Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Администрации Кировской области от 9 марта 1999 г. N 86 "О программе социальной поддержки молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы"

2. Государственным заказчиком по реализации областной программы социальной поддержки молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы определить комитет по делам молодежи администрации области (Ямбарышев Л.Г.).

3. Руководителям департаментов и комитетов администрации области финансирование мероприятий программы в 1999 году проводить за счет ассигнований, предусмотренных в областном бюджете по соответствующим разделам.

4. Финансовому управлению администрации области (Помаскин А.М.) совместно с ответственными исполнителями программы при формировании областного бюджета на 2000 год предусмотреть средства на реализацию мероприятий программы социальной защиты молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы.

5. Рекомендовать главам администраций районов и городов области принять соответствующие программы по социальной поддержке молодых семей.

 

Губернатор
Кировской области

В.Н. Сергеенков

 

Программа
социальной поддержки молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы
(утв. постановлением Губернатора Кировской области от 9 марта 1999 г. N 86)

 

I. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения

 

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании, удовлетворении духовных потребностей. Семья является уникальным социальным институтом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений.

Проводимые в 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности.

В переходный к рыночным отношениям период произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Углубилась дезорганизация жизни семей, возрасла нестабильность браков, разрушились сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, правовой и моральной незащищенности. Снизилась роль семьи в социализации детей. Многие семьи и, прежде всего молодые, лишившись государственной поддержки, не сумели приспособиться к новым условиям жизни.

В Кировской области, как и в целом в стране, процесс воспроизводства молодого поколения идет в последние годы неровно. В целом по демографической характеристике население Кировской области оценивается как старое, поскольку, при остающейся, в основном, неизменной доле молодых людей (чуть менее 23 %), увеличивается доля людей в возрасте 65 лет и старше (на 1 января 1997 года было 13,7 %, на 1 января 1991 года - 11,4 % всего населения, тогда как для нормальной демографической ситуации этот показатель не должен превышать 7 %). Ухудшение демографической ситуации напрямую связано с нарушением основной функции семьи - репродуктивной. По данным областного комитета государственной статистики количество новорожденных год от года снижается: если в 1991 году, который принято считать переломным (именно в этом году смертность кировчан впервые за весь послевоенный период превысила рождаемость на 1,5 тыс. человек), родилось 19007 человек, то в 1996 году эта цифра составила 12509 человек. В 1997 году отмечено дальнейшее сокращение рождаемости - 12373 человека (смертность в 1997 году превысила рождаемость на 115 тыс. человек). А именно молодые семьи, составляя 17 % от общего числа семей, дают 3/4 всех ежегодно рождающихся детей.

Однако, семья в целом, и молодая семья в особенности, на протяжении всех последних лет находится в состоянии кризиса и социальной деградации. Это проявляется, прежде всего, в сокращении браков и возрастании числа разводов и неполных семей. По данным областного комитета государственной статистики количество зарегистрированных в 1996 году браков сократилось на 22 %, в 1997 году - выросло на 9,5 % (в 1991 году сокращение составило 2,5 %). Количество разводов, достигнув своего пика в 1995 году (6347), постепенно снижается: в 1996 году - на 26 % (4685 разводов), в 1997 году - на 7 % (4369 разводов). Таким образом, в расчете на каждую тысячу образовавшихся пар в целом по области в 1996 году пришлось 593 пары, распавшихся по причине разводов. По данным обследования, проведенного в крупных городах различных регионов России, в среднем более 30 % разводов приходится на семьи со стажем менее 5 лет, что свидетельствует о нестабильности и уязвимости именно молодой семьи. В стране насчитывается уже более 1,5 млн. матерей-одиночек, по причине разводов ежегодно остаются без одного из родителей 500 тыс. детей. В Кировской области количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, по данным департамента социальной защиты населения администрации области, составило на 1 января 1997 года - 33,9 тыс. (25,2 тыс. семей), в том числе количество детей, воспитывающихся у матерей-одиночек, составило 12,9 тыс. (10,8 тыс. матерей-одиночек).

Существует целый ряд социальных и экономических причин, результатом которых является разрушение семейных отношений и нежелание молодых людей вступать в брак. Важнейшей проблемой является падение реальных доходов большинства семей. Для них стали менее доступными услуги здравоохранения, учреждений культуры, нет возможности улучшить жилищные условия. Среди молодых семей преобладает неуверенность в завтрашнем дне и слабая защищенность от насилия и преступного мира. В основном следствием этих же причин является нежелание молодых супругов увеличивать детность семьи. Согласно данным социологических исследований, проведенным региональным центром института социологии Российской Академии Наук#, около 45 % семей города Кирова, более 60 % семей, проживающих в сельской местности, оценивая свое материальное положение, отмечают, что "еле сводят концы с концами, не хватает средств на самое необходимое". Еще от 30 до 40 % семей - "средств хватает только на необходимые продукты питания и одежду". Исследование показало, что каждая третья из опрошенных семей с детьми не имеет собственного жилья. В 1997 году общее количество молодых семей, находящихся в официальной очереди на улучшение жилищных условий, составило 7228. Наиболее острой жилищная проблема является для молодых семей, проживающих в областном центре и городах областного подчинения. Еще одним фактором, сдерживающим рождаемость, является невозможность обеспечить нормальное качество жизни более, чем одному ребенку. Невозможность в нынешней ситуации дать хорошее послешкольное образование отметила каждая пятая опрошенная семья в городе Кирове, около 50 % сельских семей. Меняются ценности индивидуальной жизни, системы приоритетов и целей современной семьи.

Отмеченные обстоятельства, а также то, что 44 % молодых людей, по данным исследований, не связывают создание семьи с рождением детей (43 % считают, что для рождения ребенка сейчас нет условий), привели к значительному ослаблению детородной функции вятской семьи, на длительную перспективу предопределив тенденцию сокращения абсолютной численности трудовых ресурсов и демографического старения населения Кировской области.

Вся совокупность современных социально-экономических условий прямо или опосредованно влияет на такой общественный институт как молодая семья. Поэтому государственная поддержка молодой семьи - для нормального воспроизводства населения и трудовых ресурсов страны и каждого региона в отдельности - должна стать политическим и демографическим приоритетом. В Кировской области в настоящий момент, по расчетным данным, имеется 97 тыс. молодых семей. Их основные проблемы могут быть решены только в комплексе мер, принимаемых всеми структурами государственной власти и направленными на восстановление и развитие основных функций семьи.

 

II. Основные принципы программы

 

Программа социальной поддержки молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы является выражением политики администрации области по отношению к молодой семье как к одному из важнейших социальных институтов и основывается на следующих принципах:

2.1. Признание социальных прав молодой семьи и необходимость их законодательного закрепления. Интересы молодой семьи целенаправленно учитываются в процессе социально-экономического и культурного развития области.

2.2. Социальная поддержка молодых семей - одно из важнейших направлений работы администрации области. Она обеспечивается путем создания условий для реализации основных социальных функций семьи: репродуктивной, экономической, воспитательной.

2.3. Политика в отношении молодой семьи не ограничивается социальной поддержкой семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, объектом ее действия являются все молодые семьи, при этом особое значение отводится правовой, психологической, информационной поддержке молодых семей, подготовке юношей и девушек к семейной жизни.

2.4. Обеспечение координации действий администрации области, органов местного самоуправления, негосударственных структур (предприятий, организаций, других учреждений), работающих с молодыми семьями.

2.5. Взаимодействие администрации области и органов местного самоуправления с молодой семьей на основе партнерских отношений, обеспечение баланса прав и ответственности государственных институтов и института семьи, создание необходимых условий для активизации социально-экономического потенциала семьи.

 

III. Основные направления программы. Ожидаемые результаты

 

Основными направлениями программы являются:

3.1. Проведение организационных мероприятий.

3.2. Подготовка молодых людей к семейной жизни, организация и развитие системы планирования семьи.

3.3. Охрана репродуктивного здоровья семьи. Безопасное материнство.

3.4. Раскрытие потенциальных возможностей семьи, обобщение и распространение социального опыта, повышение статуса семьи.

3.5. Оказание помощи социально-незащищенной #семье.

3.6. Разработка новых механизмов строительства жилья для молодых семей.

Программа социальной поддержки молодых семей Кировской области рассчитана на 2 года и предполагает реализацию основных мероприятий, начиная с 1999 года.

Экономический эффект программы заключается в более эффективном использовании государственных средств, направленных на поддержку молодой семьи всеми структурными подразделениями администрации области и органами местного самоуправления.

Вложив средства в решение конкретных проблем молодой семьи, государство компенсирует затраты за счет снижения расходов на содержание учреждений здравоохранения, на выплату пособий по больничным листам, на закупку лекарственных средств и препаратов для детей и матерей, получит здоровое молодое поколение, дополнительную прибыль за счет вовлечения молодой семьи в различные отрасли экономики, прироста занятых в малом предпринимательстве. Кроме того, стабилизация уровня рождаемости - это гарантия предоставления обществу в будущем полноценных трудовых ресурсов и обеспечение социальных выплат нетрудоспособным членам общества.

Кроме экономического эффекта реализация программы имеет социальное и политическое значение. В условиях пересмотра ценностей, жизненных ориентиров, отрицания истории, когда большинство молодежи оценивают свое состояние как отчаяние, безысходность, поддержка государством большой социальной группы - молодых семей - способствует стабилизации в обществе. В результате реализации программы снизится социальная напряженность в обществе, повысится активность, степень вовлечения молодой семьи в экономические, политические, социально-культурные процессы, улучшится демографическая ситуация.

 

План
мероприятий по реализации программы социальной поддержки молодой семьи Кировской области на 1999-2000 годы

 

N
п/п
Содержание Ответственные
1. Организационные мероприятия
1.1. Проведение социологического исследования
"Молодая семья Кировской области на рубеже
веков".

1.2. Заслушивание вопроса о соблюдении прав
семьи, выполнении законодательства в отно-
шении семьи на совместном заседании межве-
домственной комиссии по вопросам улучшения
положения женщин и комиссии по правам
человека при Губернаторе области

1.3. Разработка правовых норм, касающихся моло-
дой семьи и внесение их в проект областного
Закона "О защите семьи, материнства, отцов-
ства и детства".

1.4. Проведение студенческой научно-практиче-
ской конференции по планированию семьи,
гигиене, пропаганде здорового образа жизни









1.5. Мониторинг социально-экономического
состояния молодых семей




1.6. Перепрофилирование центра социально-психо-
логической помощи детям, подросткам и моло-
дежи на оказание консультационных, коррек-
ционных, реабилитационных, информационных
услуг для молодых семей, подготовку юношей и
девушек к семейной жизни.

1.7. Создание оздоровительных центров для моло-
дежи и обеспечение на их базе отдыха и оздо-
ровления молодых семей по профильным прог-
раммам (город Кирово-Чепецк, Подосиновский
район)


2. Подготовка к семейной жизни, организация и
развитие системы планирования семьи

2.1. Подготовка рекомендаций учебным заведениям
по включению в учебные программы и программы
дополнительного образования вопросов полового
воспитания, гигиены, этики и психологии се-
мейной жизни

2.2. Организация в учебных заведениях циклов
обучения родителей по вопросам полового вос-
питания подростков, роли семьи в социализа-
ции ребенка в обществе

2.3. Включение в план обучения курсов повышения
квалификации педагогов всех категорий вопросы
планирования семьи, подготовки к семейной
жизни

2.4. Включение в план обучения среднего меди-
цинского персонала вопросов планирования
семьи, гигиены подростков.

2.5. Разработка, издание и обеспечение учрежде-
ний, работающих с подростками методической
литературой по вопросам полового воспитания,
гигиены, этики и психологии семейной жизни.





2.6. Проведение занятий с подростками по подго-
товке к материнству, отцовству.




2.7. Организация на базе ЗАГСов курсов гигиени-
ческого и психологического обучения молодых
людей, вступающих в брак, по вопросам плани-
рования семьи


2.8. Консультирование и оказание квалифициро-
ванной медицинской и психологической помощи
(в т.ч. анонимной) подросткам и молодежи по
вопросам полового воспитания, сексуального
насилия, насилия в семье

2.9. Содействие негосударственным формирова-
ниям, работающим в сфере полового воспита-
ния подростков, подготовка их к семейной
жизни: "Школа будущей матери", "Школа доро-
довой педагогики"

3. Охрана репродуктивного здоровья семьи,
безопасное материнство (с целью раннего
выявления патологии репродуктивной функции
и более эффективного лечения)

3.1. Организация специального приема гинеколо-
гами девочек-подростков в районных
поликлиниках



3.2. Совершенствование системы подготовки
девочек к материнству:
- внедрение единого паспорта здоровья;
- подготовка детских и подростковых гинеко-
логов;
- отработка систем совместного наблюдения
девочек педиатрами и детскими гинекологами;
- постабортная реабилитация девочек-подрост-
ков (психологическая, медицинская);
- обеспечение средствами контрацепции и про-
филактики венерических заболеваний подростков;
- диспансерный учет девочек-подростков из
неблагополучных семей по риску ранних
половых связей

3.3. Обследование беременных на наличие врож-
денной патологии плода


3.4. Обеспечение беременных препаратами железа,
витаминами, высококачественными продуктами
питания

3.5. Обеспечение обязательного обследования
новорожденных на фенилкетонурию, врожденный
гипотиреоз, врожденную тугоухость

3.6. Обеспечение детей 1-2 года жизни из мало-
обеспеченных семей бесплатными молочными
продуктами детского питания

3.7. Организация реабилитации женщин после
медицинского аборта (психологическая,
медицинская)

3.8. Консультирование и оказание квалифициро-
ванной медико-психологической помощи роди-
телям и беременным женщинам.



3.9. Подготовка рекомендаций руководителям
профсоюзных организаций предприятий всех
форм собственности для внесения в коллектив-
ные договоры мероприятий по:
- обеспечению бесплатным диетическим пита-
нием беременных женщин;
- выделению льготных санаторных путевок
гинекологического профиля лечения для женщин
детородного возраста;
- запрету использования труда женщин дето-
родного возраста в профессиях с вредными и
тяжелыми условиями труда.

3.10. Организация лечения и оздоровления детей,
в т.ч. вместе с родителями.


3.11. Подготовка и тиражирование в необходимом
количестве информационно-образовательных
материалов для населения: памятки, буклеты,
справочные материалы, видеоклипы по вопросам
контрацепции, подготовки беременных к родам,
вскармливания детей, профилактики абортов,
льгот и социальных гарантий, пропаганды
здорового образа жизни.




4. Раскрытие потенциальных возможностей
семьи, обобщение и распространение
социального опыта, повышения статуса семьи.

4.1. Проведение областного слета лучших семей
области


4.2. Реализация межведомственного проекта
"Ее величество - семья":
- фестиваль-выставка "Моя семья";
- конкурс "Молодая семья"



4.3. Развитие системы семейных клубов, прове-
дение семейных праздников, фестивалей,
конкурсов, соревнований.




4.4. Организация различных форм семейного
отдыха и оздоровления. Организация оздоров-
ления детей на базе детских санаториев для
детей с родителями





4.5. Изучение вопроса о льготах на посещение
культурно-массовых, досуговых и спортивных
мероприятий для семей с детьми

4.6. Проведение конкурса на лучший сценарий
клубного мероприятия для семьи


4.7. Проведение конкурса видео-сюжетов# на тему
семьи на областном слете кино-видеолюбителей.


4.8. Организация семинара работников культуры
(районные дома культуры, сельские дома куль-
туры, музеи, библиотеки) по работе с семьей

4.9. Продолжение работы центра семейного чтения
в г.Кирове


4.10. Организация творческих лабораторий для
организаторов массовых праздников и пред-
ставлений по работе с семьей

4.11. Изучение и распространение положительного
опыта семейного воспитания в Вятскополянском,
Зуевском, Тужинском районах

4.12. Разработка, издание и распространение
специальной литературы, обобщающей иннова-
ционный опыт семьи.

4.13. Подготовка специалистов и организация
работы социальных педагогов по работе с
семьей в клубах по месту жительства, учреж-
дениях дополнительного образования и т.д.

4.14. Пропаганда семьи как социального инсти-
тута в средствах массовой информации:
- спецрубрики в областных газетах;
- TV, радиопередачи;
- показ TV, видео, художественных фильмов
для молодежи, пропагандирующих семью

4.15. Изучение и возрождение народных традиций
семьи, семейного уклада жизни (сватание,
венчание, свадьба, колыбельная и т.д.), раз-
работка современных ритуалов


4.16. Организация и проведение праздников:
- день семьи;
- день защиты детей;
- день матери


5. Оказание помощи семье

5.1. Оказание срочной социально-психологической
помощи социально-незащищенным# молодым семьям


5.2. Разъяснительная работа по вопросам законо-
дательства в области социальной защиты семей
с детьми

5.3. Отдых и оздоровление детей из малообеспе-
ченных семей


5.4. Разработка и проведение специальных меро-
приятий по оказанию помощи студенческим
семьям



5.5. Выявление и оказание социально-психологи-
ческой помощи ранней семье (возраст одного
из супругов не достиг порога, установленного
законодательством для заключения браков)


5.6. Изучение вопроса о возможности открытия в
городе Кирове центра для молодых женщин,
испытывающих состояние кризиса




6. Разработка механизмов строительства жилья
для молодых семей

6.1. Выделение 400 тыс. рублей капитальных вло-
жений на завершение строительства дома моло-
дежного жилищного комплекса города Кирса.


6.2. Выделение безвозмездных денежных субсидий
в сумме 1 млн.рублей на строительство или
приобретение жилья молодым семьям, работаю-
щим в бюджетной сфере.




6.3. Завершение строительства 172-квартирного
дома молодежного жилищного комплекса
"Родина" города Кирова.





6.4. Предоставление субсидий в форме лесных
ресурсов на льготных условиях молодым
семьям, нуждающимся в улучшении жилищных
условий, для строительства (приобретения)
собственного жилья.


6.5. Информирование молодежи о существующем жи-
лищном законодательстве и принимаемых орга-
нами власти мерах по его соблюдению;
выявление, постановка на учет, ведение
очередности молодых семей, нуждающихся в
улучшении жилищных условий

6.6. Поддержка различных форм объединений моло-
дежи, создаваемых с целью строительства
жилья







6.7. Разработка нормативно-правовых документов
по созданию системы предоставления кредитов
для строительства жилья молодыми семьями,
супруги которых являются работниками бюджет-
ной сферы




6.8. Содействие организациям, ведущим строи-
тельство жилья для молодежи, в выделении
строительных площадок, в передаче объектов
незавершенного строительства



6.9. Начало строительства в 2000 году жилых
домов для молодых семей в районах и городах
области с привлечением внебюджетных источни-
ков финансирования, в том числе за счет
средств застройщиков

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области

Межведомственная комис-
сия по вопросам улуч-
шения положения женщин;
комиссия по правам че-
ловека при Губернаторе
области

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области


Комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
департамент здравоохра-
нения администрации
области;
центр планирования
семьи;
областной центр по
профилактике и борьбе
со СПИДом.

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
администрации районов и
городов области

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области




Комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
администрации города
Кирово-Чепецка и Подо-
синовского района




Департамент образования
администрации области




Департамент образования
администрации области



Департамент образования
администрации области



Департамент здравоохра-
нения администрации
области

Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
администрации районов и
городов области

Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
центр планирования
семьи

Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
администрации районов и
городов области

Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
администрации районов и
городов области

Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
департамент образования
администрации области






Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
районные, городские
акушеры-гинекологи

Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
центр планирования
семьи;
районные, городские
акушеры-гинекологи








Департамент здравоохра-
нения администрации
области

Администрации районов и
городов области


Департамент здравоохра-
нения администрации
области

Администрации районов и
городов области


Департамент здравоохра-
нения администрации
области

Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
администрации районов и
городов области

Федерация профсоюзных
организаций области











Департамент здравоохра-
нения администрации
области

Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
департамент социальной
защиты населения адми-
нистрации области;
комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
администрации районов и
городов области





Департамент социальной
защиты населения адми-
нистрации области

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
департамент культуры и
искусства администрации
области

Департамент культуры и
искусства
комитет по делам моло-
дежи;
администрации районов и
городов области.

Департамент здравоохра-
нения администрации
области;
комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
администрации районов и
городов области

Администрации районов и
городов области


Департамент культуры и
искусства администрации
области

Департамент культуры и
искусства администрации
области

Департамент культуры и
искусства администрации
области

Департамент культуры и
искусства администрации
области

Департамент культуры и
искусства администрации
области

Департамент социальной
защиты населения адми-
нистрации области

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области

Департамент образования
администрации области;
администрации районов и
городов области

Комитет по печати и ин-
формации администрации
области




Департамент культуры и
искусства администрации
области;
администрации районов и
городов области

Департамент культуры и
искусства;
департамент образования
администрации районов и
городов области



Департамент социальной
защиты населения адми-
нистрации области

Департамент социальной
защиты населения адми-
нистрации области

Департамент социальной
защиты населения адми-
нистрации области

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
администрации районов и
городов области

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
администрации районов и
городов области

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
департамент социальной
защиты населения адми-
нистрации области




Департамент строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства ад-
министрации области

Департамент строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства ад-
министрации области;
комитет по делам моло-
дежи администрации
области

Комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
департамент строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства ад-
министрации области

Администрации районов и
городов области;
департамент лесного хо-
зяйства и лесной про-
мышленности администра-
ции области

Администрации районов и
городов области





Комитет по делам мо-
лодежи администрации
области;
департамент строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства ад-
министрации области;
администрации районов и
городов области

Комитет по делам мо-
лодежи администрации
области;
департамент экономики;
департамент строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства ад-
министрации области

Департамент строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства ад-
министрации области;
администрации районов и
городов области

Департамент строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства ад-
министрации области;
комитет по делам моло-
дежи администрации
области;
администрации районов и
городов области.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Администрации Кировской области от 9 марта 1999 г. N 86 "О программе социальной поддержки молодых семей Кировской области на 1999-2000 годы"


Текст постановления опубликован в Вестнике Кировской областной Думы и администрации области от 30 апреля 1999 г. N 2 (20)