Распоряжение Комитета ценовой политики Кировской области
от 19 мая 2003 г. N 64
"О введении в действие Порядка регулирования тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Кировской области"
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20 июля 2012 г. N 29/1 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 20 июля 2012 г.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (изм. от 7 мая 2001 г. N 350), постановления Правительства Кировской области от 18 декабря 2001 г. N 7/98 "О реализации государственной ценовой политики на территории Кировской области":
1. Ввести в действие Порядок регулирования тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Кировской области.
2. Предприятиям, оказывающим соответствующие услуги, расчетные материалы для утверждения тарифов представлять в Комитет ценовой политики в соответствии с методическими рекомендациями по формированию тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Кировской области.
3. Порядок регулирования тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Кировской области вступает в силу со дня официального опубликования. Материалы по вопросам регулирования тарифов на перевозки пассажиров дополнительно разместить в справочно-правовых системах "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс".
Председатель комитета ценовой политики Кировской области |
Н.Н. Гаряев |
Порядок
регулирования тарифов на перевозки пассажиров всеми видами
общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном
сообщении на территории Кировской области
(утв. заместителем председателя Правительства Кировской области
14 мая 2003 года)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлением Правительства Кировской области от 18 декабря 2001 г. N 7/98 "О реализации государственной политики на территории Кировской области", постановлением Губернатора Кировской области от 16 июля 2001 г. N 247 "О комиссии по тарифному регулированию на транспорте" и применяется для представления, рассмотрения и утверждения проектов тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области от 3 июля 2007 г. N 99/275 постановление Администрации Кировской области от 16 июля 2001 г. N 247 признано утратившим силу
2. Настоящий Порядок определяет основы государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта по городским, пригородным и межобластным маршрутам на территории Кировской области.
3. Действие настоящего Порядка распространяется на деятельность всех транспортных организаций, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, независимо от организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности и органов, осуществляющих регулирование тарифов и контроль за их применением.
4. Государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа осуществляется в целях:
4.1. Достижения баланса интересов транспортных предприятий и потребителей их услуг.
4.2. Защиты интересов населения от необоснованного повышения тарифов на транспортные услуги.
4.3. Развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг.
4.4. Обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования предприятий транспорта.
4.5. Создания у транспортных предприятий экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания.
5. Государственное регулирование тарифов на пассажирские перевозки основывается на следующих принципах:
5.1. Применение на всей территории области единой структуры и системы построения тарифов для определения их рационального уровня с учетом платежеспособного спроса населения, сложившейся системы дотирования и финансовых возможностей бюджета в субъекте ценообразования.
5.2. Обеспечение гласности принятия решений по вопросам регулирования тарифов, в том числе установления уровня тарифов, их изменения и применения.
5.3. Ведения раздельного учета затрат по видам перевозок (городские, пригородные и междугородные).
6. Проекты тарифов на перевозки пассажиров и багажа и экономически обосновывающие их расчетные материалы представляются транспортными организациями в управление транспорта при Правительстве Кировской области и комитет ценовой политики Кировской области, для рассмотрения и подготовки заключения о предлагаемом уровне тарифов в срок (не более) 15 рабочих дней. Проекты тарифа и экономически обосновывающие его расчетные материалы с заключениями управления транспорта и комитета ценовой политики направляются в Комиссию по тарифному регулированию по транспорте (далее Комиссия) для принятия решения в срок (не более) 10 рабочих дней.
7. Основным методом расчета регулируемых тарифов является метод экономически обоснованных расходов. Расчет тарифов, определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и "Методическими рекомендациями по формированию тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении в Кировской области".
8. Регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из регулируемых тарифов избыточных и непроизводительных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, вызванных привлечением этими организациями избыточных ресурсов, недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности иных расходных (в том числе убыточных) сфер деятельности, а также иными факторами, обусловливающими указанные избыточные и непроизводительные расходы.
9. Материалы, представленные транспортными организациями, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом регулирующего органа.
10. В качестве расчетного периода регулирования тарифов принимается календарный год. За базовый период, предшествующий расчетному (год, полугодие, 9 месяцев). При этом рост тарифов не должен превышать прогнозируемый Министерством экономического развития Российской Федерации индекс прироста потребительских цен.
Пересмотр тарифов производится 1 раз в год. Основаниями для досрочного пересмотра тарифов являются:
1) изменение норм расходов или цен потребляемых материальных ресурсов, топлива и других эксплуатационных материалов;
2) пересмотр условий тарифного соглашения по заработной плате;
3) изменение перечня и размера, установленных нормативными актами Российской Федерации обязательных отчислений и платежей в бюджеты и внебюджетные фонды;
4) принятие организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения или капитального ремонта, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования объектов автотранспортного комплекса, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов.
5) наступление событий, появление которых было маловероятно и которые оказали существенное воздействие на состояние организации, осуществляющей регулируемую деятельность (форс-мажорные обстоятельства).
11. В экономически обоснованных тарифах учитывается величина прибыли, необходимой для обеспечения перевозчика средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, собственными средствами на развитие, средствами на выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов.
Размер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов, определяется регулирующим органом в установленном порядке как составная часть тарифа на основе программы (плана) развития перевозчика.
План развития составляется с учетом возможностей потребителей и согласовывается с администрацией муниципального образования.
12. Руководители организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, несут ответственность за полноту и достоверность представляемых материалов.
13. Тарифы на проезд пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении утверждаются Правительством Кировской области по предложению Комиссии по тарифному регулированию на транспорте с указанием срока введения тарифов.
14. Контроль за правильностью применения тарифов на перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Кировской области осуществляется комитетом ценовой политики Кировской области.
15. Настоящий Порядок разработан взамен "Временного порядка формирования и согласования тарифов на перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории Кировской области", утвержденного распоряжением администрации Кировской области от 28 августа 1996 г. N 1112.
Председатель комитета ценовой
политики Кировской области |
Н.Н.Гаряев |
Методические рекомендации
по формированию тарифов на перевозки пассажиров всеми видами
общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном
сообщении на территории Кировской области
(утв. заместителем председателя Правительства Кировской области
14 мая 2003 года)
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлением Правительства Кировской области от 18 декабря 2001 г. N 7/98 "О реализации государственной ценовой политики на территории Кировской области", в целях:
1) оказания методической помощи органам местного самоуправления и субъектам ценообразования (перевозчикам) при формировании тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также защиты прав потребителей этих услуг;
2) определения рационального уровня тарифов с учетом платежеспособного спроса населения на социально-значимые виды перевозок, сложившейся системы дотирования и финансовых возможностей бюджета субъекта ценообразования;
3) использования органами государственной власти и органами местного самоуправления при определении уровня планово-расчетного тарифа для целей расчета дотации транспортным предприятиям на возмещение выпадающих доходов от перевозок пассажиров при формировании межбюджетных отношений.
Методические рекомендации разработаны с учетом главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации и Инструкцией по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации в 1995 году.
Методика определяет единый порядок расчета тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом всех форм собственности на территории Кировской области.
Основные понятия, используемые в настоящих
методических рекомендациях
перевозчик - транспортные организации любой формы собственности, действующие в любой организационно-правовой форме, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
общественный пассажирский транспорт - специализированное транспортное (средство), предназначенное, исходя из условий договора с уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления для осуществления общественных пассажирских перевозок по установленным (регулируемым) тарифам на условиях полной или частичной самоокупаемости.
1. Для обоснования расчетов тарифов на перевозки пассажиров перевозчики представляют по каждому виду перевозок (городские, пригородные и междугородные) следующие расчетные материалы:
1) сопроводительное письмо с обоснованием необходимости изменения тарифов;
2) натуральные показатели для расчета тарифа на перевозки пассажиров в городском сообщении (приложения 1, 2, 3 к методическим рекомендациям), пригородном и междугородном сообщении (приложения 1а, 2а, 3а к методическим рекомендациям);
3) расчет затрат на оплату труда основных рабочих (приложение 4 к методическим рекомендациям);
4) расчет затрат на электроэнергию, топливо и смазочные материалы (приложение 5, 5а к методическим рекомендациям);
5) расчет затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобилей (приложение 6, 6а к методическим рекомендациям);
6) расчет затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин (приложение 7, 7а к методическим рекомендациям);
7) расчет затрат на амортизационные отчисления (приложение 8 к методическим рекомендациям);
8) расчет и распределение общехозяйственных (накладных) расходов (приложение 9, 9.1 к методическим рекомендациям);
9) расчет тарифа на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении (приложение 10, 10а, к методическим рекомендациям);
10) формы статистической отчетности (форма N 6-тр, N 65-автотранс);
11) технико-эксплуатационные показатели работы в целом по предприятию и раздельно по видам перевозок (приложение 11 к методическим рекомендациям);
12) характеристика численности транспортных средств и их состав на расчетный период;
13) характеристика рабочего расписания;
14) принятая предприятием инвестиционная программа (план) развития для определения необходимого размера прибыли;
15) справку о полученных дотациях из бюджета на пассажирские перевозки по целям финансирования;
16) данные о количестве пассажиров, пользующихся льготами на проезд в автомобильном транспорте (по каждой категории лиц);
17) годовые (квартальные) отчеты о финансово-экономической деятельности предприятий.
В случае необходимости регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав формы их представления и требования к ним. Все указанные материалы представляются отдельно по видам транспортных услуг.
2. Натуральные показатели деятельности перевозчиков для расчета тарифа на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском (приложения 1, 2, 3 к методическим рекомендациям), пригородном и междугородном (приложения 1а, 2а, 3а к методическим рекомендациям) заполняются на основе представленных характеристик рабочего расписания, технико-эксплуатационных показателей работы предприятия. Расчет количества рейсов и нормативного пробега (приложения 1, 2 к методическим рекомендациям) производится с учетом количества рабочих, субботних и воскресных (праздничных) дней в расчетном периоде.
Натуральные показатели сравниваются с соответствующим периодом прошлого года, дается увеличение или снижение уровня показателей.
Экономические (стоимостные) показатели сравниваются с периодом, предшествующим регулируемому. По каждой статье дается обоснование увеличения (снижения) затрат на основании первичных бухгалтерских документов (копии платежных документов, договоров и т.д.).
Основным методом расчета регулируемых тарифов является метод экономически обоснованных расходов.
В качестве исходной базы для установления тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта на предстоящий период принимаются нормативные затраты по видам перевозок, объем необходимого дохода на покрытие эксплуатационных затрат, объем перевозок пассажиров и пассажирооборот.
Расчет нормативных затрат по перевозке пассажиров в городском сообщении производится согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 9.1, 10; в пригородном и междугородном сообщении - 1а, 2а, 3а, 4, 5а, 6а, 7а, 8, 9, 9.1, 10а.
3. Нормативные затраты по перевозке
Нормативные затраты по перевозке пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом по каждому виду перевозок (городские, пригородные и междугородные) и виду транспортных услуг определяется как сумма нормативных эксплуатационных затрат по перевозке пассажиров данным видам транспорта по каждому виду перевозок.
За расчетный период регулирования тарифов принимается текущий год. За базовый - период, предшествующий расчетному (год, полугодие, 9 месяцев).
Стоимость материальных ресурсов в расчетном периоде определяется с учетом индексов-дефляторов цен промышленности.
Нормативные затраты формируются по следующим статьям затрат:
Прямые затраты:
1) затраты на оплату труда (приложение 4 к методическим рекомендациям)
В эту статью включаются затраты на оплату труда водителей транспортных средств (автобусов и троллейбусов) и кондукторов. В приложении 4 к Методическим рекомендациям расшифровывается численность и заработная плата остальных категорий работников на предприятии.
Необходимое количество транспортных средств на городских маршрутах определяется, исходя из утвержденного расписания их движения по всем маршрутам с учетом коэффициента выхода на линию.
Нормативная численность водителей на городских маршрутах, рассчитывается на основании утвержденного расписания движения транспортных средств по маршрутам путем деления продолжительности их движения по всем маршрутам в расчетном периоде с учетом времени на заправку, медосмотр, на баланс рабочего времени в расчетном периоде. Нормативная численность подменных водителей рассчитывается перевозчиком самостоятельно с учетом сложившегося уровня предшествующего периода. (Приложение 1, 4 к методическим рекомендациям).
Нормативная численность ремонтных рабочих определяется исходя из норм трудоемкости по видам технического воздействия на основании действующих норм расхода материалов и запасных частей на ТО и ТР транспортных средств и нормативного пробега в отчетном периоде (Приложение 1, 4 к методическим рекомендациям).
Затраты на оплату труда водителей складываются, исходя из нормативной численности и среднемесячной заработной платы, исчисленной, исходя из тарифных ставок, доплат, премий, в соответствии с принятыми на предприятии системами оплаты труда, рекомендованными отраслевым тарифным соглашением и предусмотренными в коллективном договоре.
Затраты на оплату труда кондукторов на предстоящий период определяются процентным соотношением от нормативных затрат на оплату труда водителей в расчетном периоде. Процентное соотношение определяется отношением фактических затрат на оплату труда кондукторов к фактическим затратам на оплату труда водителей за период, предшествующий расчетному.
2) отчисления на социальные нужды
Отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, а также на обязательное медицинское страхование пропорционально расходам на оплату труда работников, включаемых в себестоимость перевозок пассажиров общественным транспортом.
3) затраты на электроэнергию, топливо и смазочные материалы (приложение 5, 5а к методическим рекомендациям)
В этой статье учитываются затраты на бензин, дизельное и другие виды топлива и смазочные материалы. Основанием для расчета затрат являются действующие нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте на момент утверждения тарифов на перевозки.
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей в расчете на 100 км пробега автомобиля и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.
Затраты на топливо определяются, исходя из базовых линейных норм расхода применяемого вида топлива, с учетом всех поправочных коэффициентов, учитывающих дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы (транспортно-заготовительные расходы), нормативного пробега автомобилей и цен приобретения ГСМ, не превышающих их сложившийся средний уровень в муниципальном образовании.
Нормы расхода смазочных материалов: масел в литрах, смазок в кг, установлены на 100 литров общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля.
Затраты на смазочные материалы определяются на основании норм расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте, действующих на момент утверждения тарифов на перевозки пассажиров. При расчете тарифов на планируемый период стоимость смазочных материалов определяется с учетом дефляторов, учитывающих влияние инфляции.
Для электрического городского пассажирского транспорта в данной статье затрат рассчитывается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на тягу, с указанием действующих норм расхода электроэнергии и стоимости кВт/ч.
При расчете на планируемый период стоимость электроэнергии, топлива и смазочных материалов определяется с учетом прогнозных индексов изменения цен, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При расчете затрат на ГСМ, смазочные материалы и электроэнергии на тягу следуют учитывать 2 % от общего расхода ГСМ и смазочных материалов на внутригаражные перемещения (ТО-1, ТО-2, ТР и мойка).
При расчете на ГСМ автобусы подразделяются на 2 укрупненные группы: бензин и дизельные, указывается пробег по каждой группе. Средние нормы расхода ГСМ следует рассчитывать как средневзвешенные. Весовым признаком служит удельный вес количества автобусов конкретной модификации.
Цены ГСМ подтверждаются счетами-фактурами. В расчете затрат на элекроэнергию и ГСМ по видам услуг, не подлежащих освобождению от налога на добавленную стоимость, цены на электроэнергию и горюче-смазочные материалы учитываются без НДС.
4) затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей (приложение 6, 6а к методическим рекомендациям).
В этой статьей учитываются затраты на запасные части и материалы, расходуемые для выполнения ремонта и технического обслуживания, заработная плата ремонтных рабочих, занятых на ТО и ремонте с отчислениями (приложение 4 к Методическим рекомендациям). Основанием для расчета затрат являются действующие нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) автомобилей. Нормы расхода установлены в натуральном выражении на 1000 км пробега по видам технического воздействия (Еот, Еос, Со, ТО-1, ТО-2, ТР).
Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств определяются, исходя из действующих норм расхода материалов и запасных частей на ТО и ТР, нормативного пробега автомобилей и цен приобретения запасных частей и ремонтных материалов, не превышающих их сложившийся средний уровень в муниципальном образовании (приложение 6, 6а к методическим рекомендациям).
Для транспортных средств, прошедших амортизационный срок, применяется основная норма расхода на техническое обслуживание и ремонт со специальным коэффициентом 1,5, расчет по данной группе транспортных средств производится отдельно.
При расчете тарифов на планируемый период стоимость запасных частей и ремонтно-эксплуатационных материалов определяется с учетом прогнозных индексов изменения цен, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При расчете затрат на ТО и ремонт применяются средневзвешенные нормы расхода материалов и запасных частей. Весовым признаком служит удельный вес количества автобусов соответствующей марки.
Потребное количество запасных частей или материалов следует определять делением запланированного пробега автомобилей данной марки на 1000 км и умножением полученного результата на соответствующую норму расхода и коэффициент удорожания к норме.
В приложении 4 к Методическим рекомендациям "Затраты на оплату труда" расшифровывается численность и заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих.
В расчете затрат на ТО и ремонт по видам услуг, не подлежащих освобождению от НДС, стоимость запасных частей и материалов принимается без НДС.
5) затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин (приложение 7, 7а к методическим рекомендациям).
В этой статье учитываются затраты по восстановлению износа и ремонту автомобильных шин. Основанием для расчета затрат являются действующие нормы на восстановление и ремонт автомобильных шин.
Норма на восстановление износа и ремонт автомобильных шин рассчитывается путем деления доли, выраженной в процентах от стоимости шины, на эксплуатационный ресурс шин (тыс.км).
Затраты на восстановление и ремонт автошин определяются, исходя из рассчитанных норм на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, нормативного пробега автомобиля, количества ходовых шин и цен приобретения шин, не превышающих их сложившийся средний уровень в муниципальном образовании (приложение 7, 7а к методическим рекомендациям).
При расчете тарифов на планируемый период стоимость шин определяется с учетом прогнозных индексов изменения цен, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Стоимость приобретенных шин подтверждается счетами-фактурами.
6) затраты на амортизационные отчисления (приложение 8 к методическим рекомендациям). Только для предприятий, имеющих на своем балансе транспортные средства.
Амортизационные отчисления на полное восстановление (износ) автомобилей в расчетном периоде определяются на основании действующих норм амортизационных отчислений, установленных в % от балансовой стоимости на 1000 км пробега и нормативного пробега автомобилей.
По машинам, оборудованию и транспортным средствам начисление амортизации прекращается после истечения нормативного срока службы при условии полного перенесения всей их стоимости на издержки производства и обращения.
Предприятия, формирующие резерв предстоящих расходов на ремонт подвижного состава, самостоятельно производят расчет в приложении 8 к методическим рекомендациям.
Переменные затраты:
7) Общехозяйственные расходы (накладные расходы) (приложение 9, 9.1 к методическим рекомендациям).
К накладным расходам относятся затраты, связанные с обслуживанием и управлением перевозчиков, осуществляющих регулируемую деятельность, в целом, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретных видов работ.
Распределение накладных расходов по видам перевозок осуществляется пропорционально прямым затратам, основной заработной плате производственных рабочих или иным способом, предусмотренным в учетной политике предприятия (указать каким) (приложение 9.1 к методическим рекомендациям).
8) Прочие расходы
По этой статье отражаются налоги, относимые на себестоимость, согласно действующему законодательству.
Для предприятий, получивших автотранспортные средства по договору финансового лизинга и учитывающих эти транспортные средства на собственном балансе, лизинговые платежи включаются в состав прочих расходов за вычетом сумм начисленной амортизации по данным транспортным средствам. Обоснованность включения лизинговых платежей в состав затрат подтверждается договором лизинга.
Общая величина затрат по видам перевозок определяется суммированием прямых, накладных и прочих расходов.
Необходимая прибыль
В экономическим обоснованных тарифах учитывается величина прибыли, необходимой для обеспечения перевозчика средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, собственными средствами на развитие, средствами на выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов.
Размер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов, определяется регулирующим органом в установленном порядке как составная часть тарифа на основе программы (плана) развития перевозчика.
План развития составляется с учетом возможностей потребителей и согласовывается с администрацией муниципального образования.
Расчет уровня тарифа на основе платежеспособного спроса населения
Платежеспособный спрос населения определяется по данным статистической отчетности и результатам обследований, проводимых органами статистики в рамках определения и оценки уровня жизни населения.
Платежеспособный спрос населения определяется долей затрат на услуги городского пассажирского транспорта в среднемесячном доходе (заработной плате и предпринимательском доходе).
Среднемесячный доход определяется как средневзвешенная величина по удельному весу распределения жителей по доходам, т.е. не принимать в расчет работников, получающих низкие и очень высокие доходы.
Умножением доли транспортных расходов на прогнозируемый среднемесячный доход определяются затраты на транспортные услуги, разделив которые на среднее количество поездок в месяц, получим искомый тариф на разовую поездку.
Данный тариф будет определять тот верхний уровень, утверждение которого отрицательно отразится на социальном положении населения.
Рекомендуемый Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации уровень доли транспортных расходов - 5 %, среднее количество поездок в месяц - 30.
Муниципальное образование имеет право на самостоятельное определение доли транспортных расходов в среднемесячном доходе населения муниципального образования и среднего количество поездок в месяц с учетом местных особенностей.
Например, по данным органов государственной статистики среднемесячный доход по муниципальному образованию определен в размере 1900 рублей. Тогда максимальный уровень тарифа на перевозки пассажиров составит:
(1900 · 5 %) : 30 = 3 руб. 17 коп.
Расчет уровня тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении
Расчет тарифа на перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом в городском сообщении в расчетном периоде производится путем деления эксплуатационных затрат по перевозке пассажиров данным видом транспорта и необходимой прибыли на плановое количество перевезенных пассажиров (приложение 10 к методическим рекомендациям).
Расчет тарифа на перевозку пассажиров в пригородном и междугородном сообщении производится делением эксплуатационных затрат и необходимой прибыли расчетного периода на плановый пассажирооборот в расчетном периоде (приложение 10а к методическим рекомендациям).
Для определения непосредственно уровня тарифов можно использовать индексный метод, который позволяет выявить увеличение затрат предприятия вследствие роста цен на материальные ресурсы, роста расходов на заработную плату и других факторов, не зависящих от предприятия. Для этого рассчитывается индекс изменения нормативной себестоимости перевезенного пассажира (пассажирооборот) расчетного периода по отношению к базовому по формуле:
Z1
Yp = ----
Z0
где,
(Z1) - нормативная себестоимость перевезенного пассажира (пассажирооборот) расчетного периода;
(Z0) - нормативная себестоимость перевезенного пассажира (пассажирооборот) базового периода.
Умножением действующих тарифов на полученный индекс изменения себестоимости определяются необходимые уровни тарифов на перевозку пассажиров.
Порядок принятия решения о рациональном уровне тарифа
Рациональный уровень тарифа, т.е. уровень проездной платы, утверждается Правительством Кировской области по предложению областной Комиссии по тарифному регулированию на транспорте.
Принимаемый уровень тарифов следует округлить до величины, удобной для расчетов с пассажирами.
Пример условного расчета тарифа на перевозку пассажиров городским муниципальным автотранспортом
Для расчета тарифа необходимо иметь расписание движения автобусов с указанием номера маршрута, количества автобусов на каждом маршруте и их номера, времени начала и окончания движения каждого автобуса по маршруту, продолжительности движения по маршруту, времени рейса, количества рейсов.
N маршрута |
Кол-во автобусов на маршруте |
Начало и окончание движения |
Продолжи- тельность движения по маршруту (час) |
Средний рейс (мин) |
Кол-во рейсов |
Нулевой пробег (км) |
N 1 N 2 N 3 N 4 N 5 N 6 N 7 N 8 N 9 |
11 16 6 4 2 6 6 6 9 |
5-36 20-57 5-22 23-54 5-59 22-34 5-51 21-21 5-37 21-54 5-23 23-06 5-25 23-12 5-45 23-05 5-42 23-28 |
99,34 188,15 71,32 42,09 28,11 75,25 56,17 71,52 104,17 |
50,63 66,25 39,52 35,87 44,62 52,25 35,18 55,28 34,45 |
118 170,5 108,6 70,5 37,9 86,6 96 78 181,6 |
80 231,2 65,6 36,4 9,5 12,4 10,8 63,3 95 |
Всего по городским маршрутам за сутки |
736,12 | 947,7 | 604,2 | |||
За год всего, в т.ч.: рабочие дни - 251, субботние дни - 52, воскресные (праздничные) дни - 62 |
252392(час) 184766,12 * 31388,16 36237,72 |
- |
324936 237872,7 40409,9 46653,4 |
207160,9ч 151654,2 25763,1 29743,6 |
количество рейсов: 99,34 часов (из расписания) = 5974 мин.: 50,63 мин = 118 рейсов и т.д.
* На основании утвержденного плана выпуска транспортных средств на маршруты определен процент выхода автобусов (троллейбусов) в субботние, воскресные (праздничные) дни к выходу в рабочие дни в следующих соотношениях:
в субботние дни - 82 % автобусов; в воскресные и праздничные дни - 79,4 % автобусов.
1. Расчет продолжительности движения по маршруту за год делается следующим образом:
- рабочие дни 736,12 час х 251 день = 184766,12 час
- субботние дни 736,12 час х 82 % х 52 дня = 31388,16 час
- воскресные дни 736,12 х 79,4 % х 62 дня = 36237,72
Расчет количества рейсов, нулевого пробега, нулевого времени, пробега до заправки делается аналогично, т.е. через процентное отношение и количества дней.
2. Необходимая численность водителей для обслуживания городских перевозок:
(252392 + 22629,3 + 1396,8 + 12787,7) : 1835 = 156,6 водителя, где:
252392 - время на выполнение рейсов за год;
12787,7 - нулевое время в год - ((207160,9 км : 16,2 км/ч средняя скорость) х количество рабочих, субботних, воскресных дней с учетом % выхода на маршруты)
10396,8 - время заправки по 0,66 часа на 1 автобус;
22629,3 - время на прохождение предрейсового медосмотра (0,5 часа для водителей + 0,5 часа для кондукторов) : 1 час * 66 автобусов * количество рабочих, субботних, воскресных дней с учетом % выхода на маршруты.
1835 - баланс рабочего времени на год (166,8 * 11);
подменные водители: 15,66 * 15 % = 23,6 человек
Всего водителей: 15,66 + 23,6 = 180 человека.
Необходимая численность ремонтных рабочих:
105632 чел-час : 1835 час = 57 чел., где:
105632 чел-час - общая трудоемкость, рассчитывается на предприятии
Фактически численность ремонтных рабочих на предприятии 57 чел. совпадает с нормативной.
3. Пробег по расписанию:
Нулевой пробег (км) |
До заправки (км) |
Средняя протяженность маршрута (км) |
Кол-во рейсов в год |
Пробег по маршруту (км) гр.3 х гр.4 |
Нормативный пробег (км) гр.1 + гр.2 + гр.5 |
207160,9 -------- |
22629,3* -------- |
9,96 ------------- |
324936 ------ |
3236362,6 ------------- |
3466152,76 км ------------------ |
* среднее расстояние до заправки 1 км (условно).
4. Объем перевозок пассажиров:
Средняя вместимость автобуса (чел.) |
Кол-во рейсов |
Коэффициент использования вместимости |
Объем перевозок чел. гр.1 х гр.2 х гр.3 |
100 | 324936 | 0,9 | 29244240 чел. |
5. Нормативные затраты по перевозке пассажиров по городским маршрутам:
1) затраты на оплату труда водителей:
4900 * 12 * 180 = 10584000 руб. (условно), где:
4900 - среднемесячная заработная плата (условно) руб.;
12 - количество месяцев;
- заработная плата кондукторов составила 60 % (условно) от зарплаты водителей:
10584000 * 0,6 = 6350400 руб. (условно).
Всего по статье "Затраты на оплату труда":
10584000 + 6350400 = 16934400 руб. (условно).
2) отчисления на социальные нужды: 16934400 * 0,356 = 6181056 руб.
3) затраты на топливо:
ЛИАЗ-677 - 80 % автобусного парка, пробег ЛИАЗов - 2772922,21 км
Зт = 0,01 * 54 * 1617537,96 * (1 + 0,01) * 10 %)) * 8,5 + 0,01 * 54 * (1155384,25 * (1 + 0,01) * 20 %)) * 8,5 = 8241194,15 + 6427495 = 14668689,2 руб. (условно), где:
54 - базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км;
1617537,96 - пробег автобуса в летний период, км;
10 % - надбавка к норме;
8,5 - цена бензина А-76, руб. (условно);
1155384,25 - пробег автобуса в зимний период, км. (условно);
20 % - надбавка к норме расхода топлива;
0,01 - коэффициент, учитывающий расход топлива на фактический пробег автобуса;
Дизельное 20 % автобусного парка - пробег 693230,55 км;
Зт = 0,01 * 44 * 288846,06 * 1,2 * 8,5 + 0,01 * 44 * 404384,49 * 1,1 * 8,5 = 2988066,3
Итого Зт = 14668689,2 + 2988066,3 = 17656755,5 руб.
Всего Зт = 17656755,5 * 1,02 (2 % на внутригаражные перемещения) = 18009890,61 руб.
4) затраты на смазочные материалы 2,4 %:
Зсм = 18009890,61 * 2,4 % = 432237,4 руб.
5) затраты на восстановление износа и ремонт автошин:
Нш = 90/Нпр, где:
Нш - норма на восстановление износа и ремонт шин, % тыс.км
Нпр- норма эксплуатационного ресурса шин, тыс.км
Зш = (0,01 * (90 / 70) * 3000 * 6 * 3466152,76) / 1000 = 802166,78 руб. (условно), где:
3000 - стоимость 1 шины, руб. (условно);
6 - количество ходовых шин;
(90 / 70) - норма на восстановление износа и ремонт шин, % тыс.км;
90 - процент износа шин;
70 - эксплуатационный ресурс шин, тыс.км
843451 - годовой пробег автобуса (условно);
0,01 - переводной коэффициент (процента в натуральные числа);
6) техническое обслуживание и ремонт:
Зто = (40,05 * 4267 * 138646161) / 1000 + (40,05 * 1,5 * 42,7 * 2079691,6) / 1000 = 237103566 + 5334830,1 = 7705865,7 руб. (условно), где:
40,05 - норма затрат на техническое обслуживание (в т.ч. з/п ремонтных рабочих) и ремонт руб/тыс.км (условно)
42,7 - коэффициент удорожания (условно) к норме
1386461,1 - годовой пробег автобусов не прошедших амортизационный срок, км (условно).
1,5 - коэффициент к норме расхода для автобусов прошедших амортизационный срок
2079691,6 - годовой пробег самотизированных автобусов (60 %), км (условно).
Прямые затраты:
16934400 + 6181056 + 18009890,61 + 432237,4 + 802166,78 + 7705865,7 = 50065616,5 руб. (условно).
7) общехозяйственные расходы:
Доля общехозяйственных затрат от прямых составила 12,5 % (условно).
50065616,5 * 12,5 % = 6258202,1 тыс.руб. (условно).
Итого себестоимость перевозок будет равна:
50065616,5 + 6258202,1 = 56323818,6 тыс.руб. * 1,25 = 70404773,2 руб. (на основании представленной предприятием программы развития необходимая прибыль учитывается в размере 14080954,6 руб., т.о. рентабельность составила 25 %).
Расчетный тариф = 70404773,2 : 29244240 = 2 руб. 41 коп. (условно), где:
70404773,2 - эксплуатационные затраты с учетом необходимой прибыли затрат в расчетном периоде (условно);
29244240 - плановый объем перевозок пассажиров в расчетном периоде (условно).
3,5 - действующий тариф в базовом периоде, руб. (условно).
Для определения непосредственно уровня тарифов используем индексный метод. Для этого рассчитывается индекс изменения нормативной себестоимости перевезенного пассажира расчетного периода по отношению к базовому по формуле:
Z1 2,41
Yp = ---- = ---- = 1,255
Z0 1,92
где,
(Z1) - нормативная себестоимость перевезенного пассажира расчетного периода - 2,41 руб.;
(Z0) - нормативная себестоимость перевезенного пассажира базового периода - 1,92 руб..
Умножаем действующих тарифов на полученный индекс изменения себестоимости определяются необходимые уровни тарифов на перевозку пассажиров:
Виды проездных билетов |
Стоимость в базовом периоде (руб.) |
Yp |
Предлагаемый уровень в расчетном периоде (руб.) |
Студенческие Ученические Пенсионные Гражданские Абонементные |
60 40 120 250 3,5 |
1,255 1,255 1,255 1,255 1,255 |
75,3 50,2 150,6 313,75 4,39 |
Пример условного расчета тарифов на перевозку пассажиров
в междугородном сообщении
1. Технико-эксплуатационные показатели:
марка автобуса вместимость автобуса (q) коэффициент использования вместимости (g) коэффициент использования побега (b) коэффициент использования парка Кип среднесписочное количество автобусов эксплуатационная скорость Vз среднее расстояние поездок время в наряде (Тн) |
ЛАЗ-695 28 мест 0,625 0,95 0,52 9 единиц 19,26 км/час 30 км 7,8 час |
1. Расчет времени работы автобусов за год:
Ач = 365 * Тн * Кип * спис. кол-во автобусов = 365 * 7,8 * 0,52 * 9 = 13323,96 час;
Годовой пробег автобусов:
Sr = Ач * Vз = 13323,96 * 19,26 = 256619,7 км;
Расчет пассажирооборота:
производительность автобусов в год (пассажирооборот)
Br = Sr * q * b * g = 256619,7 * 28 * 0,95 * 0,625 = 4266302,5 пасс.км.
2. Расчет численности рабочих:
(13323,96 + 1883,4 + 1819,3) : 1835 = 9 чел., где:
13323,96 - машино-часы в наряде;
0,66 часа - время на заправку; 0,5 часа - время на предрейсовый
медосмотр;
1819,3 - нулевое время (96 км (нулевой пробег) / 19,26 км/ч * 365)
Подменные водители: 9 чел. * 15 % = 2 чел.
Ремонтные: фактическая численность ремонтных рабочих 3 человека.
3. Нормативные затраты по перевозке в пригородном сообщении за год:
1) затраты на оплату труда водителей:
3500 * 12 * 11 = 462000 руб. (условно),
где: 3500 - среднемесячная зарплата, руб. (условно), - количество месяцев в году.
2) отчисления на социальные нужды: 462000 * 0,356 = 164472 руб. (условно).
3) затраты на топливо:
Зт = 0,01 * 8,5 * 106924,9 * 41 * 1,2 + 0,01 * 8,5 * 149694,8 * 41 * 1,1 = 447159,84 + 573856,06 = 1021014,9 тыс.руб. (условно),
где:
8,5 - стоимость 1 л. бензина А-76 руб., (условно);
41 - базовая линейная норма расхода топлива, л на 100 км пробега;
1,2 - суммарная надбавка к норме расхода топлива в зимний период;
1,1 - суммарная надбавка к норме расхода топлива в летний период;
149694,8 - пробег автобусов в летний период, км;
10692469 - пробег автобусов в зимний период, км;
0,01 - коэффициент, учитывающий расход топлива на фактический пробег автобусов.
Всего Зт = 1021014,9 руб. * 1,02 (2 % на внутригаражные перемещения) = 1041435,2 руб.
4) затраты на смазочные материалы 2,4 %
Зсм = 1041435,2 * 2,4 % = 24994,4 руб.
5) затраты на техническое обслуживание и ремонт
Зто = (40,05 * 42,7 * 102647,88) / 1000 + (40,05 * 1,5 * 42,7 * 153971,82) / 1000 = 570510,6 руб. (условно), где:
40,05 - норма затрат по сырью, материалам и з/п ремонтных рабочих на 1000 км пробега, руб. (условно);
42,7 - коэффициент удорожания к норме, (условно);
102647,88 - годовой пробег автобусов не прошедших амортизационный срок, км (условно);
1,5 - коэффициент к норме расхода для автобусов прошедших амортизационный срок;
153971,82 - годовой пробег с амортизационных автобусов, км (условно).
6) затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин:
Зш = (0,01 * 1,5 * 3000 * 6 * 256619,7) / 1000 = 69287,3 руб. (условно), где:
1,5 - норма на восстановление износа и ремонт автошин (90 % / 60 тыс.км, где 90 - % стоимости шин, 60 тыс. км - эксплуатационный ресурс шин);
3000 - стоимость 1 шины, руб. (условно);
6 шт - количество ходовых шин;
0,01 - переводной коэффициент (проценты в натуральные числа);
Прямые затраты:
462000 + 164472 + 1041435,2 + 24994,4 + 570510,6 + 69287,3 = 2332669,5 руб. (условно).
7) Общехозяйственные расходы
Общехозяйственные расходы согласно учетной политике предприятия распределяются пропорционально общему пробегу, доля общехозяйственных расходов на пригородные перевозки составила 20 % (условно)
2332669,5 * 20 % = 466539,9 руб. (условно).
2332669,5 + 466539,9 = 2799239,4 * 1,25 = 3499049,25 руб.
(на основании представленной предприятием программы развития необходимая прибыль учитывается в размере 2801117,2 руб., т.о. рентабельность составила 25 %).
0,55 руб. / пасс.км - действующий тариф (условно);
Расчетный тариф = 3499049,25 / 4266302,5 = 0,82 руб. / пасс.км (условно), где:
3499049,25 - эксплуатационные затраты с учетом необходимой прибыли затрат в расчетном периоде (условно);
4266302,5 - плановый пассажирооборот в расчетном периоде, пасс.км (условно).
Приложение 1
Расписание движения автобусов
N п/п |
Количество маршрутов |
Количество автобусов на маршруте и их номера |
Предшествующий период | Расчетный период | |||||
Фактическое время работы за (час) |
Количество рейсов |
количество маршрутов |
количество автобусов |
продолжительность движения по маршруту (час) |
нулевое время * (час) |
количество рейсов |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Всего по городским маршрутам за сутки: |
|||||||||
За расчетный период всего, в т.ч.: |
|||||||||
Рабочие дни - | |||||||||
Субботние дни - , % выхода - |
|||||||||
Воскресные (праздничные) дни - , % выхода - |
|||||||||
Всего продолжительность движения по маршруту (итого по гр.8 + итого по гр.9) |
* нулевое время: нулевой пробег / среднюю скорость автобуса
Нормативная численность водителей рассчитывается путем деления продолжительности времени движения по всем маршрутам на выполнение всех рейсов в расчетном периоде (итого по гр. 8) с учетом времени на заправку (0,66 часа), предрейсовый медицинский осмотр водителей и кондукторов (по 0,5 часа), нулевого времени, на баланс рабочего времени в расчетном периоде.
Необходимая численность ремонтных рабочих определяется путем умножения нормативного пробега на норму трудозатрат в соответствии с Нормами затрат на ТО и ремонт подвижного состава и делением полученного результата на баланс рабочего времени в расчетном периоде и на 1000.
Начальник ПО
Приложение 1а
Расчет нормативного пробега автобуса (пригород, межгород)
N п/п |
Марка машин | Предшествующий период |
Расчетный период | |||||
фактический пробег по путевым листам (км) |
количество календарных дней в расчетном периоде (дни) |
коэффициент использования парка |
время в наряде (час) |
авто-часы в работе (час) гр.4 х гр.5 х гр.6 |
эксплуатационная скорость км/час |
нормативный пробег (км) гр.7 х гр.8 |
||
1 ----- |
2 ------------- |
3 ------------------ |
4 ---------------- |
5 ------------- |
6 ---------------- |
7 ------------------ |
8 ---------------- |
9 ----------- |
* нулевое время: нулевой пробег / среднюю скорость автобуса
Нормативная численность водителей рассчитывается путем деления продолжительности времени движения по всем маршрутам на выполнение всех рейсов в расчетном периоде (итого по гр. 8) с учетом времени на заправку (0,66 часа), предрейсовый медицинский осмотр водителей и кондукторов (по 0,5 часа), нулевого времени, на баланс рабочего времени в расчетном периоде.
Необходимая численность ремонтных рабочих определяется путем умножения нормативного пробега на норму трудозатрат в соответствии с Нормами затрат на ТО и ремонт подвижного состава и делением полученного результата на баланс рабочего времени в расчетном периоде и на 1000.
Начальник ПО
Приложение 2
Расчет нормативного пробега
N п/п |
Количество машин | Фактический пробег в предшествующем периоде (км) |
Нормативный пробег |
Нормативный пробег (км) гр.4 + гр.5 + гр.9 |
|||||
Нулевой (км) |
До заправки (км) * |
по маршруту | |||||||
средняя протяженность маршрута (км) |
количество рейсов |
количество календарных дней в расчетном периоде (дни) |
пробег по маршруту (км) гр.6 х гр.7 х гр.8 |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
рабочие дни | |||||||||
субботние дни | |||||||||
воскресные дни | |||||||||
Итого: |
* указать расстояние до заправки в км.
Начальник ПО
Приложение 2а
Расчет времени работы автобусов (пригород, межгород)
N п/п |
Марка машин и количество машин |
Предшествующий период (факт) |
Расчетный период | |||
авто-часы в работе (час) |
количество календарных дней в расчетном периоде (дни) |
время в наряде (час) |
коэффициент использования парка |
авто-часы в работе (час) гр.4 х гр.5 х гр.6 |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Итого: |
Начальник ПО
Приложение 3
Расчет объема перевозок пассажиров (город)
N п/п |
Средняя вместимость автобуса (чел) |
Предшествующий период (факт) | Расчетный период | |||||
кол-во автобусов |
кол-во рейсов |
объем перевозок пассажиров (тыс.чел.) |
кол-во автобусов |
кол-во рейсов |
коэффициент использования вместимости |
объем перевозок (тыс.чел.) гр.2 х гр.7 х гр.8 |
||
1 ----- |
2 --------------- |
3 --------- |
4 -------- |
5 --------------- |
6 --------- |
7 -------- |
8 --------------- |
9 -------------------- |
Объем перевозок на планируемый период определяется путем умножения общего количества всех рейсов в расчетном периоде на номинальную загруженность среднесписочного автобуса за рейс (с учетом коэффициента наполнения автобуса.
Начальник ПО
Характеристика
численности транспортных средств и их состав на расчетный период
по предприятию _______________________
N п/п |
Вид перевозок | Марка машин | Количество машин |
Город | |||
Итого по городу: | |||
Пригород | |||
Итого по пригороду | |||
Межгород | |||
Итого по межгороду | |||
Всего по предприятию: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Комитета ценовой политики Кировской области от 19 мая 2003 г. N 64 "О введении в действие Порядка регулирования тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Кировской области"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20 июля 2012 г. N 29/1 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 20 июля 2012 г.