В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными федеральными законами от 24.07.98 N 125-ФЗ, от 04.01.99 N 5-ФЗ, от 17.07.99 N 172-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ), пунктом 2 статьи 17 Закона Кировской области от 05.05.2005 N 322-ЗО "О социальном обслуживании граждан в Кировской области", Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 N 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области":
Постановлением Правительства Кировской области от 14 марта 2008 г. N 124/67 постановление Правительства Кировской области от 30 июня 2005 г. N 37/155 признано утратившим силу
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов и других категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию" на 2006 - 2008 годы. Прилагается.
2. Департаменту социального развития Кировской области (Якимов Г.П.) разработать проект областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов и других категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию" на 2006 - 2008 годы (далее - Программа). Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 8,7 млн. рублей.
3. Определить государственным заказчиком Программы департамент социального развития Кировской области.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.
Губернатор |
Н.И. Шаклеин |
Концепция
областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов и других категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию" на 2006-2008 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 1 июня 2006 г. N 141)
Одобрена решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области от 25.11. 2005 N 15
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области
В Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (в 1995 году - 6,3 млн. человек, в 2004 году - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек впервые. Увеличивается количество инвалидов трудоспособного возраста и детей - инвалидов.
Аналогичная ситуация прослеживается и в Кировской области. На 01.01.2005 на территории Кировской области проживало более 116 тысяч инвалидов, в том числе инвалидов с III степенью способности к трудовой деятельности - 13043 человека, со II степенью способности к трудовой деятельности - 69029 человек, с I степенью ограничения способности к трудовой деятельности - 28701 человек, детей-инвалидов - 5888 человек. Ежегодно количество инвалидов увеличивается в среднем на 3 %.
Одной из важнейших задач как в целом в Российской Федерации, так и в Кировской области стало формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, позволяющей решить проблемы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
В области имеются 3 специализированных учреждения реабилитации: Государственное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста", Государственное учреждение социального обслуживания "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Кировское областное государственное учреждение социального обслуживания "Кирово-Чепецкий реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". За 2005 год реабилитацию в данных учреждениях прошли более 800 детей с ограниченными возможностями и более 600 молодых инвалидов. Вместе с тем, с учетом современных условий необходимо развивать систему профессиональной реабилитации, повысить эффективность проведения реабилитационных мероприятий на базе внедрения новых технологий с использованием современного оборудования и технологий в реабилитационном процессе.
Существующая система реабилитационных учреждений не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных услугах и не позволяет в полной мере решать проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Только 10 % инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность, из них 4042 инвалида трудоустроены в счет установленной законодательством квоты в организациях на территории Кировской области.
К тому же объекты инфраструктуры области не приспособлены в большинстве случаев для доступа инвалидов.
Практика показывает, что отсутствие целевых программ значительно снижает эффективность реализации социальной защиты инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Для обеспечения координации действий всех заинтересованных ведомств в решении проблем инвалидов необходимо повысить эффективность их взаимодействия, в том числе с негосударственными структурами.
Ежегодно растет количество граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, которым необходима государственная социальная поддержка.
По данным за январь - декабрь 2004 года, 23,4 % населения области имеют доходы ниже 2,0 тыс. рублей, 28,7 % - ниже величины прожиточного минимума, 61,7 % - ниже среднедушевого дохода. Поэтому одной из задач Программы будет являться оказание адресной социальной помощи гражданам, в том числе детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Для нетрудоспособных граждан основным источником дохода является пенсия. На 01.10.2005 более 100 тысяч пожилых граждан и инвалидов имеют размер пенсии ниже прожиточного минимума.
Задачи Программы соответствуют стратегическим целям социально-экономического развития Кировской области на среднесрочную перспективу, утвержденным распоряжением Правительства области от 21.06.2005 N 183 "О прогнозе социально-экономического развития Кировской области на 2006 год и на период до 2008 года", в частности, обеспечению социальной поддержки населения (социально уязвимых слоев), обеспечению потребности в информации, образовании, повышению обеспеченности услугами социальной инфраструктуры, для реализации главной цели - повышения уровня и качества жизни населения.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Необходимость комплексного решения вопросов, связанных с инвалидностью, программно-целевым методом обусловлена сложностью и многообразием проблем инвалидов и других категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
Использование программно-целевого метода в сложных социально-экономических условиях способствует более эффективному и комплексному решению поставленных задач, концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Конкретизация мероприятий, обеспечение контроля за их реализацией, закрепление исполнителей будут способствовать надежности и эффективности реализации Программы. Исполнители мероприятий несут ответственность за ход их реализации и ответственны перед государственным заказчиком Программы - департаментом социального развития Кировской области.
Практика показывает, что отсутствие целевых программ значительно снижает эффективность социальной защиты той или иной категории граждан, нуждающейся в социальной поддержке.
С учетом имеющегося опыта реализации целевых программ по социальной защите инвалидов на федеральном уровне использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания в Кировской области комплексной системы реабилитации инвалидов и поддержки граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации по социальной защите инвалидов и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, без использования программно-целевого метода
В рамках административной реформы проведено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем инвалидов, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. К полномочиям субъекта Российской Федерации отнесены вопросы участия в реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов, утверждения региональных программ, содействия общественным объединениям инвалидов, содействия занятости инвалидов, реабилитации инвалидов, оказания государственной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В решении проблем граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе инвалидов, необходимо межведомственное взаимодействие и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого подхода.
Кроме того, для создания в Кировской области системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество необходимо выполнение объемных и требующих определенного срока реализации инвестиционных и инновационных проектов, что также возможно только при использовании программно-целевого метода.
Реализация мероприятий программы создаст условия для сокращения численности инвалидов и возвращения ежегодно к профессиональной, общественной и бытовой деятельности от 4 % до 5 % граждан из числа инвалидов, позволит обеспечить необходимый качественно более высокий уровень реабилитации, социального обслуживания и улучшить социальные показатели жизни граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Альтернативой программно-целевому методу является нормативно-правовой метод. Особенностью нормативно-правового метода является то, что он устанавливает общие принципы и закономерности государственной поддержки граждан. Данный подход не рассматривает конкретные мероприятия и не учитывает особенности их реализации. В отличие от него программно-целевой метод позволяет конкретизировать мероприятия, закрепить их выполнение за конкретными исполнителями и проконтролировать их реализацию.
Программно-целевой метод позволяет комплексно подойти к решению проблемы, обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов по приоритетным направлениям оказания социальной поддержки инвалидам и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Вариантов оптимального решения проблемы социальной защиты инвалидов и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли бы достичь аналогичного эффекта, не имеется. Практика показывает, что отсутствие целевых программ значительно снижает эффективность государственной социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе и инвалидов. Преимущества применения программно-целевого метода в том, что он позволяет осуществить межведомственную координацию по социальной поддержке инвалидов и других категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Основными факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом могут быть ухудшение в целом социально-экономической ситуации в стране и, в частности, в Кировской области, возникновение крупных техногенных аварий, экологических катастроф и вооруженных конфликтов.
5. Ориентировочные сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы определены рамками 2006 - 2008 годов, что соответствует периоду среднесрочных целевых программ.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевые индикаторы, показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам
6.1. Основной целью Программы является комплексное решение проблем инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также других категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
6.2. Задачами Программы являются:
6.2.1. Удовлетворение потребностей инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
6.2.2. Повышение эффективности межведомственной координации и совершенствования механизмов взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений по проблемам инвалидов.
6.2.3. Создание условий для повышения качества социального обслуживания и реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей - инвалидов, находящихся на реабилитации и обслуживании в учреждениях системы социальной защиты населения.
6.2.4. Дальнейшее совершенствование профессиональной реабилитации, занятости и трудоустройства инвалидов, развитие системы физической культуры и спорта для инвалидов, в том числе подготовка и обеспечение участия лиц с ограниченными возможностями в фестивалях и конкурсах.
6.2.5. Оказание адресной социальной помощи гражданам, в том числе детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, развитие учреждений и социальных служб, способных эффективно оказывать срочную адресную социальную помощь данной категории граждан.
Решение этих задач позволит сократить количество инвалидов, а также ежегодно возвращать к профессиональной, общественной и трудовой деятельности до 1300 инвалидов, повысить социальный статус не менее 4000 инвалидов, а также снизить уровень бедности в области.
6.3. В этих целях потребуется осуществить комплекс мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям:
6.3.1. Первое направление - мероприятия социальной направленности.
В рамках первого направления предусматривается проведение различных мероприятий, связанных с основными знаменательными и памятными датами военной истории Отечества, памятными датами истории Кировской области, а также мероприятий социальной направленности, необходимых для поддержания социальной стабильности общества.
Показателями, позволяющими оценить ход реализации данного направления, являются проведение организационных мероприятий социальной направленности (в 2007 году для 7100 человек, в 2008 году - не менее чем для 7500 человек); организация отдыха и оздоровления детей, в том числе детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей - инвалидов (в 2007 году не менее 14000 детей, в 2008 году - не менее 14100 детей).
6.3.2. Второе направление - мероприятия по социальной поддержке граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Показателем, позволяющим оценить ход реализации данного направления, является улучшение социального благополучия граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством оказания им адресной социальной помощи (в 2007 году не менее чем 1600 гражданам, в 2008 году не менее чем 2000 гражданам).
6.3.3. Третье направление - мероприятия по социальной защите и реабилитации инвалидов.
Третье направление предполагает:
6.3.3.1. Возмещение вреда пострадавшим на производстве в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную peaбилитацию из средств Фонда социального страхования Российской Федерации (2007 год - 51525,5 тыс. рублей, 2008 год - 57078,0 тыс. рублей).
6.3.3.2. Осуществление комплексной социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с использованием новых технологий социально-бытовой, социально-медицинской, социально-трудовой реабилитации (2007 год - 1500 инвалидов (детей - инвалидов), 2008 год - 1600 инвалидов (детей - инвалидов).
Показателем эффективности реализации данных программных мероприятий является увеличение количества инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования снижена тяжесть инвалидности (2007 год -. 4,9 %, 2008 год - 5,0 %).
Создание компьютерных классов в государственном учреждении социального обслуживания "Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста", в государственном учреждении социального обслуживания "Кировский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", в Кировском областном государственном учреждении социального обслуживания "Кирово-Чепецкий реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и столярной мастерской в государственном учреждении социального обслуживания "Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста" будет способствовать профессиональной интеграции инвалидов, в том числе детей - инвалидов, в общество (в 2007 году - 300 инвалидов, в 2008 году - 500 инвалидов).
6.3.4. Четвертое направление - мероприятия по социальной поддержке общественных организаций инвалидов.
Четвертое направление предполагает осуществление мер, направленных на государственную социальную поддержку общественных организаций инвалидов в установленных законом формах, путем участия в финансировании различных фестивалей, в том числе инвалидного спорта, детского инвалидного спорта, обеспечения участия инвалидов во всероссийских спортивных и художественных мероприятиях, оформления подписок на специализированные издания для слабослышащих и слабовидящих инвалидов.
Показателем эффективности программных мероприятий является количество инвалидов, принявших участие в данных мероприятиях (2007 год - 1400 инвалидов, в том числе детей - инвалидов, 2008 год - 1500 инвалидов, в том числе детей - инвалидов).
6.3.5. Пятое направление - мероприятия по обеспечению профессионального образования и занятости инвалидов.
Пятое направление предполагает проведение мероприятий по обеспечению профессионального образования и занятости инвалидов путем организации специализированных мини-ярмарок вакансий для трудоустройства инвалидов, организации мероприятий по социальной адаптации на рынке труда инвалидов, содействию развития предпринимательства и профессионального обучения.
Показателями эффективности являются обеспечение занятости инвалидов в счет установленной законодательством квоты (не менее чем 4000 инвалидов в год), содействие временной занятости (не менее чем 250 инвалидам в год), содействие в получении профориентационных услуг (не менее чем 4000 инвалидам в год).
7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование Программы планируется осуществить за счет средств областного бюджета (ориентировочно - 8,7 млн. рублей), а также за счет средств федерального бюджета (не менее 13,3 млн. рублей), в том числе в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" (10,0 млн. рублей), для внедрения инновационных моделей организации реабилитации инвалидов в государственном учреждении социального обслуживания "Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста".
Предполагается привлечь средства из внебюджетных источников (Кировского областного фонда социальной поддержки населения, Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) в размере 155302,0 тыс. рублей.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы
(тыс. рублей)
Источник финансирования |
Всего |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Федеральный бюджет |
13302,52 |
998,01 |
1097,0 |
11207,51 |
Областной бюджет |
8710,8 |
1522,0 (в пределах предусмотренных ассигнований) |
3488,0 |
3700,8 |
Внебюджетные источники |
155302,6 |
46619,1 |
51565,5 |
57118,0 |
Итого |
177315,92 |
49139,11 |
56150,5 |
72026,31 |
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы должна обеспечить дальнейшее формирование комплексной системы реабилитации и интеграции инвалидов в общество, способствовать повышению уровня жизни и снижению уровня бедности в Кировской области и позволит достичь основного ожидаемого социального эффекта, имеющего равную значимость как для инвалидов, так и для общества в целом:
8.1. Увеличения на 5 % количества инвалидов, для которых областными государственными учреждениями социального обслуживания обеспечивается реализация индивидуальных программ реабилитации.
8.2. Снижения уровня инвалидности в Кировской области на 5 %.
8.3. Создания необходимых условий для обеспечения реабилитации инвалидов и стационарного социального обслуживания в учреждениях системы социальной защиты населения.
8.4. Обеспечения занятости инвалидов (примерно 4000 инвалидов ежегодно).
8.5. Проведения реабилитации инвалидов, в том числе детей - инвалидов, на основе современных технологий реабилитации и оборудования (ежегодно до 1500 инвалидов).
8.6. Улучшения социальных показателей жизни граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, посредством оказания адресной социальной помощи (не менее 1600 человек ежегодно).
8.7. Внедрения новых моделей профессиональной реабилитации инвалидов в реабилитационном центре для инвалидов молодого возраста и реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями (реабилитационные услуги получат ежегодно не менее 1500 инвалидов, в том числе не менее 850 детей - инвалидов).
8.8. Привлечения внимания общественности к нуждам и проблемам уязвимых категорий граждан.
9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Государственным заказчиком и разработчиком Программы предлагается департамент социального развития Кировской области. Исполнителями отдельных мероприятий Программы будут являться департамент образования Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, департамент культуры и искусства Кировской области, управление по физической культуре, спорту и туризму Кировской области, Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управление федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области.
10. Формы и методы управления реализацией Программы
Механизм реализации Программы определяется ее областным статусом и комплексным характером. Осуществлять контроль за ходом реализации Программы и представлять в департамент экономического развития при Правительстве области отчетность о результатах ее реализации будет департамент социального развития Кировской области. Исполнители отдельных мероприятий Программы будут представлять в департамент социального развития Кировской области информацию о выполнении мероприятий Программы по окончании каждого года.
Строительство и реконструкция объектов будут проводиться в течение всего периода реализации Программы в установленном порядке путем размещения заказа на выполнение работ на данных объектах.
Предполагается ежегодное определение источников финансирования, своевременное представление заявок в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", ежегодный анализ расходования средств из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников финансирования, ежеквартальное информирование департамента экономического развития при Правительстве области о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кировской области от 1 июня 2006 г. N 141 "О концепции областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов и других категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию" на 2006 - 2008 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был