2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, председателя комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации области Логинова А.П.
Первый заместитель |
А.А. Пинаев |
Программа
повышения плодородия почв сельскохозяйственного назначения Кировской области на 2000-2005 годы
(утв. постановлением Губернатора Кировской области от 24 декабря 1999 г. N 441)
1. Основные разработки
Программа повышения плодородия почв сельскохозяйственного назначения Кировской области на 2000-2005 годы (далее Программа) разработана на основании Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ.
Первостепенной задачей Программы является сохранение и дальнейшее повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения с целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
2. Современное состояние почв сельскохозяйственных угодий
В земледелии используется около 2 млн.гектаров пашни. По результатам последнего цикла агрохимического обследования 73% площади пашни занимают кислые почвы, 21,5 % с низким содержанием обменного калия, 37% почв с содержанием гумуса менее 2%.
Проведенными исследованиями установлено, что обеспеченность почв микроэлементами низкая, так площадь с недостаточным содержанием подвижного бора составляет 88%, молибдена, кобальта 99%, меди 32%, марганца 28%.
Пахотные земли не отличаются высоким естественным плодородием, имеют слабую степень окультуренности и для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур требуют внесения органических и минеральных удобрений, проведения известкования, фосфоритования и других агрохимических приемов по повышению плодородия.
Более 1,6 млн.гектаров сельхозугодий или 45 процентов переувлажнено или заболочено, значительные площади требуют проведения культуртехнических работ по улучшению земель. В южных районах области прогрессирует водная эрозия.
В полевых севооборотах складывается отрицательный баланс питательных веществ, заготовка торфа на удобрение не ведется, практически прекращена мелиорация земель. Не соблюдается технология внесения навоза, который вносится без компостирования, что приводит к засорению полей.
Низкое плодородие почв, деградация земель приводит к недобору большого количества сельскохозяйственной продукции.
3. Цель Программы
Основой увеличения производства сельскохозяйственной продукции является повышение почвенного плодородия. В этих целях необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих выполнение агротехнических, агрохимических, мелиоративных и защитных работ.
Внесение в почву химических мелиорантов (известкование, фосфоритование земель), приготовление компостов и внесение органических, минеральных удобрений, устранение избыточного увлажнения обеспечит создание наиболее оптимальных условий роста и развития растений.
4. Реализация Программы
Непосредственная реализация Программы осуществляется через разработку проектно-сметной документации на проведение химической мелиорации и осуществлению проектов внутрихозяйственного землеустройства, предусматривающих предотвращение зарастания сельхозугодий кустарниками и мелколесьем, защиту почв от эрозии, исключение загрязнения почв ядохимикатами.
В этих целях необходимо довести использование органических удобрений до 3,5 - 5,0 млн. тонн, обеспечить ежегодный подсев многолетних трав до 300 тыс.га. Без ущерба для кормовой базы использовать, как органическое удобрение до 30% запасов соломы.
Химическая мелиорация почв по первоочередному известкованию и фосфоритованию будет проводиться в племенных и семеноводческих хозяйствах области. Известкование на площади 40 - 60 тыс.га, фосфоритование - 30 - 40 тыс.га.
При применении минеральных удобрений основное внимание будет обращено на организацию эффективного их использования с учетом агрохимических показателей почвы, сельскохозяйственной культуры, предшественника и локального их внесения. Увеличить объемы применения фосфорных и калийных удобрений в паровых полях.
Исполнение Программы осуществляется предприятиями по агрохимическому обслуживанию, мелиоративным работам и землепользователями.
5. Управление реализацией Программы
Управление и контроль по выполнению Программы осуществляется комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации области, финансовым управлением администрации области, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Кировской области, Государственным комитетом по охране окружающей среды Кировской области, органами местного самоуправления муниципальных образований области в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и другими нормативными актами.
Агрохимическая служба - агрохимцентр "Кировский", станция защиты растений осуществляют агорохимический контроль за состоянием почвенного плодородия, остаточным количеством ядохимикатов и тяжелых металлов в почве, кормах и сельскохозяйственной продукции, проведение агрохимического мониторинга земель, сертификацию почв и продукции растениеводства.
6. Источники финансирования работ по повышению плодородия почв сельскохозяйственного назначения
Реализация намеченной Программы может быть осуществлена только при ее государственной поддержке путем целевого финансирования:
6.1. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса по целевой программе "Плодородие", за счет средств земельного налога и арендной платы за землю городов и поселков - 70 %, а так же средств сельхозтоваропроизводителей - 30 %.
6.2. Финансированию подлежат работы по известкованию кислых почв, фосфоритованию, вывозке и внесению органических удобрений, в том числе запашке сидератов и соломы с соблюдением агротехнических требований, приобретению минеральных удобрений, ремонту и эксплуатации мелиоративных систем.
6.3. Допускается участие средств не только в денежном выражении, но и в виде взаимозачетов, ресурсов и других форм.
6.4. Устанавливается следующий порядок финансирования агрохимических работ за счет бюджетных средств:
6.4.1. Оплата всех агрохимических работ за счет бюджетных средств производится при наличии проектной документации, составленной агрохимцентром "Кировский", прошедшей государственную экологическую экспертизу или другими организациями, имеющими лицензию на проектные работы и на основании актов выполненных работ, утвержденных районным управлением сельского хозяйства. Возмещение стоимости приобретения минеральных удобрений производится при предоставлении счетов-фактур, подтверждающих покупку и акту на выполнение работ по внесению.
6.4.2. Районные финансовые отделы осуществляют контроль за целевым использованием выделенных средств, оплачивают завершенные работы по актам и заключению комиссии.
6.4.3. Районные управления сельского хозяйства совместно с представителями агрохимцентра "Кировский" осуществляют контроль за ходом и качеством выполнения работ и вносят при необходимости соответствующие коррективы.
6.4.4. Заказчик и подрядчик отвечают за дозы и технологию внесения органических, минеральных удобрений и химмелиорантов в строгом соответствии с проектно-сметной документаций. Рентабельность предприятий - подрядчиков, производящих работы, не должна превышать 10 % по данным видам работ.
6.4.5. В случае обнаружения районной (городской) администрацией факта фальсификации данных об объемах выполненных работ администрации имеет право взыскать с исполнителя незаконно полученные средства.
7. Экономическая эффективность Программы
Реализация настоящей Программы позволит приостановить процесс снижения уровня плодородия почв, ослабить воздействие негативных факторов ухудшения земель сельскохозяйственного назначения, повысить производство зерна.
По нормативным данным эффективность средств химизации на проведение известкования, фосфоритования почв и внесения органических удобрений в первый год позволит увеличить валовое производство в переводе на зерно на 35 - 40 тыс.тонн.
С учетом последействия внесенных средств химизации к 2005 году увеличение валового производства зерна составит около 400 тыс.тонн.
Агротехническая характеристика почв области
Распределение пашни по степени кислотности
Обследован. площадь |
Наличие кислых почв | |||
Всего | в т.ч. сильно и средне кислых | |||
тыс.га | тыс.га | % | тыс.га | % |
2220,4 | 1598,6 | 72,0 | 1092,1 | 49,2 |
Обеспеченность элементами питания
Обследован. площадь |
очень низкая и низкая |
средняя и повышенная |
высокая и очень высокая |
|||
тыс.га | тыс.га | % | тыс.га | % | тыс.га | % |
подвижным фосфором 2220,4 472,0 21,2 1101,3 49,6 647,1 29,1 обменным калием 2220,4 383,3 17,2 1546,4 69,6 290,7 13,1 содержание гумуса 2220,4 784,1 35,3 1385,4 62,4 50,9 2,3 |
Планируемые объемы работ по повышению плодородия почв
на 2000-2005 годы
Един.измер. | 2000 год | 2005 год | |
1. Известкование кислых почв | тыс.га тыс.тонн |
38,3 191,5 |
50,0 250 |
2. Фосфоритование почв | тыс.га тыс.тонн |
28,7 28,7 |
40,0 40,0 |
3. Применение калийных удобрений | тыс.тн д.в. тыс.га |
3,6 40 |
3,6 40 |
4. Применение органических удобрений |
млн.тн тыс.га |
3,7 92,5 |
5,0 125,0 |
5. Подсев многолетних бобовых трав | тыс.га | 200,0 | 300,0 |
6. Агрохимическое обследование почв | тыс.га | 350,0 | 400,0 |
7. Ремонтно-эксплуатационные работы на мелиоративных системах, находящихся в областной собственности и собственности сельхозпредприятий |
тыс.га | 23,8 | 34,0 |
Планируемые объемы работ и затрат по повышению плодородия почв
на 2000 год
1. Известкование Стоимость проведения известкования 1 га Общая стоимость известкования в т.ч. стоимость известковых материалов за счет областного бюджета за счет платежей за землю, остающихся в распоряжении муниципальных образований за счет средств сельхозтоваропроизводителей |
га рублей млн.руб млн.руб млн.руб млн.руб млн.руб |
38300 1200 46 5,7 5,7 26,5 13,8 |
2. Фосфоритование Стоимость проведения фосфоритования 1 га Общая стоимость фосфоритования в т.ч. стоимость фосмуки за счет областного бюджета за счет платежей за землю, остающихся в распоряжении муниципальных образований за счет средств сельхозтоваропроизводителей |
га рублей млн.руб млн.руб млн.руб млн.руб млн.руб |
28700 1500 43 10,4 10,4 19,7 12,9 |
3. Калийные удобрения Приобретение калийных удобрений Цена 1 тонны калия хлористого, с НДС,без ж/д тарифа Общая стоимость в т.ч. за счет областного бюджета |
тонн ф.в. рублей млн.руб млн.руб |
6000 650 3,9 3,9 |
4. Требуется средств всего в т.ч. за счет средств областного бюджета за счет платежей за землю, остающихся в распоряжении муниципальных образований за счет средств сельхозтоваропроизводителей Кроме того на ремонт и эксплуатацию мелиоративных систем, находящихся в областной собственности |
млн.руб млн.руб млн.руб млн.руб млн.руб |
92,9 20,0 46,2 26,7 7,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кировской области от 24 декабря 1999 г. N 441 "О мерах по поддержанию плодородия почв сельскохозяйственного назначения Кировской области"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 15 апреля 2003 г. N 40/100
Постановление Правительства Кировской области от 14 мая 2002 г. N 16/175