Председателя Правительства Кировской области |
А.А.Пинаев |
Областная целевая Программа
"Улучшение условий и охраны труда в Кировской области
на 2002-2005 годы"
(утв. постановлением Правительства Кировской области
от 19 марта 2002 г. N 12/103)
Наименование областной "Улучшение условий и охраны труда в Кировской
целевой Программы области на 2002-2005 годы" (далее -
Программа)
Государственный заказчик комитет по труду Кировской области
Программы
Основные разработчики комитет по труду Кировской области,
Программы Государственная инспекция труда в Кировской
области, управление "Кировгосэнергонадзор",
федеральное государственное учреждение "Центр
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Кировской области", Федерация
профсоюзных организаций Кировской области,
Кировский отдел управления Западно-Уральского
округа Государственного горнотехнического
надзора России, органы исполнительной власти
при Правительстве области и отраслевой
компетенции
Цель Программы осуществление первоочередных мероприятий по
предупреждению несчастных случаев на
производстве и сохранению здоровья
работающего населения
Задачи Программы, создание нормативно-правовой базы для
важнейшие целевые обеспечения реализации законодательства
показатели Российской Федерации по охране труда, Закона
Кировской области "Об охране труда в
Кировской области" от 26 сентября 2000 г. N
200-30;
содействие в создании
организационно-технических условий, включая
совершенствование системы государственного
управления охраной труда в области;
обеспечение взаимодействия органов
законодательной и исполнительной власти
области, а также контрольно-надзорных органов
по Кировской области, работодателей и
профессиональных союзов области в решении
задач улучшения условий и охраны труда в
организациях и на предприятиях области
Сроки и этапы реализации 2002-2005 годы
Программы
Перечень подпрограмм и мероприятия по нормативному правовому
основных мероприятий обеспечению охраны труда;
мероприятия по организационно-техническому
обеспечению охраны труда;
мероприятия по обучению и подготовке кадров и
информационно-аналитическому обеспечению
охраны труда
Исполнители подпрограмм и комитет по труду Кировской области, органы
основных мероприятий исполнительной власти при Правительстве
области и отраслевой компетенции во
взаимодействии с администрациями районов и
городов области, Государственной инспекцией
труда в Кировской области, управлением
"Кировгосэнергонадзор", федеральным
государственным учреждением "Центр
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в
Кировской области", Федерацией профсоюзных
организаций Кировской области, Кировским
отделом управления Западно-Уральского округа
Государственного горнотехнического надзора
России, Кировским областным комитетом
государственной статистики, областным центром
медицинской профилактики профзаболеваний,
Вятской торгово-промышленной палатой,
предприятиями и организациями области
различных форм собственности
Объем и источники к финансированию Программы планируется
финансирования Программы привлечь средства областного бюджета,
средства от штрафных санкций за нарушения
законодательства о труде, внебюджетные
средства
Ожидаемые конечные снижение производственного травматизма и
результаты реализации профессиональной заболеваемости на 20-30 %,
Программы уменьшение доли расходов на выплату
компенсаций, улучшение социального положения
работников
Система организации комитет по труду Кировской области
контроля за исполнением представляет отчеты о ходе выполнения
Программы мероприятий Программы, которые ежегодно
заслушиваются на заседании областной
Межведомственной комиссии по охране труда.
Доклад о выполнении Программы ежегодно до 1
марта представляется в Правительство области
1. Общие положения
На предприятиях и в организациях области ежегодно травмируется 4,5 - 5 тыс. человек, из них 80-90 человек погибает.
По количеству пострадавших на 1000 работающих коэффициент частоты травматизма по итогам 2000 года в области составил 11,0 пострадавших на 1000 работающих (по России - 5,1). По отдельным отраслям количество пострадавших на 1000 работающих за 2000 год составило: по сельскому хозяйству - 23,8, лесному хозяйству - 9,0, строительству - 11,0, промышленности - 8,9.
Показатели области по производственному травматизму за последние 10 лет в 1,5 - 2 раза выше, чем в среднем по России.
В 1998-1999 годах в области наметилась тенденция роста показателей производственного травматизма со смертельным исходом.
В последние годы начал увеличиваться показатель - количество погибших на производстве на 1000 работающих (коэффициент частоты смертельного травматизма). В 2000 году в области он составил 0,168 (по России - 0,149).
Если в целом по области коэффициент частоты смертельного травматизма в 2000 году составил 0,168, то в сельском хозяйстве этот показатель составил 0,208, в лесном хозяйстве - 0,286, в промышленности - 0,195, в строительстве - 0,347.
Самыми травмоопасными отраслями экономики области являются промышленность и сельское хозяйство. В 2000 году в промышленности области погибли 34 человека, в сельском хозяйстве - 18 человек.
По данным Кировского областного комитета государственной статистики, в основных отраслях экономики области: промышленности, строительстве, транспорте, связи - на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся 32 тыс.человек (14,3 % списочной численности), в том числе 8,4 тыс. женщин (9,4 %).
Из общего числа лиц, подверженных профессиональному риску из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм на рабочих местах, в нашей области 48,3 % работников испытывают воздействие повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука, 43,3 % работают при повышенной загазованности или запыленности, а на каждого одиннадцатого воздействует повышенный уровень вибрации.
Тяжелым физическим трудом в обследуемых отраслях занято 12,2 тыс. человек. Беспокойство вызывает состояние условий труда женщин. По оперативным данным, в промышленности во вредных условиях труда работают более 10 % женщин, а в отдельных отраслях промышленности этот показатель еще выше. Так, в мукомольно-крупяной он составляет 22 %, в текстильной - 31 %, в химико-фармацевтической - 37 %.
В сельском хозяйстве области занято более 90 тыс. работающих, из них 18 % (около 16 тыс. работников) занято в животноводстве.
Дать качественную оценку условий труда работников сельского хозяйства не представляется возможным, поскольку такой статистической отчетности не предусмотрено. Выводы можно сделать только опосредствованно, через результаты замеров величины вредных производственных факторов, которые проводят органы Госсанэпиднадзора. В среднем 50-60 % замеров, проводимых на объектах животноводства, выявляют несоответствие условий труда санитарным нормам и превышение предельно допустимых значений вредных производственных факторов.
Необеспеченность работников села санитарно-бытовыми помещениями и спецодеждой, снижение уровня механизации работ позволяют говорить о том, что более 50 % работников сельского хозяйства работают в неблагоприятных условиях труда. На это указывают и показатели профессиональных заболеваний.
За 2000 год в производственных отраслях экономики области установлены профессиональные заболевания у 147 человек. Половина из них работали на промышленных предприятиях.
Главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, являются:
старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях достигает 70 % и более, заметное сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;
прекращение финансирования разработок по созданию новой техники и технологий, технического обновления производства на этой основе;
ослабление ведомственного контроля за технической безопасностью производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях и в организациях;
ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;
ухудшение производственной и технологической дисциплины.
Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем сдерживается недостатками законодательной и нормативной базы в этой сфере деятельности, незавершенностью формирования государственной системы управления охраной труда.
Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать более эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Проведенный анализ фактического состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях области диктует необходимость разработки и утверждения региональной программы мер по реализации действующего законодательства по охране труда.
2. Цель Программы
В соответствии с основным направлением государственной политики по вопросам охраны труда, а именно по обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, Программа предусматривает осуществление первоочередных мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и сохранению здоровья работающего населения.
3. Задачи Программы
К числу первоочередных задач Программы относятся:
3.1. Создание нормативно-правовой базы для обеспечения реализации законодательства Российской Федерации по охране труда, Закона Кировской области "Об охране труда в Кировской области" от 26 сентября 2000 г. N 200-ЗО как составной части общероссийского законодательства по охране труда и государственных гарантий прав на охрану труда и необходимого уровня социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе.
3.2. Содействие в создании организационно-технических условий, включая совершенствование системы государственного управления охраной труда в области, а также проведение эффективной экономической политики, стимулирующей решение проблем труда, создание рынка экспертных и диагностических услуг, эффективных средств защиты.
3.3. Обеспечение взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти области, а также контрольно-надзорных органов по Кировской области, Кировского областного комитета государственной статистики, областного центра медицинской профилактики профзаболеваний, Вятской торгово-промышленной палаты, работодателей и профессиональных союзов области в решении задач улучшения условий и охраны труда в организациях и на предприятиях области.
4. Механизм реализации Программы и ее финансовое обеспечение
Программа предусматривает повышение роли органов местного самоуправления в создании региональной системы безопасности труда и государственного управления охраной труда в области, совершенствование правового и нормативного обеспечения безопасных условий труда, введение классификации действующих организаций по степени производственных рисков и состоянию безопасности.
Механизм реализации Программы предусматривает разграничение полномочий и ответственности Правительства области, администраций районов и городов области и организаций в реализации мероприятий по созданию безопасных условий труда в регионе.
Финансирование Программы предполагается из следующих источников:
областного бюджета;
средств внебюджетных источников;
средств от штрафных санкций за нарушение требований нормативных актов по охране труда,
средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предприятия и организации области в соответствии с действующим законодательством о труде и охране труда вправе использовать средства на охрану труда.
Функции координации и контроля за выполнением Программы возлагаются на комитет по труду Кировской области.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно заслушиваются на заседании областной Межведомственной комиссии по охране труда. Доклад о выполнении Программы ежегодно до 1 марта представляется в Правительство области.
5. Оценка ожидаемого эффекта
В результате реализации Программы предполагается усовершенствование региональной системы государственного управления охраной труда, нормативно-правовой базы охраны труда, экономического механизма стимулирования мероприятий по охране труда и сохранения здоровья работающего населения.
Весь комплекс мероприятий предполагает снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, уменьшение расходов на компенсацию потери здоровья в результате производственной деятельности.
6. Мероприятия Программы
N п/п |
Наименование мероприятий | Финансовые затраты (тыс.руб.) |
Источник финансирования |
Срок исполнения |
Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6.1 6.1.1 6.1.1.1 6.1.1.2 6.1.1.3 6.1.1.4 |
Мероприятия по нормативному правовому обеспечению охраны труда Разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы федерального уровня по вопросам охраны труда: О государственной системе управления охраной труда О совершенствовании государственной федеральной статистической отчетности по охране и условиям труда О правилах проведения сертификации работ по охране труда на производственных объектах Об отнесении организаций к классу профессио- нального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда |
2002 год |
комитет по труду Кировской области |
||
6.1.2 | Разработка проекта и принятие Закона Кировской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Кировской области по вопросам охраны труда" |
2002 год | комитет по труду Кировской области, рабочая группа по разработке проекта закона, утвержденная распоряжением Губернатора области от 30 июля 2001 г. N 957 |
||
6.1.3 6.1.3.1 6.1.3.2 6.1.3.3 6.1.3.4 6.1.3.5 6.1.3.6 |
Разработка проектов постановлений (распоряжений) Правительства области, обеспечивающих на территории области реализацию государственной политики в сфере охраны труда: Об обеспечении выполнения Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ Об утверждении Рекомендаций по созданию подразделений по охране труда в администра- ции города (района) Кировской области Об утверждении Рекомендаций по созданию комиссии по охране труда при администрации города (района) Кировской области Об утверждении Рекомендаций по разработке программ по улучшению условий и охраны труда на территории муниципальных образований области Об утверждении Рекомендаций по организации и проведению работ по охране труда на предприятиях малого бизнеса Об утверждении Рекомендаций по содержанию разделов охраны труда в коллективных договорах и соглашениях по охране труда |
2002 год | комитет по труду Кировской области во взаимодействии с Государственной инспек- цией труда в Кировской области, управлением "Кировгосэнергонадзор", федеральным государствен- ным учреждением "Центр государственного санитарно -эпидемиологического надзора в Кировской области", Федерацией профсоюзных организаций Кировской области, Кировским отделом управления Западно-Уральского округа Государственного горнотехнического надзора России, Вятской торгово-промышленной палатой |
||
6.2 6.2.1 |
Мероприятия по организационно-техническому обеспечению охраны труда Ежегодный анализ состояния производственного травматизма, условий труда и профзаболеваний в производственных отраслях и подготовка докладов Правительству области |
ежегодно |
комитет по труду Кировской области во взаимодействии с Государственной инспек- цией труда в Кировской области, федеральным государственным учрежде- нием "Центр государствен- ного санитарно-эпидемио- логического надзора в Кировской области", Кировским областным комитетом государственной статистики |
||
6.2.2 | Создание структурных подразделений по труду в администрациях районов и городов области (1 штатная единица в пределах общей численности органа местного самоуправления) |
областной бюджет | 2003-2005 годы |
администрации районов и городов области |
|
6.2.3 | Разработка целевых программ улучшения условий и охраны труда в муниципальных образованиях области |
2002 год | администрации районов и городов области |
||
6.2.4 | Создание межведомственных комиссий по охране труда в муниципальных образованиях области |
2002 год | администрации районов и городов области |
||
6.2.5 | Планирование главами муниципальных образований проведения ежегодных целевых совещаний со всеми руководителями и специалистами предприятий по вопросам охраны труда с полным анализом положения дел в муниципальных образованиях и выработкой конкретных мер по реализации положений законодательства по охране труда |
2002-2005 годы |
администрации районов и городов области |
||
6.2.6 | Разработка целевых программ улучшения условий и охраны труда в отраслях экономики области: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, лесопромышленном комплексе, транспорте, имеющих высокий уровень производственного травматизма и профессио- нальной заболеваемости |
2002 год | комитет по труду Кировской области, иные органы исполнительной власти при Правительстве области и отраслевой компетенции во взаимодействии с контрольно-надзорными органами, организациями области |
||
6.2.7 | Обеспечение разработки планов мероприятий по охране труда при заключении коллективных договоров и соглашений с учетом их финансирования |
2002-2005 годы |
предприятия и организации области всех форм собст- венности |
||
6.2.8 | Организация подготовки и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда на производственных объектах |
2002-2005 годы |
комитет по труду Кировской области, предприятия и организации области всех форм собственности |
||
6.2.9 | Обеспечение предприятий и организаций комплектом нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соот- ветствии со спецификой их производственной деятельности |
2002-2005 годы |
предприятия и организации области всех форм собст- венности |
||
6.2.10 | Обеспечение условий для осуществления государственного и общественного контроля по вопросам охраны труда |
2002-2005 годы |
предприятия и организации области всех форм собственности |
||
6.2.11 | Организация аккредитации лабораторий предприятий и организаций, осуществляющих внутренний контроль за состоянием условий труда |
2002-2005 годы |
предприятия и организации области всех форм собственности |
||
6.2.12 | Организация работы по приведению оборудова- ния предприятий и организаций в соответствие с требованиями стандартов безопасности |
2002-2005 годы |
предприятия и организации области всех форм собственности |
||
6.2.13 | Организация проведения ежегодных специальных выставок-ярмарок средств индивидуальной защиты |
ежегодно | комитет по труду Кировской области, организации - поставщики средств индиви- дуальной защиты, Вятская торгово-промышленная палата |
||
6.2.14 | Организация проведения совещаний, конферен- ций по вопросам охраны труда |
в пределах бюджет- ных ассигнований на основную деятельность |
2002-2005 годы |
комитет по труду Кировской области, иные органы исполнительной власти при Правительстве области и отраслевой компетенции во взаимодействии с организа- циями области, контрольно- надзорными органами |
|
6.2.15 | Создание отдела Государственной экспертизы условий труда в комитете по труду Кировской области в пределах общей численности государственных служащих органов исполни- тельной власти области |
областной бюджет | 2002 год | комитет по труду Кировской области |
|
6.3 6.3.1 6.3.1.1 6.3.1.2 |
Мероприятия по обучению и подготовке кадров и информационно-аналитическому обеспечению охраны труда Проведение обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, органов управления всех уровней: Организация обучения и аттестации отдельных категорий застрахованных в соответствии с постановлением Минтруда России от 3.07.2000 N 49 Обеспечение бесперебойного функционирования системы повышения квалификации специалистов по охране труда, специалистов предприятий по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда |
средства, ежегодно направляемые Мин- трудом России комитету по труду Кировской области в соответствии с соглашениями "Об организации обу- чения отдельных категорий застра- хованных ...", заключаемыми еже- годно средства предприятий и ор- ганизаций области |
2002-2005 годы |
комитет по труду Кировской области |
|
6.3.2 | Проведение анализа квалификации специалистов по охране труда и подготовка рекомендаций по повышению квалификации данных специалистов |
2002 год | комитет по труду Кировской области, органы исполни- тельной власти при Прави- тельстве области и отраслевой компетенции, администрации районов и городов области |
||
6.3.3 6.3.3.1 6.3.3.2 6.3.3.3 |
Укрепление материально-технической базы комитета по труду Кировской области с целью информационно-аналитического обеспечения охраны труда: Приобретение компьютерного программного обеспечения Приобретение высококачественной множительной техники Установка компьютерной нормативной базы данных по вопросам охраны труда в соответ- ствии с рекомендациями Минтруда РФ |
средства от штра- фов за нарушения законодательства о труде и об охране труда |
2002 год | комитет по труду Кировской области |
|
6.3.4 | Осуществление координации деятельности организаций, занимающихся тиражированием и распространением нормативно-правовой, методической и учебной литературы, наглядных пособий по охране труда |
2002-2005 годы |
комитет по труду Кировской области |
||
6.3.5 | Информирование организаций о наличии новых нормативно-правовых актов и других материа- лов по охране труда, об услугах по обслужи- ванию организаций по вопросам охраны труда |
2002-2005 годы |
комитет по труду Кировской области, Вятская торгово- промышленная палата |
||
6.3.6 | Проведение консультаций руководителей и специалистов предприятий и организаций области по вопросам приобретения, эксплуата- ции и соответствия ГОСТам средств индиви- дуальной защиты работающих |
2002-2005 годы |
областной техно-торговый центр по обеспечению предприятий спецодеждой при Вятской торгово-про- мышленной палате |
||
6.3.7 | Подготовка материалов по охране труда для средств массовой информации, пропаганда опыта и технических новинок по обеспечению безопасности производства |
2002-2005 годы |
комитет по труду Кировской области, Вятская торгово- промышленная палата, феде- ральное государственное унитарное предприятие "Кировская государственная телевизионная и радиовеща- тельная компания "Вятка", газета "Губернские вести. Киров" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 19 марта 2002 г. N 12/103 "Об утверждении областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Кировской области на 2002-2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был