В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона Кировской области от 03.11.2005 N 369-ЗО "Об охране здоровья граждан в Кировской области" (с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 06.03.2006 N 407-ЗО), Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 N 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области", и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве области (протокол от 13.06.2006 N 25):
Постановлением Правительства Кировской области от 14 марта 2008 г. N 124/67 постановление Правительства Кировской области от 30 июня 2005 г. N 37/155 признано утратившим силу
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2011 годы. Прилагается.
2. Разработать проект областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа).
3. Определить государственным заказчиком Программы департамент здравоохранения Кировской области.
4. Создать рабочую группу по разработке областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2011 годы и утвердить ее состав. Прилагается.
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.
Губернатор |
Н.И. Шаклеин |
Концепция
областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2011 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области
от 8 августа 2006 г. N 247)
Одобрена решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области от 13 июня 2006 г. N 25
1. Введение
В настоящей концепции областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2011 годы (далее - Концепция) предусмотрены меры по защите населения Кировской области от заболевания сахарным диабетом (далее - СД) в рамках реализации основных мероприятий социально-экономического развития области, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения Кировской области.
На основе анализа динамики основных эпидемических показателей по сахарному диабету и мониторинга мероприятий, проводимых в соответствии с областной целевой программой "Сахарный диабет" на 1999 - 2005 годы, утверждённой постановлением Губернатора области от 14.07.99 N 252 "Об утверждении областной целевой программы "Сахарный диабет" на 1999 - 2005 годы", в настоящей Концепции определены стратегические направления и научно обоснованные подходы к стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с сахарным диабетом, к устранению причин роста заболеваемости, инвалидизации и смертности по причине заболевания сахарным диабетом в Кировской области.
В Концепции разработан комплекс социально-экономических, медицинских, научно-исследовательских и организационных мероприятий.
Учитывается предыдущий опыт работы с сахарным диабетом по федеральной и областной программам за 1999 - 2005 годы.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области
Право граждан России на сохранение здоровья гарантируется Конституцией Российской Федерации.
В 1999 - 2005 годах эффективно работала областная целевая программа "Сахарный диабет" на 1999 - 2005 годы, основанием для принятия которой явились:
Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 676 "О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом";
постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.96 N 647 "О мерах государственной поддержки лиц, страдающих сахарным диабетом";
постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".
Срок действия областной целевой программы "Сахарный диабет" на 1999 - 2005 годы продлен постановлением Правительства области от 19.09.2005 N 43/219 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 14.07.99 N 252".
В настоящее время на федеральном уровне разработан проект программы Российской Федерации "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007 - 2011 годы", частью которой является подпрограмма "Сахарный диабет".
См. Концепцию федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", утвержденную распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2006 г. N 1706-р
Реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Сахарный диабет" на 1999 - 2006 годы, позволила в 1999 - 2005 годах снизить число осложнений при заболевании сахарным диабетом: количество ампутаций ног - в 2 раза, комы - на 10 %, хронической почечной недостаточности - на 14 %, слепоты - на 10 %. Повысилась активность раннего выявления заболевания сахарным диабетом, в том числе и на доклинических стадиях. За последние годы удалось добиться достаточно стабильного обеспечения пациентов сахароснижающими средствами, как таблетированными, так и инсулинами.
На сегодняшний день сахарный диабет является одним из наиболее распространённых эндокринных заболеваний, третьей по значимости проблемой в сфере здравоохранения, требующей решения. Опасность СД заключается в его раннем появлении и быстром прогрессировании сосудистых осложнений, поражающих (склерозирующих) сосуды всего организма.
Известно, что при СД частота случаев гангрены превышает популяционный уровень в 20 раз, распространённость сердечно-сосудистых заболеваний при СД выше популяционного уровня в 3 - 5 раз. Во всём мире очень острой остаётся проблема позднего выявления заболевания СД, и известно, что реальная заболеваемость в 2 - 3 раза выше официально зарегистрированной.
Прогноз заболевания СД неблагоприятный: при отсутствии своевременного и правильного лечения через 5 лет от начала заболевания наступает инвалидность или смерть. Особенно опасен СД второго типа, распространенность которого составляет более 85 % от общего числа заболевших СД, - это "неинфекционная эпидемия". К 2000 году в мире зарегистрировано 160 миллионов пациентов, заболевших этим типом СД, каждые 10 - 15 лет их количество удваивается. К 2010 году ожидается увеличение числа больных СД до 240 миллионов, к 2025 году - до 300 миллионов.
В Кировской области к концу 2005 года зарегистрировано 26768 больных СД, в том числе 155 детей и 110 подростков. Фактически больных СД значительно больше (в 2 - 3 раза), в том числе со скрытыми, доклиническими стадиями болезни. Прирост первичной заболеваемости СД в области за 2005 год составил 8 % (в России - 6 %). Из числа зарегистрированных больных СД 4976 человек по жизненным показаниям нуждаются в регулярном, многократном (4 - 5 раз в сутки), ежедневном введении инсулина, без которого на 1 - 2 день неминуемо наступает смерть. Инсулины являются дорогостоящими лекарственными средствами, стоимость одного флакона или пенфильного картриджа - в пределах 600 рублей, одного флакона хватает на 3 - 5 дней. Более 95 % пациентов не имеют возможности самостоятельно приобретать сахароснижающие лекарственные средства.
По результатам экспертной оценки в России затраты на одного больного СД составляют 3728,8 доллара США в год, большая часть этих средств необходима для лечения осложнений СД. На лечение одного больного с ретинопатией, ведущей к слепоте (в зависимости от степени выраженности осложнения), расходуется от 62,4 до 960 долларов США в год. На лечение одного больного с нефропатией (осложнением почек), также в зависимости от степени поражения, расходуется 232 - 308 долларов США в год, это без учёта расходов на гемодиализ (искусственную почку) и трансплантацию почки. Лечение одного больного "диабетической стопой", а также затраты на проведение медицинского вмешательства, связанного с ампутацией ноги, в течение месяца по затратам соотносятся с обеспечением 18 больных СД инсулинами сроком на 1 год.
Таким образом, в случае эффективного расходования средств с учётом применения современных технологий в лечении и предупреждения осложнений возможна реальная экономия денежных средств.
Ежегодно в области умирает более тысячи больных СД, из них 58 % от осложнений сахарного диабета, 40 % пациентов признаны инвалидами, из них у 52,5 % инвалидность связана с СД и его осложнениями.
В настоящее время в области сохраняются объективные условия, требующие обязательного решения проблемы СД:
прогрессивный рост количества больных СД;
дефицит кадров врачей-эндокринологов, врачей-диабетологов и специально обученного по диабетологии среднего медицинского персонала. Имеет место "текучесть кадров", что сказывается на качестве и своевременной доступности медицинской помощи больным СД. По данной причине в 2005 году не работали 3 из 8 "школ" по обучению пациентов здоровому образу жизни и управлению СД;
низкая активность медицинских работников первичного амбулаторно-поликлинического звена учреждений здравоохранения по раннему выявлению, диагностике, лечению, диспансеризации и реабилитации больных СД;
недостаточный охват "групп риска" по СД среди населения области, что приводит к позднему выявлению заболевания, часто на стадии необратимых сосудистых осложнений. Выявляемость больных СД во многих районах области проводится по факту заболевания;
отсутствие у каждого больного СД средства индивидуального самоконтроля за уровнем глюкозы крови, без которого невозможно эффективное лечение;
недостаточное обеспечение современным диагностическим оборудованием учреждений здравоохранения области.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы с использованием программно-целевого метода
Анализ ситуации с защитой населения от СД говорит о том, что проблему СД нельзя рассматривать только как медицинскую. Она имеет общественное, а значит государственное значение. Следовательно, подходы к её решению должны включать, кроме медицинских, механизмы, используемые в различных социальных сферах.
Подходы для решения проблемы СД должны охватывать все возможные факторы, влияющие на формирование и развитие ситуации, связанной с СД. Поэтому только при системном подходе имеется реальная перспектива управляемого воздействия на ситуацию с СД.
Всё вышеизложенное определяет необходимость тщательного анализа, оценки и продолжения мероприятий по защите населения от СД на территории области. Принятие Программы будет служить основанием для создания более эффективной системы защиты населения области от СД.
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Организация и осуществление защиты населения области без принятия и реализации Программы может привести к следующим чрезвычайно неблагоприятным последствиям:
к нестабильности и ухудшению эпидемической ситуации по СД;
к резкому росту заболеваемости, инвалидизации и смертности по причине осложнений СД (гангрена ног, хроническая почечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения и др.);
к отсутствию гарантированного обеспечения больных СД жизненно необходимыми высококачественными инсулинами (как заместительной терапии), средствами их введения, таблетированными сахароснижающими препаратами, средствами самоконтроля;
к ухудшению материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих помощь больным СД, ухудшению их обеспечения диагностическим оборудованием. Это приведёт к более позднему выявлению больных СД, что означает рост затрат на лечение заболевания и ухудшение прогноза в отношении трудоспособности и качества жизни пациентов;
к уменьшению количества специалистов (врачей-эндокринологов, врачей-диабетологов и специально обученного по диабетологии среднего медицинского персонала) из-за низкой мотивации и престижа профессии.
В итоге будет утрачен контроль над всеми процессами, способствующими распространению заболеваемости СД, что потребует резкого увеличения объёма ресурсов на оказание специализированной помощи, затраты на которую в десятки раз превзойдут расходы, осуществляемые в настоящее время.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализация Программы рассчитана на 5 лет с 2007 по 2011 год и предполагает два этапа.
На первом этапе (2007 - 2008 годы) будут осуществляться:
совершенствование адекватной системы защиты населения Кировской области от заболеваемости СД. Стабилизация эпидемиологической ситуации;
создание единой системы межведомственного управления защитой населения от СД;
совершенствование системы мониторинга СД;
разработка комплексного плана научных исследований с привлечением специалистов государственного областного учреждения высшего профессионального образования "Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", а также специалистов учреждений здравоохранения;
мероприятия по обучению медицинского и немедицинского персонала (менеджеров, социальных работников, психологов и других).
На втором этапе (2009 - 2011 годы) будет осуществляться:
продолжение профилактики СД, реабилитации больных СД;
совершенствование системы межведомственного взаимодействия по проблеме СД;
создание межрайонных центров СД;
разработка и функционирование комплексных мероприятий по медицинской и социальной профилактике СД;
полноценное управление сетью учреждений здравоохранения, оказывающих эндокринологическую помощь, а также межведомственной деятельностью по проблемам СД.
6. Предложения по целям и задачам Программы
Целями реализации Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеванием СД, снижение процента преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение продолжительности жизни больных СД.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечение раннего выявления заболевания СД на стадиях преддиабета посредством диагностики современного уровня и внедрения новейших медицинских технологий, уменьшение влияния неблагоприятных последствий СД на состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного;
обеспечение современного эффективного лечения лиц, больных СД. Гарантированное снабжение больных СД высококачественными инсулинами, средствами их введения, таблетированными сахароснижающими препаратами, средствами самоконтроля;
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения области, оказывающих эндокринологическую помощь, в том числе оснащение областного государственного учреждения здравоохранения "Кировский областной эндокринологический диспансер", которое является специализированным учреждением;
проведение и совершенствование мероприятий по профилактике СД. На основании эпидемиологического скрининга необходимо проводить первичную профилактику в "группах риска" по СД, диспансеризацию и реабилитацию лиц с факторами риска по СД;
продолжение с помощью средств массовой информации ведения санитарно-просветительной работы среди населения;
проведение научно-исследовательских работ в области эпидемиологии, профилактики, лечения и реабилитации больных СД в области;
повышение профессиональных знаний медицинских работников первичного амбулаторно-поликлинического звена учреждений здравоохранения по раннему выявлению, диагностике, лечению, диспансеризации и реабилитации больных СД.
7. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы
N п/п |
Наименование индикатора |
Данные за 2005 год |
Целевой уровень |
Фактический уровень |
7.1 |
Профилактика и лечение СД |
|
|
|
7.1.1 |
Объём средств (в %), фактически выделенных из областного бюджета на лекарственные средства (инсулины, таблетированные сахаро - снижающие препараты), средства введения инсулина, средства самоконтроля, средства лечения неотложных состояний при диабете (глюкагон) |
|
100 % |
|
7.1.2 |
Объём средств (в %), фактически выделенных из федерального бюджета на приобретение лекарственных средств |
|
100 % |
|
7.1.3 |
Объём средств (в %), выделенных из областного бюджета на организацию двух "школ" по обучению пациентов здоровому образу жизни и управлению СД |
|
100 % |
|
7.1.4 |
Объём средств (в %), выделенных из областного бюджета на издание методической литературы для населения и медицинских работников |
|
100 % |
|
7.2 |
Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих эндокринологическую помощь |
|
|
|
|
Объём средств (в %), выделенных из областного бюджета на приобретение диагностического оборудования |
|
100 % |
|
7.3 |
Проведение научно-исследовательских работ по эпидемиологии, профилактике, лечению, реабилитации при сахарном диабете по области |
|
|
|
|
Объём средств (в %), выделенных за счёт областного бюджета на обеспечение ведения областного Регистра больных сахарным диабетом |
|
100 % |
|
7.4 |
Индикаторы, характеризующие эффективность реализации мероприятий Программы |
|
уменьшение числа осложнений |
|
7.4.1 |
Уменьшение числа больных нефропатией |
1728 человек |
на 12 - 14 % (240 человек) |
|
7.4.2 |
Уменьшение числа больных слепотой |
5226 человек с ретинопатией (из них 111 больны слепотой) |
на 10 % (520 человек) |
|
7.4.3 |
Уменьшение числа больных с ампутированными ногами |
2884 человека с "диабетической стопой" |
на 15 % (430 человек) |
|
7.4.4 |
Снижение частоты инвалидности |
9217 человек (37,4 %) |
на 2 - 4 % (370 человек) |
|
7.5 |
Повышение качества и увеличение продолжительности жизни |
|
на 5 лет |
|
7.6 |
Охват населения из "групп риска" по СД с целью ранней диагностики заболевания (в %) |
|
100 % |
|
8. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счёт федерального бюджета и областного бюджета.
Объём финансирования Программы на 2007 - 2011 годы составляет 229388,0 тыс. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 87000,0 тыс. рублей (38 %), за счёт средств областного бюджета 142388,0 тыс. рублей (62 %).
При этом объём финансирования в 2007 году за счёт средств областного бюджета составляет 24 536,0 тыс. рублей.
9. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является департамент здравоохранения Кировской области, который реализует ее мероприятия в соответствии с действующим законодательством.
К участию в Программе привлекаются органы исполнительной власти области, научно-исследовательские и общественные организации.
10. Формы и методы управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения Кировской области.
Департамент здравоохранения Кировской области ежегодно в установленном порядке направляет информацию о ходе выполнения Программы, эффективности использования финансовых средств в Правительство области.
Для выполнения мероприятий Программы могут привлекаться на конкурсной основе консультационные, аудиторские компании, рейтинговые и информационные агентства, средства массовой информации, а также созданные специализированные организации.
11. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается исходя из показателей эффективности профилактических мероприятий и лечения лиц, страдающих СД.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:
снижение заболеваемости и смертности населения в трудоспособном возрасте по причине СД;
уменьшение распространенности тяжёлых форм СД;
снижение числа случаев осложнений, возникающих вследствие заболевания СД (слепоты, ампутации ног, хронической почечной недостаточности), снижение частоты сердечно-сосудистых заболеваний, сопутствующих сахарному диабету;
сохранение уровня успешного исхода беременности при СД, как и у здоровых женщин;
увеличение продолжительности жизни больных СД;
снижение ранней инвалидизации лиц, больных СД;
позитивное влияние на соответствующие показатели здоровья населения в целом.
За 2007 - 2011 годы можно ожидать:
снижение числа осложнений СД, инвалидности и уменьшения:
числа больных с нефропатией на 12 - 14 %,
числа больных со слепотой на 10 %,
числа ампутаций ног на 15%,
инвалидности на 2 - 4 %;
повышение качества жизни больных СД и увеличение продолжительности их жизни на 5 лет.
Состав
рабочей группы по разработке областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2011 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 8 августа 2006 г. N 247)
Русяев - глава департамента здравоохранения Кировс-
Анатолий Васильевич кой области, руководитель рабочей группы
Члены рабочей группы:
Бурханова - главный специалист отдела планирования
Галина Азарьевна расходов управления планирования и
исполнения бюджета департамента финансов
Кировской области
Гунбина - и.о. главного врача областного госу-
Людмила Ивановна дарственного учреждения здравоохранения
"Кировский областной эндокринологический
диспансер"
Иваненко - главный специалист сектора целевых
Татьяна Викторовна программ и государственных инвестиций
отдела инвестиционной и инновационной
политики управления стратегических
разработок и инвестиционной политики
департамента экономического развития при
Правительстве области
Родыгина - заведующая отделением областного госу-
Елена Викторовна дарственного учреждения здравоохранения
"Кировский областной эндокринологический
диспансер"
Соболев - заместитель главы департамента здравоохра-
Александр Анатольевич нения Кировской области
Чупракова - консультант по правовым вопросам отдела
Юлия Валерьевна правовой и информационной работы
департамента здравоохранения Кировской
области
Штана - начальник отдела организации медицинской
Эдуард Николаевич помощи взрослому населению департамента
здравоохранения Кировской области
Щепина - начальник отдела планирования, экономики
Людмила Борисовна и прогнозирования департамента здраво-
охранения Кировской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кировской области от 8 августа 2006 г. N 247 "О концепции областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2011 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был