Решение Кировского областного суда от 1 апреля 2015 г. N 3-10/2015
Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н., при секретаре Соколовой О.Н., с участием прокурора Наймушина А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Кировской области Гливинского Г.И. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 6.1.3, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.8, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.5, 6.2.6, 6.2.8, 7.1 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 23 декабря 2014 г. N 17/225, установил:
постановлением Правительства Кировской области от 23 декабря 2014 г. N 17/225, опубликованным на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://www.kirovreg.ru 30 декабря 2014 г., утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Территориальная программа). Данный сайт на основании п. 7.2 Регламента Правительства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 04 августа 2010 г. N 61/370 "Об утверждении регламента Правительства Кировской области", является официальным изданием для опубликования правовых актов Кировской области. Текст документа является действующим.
Заместитель прокурора Кировской области Гливинский Г.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 6.1.3, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.8, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.5, 6.2.6, 6.2.8, 7.1 Территориальной программы по тем основаниям, что средние нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, предусмотренные Территориальной программой, ниже установленных в Федеральной программе, в связи с чем, права жителей Кировской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, нарушены.
В обоснование указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы и с учетом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи. Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены правомочием устанавливать на территории своего субъекта исключительно дополнительные виды и объемы медицинской помощи к принятым на территории Российской Федерации средним гарантированным всем гражданам (независимо от места проживания) показателям Федеральной программы, в том числе и по их стоимости, что обеспечивает определенный качественный уровень медицинской помощи на территории страны в целом.
В судебном заседании прокурор Наймушин А.Л. уточнил требования, просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 6.1.2, 6.1.3, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.8 раздела 6, пункт 7.1 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 23 декабря 2014 г. N 17/225, в части установленных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования, оплачиваемых в 2015 году за счет средств областного бюджета.
Представители Правительства Кировской области Кононова Е.Л., Игумнов А.А. не согласны с требованиями прокурора. Из представленного отзыва и пояснений в судебном заседании следует, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание. Расчет указанных нормативов исходя из составляющих их расходов не может быть одинаковым во всех субъектах Российской Федерации. При утверждении Территориальной программы производился расчет всех составляющих: расходов на заработную плату, начислений на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, текущего ремонта, транспортных расходов и пр. Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" запретов на корректировку нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения Территориальной программы не содержит. В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 80 Федерального закона от "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках Территориальной программы устанавливаются средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты. Таким образом, показатели региональных программ могут варьироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения с учетом механизма и особенностей формирования и финансового обеспечения региональных территориальных программ применительно к особенностям конкретного субъекта Российской Федерации.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: департамент здравоохранения Кировской области, департамент финансов Кировской области.
Представитель департамента здравоохранения Игумнов А.А. поддержал доводы Правительства Кировской области.
Департамент финансов Кировской области представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации провозглашается право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1).
Части 4 и 5 ст. 80 названного закона возлагают на Правительство РФ обязанность утверждать сроком на три года Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в рамках данной программы устанавливать, в том числе:
базовую программу обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
средние подушевые нормативы финансирования.
Финансовое обеспечение данной программы осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 1 статьи 80, статья 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пункт 3 части 1 статьи 16 названного закона относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработку, утверждение и реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать, в том числе:
объем медицинской помощи в расчете на одного жителя,
стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания,
подушевой норматив финансирования (части 1, 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Вышеприведенные нормы предоставляют право органам государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевой норматив финансирования отличные от средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средних подушевых нормативов финансирования.
Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), и в связи с этим, включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. N 1273 (далее - Федеральная программа) и устанавливает в разделе VII средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Прокурором в качестве основания признания недействующей в части Территориальной программы указано, что Правительством Кировской области в пунктах 6.1.2, 6.1.3, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.8 раздела 6, пункте 7.1 раздела 7 названной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования в размере меньшем, чем средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования установленные в разделе VII Федеральной программы, что недопустимо.
Действительно, пунктом 6.1 Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2015 год:
на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 371,39 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 1077,83 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 577,47 рубля;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 63743,32 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 1707,32 рубля.
В то же время, Федеральной программой установлено, что средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2015 год составляют:
на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 371,7 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1078,0 рублей;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 577,6 рубля;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 63743,8 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1708,2 рубля.
В соответствии с пунктом 7.1 Территориальной программы подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой за счет средств областного бюджета, составляют в 2015 году - 1344,84 рубля.
Вместе с тем средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Федеральной программой за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) составляют в 2015 году - 3338,4 рубля.
Содержание приведенных норм федерального законодательства в системном единстве с положениями пункта 3 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающими право субъектов Российской Федерации устанавливать при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объемы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, подтверждают доводы прокуратуры о том, что Территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе. Предусмотренные Федеральной программой нормативы рассчитаны как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
Доводы о возможности субъекта Российской Федерации корректировать нормативы в сторону снижения с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации являются несостоятельными, так как действующим законодательством субъекты Российской Федерации правом занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи не наделены.
Недостаточность денежных средств, предусмотренных бюджетом Кировской области, так же не является основанием для снижения уровня государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, предусмотренных Территориальной программой по сравнению с государственными гарантиями, предусмотренными Федеральной программой, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о противоречии федеральному законодательству пунктов 6.1.2, 6.1.3, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.8 раздела 6, пункт 7.1 раздела 7 Территориальной программы.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья решил:
заявление заместителя прокурора Кировской области Гливинского Г.И. удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 6.1.2, 6.1.3, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.8 раздела 6, пункт 7.1 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 23 декабря 2014 г. N 17/225, в части установленных на 2015 год нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования, оплачиваемых в 2015 году за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья |
Сметанина О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кировского областного суда от 1 апреля 2015 г. N 3-10/2015
Текст документа размещен на официальном сайте Кировского областного суда http://www.oblsud.kirov.ru