2. Государственным заказчиком по реализации областной программы социальной поддержки молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы определить комитет по делам молодежи администрации области (Ямбарышев Л.Г.).
3. Руководителям департаментов и комитетов администрации области финансирование мероприятий программы в 1999 году проводить за счет ассигнований, предусмотренных в областном бюджете по соответствующим разделам.
4. Финансовому управлению администрации области (Помаскин А.М.) совместно с ответственными исполнителями программы при формировании областного бюджета на 2000 год предусмотреть средства на реализацию мероприятий программы социальной защиты молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы.
5. Рекомендовать главам администраций районов и городов области принять соответствующие программы по социальной поддержке молодых семей.
Губернатор |
В.Н. Сергеенков |
Программа
социальной поддержки молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы
(утв. постановлением Губернатора Кировской области от 9 марта 1999 г. N 86)
I. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании, удовлетворении духовных потребностей. Семья является уникальным социальным институтом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений.
Проводимые в 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности.
В переходный к рыночным отношениям период произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Углубилась дезорганизация жизни семей, возрасла нестабильность браков, разрушились сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, правовой и моральной незащищенности. Снизилась роль семьи в социализации детей. Многие семьи и, прежде всего молодые, лишившись государственной поддержки, не сумели приспособиться к новым условиям жизни.
В Кировской области, как и в целом в стране, процесс воспроизводства молодого поколения идет в последние годы неровно. В целом по демографической характеристике население Кировской области оценивается как старое, поскольку, при остающейся, в основном, неизменной доле молодых людей (чуть менее 23 %), увеличивается доля людей в возрасте 65 лет и старше (на 1 января 1997 года было 13,7 %, на 1 января 1991 года - 11,4 % всего населения, тогда как для нормальной демографической ситуации этот показатель не должен превышать 7 %). Ухудшение демографической ситуации напрямую связано с нарушением основной функции семьи - репродуктивной. По данным областного комитета государственной статистики количество новорожденных год от года снижается: если в 1991 году, который принято считать переломным (именно в этом году смертность кировчан впервые за весь послевоенный период превысила рождаемость на 1,5 тыс. человек), родилось 19007 человек, то в 1996 году эта цифра составила 12509 человек. В 1997 году отмечено дальнейшее сокращение рождаемости - 12373 человека (смертность в 1997 году превысила рождаемость на 115 тыс. человек). А именно молодые семьи, составляя 17 % от общего числа семей, дают 3/4 всех ежегодно рождающихся детей.
Однако, семья в целом, и молодая семья в особенности, на протяжении всех последних лет находится в состоянии кризиса и социальной деградации. Это проявляется, прежде всего, в сокращении браков и возрастании числа разводов и неполных семей. По данным областного комитета государственной статистики количество зарегистрированных в 1996 году браков сократилось на 22 %, в 1997 году - выросло на 9,5 % (в 1991 году сокращение составило 2,5 %). Количество разводов, достигнув своего пика в 1995 году (6347), постепенно снижается: в 1996 году - на 26 % (4685 разводов), в 1997 году - на 7 % (4369 разводов). Таким образом, в расчете на каждую тысячу образовавшихся пар в целом по области в 1996 году пришлось 593 пары, распавшихся по причине разводов. По данным обследования, проведенного в крупных городах различных регионов России, в среднем более 30 % разводов приходится на семьи со стажем менее 5 лет, что свидетельствует о нестабильности и уязвимости именно молодой семьи. В стране насчитывается уже более 1,5 млн. матерей-одиночек, по причине разводов ежегодно остаются без одного из родителей 500 тыс. детей. В Кировской области количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, по данным департамента социальной защиты населения администрации области, составило на 1 января 1997 года - 33,9 тыс. (25,2 тыс. семей), в том числе количество детей, воспитывающихся у матерей-одиночек, составило 12,9 тыс. (10,8 тыс. матерей-одиночек).
Существует целый ряд социальных и экономических причин, результатом которых является разрушение семейных отношений и нежелание молодых людей вступать в брак. Важнейшей проблемой является падение реальных доходов большинства семей. Для них стали менее доступными услуги здравоохранения, учреждений культуры, нет возможности улучшить жилищные условия. Среди молодых семей преобладает неуверенность в завтрашнем дне и слабая защищенность от насилия и преступного мира. В основном следствием этих же причин является нежелание молодых супругов увеличивать детность семьи. Согласно данным социологических исследований, проведенным региональным центром института социологии Российской Академии Наук#, около 45 % семей города Кирова, более 60 % семей, проживающих в сельской местности, оценивая свое материальное положение, отмечают, что "еле сводят концы с концами, не хватает средств на самое необходимое". Еще от 30 до 40 % семей - "средств хватает только на необходимые продукты питания и одежду". Исследование показало, что каждая третья из опрошенных семей с детьми не имеет собственного жилья. В 1997 году общее количество молодых семей, находящихся в официальной очереди на улучшение жилищных условий, составило 7228. Наиболее острой жилищная проблема является для молодых семей, проживающих в областном центре и городах областного подчинения. Еще одним фактором, сдерживающим рождаемость, является невозможность обеспечить нормальное качество жизни более, чем одному ребенку. Невозможность в нынешней ситуации дать хорошее послешкольное образование отметила каждая пятая опрошенная семья в городе Кирове, около 50 % сельских семей. Меняются ценности индивидуальной жизни, системы приоритетов и целей современной семьи.
Отмеченные обстоятельства, а также то, что 44 % молодых людей, по данным исследований, не связывают создание семьи с рождением детей (43 % считают, что для рождения ребенка сейчас нет условий), привели к значительному ослаблению детородной функции вятской семьи, на длительную перспективу предопределив тенденцию сокращения абсолютной численности трудовых ресурсов и демографического старения населения Кировской области.
Вся совокупность современных социально-экономических условий прямо или опосредованно влияет на такой общественный институт как молодая семья. Поэтому государственная поддержка молодой семьи - для нормального воспроизводства населения и трудовых ресурсов страны и каждого региона в отдельности - должна стать политическим и демографическим приоритетом. В Кировской области в настоящий момент, по расчетным данным, имеется 97 тыс. молодых семей. Их основные проблемы могут быть решены только в комплексе мер, принимаемых всеми структурами государственной власти и направленными на восстановление и развитие основных функций семьи.
II. Основные принципы программы
Программа социальной поддержки молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы является выражением политики администрации области по отношению к молодой семье как к одному из важнейших социальных институтов и основывается на следующих принципах:
2.1. Признание социальных прав молодой семьи и необходимость их законодательного закрепления. Интересы молодой семьи целенаправленно учитываются в процессе социально-экономического и культурного развития области.
2.2. Социальная поддержка молодых семей - одно из важнейших направлений работы администрации области. Она обеспечивается путем создания условий для реализации основных социальных функций семьи: репродуктивной, экономической, воспитательной.
2.3. Политика в отношении молодой семьи не ограничивается социальной поддержкой семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, объектом ее действия являются все молодые семьи, при этом особое значение отводится правовой, психологической, информационной поддержке молодых семей, подготовке юношей и девушек к семейной жизни.
2.4. Обеспечение координации действий администрации области, органов местного самоуправления, негосударственных структур (предприятий, организаций, других учреждений), работающих с молодыми семьями.
2.5. Взаимодействие администрации области и органов местного самоуправления с молодой семьей на основе партнерских отношений, обеспечение баланса прав и ответственности государственных институтов и института семьи, создание необходимых условий для активизации социально-экономического потенциала семьи.
III. Основные направления программы. Ожидаемые результаты
Основными направлениями программы являются:
3.1. Проведение организационных мероприятий.
3.2. Подготовка молодых людей к семейной жизни, организация и развитие системы планирования семьи.
3.3. Охрана репродуктивного здоровья семьи. Безопасное материнство.
3.4. Раскрытие потенциальных возможностей семьи, обобщение и распространение социального опыта, повышение статуса семьи.
3.5. Оказание помощи социально-незащищенной #семье.
3.6. Разработка новых механизмов строительства жилья для молодых семей.
Программа социальной поддержки молодых семей Кировской области рассчитана на 2 года и предполагает реализацию основных мероприятий, начиная с 1999 года.
Экономический эффект программы заключается в более эффективном использовании государственных средств, направленных на поддержку молодой семьи всеми структурными подразделениями администрации области и органами местного самоуправления.
Вложив средства в решение конкретных проблем молодой семьи, государство компенсирует затраты за счет снижения расходов на содержание учреждений здравоохранения, на выплату пособий по больничным листам, на закупку лекарственных средств и препаратов для детей и матерей, получит здоровое молодое поколение, дополнительную прибыль за счет вовлечения молодой семьи в различные отрасли экономики, прироста занятых в малом предпринимательстве. Кроме того, стабилизация уровня рождаемости - это гарантия предоставления обществу в будущем полноценных трудовых ресурсов и обеспечение социальных выплат нетрудоспособным членам общества.
Кроме экономического эффекта реализация программы имеет социальное и политическое значение. В условиях пересмотра ценностей, жизненных ориентиров, отрицания истории, когда большинство молодежи оценивают свое состояние как отчаяние, безысходность, поддержка государством большой социальной группы - молодых семей - способствует стабилизации в обществе. В результате реализации программы снизится социальная напряженность в обществе, повысится активность, степень вовлечения молодой семьи в экономические, политические, социально-культурные процессы, улучшится демографическая ситуация.
План
мероприятий по реализации программы социальной поддержки молодой семьи Кировской области на 1999-2000 годы
N п/п |
Содержание | Ответственные |
1. Организационные мероприятия 1.1. Проведение социологического исследования "Молодая семья Кировской области на рубеже веков". 1.2. Заслушивание вопроса о соблюдении прав семьи, выполнении законодательства в отно- шении семьи на совместном заседании межве- домственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин и комиссии по правам человека при Губернаторе области 1.3. Разработка правовых норм, касающихся моло- дой семьи и внесение их в проект областного Закона "О защите семьи, материнства, отцов- ства и детства". 1.4. Проведение студенческой научно-практиче- ской конференции по планированию семьи, гигиене, пропаганде здорового образа жизни 1.5. Мониторинг социально-экономического состояния молодых семей 1.6. Перепрофилирование центра социально-психо- логической помощи детям, подросткам и моло- дежи на оказание консультационных, коррек- ционных, реабилитационных, информационных услуг для молодых семей, подготовку юношей и девушек к семейной жизни. 1.7. Создание оздоровительных центров для моло- дежи и обеспечение на их базе отдыха и оздо- ровления молодых семей по профильным прог- раммам (город Кирово-Чепецк, Подосиновский район) 2. Подготовка к семейной жизни, организация и развитие системы планирования семьи 2.1. Подготовка рекомендаций учебным заведениям по включению в учебные программы и программы дополнительного образования вопросов полового воспитания, гигиены, этики и психологии се- мейной жизни 2.2. Организация в учебных заведениях циклов обучения родителей по вопросам полового вос- питания подростков, роли семьи в социализа- ции ребенка в обществе 2.3. Включение в план обучения курсов повышения квалификации педагогов всех категорий вопросы планирования семьи, подготовки к семейной жизни 2.4. Включение в план обучения среднего меди- цинского персонала вопросов планирования семьи, гигиены подростков. 2.5. Разработка, издание и обеспечение учрежде- ний, работающих с подростками методической литературой по вопросам полового воспитания, гигиены, этики и психологии семейной жизни. 2.6. Проведение занятий с подростками по подго- товке к материнству, отцовству. 2.7. Организация на базе ЗАГСов курсов гигиени- ческого и психологического обучения молодых людей, вступающих в брак, по вопросам плани- рования семьи 2.8. Консультирование и оказание квалифициро- ванной медицинской и психологической помощи (в т.ч. анонимной) подросткам и молодежи по вопросам полового воспитания, сексуального насилия, насилия в семье 2.9. Содействие негосударственным формирова- ниям, работающим в сфере полового воспита- ния подростков, подготовка их к семейной жизни: "Школа будущей матери", "Школа доро- довой педагогики" 3. Охрана репродуктивного здоровья семьи, безопасное материнство (с целью раннего выявления патологии репродуктивной функции и более эффективного лечения) 3.1. Организация специального приема гинеколо- гами девочек-подростков в районных поликлиниках 3.2. Совершенствование системы подготовки девочек к материнству: - внедрение единого паспорта здоровья; - подготовка детских и подростковых гинеко- логов; - отработка систем совместного наблюдения девочек педиатрами и детскими гинекологами; - постабортная реабилитация девочек-подрост- ков (психологическая, медицинская); - обеспечение средствами контрацепции и про- филактики венерических заболеваний подростков; - диспансерный учет девочек-подростков из неблагополучных семей по риску ранних половых связей 3.3. Обследование беременных на наличие врож- денной патологии плода 3.4. Обеспечение беременных препаратами железа, витаминами, высококачественными продуктами питания 3.5. Обеспечение обязательного обследования новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, врожденную тугоухость 3.6. Обеспечение детей 1-2 года жизни из мало- обеспеченных семей бесплатными молочными продуктами детского питания 3.7. Организация реабилитации женщин после медицинского аборта (психологическая, медицинская) 3.8. Консультирование и оказание квалифициро- ванной медико-психологической помощи роди- телям и беременным женщинам. 3.9. Подготовка рекомендаций руководителям профсоюзных организаций предприятий всех форм собственности для внесения в коллектив- ные договоры мероприятий по: - обеспечению бесплатным диетическим пита- нием беременных женщин; - выделению льготных санаторных путевок гинекологического профиля лечения для женщин детородного возраста; - запрету использования труда женщин дето- родного возраста в профессиях с вредными и тяжелыми условиями труда. 3.10. Организация лечения и оздоровления детей, в т.ч. вместе с родителями. 3.11. Подготовка и тиражирование в необходимом количестве информационно-образовательных материалов для населения: памятки, буклеты, справочные материалы, видеоклипы по вопросам контрацепции, подготовки беременных к родам, вскармливания детей, профилактики абортов, льгот и социальных гарантий, пропаганды здорового образа жизни. 4. Раскрытие потенциальных возможностей семьи, обобщение и распространение социального опыта, повышения статуса семьи. 4.1. Проведение областного слета лучших семей области 4.2. Реализация межведомственного проекта "Ее величество - семья": - фестиваль-выставка "Моя семья"; - конкурс "Молодая семья" 4.3. Развитие системы семейных клубов, прове- дение семейных праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований. 4.4. Организация различных форм семейного отдыха и оздоровления. Организация оздоров- ления детей на базе детских санаториев для детей с родителями 4.5. Изучение вопроса о льготах на посещение культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий для семей с детьми 4.6. Проведение конкурса на лучший сценарий клубного мероприятия для семьи 4.7. Проведение конкурса видео-сюжетов# на тему семьи на областном слете кино-видеолюбителей. 4.8. Организация семинара работников культуры (районные дома культуры, сельские дома куль- туры, музеи, библиотеки) по работе с семьей 4.9. Продолжение работы центра семейного чтения в г.Кирове 4.10. Организация творческих лабораторий для организаторов массовых праздников и пред- ставлений по работе с семьей 4.11. Изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания в Вятскополянском, Зуевском, Тужинском районах 4.12. Разработка, издание и распространение специальной литературы, обобщающей иннова- ционный опыт семьи. 4.13. Подготовка специалистов и организация работы социальных педагогов по работе с семьей в клубах по месту жительства, учреж- дениях дополнительного образования и т.д. 4.14. Пропаганда семьи как социального инсти- тута в средствах массовой информации: - спецрубрики в областных газетах; - TV, радиопередачи; - показ TV, видео, художественных фильмов для молодежи, пропагандирующих семью 4.15. Изучение и возрождение народных традиций семьи, семейного уклада жизни (сватание, венчание, свадьба, колыбельная и т.д.), раз- работка современных ритуалов 4.16. Организация и проведение праздников: - день семьи; - день защиты детей; - день матери 5. Оказание помощи семье 5.1. Оказание срочной социально-психологической помощи социально-незащищенным# молодым семьям 5.2. Разъяснительная работа по вопросам законо- дательства в области социальной защиты семей с детьми 5.3. Отдых и оздоровление детей из малообеспе- ченных семей 5.4. Разработка и проведение специальных меро- приятий по оказанию помощи студенческим семьям 5.5. Выявление и оказание социально-психологи- ческой помощи ранней семье (возраст одного из супругов не достиг порога, установленного законодательством для заключения браков) 5.6. Изучение вопроса о возможности открытия в городе Кирове центра для молодых женщин, испытывающих состояние кризиса 6. Разработка механизмов строительства жилья для молодых семей 6.1. Выделение 400 тыс. рублей капитальных вло- жений на завершение строительства дома моло- дежного жилищного комплекса города Кирса. 6.2. Выделение безвозмездных денежных субсидий в сумме 1 млн.рублей на строительство или приобретение жилья молодым семьям, работаю- щим в бюджетной сфере. 6.3. Завершение строительства 172-квартирного дома молодежного жилищного комплекса "Родина" города Кирова. 6.4. Предоставление субсидий в форме лесных ресурсов на льготных условиях молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для строительства (приобретения) собственного жилья. 6.5. Информирование молодежи о существующем жи- лищном законодательстве и принимаемых орга- нами власти мерах по его соблюдению; выявление, постановка на учет, ведение очередности молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий 6.6. Поддержка различных форм объединений моло- дежи, создаваемых с целью строительства жилья 6.7. Разработка нормативно-правовых документов по созданию системы предоставления кредитов для строительства жилья молодыми семьями, супруги которых являются работниками бюджет- ной сферы 6.8. Содействие организациям, ведущим строи- тельство жилья для молодежи, в выделении строительных площадок, в передаче объектов незавершенного строительства 6.9. Начало строительства в 2000 году жилых домов для молодых семей в районах и городах области с привлечением внебюджетных источни- ков финансирования, в том числе за счет средств застройщиков |
Комитет по делам моло- дежи администрации области Межведомственная комис- сия по вопросам улуч- шения положения женщин; комиссия по правам че- ловека при Губернаторе области Комитет по делам моло- дежи администрации области Комитет по делам моло- дежи администрации области; департамент здравоохра- нения администрации области; центр планирования семьи; областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Комитет по делам моло- дежи администрации области; администрации районов и городов области Комитет по делам моло- дежи администрации области Комитет по делам моло- дежи администрации области; администрации города Кирово-Чепецка и Подо- синовского района Департамент образования администрации области Департамент образования администрации области Департамент образования администрации области Департамент здравоохра- нения администрации области Департамент здравоохра- нения администрации области; комитет по делам моло- дежи администрации области; администрации районов и городов области Департамент здравоохра- нения администрации области; центр планирования семьи Департамент здравоохра- нения администрации области; администрации районов и городов области Департамент здравоохра- нения администрации области; администрации районов и городов области Департамент здравоохра- нения администрации области; департамент образования администрации области Департамент здравоохра- нения администрации области; районные, городские акушеры-гинекологи Департамент здравоохра- нения администрации области; центр планирования семьи; районные, городские акушеры-гинекологи Департамент здравоохра- нения администрации области Администрации районов и городов области Департамент здравоохра- нения администрации области Администрации районов и городов области Департамент здравоохра- нения администрации области Департамент здравоохра- нения администрации области; администрации районов и городов области Федерация профсоюзных организаций области Департамент здравоохра- нения администрации области Департамент здравоохра- нения администрации области; департамент социальной защиты населения адми- нистрации области; комитет по делам моло- дежи администрации области; администрации районов и городов области Департамент социальной защиты населения адми- нистрации области Комитет по делам моло- дежи администрации области; департамент культуры и искусства администрации области Департамент культуры и искусства комитет по делам моло- дежи; администрации районов и городов области. Департамент здравоохра- нения администрации области; комитет по делам моло- дежи администрации области; администрации районов и городов области Администрации районов и городов области Департамент культуры и искусства администрации области Департамент культуры и искусства администрации области Департамент культуры и искусства администрации области Департамент культуры и искусства администрации области Департамент культуры и искусства администрации области Департамент социальной защиты населения адми- нистрации области Комитет по делам моло- дежи администрации области Департамент образования администрации области; администрации районов и городов области Комитет по печати и ин- формации администрации области Департамент культуры и искусства администрации области; администрации районов и городов области Департамент культуры и искусства; департамент образования администрации районов и городов области Департамент социальной защиты населения адми- нистрации области Департамент социальной защиты населения адми- нистрации области Департамент социальной защиты населения адми- нистрации области Комитет по делам моло- дежи администрации области; администрации районов и городов области Комитет по делам моло- дежи администрации области; администрации районов и городов области Комитет по делам моло- дежи администрации области; департамент социальной защиты населения адми- нистрации области Департамент строитель- ства и жилищно-комму- нального хозяйства ад- министрации области Департамент строитель- ства и жилищно-комму- нального хозяйства ад- министрации области; комитет по делам моло- дежи администрации области Комитет по делам моло- дежи администрации области; департамент строитель- ства и жилищно-комму- нального хозяйства ад- министрации области Администрации районов и городов области; департамент лесного хо- зяйства и лесной про- мышленности администра- ции области Администрации районов и городов области Комитет по делам мо- лодежи администрации области; департамент строитель- ства и жилищно-комму- нального хозяйства ад- министрации области; администрации районов и городов области Комитет по делам мо- лодежи администрации области; департамент экономики; департамент строитель- ства и жилищно-комму- нального хозяйства ад- министрации области Департамент строитель- ства и жилищно-комму- нального хозяйства ад- министрации области; администрации районов и городов области Департамент строитель- ства и жилищно-комму- нального хозяйства ад- министрации области; комитет по делам моло- дежи администрации области; администрации районов и городов области. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кировской области от 9 марта 1999 г. N 86 "О программе социальной поддержки молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Кировской областной Думы и администрации области от 30 апреля 1999 г. N 2 (20)