Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Материалы по существующему состоянию и развитию города на перспективу
Настоящий раздел выполнен на основе:
- анализа материалов, представленных администрацией муниципального образования город Мурманск, организациями города Мурманска;
- материалов статистической отчетности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области.
2.1. Население и трудовые ресурсы
По численности населения Мурманск занимает 56 место в России. Мужчин в Мурманске в среднем на 3 процента меньше чем женщин, а в возрасте после 50 женщин уже в 1,6 раза больше.
В настоящее время численность населения Мурманска и Мурманской области сокращается, однако при этом существует программа переселения северян, способствующая оттоку населения из Мурманска.
2.1.1. Демография
В 2000-2010 годах демография характеризовалась продолжающимся процессом сокращения численности населения в результате естественной и миграционной убыли.
Численность постоянного населения города Мурманска за период с 1990 по 2010 год сократилась на 160,7 тыс. человек. На 01.01.2014 составила 299,1 тыс. человек.
Плотность населения - 2 тыс. человек на 1 кв.км. Коэффициент семейности - 2,2.
С 50-х годов происходило увеличение числа жителей города в среднем на 8 тыс. человек в год, как за счёт продолжающегося притока мигрантов из других регионов страны, так и за счёт естественного прироста (население Мурманской области долгое время было очень молодым). Занятость населения обеспечивалась за счёт развития в Мурманске флота и его инфраструктуры, сферы услуг. Максимальной величины население достигало в 1988-1989 годах - 459-468 тыс. человек, однако, с начала 1990-х происходит массовый отток населения из города. Основной причиной отъезда населения являлась большая социальная мобильность относительно молодого населения Мурманска.
Отток населения молодых возрастов привел к резкому ухудшению демографической ситуации. Если в 1990 году естественный прирост на 1000 жителей составлял 4,5 (рождаемость 10,5; смертность 6), то в 2005 году естественный прирост стал отрицательным и составил 0,5% в год. Резкий рост смертности связан с тем, что в преклонном возрасте сейчас находятся многочисленные поколения мурманчан, переселившихся в город в 1950-1970 годах.
За последние 5 лет произошло снижение естественной убыли населения, наметилась тенденция повышения рождаемости, однако увеличивается доля населения пенсионного возраста с 16,6% до 19,3%. Численность населения трудоспособного возраста сокращается по причине старения и миграции трудоспособного населения в более благополучные с экономической точки зрения населённые пункты и регионы. Наметившаяся тенденция к увеличению рождаемости обусловлена вступлением в возраст максимальной репродуктивности (20-29 лет) поколений женщин, родившихся в 1980-е годы - периода сравнительно высокой рождаемости, стимулированной успешной демографической политикой государства.
Динамика показателей демографической ситуации в Мурманске отражена в таблице 2.1.1.1. Как видно из таблицы, в среднесрочном интервале (2005-2010 гг.), демографические тенденции Мурманска носят гораздо более выраженный отрицательный характер, чем в среднем по стране.
Таблица 2.1.1.1.
Динамика численности постоянного населения города Мурманска
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение к 2005 г. |
||
Численность по РФ, млн. чел |
143474 |
142754 |
142221 |
142009 |
141904 |
141915 |
142914 |
- 560,0 |
- 0,39% |
|
Численность постоянного населения города (нач. года), тыс. чел |
325,070 |
321,030 |
317,457 |
314,743 |
311,209 |
309,362 |
307,310 |
- 17,76 |
- 5,46% |
|
Ленинский округ |
95,335 |
94,150 |
92,998 |
92,203 |
91,471 |
91,163 |
90,307 |
- 5,03 |
- 5,27% |
|
Октябрьский округ |
100,403 |
99,156 |
97,940 |
97,105 |
95,817 |
94,973 |
95,552 |
- 4,85 |
- 4,83% |
|
Первомайский округ |
129,332 |
127,724 |
126,519 |
125,435 |
123,921 |
123,226 |
121,451 |
- 7,88 |
- 6,09% |
|
среднегодовая, тыс. чел |
323,05 |
319,24 |
316,10 |
312,98 |
310,29 |
308,34 |
308,34 |
- 14,71 |
- 4,55% |
|
в т.ч. трудоспособного возраста, |
тыс. чел |
219,9 |
216,9 |
213,10 |
211,00 |
206,88 |
202,76 |
202,75 |
- 17,15 |
- 7,80% |
% |
68,5% |
68,3% |
67,7% |
67,8% |
66,9% |
66,0% |
65,8% |
- 0,027% |
- 2,52% |
2.1.2. Трудовые ресурсы
За последние годы численность занятого экономически активного населения снижается (таблица 2.1.2.1), что объясняется в основном миграционными процессами, вызванными спадом промышленного производства в городе. Снижается численность трудовых ресурсов. Основная часть работающего населения имеет возраст 40-50 лет. Увеличивается доля безработных, зарегистрированных в службе занятости.
Таблица 2.1.2.1.
Структура занятости населения города Мурманска
Наименование показателя |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Население в трудоспособном возрасте на конец года, тыс.чел |
205,6 |
201,8 |
198,9 |
196,1 |
192,3 |
187,4 |
Численность занятых в экономике, тыс.чел |
134,2 |
121,6* |
122,0* |
126,0 |
126,0 |
126,0 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в ГУ службы занятости, тыс.чел |
2,4 |
3,5 |
3,3 |
2,4 |
1,8 |
1,6 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
1,15 |
1,68 |
1,65 |
1,21 |
0,93 |
0,86 |
Численность пенсионеров, тыс.чел |
100,18 |
101,09 |
102,13 |
102,59 |
102,56 |
102,87 |
* - без малых предприятий и ЧП.
Наиболее важным показателем потребительских возможностей населения является величина денежных доходов населения, которая регулирует спрос на потребительские товары и услуги, что в свою очередь, является движущим фактором развития экономики. Динамика доходов населения представлена в таблице 2.1.2.2.
Таблица 2.1.2.2.
Динамика доходов населения за 2005-2010 годы
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций, тыс.руб. |
13,222 |
16,174 |
19,833 |
25,141 |
30,142 |
33,592 |
% к среднемесячной заработной плате по области |
105,7 |
106,7 |
106,7 |
105,8 |
108,2 |
109,8 |
Средний размер пенсий (на конец года), тыс.руб. |
3,431 |
3,858 |
5,085 |
6,324 |
8,558 |
10,326 |
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднедушевые доходы населения, тыс.руб. в месяц |
12,265 |
14,875 |
17,749 |
21,169 |
24,517 |
27,109 |
Прожиточный минимум (4 кв. года) ср. душевой, тыс.руб. |
4,82 |
5,333 |
5,93 |
6,96 |
7,579 |
8,432 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % |
16,2 |
15,6 |
15,2 |
14,7 |
14,8 |
14,5 |
Покупательная способность* |
2,74 |
3,03 |
3,34 |
3,61 |
3,98 |
3,98 |
* - отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму.
Несмотря на то, что часть населения имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума (14,5 %), уровень бедности постепенно снижается (таблица 2.1.2.2.), что видно по изменению покупательской способности. Вместе с тем велика дифференциация доходов.
Согласно результатам переписи населения, основным источником средств к существованию в Мурманской области и в городе Мурманске являются доходы от оплаты труда и прочие доходы работников (58,1%), второй по значимости источник - социальные выплаты (пенсии, пособия и т.п.). В последние два года возрастают доходы от банковских операций и предпринимательской деятельности. Таким образом, доход от трудовой деятельности является определяющим в структуре источников доходов. В условиях постоянного роста цен на товары и услуги меняется структура доходов и расходов населения. Прослеживается снижение доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг, а также покупку продовольственных и непродовольственных товаров. При этом в 2010 году 14,5% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, что говорит о недостаточном уровне благополучия в социальной сфере.
2.2. Транспортная инфраструктура города
Транспортная инфраструктура - это совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики, т.е. совокупность материально-технических систем транспорта, предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека. Другими словами, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса.
2.2.1. Транспорт
Внешний транспорт города Мурманска представлен автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом.
Автомобильный транспорт. Мурманск является конечной точкой федеральной автомагистрали М18 "Кола" (Санкт-Петербург - Норвегия). В 2005 году был открыт мост через Кольский залив, ставший самым длинным мостом за Полярным кругом, благодаря которому из Мурманска стало проще добираться до изолированных частей города на западном берегу Кольского залива. Также Мурманск является начальной точкой дороги А138 на Норвегию и дороги Р12 на Финляндию.
Железнодорожный транспорт. Большую роль в экономике города играет Октябрьская железная дорога. Несмотря на развитие автомобильного и морского транспорта большая часть грузов перевозится именно железнодорожным транспортом. Железная дорога в Мурманске электрифицирована, большая часть железнодорожных пассажирских и товарных перевозок осуществляется в южном направлении.
Морской транспорт. Основой экономики города является Мурманский морской порт - один из крупнейших незамерзающих портов в России. В Мурманске начинается Северный морской путь. Мурманский порт является портом приписки барка "Седов", самого большого парусника в мире. В мае 2007 года было принято решение о создании в мурманском порту свободной экономической зоны. Мурманский порт состоит из трех частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский.
Воздушный транспорт. Аэропорт "Мурманск" находится в посёлке Мурмаши, в 23 км от города, из которого ежедневно осуществляются рейсы на Москву и Санкт-Петербург, имеется также ряд рейсов в другие города России и зарубежные страны.
2.2.2. Улично-дорожная сеть и транспортное обслуживание
В границах муниципального образования город Мурманск общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения и внутриквартальных проездов улично-дорожной сети составляет 180,3 тыс. п.м, в т.ч. на территории Октябрьского административного округа - 50,8 тыс. п.м, Ленинского - 57,9 тыс. п.м, Первомайского - 71,6 тыс. п.м.
Основными магистралями города, осуществляющими транспортную связь между округами, жилыми и промышленными районами с центром города, являются проспекты Ленина, Кольский, Героев-североморцев. Городские автомобильные дороги и улицы по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в группы в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Асфальтобетонное покрытие имеет 96% автомобильных дорог общего пользования и внутриквартальных проездов. Обеспечение наружным освещением дорог и проездов ориентировочно составляет 98%.
Автомобильные дороги общего пользования и объекты улично-дорожной сети находятся в оперативном управлении ММБУ "Управление дорожного хозяйства". Перечни дорог, элементов дорог, объектов благоустройства, перечни внутриквартальных проездов представлены в приложении N 8.
Технические средства организации дорожного движения (светофорные объекты - 98 ед, дорожные знаки - 5004 ед) находятся в оперативном управлении ММБУ "Управление дорожного хозяйства".
Городской транспорт города представлен автобусами и троллейбусами. В 1918-1934 годах в городе существовала линия узкоколейного бензомоторного трамвая, закрытая в связи с появлением автобуса. Автобусное и троллейбусное сообщение в городе осуществляет предприятие ОАО "Электротранспорт".
2.2.3. Перспектива развития отрасли
Генеральным планом муниципального образования города Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 25.06.2009 N 7-85 (далее - Генеральный план), учитывается планируемое развитие Мурманского транспортного узла в границах городского округа:
- морского торгового порта;
- железнодорожных станций Мурманск и Комсомольск-Мурманский.
Генеральным планом предлагается реконструкция железнодорожного и морского вокзалов.
Развитие улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры города планируется осуществлять за счет строительства новых участков улично-дорожной сети и дорожно-транспортных сооружений, и за счет реконструкции существующих.
Городской транспорт на расчетный срок, как и в настоящее время, будет представлен различными видами автотранспорта, автобусами и троллейбусами. Генеральным планом предлагается развивать маршрутную автобусную и троллейбусную сеть.
2.3. Инженерная инфраструктура города
Инженерная инфраструктура - инфраструктура, обеспечивающая водоснабжение, канализацию, электро-, тепло-, газо- и электроснабжение, а также телефонную связь и транспортные сообщения в пределах определённой территории.
2.3.1. Водоснабжение
Централизованное снабжение водой питьевого качества жителей города, предприятий и организаций, находящихся на его территории, осуществляет ГОУП "Мурманскводоканал". Использование объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на основании свидетельств государственной регистрации права хозяйственного ведения.
По городу Мурманску доля жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составляет 99,3%.
Существующее техническое состояние системы водоснабжения. Для водоснабжения потребителей на территории города используются 5 открытых источников водозабора: по восточному берегу - система озер Рог-озера и Большого, река Кола (поселок Молочное) и Нижнетуломское водохранилище (поселок Мурмаши); по западному берегу - озеро Первое (район Дровяное) и река Большая Лавна (район Абрам-Мыс).
Система хозяйственно-питьевого водоснабжения представлена следующим составом основных сооружений: водозаборы руслового типа; насосные станции I-го подъема, водоочистные сооружения; сборные резервуары, насосные станции II-го, III-го, IV-го подъемов; водоводы; уличная водопроводная сеть.
В системе водоснабжения района Дровяное насосная станция I-го подъема не предусмотрена.
Станциями водоподготовки оборудованы только два водозабора: на реке Кола в поселке Молочный (Южная водопроводная станция) и Нижнетуломском водохранилище в поселке Мурмаши (водопровод Тулома-Мурманск).
Формирование разводящей сети водопровода города Мурманска определялось наличием 5 источников водоснабжения, расположенных на диаметрально противоположных сторонах, вытянутой вдоль Кольского залива и расположенной на 3-х террасах застройки города. Общая протяженность сетей составляет 348,30 км в том числе водопроводы - 91,8 км, уличные водопроводные сети - 173,00 км, внутриквартальные сети - 83,5 км.
Также в городе Мурманске существуют водопроводные сети, относящиеся к собственности муниципального образования. Большинство из них отработало свой ресурс, что приводит к частым авариям и снижению качества оказываемых услуг. Общая протяженность "муниципальных" сетей водоснабжения - 20,94 км.
Перспектива развития отрасли. В перспективе предлагается перевод водоснабжения города Мурманска, как категорированного города, на подземные воды, которые разведаны в долине реки Туломы.
До перевода водоснабжения города на подземные источники на существующих туломских водопроводных очистных сооружениях необходимо, используя современные технологические решения, реконструировать систему обеззараживания воды.
Для повышения надежности водоснабжения потребуется строительство второй линии водовода Тулома-Мурманск от насосной станции 1-го подъема до подключения к водоводу Кола-Мурманск, на территории города второй линии ВНС-2 - ВНС-3 и резервуаров в Первомайском округе.
Водоснабжение районов Дровяное и Абрам-Мыс планируется обеспечивать за счет присоединения их к водопроводу города Мурманска дюкерным переходом в районе города Колы.
2.3.2. Водоотведение
Хозяйственно-бытовая канализация. В настоящее время город разделен на четыре бассейна канализования: южный, центральный, северный, поселок Роста. Стоки от южного и центрального бассейна и поселка Роста сбрасываются без очистки в Кольский залив. Стоки северного бассейна, от съезда с проспекта Героев-североморцев на Верхне-Ростинское шоссе до северного въезда в город, подаются на Северные очистные сооружения и после механической очистки сбрасываются в Кольский залив.
Район Абрам-Мыс очистных сооружений не имеет. Приемником сточных вод является ручей Варяжий, впадающий в Кольский залив.
Выпуск сточных вод от района Дровяное осуществляется самотечными сетями также без очистки в Кольский залив.
Из общего объема поступающих стоков основная доля приходится на канализационные стоки населения (79,4%).
Рисунок 2.3.2.1.
Система водоотведения. Система водоотведения представлена следующим составом сооружений: внутриквартальные и уличные канализационные сети, канализационные насосные сети, канализационные коллекторы, очистные сооружения, рассеивающие выпуски.
Канализационные сети. Уличные и внутриквартальные сети самотечные, проложены с уклоном по ходу движения стоков. Протяженность канализационных сетей составляет 279,90 км в том числе главных коллекторов - 19,9 км, уличных канализационных сетей - 84,3 км, внутриквартальной и внутридворовой сети - 175,7 км.
Канализационные насосные станции (КНС). Для перекачки сточных вод по коллекторам на очистные сооружения используются канализационные насосные станции (8 шт.), которые находятся на обслуживании ГОУП "Мурманскводоканал". С 2008 по 2011 годы проведен капитальный ремонт всего насосного оборудования КНС
Очистные сооружения. В настоящее время очистка стоков происходит на 1 объекте - Северные очистные сооружения, на которых осуществляется механическая очистка стоков. В 2005 году была пущена в эксплуатацию первая очередь строительства - Северные канализационные очистные сооружения (далее - КОС) города Мурманска механической очистки производительностью 100 тыс.куб. м/сут. В настоящее время ведутся работы по пуску главной насосной станции, подающей стоки Центрального района города на Северные КОС с увеличением их пропускной способности до 200 тыс. куб.м/сут. По данным ГОУП "Мурманскводоканал" всех сбрасываемых через выпуска сточных вод проходят механическую очистку на Северных КОС. Образующийся после очистки обезвоженный осадок, на основании договора N 063/13 от 10.12.2012, размещается на городской свалке.
В настоящее время ведутся проектно-инженерные работы по строительству Южных КОС механической очистки производительностью 60 тыс. куб.м/сут.
Ливневая канализация. В настоящее время протяженность магистральных сетей ливневой канализации города Мурманска, которые находятся в оперативном управлении ММБУ "Управление дорожного хозяйства", составляет км. Очистные сооружения ливневой канализации отсутствуют, сброс стоков осуществляется без очистки в естественные водоемы.
Перспектива развития отрасли. Генеральным планом предусмотрена модернизация Северных КОС - внедрение биологической очистки с последующим ультрафиолетовым обеззараживанием, а также строительство Южных КОС с применением современных методов очистки, производительностью до 60 000 куб.м/сут.
Для очистки канализационных стоков от районов Дровяное и Абрам-Мыс необходимо строительство канализационных сооружений мощностью 1600 куб.м/сут. с использованием технологий биологической очистки.
С целью повышения эффективности работы сетей ливневой канализации и перехвата существующих выпусков, осуществляемых в водные объекты, необходимо строительство дополнительных коллекторов. Существующие коллекторы, рассчитанные в перспективе на прием стоков от новых предлагаемых под застройку территорий, следует реконструировать с учетом требуемого увеличения пропускной способности. Коллектор, проходящий через Северную промзону, необходимо проектировать с учетом принятия избыточных объемов воды из озера Большое.
Рельеф городской территории предполагает строительство ливневых сетей, разделенных на ряд бассейнов со своими локальными очистными сооружениями.
2.3.3. Теплоснабжение
В настоящее время теплоснабжением города Мурманска занимаются следующие организации:
ОАО "Мурманская ТЭЦ" - поставляющая тепло в Первомайский и Октябрьский округа Мурманска, а также вырабатывающая небольшое количество электроэнергии в основном на собственные нужды. Системы теплоснабжения от ОАО "Мурманская ТЭЦ" включают в себя три самостоятельных системы теплоснабжения:
- Мурманская ТЭЦ (или котельная Центральная) и тепловые сети;
- Южная котельная (КЦ-1) и тепловые сети;
- Восточная котельная (КЦ-2) и тепловые сети.
Основное топливо - мазут.
ОАО "Мурманэнергосбыт" - обеспечивает теплоснабжение на территории Мурманска и ряда городов и поселков Мурманской области. Система теплоснабжения ОАО "Мурманэнергосбыт" включает в себя:
- котельные Северная, Роста и котельная района Абрам-мыс;
- внутриквартальные сети города Мурманска и магистральные сети от котельных ОАО "Мурманэнергосбыт".
Основное топливо - мазут.
ОАО "Завод ТО ТБО" - мусоросжигательный завод, осуществляющий обезвреживание бытовых отходов и попутно вырабатывающий тепловую энергию в виде пара, который поступает на котельную "Северная" ОАО "Мурманэнергосбыт" и котельную "Восточная" ОАО "Мурманская ТЭЦ".
Мусоросжигательный завод в городе Мурманске согласно проекту предназначен для сжигания несортированных ТБО города Мурманска, города Колы, ЗАТО города Североморска и близлежащих населенных пунктов.
На предприятии установлено 2 мусоросжигательных котла "CKD DUKLA" (Чехия), пропускной способностью по сжигаемому ТБО до 15 т/ч. Дополнительным топливом для стабилизации горения и растопки котлов служит топочный мазут марки М 100 при теплоте сгорания QH = 9500 ккал/кг. Годовой расход мазута по проекту составляет 4644 т/год, при условии минимальной паропроизводительности котлоагрегата 28 т/ч.
ОАО "Мурманский морской рыбный порт" - центральная котельная которого занимается теплоснабжением порта и некоторых сторонних потребителей в Октябрьском округе.
В качестве топлива используется мазут.
МУП "Мурманская Управляющая Компания" - занимающаяся теплоснабжением населения, проживающего в районе Дровяное.
На балансе МУП "Мурманская Управляющая Компания" находятся 2 котельные, обеспечивающие тепловой энергией жителей района Дровяное: угольная котельная по улице Смирнова и котельная на дизельном топливе по улице Прибрежная.
Перспектива развития отрасли. Централизованное теплоснабжение Генеральным планом предусматривается только для районов многоэтажной капитальной застройки от модернизируемых существующих и новых теплоисточников.
На расчетный срок Генерального плана предусматривается:
- реконструкция теплоисточников ОАО "Мурманэнергосбыт" и ОАО "Мурманская ТЭЦ" с целью перевода их на природный газ;
- использование резервных тепловых мощностей существующих теплоисточников для реконструируемых и новых объектов строительства;
- перевод централизованного теплоисточника в районе Дровяное на природный газ;
- модернизация функционирующих котельных;
- прокладка новых трубопроводов тепловых сетей;
- ориентир на приоритетное развитие системы децентрализованного теплообеспечения за счет теплоисточника - природного газа, с учетом программы газификации города к расчетному сроку.
2.3.4. Газоснабжение
Газовое хозяйство на основе сжиженного газа в городе Мурманске начало формироваться в 1958 году, впоследствии оно охватило другие города и поселки региона и получило значительное развитие.
В настоящее время уполномоченной региональной газораспределительной организацией Мурманской области является ОАО "Мурманоблгаз".
Основным видом деятельности общества является транспортировка и распределение сжиженного углеводородного газа по распределительным сетям газоснабжения до потребителей (населения, АГЗС и т.п.).
Сжиженный газ в качестве газомоторного топлива реализуется на 4-х стационарных и подвижных заправочных станциях.
В баллонном хозяйстве эксплуатируется 4336 баллонов, в том числе 4310 баллонов объемом 50 л.
Для газоснабжения жилых домов используется 1382 резервуара ГУСГ (преимущественно подземных), из которых 165 подлежат техническому диагностированию с последующей возможной реконструкцией или заменой.
Суммарная протяженность наружных газопроводов - 110,79 км, в том числе 25,79 км подземных (из них 1,8 км подлежат техническому диагностированию) и 85,0 км надземных (не требующих технического диагностирования).
Наиболее проблемными с точки зрения технического состояния являются внутридомовые газопроводы суммарной протяженностью 403,25 км (все не на балансе ОАО "Мурманоблгаз"), из которых 389,3 км газопроводов подлежат техническому диагностированию.
2.3.5. Электроснабжение
Электроснабжение города Мурманска осуществляет ОАО "Мурманская горэлектросеть" (ОАО "МГЭС") по электрическим сетям напряжением 6 кВ и 0,4 кВ. ОАО "МГЭС" получает электроэнергию от электростанций ОАО "ТГК-1" через сети высокого напряжения Филиала ОАО "МРСК Северо-Запада", "Колэнерго" и обеспечивает электроснабжение потребителей городов Мурманска, Оленегорска и Кола, поселка Мурмаши и района Дровяное.
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Мурманск перспектива развития отрасли - строительство Мурманской ТЭЦ-2 с подстанцией "Мурманская", подстанций "Северная", "Порт", "Центральный стадион", "Малоэтажная жилая застройка";
- реконструкция существующих подстанций NN 4, 53, 57, 64, 338 с заменой трансформаторов на более мощные;
- строительство заходов ВЛ 150 кВ на ПС "Северная", строительство ВЛ 35 кВ к подстанциям "Порт", "Центральный стадион", "Малоэтажная жилая застройка", усиление линий 35 кВ М-38/39 к ПС 335.
2.3.6. Связь, телефонизация
Основные телекоммуникационные услуги в Мурманске включают в себя местную и внутризоновую телефонную связь, доступ к услугам междугородной и международной телефонной связи, доступ к сети Интернет по выделенным каналам (ADSL, Ethernet, Metro Ethernet, FTTB, WI-Max, PON) и с помощью коммутируемого соединения, объединение корпоративных сетей. Операторы связи Мурманска и Мурманской области - ОАО "Ростелеком", ОАО "Вымпел-Коммуникации", ОАО "Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике", ЗАО "Петерстар", ОАО "Мурманские МультиСервисные Сети", ОАО "Колателеком", ООО "Престиж-Интернет".
Перспектива развития отрасли. Для телефонизации новых зданий в соответствии с Генеральным планом планируется дополнительная емкость в 15560 номеров.
Развитие сети проводного вещания также обусловлено новым строительством и предусматривает оборудование 15560 абонентских точек радиовещания.
Развитие телевизионного вещания планируется путем увеличения количества транслируемых каналов, перехода на цифровое вещание, внедрение мобильного телевидения, и телевидения высокой четкости. Обеспечивается практически полный охват сетями кабельного телевидения.
Сети передачи данных, в том числе включенные в Интернет, развиваются путем увеличения волоконно-оптических линий связи (далее - ВОЛС) между узлами, в том числе на абонентских участках предусматриваются ВОЛС к зданиям. В новых и реконструируемых районах планируется проложить 2100 ВОЛС к строящимся зданиям.
Предусматриваются помещения для центров данных и узлов связи, реконструкция кабельной канализации, обеспечение недискриминационного доступа к ней операторов связи.
2.4. Социальная инфраструктура города
Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.
2.4.1. Жилье, его строительство
Общая площадь жилых помещений города Мурманска на конец 2013 года составляла 7010,6 тыс. кв.м, в том числе приходящаяся в среднем на одного жителя - 23 кв.м/чел. Жилищный фонд города размещается в трех административных округах - Ленинском (30% общего количества жилищного фонда), Октябрьском (32%) и Первомайском (38%).
Основную долю жилищного фонда, более 90%, составляет многоэтажная высокоплотная застройка.
В связи с незначительным объемом нового строительства, рост обеспеченности населения жилищным фондом происходит по большей части за счет сокращения численности населения.
Техническое состояние жилого фонда и обеспеченность его инженерным оборудованием можно признать в целом удовлетворительными, однако инженерные сети характеризуются высоким процентом износа и нуждаются в реконструкции и модернизации.
В городе зафиксировано 185 тыс. кв.м общей площади в ветхих и аварийных домах, но расселение этого фонда затруднено отсутствием достаточного финансирования и незначительными объемами нового жилищного строительства.
Приоритетной задачей жилищного строительства на расчетный срок (до 2025 года) является создание для всего населения города комфортных условий проживания. Для решения этой задачи необходимо:
1. Показатель жилищной обеспеченности в среднем по городу к расчетному сроку довести до 28 кв.м общей площади на человека.
2. Осуществить снос и реконструкцию ветхого и аварийного жилого фонда со строительством преимущественно многоэтажных жилых домов.
3. Обеспечить разнообразие типов застройки в районах нового жилищного строительства для реализации запросов всех слоев населения.
4. При необходимости осуществлять перевод жилого фонда первых этажей жилых домов, выходящих на общегородские магистрали, в нежилой с целью использования его для размещения объектов культурно-бытового обслуживания населения.
Перспектива развития отрасли. Генеральным планом предусмотрено развитие следующих зон жилой застройки:
- многоэтажная жилая застройка;
- на свободных территориях:
Наименование округа |
|
Первомайский округ |
Многоэтажная жилая застройка: |
район Гора Горелая | |
район от озера Ледового до пр. Ледокольного | |
район Дровяное (4-5 этажей) | |
кварталы 153а, 154а, 140-151, 302, 307, 308, район Жилстрой | |
район Абрам - Мыс | |
Смешанная жилая застройка (среднеэтажная и малоэтажная индивидуальная): | |
район Гора Горелая | |
район от озера Ледового до пр. Ледокольного | |
квартал 305 | |
Малоэтажная индивидуальная жилая застройка: | |
район Жилстрой | |
район от озера Ледового до пр. Ледокольного | |
ул. Достоевского | |
ул. Героев Рыбачьего | |
район Дровяное | |
район Абрам-Мыс | |
Октябрьский округ |
Многоэтажная жилая застройка: |
кварталы 42, 56, 84, район Больничного городка | |
кварталы N 66, 71, 123, район Новое Плато | |
Смешанная жилая застройка (среднеэтажная и малоэтажная индивидуальная): | |
район Озерный | |
Малоэтажная индивидуальная жилая застройка: | |
район Больничного городка | |
Ленинский округ |
Многоэтажная жилая застройка: |
квартал 180 | |
кварталы N 2, 3, 4, 41 | |
кварталы 172, 173, 180, 201, 202 | |
микрорайон 204 | |
Смешанная жилая застройка (среднеэтажная и малоэтажная индивидуальная): | |
район Роста |
2.4.2. Культурно-бытовое обслуживание
Здравоохранение. На 01.01.2013 в городе функционирует 19 больничных учреждений, число больничных коек в 2013 году - 3646 единиц, число посещений поликлиник - 9070. (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Мурманской области). Расчетные параметры представлены в таблице 2.4.2.1 согласно Генеральному плану муниципального образования город Мурманск.
Таблица 2.4.2.1.
Наименование объекта |
Ед. изм. |
Существующее состояние 2013 г. |
Расчетный срок 2025 г. |
Больницы |
коек |
3646 |
4715 |
Поликлиники |
пос. |
9070 |
8803 |
Образование. Система образования города Мурманска представлена дифференцированной сетью образовательных учреждений. На конец учебного 2013 года функционирует 182 образовательных учреждения, в том числе: общеобразовательные - 58, из них: 34 школы дневной формы обучения, 1 вечерняя школа, 10 гимназий, 3 лицея, 5 прогимназий, 1 начальная школа-детский сад, 4 специальных (коррекционных) учреждения; дошкольные образовательные учреждения - 90 единиц; детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 4 единицы; дополнительного образования - 25 учреждений, из них: детско-юношеские спортивные школы - 19, оздоровительный профильный центр - 1, центр детского и юношеского туризма - 1, детский морской центр - 1, дома детского творчества - 3; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции - 1; межшкольный учебный комбинат - 1; негосударственные дошкольные образовательные учреждения, учредителем которых является ОАО "Российские железные дороги" - 2; государственное дошкольное образовательное учреждение Министерства обороны Российской Федерации (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Мурманской области) - 1. Расчетные параметры представлены в таблице 2.4.2.2 согласно Генеральному плану муниципального образования город Мурманск.
Таблица 2.4.2.2.
Наименование объекта |
Ед. изм. |
Существующее состояние 2013 г. |
Расчетный срок 2025 г. |
Детские дошкольные учреждения |
мест |
14 405 |
21 |
Общеобразовательные школы |
мест |
42 000 |
42 |
Учреждения внешкольного образования |
учащихся |
25 000 |
3 |
* - возможно строительство сверхнормативных объектов.
Организация отдыха, развлечений и культуры. В городе Мурманске осуществляют деятельность 65 учреждений культуры - это библиотечная сеть города, 7 культурно-досуговых учреждений, 9 образовательных учреждений дополнительного образования детей (музыкальные школы, художественная школа, школа искусств), городской выставочный зал, 3 музея, 3 профессиональных театра, 1 парк культуры и 5 кинотеатров (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Мурманской области). Расчетные параметры представлены в таблице 2.4.2.3 согласно Генерального плана.
Таблица 2.4.2.3.
Наименование объекта |
Ед. изм. |
Существующее состояние 2013 г. |
Расчетный срок 2025 г. |
Клубы |
мест |
1362 |
24000 |
Гостиницы |
мест |
1021 |
2000 |
Розничная торговля и общественное питание. На территории города Мурманска расположено 3674 объекта розничной торговли и общественного питания, из них: магазины - 1347 ед; павильоны - 369 ед, палатки и киоски - 207 ед, аптеки и аптечные магазины - 64 ед, аптечные киоски и пункты - 30 ед, общедоступные столовые, закусочные - 11 ед, столовые, находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий - 92 ед, гипермаркеты - 4 ед, супермаркеты - 31 ед, специализированные продовольственные магазины - 29 ед, специализированные непродовольственные магазины - 131 ед, магазины дискаунтеры - 1 ед, рестораны, кафе, бары - 183 ед, автозаправочные станции - 23 ед, магазины товаров повседневного спроса, минимаркеты - 14 ед, универмаги - 642 ед, неспециализированные непродовольственные магазины и прочие магазины - 496 ед по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Мурманской области. Расчетные параметры представлены в таблице 2.4.2.4 согласно Генеральному плану муниципального образования город Мурманск, в таблице 2.4.2.5 по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Мурманской области.
Таблица 2.4.2.4.
Наименование объекта |
Ед. изм. |
Существующее состояние 2013 г. |
Расчетный срок 2025 г. |
Предприятий общественного питания |
мест |
9229 |
13000 |
Таблица 2.4.2.5.
Наименование объекта |
Торговая площадь, кв. м. |
Аптеки и аптечные магазины |
5028 |
Гипермаркеты |
22954 |
Магазины |
236336 |
Магазины дискаунтеры |
610 |
Магазины товаров повседневного спроса, минимаркеты |
1680 |
Неспециализированные непродовольственные магазины и прочие магазины |
84772 |
Павильоны |
9804 |
Специализированные непродовольственные магазины |
21743 |
Специализированные продовольственные магазины |
2186 |
Супермаркеты |
20460 |
Универмаги |
82541 |
Бытовое обслуживание населения. На территории города Мурманска всего расположено 425 организаций бытового обслуживания, из них: ремонт, окраска и пошив обуви - 34 ед, ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий - 30 ед, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов и изготовление металлоизделий - 30 ед, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования - 30 ед, изготовление и ремонт мебели - 16 ед, химическая чистка и крашение - 4 ед, прачечные - 8 ед, ремонт и строительство жилья и других построек - 25 ед, бани и душевые (сауны) - 45 ед, парикмахерские (салоны красоты) - 173 ед, фотоателье, фото- и кинолаборатории - 12 ед, ритуальные - 4 ед, прочие услуги бытового характера - 14 ед. Расчетные параметры представлены в таблице 2.4.2.6 по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Мурманской области.
Таблица 2.4.2.6.
Наименование объекта |
Ед. изм. |
Существующее состояние |
Бани, душевые |
посещения |
530 |
Парикмахерские, косметические салоны |
место |
680 |
2.4.3. Зеленые насаждения общего пользования
В настоящее время значительная часть территории города представляет собой взаимосвязанную систему скверов, бульваров, улиц. Так, начиная с южной части города, Кольский проспект с прилегающими скверами и улицами вливается в центральную часть - проспект Ленина с его прилегающими бульварами и скверами, переходит в северную часть города. При озеленении основных магистралей города создается взаимосвязь и непрерывность зеленых насаждений. На Кольском проспекте при озеленении использовался рельеф местности. Выход скалы в таких местах сочетается с посадкой декоративных кустарников и многолетних цветов.
Согласно Генеральному плану площадь зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары) в городе Мурманске составляет в настоящее время 68,5 га, обеспеченность населения насаждениями данной категории - 2,18 кв.м/чел, что является минимально допустимой нормой для города, расположенного в зоне тундры (п. 4.2 СНиП 2.07.01-89). При этом площадь благоустроенных объектов озеленения общего пользования значительно меньше - 30,68 га, а обеспеченность населения благоустроенными объектами озеленения составляет всего 0,97 кв.м/чел.
Перспектива развития отрасли. Генеральным планом предусмотрено формирование системы зеленых насаждений, включающей зеленые насаждения общего пользования, ограниченного пользования, специального назначения.
В результате формирования новых объектов "зеленого строительства" - зеленых зон, лесопарков, скверов, бульваров, общая площадь зеленых насаждений общего пользования составит 410 га, обеспеченность населения - 13,7 кв.м на человека, что соответствует нормативным требованиям СНиП 2.07.01-89.
2.4.4. Материалы по загрязнению окружающей среды
Уровень загрязнения воздуха в городе Мурманске оценивается как низкий: содержание в воздухе загрязняющих веществ, выраженных через значение ИЗА(5) (комплексный индекс загрязнения атмосферы для оценки суммарного загрязнения в целом по городу) - низкое и колеблется от 3 до 4 в разные годы, что ниже среднего по городам России. Рассеиванию загрязняющих веществ в значительной степени способствует активная циклональная деятельность с умеренными и сильными ветрами. Динамика изменения объема выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ за 2008-2013 годы представлена на графике (рисунок 2.4.4.1.).
Рисунок 2.4.4.1.
Объем загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу стационарными источниками, тыс. тонн
В течение года, в периоды неблагоприятных метеорологических условий (приземные инверсии, штили, туманы, застои воздуха) отмечаются случаи загрязнения атмосферного воздуха по единичным показателям преимущественно в зоне влияния промышленных предприятий и вблизи автомагистралей.
Отмечены случаи загрязнения диоксидом азота, оксидами углерода, двуокисью серы, фенолом, этилбензолом, бенз(а)пиреном, поступающими с выбросами автотранспорта и предприятий теплоэнергетического комплекса.
В сравнении с 2008 годом значение ИЗА(5) стало ниже, хотя значение СИ (наибольший единичный индекс загрязнения) и НП (наибольшая повторяемость превышения ПДК любым веществом в городе) по большинству загрязняющих веществ возросли, увеличилась доля проб, превышающих ПДК загрязняющих веществ. Увеличилось количество загрязняющих веществ, выбрасываемых от передвижных источников.
Основными проблемами в сфере охраны окружающей среды являются уязвимость природно-территориальных комплексов, вследствие природно-климатических особенностей, загрязнение водных объектов промышленными сточными водами, отсутствие канализационных очистных сооружений, рост количества образуемых отходов производства и потребления, отсутствие современного полигона ТБО, низкая экологическая культура населения.
Перспектива развития отрасли. Развитие производственных зон предусмотрено на восточном берегу в северном и северо-восточном направлениях, на западном берегу в районе Дровяное, на значительном удалении от селитебных зон. Для размещения коммунальных объектов, относящихся по санитарной классификации к 4-5 классам с санитарной защитной зоной (далее - СЗЗ) 100 и 50 м, выделена территория в юго-восточной части города. Кроме того, развитие производственных зон планируется за счет внутренних территориальных резервов в уже сложившихся зонах.
Развитие улично-дорожной сети нацелено не только на решение существующих в городе транспортных проблем, но и на снижение негативного аэротехногенного и шумового воздействия автотранспорта на селитебную зону города за счет вывода потока грузового автотранспорта за ее границы на планируемое транспортное кольцо. Кроме того, основные потоки грузового транспорта в южном направлении предлагается направить по улице Прибрежной с выходом на федеральную дорогу М-18.
Строительство второй очереди мостового перехода через Кольский залив с тремя развязками на разных уровнях будет способствовать уменьшению интенсивности движения по основной меридиональной транспортной магистрали города (Кольский проспект, проспект Ленина, проспект Героев-североморцев) и соответственно сокращению негативного влияния автотранспорта на селитебную зону за счет пропуска грузового транспорта в обход жилой застройки.
Для снижения негативного воздействия на атмосферный воздух стационарных источников загрязнения необходимо сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу за счет перевода предприятий на экологически безопасные технологии, строительство новых и повышение эффективности работы действующих газоочистных установок на промышленных предприятиях и объектах жилищно-коммунального хозяйства.
В целях снижения негативного воздействия на поверхностные воды, наряду с озеленением и благоустройством водоохранных зон, предусмотрено:
- строительство Южных канализационных очистных сооружений;
- модернизация Северных канализационных очистных сооружений;
- развитие системы городской ливневой канализации и очистных сооружений ливневой канализации.
Решение вопроса обеспечения населения водой соответствующего качества, доброкачественной питьевой водой предусмотрено за счет перевода водоснабжения города Мурманска на подземные воды, которые разведаны в долине реки Туломы.
Планируется прекращение использования на хозяйственно-питьевые нужды воды системы озер Рогозеро и Большое, в связи с неудовлетворительным качеством. До перевода водоснабжения города на подземные источники на существующих туломских водопроводных очистных сооружениях предусмотрено применение современных способов обеззараживания. Для повышения надежности водоснабжения предлагается строительство второй нитки водовода Тулома-Мурманск от насосной станции 1-го подъема до подключения к водоводу Кола-Мурманск, на территории города второй нитки ВНС-2 - ВНС-3 и резервуаров в Первомайском округе.
Водоснабжение районов Дровяное и Абрам-Мыс планируется обеспечивать за счет присоединения их к водопроводу города Мурманска дюкерным переходом в районе города Колы.
Еще одна проблема города - проживание людей в санитарно-защитных зонах (ориентировочных) производственно-коммунальных объектов и инженерных сооружений. Решить эту проблему в значительной степени поможет разработка проектов санитарно-защитных зон. Небольшие валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения, и работа ряда предприятий не на полную мощность позволяют предположить, что при разработке проектов СЗЗ для большинства предприятий, которые перекрывают нормативными зонами жилую застройку, размеры СЗЗ сократятся.
В целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения и реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека негативных факторов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 12, обязать все предприятия разработать проекты санитарно-защитных зон, а для групп промышленных объектов (Прибрежная и Северная промзоны) - проекты единых расчетных СЗЗ.
Предприятия должны разработать комплекс природоохранных мероприятий, направленных на сокращение негативного влияния на окружающую среду и уменьшение размера СЗЗ.
Размещение отдельно стоящих гипермаркетов, супермаркетов, торговых комплексов и центров, предприятий общественного питания, мелкооптовых рынков, рынков продовольственных и промышленных товаров, многофункциональных комплексов, в том числе гостевых автостоянок, должно осуществляться с учетом санитарно-защитных зон.
Предусмотрено развитие системы экологического мониторинга за состоянием атмосферы, водных объектов, почв, за воздействием физических факторов (акустическим, электромагнитным загрязнением).
2.5. Промышленность и экономика
Промышленность является ведущей отраслью экономики города Мурманска. Основными отраслями промышленности являются: рыболовство и рыбопереработка, морской транспорт, судоремонт, морские, железнодорожные и автомобильные перевозки, металлообработка, пищевая промышленность, морская геология, геологоразведочные работы на шельфе арктических морей.
Обрабатывающий сектор представлен 58 крупными и средними промышленными предприятиями на конец 2013 года. Специализацию обрабатывающего сектора определяют: производство пищевых продуктов и металлических изделий (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5.
Основой экономики города является Мурманский морской порт - один из крупнейших незамерзающих портов в России.
Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский.
ОАО "Мурманское морское пароходство" - высокоинтегрированная корпоративная структура, обеспечивающая основную долю грузоперевозок под российским флагом. Пароходство занимает лидирующие позиции в арктических морских перевозках, осваивает новые направления деятельности, связанные с перевалкой и транспортировкой нефти. Мурманское морское пароходство - первая в России компания, удостоенная Сертификата соответствия Международному Кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ).
ОАО "Мурманский морской торговый порт" было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и в настоящее время является крупнейшим предприятием города Мурманска, а по объему перерабатываемых грузов занимает четвертое место по России и является вторым по величине (после Санкт-Петербургского порта) портом северо - западной части России.
ОАО "Мурманский морской рыбный порт" - современное высокомеханизированное предприятие Северного региона, специализированное на перегрузке грузов рыболовных судов, плавбаз и транспортных рефрижераторов. В составе порта находятся 2 грузовых района, нефтебаза, база переработки и хранения угля, железнодорожное хозяйство, навигационная камера, и ремонтно-обслуживающее хозяйство.
ОАО "Мурманский рыбокомбинат" - организация, которая специализируется на переработке и реализации рыбы и морепродуктов.
НО "Союз рыбопромышленников Севера" образована в декабре 1992 года и стала одним из ведущих рыбодобывающих объединений в Северном бассейне и крупнейшим объединением предприятий малого и среднего бизнеса в рыбной отрасли России. В состав НО "Союза рыбопромышленников" входит более 50 предприятий и организаций.
КГ "Нииморгеофизика-Сервис" предоставляет услуги по проведению гравиметрических исследований и работ ВСП (вертикального сейсмического профилирования), ведет научные исследования и разработку аппаратуры.
Мурманский регион Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" занимает особое место среди подразделений Октябрьской железной дороги, как в силу своего географического положения, так и по объемам выполняемой работы. Стабильно обеспечивает перевозки грузов и пассажиров.
Перспектива развития. Перспективы экономической базы города на расчетный срок реализации Генерального плана связаны преимущественно с портовым транспортным узлом, рыбопромышленным комплексом и добычей углеводородного сырья на шельфе арктических морей. Развитие трех основных направлений хозяйственной деятельности создаст условия для повышения деловой активности, развития инфраструктурных отраслей, расширения малого и среднего бизнеса.
2.6. Санитарная очистка
В городе Мурманске организована планово-регулярная система удаления отходов.
Для сбора ТБО унитарным способом (раздельный сбор отсутствует) применяется система несменяемых контейнеров.
Обезвреживанием отходов в городе Мурманске занимается ОАО "Завод ТО ТБО", осуществляющий свою деятельность с 1986 года. Проектная мощность ОАО "Завод ТО ТБО" по обезвреживанию ТБО составляет 107 тыс. тонн в год. Сжигание ТБО производится в паровых мембранных котлах "CKD-DUKLA" (Чехия). Сжигание ТБО осуществляется без предварительной сортировки отходов и отделения вторичного материального сырья.
Городская свалка твердых отходов (далее - городская свалка) эксплуатируется с 1971 года. Расчетный срок эксплуатации до 2029 года, площадь земельного участка, отведенного под городскую свалку составляет 35,8 га, мощность 96207 тонн в год, расположена в районе Дровяное. Городская свалка не соответствует современным требованиям природоохранного законодательства. Размещение отходов осуществляется на городской свалке твердых отходов, расположенной в Первомайском административном округе города Мурманска.
Объем вывезенных отходов производства и потребления в 2013 году составил:
a) твердые бытовые отходы:
- 143,044 тыс. куб.м было размещено на городской свалке;
- 61,4 тыс. тонн отходов было обезврежено на мусоросжигательном заводе,
б) жидкие бытовые отходы:
- 232 куб.м нечистот из выгребных ям размещено на городской свалке;
- 118 т спущены в канализационные колодцы с дворовых уборных.
В городе организована планово-регулярная уборка усовершенствованных покрытий в летнее и зимнее время. Площадь механизированной уборки составляет 2353,7 тыс. кв.м.
Перспектива развития. Генеральным планом предусматривается совершенствование обязательной планово-регулярной системы сбора, транспортировки всех бытовых отходов и их обезвреживание.
Реализация системы санитарной очистки предусматривает:
- организацию селективного сбора отходов;
- модернизацию существующего завода по термическому обезвреживанию отходов, при исчерпании его ресурсов строительство нового завода;
- строительство полигона для захоронения неутилизируемых отходов ТБО, отвечающего природоохранным требованиям;
- закрытие и рекультивация территории свалки, не отвечающей современным требованиям природоохранного законодательства;
- строительство мусоросортировочного комплекса;
- строительство мусороперерабатывающего завода;
- организацию централизованного обезвреживания медицинских отходов;
- организацию площадки для компостирования осадков сточных вод и в перспективе строительство установки для их сжигания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.