Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 23. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться на должность Губернатора области и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей или внесенного избирательного залога осуществляется избирательной комиссией области.
Представления в избирательную комиссию области подписей избирателей, внесения избирательного залога для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, не требуется, если федеральный либо областной список кандидатов, выдвинутый этим избирательным объединением, избирательным блоком, состоявшим из тех же политических партий и иных общественных объединений, что и данный избирательный блок, был допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предшествующих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Законодательного Собрания области.
2. Для регистрации кандидат или уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока, выдвинувший кандидата, не ранее чем за 80 и не позднее чем за 45 дней до дня голосования в рабочее время до 17 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию области следующие избирательные документы:
а) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);
б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией области (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);
в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 1-3 статьи 19 настоящего Закона;
г) первый финансовый отчет кандидата.
3. Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию области, должны быть сброшюрованы в виде папок по территориям муниципальных образований, где проводился сбор подписей избирателей, и пронумерованы.
4. При приеме избирательных документов избирательная комиссия области заверяет каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии области, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувшей (выдвинувшего) кандидата, подтверждение в письменной форме о приеме избирательных документов, в том числе подписных листов (если для регистрации кандидата необходим сбор подписей избирателей) с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема избирательных документов.
5. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
6. Избирательная комиссия области для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, своим решением создает рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К этой проверке также могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, военных комиссариатов, специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения служат основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательная комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации избирателей.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, то достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
9. Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
г) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
е) подписи избирателей с исправлением в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществляющим сбор подписей;
з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии области о выдвижении кандидата;
и) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
10. Избирательная комиссия области организует проверку достоверности подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Избирательная комиссия области совместно с территориальными и участковыми комиссиями могут организовать проведение полной или выборочной проверки подлинности подписей избирателей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей. При выборочной проверке часть подписей (подписных листов) отбирается путем жребия.
11. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
12. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
13. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей кандидат, его уполномоченный представитель.
14. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата.
15. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 6 настоящей статьи, кандидат должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
16. При проведении выборов Губернатора области по решению кандидата сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией области на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога.
17. Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
18. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда кандидата. В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд кандидата.
19. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше 5 процентов голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход областного бюджета. Избирательный залог перечисляется в доход областного бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к отложению выборов или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 56 настоящего Закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.
20. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.
21. Кандидат обязан открыть в Кировском отделении акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации на основании договора банковского счета специальный избирательный счет своего избирательного фонда после письменного уведомления избирательной комиссии области о его выдвижении.
22. Специальный избирательный счет открывается кандидатом (уполномоченным им лицом по нотариально удостоверенной доверенности) после представления в Кировское отделение акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации паспорта или заменяющего его документа, письменного обращения и разрешения избирательной комиссии области на открытие данному кандидату специального избирательного счета.
23. Кандидат в трехдневный срок с даты открытия специального избирательного счета сообщает в избирательную комиссию области реквизиты открытого специального избирательного счета.
24. Кандидат может открыть только один специальный избирательный счет.
25. Кировское отделение акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации не взимает с кандидатов, зарегистрированных кандидатов плату за услуги по открытию счета и проведению операций по счету. За пользование денежными средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты не уплачиваются.
26. Специальный избирательный счет избирательного фонда открывается кандидату на балансовом счете "Прочие счета. Физические лица - средства избирательных фондов".
27. Избирательная комиссия области после приема необходимых для регистрации кандидата документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 10 дней принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
28. При регистрации кандидата, выдвинутого соответствующей политической партией, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии области о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующей политической партией, избирательным блоком. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.
29. В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия области обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; выдвинутых иными общественными объединениями, - требований пункта 2 статьи 21 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата.
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом пункта 1 статьи 36 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
30. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
31. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в избирательную комиссию области письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия области обязана принять решение об отмене его регистрации.
32. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок - по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв может быть произведен не позднее чем за пять дней до дня голосования.
33. Если ко дню голосования окажется только один зарегистрированный кандидат, проведение голосования по решению избирательной комиссии области откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
34. В случае наступления указанных в пункте 33 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру, все расходы, понесенные избирательной комиссией области при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата.
35. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
36. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации избирательная комиссия области передает в средства массовой информации. Территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием сведений, перечисленных в пункте 2 статьи 19 настоящего Закона. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в той же последовательности, что и в избирательном бюллетене. Перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и имуществе, об обязательствах имущественного характера зарегистрированного кандидата устанавливается избирательной комиссией области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.