Решение Котельничской районной Думы второго созыва Кировской области
от 8 февраля 2006 г. N 424
"Об утверждении Концепции развития и сохранения налоговой базы
Котельничского муниципального района"
Решением Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области от 29 декабря 2008 г. N 344 настоящее решение признано утратившим силу
В соответствии с Программой реформирования муниципальных финансов в Котельничском районе, утвержденной решением Котельничской районной Думы N 288 от 29.12.2004 г. в целях развития и сохранения налоговой базы Котельничского муниципального района Котельничская районная Дума решила:
1. Утвердить Концепцию развития и сохранения налоговой базы Котельничского муниципального района (Прилагается).
2. Органам местного самоуправления Котельничского муниципального района учитывать положения Концепции при разработке проектов решений Котельничской районной Думы, постановлений и распоряжений главы администрации Котельничского муниципального района, иных нормативно-правовых актов.
3. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации района.
4. Установить, что настоящее решение вступает в силу с момента его принятия.
Глава района |
Подлевских Н.Н. |
Концепция
развития и сохранения налоговой базы Котельничского муниципального района
(утв. решением Котельничской районной Думы второго созыва Кировской области
от 8 февраля 2006 г. N 424)
Программой реформирования системы управления муниципальными финансами Котельничского района, утвержденной решением Котельничской районной Думы N 288 от 29.12.2004 года, предусмотрена разработка и реализация Концепции развития и сохранения налоговой базы Котельничского муниципального района (далее - Концепция), которая призвана определить, принципиальные подходы к построению налоговой системы муниципального уровня, а также налоговые намерения района на долгосрочную перспективу. Настоящая Концепция направлена на сохранение и развитие налоговой базы Котельничского муниципального района (далее - Котельничский район), сохранения и наращивания доходной части местного бюджета. Налоговая политика в Котельничском районе ориентирована на создание благоприятных условий для стимулирования активности и повышения на этой основе собираемости налогов во все уровни бюджетов, а также на сокращение задолженности по налоговым платежам в бюджет. Данная Концепция является базовым документом, разработанным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кировской области, нормативно-правовыми актами Котельничского района и лежащем в основе разработки и принятия нормативно-правовых актов Котельничского района в сфере налогообложения.
1. Оценка исходного состояния налогового потенциала Котельничского района
На территории Котельничского района ежегодно отмечается рост поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
Динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации за 2003 год, 2004 год и 2005 год представлена в нижеприведенной таблице.
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Поступило налогов и сборов в бюджетную систему, всего (тыс. руб.) |
74771,2 |
101868,7 |
95895,7 |
В том числе в федеральный бюджет (тыс. руб.) |
19203,8 |
26842,8 |
24150,9 |
Удельный вес поступлений в федеральный бюджет (%) |
25,7 |
26,4 |
25,2 |
В том числе в областной бюджет (тыс. руб.) |
10146,6 |
16883,9 |
31554,3 |
Удельный вес поступлений в областной бюджет (%) |
13,6 |
16,6 |
32,9 |
В том числе в местный бюджет (тыс. руб.) |
45420,8 |
58142,0 |
40190,5 |
Удельный вес поступлений в местный бюджет (%) |
60,7 |
57,0 |
41,9 |
Поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации в 2004 году увеличилось по сравнению с 2003 годом на 27097,5 тыс. руб. В 2005 году объем налоговых начислений по сравнению с 2004 годом сократился на 5973 тыс. руб.
Структура и объем основных налоговых доходов в бюджете Котельничского района представлены в нижеприведенной таблице.
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||
Налог на прибыль |
1951,0 |
4,3 |
3651,5 |
6,3 |
- |
- |
Налог на доходы физических лиц |
12691,7 |
27,9 |
26119,9 |
44,9 |
12457,6 |
31 |
Налог на имущество |
999,6 |
2,2 |
1499,4 |
2,6 |
3010,6 |
7,5 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
10226,3 |
22,5 |
3568,7 |
6,1 |
4500,9 |
11,2 |
Прочие налоги, пошлины, сборы |
3603 |
7,9 |
1481,1 |
2,5 |
1209,2 |
3,0 |
Основным источником формирования бюджета района являются налоговые доходы. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимают такие налоги, как налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль, налог на имущество.
В связи с этим основными источниками формирования налоговой базы Котельничского района являются такие показатели, как доходы физических лиц и платежи за пользование природными ресурсами.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что при решении задач развития и укрепления налоговой базы бюджета Котельничского района целесообразнее будет сделать упор на повышение доходов населения района и создание условий рентабельной работы предприятий, всесторонней муниципальной поддержке инвестиционной деятельности. Также необходимо задействовать резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики района.
2. Основные проблемы развития налоговой базы Котельничского района
Исходя из анализа налогового потенциала, а также факторов, которые оказывают влияние на его формирование, требований и возможностей действующего налогового законодательства, основными проблемами развития налоговой базы Котельничского района являются:
- нестабильность федерального и регионального налогового законодательства, ограничивающего возможности для проведения долгосрочной муниципальной налоговой политики;
- ограниченные налоговые полномочия органов местного самоуправления;
- неустойчивость макроэкономических условий, что не позволяет обеспечить стабильного улучшения финансовых результатов работы многих предприятий и, как следствие, повышения доходов физических лиц;
- недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и недоступность для большинства из них кредитных ресурсов;
- неразвитость системы информационной, методической и консультативной помощи предпринимателям, а также отсутствие у. граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью, необходимых знаний и навыков и т.д.
3. Основные цели и задачи налоговой политики
1. Главной целью Концепции развития и сохранения налоговой базы Котельничского района является создание условий для роста доходов районного бюджета, что в свою очередь обеспечит повышение благосостояния населения.
С учетом поставленной цели требуется:
- создание стабильной налоговой системы;
- полное использование стимулирующей функции налогов в воздействии на расширение налоговой базы района;
- оздоровление экономики организаций-налогоплательщиков, содействие в укреплении их финансового состояния.
2. В ходе реализации Концепции для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- совершенствование законодательства района о налогах и сборах, его упрощение и систематизация;
- создание благоприятных условий для развития экономики района, повышение ее конкурентоспособности, стимулирование инвестиционных процессов;
- развитие малого и среднего бизнеса как сектора экономики, в значительной степени определяющего доходы бюджета района на перспективу;
- повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения Котельничского района, дальнейшее развитие потребительского рынка и сферы платных услуг населению;
- сокращение числа низкорентабельных и убыточных предприятий;
- повышение прозрачности процессов в сфере налогообложения.
4. Принципы и направления налоговой политики Котельничского района
В рамках Концепции основные направления налоговой политики Котельничского района и мероприятия по ее реализации основываются на принципах соответствия требованиям федерального, областного и местного законодательств, актуальности, доступности информации о налогообложении, справедливости и уважения к налогоплательщику.
В соответствии с вышеуказанными принципами налоговая политика Котельничского района в среднесрочной перспективе будет развиваться в следующих направлениях:
1. Совершенствование налогово-правовой базы Котельничского района
Совершенствование налогово-правовой базы проводится путем:
- инвентаризации нормативно-правовых актов Котельничского района о налогах и сборах;
- упорядочения и сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями;
- своевременного приведения нормативно-правовых актов района в соответствие с нормами федерального и областного законодательства;
- проведения независимой и своевременной экспертизы вновь принимаемых нормативно-правовых актов района по вопросам налогообложения.
2. Увеличение налогового потенциала Котельничского района.
Для увеличения налогового потенциала района необходимо следующее:
- создание благоприятных условий для развития экономики района, повышения ее конкурентоспособности и стимулирования инвестиционных процессов;
- проведение целенаправленной работы с бюджетообразующими и градообразующими предприятиями района в целях улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности и сокращения недоимки в районный бюджет;
- создание условий для развития малого и среднего бизнеса как сектора экономики, в значительной степени определяющего доходы бюджета района на перспективу;
- оказание финансовой, консультационной, методической и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; а также мониторинг деятельности предприятий в сфере малого и среднего предпринимательства;
- активизация мер по финансовому оздоровлению низкорентабельных и убыточных предприятий и организаций, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, а также привлечения внешних инвесторов;
- создание стабильных условий деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию района, реализация высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых организаций и производств, повышение конкурентоспособности действующих организаций;
- выявление не вовлеченных в налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности физическим лицам;
- своевременная индексация инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц в рамках действующего законодательства;
- проведение регулярного анализа налоговой базы района для определения возможных путей ее развития и другие меры.
3. Создание имиджа добросовестного налогоплательщика и улучшение налогового администрирования
Для создания общественного мнения и уважения к налогоплательщику и улучшения налогового администрирования необходимо:
- поощрение налогоплательщиков, добросовестно исполняющих обязанности по уплате налогов и сборов, внедрение различных форм поощрения, например, таких как благодарственные письма главы администрации района, выдача сертификатов доверия;
- формирование общественного мнения в направлении позитивного восприятия предпринимательства как источника пополнения доходной части бюджета и повышения благосостояния населения района;
- публикация в средствах массовой информации сведений о формировании доходной части бюджета района, значении роли налогоплательщиков в данном процессе и в решении социальных проблем района;
- активизация работы с крупнейшими налогоплательщиками района, мониторинг их финансовой деятельности и платежной дисциплины;
- активизация применения мер воздействия на недобросовестных налогоплательщиков, применение процедур банкротства по отношению к недоимщикам в случае непринятия ими мер по финансовому оздоровлению предприятия и погашению задолженности по платежам в бюджет района.
4. Повышение прозрачности процессов в сфере налогообложения.
Повышение прозрачности процессов в сфере налогообложения достигается путем:
- совершенствование системы учета задолженности перед бюджетом (недоимки), рассроченных и отсроченных платежей в бюджет, что позволит контролировать ситуацию с налоговой базой и своевременно выявлять складывающиеся негативные тенденции и адекватно реагировать на их возникновение;
- публикации в средствах массовой информации сведений о задолженности перед районным бюджетом;
- повышения реалистичности в планировании и прогнозировании доходов бюджета района, усиления взаимодействия с налоговыми органами на этапе планирования доходной части районного бюджета;
- совершенствования процедур информационного обмена между администрацией района, финансовым отделом Котельничского района и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Кировской области;
- публикации в средствах массовой информации данных об объемах предоставленных налоговых льгот и оценки их эффективности для обеспечения за ними общественного контроля;
- расширения доступа предпринимателей к информационным ресурсам Котельничского района.
5. Ожидаемые результаты и последствия реализации Концепции развития и сохранения налоговой базы Котельничского района
Реализация Концепции развития и сохранения налоговой базы Котельничского района позволит обеспечить достижение следующих экономических результатов:
- оздоровление экономики организаций-налогоплательщиков Котельничского района, укрепление их финансового состояния;
- создание благоприятных условий для активизации инвестиционных проектов на территории района;
- рост налоговых поступлений в бюджет Котельничского района;
- сокращение недоимки по налогам и сборам в бюджет района;
- повышение благосостояния населения Котельничского района;
- укрепление экономической и социальной стабильности Котельничского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Котельничской районной Думы второго созыва Кировской области от 8 февраля 2006 г. N 424 "Об утверждении Концепции развития и сохранения налоговой базы Котельничского муниципального района"
Настоящее решение вступает в силу с момента его принятия
Текст решения официально опубликован не был
Решением Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области от 29 декабря 2008 г. N 344 настоящее решение признано утратившим силу