Постановление Правительства Кировской области
от 15 июля 2003 г. N 48/185
"Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2004-2008 годы"
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2007 г. N 10-Г07-5 решение Кировского областного суда от 28 сентября 2007 г. в части признания постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим, оставлено без изменений, а кассационная жалоба Правительства Кировской области - без удовлетворения
Постановлением Правительства Кировской области от 28 сентября 2007 г. N 107/396 настоящее постановление признано утратившим силу с момента вступления в силу закона Кировской области "Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2007 - 2010 годы"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", а также в целях реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса области Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2004-2008 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Провести эксперимент по внедрению экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства в городе Кирово-Чепецке, в Омутнинском, Белохолуницком и Кильмезском районах.
3. Департаменту жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области (Князькин Л.И.):
3.1. Обеспечить участие Кировской области в федеральной подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
3.2. Ежегодно до 1 сентября текущего года представлять в финансовое управление Кировской области проекты бюджетных заявок на реализацию мероприятий Программы с обоснованием объемов их финансирования в очередном финансовом году и обеспечивать своевременное проведение этих мероприятий.
4. Департаменту экономики при Правительстве области (Куимова Л.М.) ежегодно на основании предварительных бюджетных заявок включать Программу в перечень областных целевых программ, реализуемых на территории области.
5. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин А.М.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать финансирование мероприятий Программы.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления области:
6.1. Разработать муниципальные программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2004-2010 годы (далее - программы).
6.2. Создать необходимые условия для реализации программ и обеспечить их финансирование.
7. Постановление Правительства области от 12.11.2002 N 29/360 "Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2002-2010 годы" признать утратившим силу.
8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Могилюка А.Л.
Губернатор - |
В.Н. Сергеенков |
Областная целевая программа
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2004 - 2008 годы"
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 15 июля 2003 г. N 48/185)
Паспорт
областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2004-2008 годы
Наименование Программы "Реформирование и модернизация жилищно-комму-
нального комплекса Кировской области"
Основание для принятия распоряжение Правительства области от 7 марта
решения о разработке 2002 г. N 67 "О подготовке программы "Реформи-
Программы рование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Кировской области на 2002-2010 годы"
Заказчик Программы департамент жилищно-коммунального комплекса и
социальной инфраструктуры Кировской области
Основной разработчик департамент жилищно-коммунального комплекса и
Программы социальной инфраструктуры Кировской области
Цели Программы повышение эффективности, устойчивости и надеж-
ности функционирования коммунальных систем
жизнеобеспечения населения;
привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный
комплекс;
улучшение качества предоставления жилищно-
коммунальных услуг с одновременным снижением
их себестоимости;
адресная социальная защита населения при
оплате жилищно-коммунальных услуг с использо-
ванием системы персонифицированных социальных
счетов граждан
Задачи Программы обеспечение финансового оздоровления отрасли
жилищно-коммунального хозяйства (далее -
отрасль ЖКХ);
создание условий для снижения себестоимости и
повышения качества предоставляемых жилищно-
коммунальных услуг;
обеспечение инвестиционной привлекательности
жилищно-коммунального комплекса;
оказание государственной поддержки модерниза-
ции жилищно-коммунального комплекса
Сроки и этапы 2004-2008 годы:
реализации Программы 1-й этап - 2004-2005 годы;
2-й этап - 2006-2008 годы
Мероприятия Программы обеспечение финансовой стабилизации жилищно-
коммунального комплекса;
совершенствование механизма предоставления
гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг;
формирование рыночных механизмов функциониро-
вания жилищно-коммунального комплекса;
модернизация и техническое переоснащение
жилищно-коммунального комплекса;
формирование условий для привлечения инвести-
ций в жилищно-коммунальный комплекс.
Предполагаемый объем предполагаемый объем финансирования мероприя-
финансирования Программы тий по модернизации и техническому переоснаще-
нию жилищно-коммунального комплекса -
11650,7 млн. рублей
Основные источники субвенции и субсидии из федерального бюджета;
финансирования средства областного бюджета;
Программы средства бюджетов муниципальных образований
(по согласованию);
другие источники финансирования
Ожидаемые конечные обеспечение финансовой стабилизации жилищно-
результаты реализации коммунального комплекса;
Программы улучшение качества и повышение надежности
жилищно-коммунального обслуживания потребите-
лей (в том числе населения);
проведение модернизации и технического пере-
оснащения жилищно-коммунального комплекса;
обеспечение надежности работы коммунальных
систем жизнеобеспечения, комфортности и безо-
пасности условий проживания граждан;
повышение эффективности работы организаций
жилищно-коммунального хозяйства (далее - орга-
низации ЖКХ) и снижение себестоимости жилищно-
коммунальных услуг;
предотвращение критического уровня износа
основных фондов в жилищно-коммунальном
комплексе;
повышение хозяйственной самостоятельности
организаций ЖКХ и их ответственности за качес-
тво обслуживания потребителей;
создание эффективного механизма, стимулирующе-
го экономное использование организациями ЖКХ
энергетических и материальных ресурсов, а так-
же сокращение нерационального потребления
коммунальных услуг при гарантийном и беспере-
бойном их предоставлении;
повышение инвестиционной привлекательности
жилищно-коммунального комплекса;
социальная защита наиболее нуждающейся части
населения при оплате жилищно-коммунальных
услуг
Основные исполнители департамент жилищно-коммунального комплекса и
мероприятий Программы и социальной инфраструктуры Кировской области;
финансовое управление Кировской области;
органы местного самоуправления в случае финан-
сирования мероприятий Программы из областного
бюджета (по согласованию - в случае отсутствия
финансирования из областного бюджета)
Система организации департамент жилищно-коммунального комплекса и
контроля за исполнением социальной инфраструктуры Кировской области,
Программы государственная жилищная инспекция Кировской
области и другие органы исполнительной власти
области осуществляют контроль за реализацией
Программы в соответствии с порядком, утверж-
денным постановлением Правительства области
от 05.02.2002 N 9/28 "О порядке разработки,
утверждения и реализации целевых программ на
территории области".
Органы местного самоуправления в случае финан-
сирования мероприятий Программы из областного
бюджета (по согласованию - в случае отсутствия
финансирования из областного бюджета) ежеквар-
тально и по итогам деятельности за отчетный
год представляют в департамент жилищно-комму-
нального комплекса и социальной инфраструктуры
Кировской области информацию о финансировании
и выполнении мероприятий Программы.
Департамент жилищно-коммунального комплекса и
социальной инфраструктуры Кировской области
ежеквартально и по итогам деятельности за
отчетный год представляет информацию о финан-
сировании и выполнении мероприятий Программы
в департамент экономики при Правительстве об-
ласти и Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и жилищно-комму-
нальному комплексу
1. Введение
Настоящая Программа рассчитана на период с 2004 по 2008 год и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения и качественное предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, а также мероприятий, способствующих ликвидации дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечению режима устойчивого и достаточного финансирования.
Кроме того, Программа предусматривает решение вопросов, касающихся модернизации жилищно-коммунального комплекса и ликвидации сверхнормативно изношенных основных фондов, использования ресурсосберегающих технологий, разработки и широкого внедрения мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций ЖКХ, а также обеспечения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса.
С учетом анализа эффективности выполнения мероприятий Программы будет разработана Программа на период с 2009 по 2010 с предполагаемым объемом финансирования мероприятий по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального комплекса в размере 3600 млн. рублей.
2. Содержание проблемы, существующей в жилищно-коммунальном комплексе, и обоснование необходимости решения ее программными методами
2.1. Анализ технического состояния жилищно-коммунального комплекса
Отрасль ЖКХ является ведущей отраслью муниципальной инфраструктуры. Стоимость основных фондов жилищно-коммунального комплекса составляет 56 млрд. рублей, это примерно 36 % всех основных фондов области. На 01.01.2003 на территории области имеется 29,9 млн. квадратных метров жилищного фонда, из них 16,1 млн. квадратных метров находится в муниципальной собственности. Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 1,56 млн. квадратных метров.
Жилищный фонд области оборудован различными видами благоустройства в среднем на 58,8 %, в том числе холодным водоснабжением - на 74 %, горячим водоснабжением - на 45 %, водоотведением - на 51 %, теплоснабжением - на 50 %, газоснабжением - на 78 %.
Износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса на 1 января 2003 года составил:
жилищного фонда - 36 %;
объектов теплового хозяйства и тепловых сетей - 45 %;
объектов водопроводного хозяйства - 64 %;
объектов канализационного хозяйства и сетей - 45 %;
объектов дорожно-мостового хозяйства - 50 %;
автомобильной и специальной техники - 90 %.
Ежегодный износ основного фонда жилищно-коммунального комплекса составляет 4-5 %.
В настоящее время ввиду недостаточности финансовых средств планово-предупредительный ремонт в жилищно-коммунальном комплексе фактически заменен проведением аварийно-восстановительных работ, затраты на которые в 2-3 раза выше. Ежедневно в области на объектах жилищно-коммунального хозяйства происходит от 30 до 50 аварийных ситуаций. В результате этого возникла насущная проблема, связанная со своевременностью проведения текущего и капитального ремонта жилищного фонда, качественным снабжением населения питьевой водой, модернизацией коммунальных систем жизнеобеспечения, ремонтом дорог и благоустройством придомовых территорий.
2.2. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального комплекса
Анализ обеспеченности финансовыми средствами жилищно-коммунального комплекса области за последние 5 лет показывает, что наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов финансирования на 1 кв. метр общей площади жилого помещения при одновременном увеличении количества обслуживаемого жилищного фонда.
Из диаграммы видно, что объем финансирования содержания жилищно-коммунального комплекса в 2002 году по сравнению с 1998 годом возрос на14,3 %, фактически финансовое обеспечение составило с учетом роста потребительских цен 36,2 рубля на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения, или 62,2 % от выполненных работ в 1998 году. В 2002 году общая потребность в финансовых средствах на предоставление населению жилищно-коммунальных услуг составила 2603,3 млн. рублей, а фактически было выделено (с учетом платежей населения) всего 2164 млн. рублей.
"Обеспеченность средствами на содержание отрасли ЖКХ в период с 1998 по 2002 год"
Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе усугубляется еще и накопившейся задолженностью бюджетов всех уровней, образовавшейся из-за невыполнения ими своих обязательств перед организациями ЖКХ (на 01.01.2003 она равнялась 1660,5 млн. рублей).
Кредиторская задолженность организаций ЖКХ на 01.01.2003 составила 2773,8 млн. рублей (из них по налоговым платежам в бюджет и внебюджетные фонды - 758,2 млн. рублей, перед ОАО "Кировэнерго" за потребленные энергоресурсы - 675,6 млн. рублей) и превысила дебиторскую задолженность в 1,9 раза (всего дебиторская задолженность - 1423,8 млн. рублей, из них задолженность бюджетных учреждений - 236,7 млн. рублей, населения - 329,8 млн. рублей). При этом по отношению к 2001 году рост кредиторской задолженности составил 470,1 млн. рублей, или 20,4 %.
Систематическое бюджетное недофинансирование привело к тому, что практически все муниципальные унитарные предприятия ЖКХ в настоящее время находятся на грани банкротства. В целом по отрасли убытки на 01.01.2003 составили 725,0 млн. рублей (в том числе за прошлые годы - 487,3 млн. рублей), а задолженность муниципальных унитарных предприятий ЖКХ по выдаче заработной платы достигла 65,1 млн. рублей, в том числе по срокам задержки - от 2 до 3 месяцев. Из-за критического финансового состояния жилищно-коммунального комплекса, низкой заработной платы (средняя заработная плата составляет 2725,2 рубля - это 89,5 % от средней заработной платы, сложившейся в области на 01.01.2003) и несвоевременности ее выплаты текучесть кадров (особенно квалифицированных) в 2002 году превысила 45 %. Восполнение потерянных кадров потребует от организаций ЖКХ не только дополнительных финансовых средств, но и времени для подготовки новых кадров.
2.3. Система экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе и ее основные проблемы
Действующая система экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется рядом недостатков, без устранения которых невозможна нормализация функционирования отрасли ЖКХ, повышение надежности, качества и снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг:
2.3.1. На сегодняшний день основой экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе по-прежнему остается система бюджетного дотирования организаций ЖКХ. Наличие дотационности отрасли ЖКХ, отсутствие у потребителей жилищно-коммунальных услуг реальной возможности влиять на их количество и качество, а также сохранившееся со времен административной экономики централизованное управление деятельностью организаций ЖКХ и практически полное отсутствие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг - вот главные причины, которые приводят к хроническому дефициту финансовых ресурсов, высокой себестоимости жилищно-коммунальных услуг, отсутствию экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и нерентабельной работе организаций ЖКХ, высокому уровню потерь энергетических и других ресурсов.
Многие проблемы бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса изначально кроются в самой системе планирования расходов на оказываемые жилищно-коммунальные услуги, причем как на федеральном и областном, так и муниципальном уровнях. Например, при планировании бюджетного финансирования на очередной финансовый год ожидаемый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в полном объеме практически не учитывается, потому что расходы бюджета рассчитываются исходя из планируемого индекса инфляции и роста потребительских цен, которые иногда бывают занижены. Именно поэтому утвержденные федеральные, областные и муниципальные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, как правило, не являются экономически обоснованными, да и устанавливаются они зачастую не до, а после утверждения федерального (областного, местного) бюджета. Кроме того, при утверждении бюджетов всех уровней в их расходную часть из года в год накопившаяся бюджетная задолженность за выполненные организациями ЖКХ работы и услуги включается не в полном объеме.
Обостряют ситуацию также не соответствующие областным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг установленные органами местного самоуправления финансово не обеспеченные муниципальные стандарты. В результате разницы между областными и муниципальными стандартами убытки организаций ЖКХ только в 2002 году составили 68,2 млн. рублей.
"Сравнительная диаграмма изменения стандартов уровня платежей населения с 2000 по 2002 год"
На основании изложенного можно сделать вывод: тарифная политика в отрасли ЖКХ и бюджетный процесс фактически существуют независимо друг от друга. С одной стороны, органы государственной власти и органы местного самоуправления не в полной мере пользуются тарифной политикой как инструментов оптимизации бюджетных расходов; с другой стороны, при утверждении тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг не учитываются реальные финансовые возможности бюджета.
Помимо вышеперечисленного отрицательно сказывается на финансовом положении жилищно-коммунального комплекса неполная компенсация расходов на предоставленные населению субсидии и льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, к тому же последние установлены федеральным и областным законодательством либо совсем без указания источников финансирования, либо с недостаточным объемом финансирования. На 01.01.2003 задолженность бюджетов всех уровней по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот, составила 306,7 млн. рублей, в том числе за 2002 год - 201,2 млн. рублей (профинансирован был лишь 31 %), а с предоставлением субсидий - 121,9 млн. рублей, в том числе за 2002 год - 62,6 млн. рублей (профинансировано было только 76,4 %).
Таким образом, несовершенство планирования расходов на содержание жилищно-коммунального комплекса приводит к росту бюджетной задолженности и ухудшению качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
2.3.2. За период проведения жилищно-коммунальной реформы не удалось полностью обеспечить в жилищно-коммунальном комплексе разграничение функций управления и хозяйственной деятельности. На территории области на 01.01.2003 всего создано 20 управлений "Служба заказчика" (в оперативное управление им передано 11,5 млн. квадратных метров жилищного фонда, что составляет 75 % муниципального жилищного фонда). В результате работы управлений (особенно в части совершенствования договорных отношений между исполнителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг и систематического контроля за качеством и надежностью оказываемых услуг) был получен экономический эффект в сумме 30 млн. рублей.
2.3.3. Недостаточно активно в области развивается процесс создания управленческих организаций кондоминиумом в виде товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и иных объединений собственников жилья. На 01.01.2003 зарегистрировано всего 80 кондоминиумов и 63 ТСЖ. Основными причинами, сдерживающими их создание, являются отсутствие на федеральном и областном уровнях механизмов экономической заинтересованности, позволяющих эффективно управлять кондоминиумом, а также несовершенство жилищного и гражданского законодательства, регламентирующего деятельность ТСЖ и иных объединений собственников.
2.3.4. В муниципальных образованиях неэффективно проводится работа по заключению с нанимателями жилого помещения договоров социального найма, а с собственниками жилья - договоров технического обслуживания жилищного фонда. По состоянию на 1 января 2003 года заключено: договоров найма с 34,5 % нанимателей, договоров технического обслуживания жилищного фонда с 30 % собственников жилья. Одной из причин отсутствия договорных отношений является то, что федеральные типовые договоры по своему содержанию устарели и нет смысла их заключать, а новые типовые договоры Правительством Российской Федерации до сих пор не утверждены.
2.4. Система социальной защиты населения
Установление областных и муниципальных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется с учетом уровня доходов граждан, величины прожиточного минимума и проведения мероприятий по социальной защите малоимущих слоев населения.
В 2002 году льготы на оплату жилья и коммунальных услуг были предоставлены 571,8 тыс. человек (что составляет 36,6 % от численности населения области) на общую сумму 390,7 млн. рублей.
Во всех муниципальных образованиях в настоящее время созданы отделы по начислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с низким уровнем доходов населения расходы на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2002 году увеличились на 158,6 млн. рублей (то есть на 248 %) и были предоставлены 84272 семьям (это 16,7 % от населения области) на сумму 265,7 млн. рублей. Средний размер на выплату субсидий составил 263,7 рубля, в сравнении с соответствующим периодом 2001 года он увеличился на 137,3 рубля, или в 1,9 раза.
3. Цели и задачи Программы
3.1. Цели Программы:
повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением их себестоимости;
адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных социальных счетов граждан.
3.2. Задачи Программы:
обеспечение финансового оздоровления отрасли ЖКХ;
создание условий для снижения себестоимости и повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса;
оказание государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2004-2008 годов:
4.1. На первом этапе (2004-2005 годы) предполагается реализовать мероприятия, направленные на:
формирование необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы для реализации задач Программы;
проведение комплексного обследования технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса;
инвентаризацию, реструктуризацию и погашение задолженности бюджетов всех уровней, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед организациями ЖКХ;
прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и формирование нового механизма межбюджетных отношений;
совершенствование договорных отношений при предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование механизма социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг путем перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан;
развитие конкурентных отношений в жилищно-коммунальном комплексе;
переход к профессиональному управлению жилищно-коммунальным комплексом.
4.2. На втором этапе (2006-2008 годы) предполагается:
реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса области, на основе привлечения инвестиций;
апробировать механизм привлечения инвестиционных ресурсов страховых компаний и облигационных займов;
реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных гарантий.
5. Мероприятия Программы
Программой предусмотрены следующие направления проведения мероприятий по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунального комплекса:
5.1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса
В целях обеспечения стабильности и достаточности финансирования затрат на функционирование жилищно-коммунального комплекса предусматриваются в рамках данного направления следующие мероприятия:
5.1.1. Инвентаризация, реструктуризация и погашение задолженности организаций ЖКХ
Пути реализации:
проведение инвентаризации дебиторской, кредиторской задолженности и убытков организаций ЖКХ, оформление актов сверки, уточнение размера бюджетной задолженности и задолженности бюджетных учреждений перед организациями ЖКХ;
разработка и утверждение порядка реструктуризации и погашения задолженности в жилищно-коммунальном комплексе области на основании федерального порядка;
утверждение расходной части бюджета с учетом задолженности бюджета и бюджетных учреждений на весь срок реструктуризации;
разработка упрощенной процедуры списания безнадежной просроченной задолженности населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги;
переход от системы авансирования ресурсоснабжающим организациям ЖКХ платежей за поставку газа, тепловой и электрической энергии к ежемесячной оплате по факту поставки, как это установлено для населения.
5.1.2. Ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставленных жилищно-коммунальных услуг
Пути реализации:
поэтапный переход на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг путем ежегодного утверждения стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
установление экономически обоснованных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (с учетом индекса роста цен на платные услуги, оказываемые населению, планируемого изменения цен на энергоносители, эффективности мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства);
установление дифференцированных для каждого муниципального образования стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц;
утверждение расходной части бюджета с учетом установленных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, планируемых затрат на предоставление бюджетным организациям коммунальных услуг, а также планируемых затрат на предоставление населению льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
разработка и реализация порядка возмещения организациям ЖКХ убытков, возникающих в результате предоставления населению льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для конечного потребителя как сумму затрат всех организаций ЖКХ, участвующих в процессе предоставления конкретной жилищно-коммунальной услуги;
создание прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизации, прибыли и так далее) на развитие и модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
установление платы за жилье в зависимости от его благоустройства, качества и местоположения;
предоставление жилищно-коммунальных услуг на основании договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством;
совершенствование системы мониторинга жилищно-коммунального комплекса с целью обеспечения соблюдения законных интересов и прав всех заинтересованных сторон (Кировской области как субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, организаций ЖКХ и потребителей).
5.2. Совершенствование механизма предоставления гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
При поэтапном переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг предоставление населению адресных льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг будет одной из основных форм бюджетного финансирования в жилищно-коммунальном комплексе, обеспечивающей доступность, надежность и качество жилищно-коммунальных услуг.
Пути реализации:
разработка методики расчета объема льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также разработка методики проведения контроля за целевым использованием бюджетных средств;
в соответствии с федеральным законодательством упорядочение системы предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг с указанием источников их финансирования;
поэтапный перевод ряда льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в категорию субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
разработка и реализация на территории области нового порядка предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
переход на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальных норм жилья и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг исходя из расчета установленного стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
включение в совокупный доход семьи денежного эквивалента всех полученных семьей льгот и социальных пособий, а также условного дохода от владения и пользования теми видами имущества, которые определены федеральным законодательством;
создание системы и открытие персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться бюджетные средства, предусмотренные на все виды социальной помощи, в том числе на компенсацию льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
5.3. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса
В целях формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса предусматриваются следующие мероприятия:
5.3.1. Создание конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе
Пути реализации:
завершение разделения в жилищно-коммунальном комплексе функций управления и хозяйствования;
переход на управление жилищно-коммунальным комплексом путем конкурсного отбора управляющих компаний любой организационно-правовой формы;
совершенствование договорных отношений (с применением договоров концессионного типа) между собственниками жилья (или уполномоченными организациями), управляющими компаниями, подрядными организациями и потребителями;
включение затрат на предоставление услуг управляющей компании в стоимость жилищно-коммунальных услуг;
переход на конкурсный отбор подрядчиков для технического обслуживания жилищного фонда, проведения капитального ремонта и иных специализированных работ (обслуживания лифтового хозяйства, вывоза бытового мусора, установки и обслуживания приборов учета и так далее).
5.3.2. Демонополизация отрасли ЖКХ
Пути реализации:
поэтапная приватизация муниципальных унитарных предприятий ЖКХ путем их акционирования;
применение концессионных механизмов управления объектами жилищно-коммунального комплекса;
создание специализированной информационно-вычислительной базы и открытие расчетно-кассовых центров для оперативного ежемесячного расчета платежей населения в зависимости от фактического потребления жилищно-коммунальных услуг.
5.3.3. Развитие экономических отношений в сфере энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения
Пути реализации:
установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение на основании единых принципов государственного тарифного регулирования и с учетом реальной возможности потребителей (населения и бюджетных организаций) оплатить данные услуги;
переход на установление фиксированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги на весь финансовый год;
публичность системы тарифного регулирования;
формирование локальных рынков тепловой энергии путем разделения монопольной транспортировки тепловой энергии и конкурентного технического производства;
ликвидация системы перекрестного субсидирования населения за счет промышленных организаций;
введение раздельного учета постоянных и переменных затрат в целях формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду;
установление приборов учета коммунальных услуг в жилых помещениях и переход на оплату по фактическому объему потребления данных услуг;
проведение независимых экспертиз и проверок в целях выявления заведомо нерациональных затрат при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
5.3.4. Совершенствование договорных отношений при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг
Пути реализации:
перезаключение на основании новых типовых договоров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, с нанимателями жилого помещения - договоров социального найма, с собственниками приватизированных квартир - договоров технического обслуживания жилищного фонда;
полный переход на предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в частном жилищном фонде, на основании письменных договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством;
включение в договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг условий, предусматривающих ответственность за несвоевременное и (или) некачественное их предоставление, а также за несвоевременную оплату оказанных услуг и невыполнение мероприятий по содержанию и текущему ремонту жилых помещений.
5.3.5. Создание условий для эффективной деятельности ТСЖ и других объединений собственников жилья
Пути реализации:
разработка на основании федерального законодательства, регламентирующего деятельность ТСЖ и иных объединений собственников, методических рекомендаций о порядке создания кондоминиумов, ТСЖ и иных объединений собственников;
разработка и реализация порядка предоставления дотаций на финансирование затрат на текущий и капитальный ремонт кондоминиума;
разработка и реализация (до открытия персонифицированных социальных счетов граждан) порядка возмещения ТСЖ и иным объединениям собственников убытков при предоставлении их членам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
создание уполномоченных профессиональных управляющих компаний в целях передачи домовладельцами функций по управлению кондоминиумом.
5.4. Модернизация и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса
В целях модернизации и технического переоснащения жилищно-коммунального комплекса необходимо разработать и утвердить перспективные схемы развития систем газоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также завершить строительство объектов, обеспечивающих стабильное снабжение населения и бюджетных организаций жилищно-коммунальными услугами. В рамках данного направления предусматривается:
5.4.1. Модернизация и техническое переоснащение жилищного фонда
Пути реализации:
ремонт и утепление ограждающих конструкций зданий (в том числе кровель);
установка домовых и квартирных приборов учета потребления ресурсов;
ремонт и модернизация внутренних коммунальных систем жилых домов (отопления, водоснабжения и водоотведения);
улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
ремонт и замена лифтового оборудования;
использование энергоэффективных приборов освещения в местах общего пользования;
установка энергоэффективного санитарно-технического оборудования.
Из них приоритетными направлениями являются:
реконструкция и ремонт совмещенных кровель жилых домов с использованием современных кровельных материалов;
модернизация внутренних коммунальных систем жилых домов;
установка квартирных приборов учета потребления ресурсов.
5.4.2. Модернизация и техническое переоснащение объектов коммунальной инфраструктуры
5.4.2.1. Модернизация и техническое переоснащение объектов теплоснабжения
Пути реализации:
завершение ремонтно-восстановительных работ на объектах теплоснабжения, находящихся в аварийном состоянии;
перевод котельных в режим комбинированной выработки тепла и электроэнергии;
закрытие неэффективных котельных;
замена котлов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом действия;
использование модульных и блочных котельных;
использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;
замена труб ветхих тепловых сетей на новые трубы из современных материалов;
реконструкция тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования;
оптимизация процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределения тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;
использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системе теплоснабжения;
широкое использование режимных карт и аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования в системе теплоснабжения;
замена тепловых сетей с применением новых методов прокладки бесканальным способом;
проведение плановых режимно-наладочных работ в тепловых сетях и котельных.
Из них приоритетными являются пути реализации, направленные на энергоресурсосбережение, а именно:
установка приборов учета потребления тепловой энергии на границе балансовой ответственности;
перевод котельных на местные и экономичные виды топлива.
5.4.2.2. Модернизация и техническое переоснащение водопроводно-канализационных объектов
Пути реализации:
завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных водопроводно-канализационных объектах;
замена труб ветхих сетей водоснабжения и водоотведения на новые трубы из современных материалов;
реконструкция, строительство и модернизация водозаборов подземных вод, водоочистных станций, водоводов, уличной водопроводной сети путем применения новейших материалов и технологий;
использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системе водоснабжения и водоотведения;
применение аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования в системе водоснабжения;
реконструкция, строительство и модернизация систем водоотведения и сооружений для очистки сточных вод путем применения новейших материалов и технологий;
очистка водных ресурсов от промышленных и сельскохозяйственных отходов;
обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений.
Из них приоритетными направлениями являются:
установка приборов учета воды на границе балансовой ответственности;
установка труб из полиэтилена.
5.4.3. Ремонт, реконструкция и строительство объектов благоустройства
Пути реализации:
ремонт и реконструкция дорожно-мостового хозяйства;
ремонт транзитных улиц;
реконструкция улиц;
устройство дополнительных автостоянок;
озеленение зон отдыха;
установка спортивных площадок;
обновление парка спецтехники путем заключения договоров лизинга;
строительство комплексов по утилизации твердых бытовых отходов с применением современных технологий.
Из них приоритетными направлениями являются:
строительство в городе Кирове комплекса по утилизации бытовых отходов с применением современных технологий;
обновление парка спецтехники путем заключения договоров лизинга.
5.5. Формирование условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс
Возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени тем потенциалом ресурсосбережения, которым обладает в настоящее время жилищно-коммунальный комплекс.
Пути реализации:
предоставление муниципальным образованиям и организациям ЖКХ бюджетных гарантий для получения банковских кредитов на модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса;
предоставление муниципальным образованиям и организациям ЖКХ на возвратной и безвозвратной основе бюджетных финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации и реконструкции жилищно-коммунального комплекса;
предоставление на конкурсной основе бюджетных средств в целях софинансирования приоритетных и эффективных инвестиционных проектов модернизации и технического переоснащения жилищно-коммунального комплекса;
разработка механизма привлечения кредитных средств коммерческих банков и частных кредиторов (в том числе и под бюджетные гарантии) для финансирования инвестиционных проектов модернизации и реконструкции жилищно-коммунального комплекса;
разработка и утверждение положения о специализированном гарантийном агентстве; создание за счет бюджетных средств (в целях снижения стоимости кредитных и иных заемных средств) специализированных гарантийных агентств для выдачи муниципальным образованиям и организациям ЖКХ поручительств на получение кредитов коммерческих банков, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
разработка и утверждение типового кредитного договора, по которому гарантийные агентства будут выдавать поручительства на получение кредитов коммерческих банков, а также разработка иных стандартизированных документов, сопровождающих данную сделку;
создание фонда страхования жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств в целях возмещения убытков при наступлении страховых случаев.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Затраты на реализацию Программы, которые складываются из затрат на модернизацию, реконструкцию и ремонт основных фондов жилищно-коммунального комплекса, на техническое переоснащение объектов коммунальной инфраструктуры, внедрение современных энергосберегающих технологий приведены в приложениях 1 - 3.
Предполагаемый объем финансирования Программы:
на мероприятия по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального комплекса - 11650,7 млн. рублей;
на покрытие затрат, связанных с предоставлением в 2003 году льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, - 934,7 млн. рублей (ежегодный объем финансирования на 2004-2008 годы будет определяться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и области);
на текущие затраты по установленным областным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в 2003 году - 425,1 млн. рублей (ежегодный объем финансирования на 2004-2008 годы будет определяться в соответствии с нормативными правовыми актами области и муниципальных образований);
на реконструкцию и погашение бюджетной задолженности и задолженности бюджетных организаций перед организациями ЖКХ, сложившейся на 01.01.2002 в сумме 542,9 млн. рублей (объем финансирования на 2004-2005 годы будет уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, области и муниципальных образований).
7. Механизм реализации Программы
Участие органов исполнительной власти области в реализации Программы заключается:
в развитии нормативно-правовой и методической базы по обеспечению финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса, формированию рыночных механизмов его функционирования и условий для привлечения инвестиций;
в обеспечении проведения предусмотренных Программой преобразований в жилищно-коммунальном комплексе;
в предоставлении на безвозвратной и возвратной основе бюджетных средств на модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса, выдаче бюджетных гарантий и иных формах поддержки привлечения заемных финансовых ресурсов;
в финансировании мероприятий, касающихся адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
в осуществлении контроля за рациональным и целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы;
в организации проведения эксперимента по введению персонифицированных социальных счетов граждан в городе Кирово-Чепецке, в Белохолуницком, Кильмезском и Омутнинском районах;
в организации и развитии рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов для модернизации и технического переоснащения жилищно-коммунального комплекса в городе Кирово-Чепецке, в Белохолуницком, Кильмезском и Омутнинском районах.
8. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляют департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области, государственная жилищная инспекция Кировской области и другие органы исполнительной власти области в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 05.02.2002 N 9/28 "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области".
Органы местного самоуправления в случае финансирования мероприятий Программы из областного бюджета (по согласованию - в случае отсутствия финансирования из областного бюджета) ежеквартально и по итогам деятельности за отчетный год представляют в департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы.
Департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области ежеквартально и по итогам деятельности за отчетный год представляет информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы в департамент экономики при Правительстве области и Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Успешная реализация Программы позволит:
обеспечить финансовую стабилизацию жилищно-коммунального комплекса;
улучшить качество и повысить надежность жилищно-коммунального обслуживания потребителей (в том числе населения);
провести модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса;
обеспечить надежность работы коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
повысить эффективность работы организаций ЖКХ и снизить себестоимость жилищно-коммунальных услуг;
предотвратить критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе;
повысить хозяйственную самостоятельность организаций ЖКХ и их ответственность за качество обслуживания потребителей;
создать эффективный механизм, стимулирующий экономное использование организациями ЖКХ энергетических и материальных ресурсов, а также сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантийном и бесперебойном их предоставлении;
повысить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;
социально защитить наиболее нуждающуюся часть населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Предполагаемый экономический эффект от реализации Программы составит:
от эффективности управления жилищно-коммунальным комплексом - 70 тыс. рублей в год;
от мероприятий энергоресурсосбережения - 192 млн. рублей в год,
в том числе:
от оснащения объектов жилищно-коммунального комплекса приборами учета потребления энергии и воды - 171 млн. рублей в год,
от перевода котельных на местные и экономичные виды топлива - 41 млн. рублей в год.
Приложение N 1
к Программе
Предполагаемая оценка
объема работ по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального комплекса
N п/п |
Наименование мероприятия |
Единица измерения |
2004-2008 годы | ||
всего |
в том числе | ||||
2004-2005 годы |
2006-2008 годы |
||||
1 | Модернизация и техническое переоснащение жилищного фонда |
||||
1.1 | Реконструкция и ремонт совмещенных кровель жилых домов с использованием современных кровельных материалов |
тыс.кв. м домов |
922 1196 |
372 506 |
550 690 |
1.2 | Модернизация внутренних инженерных систем жилых домов с установкой приборов квартирного учета |
штук | 1632 | 682 | 950 |
2 | Модернизация и техническое переоснащение коммунальной инфраструктуры |
||||
2.1 | Сети тепловые, включая центральные тепловые пункты |
км | 1238 | 698 | 540 |
2.2 | Котельные отопительные | штук | 361 | 183 | 178 |
2.3 | Сети водоснабжения | км | 806 | 390 | 416 |
2.4 | Водоочистные сооружения | тыс. куб.м в сутки |
162 | 82 | 80 |
2.5 | Сети канализации | км | 243 | 120 | 123 |
2.6 | Станции очистки сточных вод |
тыс. куб.м в сутки |
153 | 78 | 75 |
2.7 | Мероприятия по энерго- ресурсосбережению |
||||
2.7.1 | Оснащение приборами учета потребления тепла, воды |
штук | 13794 | 8744 | 5050 |
2.7.2 | Перевод котельных на местные и экономичные виды топлива в муниципальных образованиях |
штук | 48 | 30 | 18 |
2.8 | Оснащение персональными компьютерами организаций ЖКХ |
||||
2.8.1 | Установка новых персональных компьютеров |
штук | 80 | 80 | |
2.8.2 | Модернизация существующих персональных компьютеров |
штук | 28 | 28 | |
3 | Ремонт, реконструкция и строительство объектов благоустройства |
||||
3.1 | Ремонт и реконструкция дорожно-мостового хозяйства |
кв. м | 3515,8 | 2035,8 | 1480 |
3.2 | Ремонт транзитных улиц | км | 56,4 | 26,4 | 30 |
3.3 | Реконструкция улиц | км | 9,8 | 9,8 | |
3.4 | Устройство дополнительных автостоянок |
кв. м | 1360 | 400 | 960 |
3.5 | Строительство в городе Кирове комплекса по утилизации твердых бытовых отходов |
тыс. т/год | 135 | 135 |
Приложение N 2
к Программе
Предполагаемая оценка
объема затрат на модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса
(млн. рублей в ценах 2003 года)
N п/п |
Наименование мероприятия | Объем затрат на 2004-2008 годы | |||||
всего | в том числе | ||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
|||
1 | Модернизация и техническое переоснащение жилищно-комму- нального комплекса - всего в том числе модернизация и техническое переоснащение жилищного фонда |
11650,7 589,7 |
2727,4 146,4 |
2981,6 121,7 |
2270 107,2 |
1783,2 107,2 |
1888,5 107,2 |
2 | Модернизация и техническое переоснащение коммунальной инфраструктуры - всего в том числе: мероприятия по энергоресурсосбережению оснащение персональными компьютерами организаций ЖКХ |
10675,7 334,3 2,3 |
2363,4 84,8 0,9 |
2783,5 91,8 0,7 |
2071,4 52,5 0,7 |
1676 52,6 |
1781,4 52,6 |
3 | Ремонт, реконструкция и строительство объектов благоустройства - всего в том числе строительство в городе Кирове комплекса по утилизации твердых бытовых отходов |
385,4 112,9 |
217,6 112,9 |
76,4 |
91,4 |
Приложение N 3
к Программе
Предполагаемые объемы
финансирования затрат на модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса
(млн. рублей в ценах 2003 года)
Источник финансирования |
Объем финансирования на 2004-2008 годы | |||||
всего | в том числе | |||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
||
Общий объем средств всех источников финансирования - всего в том числе субвенции и субсидии из федерального бюджета |
11650,7 1168 |
2727,4 273 |
2981,6 300 |
2270 227 |
1783,2 178 |
1888,5 190 |
средства областного бюджета | 7088,2 | 1578,7 | 1947,5 | 1362 | 1070 | 1130 |
другие источники финансирования |
3394,5 |
875,7 |
734,1 |
681 |
535,2 |
568,5 |
Примечание. Конкретные годовые объемы бюджетных средств будут устанавливаться при утверждении бюджетов на соответствующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 15 июля 2003 г. N 48/185 "Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2004-2008 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области от 20 декабря 2003 г. N 6 (51)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2007 г. N 10-Г07-5 решение Кировского областного суда от 28 сентября 2007 г. в части признания постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим, оставлено без изменений, а кассационная жалоба Правительства Кировской области - без удовлетворения
Постановлением Правительства Кировской области от 28 сентября 2007 г. N 107/396 настоящее постановление признано утратившим силу с момента вступления в силу закона Кировской области "Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2007 - 2010 годы"