Распоряжение Правительства Кировской области
от 23 октября 2001 г. N 89
"О подготовке программы "Энергосбережение Кировской области"
7 апреля, 30 апреля 2003 г.
Распоряжением Правительства Кировской области от 28 июня 2007 г. N 276 настоящее распоряжение признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ и Законом Кировской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" от 26.09.97 N 18-ЗО в целях реализации мер по энергосбережению:
1. Утвердить Основные положения государственной системы управления энергосбережением в Кировской области (далее - Основные положения). Прилагаются.
2. Утвердить макет программы "Энергосбережение Кировской области" (далее - Программа). Прилагается.
3. Определить государственным заказчиком-координатором по подготовке Программы департамент топлива и энергетики при Правительстве области (Горсткин А.П.) и региональную энергетическую комиссию Кировской области (Торсунов В.Ю.).
4. Утвердить в качестве основного разработчика Программы Вятский государственный университет (Кондратов В.М.).
5. Региональной энергетической комиссии Кировской области (далее - РЭК) по согласованию с департаментом топлива и энергетики при Правительстве области:
5.1. Подготовить и утвердить в срок до 1 ноября 2001 года:
5.1.1. Техническое задание на разработку Программы.
5.1.2. Порядок и сроки представления на экспертизу проектов и подпрограмм.
5.2. Заключить с Вятским государственным университетом (далее - ВятГУ) договор на разработку Программы.
5.3. Представить проект Программы для утверждения в установленном порядке в департамент топлива и энергетики при Правительстве области в срок до 1 апреля 2002 года.
6. Департаментам Кировской области: здравоохранения (Шулятьев Г.Ф.), образования (Чурин А.М.), культуры и искусства (Балыбердин Г.М.), социального развития (Якимов Г.П.) - подготовить и представить в РЭК в соответствии с техническим заданием, порядком и сроками подпрограммы энергосбережения по своим отраслям в пределах областного бюджетного финансирования.
7. Департаменту жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области (Романюк И.М.) подготовить и представить в РЭК в соответствии с техническим заданием, порядком и сроками подпрограмму энергосбережения по своей отрасли в целом по области с указанием источников финансирования.
8. Департаментам при Правительстве области: строительства (Логинов В.И.), топлива и энергетики (Горсткин А.П.) - подготовить и представить в РЭК целевые подпрограммы, финансируемые за счет лимитов капвложений в областном бюджете.
9. Рекомендовать открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Кировэнерго" (Лебедев В.А.), открытому акционерному обществу "Кировоблгаз" (ОжеговВ.М.) и открытому акционерному обществу "Коммунэнерго" (Фуфачев В.Г.) подготовить и представить в РЭК отраслевые подпрограммы энергосбережения в соответствии с техническим заданием, порядком и сроками.
10. Утвердить соисполнителями подпрограмм и проекта Программы: департамент экономики при Правительстве области (Куимова Л.М.), финансовое управление Кировской области (Помаскин А.М.), управление государственного энергетического надзора по Кировской области (далее - "Кировгосэнергонадзор") (Слободчиков В.А.), Кировский областной комитет государственной статистики (Зорин Н.И.), Кировский центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России (Урванцев Ю.А.), общество с ограниченной ответственностью "Кироврегионгаз" (Подлевских А.М.), открытое акционерное общество Территориальный институт "Кировпроект" (Пластинин Н.Д.), государственное предприятие по добыче и переработке торфа "Кирторф" (Стародумов Н.Н.).
11. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Торсунова В.Ю.
Губернатор - |
В.Н. Сергеенков |
Основные положения
государственной системы управления энергосбережением в Кировской области
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 23 октября 2001 г. N 89)
7 апреля, 30 апреля 2003 г.
1. Основы государственной системы управления энергосбережением в Кировской области
1.1. Введение
Процесс энергосбережения представляет собой комплекс научно-технических, нормативно-правовых и организационно-экономических мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Влияние на энергоэффективность многих факторов обуславливает комплексный подход к процессу управления энергосбережением и участие в нем разных субъектов права - от органов государственной власти всех уровней до отдельного гражданина. Подготовка соответствующего правового поля, заинтересованность всех участников процесса энергосбережения в повышении энергоэффективности, формирование организационных структур, изыскание достаточных финансовых ресурсов для достижения экономии топлива и энергии должны быть учтены при создании системы государственного управления энергосбережением.
В настоящее время идет активное формирование государственной системы управления энергосбережением на федеральном и региональном уровнях. Предпосылками для ее создания явились положения Указа Президента РФ от 07.05.95 N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2001 г.", постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.98 N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России", Федеральный закон "Об энергосбережении" от 14.04.95 N 41-ФЗ.
На федеральном уровне система государственного управления энергосбережением к настоящему времени сформировалась следующим образом.
Минэнерго России выполняет функции государственного заказчика по разработке федеральных энергосберегающих программ и координации работ по их реализации.
Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике отвечает за энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Министерство промышленности, науки и технологии РФ координирует организацию работ по созданию демонстрационных зон высокой энергетической эффективности и реализации демонстрационных энергосберегающих проектов.
Кроме того, в решении проблемы энергосбережения принимают участие Министерство экономики РФ и неправительственные организации. Существующая структура управления энергосбережением на федеральном уровне приведена в таблице 1.
В Минэнерго России энергосбережением занимаются:
департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения;
Межведомственный координационный совет по вопросам энергоэффективности и реализации федеральной целевой программы "Энергосбережение России";
Федеральное государственное учреждение "Российское агентство энергоэффективности";
государственное предприятие "Правление Российского внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения";
Государственное унитарное предприятие "Государственный межрегиональный центр энергосбережения".
В Госстрое России энергосбережением занимаются:
отдел ресурсосбережения Управления жилищно-коммунальной сферы;
Федеральный центр энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
К неправительственным организациям федерального уровня относятся:
Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ);
Российский союз энергоэффективности;
Российская межрегиональная ассоциация по вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике (АВОК);
Ассоциация энергоменеджеров (АСЭМ);
Ассоциация "Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности" (РОСДЕМ);
Российско-Датский институт по энергосбережению (РДИПЭ);
научно-технический инновационный центр энергосберегающих технологий и техники (НТИЦ ЭТТ);
закрытое акционерное общество "Энерготест ВТИ";
Центр энергетической политики (ЦЭП);
Ассоциация "Институт правовых основ энергоэффективности" (ИПРО-Энерг);
Некоммерческое учреждение "Институт проблем энергоэффективности" (ЭПИ);
проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по проектированию энергетических систем и электрических сетей (ОАО "Энергосетьпроект").
Таблица 1
Существующая структура энергосбережения на федеральном уровне
/-------------------------------------------------------------------------\ /--------------------\
| Минэнерго России - заказчик - координатор Федеральной целевой программы |---| ФЭК |
| "Энергосбережение России" | | |
\-------------------------------------------------------------------------/ \--------------------/
| | |
| | /--------------------\
/------------------\ | | | Федеральный фонд |
| Межведомственный | Взаимодействие | /-------------------------------------\ | энергосбережения |
| координационный | и координация | | Главное управление государственного | Взаимодействие \--------------------/
| совет по энерго- | | | энергетического надзора | и координация |
| сбережению | | | "Главгосэнергоандзор" | /--------------------\
\------------------/ | |-------------------------------------+---------------------| Коммерческие орга- |
| | | Департамент Госэнергонадзора по | | |низации, реализующие|
\--------------\ | | энергосбережению | | | энергосберегающие |
/------------------\ | | \-------------------------------------/ | | программы |
| Департамент | | | | | \--------------------/
| Минэнерго России |----| | /-------------------------------------\ | /-------------------------\
|------------------| | | | Региональное управление | | | Федеральный центр малой |
| РАО "ЕЭС России" |----| | | Госэнергонадзора | |------------\ | и нетрадиционной |
|------------------| | | |-------------------------------------| | |-| энергетики |
| РАО "Газпром" |----| | | Отдел энергосбережения | | | |-------------------------|
|------------------| | | \-------------------------------------/ | | | Ассоциация "Российские |
| Минэкономики | | | | | | | демонстрационные зоны |
| России |----| /----------------\ | /------------------------\ |-| высокой энергетической |
|------------------| | | Министерства и | | | Государственное | | | эффективности" |
| Госстрой России |----| | ведомства РФ | | | учреждение "Российское | | | (РОСДЕМ) |
|------------------| | \----------------/ | /--| агентство энерго- | | |-------------------------|
| ФЭК |----| | | | | эффективности" | | | Научно-технический |
|------------------| | | | | |------------------------| | | инновационный центр |
| Научные | | | | | | Государственное | |-| энергосберегающих |
| учреждения |----| Отраслевые | | | | унитарное предприятие | | | технологий и техники |
|------------------| | программы | | \--| "Государственный | | | (НТИЦ ЭТТ) |
| Общественные | | | | | межрегиональный центр | | |-------------------------|
| организации |----| | | | энергосбережения" | |-| Центр энергетической |
|------------------+----/ | | \------------------------/ | | политики (ЦЭП) |
| Субъекты РФ |----------------------------------------------/ | |-------------------------|
\------------------/ \-| Ассоциация |
| энергоменеджеров (АСЭМ) |
\-------------------------/
1.2. Требования к государственной системе управления энергосбережением в Кировской области
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80 утверждена федеральная целевая программа "Энергосбережение России" (1998 - 2005 гг.), в которой субъектам Российской Федерации рекомендовано на базе региональных энергетических программ разработать и принять региональные программы энергосбережения как основу государственной системы управления энергопотреблением и повышения энергоэффективности в регионах.
Система управления энергопотреблением и энергосбережением в области должна отвечать интересам как региона, так и государства, а нормативно-правовые акты, принимаемые в регионе, не должны противоречить федеральным.
Как показал анализ существующих документов, рекомендаций и опыта работы других регионов, система государственного управления энергосбережением на уровне субъекта Российской Федерации должна отвечать требованиям, обеспечивающим:
1.2.1. Поэтапное достижение главной цели региональной программы энергосбережения - перевода экономики области на энергосберегающий путь развития.
1.2.2. Создание нормативно-правовой базы энергосбережения.
1.2.3. Консолидацию финансовых ресурсов для реализации программы энергосбережения.
1.2.4. Привлечение к выполнению региональной программы энергосбережения отечественных и зарубежных инвесторов.
1.2.5. Разработку и использование финансово-экономических механизмов реализации энергосберегающих программ и проектов.
1.2.6. Соблюдение баланса интересов производителей и потребителей топлива и энергии, экономической заинтересованности всех участников процесса энергосбережения.
1.2.7. Вовлечение в топливно-энергетический баланс местных энергетических ресурсов.
1.2.8. Взаимодействие государственных и негосударственных структур региона, ответственных за энергосбережение на территории области.
Создание конкурентной среды, системы материального стимулирования и экономическое регулирование процессов топливо- и энергообеспечения потребителей должны обеспечить снижение затрат на снабжение области топливом и энергией и способствовать стабилизации ее экономики.
Предлагаемая ниже комплексная система государственного управления энергосбережением в Кировской области сочетает в себе элементы социального управления и экономического регулирования и направлена на повышение энергоэффективности производства и потребления энергоресурсов.
1.3. Формирование системы управления энергосбережением в Кировской области.
Государственная система управления энергосбережением в Кировской области формируется исходя из принципов энергосберегающей политики, продекларированных в Федеральном законе "Об энергосбережении" от 14.04.95 N 41-ФЗ. Реализация этих принципов на территории области возможна при четком разграничении полномочий в сфере энергосбережения между органами управления Российской Федерации и Кировской области.
К ведению Кировской области при регулировании отношений, возникающих при использовании энергетических ресурсов на ее территории, в пределах предоставляемых Конституцией Российской Федерации субъектам Федерации полномочий должно быть отнесено следующее:
1.3.1. Совершенствование и разработка областной нормативно-правовой базы энергосбережения.
1.3.2. Разработка и выполнение областной программы энергосбережения.
1.3.3. Определение условий вовлечения в топливно-энергетической баланс области местных энергетических ресурсов, вторичных энергоресурсов, нетрадиционных возобновляемых источников энергии и т.д.
1.3.4. Установление порядка консолидации и направлений использования средств для энергосбережения.
1.3.5. Определение условий стимулирования предприятий и организаций при проведении мероприятий по энергосбережению.
1.3.6. Установление порядка обязательных энергетических обследований предприятий и организаций.
1.3.7. Экспертиза инвестиционных энергосберегающих проектов и проектов нового строительства и рекомендации по реконструкции действующих энергопотребляющих объектов.
1.3.8. Принятие законодательных актов о размещении на территории области объектов по производству (добыче), переработке, транспортировке, хранению и использованию энергетических ресурсов.
1.3.9. Проведение (в пределах полномочий) ценовой (тарифной), налоговой и бюджетной политики в сфере энергопотребления.
1.3.10. Определение объемов бюджетного финансирования программ энергосбережения.
1.3.11. Заключение межрегиональных и международных соглашений по сотрудничеству в сфере разработки и реализации энергосберегающей политики на территории области.
1.3.12. Формирование областных органов управления энергосбережением, определение их функций, взаимодействия, а также взаимоотношений с местными и федеральными органами исполнительной власти.
Укрупненная схема управления энергосбережением Кировской области представлена в разделе 4.
В области имеются необходимые условия для создания государственной системы управления энергосбережением. Функционируют департамент топлива и энергетики при Правительстве области, департамент строительства при Правительстве области, департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области, РЭК, "Кировгосэнергонадзор", Кировский центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России, Кировский областной комитет государственной статистики. Область обладает достаточно высоким научно-техническим потенциалом, который может быть использован при создании материально-технической базы энергосбережения, техническом переоборудовании предприятий. В ВятГУ готовят специалистов в области электроэнергетики, а с 2000 г. начата подготовка специалистов по промышленной теплоэнергетике. Рядом вузов проводится подготовка специалистов экономического и финансового профилей, что важно при коммерциализации энергосбережения. Имеется ряд негосударственных коммерческих структур, имеющих опыт работы в сфере энергосбережения (ООО "Элеконт", НПФ "Электроприбор" ЗАО "Энергис" и др.). Все это позволяет создать в области полнокровно действующую систему управления энергосбережением.
1.4. Основное содержание системы управления энергосбережением в Кировской области
С учетом требований Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ, положений и рекомендаций, содержащихся в нормативных актах органов исполнительной власти Российской Федерации и опыта субъектов РФ комплексная система государственного управления энергосбережением в Кировской области должна содержать:
1.4.1. Нормативно-правовой блок, включающий Закон области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" от 26.09.97 N 18-ЗО и нормативно-правовые документы, принимаемые органами государственной власти области; при этом данные документы должны соответствовать положениям Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ и другим документам федерального уровня.
1.4.2. Блок финансово-экономического обеспечения программы энергосбережения, включающий в себя комплект документов, определяющих порядок финансирования энергосберегающих программ и мероприятий за счет бюджетных и внебюджетных средств. В этом же блоке предусматриваются другие источники финансирования программы, не противоречащие законодательству, а также порядок расчета гарантий возврата инвестиций и экономического стимулирования энергосбережения.
1.4.3. Блок управления энергосбережением, определяющий организационные структуры, обеспечивающие разработку и реализацию программ и проектов энергосбережения, управление финансовыми ресурсами, работами по созданию демонстрационных зон (объектов) высокой энергоэффективности.
1.4.4. Научно-технический блок, содержащий программы и проекты энергосбережения. Этот раздел включает в себя отраслевые и целевые подпрограммы (в том числе организаций бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, газификации, энергоемких предприятий, внедрения приборов учета энергии, нетрадиционных источников энергии), инвестиционные энергосберегающие проекты, мероприятия по энергосбережению предприятий топливно-энергетического комплекса, организацию демонстрационных зон высокой энергоэффективности.
1.4.5. Информационный блок включает в себя комплект документов по организации системы пропаганды энергосбережения, проведению семинаров, выставок и подготовке специалистов по энергосбережению.
2. Нормативно-правовая база энергосбережения
2.1. Нормативно-правовое обеспечение
На 01.01.2001 в Кировской области имеются следующие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере энергосбережения:
2.1.1. Закона
Закон области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" от 26.09.97 N 18-ЗО.
2.1.2. Распоряжения (постановления) администрации области и Губернатора области:
распоряжение администрации области от 13.04.95 N 411 "О региональной программе энергосбережения";
распоряжение администрации области от 04.04.96 N 431 "О системе внедрения приборов учета расхода воды, тепла и газа в Кировской области";
распоряжение администрации области от 16.05.96 N 649 "О внедрении системы учета электроэнергии с предварительной оплатой";
распоряжение администрации области от 14.08.96 N 1050 "О региональном центре энергосбережения (РЦЭ)";
распоряжение Губернатора области от 12.03.97 N 295 "О системе внедрения устройств защитного отключения и многофункциональных электрощитков";
распоряжение Губернатора области от 28.07.97 N 986 "Об энергоэкономических обследованиях жилищно-коммунального хозяйства Кировской области";
распоряжение Губернатора области от 17.07.98 N 997 "О результатах конкурса по отбору организаций для оснащения приборами учета тепла и воды объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы области";
распоряжение Губернатора области от 21.12.98 N 1714 "О разработке Программы энергосбережения в Кировской области на 1999-2005 годы";
распоряжение Губернатора области от 28.01.2000 N 108 "О теплозащите зданий и сооружений";
распоряжение Губернатора области от 24.05.2000 N 626 "О совершенствовании системы управления энергосбережением в области";
распоряжение Губернатора области от 21.06.2000 N 772 "О проведении конкурса организаций, проектирующих, изготовляющих и производящих монтаж и наладку котлоагрегатов малой мощности";
постановление Губернатора области от 18.05.98 N 232 "О проведении конкурсов по отбору организаций для оснащения приборами учета потребления тепла и воды объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы области";
постановление Губернатора области от 11.07.2000 N 280 "О Порядке консолидации и использования средств на энергосбережение, включаемых в тарифы на энергию";
постановление Губернатора области от 17.08.2000 N 322 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 11.07.2000 N 280";
постановление Губернатора области от 28.12.2000 N 480 "О продлении срока действия постановлений Губернатора области от 11.07.2000 N 280 и от 17.08.2000 N 322".
2.1.3. Решения РЭК:
решение правления региональной энергетической комиссии от 11.05.2000 N 98 "О включении средств на цели энергосбережения в тарифы на энергию";
решение правления региональной энергетической комиссии от 09.06.2000 N 113 "О выделении ФГУП "Кировский биохимический завод" средств на мероприятия по энергосбережению";
решение правления региональной энергетической комиссии от 12.07.2000 N 127 "О проведении конкурса организаций, проектирующих, изготовляющих и производящих монтаж и наладку котлоагрегатов малой мощности";
решение правления региональной энергетической комиссии от 24.08.2000 N 143 "О еханизме финансирования энергосберегающих мероприятий на ФГУП "Кировский биохимический завод";
решение правления региональной энергетической комиссии от 24.08.2000 N 144 "О продлении срока предоставления конкурсной документации";
решение правления региональной энергетической комиссии от 22.09.2000 N 165 "О выделении ОАО "Вятич" средств на мероприятия по энергосбережению";
решение правления региональной энергетической комиссии от 22.09.2000 N 166 "О выделении ФГУП учхоз "Чистые пруды" ВГСХА средств на мероприятия по энергосбережению";
решение правления региональной энергетической комиссии от 22.09.2000 N 167 "О выделении ОАО "Уржумский спиртоводочный завод" средств на мероприятия по энергосбережению";
решение правления региональной энергетической комиссии от 22.09.2000 N 219 "О выделении ОАО "Омутнинский металлургический завод" средств на мероприятия по энергосбережению";
решение правления региональной энергетической комиссии от 22.12.2000 N 269 "О продлении срока действия решений правления РЭК на 2001 год".
2.1.4. Иные правовые акты:
приказ ОАО Территориальный институт "Кировпроект" от 06.09.96 N 62 "О создании самостоятельного хозрасчетного регионального центра энергосбережения";
договор между администрацией Кировской области и ОАО Территориальный институт "Кировпроект" об организации деятельности регионального центра энергосбережения от 09.09.96;
Соглашение о совместной деятельности по эффективному использованию энергоресурсов и снижению коммунальных расходов в учебных заведениях Кировской области. Демонстрационный проект Министерства общего и профессионального образования РФ, Министерства топлива и энергетики РФ и Администрации Кировской области N 63/04/2000;
методические указания по проведению энергетических обследований предприятий, утвержденные заместителем начальника управления "Кировгосэнергонадзор" 12.01.99;
методические указания по проведению энергетических обследований компрессорных установок, утвержденные заместителем начальника управления "Кировгосэнергонадзор" 12.01.99.
2.2. Анализ законодательной базы энергосбережения области. Соотношение ее с требованиями федерального законодательства
Основным нормативным документом, регулирующим отношения в сфере энергосбережения, является Закон области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" от 26.09.97 N 18-ЗО.
И федеральный и областной законы об энергосбережении провозглашают, что политика энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов проводится на основе нормативных документов и реализации конкретных программ, проектов и мероприятий по энергосбережению.
В перечне принятой в области нормативной документации по энергосбережению имеются как областные программы, так и целевые мероприятия по экономии энергоресурсов.
Областные программы разработаны по утвержденным администрацией области схемам, однако из-за отсутствия механизма финансирования оказались проблематичными в реализации.
Принятые целевые нормативные документы упорядочили различные направления работ по энергосбережению. Срок действия ряда из них закончился, некоторые актуальны и в настоящее время.
В частности, основополагающими актами остаются распоряжения Губернатора области от 04.04.96 N 431 "О системе внедрения приборов учета расхода воды, тепла и газа в Кировской области", от 28.07.97 N 986 "Об энерго-экономических обследованиях жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" и от 28.01.2000 N 108 "О теплозащите зданий и сооружений", постановление Губернатора области от 11.08.2000 N 280 "О Порядке консолидации и использования средств на энергосбережение, включаемых в тарифы на энергию" и другие.
Среди прочих документов одним из значимых и структурно законченных отраслевых энергосберегающих проектов является Соглашение о совместной деятельности по эффективному использованию энергоресурсов и снижению коммунальных расходов в учебных заведениях Кировской области. Данный документ представляет собой демонстрационный проект, направленный на внедрение мероприятий по энергосбережению в учебных заведениях области. Финансирование работ предусмотрено из средств Минобразования России и областного бюджета. В 2000 году проект выполнен не полностью, тем не менее целесообразно такое соглашение заключать ежегодно и по его аналогии формировать проекты по другим отраслям и направлениям.
Для координации деятельности в сфере энергосбережения нормативными актами Российской Федерации (руководящими указаниями Минэнерго России) рекомендовано создать в субъектах федерации государственные специализированные организации (центры энергосбережения, агентства, энергосберегающие компании и т.д.), работающие в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти региона.
В области в августе 1996 года был создан региональный центр энергосбережения (РЦЭ) как структурное подразделение ОАО Территориальный институт "Кировпроект". Позднее РЦЭ бал зарегистрирован как общество с ограниченной ответственностью, учредителями которого выступили частные лица. Взаимоотношения РЦЭ с администрацией области определялись договором о совместной деятельности, срок действия которого в настоящее время истек.
В макете "Основные положения государственной системы управления энергосбережением в Кировской области", утвержденном распоряжением Губернатора области от 24.05.2000 N 626, предусмотрено создание специальной структуры в статусе государственного предприятия для организации и координации деятельности по энергосбережению в области. В настоящее время эти функции исполняет РЭК.
Недостаточно проработанными в нормативном плане являются вопросы финансового механизма энергосбережения, в частности использования источников финансирования, прописанные как в федеральном, так и в областном законах об энергосбережении, а также стимулирования организаций по экономии топливно-энергетических ресурсов.
Например, в соответствии с Законом области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" от 26.09.97 N 18-ЗО все средства должны концентрироваться на специальном расчетном счете РЦЭ, однако такой счет так и не был открыт.
В 2000 году на основе статьи 14 Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ принято постановление Губернатора области от 11.08.2000 N 280 "О Порядке консолидации и использования средств на энергосбережение, включаемых в тарифы на энергию". В процессе его реализации в 2000 году получено 10 млн. рублей консолидированных средств, которые полностью направлены на финансирование перевода котельных с жидкого топлива на газ по пяти энергосберегающим проектам.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 15.06.98 N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" поручено "федеральным органам исполнительной власти при определении объемов потребления топливно-энергетических ресурсов (лимитов в натуральном и стоимостном выражении) подведомственными организациями и предприятиями бюджетной сферы сохранять при проведении мероприятий и программ по энергосбережению базовый уровень объема финансирования потребления топливно-энергетических ресурсов на период, превышающий на 1 год срок окупаемости затрат на энергосбережение". Такое же положение распространено распоряжением Губернатора области от 24.05.2000 N 626 на организации, финансируемые из областного бюджета.
Впервые организациям бюджетной сферы дан реальный стимул к экономии энергии. Однако данную проблему необходимо облечь в соответствующие нормативные документы с привлечением бюджетов всех уровней.
В соответствии с Законом области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" от 26.09.97 N 18-ЗО для организации работ в сфере энергосбережения целесообразно разработать механизм предоставления налоговых и тарифных льгот потребителям энергетических ресурсов и энергоснабжающим организациям, а также механизм предоставления гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам.
Кроме того, предлагается разработать и утвердить Порядок проведения энергетических обследований организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности с любым годовым объемом потребления энергетических ресурсов, Положение об энергетических паспортах организаций, технических паспортах котельных и т.д.
Примерный перечень нормативно-правовых актов для совершенствования системы управления энергосбережением в Кировской области представлен в таблице 2.
Таблица 2
Примерный перечень
нормативно-правовых актов для совершенствования системы управления энергосбережением в Кировской области
N | Наименование актов | Разработчик | Содержание |
1 | Положение о проведении энергетических обследований предприятий и организаций на территории Кировской области |
управление государствен- ного энергетического над- зора по Кировской области |
Положение должно определить организации, подлежащие обследованиям, и организации, имеющие право проводить обследования. Необходимо определить также порядок проведения обследований, порядок оформления результа- тов, ответственность |
2 | Положение о внедрении энергетических паспортов организаций на территории Кировской области |
Положение должно содержать форму энергетического паспорта, методические указания по заполнению форм и определять порядок заполнения энергетического паспорта |
|
3 | Положение о внедрении технических паспортов котельных |
Положение должно содержать форму технического паспорта, методические указания по заполнению форм и определять порядок заполнения технического паспорта котельной |
|
4 | Положение (распоряжение) об экономической заинтересованности предприятий и организа- ций в энергосбережении |
Вятский государственный университет, региональная энергетическая комиссия Кировской области |
данное Положение должно определить порядок использо- вания бюджетными организациями сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих мероприятий средств. Часть сэкономленных средств должна направляться на инвестирование энергосберегающих мероприятий, часть - на поощрение сотрудников. Для акционерных обществ должны быть прописаны условия, стимулирующие внедрение энергосберегающих мероприятий |
5 | Положение о предоставлении налоговых льгот предприятиям,занимающимся энергосбережением |
предприятия, имеющие налоговые льготы либо претен- дующие на это, должны подвергаться обязательным энергетическим обследованиям, по результатам которых решается вопрос о предоставлении льгот |
|
6 | Макет программы "Энергосбережение в Кировской области" |
макет должен определять основные разделы Программы. Данный макет должен служить основой для ежегодно разрабатываемых программ энергосбережения |
|
7 | Распоряжение Правительства области "О создании агентства по энергосбережению" |
данным распоряжением в Кировской области должна быть создана специализированная государственная организа- ция для координации работ по энергосбережению, одним из учредителей которой должно стать Правительство Кировской области |
|
8 | Устав агентства по энергосбережению (далее - агентство) |
Устав должен определить учредителей, основные цели, задачи, права и обязанности создаваемого агентства |
|
9 | Положение о предоставлении льготных тарифов на энергоресурсы предприятиям, занимающимся энергосбережением |
средства, полученные от предоставления льготных тарифов, должны направляться на энергосбережение. На основании энергетического обследования определяется возможность предоставления льготного тарифа, а также осуществляется контроль за использованием средств |
3. Финансово-экономический механизм энергосбережения
Финансирование Программы осуществляется с применением системы разнообразных механизмов привлечения средств из бюджетных и внебюджетных источников. Система включает широкий спектр финансовых инструментов и базируется на основополагающих принципах, обеспечивающих ее устойчивость к колебаниям рынка, открытость для различных инвесторов, непрерывность цикла инвестирования и доходность заимствованных средств, гарантирующих их возврат.
3.1. Источники финансирования энергосбережения
Как показал анализ решения данного вопроса другими регионами Российской Федерации, инвестирование энергосберегающих проектов осуществляется за счет:
государственной финансовой поддержки;
консолидированных внебюджетных средств;
средств, привлекаемых за счет использования рыночных финансовых инструментов;
собственных средств предприятий и организаций.
Схема формирования средств Программы
/---------------\ /---------------\ /---------------\ /---------------\
| Средства | | Собственные | |Государственная| |Консолидируемые|
| рыночных | | средства | | финансовая | | внебюджетные |
| механизмов | | предприятия | | поддержка | | средства |
\---------------/ \---------------/ \---------------/ \---------------/
| | | |
| | | |
/---------------------------------------------------------\
| |
| Средства Программы |
| |
\---------------------------------------------------------/
3.1.1. Государственная финансовая поддержка
Реализацию Программы предусматривается осуществлять при государственной финансовой поддержке. Практика оказания такой поддержки отдельным исполнителям инвестиционных энергосберегающих проектов в ряде субъектов Российской Федерации показала целесообразность использования такого механизма в качестве долевого участия и для финансирования программ.
Государственная поддержка энергосбережения должна осуществляться преимущественно на возвратной основе, на льготных условиях и на ограниченный срок исходя из значимости и сроков окупаемости проектов.
Источниками таких средств являются целевые средства федерального, областного и местного бюджетов. Выделение и использование этих средств демонстрирует заинтересованность государства в освоении конкретных технологий, нового оборудования, материалов, конструкций.
Средства федерального бюджета должны привлекаться для решения глобальных задач энергосбережения, например организации демонстрационных зон. Средства областного и местного бюджетов должны привлекаться для решения задач энергосбережения предприятий бюджетной сферы. В областном бюджете отдельной строкой должны быть выделены затраты на решение проблемы энергосбережения предприятий и организаций бюджетной сферы.
3.1.2. Консолидированные средства
Одними из составляющих государственного финансирования местного уровня являются консолидированные внебюджетные средства, источниками наполнения которых могут быть:
3.1.2.1. Средства, предусмотренные федеральными и областными законодательными (нормативными) актами прямого действия (включение составляющей в тарифы на энергоресурсы, платежи предприятий за 1 кВт вновь присоединенной электрической мощности, средства, сэкономленные в результате энергосбережения, средства экологического фонда, средства населения с предоставлением ему дополнительных видов энергосервисных услуг и т.д.).
3.1.2.2. Средства, получаемые за счет экономического стимулирования предприятий области. Для получения средств разрабатывается система льгот (в том числе налоговых и тарифных), которая делает выгодным для предприятий проводить работы по энергосбережению или направлять деньги в областной фонд энергосбережения.
3.1.2.3. Средства, полученные за счет тарифов и пеней, начисленных на предприятия, игнорирующие законодательные и административные нормы энергосбережения. Для получения средств разрабатывается система норм и критериев оценки эффективности энергопотребления, подкрепленная нормативно-правовой базой, а также вырабатывается система определения соответствия предприятий этим нормам и критериям.
3.1.2.4. Исключен
См. текст подпункта 3.1.2.4.
Распоряжением Правительства Кировской области от 30 апреля 2003 г. N 193 в подпункт 3.1.2.5. пункта 3.1 раздела 1 настоящих Основных положений внесены изменения
3.1.2.5. Средства, получаемые из иных источников, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Возможной формой финансирования энергосберегающих проектов может быть предоставление средств в виде товарно-энергетического кредитования. Товарно-энергетический кредит, объем (величина) которого составляет разницу между установленным тарифом (ценой) на энергоресурсы с фактической их оплатой, представляет собой отсрочку по оплате энергоресурсов на определенный период.
Отпуск энергоресурсов с отсрочкой платежей в виде товарно-энергетического кредита осуществляется энергоснабжающей организацией по решению РЭК под конкретные инвестиционные проекты особо значимых направлений энергосбережения при условии невозможности решения таких задач за счет собственных средств предприятий или получения банковского кредита и бюджетного финансирования.
Размещение товарно-энергетических кредитов осуществляется на конкурсной основе. При этом предпочтение должно отдаваться реализации особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов сроком до 1 - 2 лет. Претендентами на получение кредита могут выступать любые потребители, представившие на конкурс инвестиционные проекты, имеющие организационно-техническое и экономическое обоснование.
3.1.3. Рыночные механизмы
Финансирование Программы, и прежде всего инвестирование энергосберегающих проектов, предусматривается осуществлять за счет внебюджетных средств, привлечению которых способствуют следующие рыночные механизмы:
3.1.3.1. Целевые облигационные займы
Это источник кредитования энергосберегающих проектов на возвратной основе в виде областных целевых облигационных займов, обеспеченных поддержкой Правительства Кировской области. Суть поддержки заключается в том, что облигации займов могут быть обменены на налоговые освобождения (в части налогов, зачисляемых в бюджет области) по аналогии с государственными налоговыми освобождениями. Поэтому осуществление облигационного займа может представлять интерес для инвесторов как с целью защиты их средств от инфляции, так и возможностью регулировать свои налоговые платежи.
Этот механизм может быть применен после налаживания устойчивого функционирования системы энергосбережения.
3.1.3.2. Банковское кредитование
В современной практике широкое распространение нашло финансирование инвестиционных проектов, когда основным обеспечением предоставляемых кредитов является сам проект, т.е. те доходы, которые получит создаваемое или реконструируемое предприятие в будущем.
Получение банковских кредитов предполагает выполнение некоторых особых условий кредитора (например, где и какое оборудование или технологии закупать, конкретное место осуществления проекта и т.п.). Отечественные банки предоставляют средства, как правило, на небольшой срок (1 - 1,5 года), под достаточно высокий процент (возможно, больший, чем ставка рефинансирования Центробанка России) и в основном под надежную гарантию. В связи с этим данный источник целесообразно использовать для финансирования высокорентабельных проектов со сроком окупаемости 1 - 1,5 года.
Работу над получением кредитов целесообразно сосредоточить в РЭК под гарантию Правительства области. Решение о выделении кредита должно приниматься на конкурсной основе. Механизм такого конкурса и форма заявки претендентов могут быть аналогичными механизму выделения товарно-энергетического кредита.
Необходимо отметить, что привлечение банковских средств в энергосберегающие проекты может иметь и другие формы, в том числе оно может быть осуществлено в виде прямых инвестиций в привлекательные проекты под гарантии Правительства области.
3.1.3.3. Паевой инвестиционный фонд
В современной экономической ситуации паевые фонды могут стать одним из наиболее эффективных рычагов масштабной мобилизации свободных средств юридических лиц и мелких инвесторов под инвестиционные цели.
На базе паевого фонда может быть организован эффективный механизм финансирования энергосберегающих проектов, основанный на минимизации налогообложения и не создающий дополнительных рисков.
В качестве инвесторов паевых инвестиционных фондов не могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.
В отличие от акций и облигаций по инвестиционным паям проценты и дивиденды не начисляются, по ним также не допускается выпуск производных ценных бумаг.
Услуги паевого инвестиционного фонда своим инвесторам в большей мере приближаются к банковским услугам, чем к услугам, которые могут оказывать инвестиционные компании.
В настоящее время привлекательная для мелкого инвестора идея коллективного инвестирования в энергосбережение в полной мере еще не разработана ни одной из инвестиционных структур. Однако для подкрепления заинтересованности населения очень удачно подходит концепция энергосбережения в быту, что дает возможность активно привлекать средства мелких инвесторов.
3.1.3.4. Технический и финансовый лизинг
Под техническим лизингом понимают долгосрочную аренду оборудования, машин, сооружений, производственного назначения. Он обеспечивает возможность промышленным компаниям получить необходимое оборудование без значительных единовременных затрат денежных средств, неизбежных при обычной покупке.
Под финансовым лизингом понимают соглашение, предусматривающее выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя.
Для целей энергосбережения лизинг - весьма удобный способ приобретения дорогостоящего оборудования, приборов и технологий. За счет использования лизинга можно полностью осуществить мероприятия программы, связанные с приобретением приборов, средств учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов.
3.1.4. Собственные средства предприятий и организаций
В период неплатежей и взаимной задолженности эти средства могут быть представлены различными формами финансирования с учетом их долевого участия в финансировании энергосберегающих проектов.
Наличие указанного источника финансирования является обязательным условием для получения как банковского, так и товарно-энергетического кредита.
3.2. Экономическое стимулирование энергосбережения
Стимулирование потребителей и производителей энергоресурсов в энергосбережении осуществляется путем предоставления им определенных льгот. Льготы таким потребителям и производителям энергоресурсов предусматриваются в Федеральном законе "Об энергосбережении", статья 4.
При определении объемов бюджетного финансирования для оплаты используемых потребителями бюджетной сферы энергетических ресурсов органам исполнительной власти области:
считать непременным условием выполнение предприятиями мероприятий по энергосбережению;
учитывать использование ими имеющегося энергосберегающего потенциала;
сохранять при выделении бюджетных ассигнований на приобретение энергетических ресурсов в целях стимулирования энергосбережения 100 % экономии средств, достигнутой за счет реализации энергосберегающих проектов на один год, превышающий срок окупаемости этих проектов.
Льготами для небюджетных предприятий и организаций, в которых проводятся энергосберегающие мероприятия или осуществляются инвестиционные энергосберегающие проекты, могут быть:
полное или частичное освобождение на определенный срок от налогов, поступающих в областной бюджет;
предоставление отсрочки платежей в областной бюджет.
Возможно установление РЭК льготного тарифа на электро- и теплоэнергию предприятиям всех форм собственности, производящим продукцию по Программе.
Населению области, осуществляющему меры по утеплению жилья и оснащению его приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов, может быть возмещена часть затрат за счет консолидированных внебюджетных средств, предназначенных для энергосбережения. Величина финансовой поддержки определяется РЭК.
В перспективе стимулированию энергосбережения в социальной сфере Кировской области может способствовать введение на территории области социально обоснованных стандартов потребления населением тепло- и электроэнергии, горячей воды и природного газа. Для этого необходимо проведение глубоких технических и социологических исследований. Необходимо также отметить, что указанное мероприятие можно реализовать лишь при наличии у потребителей специализированных систем автоматизированного учета потребления ресурсов.
Распоряжением Правительства Кировской области от 7 апреля 2003 г. N 139 в раздел 4 настоящих Основных положений внесены изменения
4. Схема управления энергосбережением
Функции структурных единиц, входящих в схему управления энергосбережением в Кировской области, определяются Законом области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" от 26.09.97 N 18-ЗО, а также нормативными документами, утверждаемыми органами государственной власти области.
Управление энергосбережением на уровне региона осуществляется Правительством области через департамент топлива и энергетики при Правительстве области, департамент строительства при Правительстве области, департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области и РЭК. На первом этапе создания государственной системы управления энергосбережением разработку и реализацию областных программ энергосбережения и дальнейшее проведение энергосберегающей политики целесообразно возложить на РЭК с привлечением специалистов на платной основе. В дальнейшем по мере развития государственной системы управления энергосбережением, с расширением круга решаемых задач и увеличением объема работ по управлению энергосбережением целесообразно создание государственного областного унитарного предприятия - агентства энергосбережения, учредителями которого должны выступить департамент государственной собственности Кировской области и РЭК. Предметом деятельности агентства должна являться организация деятельности по формированию и реализации Программы и контроль в сфере энергосбережения на территории Кировской области. Примерная структура агентства приведена в таблице 3.1.
Предполагаемая схема управления энергосбережением на территории Кировской области приведена в таблице 3.2.
В соответствии с этой схемой в компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления входят:
4.1. Областной Думы:
принятие законов и иных нормативно-правовых актов об энергосбережении, контроль за их выполнением и единообразным применением;
утверждение финансовых средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию программ энергосбережения;
установление налоговых льгот для организаций, осуществляющих энергосберегающую политику;
иные полномочия в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов, отнесенные к ведению областной Думы законодательством Российской Федерации и Кировской области.
4.2. Правительства Кировской области:
формирование энергосберегающей политики в области;
разработка Программы и ее выполнение;
определение органов управления и юридических лиц, ответственных за реализацию областных программ энергосбережения;
обеспечение санкционированного бесплатного доступа к финансовым, техническим документам и статистике в области энергопотребления в процессе энергоэкономических обследований и подготовки программ;
участие в обеспечении гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам за выполнение работ по энергосбережению для организаций бюджетной сферы;
иные полномочия в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов, отнесенные к ведению Правительства Кировской области законодательством Российской Федерации и Кировской области.
4.3. Органов местного самоуправления:
реализация государственной энергосберегающей политики;
разработка и осуществление местных программ энергосбережения;
финансовая поддержка энергосбережения за счет средств местных бюджетов и налоговых льгот в части средств, зачисляемых в местные бюджеты;
контроль за эффективностью использования энергоресурсов;
иные полномочия в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов, отнесенные к их ведению законодательством Российской Федерации и области.
4.4. РЭК:
реализация энергосберегающей политики на базе региональной энергетической программы;
организация подготовки региональных и федеральных (в части, касающейся области) программ энергосбережения и контроль за их выполнением;
организация системы экономического стимулирования и информационного обеспечения энергосбережения;
участие в организации разработки структуры тарифов, стимулирующих энергосбережение;
подготовка предложений по совершенствованию нормативно-методической базы энергосбережения;
осуществление целевого расходования консолидированных средств на энергосбережение;
организация и участие в работе экспертных и рабочих групп по рассмотрению вопросов энергосбережения;
иные полномочия в сфере энергосбережения, отнесенные к ее ведению законодательством Российской Федерации и области.
4.5. Кировского центра стандартизации, метрологии и сертификации:
разработка стандартов энергоэффективности;
проведение испытаний новых средств измерения количества и параметров энергоресурсов для целей утверждения их типа;
проведение аттестации методик выполнения измерений при энергетических обследованиях (энергоаудитах) предприятий;
проведение метрологической экспертизы энергетических программ и проектов региональных стандартов и стандартов предприятий по энергопотреблению и энергосбережению;
участие в проведении энергетических обследований (энергоаудитов) предприятий в части контроля выполнения нормативных показателей энергоэффективности.
4.6. Управления государственного энергетического надзора по Кировской области:
контроль за рациональным и эффективным использованием энергоресурсов на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от форм собственности;
контроль за соблюдением организациями требований нормативных документов по рациональному и экономическому использованию топливно-энергетических ресурсов;
контроль за эффективностью использования бюджетных средств на цели энергосбережения;
организация и проведение энергетических обследований организаций в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
участие в разработке и согласовании нормативных документов по рациональному использованию ресурсов;
участие в разработке программ энергосбережения;
подготовка аналитических обзоров, прогнозов по динамике и структуре потребления топливно-энергетических ресурсов в области;
осуществление научно-технической, информационной деятельности, направленной на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
4.7. Кировского областного комитета государственной статистики:
предоставление экономико-статистической информации по объемам, динамике, структуре производства, потребления и эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в разрезе области, отраслей и предприятий;
участие в подготовке программ энергосбережения.
При Правительстве Кировской области может быть создан межведомственный координационный совет по энергосбережению в виде консультативного органа для определения основных направлений энергосберегающей политики в области.
Таблица 3.1
Агентство энергосбережения (примерная структура)
/--------------------\
| Агентство |
\--------------------/
|
/-----------------------------------------------------------\
| | | |
/----------------\ /-----------------\ /-----------------\ /-----------------\
|Отдел по учебно-| | Отдел | | Отдел | | Отдел |
| методической | | энергоаудита | | технических | | консалтинга |
| работе | |-----------------| | экспертиз | |-----------------|
|----------------| |Проведение энер- | |-----------------| | Разработка, |
| Обучение, кон- | |гетических обсле-| |Экспертиза проек-| |внедрение, сопро-|
|сультации спе- | |дований и энерго-| |тов, технических | |вождение программ|
|циалистов, насе-| |аудита на объек- | |условий, оборудо-| |энергосбережения.|
|ления. | |тах промышленно- | |вания, технологи-| |Составление биз- |
| Выставки, кон- | |сти, сельского | |ческих решений. | |нес-планов энер- |
|ференции, кон- | |хозяйства,бюджет-| | Проектные рабо- | |госберегающих |
|курсы. | |ной сферы и | |ты по энергосбе- | |проектов. Внедре-|
| Нормативно-пра-| |коммерческого | |регающей темати- | |ние проектов, |
|вовое, техниче- | |сектора. | |ке. Организация | |тиражирование, |
|ское, методиче- | |Энергоаудит энер-| |защиты авторских | |создание демонст-|
|ское обучение по| |госнабжающих ор- | |прав и интеллек- | |рационных зон. |
|договорам | |ганизаций, в т.ч.| |туальной собст- | |Организация пос- |
\----------------/ |на обоснованность| |венности в вопро-| |тавки, монтажа и |
|тарифов. Энерго- | |сах энергосбере- | |наладки энерго- |
|аудит и энергоба-| |жения | |сберегающего обо-|
|ланс муниципаль- | \-----------------/ |рудования |
|ных образований | \-----------------/
|-----------------|
|Производственная |
|лаборатория по |
|приборам учета, |
|автоматизации и |
|инструментального|
|анализа |
\-----------------/
Таблица 3.2
Схема управления энергосбережением в Кировской области
‰‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‚ /---------------------\ /-----------------------\
ЂМежведомственныйЂ формирование концепции | Правительство | формирование зако- | |
Ђкоординационный †-----------------------------| Кировской области |------------------------| Областная |
Ђ совет по Ђ энергосбережения |---------------------| нодательной базы | Дума |
ЂэнергосбережениюЂ | Департамент топлива | энергосбережения | |
ѓ‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡Љ | и энергетики | | |
\---------------------/ \-----------------------/
|
формирование энергосберегающей политики
‰‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‚ /---------------------\ /-----------------------\
ЂФонд энергосбе- Ђ целевое использование | Региональная энерге-| взаимодействие | |
Ђрежения (консо- Ђ средств | тическая комиссия | и координация | Органы местного |
Ђ лидированные †-----------------------------+---------------------+------------------------| самоуправления |
Ђ средства) Ђ Ђ Агентство Ђ | |
ѓ‡…‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡Љ Ђ энергосбережения Ђ | |
финансирование ѓ‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡…‡‡‡‡‡‡‡‡‡Љ \-----------------------/
| | разработка программ |
| реализация энергосберегающей политики |
| разработка Программы | /------------------------------------\
|--------------------------------------------------------| | Местные программы энергосбережения |
| | \------------------------------------/
/-------\ /--------------------\ |----------------------------------------------------\
| | отраслевые /---| ОАО "Кировэнерго" |--\ | |
| | подпрограммы | |--------------------| | | /-------------------\ /----------------------\
| | |---| ОАО "Коммунэнерго" |--| | | | | Кировский центр |
| |---------------| |--------------------| | |----------------|Кировский областной| | стандартизации, |
| | |---| ОАО "Кировоблгаз" |--| | | комитет государст-| | метрологии и серти- |
| | | |--------------------| | | | венной статистики | | фикации Госстандарта |
| | \---| Другие организации |--| | | | | России |
| | \--------------------/ | | \-------------------/ \----------------------/
| | Департаменты | | аккредитация |согласование
| | | | взаимодействие |методик
| П | /-------------------------\ | | и координация /--------------------\ |
| р |--------------| строительства |--| | /-----------------------\ /----------------------\
| о | отраслевые и |-------------------------| | | | Управление государст- | | |
| г |--------------| ЖКК и СИ |--| |--------------|венного энергетического| | Энергоаудиторские |
| р | целевые |-------------------------| | | | надзора по Кировской | | фирмы |
| а |--------------| здравоохранения |--| | | области | | |
| м | подпрограммы |-------------------------| |------| \-----------------------/ \----------------------/
| м |--------------| культуры и искусства |--| | | |
| а | |-------------------------| | | | |
| |--------------| образования |--| | /---------------+--------------------------+-----------\
| | |-------------------------| | | | /--------------------------------------------------\ |
| |--------------| социального развития |--| | | | Субъекты хозяйствования, подлежащие надзору за | |
| | \-------------------------/ | | | | эффективным использованием топливно- | |
| | /-------------------------\ | | | | энергетических ресурсов | |
| | | Другие структуры | | | | \--------------------------------------------------/ |
| |--------------| исполнительной власти |--/ | | | в том числе | |
| | \-------------------------/ | | | | |
| | /--------------------------\ | | обследование | лимитирование | обследование |
| | |Предприятия, использующие | | | | обследование | |
| |-------------|консолидированные средства| | | /-----------------------------------\ |
\-------/ | на энергосбережение, | | | | | | |
| | льготные тарифы и пр. | | | /---------------\ /-------------\ /--------------\ |
| \--------------------------/ | | | Предприятия, | | Организации | | | |
финансирование | | | потребляющие | | бюджетной | | Прочие | |
| /-----------------------------------\ | | | более 6 тыс. | | сферы | | организации | |
\---------|Предприятия, реализующие энергосбе-| | | | т.у.т. | | | | | |
| регающие мероприятия | | | \---------------/ \-------------/ \--------------/ |
\-----------------------------------/ | \------------------------------------------------------/
‰‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‚ | /--------------------------------------------------\
Ђ Демонстрационные зоны высокой Ђ | | Программы энергосбережения, реализуемые на |
Ђ энергоэффективности †---------------------| предприятиях и в организациях Кировской области |
ѓ‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡Љ \--------------------------------------------------/
/-------------\ ‰‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‚
| | - действующие структуры Ђ Ђ - предполагаемые структуры
\-------------/ ѓ‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡Љ
5. Информационное обеспечение энергосбережения
Статья 17 Закона РФ "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ определяет следующие пути осуществления информационного обеспечения энергосбережения:
обсуждение федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения;
координация работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
организация выставок энергоэффективного оборудования и технологий;
предоставление потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;
пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" поручено Минэнерго России совместно с Госкомпечати России по печати и федеральной службой России по телевидению и радиовещанию и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлять мероприятия по пропаганде в средствах массовой информации методов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в производственной и социальной сферах.
Минэнерго России проводит определенную работу в этом направлении, издается ежеквартальный нормативно-технический журнал "Вестник Госэнергонадзора России", "РСЭ-информ", вопросы энергосбережения рассматриваются и в других периодических изданиях - "Промышленной энергетике", "Энергетической эффективности", "Энергоменеджере" и др.
Периодические издания, посвященные вопросам энергосбережения, издаются и в регионах России:
Свердловская область - "Вестник энергосбережения" (одним из учредителей журнала является "Кировгосэнергонадзор");
Самарская область - "Энергосбережение и экология";
Пермская область - "Энергосбережение и проблемы энергетики Западного Урала".
В декабре 1999 года Минтопэнерго РФ организовало и провело первую всероссийскую выставку "Энергосбережение в регионах России". Кировская область также приняла участие в данной выставке. Экспозиция была представлена следующими организациями и фирмами:
управлением государственного энергетического надзора по Кировской области "Кировгосэнергонадзор";
Кировским центром стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
Вятскополянским механическим заводом "Молот";
закрытым акционерным обществом "Энергис";
открытым акционерным обществом "Отделение разработки систем";
закрытым акционерным обществом "Энергис-Сервис".
В декабре 2000 года на второй всероссийской выставке "Энергосбережение в регионах России" Кировская область была представлена следующими организациями и фирмами:
закрытым акционерным обществом "Энергис";
Кировским центром стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
акционерным обществом "Вятка-Эконом".
Закон области "Об энергосбережении и повышении эффективного использования энергетических ресурсов в Кировской области" одним из основных направлений деятельности в сфере энергосбережения предусматривает "ведение пропаганды и образовательной работы среди населения области".
В области проводится определенная работа по данному направлению. Так, в 2000 году были проведены следующие семинары и выставки:
семинар по энергосбережению и современному теплотехническому оборудованию (март 2000 г., организаторы - общество с ограниченной ответственностью фирма "Теплосервис" совместно с управлением государственного энергетического надзора по Кировской области и Кировским центром стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России при участии фирм "Т.А.С.", "WILO", Альфа Лаваль Поток");
семинар "Приборы и оборудование для систем отопления и горячего водоснабжения. Вопросы проектирования и эксплуатации" (апрель 2000 г., организаторы - закрытое акционерное общество "Энергис-сервис" совместно с фирмами "Грундфос", "Данфос", "Немен");
семинар по вопросам деятельности управления государственного энергетического надзора по Кировской области (апрель 2000 г., организаторы - Вятская торгово-промышленная палата и управление государственного энергетического надзора по Кировской области);
специализированная межрегиональная выставка-ярмарка "Строительство" (март 2000 г., организатор - фирма "Вятский базар");
семинар-выставка по энергосбережению (апрель 2000 г., организаторы - Вятская торгово-промышленная палата совместно с управлением государственного энергетического надзора по Кировской области и Кировским центром стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России).
Проводимая в области работа по информационному обеспечению энергосбережения является недостаточной, отсутствует единая политика. Семинары, проводимые фирмами, направлены на продвижение продукции, выпускаемой и продаваемой данными фирмами. При этом участникам семинара не дается информация о нормативной базе энергосбережения и о работе по энергосбережению, проводимой в области.
Одной из причин, сдерживающих работу в информационной сфере, является отсутствие единого координатора работ как в области информационного обеспечения, так и в энергосбережении в целом. Как показала прошедшая в декабре 1999 г. в Москве выставка "Энергосбережение в регионах России", в большинстве регионов, активно занимающихся энергосбережением, работа по энергосбережению (и в том числе по формированию экспозиции региона на данной выставке) возглавляется администрацией региона, в некоторых регионах экспозиция формировалась торгово-промышленными палатами. Кировская область была единственным регионом, экспозицию которого формировал "Кировгосэнергонадзор".
Проводимые в области выставки и семинары позволяют донести информацию об энергосбережении лишь до небольшого круга специалистов организаций и предприятий г.Кирова и единичных представителей крупных заводов области. Население области практически не получает никакой информации по вопросам энергосбережения, так как в местных средствах массовой информации не уделяется должного внимания энергосбережению.
Для усиления работы в сфере информационного обеспечения энергосбережения необходимо предпринять следующие шаги:
5.1. Создание специального органа исполнительной власти для организации и координации деятельности по энергосбережению, одной из функций которого должна стать работа по организации семинаров и выставок по энергосбережению в области, а также работа по организации экспозиций Кировской области на выставках по энергосбережению, проходящих в Москве и других регионах России. На первом этапе внедрения государственной системы управления энергосбережением в качестве такого органа может выступить РЭК.
5.2. Создание постоянно действующей рубрики в одной или нескольких местных периодических изданиях. В перспективе желательно учредить местный журнал (по аналогии с соседними регионами - ежеквартальный), посвященный вопросам энергетики, энергосбережения, экологии. Учредителями такого журнала могут выступить Правительство Кировской области, РЭК, "Кировгосэнергонадзор", Кировский центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России, ВятГУ, открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Кировэнерго", Вятская торгово-промышленная палата, крупные предприятия области.
5.3. Создание постоянно действующего семинара для соответствующих специалистов организаций бюджетной сферы, а также проведение целевых семинаров для специалистов различных отраслей экономики.
Эта работа может быть организована на базе ВятГУ при участии специалистов "Кировгосэнергонадзора", Кировского центра стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России, РЭК.
Финансирование учебного процесса может производиться за счет средств, предназначенных на цели энергосбережения, а также за счет средств предприятий и организаций, направляющих на обучение своих специалистов.
6. Научно-технические проекты энергосбережения
Научно-технические проекты энергосбережения разрабатываются и реализуются различными структурами и организациями в виде конкретных энергосберегающих программ, мероприятий и так далее с привлечением доступных на период внедрения источников финансирования.
Среди предполагаемых проектов могут иметь место:
6.1. Областная Программа
Данная Программа содержит характеристику области как объекта энергосбережения, оценку потенциала энергосбережения области и возможности его реализации, сведения о топливно-энергетическом комплексе области.
В Программе определяются основные направления энергосбережения по отраслям экономики, реальные финансовые источники, а также информационные мероприятия.
Подготовка Программы основывается на действующих нормативно-правовых актах, при этом намечаются к подготовке недостающие документы, влияющие на реализацию Программы.
Программа базируется на отраслевых подпрограммах. Это в первую очередь подпрограммы организаций бюджетной сферы (областное финансирование), жилищно-коммунального хозяйства, предприятий топливно-энергетического комплекса.
В нее могут входить целевые подпрограммы. Это относится к сфере газификации, перевода котельных на новые, более экономичные виды топлива, установки приборов учета и контроля энергии, нетрадиционной энергетики, использования консолидированных средств на цели энергосбережения и так далее.
Набор подпрограмм может варьироваться в зависимости от наличия региональных источников финансирования.
6.2. Отраслевые и целевые подпрограммы, реализуемые в виде самостоятельных проектов.
6.3. Мероприятия по энергосбережению, реализуемые на предприятиях и в организациях Кировской области.
6.4. Муниципальныне программы, которые разрабатываются и осуществляются органами местного самоуправления.
6.5. Программы создания демонстрационных зон высокой энергетической эффективности, которые представляют собой совокупность проектов, осуществляемых в масштабах области, города, района или отдельного предприятия, показывающие суммарный эффект применения рыночных механизмов, энергосберегающей техники и технологии с целью распространения накопленного опыта.
Содержание
1. Основы государственной системы управления энергосбережением в Кировской области
1.1. Введение
1.2. Требования к государственной системе управления энергосбережением в Кировской области
1.3. Формирование системы управления энергосбережением в Кировской области
1.4. Основное содержание системы управления энергосбережением в Кировской области
2. Нормативно-правовая база энергосбережения
2.1. Нормативное-правовое обеспечение
2.2. Анализ законодательной базы энергосбережения области.
Соотношение ее с требованиями федерального законодательства
3. Финансово-экономический механизм энергосбережения
3.1. Источники финансирования энергосбережения
3.1.1. Государственная финансовая поддержка
3.1.2. Консолидированные средства
3.1.3. Рыночные механизмы
3.1.4. Собственные средства предприятий и организаций
3.2. Экономическое стимулирование энергосбережения
4. Схема управления энергосбережением
5. Информационное обеспечение энергосбережения
6. Научно-технические проекты энергосбережения
Макет
программы "Энергосбережение Кировской области"
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 23 октября 2001 г. N 89)
1. Паспорт Программы
2. Пояснительная записка.
2.1. Введение, цели и задачи Программы.
2.2. Характеристика Кировской области как объекта энергосбережения.
2.3. Характеристика топливно-энергетического комплекса области.
2.4. Оценка потенциала энергосбережения области.
2.5. Основные направления энергосбережения в области.
3. Нормативно-правовое обеспечение Программы
4. Организационно-экономические меры реализации Программы
5. Финансовое обеспечение Программы, сводные показатели
6. Информационное обеспечение Программы
7. Выводы и конечные результаты Программы
8. Участники Программы
9. Порядок формирования Программы
10. Технический блок Программы
10.1. Отраслевые подпрограммы:
10.1.1. Организаций бюджетной сферы.
10.1.2. Организаций жилищно-коммунального хозяйства.
10.1.3. Энергоемких предприятий (при наличии налоговых послаблений, льготных тарифов и т.д.).
10.1.4. Предприятий топливно-энергетического комплекса.
10.1.5. Другие подпрограммы, в том числе федерального уровня, в части их реализации в области.
10.2. Целевые подпрограммы:
10.2.1. Газификации.
10.2.2. Перевода котельных на местные виды топлива.
10.2.3. Установки приборов учета энергии в организациях бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
10.3. Подпрограмма проектов, выполняемых при поддержке консолидированных средств на энергосбережение.
10.4. Подпрограмма по нетрадиционной энергетике.
10.5. Другие подпрограммы.
Набор подпрограмм может варьироваться в зависимости от реальных источников финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кировской области от 23 октября 2001 г. N 89 "О подготовке программы "Энергосбережение Кировской области"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Правительства Кировской области от 28 июня 2007 г. N 276 настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующим документом:
Распоряжение Правительства Кировской области от 30 апреля 2003 г. N 193
Распоряжение Правительства Кировской области от 7 апреля 2003 г. N 139