Решение Котельничской районной Думы второго созыва Кировской области
от 8 февраля 2006 г. N 419
"Об оценке эффективности предоставленных и (или) предполагаемых к предоставлению местных налоговых льгот на территории Котельничского муниципального района"
Решением Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области от 29 декабря 2008 г. N 344 настоящее решение признано утратившим силу
В соответствии с программой реформирования муниципальных финансов в Котельничском районе, утвержденной решением Котельничской районной Думы N 288 от 29.12.2004 г. в целях оценки эффективности предоставленных и (или) предполагаемых к предоставлению местных налоговых льгот на территории Котельничского муниципального района Котельничская районная Дума решила:
1. Утвердить Порядок оценки эффективности предоставленных и (или) предполагаемых к предоставлению муниципальных налоговых льгот в Котельничском муниципальном районе (далее - Порядок) Прилагается.
2. Не подлежат предоставлению проекты нормативно-правовых актов, вносимые на рассмотрение Котельничской районной Думы, содержащие перечень налоговых льгот действующих на территории Котельничского муниципального района, без расчетов их финансовой эффективности, а также при их низкой оценке.
3. Установить, что при выявлении фактов низкой финансовой эффективности действующих муниципальных налоговых льгот, финансовым отделом Котельничского района осуществляется подготовка проектов нормативно-правовых инициатив об отмене предоставленных налоговых льгот.
4. Управлениям и отделам администрации Котельничского района, которыми вносились и вносятся предложения об установлении местных налоговых льгот, проводить оценку эффективности предоставленных и предполагаемых к предоставлению местных налоговых льгот в соответствии с утвержденным Порядком.
5. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации Котельничского района.
Глава района |
Н.Н. Подлевских |
Порядок
оценки эффективности предоставленных и предполагаемых к предоставлению
налоговых льгот на территории Котельничского муниципального района
(утв. решением Котельничской районной Думы второго созыва Кировской области
от 8 февраля 2006 г. N 419)
Раздел 1. Общие положения об оценке эффективности предоставленных и предполагаемых к предоставлению налоговых льгот
Настоящий Порядок проведения оценки эффективности предоставленных и предполагаемых (планируемых) к предоставлению налоговых льгот (далее - Порядок на территории Котельничского муниципального района (далее - Котельничский район), определяет объекты оценки эффективности местных налоговых льгот, принципиальные подходы к их оценке, перечень и последовательность действий при проведении оценки, состав исполнителей и их взаимоотношения, а также требования к реализации результатов данной оценки.
1. Цели проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот.
Оценка эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот производится в целях сокращения потерь районного бюджета, связанных с предоставлением местных налоговых льгот. Проведение оценки должно способствовать оптимизации перечня действующих местных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления муниципальной поддержки в форме местных налоговых льгот.
2. Объекты оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот.
Объектом оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот является финансовый эффект от предоставления местных налоговых льгот как действующих, так и планируемых к введению на территории Котельничского района (в том числе льгот в виде применения пониженной ставки налога). Оценка производится в разрезе отдельно взятых видов местных налогов и в отношении каждой категории их получателей.
В качестве эффекта от предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот рассматриваются:
- полученные (планируемые к получению) налоговые поступления в районный бюджет, которые связаны с использованием местных налоговых льгот;
- экономия средств районного бюджета.
В случае если сумма эффекта от предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот превышает сумму или равна сумме предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, это означает достаточную финансовую эффективность оцениваемых местных налоговых льгот.
Если сумма эффекта от предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот меньше суммы предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, то местная налоговая льгота имеет низкую финансовую эффективность.
3. Дата проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот.
Оценка эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот производится по состоянию на конец отчетного года, на момент внесения предложений о введении новых местных налоговых льгот или на момент конкурсного отбора инвестиционных проектов. В соответствии со статьей 182 Бюджетного кодекса Российской Федерации оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот (оценка объемов предоставленных налоговых льгот) производится перед представлением в Котельничскую районную Думу проекта решения о бюджете района на очередной финансовый год.
Раздел 2. Методологические подходы к проведению оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению муниципальных налоговых льгот
1. Последовательность оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот.
Оценка эффективности предоставленных налоговых льгот производится в несколько этапов.
На первом этапе производится инвентаризация и мониторинг предоставленных налоговых льгот в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления района.
На втором этапе осуществляется определение суммы (объема) налоговых льгот, предоставленных в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления района.
На третьем этапе осуществляется определение суммы прироста налоговых доходов, поступающих в бюджет района (или суммы экономии бюджетных средств), в результате использования местных налоговых льгот.
На четвертом этапе сопоставляется сумма (объем) предоставленных налоговых льгот с суммами прироста налоговых доходов, поступающих в бюджет района, и (или) суммами экономии бюджетных средств.
2. Источники информации для оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот.
Осуществляемые при проведении оценки расчеты эффективности должны базироваться на данных налоговой, статистической, финансовой отчетности, а также иной достоверной информации. При отборе данных для проведения оценки приоритет отдается налоговой и финансовой отчетности, а при отсутствии необходимых данных в этих видах отчетности (или их недоступности) используется статистическая отчетность и иные виды информации, включая оценки экспертов.
Источниками информации являются:
- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 8 по Кировской области и территориальное отделение Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по Котельничскому району;
- администрация Котелничского района;
- финансовый отдел Котельничского района;
- получатели льгот или претендующие на их получение лица.
3. Методы проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот по отдельным категориям налогоплательщиков.
3.1. Категории налогоплательщиков, в отношении которых проводится оценка эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот.
Различаются несколько категорий налогоплательщиков, в отношении которых существуют особенности проведения оценки финансовой эффективности налоговых льгот:
- бюджетные учреждения и организации, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее - бюджетные учреждения и организации);
организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, получающие муниципальную поддержку за счет бюджета района, -сельскохозяйственные товаропроизводители, организации пассажирского транспорта, организации жилищно-коммунального хозяйства, дорожно-эксплуатационные организации (далее - организации, получающие муниципальную поддержку);
- организации, имеющие общественную значимость;
- организации и индивидуальные предприниматели - субъекты инвестиционной деятельности в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления района;
- финансовые организации, осуществляющие поддержку инвестиционной деятельности в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления района;
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, которые не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий;
- физические лица.
3.2. Особенности проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот в отношении бюджетных учреждений и организаций.
Если получателем муниципальных налоговых льгот выступают бюджетные учреждения и организации, обеспечивающие выполнение возложенных на них функциональных задач в интересах населения Котельничского района, то в этом случае сумма предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот рассматривается как разновидность бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика в ускоренном и упрощенном порядке. Следовательно, эффект от предоставления налоговых льгот здесь проявляется в экономии бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование выполнения налогоплательщиком социальных задач, и экономии на трансфертных издержках.
3.3. Особенности проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот в отношении организаций, получающих муниципальную поддержку.
Если организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, получают муниципальную поддержку за счет средств бюджета района, то эффект от предоставления налоговых льгот определяется исходя из стоимостной оценки возможных потерь бюджета в случае прекращения муниципальной поддержки этих организаций, которые могут выражаться:
- в увеличении расходов бюджета на компенсацию социально не защищенным слоям населения и повышении цен на продукцию (работы, услуги), производимую ранее
льготируемыми организациями (крестьянскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями);
- в увеличении расходов бюджета на закупки продукции (работ, услуг), производимой ранее льготируемыми организациями (крестьянскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями);
- в расходах бюджета на устранение аварий, катастроф, разрушений, работы по предупреждению которых ведутся льготируемыми организациями (индивидуальными предпринимателями).
При оценке эффективности может учитываться сумма экономии бюджетных средств, выделяемых на предоставление муниципальной поддержки. В этих случаях в качестве финансового эффекта рассматривается разница между необходимыми и фактически выделенными суммами муниципальной поддержки той или иной отрасли экономики.
3.4. Особенности проведения оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных и планируемых к предоставлению организациям, имеющим общественную значимость.
Услуга организаций, имеющих общественную значимость, оцениваются в стоимостном выражении. Финансовым эффектом от предоставления налоговых льгот является экономия средств бюджета района, которая определяется исходя из стоимостной оценки оказания таких услуг.
3.5. Особенности проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот в отношении субъектов инвестиционной деятельности.
В качестве эффекта от предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности рассматривается сумма прироста фактических и (или) планируемых налоговых поступлений в бюджет района за период, устанавливаемый органами местного самоуправления района или уполномоченным ими органом, и сумма предоставленных и (или) планируемых к предоставлению налоговых льгот за тот же период.
3.6. Особенности проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот в отношении финансовых организаций, осуществляющих поддержку инвестиционной деятельности.
В качестве эффекта от предоставления налоговых льгот финансовым организациям, осуществляющим поддержку инвестиционной деятельности, рассматривается фактический (плановый) прирост налоговых поступлений в бюджет района по результатам реализации получивших финансовую поддержку бизнес-планов (инвестиционных проектов) субъектов инвестиционной деятельности и сумма предоставленных и (или) планируемых к предоставлению налоговых льгот за тот же период.
3.7. Особенности проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот в отношении организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и индивидуальных предпринимателей.
По данной категории налогоплательщиков эффект от предоставления налоговых льгот должен быть определен исходя из полученных или планируемых к получению налоговых поступлений в бюджет района, которые связаны с использованием налоговых льгот.
Оценка полученных (или планируемых к получению) налоговых поступлений в бюджет района, которые связаны с использованием налоговых льгот, производится по формуле:
НПл = НПд + НПп,
где:
НПл - сумма налоговых поступлений, полученных и планируемых к получению
в связи с предоставлением налоговых льгот;
НПд - сумма полученных налоговых поступлений, которые связаны с
использованием налоговых льгот;
НПп - сумма планируемых к получению налоговых поступлений, обусловленных
предоставлением налоговых льгот.
В свою очередь оценка полученных налоговых поступлений в районный бюджет, которые связаны с использованием налоговой льготы, производится по формуле:
НПд = НП х ДД,
где:
НП - сумма налоговых поступлений в бюджет района;
ДД - доля суммы полученной налоговой льготы в доходах
налогоплательщиков.
Оценка планируемых к получению налоговых поступлений в бюджет района, которые связаны с использованием налоговых льгот, производится по формуле:
НПп = ((ПНПi + НПНi + ПНП...i)х КД1) + ((ПНПi + ПНПi + НПН i)х КД2) +
+ ((ПНПi + ПНПi + ПНП i)хКДЗ),
где
ПНПi - планируемые налоговые поступления (по каждому виду налога);
КД1 - коэффициент дисконтирования в расчете на первый год получения
планируемых налоговых поступлений;
КД2 - коэффициент дисконтирования в расчете на второй год получения
планируемых налоговых поступлений;
КДЗ - коэффициент дисконтирования в расчете на третий год получения
планируемых налоговых поступлений.
Планируемые поступления по налогуна доходы физических лиц определяются по формуле:
ПНПндфл = ФЗП х ДД х СНндфл,
где:
ФЗП - фонд заработной платы в период, за который производится оценка;
ДД - доля суммы полученной местной налоговой льготы в доходах
налогоплательщиков;
СНндфл - действующая в период оценки ставка налога на доходы
физических лиц (в совокупности выражение ФЗП х ДД представляет
собой прирост фонда заработной платы, обусловленный применением
местных налоговых льгот, достигнутый в период, за который
производится оценка).
Планируемые поступления по налогу на имущество физических лиц определяются по формуле:
ПНПнифз = ПСим х ДД х СНнифз,
где:
ПСим - прирост стоимости имущества, обусловленный применением налоговых
льгот, достигнутый в период, за который производится оценка;
ДД - доля суммы полученной налоговой льготы в доходах
налогоплательщиков;
СНни - действующая в период оценки ставка налога на имущество
физических лиц.
Планируемые поступления по земельному налогу определяются по формуле:
ПНПзн = ФЗП х ДД х СНзн,
где:
ФЗП - площадь земли в период, за который производится оценка;
ДД - доля суммы полученной налоговой льготы в доходах
налогоплательщиков;
СНзн - действующая в период оценки ставка земельного налога.
(В совокупности выражение ФЗП х ДД представляет собой прирост
стоимости земли, обусловленный применением налоговых льгот,
достигнутый в период, за который производится оценка).
Планируемые поступления по единому налогу на вмененный доход определяются по формуле:
ПНПенвд = БД х ДД х СНенвд,
где
БД - базовая доходность по единому налогу на вмененный доход для
отдельных категорий в период, за который проводится оцека
ДД - доля суммы полученной налоговой льготы в доходах
налогоплательщиков;
СНенвд - действующая в период оценки ставка единого налога на вмененный
доход в соответствии с установленной базовой доходностью.
Коэффициенты дисконтирования в целях проведения оценки определяются следующим образом:
КД1 = 100 / (100 + СЦБ),
где:
СЦБ - действующая на момент проведения оценки учетная ставка
Центрального банка Российской Федерации;
КД2 = 100 х КД1 / (100 + СЦБ);
КД3 = 100 х КД2 / (100 + СЦБ).
3.8. Особенности проведения оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных и планируемых к предоставлению физическим лицам, в соответствии с действующим законодательством.
По физическим лицам, которым предоставлены или планируются к предоставлению налоговые льготы, сумма финансового эффекта от предоставления налоговых льгот признается равной сумме предоставленных налоговых льгот.
В случае не предоставления налоговых льгот отдельным категориям физических лиц может возникнуть необходимость в выделении из бюджета района средств на их муниципальную (социальную) поддержку. Следовательно, при предоставлении муниципальных налоговых льгот происходит экономия бюджетных средств.
Раздел 3. Обеспечение инвентаризации (мониторинга) предоставленных местных налоговых льгот
На момент проведения оценки эффективности налоговых льгот должна быть проведена инвентаризация налоговых льгот, предоставленных в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления района. По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется финансовым отделом Котельничского района по следующей форме:
Реестр предоставленных местных
налоговых льгот по состоянию на "___" __________ 200__ года
N п/п | Вид налога | Содержание льготы | Условия предоставления |
Категория получателей |
Нормативный акт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
При введении новых местных налоговых льгот, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.
Раздел 4. Требования к оценке эффективности планируемых к предоставлению местных налоговых льгот
1. Оценка эффективности планируемых к предоставлению местных налоговых льгот.
Местные налоговые льготы, планируемые к предоставлению на территории Котельничского района, должны быть предварительно оценены на предмет их.финансовой эффективности. Оценка должна быть произведена с учетом требований и методологических подходов, изложенных в разделах 1 и 2 настоящего Порядка. Оценка производится соответствующим органом местного самоуправления Котельничского района, являющимся инициатором предоставления налоговой льготы.
2. Экспертиза результатов оценки эффективности предоставления местных налоговых льгот.
Экспертизу материалов, подтверждающих финансовую эффективность планируемых к введению налоговых льгот, обеспечивает финансовый отдел Котельничского района.
Раздел 5. Реализация материалов оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению местных налоговых льгот
1. Обобщение материалов оценки эффективности налоговых льгот.
Финансовый отдел Котельничского района обеспечивает обобщение материалов оценки эффективности налоговых льгот, произведенной в разрезе видов налогов и категорий налогоплательщиков по следующей форме:
N п/п | Вид налога | Категория получателей льгот |
Сумма предоставленных налоговых льгот, тыс. руб. |
Финансовый эффект от предоставления налоговых льгот, тыс. руб. |
Отклонения (+, -), гр.5 = гр.4 - гр.3. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Итого |
Для формирования граф 1 и 2 вышеуказанной формы используется составленный в ходе инвентаризации реестр местных налоговых льгот.
2. Действия по реализации результатов оценки эффективности местных налоговых льгот
2.1. Представление материалов оценки эффективности предоставления налоговых льгот
По результатам проведения оценки эффективности местных налоговых льгот составляется аналитическая записка, которая представляется главе администрации района. Аналитическая записка должна содержать полный перечень предоставленных на территории района налоговых льгот, полную информацию о доходах районного бюджета, выпадающих по причине предоставления налоговых льгот, сведения о бюджетной эффективности действующих налоговых льгот и предложения, направленные на корректировку или отмену неэффективных налоговых льгот.
2.2. Публикация материалов оценки эффективности от предоставления налоговых льгот
Информация о результатах оценки потерь бюджета района и дополнительных бюджетных доходов (экономии бюджетных средств) в связи с предоставлением налоговых льгот, а также совокупной бюджетной эффективности местных налоговых льгот публикуется в средствах массовой информации районного масштаба.
Раздел 6. Заключительные положения
При принятии нормативно-правовых актов органами местного самоуправления Котельничского района, предусматривающих предоставление новых местных налоговых льгот, в настоящий Порядок вносятся поправки, содержащие методики проведения оценки финансовой эффективности предоставленных местных налоговых льгот. Указанные методики разрабатываются финансовым отделом Котельничского района совместно с органами местного самоуправления района, ответственными за соответствующие направления муниципальной поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Котельничской районной Думы второго созыва Кировской области от 8 февраля 2006 г. N 419 "Об оценке эффективности предоставленных и (или) предполагаемых к предоставлению местных налоговых льгот на территории Котельничского муниципального района"
Текст решения опубликован в газете "Котельничский вестник" от 18 марта 2006 г. N 33 (12206)
Решением Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области от 29 декабря 2008 г. N 344 настоящее решение признано утратившим силу