Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
кластерной политики Кировской области на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Кировской области 30 декабря 2014 г. N 145)
1. Общие положения
Развивающаяся в современном мире модель инновационной экономики, основанная на доминирующем значении знаний и интеллектуальных ресурсов, снижает действенность традиционной отраслевой модели экономической политики, направленной на оказание точечной государственной поддержки действующим предприятиям и хозяйствующим субъектам.
На первое место выходит кластерный подход, суть которого в поддержке и развитии кластеров в приоритетных сферах экономики.
Основные преимущества кластерного подхода в построении экономики:
усиление конструктивного взаимодействия между различными субъектами экономического развития: государственными органами, крупным, средним и малым бизнесом, научно-образовательным сообществом и общественностью;
повышение производительности, эффективности и конкурентоспособности регионального бизнеса;
обеспечение ускоренного инновационного развития территории;
формирование положительного имиджа региона для привлечения инвестиций и развития инноваций и, как результат, повышение качества жизни населения.
Повышение конкурентоспособности региональной экономики на основе преимуществ, создаваемых в результате функционирования кластеров, предопределило широкое распространение инструментов кластерной политики в контексте мер по активизации инновационных процессов во многих странах мира.
На сегодняшний день кластеры являются реальностью современной российской экономики, развивающейся в условиях глобализации.
Базовым документом, впервые установившим рамки кластерной политики в Российской Федерации, явилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". Создание сети территориально-производственных кластеров обозначено в ней в качестве условия модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов.
Координатором реализации кластерной политики в Российской Федерации выступает Министерство экономического развития Российской Федерации.
На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года". Предполагается, что формирование территорий инновационного развития и инновационных кластеров будет способствовать активизации инновационной деятельности.
Кировская область с учетом имеющегося промышленного потенциала обладает предпосылками для применения инструментов кластеризации в построении экономики.
Основные положения кластерного развития Кировской области закреплены в базовых стратегических документах.
Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года", рассматривает формирование кластеров как важный инструмент достижения стратегической цели развития Кировской области - повышения качества жизни населения на основе развития приоритетных и инновационных отраслей экономики.
Инвестиционная стратегия Кировской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2014 N 267/418 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Кировской области на период до 2020 года", определяет одним из мероприятий по формированию инвестиционного и делового климата, благоприятствующего деятельности инвесторов, создание кластеров на территории Кировской области.
В 2014 году в Кировской области при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации создан Центр кластерного развития Кировской области (далее - Центр кластерного развития), являющийся центральным связующим элементом реализации региональной кластерной политики, направленной на формирование и развитие конкурентоспособных кластеров в экономике Кировской области.
Настоящая Концепция кластерной политики Кировской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет предпосылки и перспективные направления кластерного развития экономики Кировской области, принципы, цели, задачи и мероприятия по реализации кластерной политики Кировской области, систему управления реализацией кластерной политики, а также основные результаты ее реализации.
2. Основные понятия
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
2.1. Кластер - объединение предприятий - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
2.2. Участник кластера - хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), входящий в состав кластера. Участие в процессе создания и развития кластеров осуществляется в форме кластерных инициатив и кластерных проектов.
2.3. Кластерная инициатива - деятельность участников кластера (потенциальных участников) по разработке мероприятий, направленных на создание и (или) повышение конкурентоспособности кластера.
2.4. Кластерный проект - проект, инициаторами которого выступают участники кластера, направленный на развитие как отдельных участников кластера, так и всего кластера за счет осуществления инвестиций, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реализации иных форм сотрудничества.
2.5. Кластерная политика - система государственных мер и механизмов, направленных на стимулирование появления кластеров в приоритетных отраслях экономики региона и поддержку действующих кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности региональной экономики, а также участников кластера.
2.6. Кластерная инфраструктура - совокупность субъектов экономики, способствующих деятельности кластеров, включая предоставление услуг по инициированию, разработке и сопровождению кластерных проектов, реализуемых в целях повышения конкурентоспособности экономики Кировской области.
2.7. Программа развития кластера - последовательность проектных этапов, направленных на развитие кластера, включая формирование целей, разработку структуры системы взаимных связей, разработку общей маркетинговой политики, оценку потребностей в развитии кластерной инфраструктуры и реализацию совместных кластерных проектов.
2.8. Центр кластерного развития - структурное подразделение юридического лица или самостоятельное юридическое лицо, которое относится к инфраструктуре поддержки субъектов предпринимательства, одним из учредителей которых является Кировская область или муниципальное образование Кировской области, обеспечивающее методическое, организационное, маркетинговое и иное сопровождение реализации кластерной политики, координацию взаимодействия кластеров и их участников, разработку и координацию реализации кластерных проектов.
3. Предпосылки кластерного развития экономики Кировской области
При выявлении предпосылок и условий для определения наиболее перспективных (пилотных) потенциальных кластеров в экономике Кировской области в первую очередь учитывается производственная специализация Кировской области, обеспечивающая концентрацию на ее территории определенных видов производства, рабочей силы, обладающей необходимой квалификацией, а также интенсивность и направления развития данных секторов экономики.
Структура экономики Кировской области на протяжении последних лет достаточно стабильна: наибольший удельный вес традиционно имеют обрабатывающие отрасли промышленности (81,1%), среди них основными видами экономической деятельности являются:
химическое производство (17,9%);
производство пищевых продуктов, включая напитки (14,0%);
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (9,0%).
Ориентация на данные отрасли позволяет экономике Кировской области развиваться стабильно, умеренными темпами. Однако для более интенсивного развития Кировской области необходим поиск новых точек экономического роста и, как следствие, пересмотр технологических приоритетов.
В настоящее время Правительством Кировской области в качестве одной из перспективных точек экономического роста экономики региона определено развитие отрасли биотехнологий.
Кировская область выступает как исторически сформировавшийся центр биотехнологий. В регионе в свое время были созданы, а сегодня сохранены и существуют все компоненты, обеспечивающие потребности основных секторов рынка биотехнологической продукции.
Во-первых, это богатая сырьевая база. Основным природным богатством Кировской области является лес: он занимает свыше 60% ее территории. Биологическим ресурсом региона являются промышленные запасы торфа с объемом почти в 400 млн. тонн. Кировская область занимает ведущее место по объемам разведанных запасов фосфоритов (45% запасов России).
Во-вторых, отличительная особенность Кировской области - высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров. На территории области действуют 29 образовательных организаций высшего образования и их филиалов, в которых учится около 30 тыс. студентов. Ежегодно образовательные организации высшего образования выпускают более 9 тыс. специалистов в различных сферах деятельности (промышленность, сельское хозяйство, биотехнологии, медицина), готовых обеспечить работодателей квалифицированными трудовыми ресурсами. Ключевыми образовательными организациями высшего образования, обеспечивающими подготовку кадров в области биотехнологий, являются федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вятский государственный университет", государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кировская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет", ФГБОУ ВПО "Вятская государственная сельскохозяйственная академия".
В-третьих, в регионе работает целый ряд научных учреждений и организаций области, имеющих необходимый потенциал для работы по перспективным направлениям биотехнологий, ключевыми из которых являются открытое акционерное общество "Омутнинская научная опытно-промышленная база" - производство субстанций противоопухолевых препаратов, общество с ограниченной ответственностью "БиоХимЗавод" - выпуск гидролизной продукции, ООО "Восток" - производство ферментных препаратов и аминокислот (лизин) для производства животных кормов, ООО "Агровет" - деятельность в сфере ветеринарной биотехнологии и обеспечения современными ветеринарными препаратами.
В-четвертых, в Кировской области имеется перечень перспективных инвестиционных проектов в сфере биотехнологий, в том числе имеющих федеральное и межрегиональное значение:
проект "Биомедицинский холдинг: производство фармпрепаратов на основе наноносителей с использованием пористого кремния и других наноматериалов на базе биомедицинского комплекса "Нанолек". Проект реализуется при участии ОАО "РОСНАНО" и призван повысить долю современных и качественных лекарственных препаратов, а также внедрить выпуск инновационных вакцин, предназначенных для профилактики и лечения социально значимых заболеваний;
федеральный проект "Строительство завода по производству препаратов крови государственного учреждения "Приволжский окружной медицинский центр экспертизы качества препаратов крови и исследования фракционирования донорской плазмы Министерства здравоохранения Российской Федерации". С выходом проекта на полную мощность номенклатура препаратов позволит обеспечить больных с заболеваниями крови отечественными лекарственными средствами и, кроме того, позволит повысить уровень обороноспособности страны в части обеспечения силовых структур и страны в целом отечественными препаратами крови.
В-пятых, Кировская область зарекомендовала себя эффективной дискуссионной площадкой по вопросам развития рынка биоиндустрии и формирования полноценной экономики нового типа, биоэкономики, в рамках проводимого в г. Кирове Международного экономического форума "БиоКиров".
Сочетание указанных факторов определяет биотехнологии для Кировской области как одно из приоритетных направлений, которое позволит структурировать и направить экономику Кировской области по инновационному развитию.
В настоящее время ряд предприятий Кировской области с целью консолидации усилий по развитию биотехнологий объединились по кластерному принципу.
Базовые кластерные площадки развития биотехнологий на территории Кировской области включают в себя:
биофармацевтическую площадку - некоммерческое партнерство "Биофармацевтический кластер "Вятка - Биополис", созданный на базе ООО "Нанолек", федерального государственного унитарного предприятия Научно-производственного центра "Фармзащита" Федерального медико-биологического агентства, ООО "Агровет", ОАО "АВВА РУС", ФГБОУ ВПО "Вятский государственный университет", ГБОУ ВПО "Кировская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Ключевая особенность кластера - это первый в России биофармацевтический кластер, направленный на разработку новых биотехнологий и производство лекарственных средств для медицины и ветеринарии (бактериальных и вирусных вакцин, диагностикумов, фармацевтических препаратов). Продукция кластера направлена на полное импортозамещение основной номенклатуры вакцин, используемых для обеспечения биологической безопасности, а также для экспорта в страны Азии, Африки. Кластер призван обеспечить полный цикл разработки инновационных вакцин и биотехнологических препаратов: от исследований до серийного производства;
биотехнологическую площадку - некоммерческое партнерство "Биотехнологический кластер Кировской области", созданный на базе ООО "Агровет". Ключевая особенность кластера - реализация кластером перспективных направлений по использованию биогазовых установок в развитии малой энергетики и органического земледелия;
биотехнологическую площадку - некоммерческое партнерство "Кластер по развитию промышленной биотехнологии в Кировской области", созданный на базе ООО "БиоХимЗавод" и ООО "Восток". Ключевая особенность кластера - специализация на гидролизном производстве.
Тенденции развития рынка высоких технологий и инноваций, а также имеющийся в Кировской области потенциал для опережающего развития информационных и геоинформационных технологий предопределили необходимость создания кластера в сфере информационных технологий.
В 2014 году в Кировской области зарегистрирован геоинформационный кластер - некоммерческое партнерство "Геоинформационный кластер "ГЕОКИРОВ", созданный на базе ОАО "Научно-производственная корпорация "РЕКОД", ОАО "Научно-исследовательский институт средств вычислительной техники", ОАО "Кировгипрозем" и Кировского областного государственного бюджетного учреждения "Центр информационных технологий". Ключевая особенность кластера - это ориентация кластера на использование космических и геоинформационных технологий, продуктов и услуг в интересах социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Кировской области практически во всех сферах: сельское, дорожное и водное хозяйство, природопользование, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, мониторинг окружающей среды, недвижимость, земельные ресурсы, совершенствование регионального и муниципального управления и многих других областях.
4. Перспективные направления кластерного развития экономики Кировской области
Правительство Кировской области намерено способствовать консолидации усилий в инновационном векторе развития региональных компаний, учреждений науки и образования. В Кировской области существует целый ряд объективно сформировавшихся условий и предпосылок для создания и развития нескольких перспективных направлений формирования кластеров на основе исторически сложившихся и динамично развивающихся отраслей и сфер экономики. Среди широкого многообразия перспективных направлений производственной и иной деятельности, способных объединить их представителей в кластеры, наиболее выраженная заинтересованность в новой форме производственной кооперации наблюдается в мебельном производстве и туристско-рекреационной сфере.
Учитывая, что производство мебели является одним из наиболее стабильно развивающихся производств в деревообрабатывающей промышленности Кировской области, перспективным направлением концентрации усилий органов государственной власти области и бизнеса определено создание мебельного кластера.
Ядро мебельной отрасли Кировской области сосредоточено в двух наиболее крупных городах региона - г. Киров и г. Кирово-Чепецк. Стимулирование предприятий отрасли к поиску новых форм взаимовыгодного сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности продукции на региональном и межрегиональном рынках будет содействовать развитию отрасли в целом, а также способствовать расширению ассортимента продукции из современных материалов и комплектующих с высокими потребительскими качествами в различных ценовых категориях.
Для формирования кластера необходимо привлечение инвесторов к созданию дополнительных производств по выпуску материалов, приобретаемых за пределами региона (ДСП, МДФ, тканей, фурнитуры). Кроме того, для создания продуктов, способных долговременно конкурировать на различных рынках, необходим доступ к передовым, инновационным технологиям, который возможно осуществлять через привлечение в кластер иностранных партнеров.
Кировская область обладает развитым рекреационным потенциалом, что создает предпосылки для туристско-рекреационного кластера. Центром формирующегося кластера туристско-рекреационных услуг должны стать учреждения санаторно-курортного комплекса Куменского, Оричевского, Слободского, Кирово-Чепецкого, Котельничского, Белохолуницкого районов и г. Кирова, формирующие на сегодняшний день основной поток потребителей данного вида услуг в Кировскую область.
В настоящее время активно развиваются как классические, так и современные виды туризма. Наметилась тенденция к специализации ряда туристских фирм по видам туризма: культурно-познавательный, охотничий, спортивно-оздоровительный, паломнический туризм, что дает основание наметить ориентацию кластера исходя из приоритетных направлений его деятельности.
Для повышения конкурентоспособности кластера в этой сфере необходимы следующие меры:
продвижение бренда Кировской области на российском и международном туристическом рынке, что позволит создать конкурентные преимущества для туристских продуктов;
модернизация автомобильных дорог всех категорий;
решение проблемы авиаперевозок в г. Киров;
строительство комфортабельных мини-гостиниц и баз отдыха туристского класса круглогодичного действия;
совершенствование уровня профессиональной подготовки кадров туристической индустрии.
В результате создания и развития кластера в Кировской области появится современная конкурентоспособная индустрия отдыха, привлекающая как жителей области, так и туристов из других регионов России, а также из-за рубежа.
5. Принципы кластерной политики Кировской области
Кластерная политика Кировской области основывается на следующих принципах:
принцип согласованности. Формирование, реализация и корректировка кластерной политики Кировской области осуществляется во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и Кировской области, субъектами инновационной деятельности, специализированными коммерческими и некоммерческими организациями, с существующими и потенциальными участниками кластеров;
принцип открытости. Исполнительные органы государственной власти Кировской области реализуют механизмы взаимодействия в области кластерной политики через Центр кластерного развития, а также взаимодействуют с участниками кластеров в целях реализации и корректировки кластерной политики Кировской области. Информация о реализации всех мероприятий в области кластерной политики является открытой;
принцип системности. При формировании, реализации и корректировке кластерной политики Кировской области учитываются факторы комплексности и взаимосвязи нормативно-правовых, организационных и финансово-экономических решений, мер и механизмов;
принцип эффективности. Исполнительные органы государственной власти Кировской области с целью обеспечения возможности действенного государственного регулирования проводят мониторинг реализации всех мероприятий в области кластерной политики, а также оценку полноты и эффективности планируемых мероприятий, при необходимости принимая решения по их корректировке и дополнению;
принцип единства. Обеспечивается единый организационный и методологический подход к организации работы по формированию и развитию кластеров с учетом специфики конкретных кластеров, реализации кластерной политики на федеральном и региональном уровнях.
6. Цели кластерной политики Кировской области
Целями кластерной политики Кировской области являются:
повышение конкурентоспособности регионального бизнеса;
расширение возможности для инновационного развития Кировской области;
оптимизация взаимодействия между различными субъектами экономического развития: органами государственной власти, крупным, средним и малым бизнесом, научно-образовательным сообществом;
формирование имиджа Кировской области как инновационно и инвестиционно привлекательной территории в восприятии внешнего окружения.
7. Задачи и мероприятия по реализации кластерной политики Кировской области
В рамках реализации поставленных целей сформированы пять наиболее значимых задач кластерной политики Кировской области, решение которых будет осуществляться в рамках реализации ряда мероприятий.
7.1. Формирование правовой и методической базы реализации кластерной политики, обеспечивающей организационное развитие кластеров
В целях обеспечения реализации Концепции необходима интеграция процесса кластеризации в отраслевые или комплексную программу развития региона через закрепление в государственных программах Кировской области мероприятий по реализации кластерной политики Кировской области.
Реализация кластерной политики Кировской области требует создания системы методического обеспечения процессов формирования и развития кластеров, которая включает в себя:
формирование региональной базы кластерных инициатив на территории Кировской области;
разработку методических рекомендаций по управлению кластерными инициативами;
разработку программ развития кластеров и планов мероприятий по их реализации;
разработку методических рекомендаций по осуществлению совместного кластерного проекта;
формирование перечня лучших практик формирования кластеров, внутрикластерной кооперации и проектов инновационных территориальных кластеров и его дальнейшее тиражирование среди участников кластеров;
разработку совместно с деловыми и экспертными кругами программ привлечения, обучения, переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов для нужд кластеров.
7.2. Формирование и обеспечение эффективного функционирования системы управления и кластерной инфраструктуры, направленной на выявление потенциальных участников кластера и стимулирование их объединения в целях создания кластера
Для реализации кластерной политики Кировской области планируется формирование и развитие следующих подсистем кластерной инфраструктуры:
производственно-технологическая подсистема кластерной инфраструктуры. Направлена на создание условий для доступа участников кластера к производственным ресурсам и представлена различными центрами инновационного развития, в том числе: технопарки, центры коммерциализации знаний, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования;
финансовая подсистема кластерной инфраструктуры. Направлена на удовлетворение потребностей участников кластера в финансовых средствах и включает систему грантовой поддержки, оказание содействия субъектам
предпринимательства в привлечении венчурных инвестиций, в том числе путем их участия в конкурсах (проектах), проводимых институтами развития (государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "РОСНАНО", ОАО "Российская венчурная компания", автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково"), некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес-ангелов", федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере";
информационная подсистема кластерной инфраструктуры. Направлена на обеспечение доступа участников кластера к достоверной информации о приоритетных направлениях социально-экономического развития области, мерах государственной поддержки субъектов предпринимательства и включает ассоциации поддержки малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти области;
экспертно-консалтинговая подсистема кластерной инфраструктуры. Направлена на оказание информационно-аналитической поддержки участникам кластеров и включает общественные организации, общество рационализаторов и изобретателей;
кадровая подсистема кластерной инфраструктуры. Направлена на комплексную подготовку высококвалифицированных кадров по различным направлениям для обеспечения инновационной деятельности кластеров и включает образовательные организации высшего образования, учебно-деловые центры, бизнес-школы.
Центром координации и взаимодействия вышеперечисленных подсистем кластерной инфраструктуры выступает Центр кластерного развития, созданный на базе Кировского областного государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", в целях предоставления консалтинговых услуг, услуг по правовому и информационному сопровождению участников кластеров.
7.3. Обеспечение эффективной поддержки кластерных проектов с учетом приоритетных направлений развития экономики
В Кировской области сформирована нормативная правовая база для создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, включающая нормативные правовые акты по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, государственной поддержке частных инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Кировской области, а также предоставлению налоговых льгот.
Реализация задачи по обеспечению эффективной поддержки кластерных проектов включает следующие мероприятия:
определение приоритетных отраслей экономики для создания и функционирования кластеров;
предоставление мер государственной поддержки проектам, имеющим важное социально-экономическое значение для Кировской области;
совершенствование системы налоговых льгот и преференций для предприятий, входящих в кластеры и реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики.
7.4. Обеспечение популяризации кластерного подхода среди хозяйствующих субъектов, образовательных организаций высшего образования и научных организаций
Реализация задачи по обеспечению популяризации кластерного подхода как эффективной технологии повышения конкурентоспособности бизнеса и стимулирования регионального развития включает мероприятие по созданию системы оказания информационной и консультационной поддержки хозяйствующих субъектов, образовательных организаций высшего образования и научных организаций по вопросам их включения в процесс реализации кластерного подхода при построении экономики области.
Реализация данного мероприятия включает следующие направления:
организацию научно-технических и образовательных семинаров регионального уровня, рабочих совещаний для обеспечения информационной поддержки участников кластеров Кировской области, обмена актуальной информацией между участниками кластеров, установления деловых контактов и партнерских отношений между ними;
создание и ведение специализированного Интернет-портала о развитии кластеров Кировской области и его информационное наполнение информацией о деятельности кластеров, достигнутых результатах в процессе кластеризации экономики Кировской области для обеспечения удаленного доступа к информации и популяризации достижений кластерного развития в широких кругах общества;
участие Кировской области в научно-образовательных и выставочных мероприятиях межрегионального уровня по вопросам кластерной политики для обмена опытом, научными знаниями и обеспечения взаимодействия исследователей, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, представителей органов государственной власти области для налаживания взаимовыгодного межрегионального сотрудничества.
7.5. Обеспечение экономики Кировской области высококвалифицированными кадрами с учетом специфики и тенденций региональной кластеризации
В рамках задачи по обеспечению экономики Кировской области высококвалифицированными кадрами с учетом специфики и тенденций кластеризации предполагается повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования путем организации тесного сотрудничества между хозяйствующими субъектами, образовательными организациями высшего образования и научными организациями, в том числе:
мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в высококвалифицированных рабочих кадрах;
корректировка перечня подготавливаемых профессий и специальностей на основании заявок предприятий;
оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластеров, совершенствование содержания, структуры и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, а также с учетом социально-культурного и экономического развития Кировской области;
создание современных условий обучения, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров участников кластера;
организация стажировок и производственной практики в рамках образовательных программ, включая предприятия - российские и мировые отраслевые лидеры.
8. Система управления реализацией кластерной политики Кировской области
Кластерная политика Кировской области носит межотраслевой функциональный характер, и ее реализация предусматривает взаимодействие участников кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти области, органов местного самоуправления и инвесторов.
Органом исполнительной власти Кировской области, осуществляющим координацию и мониторинг реализации кластерной политики Кировской области, является департамент экономического развития Кировской области.
В вопросах, связанных с решением сформированных в Концепции задач и мероприятий, департамент экономического развития Кировской области взаимодействует с иными органами исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции и Центром кластерного развития, обеспечивающим координацию элементов системы управления реализацией кластерной политики.
Сформированная система управления реализацией кластерной политики Кировской области позволит обеспечить эффективное решение задач кластерной политики Кировской области, стратегическое и оперативное управление процессами формирования и развития кластеров, координацию и мониторинг реализации кластерной политики Кировской области, эффективное взаимодействие участников кластеров, органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области и федеральных органов власти.
9. Основные результаты реализации кластерной политики Кировской области
Основными результатами реализации кластерной политики Кировской области станет повышение конкурентоспособности предприятий Кировской области, ускоренное развитие инновационного сектора экономики области и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности и уровня социально-экономического развития Кировской области.
Основными показателями реализации кластерной политики Кировской области являются:
увеличение количества кластеров в приоритетных отраслях экономики и усиление межкластерных связей;
увеличение объема инвестиций в основной капитал;
рост производительности труда;
рост валового регионального продукта в разрезе видов деятельности участников кластера.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Кировской области от 30 декабря 2014 г. N 145 "Об утверждении Концепции кластерной политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.