуществом по вопросу полноты и своевременности перечисления арендной платы в бюджеты всех уровней за аренду государственной и муниципальной собственности были также проверены отдельные балансодержатели этой собственности.
Всего было проверено 4479 балансодержателей, в том числе 1860 балансодержателей федеральной собственности.
Перечислено в бюджеты всех уровней в 1996 году арендной платы 113,5 млрд.руб., в том числе в федеральный - 19,8 млрд.руб., при причитающихся к перечислению, соответственно, 191,4 и 54,1 млрд.рублей. Задолженность перед федеральным бюджетом выросла в 1996 году по сравнению с 1995 годом на 9,9 млрд.руб. и составила на 1 января 1997 г. 38,9 млрд.руб., взыскано недоимки по арендной плате в 1996 году 4,8 млрд.рублей.
В ходе проведенных проверок балансодержателей были установлены также нарушения действующего законодательства:
- во всех субъектах Российской Федерации имеют место заключение договоров аренды между балансодержателем и арендатором без согласия комитетов по управлению имуществом;
- во всех субъектах Российской Федерации по большинству договоров аренды арендная плата за аренду федерального имущества перечислялась арендаторами на расчетный счет балансодержателей, однако в 1996 году перечислено на счета балансодержателей федеральной собственности на 22,3 млрд.руб. меньше, чем в 1995 году;
- по ряду регионов в договорах аренды предусмотрено только возмещение балансодержателю коммунально-эксплуатационных расходов без взимания арендной платы, как таковой (в республиках: Адыгея, Бурятия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, автономных округах: Усть-Ордынском, Бурятском и Чукотском, областях: Костромской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Челябинской и в Алтайском крае).
Следует отметить, что если в 1995 году только в отдельных регионах комитеты по управлению имуществом расторгали договоры аренды с неплательщиками арендной платы и направляли материалы в арбитражный суд для взыскания задолженности по арендной плате, то в 1996 году таких регионов стало значительно больше.
В Белгородской области по ряду неплательщиков материалы переданы в налоговую полицию для проведения конфискации их имущества с последующей его реализацией для погашения образовавшейся задолженности.
В республиках: Бурятии, Калмыкии, Коми, Хакасии, автономных округах: Ханты-Мансийском и Эвенкийском, областях: Архангельской, Белгородской, Воронежской, Калининградской, Костромской, Липецкой, Оренбургской, Пензенской, Тамбовской, а также в Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях комитеты по управлению имуществом направляют в госналогинспекции сведения об арендаторах-должниках для взыскания арендной платы с начислением пени в бесспорном порядке.
В целях усиления контроля за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет арендной платы в Чувашской Республике, Ивановской, Кировской и Челябинской областях были подписаны соглашения (договоры) между комитетами по управлению имуществом и госналогинспекциями о взаимодействии в осуществлении этого контроля.
Из материалов, присланных госналогинспекцией Тверской области видно, что Комитет по управлению имуществом этой области не осуществляет контроль за полнотой и своевременностью перечисления арендной платы в бюджеты. В феврале 1997 года госналогинспекцией по области направлено письмо в комитет по управлению имуществом Тверской области о наличии недостатков в работе районных и городских комитетов по управлению имуществом по контролю за поступлением арендной платы в бюджеты всех уровней. Комитетом с участием госналогинспекции проведен семинар с представителями районных и городских комитетов по устранению этих нарушений.
Следует отметить, что госналогинспекции по Архангельской, Липецкой, Нижегородской и Ярославской областям наладили хороший деловой контакт с комитетами по управлению имуществом по контролю за полнотой и своевременностью перечисления арендной платы в бюджеты всех уровней. Материалы, присланные этими инспекциями, содержат наиболее полную информацию о проведенной работе.
В то же время госналогинспекция по Республике Карелия не осуществила проверку Комитета по управлению государственным имуществом республики Карелия, который заключает договоры на аренду федеральной собственности, госналогинспекции по Пермской области не осуществили проверки районных комитетов по управлению имуществом, которые заключают договоры аренды муниципальной собственности, госналогинспекция по Республике Северная Осетия - Алания не осуществила проверку балансодержателей федеральной и муниципальной собственности, госналогинспекция по Республике Кабардино-Балкария осуществила проверку только отдельных балансодержателей, но не за 1996 год, а за 5 месяцев 1997 года.
Госкомимущество России, которое осуществляет работу по заключению договоров аренды федеральной собственности, расположенной в г.Москве, а также Комитет по управлению имуществом Иркутской области не представили госналогинспекциям необходимый материал для осуществления проверки.
В материалах, представленных госналогинспекциями, содержится много предложений по совершенствованию контроля за полнотой и своевременностью перечисления арендной платы.
К наиболее часто встречающимся предложениям относятся следующие:
законодательно закрепить функции контроля за полнотой и своевременностью перечисления арендной платы в бюджеты всех уровней за налоговыми органами с выделением дополнительной численности и финансирования и соответствующего ее уменьшения в комитетах по управлению имуществом (Удмуртская Республика, Вологодская и Мурманская области, а также Краснодарский край);
- в законодательном порядке предоставить право комитетам по управлению имуществом взыскивать в бесспорном порядке недоимку по арендной плате с начислением пени (Курская, Липецкая, Новгородская, Самарская и Челябинская области);
- обязать комитеты по управлению имуществом направлять один экземпляр договора аренды в налоговые инспекции по месту нахождения этого объекта (Республики Бурятия и Саха (Якутия), Воронежская, Тамбовская и Томская области). При этом надо отметить, что данный порядок уже действует в Оренбургской и Пермской областях, а также в Сахалинской области при заключении договоров аренды муниципальной собственности;
- предусмотреть административную ответственность руководителей (должностных лиц) балансодержателей за сдачу в аренду недвижимого государственного имущества минуя комитет по управлению имуществом без внесения в бюджет сумм полученной арендной платы (Курганская, Сахалинская и Томская области).
Госналогинспекция по Ленинградской области предлагает внести в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), ограничение по включению в затраты расходов по уплате арендной платы по договорам, заключенным минуя комитеты по управлению имуществом.
Конструктивные предложения будут учтены Госналогслужбой России в работе по совершенствованию механизма контроля за полнотой и своевременностью перечисления арендной платы в бюджеты всех уровней.
Направляя настоящий обзор итогов проведенной проверки перечисления арендной платы за аренду государственной и муниципальной собственности в бюджеты всех уровней за 1996 год Госналогслужба России предлагает госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации рассмотреть имеющиеся недостатки и нарушения на этом участке работы и принять конкретные меры по их устранению.
Заместитель руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации |
С.Штарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 18 июля 1997 г. N СШ-6-07/531 "О результатах проверки полноты и своевременности перечисления в бюджеты арендных платежей"
Текст письма официально опубликован не был