Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Мурманска
от 21 февраля 2017 г. N 434
Бюджетный прогноз
муниципального образования город Мурманск на долгосрочный период до 2025 года
1. Общие положения
Бюджетный прогноз муниципального образования город Мурманск на долгосрочный период до 2025 года (далее - бюджетный прогноз) разработан на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск до 2025 года в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления.
Целью долгосрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании город Мурманск является обеспечение предсказуемости развития бюджета муниципального образования город Мурманск (далее - бюджет города Мурманска), что позволяет оценивать долгосрочные тенденции изменений объема и структуры доходов и расходов, структуры и условий привлечения и обслуживания заимствований, а также вырабатывать на их основе соответствующие меры, направленные на повышение устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы муниципального образования город Мурманск.
Основными задачами, способствующими достижению цели долгосрочного бюджетного планирования, являются:
- осуществление бюджетного прогнозирования на долгосрочный период, позволяющий оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджета города Мурманска;
- разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета города Мурманска и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности бюджета города Мурманска;
- выработка решений по принятию дополнительных мер совершенствования налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета города Мурманска и решению ключевых задач социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск в долгосрочном периоде;
- профилактика бюджетных рисков для бюджета города Мурманска, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
- определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Мурманска на период их действия.
Решение указанных задач обеспечивается в рамках комплексного подхода, включающего в себя:
- обеспечение взаимного соответствия и координации бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования, в первую очередь, с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск на долгосрочный период и муниципальными программами города Мурманска;
- систематизацию и регулярный учет основных бюджетных рисков и угроз сбалансированности бюджета города Мурманска;
- полноценное включение разработки и обеспечение учета бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.
2. Основные итоги бюджетного развития города Мурманска, условия формирования бюджетного прогноза в текущем периоде
Формирование бюджета города Мурманска на 2016 год осуществлялось в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления.
В 2014 году завершены мероприятия по реформированию бюджетного планирования, связанные с переходом на программно-целевой метод бюджетного планирования, обеспечивающий прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования.
Доля "программных расходов", то есть непосредственно увязанных с целями и результатами бюджетной политики, на достижение которых используются бюджетные средства, варьируется от 96% до 98% от общего объема расходов бюджета города Мурманска.
В целях совершенствования процесса формирования муниципальных программ города Мурманска, повышения эффективности их реализации, внедрения программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Мурманск в 2013 году создан Программно-целевой совет города Мурманска.
В целях интеграции процессов формирования проекта бюджета города Мурманска и муниципальных программ в перечень документов, представляемых одновременно с проектом бюджета города Мурманска на очередной финансовый год и на плановый период в Совет депутатов города Мурманска, начиная с проекта бюджета города Мурманска на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включены паспорта муниципальных программ, в том числе паспорта и перечни программных мероприятий подпрограмм и ведомственных целевых программ (проекты изменений в указанные паспорта).
В ходе реализации бюджетного процесса в текущем году налоговая и бюджетная политика в муниципальном образовании город Мурманск направлены на обеспечение преемственности реализации бюджетной и налоговой политики прошлых лет и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации в стране и прогнозируемого уровня инфляции, что позволило:
- сохранить социальную и экономическую стабильность в муниципальном образовании город Мурманск,
- обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета города Мурманска.
По итогам 2015 года муниципальному образованию город Мурманск присвоено:
- степень качества организации и осуществления бюджетного процесса - надлежащее управление муниципальными финансами по оценке Министерства финансов Мурманской области;
- 1 место в группе "городских округов" по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Мурманской области.
В условиях макроэкономической нестабильности в стране, сложившихся с конца 2014 года, в декабре 2015 года был разработан План мероприятий, направленных на сокращение недоимки и на повышение поступлений налоговых и неналоговых доходов, по оптимизации расходов и снижению долговой нагрузки бюджета города Мурманска, обобщающий мероприятия, проводимые ранее по росту доходов, оптимизации расходов и снижению долговой нагрузки (в 2012 - 2014 годах аналогичные отдельные мероприятия реализовывались в целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города Мурманска).
Результатом мобилизации дополнительных ресурсов стал рост доходов бюджета города Мурманска за 2012 - 2016 годы на 1844,2 млн. руб., а одновременная реализация ряда мероприятий позволила оптимизировать расходы, перенаправив их на приоритетные направления расходов бюджета города Мурманска.
В целях роста налогооблагаемой базы муниципального образования город Мурманск, сокращения числа убыточных организаций, а также увеличения поступления налогов и иных обязательных платежей в бюджет города Мурманска в ноябре 2010 года была создана межведомственная комиссия по налогам и сборам, легализации объектов налогообложения и увеличения доходной части бюджета города Мурманска (далее - Межведомственная комиссия).
Межведомственная комиссия, являясь совещательным органом, созданным при администрации города Мурманска, осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями администрации города Мурманска, Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску, Государственной инспекцией труда в Мурманской области, Управлением внутренних дел по городу Мурманску, муниципальными предприятиями и учреждениями города Мурманска.
В рамках работы Межведомственной комиссии в целях увеличения поступления налогов и иных обязательных платежей проводится работа с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории города Мурманска и имеющими задолженность по платежам в бюджет города Мурманска.
За период действия Межведомственной комиссии с 2010 по 2016 годы было проведено 25 заседаний. Результатом проводимой работы стало погашение полностью или частично задолженности на общую сумму 265,7 млн. руб.
Исполнение бюджета города Мурманска за период с 2011 по 2016 годы характеризуется следующими данными:
млн. руб.
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Доходы |
8551,0 |
8569,2 |
9261,2 |
9723,3 |
11076,3 |
11454,5 |
- в том числе: |
|
|
|
|
|
|
безвозмездные поступления; |
3945,2 |
3778,9 |
3447,7 |
4439,2 |
4910,0 |
4732,9 |
доля в общей сумме доходов бюджета города Мурманска |
46,1% |
44,1% |
37,2% |
45,7% |
44,3% |
41,3% |
Расходы |
8463,0 |
8815,6 |
9584,1 |
10232,3 |
11301,6 |
11431,0 |
Дефицит (-), профицит (+) |
88,1 |
-246,4 |
-322,9 |
-509,0 |
-225,3 |
23,5 |
Муниципальный долг на 1 число месяца, следующего за отчетным годом |
665,5 |
757,8 |
1208,1 |
1662,8 |
1823,5 |
1849,0 |
Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета города Мурманска - более 80% - занимает налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Значительный объем поступлений НДФЛ формирует налог, перечисляемый воинскими подразделениями, дислоцирующимися на территории муниципального образования город Мурманск, а также крупнейшими предприятиями, в том числе: ФГУП "Атомфлот", ООО "СЗРК-Мурманск", ЗАО "Рыбпроминвест", ОАО "Российские железные дороги", ПАО "Мурманский морской торговый порт".
Наибольшую долю расходов бюджета города Мурманска традиционно составляют расходы на образование (варьируется от 52% до 54%), национальную экономику (варьируется от 10% до 12%), жилищно-коммунальное хозяйство (варьируется от 10% до 12%).
Рост объема муниципального долга за период с 2011 по 2016 год вызван реализацией мероприятий, проводимых в рамках подготовки, организации и проведения 100-летия города Мурманска.
3. Основные сценарные условия, направления развития налоговой, бюджетной и долговой политики и их основные показатели
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск до 2025 года составлен в двух вариантах:
- первый вариант (базовый) характеризует функционирование экономики в условиях консервативных тенденций изменения внешних и внутренних факторов на фоне постепенного укрепления номинального обменного курса рубля при сохранении умеренной бюджетной политики;
- второй вариант (целевой) основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития и решении задач стратегического планирования в условиях активной реализации мер экономической политики.
При всех условиях реализации бюджетного прогноза в части доходов бюджета города Мурманска учтено соблюдение следующих положений:
- реализация мероприятий по увеличению поступлений доходов и сокращению задолженности по обязательным платежам в бюджет города Мурманска;
- обеспечение качественного администрирования всех доходных источников бюджета участниками бюджетного процесса, повышение уровня их ответственности за прогнозирование доходов и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета города Мурманска;
- совершенствование управления муниципальным имуществом с целью увеличения доходов от его использования.
Общий объем расходов бюджета города Мурманска при всех условиях реализации бюджетного прогноза учитывает соблюдение следующих положений:
- установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления;
- увеличение к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", исходя из применения показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) и дальнейшее сохранение достигнутого уровня;
- распределение бюджетных ассигнований по направлениям расходов бюджета города Мурманска исходя из их приоритетности;
- оптимизация расходов, не относящихся к первоочередным расходам.
Основной задачей при формировании и реализации долговой политики на долгосрочный период при всех условиях реализации бюджетного прогноза является определение потенциала долговой емкости бюджета города Мурманска, а также экономически безопасного уровня муниципального долга и муниципальных заимствований, способных гарантировать решение важных задач развития города. При этом долговая нагрузка бюджета города Мурманска сохранится на уровне не более 50% доходов бюджета города Мурманска без учета безвозмездных поступлений.
За период реализации бюджетного прогноза ключевым результатом применения взаимосвязанных мер муниципального регулирования должно стать поступательное сокращение дефицита бюджета города Мурманска и муниципального долга.
4. Основные характеристики бюджета города Мурманска с учетом выбранного сценария в долгосрочном периоде
Основные характеристики бюджета города Мурманска подготовлены с учетом сценария базового варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск до 2025 года.
Прогноз основных характеристик бюджета города Мурманска на долгосрочный период до 2025 года представлен в приложении N 1 к бюджетному прогнозу.
5. Цели и задачи реализации долговой, налоговой и бюджетной политики в долгосрочном периоде
Для определения финансовых ресурсов, которые необходимы и могут быть направлены на достижение целей, сформулированных в документах стратегического планирования города Мурманска, требуется решения ряда задач.
Налоговая, бюджетная и долговая политики города Мурманска на долгосрочный период будут направлены на сохранение социальной и экономической стабильности в городе Мурманске и обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Мурманска.
При формировании и реализации налоговой политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:
- создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- повышение результативности мер, направленных на расширение налогового потенциала и увеличение доходной базы бюджета города Мурманска;
- повышение эффективности управления муниципальным имуществом;
- оценка эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам в целях их оптимизации и сокращения.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:
- реализация эффективной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджета города Мурманска, укрепление доходной базы, формирование оптимальной структуры расходов бюджета Мурманска, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию муниципального образования город Мурманск;
- повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из приоритетности расходов и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения;
- осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности механизмов реализации муниципальных программ, их ориентации на достижение долгосрочных целей, сформулированных в документах стратегического планирования города Мурманска;
- повышение эффективности системы муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита.
При формировании и реализации долговой политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:
- поддержание объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне;
- повышение эффективности муниципальных заимствований, оптимизация структуры муниципального долга;
- поэтапное сокращение доли общего объема муниципальных долговых обязательств.
6. Риски реализации бюджетного прогноза и меры их профилактики
Бюджетная система крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. При формировании бюджетного прогноза необходимо в полной мере учитывать прогнозируемые риски развития экономики и предусматривать адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на финансовые показатели бюджета города Мурманска.
В условиях экономической нестабильности наиболее негативными последствиями и рисками для бюджета города Мурманска являются:
- превышение прогнозируемого уровня инфляции;
- ухудшение условий для заимствований;
- сокращение межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов.
В целях минимизации бюджетных рисков будут проводиться следующие мероприятия:
- повышение доходного потенциала муниципального образования город Мурманск;
- поддержание экономически безопасного уровня муниципального долга;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств с учетом ситуации на финансовом рынке, привлечение бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет города Мурманска;
- активное участие в привлечении средств федерального и областного бюджетов, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации;
- проведение детальных проверок исполнения бюджета города Мурманска.
7. Предельные объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ города Мурманска, на период их действий, а также прогноз расходов бюджета города Мурманска на осуществление непрограммных направлений деятельности
Предельные объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ города Мурманска на период их действий, а также прогноз расходов бюджета города Мурманска на осуществление непрограммных направлений деятельности представлен в приложении N 2 к бюджетному прогнозу.
Прогноз бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ города Мурманска, а также на осуществление непрограммных направлений деятельности составлен исходя из базового варианта прогноза, на основе расходов, предусмотренных решением Совета депутатов города Мурманска от 20.12.2016 N 32-572 "О бюджете муниципального образования город Мурманск на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Перечень муниципальных программ города Мурманска утвержден распоряжением администрации города Мурманска от 02.06.2014 N 35-Р. Срок действия муниципальных программ ограничен до 2019 года включительно.
В последующие годы горизонт планирования будет увеличен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.