Постановление Правительства Кировской области
от 11 октября 2005 г. N 45/228
"Об утверждении Концепции налоговой политики Кировской области"
В целях создания стабильных условий для экономического роста и повышения финансовой самостоятельности Кировской области, а также в соответствии с планом мероприятий, предусмотренных Программой реформирования системы управления общественными финансами Кировской области, утвержденной постановлением Правительства области от 25.10.2004 N 19/238 и постановлением Законодательного Собрания области от 28.10.2004 N 41/189 Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию налоговой политики Кировской области. Прилагается.
2. Органам исполнительной власти Кировской области учитывать положения Концепции налоговой политики Кировской области при разработке проектов законов Кировской области, постановлений Правительства области, иных нормативных правовых актов.
Первый заместитель |
Э.А. Носков |
Концепция
налоговой политики Кировской области
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 11 октября 2005 г. N 45/228)
1. Общие положения
Программой реформирования системы управления общественными финансами Кировской области, утвержденной постановлением Правительства области от 25.10.2004 N 19/238 и постановлением Законодательного Собрания области от 28.10.2004 N 41/189, предусмотрена разработка и реализация Концепции налоговой политики Кировской области (далее - Концепция), которая признана определить принципиальные подходы к построению налоговой системы регионального уровня, налоговые намерения региона на длительную перспективу.
Концепция определяет основные цели, задачи и направления налоговой политики Кировской области, принципиальные подходы к построению взаимоотношений между органами исполнительной власти и налогоплательщиками. Реализация Концепции направлена на развитие налоговой базы области, призвана обеспечить налоговыми поступлениями областной бюджет и повысить финансовую самостоятельность Кировской области.
Концепция - это базовый документ, лежащий в основе разработки и принятия законов Кировской области и иных нормативных актов в сфере налогообложения.
Концепция разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кировской области.
2. Оценка исходного состояния налогового потенциала Кировской области
На территории Кировской области ежегодно отмечается рост поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
Динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации за 2003 год, 2004 год и 1 полугодие 2005 года представлена в таблице 1.
Талица 1
Показатели |
2003 год |
2004 год |
1 полугодие 2005 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
Поступило налогов и сборов в бюджетную систему, тыс. рублей |
11 445 989 |
12 734 054 |
6 232 098 |
в том числе в федеральный бюджет, тыс. рублей |
4 748 477 |
4 121 452 |
2 174 817 |
Удельный вес поступлений в федеральный бюджет, % |
41,49 |
32,37 |
34,9 |
в том числе в областной бюджет, тыс. рублей |
3 193 119 |
5 246 399 |
2 926 525 |
Удельный вес поступлений в областной бюджет, % |
27,9 |
41,2 |
46,96 |
в том числе в местный бюджет, тыс. рублей |
3 504 393 |
3 366 203 |
1 130 756 |
Удельный вес поступлений в местный бюджет, % |
30,61 |
26,43 |
18,14 |
Налоговый потенциал региона с учетом пени, штрафных санкций, тыс. рублей |
12 635 043 |
13 435 241 |
6 295 032 |
Налоговый потенциал в 2004 году увеличился по сравнению с 2003 годом на 6,3 % или на 800198 тыс. рублей. В первом полугодии объем налоговых начислений по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличился на 2554 тыс. рублей или на 0,04 %.
Структура и объем основных налоговых доходов в консолидированном бюджете Кировской области представлена в таблице 2.
Таблица 2
Показатели |
2003 год |
2004 год |
I полугодие 2005 года |
|||
Сумма, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Налоговые доходы - всего |
6655605 |
100,0 |
8617847 |
100,0 |
4151499 |
100,0 |
в том числе: налог на прибыль организаций |
911843 |
13,7 |
1351865 |
1568 |
667314 |
16,07 |
налог на доходы физических лиц |
2896371 |
43,51 |
3693539 |
42,85 |
1783917 |
42,97 |
акцизы по подакцизным товарам |
926268 |
13,91 |
1429680 |
16,58 |
862864 |
20,78 |
единый налог, применяемый при упрощенной системе налогообложения |
94398 |
1,41 |
238733 |
2,77 |
145657 |
3,5 |
единый налог на вмененный доход |
95535 |
1,43 |
246879 |
2,86 |
140455 |
3,38 |
налог на имущество организаций |
567111 |
8,52 |
598667 |
6,94 |
241991 |
5,82 |
транспортный налог |
96642 |
1,45 |
281743 |
3,26 |
139669 |
3,36 |
платежи за пользование лесным фондом |
150233 |
2,25 |
с 01.01.2004 года поступает полностью в федеральный бюджет |
|||
земельный налог |
250504 |
3,76 |
224656 |
2,6 |
47828 |
1,15 |
налог на пользователей автомобильных дорог |
204482 |
3,07 |
146811 |
1,7 |
43705 |
1,05 |
Основным источником формирования консолидированного бюджета области являются указанные выше налоговые доходы. Их удельный вес в общей сумме доходов в 2004 году составил 74,3 %. Большая часть налоговых доходов - это налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы на подакцизные товары. Их доля в составе доходов бюджета Кировской области составляет 57,3 %.
В связи с этим, основными источниками формирования налоговой базы для Кировской области являются такие показатели, как объем реализации товаров (работ, услуг) и доходы физических лиц.
Ретроспективный анализ социально-экономического развития Кировской области свидетельствует о наличии положительной динамики отдельных макроэкономических показателей, формирующих налогооблагаемую базу.
Так, объем валового регионального продукта за 2004 год увеличился в сопоставимых ценах на 3,3 % к уровню предыдущего года.
Объем произведенной промышленной продукции в 2004 году увеличился по сравнению с 2003 годом на 11 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 103,1 %.
Фонд оплаты труда в 2004 году возрос по сравнению с 2003 годом на 18,2 %.
Ситуация на потребительском рынке характеризуется увеличением темпов роста оборота розничной торговли. В 2004 году оборот розничной торговли в сопоставимых ценах возрос на 8,9 % к уровню предыдущего года.
В 1 полугодии 2005 года отмечен рост среднемесячной заработной платы на 18,5 %, реальных денежных доходов населения на 5,4 %, объема инвестиций в основной капитал на 6 %, оборота розничной торговли на 7,6 %. Объем отгруженных товаров снизился на 4,3 %, сократился объем производства во всех категориях хозяйств мяса и молока относительно аналогичного периода прошлого года. Индекс промышленного производства по полному кругу организаций - производителей к соответствующему периоду 2004 года составил 95,7 %.
Совокупная задолженность по налогам, пени, штрафам в консолидированный бюджет области по состоянию на 1 января 2005 года составила 1378,4 млн. рублей и за 2004 год сократилась на 440,9 млн. рублей. Задолженность по налоговым платежам (без штрафов и пени) в бюджет территории составила 844,4 млн. рублей, за 2004 год она снижена на 161,6 млн. рублей. Основная доля задолженности по налоговым платежам приходится на долги по региональным налогам - 43,6 %, по налогу на прибыль организаций - 26,9 %, по местным налогам - 14,1 %.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что при решении задач развития и укрепления доходной базы бюджета Кировской области целесообразно сделать акцент на повышении доходов населения и создании условий рентабельной работы предприятий, всесторонней государственной поддержке инвестиционной деятельности. Необходимо также задействовать резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики.
3. Основные проблемы развития налоговой базы Кировской области
Исходя из анализа налогового потенциала, факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также требований и возможностей действующего налогового законодательства основными проблемами развития налоговой базы Кировской области являются:
3.1. Неустойчивость макроэкономических условий, что не позволяет обеспечить стабильного улучшения финансовых результатов работы предприятий и повышения доходов физических лиц.
3.2. Ограниченные налоговые полномочия субъектов Российской Федерации.
3.3. Нестабильность федерального налогового законодательства, ограничивающего возможности для проведения долгосрочной региональной налоговой политики.
4. Основные цели и задачи налоговой политики
4.1. Главной целью Концепции налоговой политики Кировской области является создание условий для роста доходов областного бюджета, что в свою очередь обеспечит повышение благосостояния населения.
С учетом поставленной цели требуется:
4.1.1. Создание стабильной налоговой системы.
4.1.2. Полное использование стимулирующей функции налогов в воздействии на расширение налоговой базы.
4.1.3. Оздоровление экономики организаций-налогоплательщиков, содействие в укреплении их финансового состояния.
4.2. В ходе реализации Концепции для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
4.2.1. Совершенствование законодательства области о налогах и сборах, его упрощение и систематизация.
4.2.2. Создание благоприятных условий для развития экономики области, повышение ее конкурентоспособности, стимулирование инвестиционных процессов.
4.2.3. Развитие малого и среднего бизнеса, как сектора экономики, в значительной степени определяющего доходы областного бюджета на перспективу.
4.2.4. Повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения области, дальнейшее развитие потребительского рынка и сферы платных услуг населению.
4.2.5. Сокращение числа низкорентабельных и убыточных предприятий.
4.2.6. Повышение прозрачности процессов в сфере налогообложения.
5. Принципы и направления налоговой политики
В рамках Концепции основные направления налоговой политики области и мероприятия по ее реализации основываются на принципах актуальности, соответствия требованиям федерального законодательства, справедливости, доступности информации о налогообложении, уважения к налогоплательщику.
В соответствии с определенными принципами в среднесрочной перспективе налоговая политика Кировской области будет развиваться в следующих направлениях.
5.1. Совершенствование налогового законодательства Кировской области
Совершенствование налогового законодательства производится путем:
5.1.1. Инвентаризации законодательных актов Кировской области о налогах и сборах.
5.1.2. Упорядочения и сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями.
5.1.3. Своевременного приведения нормативных правовых актов области в соответствие с нормами федерального законодательства.
5.1.4. Проведения независимой экспертизы вновь принимаемых законодательных актов области по вопросам налогообложения.
5.2. Увеличение налогового потенциала Кировской области
Для увеличения налогового потенциала требуется:
5.2.1. Создание благоприятных условий для развития экономики области, повышение ее конкурентоспособности, стимулирования инвестиционных процессов.
5.2.2. Проведение целенаправленной работы с градообразующими и бюджетообразующими предприятиями области в целях улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращения недоимки в областной бюджет.
5.2.3. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса, как сектора экономики, в значительной степени определяющего доходы областного бюджета на перспективу.
5.2.4. Активизация мер по финансовому оздоровлению убыточных организаций, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов.
5.2.5. Создание стабильных условий деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию области, реализация высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых организаций и производств, повышение конкурентоспособности действующих организаций.
5.2.6. Создание необходимых условий для увеличения производства и реализации подакцизных товаров (в первую очередь, ликеро-водочной# продукции) для стабильной работы и укрепления конкурентных позиций организаций, производящих данную продукцию.
5.2.7. Выявление не вовлеченных в налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности физическим лицам.
5.2.8. Своевременная индексация инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц в рамках действующего законодательства.
5.2.9. Принятие мер по легализации доходов населения, введение регионального стандарта минимальной оплаты труда, применение его для решения вопросов об участии того или иного предприятия в региональных проектах и программах, размещении регионального заказа, предоставления региональных налоговых льгот и государственной поддержки.
5.2.10. Внедрение на рынке бюджетных услуг принципиально новых по качеству платных услуг, предоставляемых бюджетными организациями, развитие системы ипотечного кредитования, что приведет к стимулированию населения к дополнительным заработкам.
5.2.11. Проведение регулярного анализа налоговой базы области для определения возможных путей ее развития.
5.3. Создание имиджа добросовестного налогоплательщика и улучшение налогового администрирования
Для создания общественного мнения уважения к налогоплательщику и улучшения налогового администрирования необходимо:
5.3.1. Поощрение налогоплательщиков, добросовестно исполняющих обязанности по уплате налогов и сборов, внедрение таких форм поощрения, как благодарственные письма Губернатора области и Правительства области, выдача сертификатов доверия.
5.3.2. Формирование общественного мнения в направлении позитивного восприятия бизнеса, как источника пополнения доходной части бюджета, и как следствие повышения благосостояния каждого из членов общества.
5.3.3. Публикация в средствах массовой информации сведений о формировании доходной части бюджета, значении роли налогоплательщиков в данном процессе и в решении социальных проблем области.
5.3.4. Активизация работы с крупнейшими налогоплательщиками области, мониторинг их финансовой деятельности и платежной дисциплины.
5.3.5. Активизация применения мер воздействия на недобросовестных налогоплательщиков, применение процедур банкротства по отношению к недоимщикам в случае непринятия ими мер по финансовому оздоровлению предприятия и погашению задолженности по платежам в бюджет.
5.4. Повышение прозрачности процессов в сфере налогообложения
Повышение прозрачности процессов в сфере налогообложения достигается путем:
5.4.1. Совершенствования системы учета задолженности перед бюджетом (недоимки), рассроченных и отсроченных платежей в бюджет, что позволит контролировать ситуацию с налоговой базой, своевременно выявлять складывающиеся негативные тенденции и адекватно реагировать на их возникновение.
5.4.2. Публикации в средствах массовой информации сведений о задолженности перед областным бюджетом.
5.4.3. Повышения реалистичности в планировании и прогнозировании доходов областного бюджета, усиления взаимодействия с налоговыми органами на этапе планирования доходной части бюджета.
5.4.4. Совершенствования процедур информационного обмена между департаментом финансов Кировской области и территориальными органами Федеральной налоговой службы.
5.4.5. Публикации в средствах массовой информации данных об объемах предоставленных налоговых льгот и оценки их эффективности для обеспечения за ними общественного контроля.
5.4.6. Расширения доступа предпринимателей к информационным ресурсам.
6. Результаты и последствия реализации Концепции
Реализация Концепции позволяет прогнозировать получение следующих экономических эффектов:
6.1. Оздоровление экономики организаций-налогоплательщиков, укрепление их финансового состояния.
6.2. Создание благоприятных условий для активизации инвестиционных процессов.
6.3. Рост налоговых поступлений в областной бюджет.
6.4. Сокращение недоимки по налогам и сборам в областной бюджет.
6.5. Повышение благосостояния населения Кировской области.
6.6. Укрепление экономической и социальной стабильности Кировской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 11 октября 2005 г. N 45/228 "Об утверждении Концепции налоговой политики Кировской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 г. N 637-п настоящий документ признан утратившим силу с 28 ноября 2020 г.