Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Мурманска от 27 апреля 2017 г. N 1244 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
администрации города Мурманска
от 21.08.2013 N 2143
Порядок
разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Мурманска
11 ноября 2013 г., 29 сентября 2014 г., 2 июля, 22 сентября 2015 г., 7 сентября 2016 г., 27 апреля, 9 ноября 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Мурманска (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ города Мурманска, а также осуществлению контроля за ходом их реализации.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
- муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск;
- подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - составная часть муниципальной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач муниципальной программы и объединенных по одному общему признаку.
- ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) - составная часть муниципальной программы, разрабатываемая при наличии соответствующих требований федеральных/региональных органов власти к муниципальным программам и представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельной задачи муниципальной программы, объединенных по одному общему признаку, реализуемых одним заказчиком;
- аналитическая ведомственная целевая программа (далее - АВЦП) - составная часть муниципальной программы, представляющая собой аналитическое распределение расходов органов местного самоуправления города Мурманска, исходя из выполняемых функций;
- цель - основной ожидаемый (планируемый) конечный результат реализации муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП), характеризуемый количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП);
- задача - планируемый результат выполнения совокупности взаимоувязанных мероприятий и (или) осуществления муниципальных функций, направленных на достижение цели реализации муниципальной программы (подпрограммы), характеризуемый количественными и (или) качественными показателями;
- основное мероприятие - комплекс мероприятий, направленных на решение соответствующей задачи (достижение цели) муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП);
- заказчик муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП) (далее - Заказчик) - Совет депутатов города Мурманска, контрольно-счетная палата города Мурманска, администрация города Мурманска или структурное подразделение администрации города Мурманска, в ведомственной компетенции которого находится вопрос, регулируемый данной муниципальной программой (подпрограммой, ВЦП, АВЦП), и выступающее главным распорядителем средств бюджета муниципального образования город Мурманск и бюджетов других уровней, направленных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП);
- заказчик - координатор муниципальной программы (подпрограммы) (далее - Заказчик-координатор) - Совет депутатов города Мурманска, контрольно-счетная палата города Мурманска, администрация города Мурманска или соответствующее структурное подразделение администрации города Мурманска, осуществляющее координацию деятельности Заказчиков по подготовке и реализации муниципальной программы (подпрограммы) при ее многоотраслевом характере, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета муниципального образования город Мурманск, бюджетов других уровней и средств из внебюджетных источников. Заказчик-координатор несет ответственность за подготовку и реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в целом;
- исполнитель мероприятий муниципальной программы (подпрограммы, АВЦП) (далее - Исполнитель) - Совет депутатов города Мурманска, контрольно-счетная палата города Мурманска, администрация города Мурманска, структурное подразделение администрации города Мурманска, муниципальное казенное, бюджетное или автономное учреждение или иная организация, выполняющая конкретные мероприятия муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП) в установленном действующим законодательством порядке.
1.3. Муниципальная программа включает в себя подпрограммы и АВЦП (при наличии).
Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.
Допускается включение в состав муниципальной программы ВЦП при наличии соответствующих требований федеральных/региональных органов власти к муниципальным программам. ВЦП реализуется единственным заказчиком и оформляется в соответствии с приложениями N 2, 4 к настоящему Порядку.
Дублирование мероприятий, реализуемых в рамках муниципальной программы, иными муниципальными программами не допускается.
1.4. Формирование муниципальных программ, в частности, подпрограмм, ВЦП, АВЦП, основных мероприятий, детализации основных мероприятий (направлений расходов), осуществляется с учетом возможности отражения их наименований в целевых статьях расходов бюджета муниципального образования город Мурманск.
2. Разработка проекта муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП)
2.1. Разработка муниципальных программ (подпрограмм, ВЦП, АВЦП) осуществляется в соответствии с перечнем муниципальных программ города Мурманска, утверждаемым распоряжением администрации города Мурманска.
Проект перечня муниципальных программ города Мурманска формируется комитетом по экономическому развитию администрации города Мурманска в соответствии с законодательством Российской Федерации, Мурманской области, настоящим Порядком, поручениями главы муниципального образования город Мурманск, главы администрации города Мурманска, а также с учетом рекомендаций и предложений исполнительных органов государственной власти Мурманской области и структурных подразделений администрации города Мурманска.
2.2. Основаниями для включения муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП) в перечень муниципальных программ города Мурманска являются:
2.2.1. Необходимость достижения долгосрочных целей и задач социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск, решения вопросов местного значения, требующих применения программно-целевого метода, в том числе в целях достижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Мурманска.
2.2.2. Наличие проблемных вопросов развития муниципального образования город Мурманск, выявленных путем проведения социологических исследований и (или) анализа тенденций социально-экономического развития города.
2.2.3. Наличие рекомендаций в федеральных и (или) областных нормативных правовых актах о разработке и принятии муниципальных программ (подпрограмм).
2.2.4. Муниципальные программы разрабатываются на срок более 6 лет.
2.3. Заказчик-координатор (Заказчик):
- организует работу по подготовке проекта муниципальной программы (подпрограммы, АВЦП), координирует действия ее разработчика(-ов);
- согласовывает с Исполнителями муниципальной программы (подпрограммы, АВЦП) возможные сроки реализации ее мероприятий, объемы их финансирования;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку проекта муниципальной программы (подпрограммы, АВЦП);
- подготавливает проект постановления администрации города Мурманска об утверждении муниципальной программы, включению подпрограммы, АВЦП в муниципальную программу.
2.4. Муниципальная программа содержит:
- паспорт муниципальной программы в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку;
- подпрограммы, ВЦП, АВЦП, оформленные в соответствии с приложениями N 2, 3, 4, 5 к настоящему Порядку.
2.5. Муниципальная программа может включать:
- приложения, оформленные в соответствии с требованиями федеральных органов власти и органов власти Мурманской области к муниципальным программам, при необходимости получения софинансирования из федерального и областного бюджетов;
- приложения с детализацией основных мероприятий программы, при принятии Заказчиком-координатором, Заказчиком или Исполнителем мероприятий муниципальной программы решения о необходимости детализации.
2.6. Муниципальная программа должна обладать:
- четко сформулированной целью, соответствующей приоритетным направлениям развития муниципального образования город Мурманск;
- системой абсолютных и (или) относительных показателей для измерения результатов реализации муниципальной программы;
- описанием ожидаемых результатов реализации муниципальной программы;
- обоснованием ресурсного обеспечения достижения цели и результатов реализации муниципальной программы.
2.7. При наличии отдельных требований федеральных органов власти и органов государственной власти Мурманской области к муниципальным программам проект муниципальной программы (подпрограммы, АВЦП) формируется с учетом положений, установленных на федеральном и региональном уровнях.
2.8. При проведении согласования к проекту муниципальной программы в обязательном порядке прилагаются:
- проект постановления администрации города Мурманска об утверждении муниципальной программы;
- пояснительная записка;
- лист согласования;
- документы, подтверждающие намерения органов исполнительной власти Мурманской области и организаций участвовать в финансировании муниципальной программы (в случае привлечения к ресурсному обеспечению средств из областного и федерального бюджетов и внебюджетных источников).
2.9. Проект муниципальной программы, в т.ч. проект муниципальной программы, предполагающий включение в действующую муниципальную программу новых подпрограмм/ВЦП/АВЦП, финансирование которых планируется начиная с очередного финансового года, с прилагаемыми материалами, предварительно согласованный с заместителем главы администрации города Мурманска, курирующим вопросы, предлагаемые к решению в рамках реализации данной муниципальной программы, Заказчиком - координатором, Заказчиками и Исполнителями мероприятий муниципальной программы, не позднее 1 сентября года, предшествующего году начала действия муниципальной программы, направляется Заказчиком-координатором в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска, который рассматривает проект и в течение 7 рабочих дней со дня представления осуществляет подготовку заключения на проект муниципальной программы, учитывая:
- соответствие проекта муниципальной программы приложениям N 1 - 5 к настоящему Порядку;
- соответствие программных мероприятий цели и задачам муниципальной программы;
- отсутствие дублирования программных мероприятий в иных муниципальных программах;
- наличие механизма контроля за исполнением муниципальной программы: системы показателей и порядка их мониторинга;
- социально-экономическую эффективность муниципальной программы в целом, ожидаемые результаты от реализации муниципальной программы и их согласованность с целями стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск и (или) показателями оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
2.10. В случае поступления замечаний и предложений от комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска Заказчик-координатор обеспечивает доработку проекта муниципальной программы и направляет его на повторное согласование в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска в течение 3 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений.
2.11. Согласованный комитетом по экономическому развитию администрации города Мурманска проект муниципальной программы Заказчиком-координатором направляется в управление финансов администрации города Мурманска, которое в течение 7 рабочих дней со дня получения рассматривает проект муниципальной программы, учитывая:
- соответствие муниципальных программ, в частности, подпрограмм, ВЦП, АВЦП, основных мероприятий, детализации основных мероприятий (направлений расходов), целевым статьям расходов бюджета муниципального образования город Мурманск;
- соответствие объемов ассигнований, указанных в паспортах муниципальной программы, подпрограмм, ВЦП, АВЦП, объемам ресурсного обеспечения муниципальной программы, подпрограмм, ВЦП, АВЦП, установленным в текстовой части программы и приложениях к ней;
- обоснованность потребности в финансовых ресурсах на реализацию муниципальной программы.
2.12. В случае поступления замечаний и предложений от управления финансов администрации города Мурманска Заказчик-координатор обеспечивает доработку проекта муниципальной программы и направляет его на повторное согласование в управление финансов администрации города Мурманска в течение 3 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений.
2.13. Согласованный управлением финансов администрации города Мурманска проект муниципальной программы направляется Заказчиком-координатором в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска в срок не позднее 1 октября года, предшествующего году начала действия муниципальной программы, для вынесения на заседание Программно-целевого совета города Мурманска.
2.14. Общественное обсуждение проекта муниципальной программы осуществляется в соответствии с Порядком проведения общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов администрации города Мурманска, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 23.12.2016 N 3937.
3. Порядок утверждения муниципальной программы
3.1. На заседании Программно-целевого совета города Мурманска Заказчик-координатор представляет и защищает проект муниципальной программы. При необходимости Заказчиком-координатором на заседание приглашаются Заказчик(-и) и Исполнитель(-и) муниципальной программы.
3.2. Программно-целевой совет города Мурманска рассматривает и оценивает проект муниципальной программы, основываясь на следующих критериях:
- приоритетный характер проблемы, предлагаемой для решения программно-целевым методом;
- обоснованность, комплексность программных мероприятий, сроки их реализации;
- целесообразность привлечения внебюджетных средств и средств бюджетов вышестоящих уровней для решения задач муниципальной программы;
- социально-экономическая эффективность муниципальной программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы и ее влияние на социально-экономическое развитие города.
3.3. В случае поступления замечаний и предложений от членов Программно-целевого совета города Мурманска Заказчик-координатор обеспечивает доработку проекта муниципальной программы и представляет доработанный проект муниципальной программы в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска для повторного вынесения на заседание Программно-целевого совета города Мурманска.
Пункт 3.4 изменен с 11 ноября 2017 г. - Постановление Администрации города Мурманска от 9 ноября 2017 г. N 3596
3.4. Муниципальные программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные муниципальные программы, предусматривающие изменение объемов финансирования муниципальной программы с очередного финансового года, подлежат утверждению постановлением администрации города Мурманска в срок не позднее 13 ноября текущего года.
Допускается утверждение проектов муниципальных программ, а также изменений в ранее утвержденные муниципальные программы, в сроки, определенные федеральными или региональными правовыми актами.
3.5. Заказчик - координатор муниципальной программы в течение 5 рабочих дней со дня утверждения постановления администрации города Мурманска об утверждении муниципальной программы представляет в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска копию муниципальной программы в электронном виде на машиночитаемых носителях (диске, флеш-накопителе) либо по адресу электронной почты: ekonomika@citymurmansk.ru для последующего размещения на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет в разделе "Программно-целевое планирование".
4. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ
4.1. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск, а также привлекаемых для выполнения программ средств областного и федерального бюджетов, средств внебюджетных источников.
4.2. Объем бюджетных ассигнований за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск на реализацию муниципальных программ (подпрограмм, ВЦП, АВЦП) утверждается решением Совета депутатов города Мурманска о бюджете муниципального образования город Мурманск на очередной финансовый год и на плановый период по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с постановлением администрации города Мурманска об утверждении муниципальной программы.
4.3. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ (подпрограмм, ВЦП, АВЦП) в очередном финансовом году и в плановом периоде осуществляется в соответствии с Положением о бюджетном устройстве в муниципальном образовании город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 26.05.2008 N 50-618.
4.4. В случае планируемого привлечения средств федерального и областного бюджетов на реализацию мероприятий муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП) в муниципальной программе должны отражаться справочные сведения о прогнозном объеме средств федерального и областного бюджетов, использование которых предполагается в рамках реализации муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП).
5. Порядок внесения изменений в муниципальные программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП)
5.1. Внесение изменений в муниципальные программы осуществляет Заказчик (Заказчик-координатор) муниципальной программы в случае:
- уточнения объемов и источников финансирования муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП);
- исключения или уточнения имеющихся, включения новых подпрограмм, ВЦП, АВЦП, мероприятий и показателей эффективности их реализации;
- уточнения цели, задач муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП).
5.2. Внесение изменений в муниципальную программу утверждается постановлением администрации города Мурманска.
5.3. На заседании Программно-целевого совета города Мурманска в порядке, указанном в подпунктах 3.1 - 3.3 Порядка, осуществляется рассмотрение проекта изменений, вносимых в муниципальную программу, в случае:
- исключения из муниципальной программы имеющихся, включения в муниципальную программу начиная с очередного финансового года новых подпрограмм, ВЦП, АВЦП;
- исключения или уточнения имеющихся, включения новых мероприятий и показателей эффективности их реализации в случае, если указанные изменения влекут за собой изменение наименования муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП), изменение целей и (или) задач муниципальной программы, подпрограммы, ВЦП, АВЦП.
5.4. Заказчик - координатор муниципальной программы готовит проект постановления администрации города Мурманска о внесении изменений в муниципальную программу и пояснительную записку, в которой отражаются причины изменений и их влияние на показатели эффективности реализации муниципальной программы, и согласовывает проект с заместителем главы администрации города Мурманска, курирующим вопросы, решаемые в рамках реализации данной муниципальной программы, Заказчиками и Исполнителями мероприятий муниципальной программы.
5.5. Проекты постановлений администрации города Мурманска о внесении изменений в муниципальные программы в обязательном порядке согласовываются с комитетом по экономическому развитию администрации города Мурманска и управлением финансов администрации города Мурманска на предмет соблюдения требований, указанных в подпунктах 2.9 и 2.11 Порядка.
В случае поступления замечаний и предложений от комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска и/или управления финансов администрации города Мурманска Заказчик-координатор обеспечивает доработку проекта постановления администрации города Мурманска о внесении изменений в муниципальную программу и направляет его на повторное согласование в соответствующее структурное подразделение администрации города Мурманска в течение 3 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений.
5.6. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Совета депутатов города Мурманска о бюджете города на текущий финансовый год и на плановый период, а также на очередной финансовый год и на плановый период не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
В случае внесения изменений в муниципальные программы по объемам финансирования программных мероприятий текущего года в конце текущего финансового года, муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Совета депутатов города Мурманска о бюджете города на текущий финансовый год и на плановый период до конца текущего финансового года.
5.7. Заказчик - координатор муниципальной программы в течение 5 рабочих дней со дня утверждения постановления администрации города Мурманска о внесении изменений в муниципальную программу представляет в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска актуальную версию муниципальной программы (с учетом внесенных изменений) в электронном виде на машиночитаемых носителях (диске, флеш-накопителе) либо по адресу электронной почты: ekonomika@citymurmansk.ru для последующего размещения на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет в разделе "Программно-целевое планирование".
Заказчик - координатор муниципальной программы несет ответственность за соответствие представленной в электронном виде актуальной версии муниципальной программы постановлениям администрации города Мурманска об утверждении муниципальной программы и о внесении в нее изменений.
5.8. Общественное обсуждение проекта изменений в муниципальную программу осуществляется в соответствии с Порядком проведения общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов администрации города Мурманска, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 23.12.2016 N 3937.
6. Мониторинг и контроль реализации муниципальной программы
6.1. Мониторинг и контроль реализации муниципальной программы в целом осуществляется Заказчиком - координатором муниципальной программы.
6.2. Текущее управление реализацией мероприятий подпрограмм, ВЦП и АВЦП, включенных в муниципальную программу, осуществляется Заказчиком муниципальной программы (подпрограммы, ВЦП, АВЦП), ответственным за реализацию мероприятий подпрограммы, ВЦП и АВЦП.
6.3. Заказчик - координатор муниципальной программы:
- организует и координирует реализацию муниципальной программы;
- предоставляет по запросам комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска и управления финансов администрации города Мурманска сведения о реализации муниципальной программы;
- запрашивает у Заказчиков и Исполнителей мероприятий муниципальной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов, а также подготовки ответов на запросы комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска и управления финансов администрации города Мурманска;
- осуществляет подготовку отчетов и направляет их в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска в соответствии с пунктом 6.9 настоящего Порядка;
- координирует деятельность Заказчиков и Исполнителей мероприятий подпрограмм, ВЦП и АВЦП по внесению информации о муниципальной программе и ходе ее реализации в программный комплекс "Хранилище-КС".
6.4. При наличии более одного Заказчика подпрограммы Заказчик - координатор подпрограммы:
- несет ответственность за достижение показателей цели и задач подпрограммы, конечных результатов ее реализации, в части его касающейся;
- направляет Заказчику - координатору муниципальной программы предложения по разработке проекта муниципальной программы, внесению изменений в муниципальную программу;
- представляет в установленный срок Заказчику - координатору муниципальной программы необходимую информацию для подготовки ответов на запросы комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска и управления финансов администрации города Мурманска, проведения ежегодной оценки эффективности реализации муниципальной программы и подготовки отчетов в части подпрограммы, в отношении которой он является Заказчиком-координатором (Заказчиком).
6.5. Заказчик:
- несет ответственность за достижение плановых значений показателей в части, его касающейся;
- формирует предложения по разработке проекта муниципальной программы, внесению изменений в муниципальную программу;
- представляет в установленный срок Заказчику - координатору муниципальной программы (подпрограммы) необходимую информацию для подготовки ответов на запросы комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска и управления финансов администрации города Мурманска, проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов;
- обеспечивает в оперативном режиме внесение достоверной информации о подпрограмме, ВЦП, АВЦП и ходе ее реализации в программный комплекс "Хранилище-КС".
6.6. Исполнители мероприятий муниципальной программы действуют по поручению Заказчика и несут ответственность за реализацию конкретных мероприятий муниципальной программы.
6.7. Комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска осуществляет общую координацию выполнения муниципальных программ и мониторинг эффективности их реализации.
6.8. Мониторинг предусматривает двухуровневую оценку:
- оперативный мониторинг - оценивается степень завершенности и достижения запланированных локальных результатов мероприятий муниципальной программы;
- программный мониторинг - оценивается степень решения задач, достижения намеченных целей и влияния результатов муниципальной программы на социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании город Мурманск.
6.9. В целях обеспечения оперативного мониторинга выполнения муниципальной программы Заказчик-координатор направляет в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска отчеты о реализации муниципальной программы за 1 полугодие и 9 месяцев текущего года (нарастающим итогом с начала года) в срок до 20 числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом, на бумажном и электронном носителях согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
К отчету в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, содержащая информацию:
- о результатах реализации муниципальной программы в целом и результатах реализации входящих в нее подпрограмм, В
<< Назад |
Приложение >> N 1. Муниципальная программа города Мурманска |
|
Содержание Постановление Администрации г. Мурманска от 21 августа 2013 г. N 2143 "Об утверждении Порядка разработки, реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.