Постановление Администрации г. Апатиты Мурманской области от 14 октября 2011 г. N 1184
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией" на 2012-2014 годы"
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", постановлением Правительства Мурманской области от 30.05.2011 N 255-ПП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011-2013 годы", в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-Р
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией" на 2012-2014 годы (далее - Программа)
2. Управлению финансов Администрации города Апатиты (Савиной Л.В.) обеспечить координацию работы по реализации Программы.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Кировский рабочий".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации А.И. Яковлеву.
Глава администрации |
В.М. Сетов |
Долгосрочная целевая программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов Муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией" на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Администрации г. Апатиты Мурманской области от 14 октября 2011 г. N 1184)
Паспорт программы
Наименование программы:
Долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией" на 2012-2014 годы (далее - Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы:
постановление Администрации города Апатиты от 13.10.2011 N 1170 "О разработке долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Апатиты" на 2012-2014 годы.
Муниципальный заказчик Программы:
Управление финансов Администрации города Апатиты.
Основные разработчики Программы:
Управление финансов Администрации города Апатиты;
Управление образования Администрации города Апатиты;
Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Апатиты;
Отдел по культуре и делам молодежи Администрации города Апатиты отдел экономического развития Администрации города Апатиты;
отдел по бухгалтерскому учету и отчетности Администрации города Апатиты;
Комитет по управлению имуществом Администрации города Апатиты.
Цель и задачи Программы:
Цель: Повышение эффективности бюджетных расходов.
Задачи:
1. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
2. Внедрение программно-целевого инструмента повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов местного бюджета
3. Увеличение доходов и повышение эффективности расходов городского бюджета.
4. Развитие системы муниципального финансового контроля.
5. Внедрение мероприятий по повышению энергоэффективности.
6. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения.
Сроки и этапы реализации Программы: 2012-2014 годы
Основные исполнители программных мероприятий:
Структурные подразделения Администрации города Апатиты:
- Управление финансов;
- отдел экономического развития;
- отдел жилищно-коммунального комплекса;
- сектор информационных ресурсов и технологий.
Главные распорядители средств городского бюджета, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей.
Муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Объемы и источники финансирования Программы по годам: нет.
Индикаторы оценки достигнутых результатов
|
2012 |
2013 |
2014 |
1. Отношение дефицита бюджета города Апатиты к доходам без учета объема безвозмездных поступлений, % |
7 и более |
4-7 |
4-7 |
2. Отношение муниципального долга (за вычетом выданных гарантий) города Апатиты к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
<= 24,7 |
<= 14,9 |
<= 14,9 |
3. Отношение объема просроченной кредиторской задолженности городского бюджета к расходам бюджета, % |
2-3 |
1-2 |
1-2 |
4. Исполнение местного бюджета по доходам к первоначально утвержденному уровню, % |
5-10 |
3-5 |
3-5 |
5. Наличие утвержденной методики формализованного прогнозирования доходов бюджета по основным налогам и сборам |
да |
да |
да |
6. Рост исполнения местного бюджета по земельному налогу и арендной плате за земельные участки до и после разграничения государственной собственности на землю за последний отчетный год к аналогичному показателю исполнения года, предшествующего отлетному, % |
Менее 1 |
1-5 |
1-5 |
7. Снижение объема дебиторской задолженности по неналоговым доходам городского бюджета в последнем отчетном году к объему дебиторской задолженности по неналоговым доходам по состоянию на 01 января последнего отчетного года, % |
Менее 2 |
2-4 |
8-10 |
8. Доля условно утвержденных на плановый период расходов бюджета города Апатиты, % |
нет |
2,5 и более |
2,5 и более |
9. Удельный вес расходов бюджета муниципального образования, формируемых в рамках программ, % |
менее 10 |
20-30 |
40-50 |
10. Наличие нормативного правового акта, определяющего оплату труда руководителей органов местного самоуправления с учетом результатов их профессиональной деятельности |
нет |
да |
да |
11. Доля казенных учреждений города Апатиты, для которых установлены муниципальные задания, в общем числе казенных учреждений (без учета органов местного самоуправления), % |
менее 55 |
75-95 |
75 -95 |
12. Доля автономных и бюджетных учреждений города Апатиты, оказывающих муниципальные услуги, в общем числе муниципальных учреждений, % |
50-65 |
80 |
90 -100 |
13. Доля муниципальных услуг, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству их оказания, % |
60-70 |
80 |
90 -100 |
14. Прирост объема доходов автономных и бюджетных учреждений муниципального образования от приносящей доход деятельности, % |
10-30 |
30-50 |
30-50 |
15. Наличие утвержденного местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
нет |
нет |
нет |
16. Наличие утвержденного порядка и методики планирования бюджетных ассигнований муниципального образования |
да |
да |
да |
17. Наличие установленного порядка определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета |
нет |
да |
да |
18. Доля муниципальных программ, по которым утвержденный объем финансирования изменился в течение отчетного года более чем на 15 процентов от первоначального, % |
25-40 |
10-25 |
10-25 |
19. Наличие нормативно установленной обязательности проведения публичных обсуждений проектов долгосрочных программ |
нет |
нет |
нет |
20. Доля долгосрочных программ, принятых в отчетном году, проекты которых прошли публичные обсуждения, % |
25-50 |
25-50 |
25-50 |
21. Наличие нормативного закрепления механизма распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими муниципальными программами |
да |
да |
да |
22. Наличие нормативного закрепления обязательности представления перечня долгосрочных и ведомственных целевых программ в составе материалов, представляемых с проектом бюджета |
да |
да |
да |
23. Размещение данных мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств в СМИ и (или) сети Интернет |
нет |
да |
да |
24. Доля функций исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, в отношении которых утверждены административные регламенты их исполнения, % |
20-50 |
50-80 |
80-100 |
25. Создание информационного блока в составе официального сайта муниципального образования в сети Интернет, на котором размещается информация о муниципальных финансах |
нет |
да |
да |
26. Создание Интернет-портала оказания муниципальных услуг |
нет |
нет |
да |
27. Создание сайта муниципального образования в сети Интернет, имеющего функцию обратной связи с потребителями муниципальных услуг |
нет |
да |
да |
28. Доля учреждений муниципального образования, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет |
20-50 |
50-80 |
80-100 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
- сокращение бюджетного дефицита, муниципального долга;
- доля учреждений, переведенных на новый тип финансирования, к 2014 году составит 100%;
- совершенствование процедуры формирования и исполнения бюджета.
Введение
Долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией" на 2012-2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", постановлением Правительства Мурманской области от 30.05.2011 N 255-ПП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011-2013 годы", в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-Р.
Важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности является проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики, поскольку в условиях неопределенности бюджетных возможностей существенно осложняется планирование деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, снижается их ответственность за определение и достижение целей и результативность своей деятельности, возникают стимулы к постоянному увеличению объема расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач в соответствующих сферах.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- консервативность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
- формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы, основанных на реалистичных оценках;
- стабильность и предсказуемость налоговой политики;
- планирование бюджетных ассигнований на основе реестра расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии оценки необходимых для исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и соблюдение установленных бюджетных ограничений при их принятии;
- повышение качества муниципальных услуг, с одной стороны, с позиций эффективности траты бюджетных средств на реализацию мероприятий, с другой стороны, с учетом социальной значимости и необходимости перехода на новый уровень качества жизни населения.
Программа разработана в целях организации деятельности муниципального образования город Апатиты (далее - г. Апатиты) по повышению эффективности осуществления бюджетных расходов.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
Настоящая Программа направлена на оптимизацию бюджетного процесса в г. Апатиты и внедрение новых инструментов управления муниципальными финансами в целях наращивания доходной базы, повышения качества управления муниципальным долгом, совершенствования механизмов бюджетных расходов, повышения эффективности использования существующих ресурсов для достижения максимальных результатов.
В результате реформ, реализуемых в городском округе, внедрены и совершенствуются современные инструменты управления муниципальными финансами, такие как:
- ведение реестра расходных обязательств;
- подготовка докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов планирования,
- программно-целевые методы бюджетного планирования;
- установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
В то же время, в сфере управления муниципальными финансами в г. Апатиты остается ряд проблем, характерных в целом для всей бюджетной системы Российской Федерации:
- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
- продолжает применяться раздельное планирование программных и непрограммных капитальных и текущих расходов;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов;
- реформирование бюджетной сети осуществляется крайне медленно.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов.
Задачами, реализация которых позволит достичь поставленной цели, являются:
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, в том числе за счет внедрения новых форм их оказания;
- внедрение программно-целевых методов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета;
- увеличение доходов и повышение эффективности расходов городского бюджета;
- развитие системы муниципального финансового контроля;
- внедрение мероприятий повышения энергоэффективности;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения.
В целях решения поставленных задач в рамках Программы предполагается выполнение работ по следующим направлениям:
- обеспечение более тесной взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;
- определение плановых результатов от использования бюджетных расходов и обеспечение мониторинга их достижения;
- оптимизация объемов и порядка предоставления муниципальных услуг, а также выполнения муниципальных функций;
- создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений по предоставлению муниципальных услуг;
- совершенствование механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является необходимым условием достижения цели и решения задач бюджетной политики г. Апатиты.
3. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Основными целями работы по данному направлению являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг;
- оптимизация бюджетной сети;
- улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений.
В настоящее время по всем направлениям на федеральном уровне действует пакет правовых документов, позволяющий оценить общий вектор развития:
- обновлённый Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором закреплены основные понятия в части управления государственными (муниципальными) услугами, механизмы планирования (государственное (муниципальное) задание) и исполнения бюджета в части оказания услуг,
- Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" с подзаконными актами, создающий правовые основы для реформирования бюджетной сети;
- Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регламентирующий вопросы оказания государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, включая подходы к организации деятельности многофункциональных центров, выдаче и применению универсальных электронных карт и предоставлению услуг в электронной форме.
Ряд из указанных документов регламентирует деятельность только федеральных учреждений и федеральных органов власти, вместе с тем подходы, заложенные в указанных правовых актах, могут лечь в основу разработки аналогичных документов муниципального уровня.
Администрацией города Апатиты сформирован комплекс нормативных правовых актов, направленных на создание работоспособной системы управления муниципальными услугами, ориентированной на повышение качества оказания муниципальных услуг, в том числе:
- постановление Администрации города Апатиты от 14.09.2011 N 1016 "Об утверждении порядков формирования муниципального задания муниципальными учреждениями города Апатиты и финансового обеспечения выполнения муниципального задания";
- готовиться к утверждению Положение о стандартах качества предоставления муниципальных услуг структурными подразделениями администрации города Апатиты и муниципальными учреждениями муниципального образования пород Апатиты с подведомственной территорией;
Данные муниципальные акты определяют основные подходы к стандартизации муниципальных услуг. Также были разработаны и утверждены перечни муниципальных услуг в соответствующих отраслях.
Все указанные выше правовые акты были направлены на внедрение механизмов установления и оценки соблюдения качества оказываемых муниципальных услуг. В результате к 2011 году основное внимание реформы сместилось на организацию качественного предоставления услуг и повышение обоснованности финансового обеспечения. Одним из основных мероприятий по совершенствованию системы управления муниципальными услугами является развитие новых форм оказания муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
Вопросы организации качественного предоставления муниципальных услуг в настоящее время сконцентрированы на реструктуризации действующей бюджетной сети. Существующая сеть муниципальных учреждений и схема организации их деятельности не способствуют повышению качества услуг и увеличению удовлетворённости получателей оказываемыми услугами. В целях изменения такого положения дел на федеральном уровне был принят ряд решений, изменивших подходы к построению сети государственных (муниципальных) учреждений.
Федеральное законодательство создаёт основы для изменения сложившейся ситуации. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ) заложил правовые основы для создания нового типа учреждений - автономных учреждений. Кроме того, с принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" появились правовые основания для создания еще одного типа учреждений - казённых учреждений - и изменения правового статуса бюджетных учреждений (механизмов перечисления и расходования ими бюджетных средств, контроля и ответственности учреждений). В ходе реализуемых изменений бюджетные учреждения приобретают больше свободы в организации своей работы, вследствие чего можно ожидать роста их заинтересованности в повышении качества оказания муниципальных услуг.
Установленный в Российской Федерации срок полномасштабного перехода к работе учреждений трёх типов - 01 января 2012 года. До этого момента необходимо разработать и принять серию муниципальных правовых актов, распределить существующие муниципальные учреждения между тремя типами, провести работу по внесению изменений в их уставы. В этот период потребуется совершенствование практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения
С учётом вышесказанного приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление Администрации города Апатиты от 20.01.2011 N 25 "О порядке осуществления органами местного самоуправления функций и полномочий учредителя муниципального учреждения";
- постановление Администрации города Апатиты от 31.01.2011 N 80 "Об определении особо ценного движимого имущества и утверждении Порядка ведения перечня особо ценного движимого имущества";
- постановление Администрации города Апатиты от 20.04.2011 N 414 "О внесении изменений в постановление Администрации города Апатиты "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений от 30.11.2010 N 1236";
- постановление Администрации города Апатиты от 20.06.2011 N 697 "Об утверждении Порядка осуществления муниципальным бюджетным учреждением полномочий органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и определение порядка финансового обеспечения их осуществления";
- постановление Администрации города Апатиты от 23.06.2011 N 713 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг, относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений";
Об утверждении Порядка осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области за счет средств городского бюджета см. Постановление Администрации г. Апатиты Мурманской области от 18 марта 2014 г. N 335
- постановление Администрации города Апатиты от 14.09.2011 N 1014 "Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией";
- постановление Администрации города Апатиты от 14.09.2011 N 1015 "Об утверждении порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества";
- постановление Администрации города Апатиты от 14.09.2011 N 1016 "Об утверждении порядка формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания";
- постановление Администрации города Апатиты от 05.10.2011 N 1126 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией";
- постановление Администрации города Апатиты от 17.10.2011 N 1198 "Об утверждении Порядка взыскания в городской бюджет неиспользованных в текущем финансовом году остатков субсидий, предоставленных из городского бюджета бюджетным учреждениями муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией";
- постановление Администрации города Апатиты от 17.10.2011 N 1199 "Об утверждении Типового порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений".
Решены следующие задачи.
- проанализирована существующая сеть муниципальных учреждений с точки зрения необходимости и обязательности изменения типа;
- внесены предложения о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации муниципальных учреждений (перечень соответствующих учреждений).
Результатом данного направления станет обновлённая и усовершенствованная система муниципальных учреждений, заинтересованных в повышении качества предоставляемых услуг и имеющих возможность реализовывать соответствующие мероприятия
Для определения расчётно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) главные распорядители средств бюджета устанавливают порядок определения расчётно-нормативных затрат.
Указанные нормативные правовые акты должны получить дальнейшее развитие в соответствии с логикой проводимой реструктуризации бюджетной сети, что впечёт за собой реализацию следующих мер:
- установление норм о применении муниципальных заданий при планировании бюджетных проектировок;
- формирование методологических подходов к установлению показателей качества муниципальных услуг в муниципальных заданиях;
- утверждение расчётно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества;
- формирование и утверждение муниципальных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение для муниципальных учреждений всех типов.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по данному направлению будет заключаться в следующем:
- повышение удовлетворённости населения качеством и доступностью предоставляемых муниципальных услуг за счёт установления чётких требований к качеству и созданию новых организационно-правовых форм предоставления услуг;
- оптимизация структуры расходов на финансирование предоставления муниципальных услуг за счёт внедрения нормативов затрат на оказание услуг;
- повышение мотивации и заинтересованности специалистов муниципальных учреждений к повышению качества и доступности муниципальных услуг за счёт изменения подходов к управлению муниципальными учреждениями.
4. Внедрение программно-целевых методов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета.
Внедрение программно-целевых методов бюджетирования является предметом внимания всех уровней власти и органов местного самоуправления и позволяет оптимизировать ограниченные ресурсы городского бюджета, повысить результативность функционирования органов исполнительной власти и качество предоставляемых ими услуг. Программно-целевые методы планирования реализуются путем разработки и утверждения долгосрочных и ведомственных целевых программ (далее - целевые программы), докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов планирования, реестра расходных обязательств и т.д.
В целях упорядочения процесса разработки, утверждения и реализации целевых программ города Апатиты приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление Администрации города Апатиты от 23.01.2009 N 26 (с изменениями от 23.10.2009 N 867, от 04.07.2011 N 745) "Об утверждении положения о порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Апатиты, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности их реализации";
- постановление Администрации города Апатиты от 06.04.2010 N 373 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Апатиты".
Необходимо реализовать переход на среднесрочное финансовое планирование, планируя городской бюджет на очередной финансовый год и на плановый период, формировать его на основе принципа "скользящей трехлетки".
Для этого требуется решение следующих задач:
- закрепление подходов к планированию бюджетных ассигнований, основанных на принципах необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств при наличии чёткой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
- инвентаризация целевых программ, принятых и действующих в г. Апатиты, с целью анализа практики разработки, реализации и финансирования целевых программ;
- оценка целесообразности и планирование работ по разработке целевых программ;
- расширение направлений приложения докладов о результатах и основных направлениях деятельности (усиление роли отчётности о результатах деятельности структурных подразделений Администрации города Апатиты, развитие публичности докладов о результатах и основных направлениях деятельности);
- совершенствование практики установления показателей результативности и эффективности реализации целевых программ и осуществления функций главных распорядителей средств бюджета, структурных подразделений Администрации города Апатиты и применения результатов оценки при бюджетном планировании;
- развитие подходов к формированию долгосрочных целевых программ как элемента долгосрочного планирования, ориентированного на результат.
Реализации данного направления Программы сопровождается следующими рисками для муниципального образования:
- недостаточный уровень ответственности структурных подразделений Администрации города Апатиты в части внедрения новых инструментов, вызванный низкой мотивацией к внедрению нововведений и недостаточным пониманием сути таких нововведений. Минимизировать данный риск возможно проведением дополнительных разъяснительных мероприятий, установлением чётких сроков и ответственных за реализацию тех или иных мероприятий.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению "Внедрение программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов местного бюджета" заключается в следующем:
- налаживание чёткой системы планирования бюджета на основе принципов программно-целевого бюджетирования;
- повышение эффективности бюджетных расходов за счёт формирования понимания соотношения между затрачиваемыми ресурсами и планируемым результатом;
- совершенствование нормативной правовой базы в части бюджетного планирования в муниципальном образовании.
5. Увеличение доходов и повышение эффективности расходов городского бюджета
Для повышения эффективности бюджетных расходов в каждой из бюджетных отраслей предполагается до 2014 года разработать и принять целевые программы.
В сфере культуры, физкультуры и спорта финансовые ресурсы будут направлены на обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям, поддержку организаций культуры, творческих коллективов, общественных и культурных инициатив граждан в области культуры, сохранение исторического и культурного наследия, к услугам учреждений физической культуры и спорта на всей территории города.
Реализация вышеуказанных направлений предполагает разработку мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и обеспечение мониторинга их достижения, совершенствование правового положения городских муниципальных учреждений, внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения.
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Апатиты будет осуществляться в 2012-2014 годах в рамках реализации соответствующей целевой программы.
Целью программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, направленных на повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклад в социально-экономическое развитие города Апатиты, в том числе: в доходы городского бюджета, в обеспечение занятости и повышение благосостояния работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Финансирование дорожного хозяйства, обеспечивающего развитие транспортной инфраструктуры региона для осуществления грузо- и пассажиропотока, должно осуществляется в рамках целевых программ.
Основными задачами в области развития автодорожной инфраструктуры являются:
- обеспечение комфортного проживания населения и безопасности дорожного движения на территории городского поселения за счет создания и развития системы мероприятий по своевременному и качественному проведению работ, связанных с приведением в нормативное состояние улично-дорожной сети и объектов благоустройства;
- снижение доли улично-дорожной сети и объектов благоустройства, не соответствующих нормативным требованиям;
- повышение эффективности расходов средств бюджета города Апатиты на приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети и объектов благоустройства.
6. Развитие системы муниципального финансового контроля.
Реформирование системы муниципального финансового контроля является одним из важнейших условий повышения эффективности бюджетных расходов.
В этих целях необходимо организовать действенный контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований.
Муниципальный финансовый контроль предусматривает:
- соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- достоверность, полноту и соответствие нормативным требованиям бюджетной отчётности;
- экономность, результативность и эффективность использования средств бюджета.
Организация действенного муниципального финансового контроля подразумевает решение ряда задач по внедрению внутреннего контроля в деятельность получателей бюджетных средств.
Реформирование системы муниципального финансового контроля подразумевает организацию и эффективность контрольно-проверочной работы, контроля за устранением выявленных нарушений и направленности её на предупреждение новых нарушений. Одним из принципов осуществления муниципального контроля является принцип подведомственности. В соответствии с этим главный распорядитель средств бюджета, так же, как и главный администратор доходов и источников финансирования дефицита бюджета, должен осуществлять контроль за полнотой и достоверностью бюджетной отчетности получателей средств бюджета.
В целях совершенствования системы муниципального контроля необходимо:
- принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главным распорядителем средств бюджета;
- определить порядок размещения информационных материалов о результатах финансового контроля.
Ожидаемый эффект от реализации настоящей Программы по направлению "Развитие системы муниципального финансового контроля" будет заключаться в следующем:
- работа органов, осуществляющих муниципальный финансовый контроль, в городе Апатиты будет осуществляться на принципах системности, законности, гласности, объективности;
- направление организации муниципального финансового контроля, в первую очередь, на предотвращение нарушений бюджетного законодательства, на контроль законности, экономности, результативности и эффективности использования средств городского бюджета;
- за счёт повышения качества и эффективности работы органов, осуществляющих муниципальный финансовый контроль, сократится количество нарушений, допускаемых получателями бюджетных средств;
- внедрение системы внутреннего контроля позволит повысить эффективность деятельности муниципальных учреждений, снизить риски совершения ошибок.
7. Внедрение мероприятий по повышению энергоэффективности
Одно из приоритетных направлений в модернизации экономики города Апатиты - это повышение ее энергоэффективности, в том числе в бюджетном секторе. Задача по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере является одной из составляющих в комплексе мер по повышению эффективности бюджетных расходов, так как относительно простыми методами муниципального регулирования позволяет снизить нагрузку на бюджеты всех уровней.
Мероприятия по повышению энергоэффективности должны включать комплекс мер по организации работ, направленных на обеспечение экономически обоснованной эффективности использования энергетических ресурсов в процессе их производства переработки, транспортировки, хранения, распределения и потребления на территории г. Апатиты, а также по контролю за реализацией целевой программы обеспечения энергетической эффективности и энергосбережения.
Учитывая количество участников процесса энергосбережения, решение задач повышения энергоэффективности выполняется путем применения программно-целевых методов через разработку комплексных программ энергосбережения и создание системы управления, позволяющей вносить оперативные корректировки при анализе её выполнения.
Постановлением Администрации города Апатиты от 30.07.2010 N 795 утверждена долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией" на 2011-2015 годы.
Основные принципы муниципальной политики в области энергосбережения и энергоэффективности должны быть направлены на:
- обеспечение потребностей города Апатиты в целесообразно минимальном потреблении топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), за счет энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования ТЭР;
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов;
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
- сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
- повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- повышение надежности энергоснабжения потребителей города Апатиты;
- снижение расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления.
8. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения состоят в следующем:
- внедрение в исполнительных органах местного самоуправления города Апатиты принципов и процедур управления по результатам;
- обеспечение ориентации деятельности органов местного самоуправления на потребности общества, оптимизация и модернизация административно-управленческих процессов за счёт внедрения стандартов муниципальных услуг и административных регламентов;
- обеспечение реформирования и повышения эффективности системы закупок для муниципальных нужд;
- введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов местного самоуправления;
- повышение прозрачности деятельности исполнительных органов местного самоуправления. Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления является совершенствование практики управления муниципальной собственностью.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- увеличение доходов бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;
- оптимизация структуры муниципальной собственности в целях экономического развития города Апатиты;
- вовлечение в оборот максимального количества объектов муниципальной собственности;
- использование муниципальной собственности в качестве инструмента для привлечения инвестиций в его экономику.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению "Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения" предполагает повышение эффективности расходования бюджетных средств на функционирование органов местного самоуправления, в том числе в части предоставления ими муниципальных услуг.
9. Организация реализации Программы
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках утверждаемого Плана мероприятий (прилагается).
Отчёт о реализации мероприятий Программы готовится исполнителями по мероприятиям, указанным в Плане мероприятий Программы ежегодно.
Мероприятия по основным направлениям Программы учитываются при формировании бюджетных проектировок на период до 2014 года.
Приложение
к Программе
План мероприятий
по реализации "Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией" на 2012-2014 годы
Нумерация пунктов таблицы приведена в соответствии с источником
N N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Оценка эффективности реализации |
11. |
Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, в том числе за счет внедрения новых форм их оказания |
|||
11.1. |
Подготовка предложений и разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих процедуры создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации учреждений, систему организации деятельности и бюджетирования муниципальных учреждений, вытекающих из положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
2011 год |
Управление финансов, главные распорядители средств бюджета |
Соответствие нормативных правовых актов Администрации города Апатиты Федеральному закону Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
11.2 |
Организация мониторинга разработки и принятия административных регламентов исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг |
2011-2012 |
отдел экономического развития |
Повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан. Повышение качества административно-управленческих процессов; обеспечение требуемого уровня информационной безопасности |
11.3. |
Утверждение и доведение до бюджетных и автономных учреждений муниципальных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение |
Ежегодно |
Главные распорядители средств бюджета |
Увеличение доли бюджетных учреждений, имеющих утвержденные муниципальные задания на предоставление муниципальных услуг |
11.4. |
Утверждение расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), содержание имущества |
4 квартал 2011 |
Главные распорядители средств бюджета |
Увеличение доли муниципальных учреждений, имеющих утвержденные муниципальные задания на предоставление муниципальных услуг |
11.5. |
Проведение мониторинга качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг |
Ежеквартально до 25 числа текущего финансового года |
Муниципальные бюджетные и автономные учреждения |
Повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг |
11.6. |
Принятие нормативно-правовых актов, определяющих порядок формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания |
2011 год |
Управление финансов |
Повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг |
11.7. |
Разработка и утверждение стандартов качества муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета |
2011 год |
Управление финансов, главные распорядители средств бюджета |
Повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг |
11.8. |
Подготовка Порядка осуществления мониторинга потребности конкретных видов объемов предоставляемых муниципальных услуг |
2011 год |
Главный распорядитель средств бюджета |
Повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг |
11.9. |
Подготовка Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений |
3 квартал 2011 года |
Управление финансов |
Планирование и расходование бюджетных средств подведомственными учреждениями в соответствии с изменениями федерального законодательства |
11.10 |
Внесение изменений в уставы учреждений муниципального образования город Апатиты, подготовка перечня типа муниципальных учреждений (казенных, бюджетных, автономных) |
До 01.12.2011 |
Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей |
Повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг за счет реструктуризации бюджетного сектора |
11.11. |
Разработка и принятие нормативно-правовых актов, определяющих санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения муниципальных заданий |
2012 год |
Главные распорядители средств бюджета |
Повышение качества предоставления муниципальных услуг |
11.12. |
Принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обязательность проведения регулярного аудита (оценки) качества оказания муниципальных услуг |
2012 год |
Главные распорядители средств бюджета |
Повышение качества предоставления муниципальных услуг |
11.13. |
Внедрение процедуры электронных торгов размещения муниципальных заказов |
В течение 2011 года |
Главные распорядители средств бюджета |
Обеспечение гласности и прозрачности заказов, повышение конкуренции при проведении торгов |
22. |
Внедрение программно-целевых методов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов местного бюджета |
|||
22.1. |
Обеспечение контроля за формированием докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования |
В течение действия Программы |
Главные распорядители средств бюджета |
Повышение результативности расходов бюджета |
22.2. |
Разработка новых и реализация действующих целевых программ, направленных на достижение количественных и качественных целевых индикаторов результативности выполнения программных мероприятий, отражающих социально-экономическую (экологическую) эффективность реализации программных мероприятий |
Ежегодно |
Отдел экономического развития, главные распорядители средств бюджета |
Достижение целей, предусмотренных программами |
22.3. |
Обеспечение мониторинга целевых программ и оценка эффективности их реализации, закрепление процедуры изменения (корректировки) и (или) досрочного прекращения данных программ с учетом фактических достигнутых результатов в ходе их реализации |
2012-2014 (ежеквартально) |
Отдел экономического развития |
Повышение эффективности реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ |
33. |
Увеличение доходов и повышение эффективности расходов городского бюджета |
|||
33.1. |
Осуществление планирования бюджетных ассигнований городского бюджета раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов бюджета |
Ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Управление финансов, главные распорядители средств бюджета |
Повышение эффективности использования бюджетных средств |
33.2. |
Проведение мониторинга и контроль эффективности использования бюджетных средств бюджетополучателя ми |
Ежеквартально и по итогам года |
Главные распорядители средств бюджета |
Оценка достигнутого результата в соответствии с планируемыми показателями выполнения количественных и качественных заданий |
33.3 |
Разработка и утверждение планов мероприятий по сокращению неэффективных расходов |
2012 год |
Главные распорядители средств бюджета |
Сокращение неэффективных расходов |
33.4. |
Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства |
2012-2014 |
Отдел экономического развития |
Увеличение доходов бюджета |
4. |
Развитие системы муниципального финансового контроля |
|||
44.1. |
Осуществление контроля за использованием средств бюджета, соблюдением получателями бюджетных инвестиций условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств |
2012-2014 |
Управление финансов, главные распорядители средств бюджета |
Снижение нецелевого, неэффективного использования бюджетных средств |
44.2. |
Обеспечение повышения качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета |
2012-2014 |
Главные распорядители средств бюджета |
Снижение нецелевого, неэффективного использования бюджетных средств, снижение риска совершения ошибок |
44.3. |
Разработка порядка размещения информационных материалов о результатах финансового контроля |
2012 год |
Управление финансов, Советник Главы администрации |
Снижение уровня коррупции |
5. |
Повышение энергоэффективности |
|||
55.1. |
Мониторинг проведения учреждениями мероприятий по экономии энергоресурсов |
2012-2014 |
Отдел жилищно-коммунального комплекса |
Снижение неэффективного использования финансовых средств, экономия энергоресурсов |
6. |
Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения |
|||
66.1. |
Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета, наличие результатов оценки его качества и формирования ежегодного рейтинга |
2012-2014 |
Управление финансов, главные распорядители средств бюджета |
Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета |
66.2. |
Мониторинг наличия просроченной кредиторской задолженности |
Ежеквартально 2012-2014 |
Управление финансов |
Повышение эффективности использования бюджетных средств |
66.3. |
Разработка и утверждение критериев для оценки эффективности деятельности руководителей подведомственных учреждений на очередной финансовый год |
2012-2014 |
Главные распорядители средств бюджета |
Повышение ответственности за выполнение показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, целей и задач, поставленных перед бюджетополучателями |
7. |
Организация реализации Программы |
|||
77.1. |
Проведение рекламной кампании по продвижению Программы (публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет) |
2011-2014 |
Управление финансов, главные распорядители средств бюджета, советник Главы администрации |
Обеспечение качественного исполнения выполнения мероприятий Программы с целью повышения эффективности и результативности расходов бюджета |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Апатиты Мурманской области от 14 октября 2011 г. N 1184 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией" на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в "Кировском Рабочем" от 1 декабря 2011 г. N 48
Постановлением Администрации г. Апатиты Мурманской области от 11 ноября 2013 г. N 1326 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Апатиты Мурманской области от 14 октября 2012 г. N 1198