Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Администрации Кировской области от 12 октября 2000 г. N 383 "Об областной Целевой программе "Культурное пастбище Кировской области на 2001-2003 годы"

2. Определить координатором Программы комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации области.

3. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Кировской области (Бузмаков В.И.) предусмотреть в смете расходов земельного налога и арендной платы за землю на 2001-2003 годы расходы на финансирование мероприятий по созданию долголетних культурных пастбищ.

4. Рекомендовать главам администраций районов области и города Кирова предусмотреть использование части средств земельного налога, поступающего в местные бюджеты в 2001-2003 годы, на создание долголетних культурных пастбищ.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, председателя комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации области Логинова А.П.

 

Губернатор
Кировской области

В.Н. Сергеенков

 

Областная Целевая программа
"Культурное пастбище Кировской области на 2001-2003 годы"
(утв. постановлением Губернатора Кировской области от 12 октября 2000 г. N 383)

 

Паспорт
областной Целевой программы
"Культурное пастбище Кировской области на 2001-2003 годы"

 

Наименование
Программы
"Культурное пастбище Кировской области на
2001-2003 годы"
Основание для
разработки Программы
постановление Губернатора области от 02.08.2000
N 310 "О создании долголетних культурных
пастбищ в области на период 2000-2003 годов и на
дальнейшую перспективу"
Разработчики
Программы
комитет сельского хозяйства и продовольствия
администрации Кировской области,
научно-производственная система "Луга"
ассоциации научно-производственных систем
"Аэлита"
Цели и задачи
Программы
увеличение обеспеченности общественного скота
пастбищным кормом
Сроки выполнения
Программы
Программа рассчитана на 2001-2003 годы
Исполнители основных
мероприятий
комитет сельского хозяйства и продовольствия
администрации области, предприятия и организации
агропромышленного комплекса области
Источники
финансирования
собственные средства предприятий, средства
земельного налога и арендной платы за землю
Ожидаемые результаты
Программы
создание условий, благоприятных для развития
животноводства в Кировской области, укрепление
экономики сельскохозяйственных предприятий через
увеличение валового производства молока и мяса,
снижение их себестоимости

 

Актуальность разработки Программы не вызывает сомнений, так как в настоящий период при низких ценах на молоко и мясо они могут быть прибыльными только при среднегодовых удоях 4-5 тыс. кг и среднесуточных привесах животных 0,8-1,0 кг. Для этого нужны корма в достаточном количестве, качественные, дешевые.

В летний период мы обязаны получать 40-45 % годового производства дешевого молока, не менее 50 % мяса говядины. Однако получаем значительно меньше, что связано с недостаточным производством зеленого корма, периодичностью его поступления, низкосортностью. При низкой продуктивности выгонов применяется стойловая подкормка скота однолетними травами, себестоимость кормовой единицы которых в 3 раза выше по сравнению с травой культурных пастбищ. Последняя обходится на 70 % дешевле, расход энергии на 60 % ниже по сравнению со скармливанием зеленой массы многолетних трав из кормушек.

Конечно, при подножном стравливании пастбищ выход кормов с единицы площади меньше на 5-10 %, чем при скашивании, но хозяйственную целесообразность создания пастбищ надо оценивать уровнем производства животноводческой продукции. При скашивании быстро разрушаются ростовые и физиологически активные вещества растений. Хорошая пастбищная трава по питательности не уступает концентратам, превосходя их по диетическим свойствам.

В области в 1990-1994 годах ежегодно подсевали на пастбищах ценные виды трав на 15-20 тыс. га, начали вносить удобрения. Сотрудниками НПС "Луга" было обследовано состояние пастбищ на 63 тыс. га, подготовлена проектно-сметная документация на строительство 274 культурных пастбищ для 183 предприятий области.

Например, в хозяйстве "Гея" Кирово-Чепецкого района уже в первый год использования улучшенных пастбищ среднесуточный удой от каждой из 800 коров возрос на 273 кг по сравнению с предыдущим годом при половинном расходе концентратов. Помимо выборочного обследования, сотрудниками системы была проведена полная оценка состояния всех лугов в 21 хозяйстве области на площади 53 тыс. га, определены направления их улучшения, объемы работ по рекультивации, потребность в материалах и денежных средствах. Но за последние годы все работы на лугах практически были прекращены.

 

1. Цели и задачи Программы

 

Для обеспечения общественного скота пастбищным кормом при продуктивности выгонов менее 1 тыс. корм. ед./га ежегодно выделяют по 300-350 тыс. га, но и при этих условиях на пастбищный корм по питательности в годовом рационе приходится 12-13 % вместо 14-20 % в 1980-1990 годах и 22 % в 1970 году. Естественно, при такой продуктивности пастбищ в корме отмечается дефицит всех питательных веществ. Деградация этих угодий с каждым годом растет.

Для увеличения обеспечения скота пастбищным кормом мы обязаны поднять продуктивность выгонов до 2-3 тыс. корм. ед./га. Для этого необходимо срочно начать их улучшение, применяя в первые два года малозатратные, но высокоэффективные технологии их улучшения - подсев пастбищных видов трав в дернину, формирование оптимального пищевого режима почв. Хотя нормативные сроки действия этих приемов и условная прибыль в 1,5-2,0 раза ниже, чем при новом залужении, но затраты на улучшение меньше в 4-6 раз, и окупаются они в двойном-тройном размере уже в первый год использования улучшенных пастбищ. А при подсеве бобовых в дернину по 2-3 кг/га продуктивность пастбищ увеличивается на 1,5-2,0 тыс. корм. ед. при окупаемости затраченных средств в 10-12 раз.

Непременным условием высокой урожайности созданных пастбищ является не только системное их применение, но и своевременный и качественный уход, то есть внесение удобрений, подкашивание нестравленных остатков.

 

2. Комплекс программных мероприятий

 

При средней продуктивности улучшенных выгонов 3 тыс. корм. ед./га следует иметь для полного обеспечения скота пастбищным кормом 160 тыс. га, в том числе для коров при трехтысячном годовом удое - 70 тыс. га. В связи с дефицитом средств в первую очередь планируется создать долголетние культурные пастбища (ДКП) для коров. В 2001-2003 годах проектируется провести улучшение указанных угодий на 45 тыс. га.

На 30 % площади пастбищ требуется проводить культуртехнические работы, на всей площади вносить органические удобрения. Около 66 % выгонов необходимо известковать, 16 % - фосфоритовать. На третьей части угодий создать вновь травостой, на остальной территории можно ограничиться подсевом трав в дернину.

Бессмысленно сеять травы на истощенных пастбищах без применения минеральных удобрений. При внесении фосфорно-калийных удобрений на бобово-злаковый травостой дополнительно получают по 12 ц корм. ед./га, прибавки урожая при подкормке суходольных пастбищ полным минеральным удобрением составляют 15-25 корм. ед. на 1 кг действующего вещества. Оплата одной тонны извести достигает 10 ц корм. ед., одной тонны фосмуки - 12-15 ц корм. ед. Планируется для системного использования построить скотопрогон, частично загородить по периметру. Для выделения загонов проектируется использование переносной электроизгороди.

 

3. Объемы работ по улучшению пастбищ

 

При создании долголетних культурных пастбищ на площади 45 тыс. га будет достигнута 50 %-ная обеспеченность дойного стада качественным пастбищным кормом. Для решения этой задачи необходимо выполнить культуртехнические работы на 13,5 тыс. га, внести на всей площади органические удобрения, произвестковать 29,7 тыс. га, обеспечить фосфоритование на 7,2 тыс. га, провести залужение на 13,5 тыс. га, на 31,5 тыс. га подсеять пастбищные виды трав в существующую дернину, разбить на загоны, построить прогоны согласно таблице 1.

 

Таблица 1

 

Объем работ по улучшению пастбищ, тыс.га

 

Наименование 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2001-2003
гг.
Культуртехника
Внесение органических
удобрений
Известкование
Фосфоритование
Применение минеральных
удобрений
Посев трав
Подсев трав в дернину
Огораживание
3,0
10,0

6,6
1,6
10,0

3,0
7,0
10,0
4,5
15,0

9,9
2,4
15,0

4,5
10,5
15,0
6,0
20,0

13,2
3,2
20,0

6,0
14,0
20,0
13,5
45,0

29,7
7,2
45,0

13,5
31,5
45,0

 

4. Материально-техническая база

 

Одной из главных причин деградации пастбищ является дефицит финансовых средств. При отсутствии дотирования в хозяйствах не известкуют, не фосфоритуют, не вносят удобрения, не покупают лугопастбищные машины. Нет в предприятиях луговых фрез, комбинированных агрегатов, специальных сеялок и катков. Не занимаются производством семян пастбищных бобовых и злаковых видов трав (люцерны желтогибридной, лядвенца рогатого, клевера ползучего, ежи сборной, овсяницы луговой, овсяницы тростниковой). За последние годы не закупают фосфорные и калийные удобрения.

Для создания пастбищ на 10 тыс. га только в 2001 году потребуется 30 тыс. т известковой муки, 2 тыс. т фосфоритной муки, 4,5 тыс. т аммиачной селитры, 1 тыс. т суперфосфата двойного, 1,2 тыс. т хлористого калия и 900 тыс. т органических удобрений. Необходимо произвести 225 т семян трав, закупить 90 т проволоки, 60 тыс. штук столбиков и 400 комплектов переносных электроизгородей согласно таблице 2.

 

Таблица 2

 

Потребность в материалах

 

Наименование Ед.
изм.
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2001-2003
гг.
1. Известняковая мука
2. Фосфоритная мука
3. Аммиачная селитра
4. Суперфосфат двойной
5. Хлористый калий
6. Органические
удобрения
7. Ежа сборная
8. Овсяница луговая
9. Овсяница
тростниковидная
10. Тимофеевка луговая
11. Клевер гибридный
12. Лядвенец рогатый
13. Проволока
14. Столбики
15. Электропастухи
тыс.т
тыс.т
тыс.т
тыс.т
тыс.т
тыс.т

т
т
т

т
т
т
т
тыс.шт
шт.
30
2
4,5
1
1,2
900

80
45
10

20
30
40
90
60
400
45
3
6,2
1,5
1,8
1350

120
70
15

30
45
60
135
90
600
60
4
9
2
2,4
1800

160
90
20

40
60
80
180
120
800
135
9
19,7
4,5
5,4
4050

360
205
45

90
135
180
405
270
1800

 

5. Финансирование Программы

 

Для создания ДКП на площади 10 тыс. га в 2001 году потребуется 126 млн. рублей, на 15 тыс. га в 2002 году - 184 млн. рублей и на 20 тыс. га в 2003 году - 245 млн. рублей согласно таблице 3.

 

Таблица 3

 

Сметная стоимость выполнения работ, млн. рублей

 

Наименование 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2001-2003
гг.
Культуртехника
Внесение органических
удобрений
Известкование
Фосфоритование
Применение минеральных
удобрений
Посев трав
Подсев трав в дернину
Огораживание
Всего
0,6
64,8

10,0
1,8
11,9

7,0
5,8
24,4
125,7
0,9
97,2

15,0
2,7
17,9

6,0
8,7
36,6
184,1
1,2
129,6

20,0
3,6
23,8

8,0
11,6
48,8
245,4
2,7
291,6

45,0
8,1
53,6

21,0
26,1
109,8
555,2

 

На внесение органических удобрений приходится 76 % всех затрат. Поэтому при крайнем дефиците средств можно ограничиться минимальными их нормами, то есть вносить неоднократно на ряд лет, а ежегодно по 10-20 т/га. При этом затраты в первые годы на создание долголетних культурных пастбищ можно сократить на 40 %, а значит, расходовать на закладку 1 га пастбища вместо 12,3 тыс. рублей только 4,9 тыс. рублей.

 

6. Организационные вопросы реализации Программы

 

Для эффективного использования созданных пастбищ следует в каждом хозяйстве создать механизированные звенья, членов которого необходимо материально заинтересовать в длительности сохранения максимальной урожайности, высокой продуктивности коров и дешевом качественном молоке. Контроль за использованием пастбищ должна осуществлять зоотехническая служба, создание и сохранение их высокой продуктивности - задача агрономической службы хозяйств.

Для успешного освоения Программы комитету сельского хозяйства и продовольствия администрации области следует принять соответствующее распоряжение. В нем определить выделение средств на создание ДКП хотя бы в базовых хозяйствах, на премирование руководителей и специалистов всех хозяйств в зависимости от площади введенных пастбищ, их продуктивности, огораживания, системного использования.

Рекомендуется премировать коллективы, участвующие в создании ДКП, из расчета 50 рублей за 1 га при его продуктивности 3 тыс. корм. ед./га; 100 рублей - 4 тыс. корм. ед./га, 150 рублей - более 4 тыс. корм. ед./га. Кроме этого, при организации строительства прогона, огораживания по периметру премировать работников из расчета 30 рублей за 1 га.

Распределить функции ответственных за выполнение Программы. Предусмотреть в штате комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации области ставку агронома-луговода. Обеспечить проведение краткосрочных курсов агрономов-луговодов для каждого хозяйства области. Создать несколько базовых хозяйств по производству семян пастбищных видов трав.

 

7. Экономическая эффективность Программы

 

При исчислении экономической эффективности создания ДКП приняты средние нормативные сроки действия капитальных затрат: на применение органических удобрений - 5-7 лет, на известкование в зависимости от норм внесения - 2-10, на фосфоритование - 3-7, на посев травосмесей - 7, на подсев трав в дернину - 5, на железобетонные столбики - 25, на проволоку - 8, на переносную электроизгородь - 4, затраты на культуртехнические работы - 5 лет.

По результатам расчетов капитальные затраты на создание ДКП составляют 12,3 тыс. рублей на 1 га согласно таблице 4. При дополнительном ежегодном чистом доходе 9057 руб./га и окупаемости 1 рубля дополнительных затрат по 4,8 рубля за 1,4 года они будут полностью компенсированы дополнительной прибавкой урожая и полученной животноводческой продукцией.

С учетом затрат на приобретение материалов, всей прочей ликвидности создание ДКП не бывает рентабельным в течение первых лет. Безубыточность достигается через увеличение животноводческой продукции. В этом плане в 2002-2004 гг. будет получено 296 млн. рублей прибыли.

 

Таблица 4

Экономическая эффективность создания пастбищ

 

N
п/п
Показатели Единица
измерения
До
улучшения
После
улучшения
1
2

3

4


5

6

7

8


9
Капитальные затраты
Продуктивность пастбища

Прибавка урожая

Стоимость молока, полученного
при использовании зеленого
корма
Стоимость молока, полученного
от прибавки урожая
Ежегодные дополнительные
затраты
Дополнительный ежегодный
чистый доход
Окупаемость 1 рубля
дополнительных затрат
прибавкой урожая
Срок окупаемости капитальных
затрат
руб./га
тыс.корм.
ед./га
тыс.корм.
ед./га
руб./га


руб./га

руб./га

руб./га

руб.


лет

1,0



3077
12333
4,0

3,0

14545


11468

2411

9057

4,8


1,4

В перспективе эффективность отдачи от созданных пастбищ будет нарастать. К сожалению, в сельхозпредприятиях потребуются значительные страховые издержки на покупку семян пастбищных видов трав, дефицитные технические средства.

 

8. Социальная эффективность создания долголетних культурных пастбищ

 

При создании пастбищ в течение 130-140 дней будет поступать высокобелковый пастбищный корм с общим сбором 3-4 тыс. корм. ед./га. При наличии таких выгонов вполне реально в летний период получать среднесуточные удои 15-16 кг без применения комбикормов и при затратах зеленого корма в пределах 1,1 корм. ед. на 1 л. Высокоурожайные бобово-злаковые пастбища будут способствовать также воспроизводству плодородия почв.

Создание культурных пастбищ и их системное использование окажет положительное влияние на стабилизацию основных макроэкономических показателей развития сельскохозяйственного производства, прежде всего на социальную сферу села. Несомненно, наступит улучшение экологической ситуации в производстве животноводческой продукции. При наличии бобово-злаковых пастбищ значительно уменьшится в кормах и молоке концентрация нитратного азота и тяжелых металлов. Это обеспечит животноводческой продукции высокое качество, дешевизну, конкурентоспособность, повысит цену реализации и прибыль. Но самый основной эффект - это укрепление экономики сельскохозяйственных предприятий через увеличение валового производства молока и мяса, снижение их себестоимости, а значит, и повышение благосостояния населения области.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Администрации Кировской области от 12 октября 2000 г. N 383 "Об областной Целевой программе "Культурное пастбище Кировской области на 2001-2003 годы"


Текст постановления официально опубликован не был