Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 62. Порядок определения результатов выборов
1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий немедленно после их подписания членами избирательной комиссии поступают в избирательную комиссию муниципального образования (при проведении выборов депутатов представительных органов муниципального образования в случае создания окружных избирательных комиссий - в окружную избирательную комиссию).
2. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих комиссий, результаты выборов, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных, определяет соответствующая избирательная комиссия муниципального образования. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов. Члены соответствующей избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса.
Прием протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола о результатах выборов на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов комиссии с правом решающего голоса по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола о результатах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей комиссии с приложенными к нему документами члену вышестоящей комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений.
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований закона, предъявляемых к составлению протокола и сводной таблицы, указанная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями части 14 настоящей статьи, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в вышестоящей комиссии.
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член вышестоящей комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей комиссии об итогах голосования.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих избирательных комиссий, осуществляют непосредственно члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.
3. Комиссия, определяющая результаты выборов в округе, принимает по итогам голосования одно из следующих решений:
а) признает муниципальные выборы состоявшимися и объявляет избранными кандидатов в соответствии с частью 6 настоящей статьи;
б) признает муниципальные выборы недействительными в случаях, предусмотренных частью 5 настоящей статьи;
в) признает муниципальные выборы несостоявшимися в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
4. Комиссия, определяющая результаты выборов в округе, признает выборы несостоявшимися:
а) если в выборах глав муниципальных образований приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований минимальный процент от числа избирателей, необходимый для признания выборов состоявшимися, не устанавливается;
б) если при выборах депутатов представительного органа муниципального образования в одномандатном избирательном округе, главы муниципального образования число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
в) если в многомандатном избирательном округе не избран ни один из кандидатов.
5. Комиссия, определяющая результаты выборов в округе, признает выборы недействительными:
а) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
б) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;
в) по решению суда.
6. При проведении выборов главы муниципального образования избранным признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в сравнении с другими кандидатами.
При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатному избирательному округу избранным признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в сравнении с другими кандидатами.
При проведении выборов депутатов по многомандатному избирательному округу избранными признаются зарегистрированные кандидаты, которые получили наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом число избранных кандидатов не может быть больше установленного числа мандатов, распределяемых в многомандатном избирательном округе.
При проведении выборов депутатов по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет количество голосов, равное числу мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
При проведении выборов депутатов по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее количество голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на количество голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе.
Если после подведения итогов голосования по многомандатным, избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.
7. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списке избирателей, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
8. Комиссия, определяющая результаты выборов, может признать муниципальные выборы недействительными по отдельным избирательным участкам в случае, если нарушения, допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Итоги голосования по этим участкам не учитываются при определении результатов выборов по избирательному округу, общих результатов выборов.
Избирательная комиссия муниципального образования при проведении выборов депутатов признает выборы по всем или отдельным избирательным округам недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, определении результатов выборов по избирательному округу нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
9. Окружная избирательная комиссия при проведении выборов депутатов составляет протокол и сводную таблицу о результатах выборов по избирательному округу. При проведении выборов главы муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования составляет протокол и сводную таблицу об общих результатах выборов.
Протокол о результатах выборов по избирательному округу, протокол об общих результатах муниципальных выборов должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) наименование муниципальных выборов, дату голосования;
в) номер (при наличии) и наименование избирательного округа (для выборов депутатов представительных органов);
г) слово "протокол";
д) наименование избирательной комиссии, составившей протокол;
е) число участковых избирательных комиссий, образованных на территории избирательного округа;
ж) число протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
з) суммарные данные по всем строкам протоколов об итогах голосования нижестоящих избирательных комиссий, на основе которых составляется данный протокол, за исключением протоколов об итогах голосования, данные которых не учитываются в соответствии с частью 8 данной статьи;
и) число избирательных участков, итоги голосования по которым были признаны недействительными, и суммарное число избирателей, внесенных в списки избирателей по данным избирательным участкам на момент окончания голосования;
к) фамилию, имя, отчество зарегистрированного кандидата, избранного (избранных) депутатом (депутатами) представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования;
л) перечень жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
м) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря, членов избирательной комиссии и их подписи;
н) печать избирательной комиссии.
Сводная таблица включает полные данные протоколов всех нижестоящих избирательных комиссий, на основе которых составлен протокол о результатах выборов по избирательному округу (протокол об общих результатах муниципальных выборов).
Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол о результатах выборов и выдает копии протокола лицам, указанным в части 3 статьи 24 настоящего Закона. Протокол о результатах выборов составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
10. К протоколам о результатах выборов приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица о результатах выборов на соответствующей территории, в округе, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
11. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, иного закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
12. Второй экземпляр протокола о результатах выборов вместе со вторым экземпляром сводной таблицы предоставляется для ознакомления и снятия копий членам комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 24 настоящего Закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.
13. После ознакомления второй экземпляр протокола о результатах выборов вместе со вторым экземпляром сводной таблицы, списками членов комиссии с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, и другой документацией хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещений.
14. Если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-11, 11а, 11б протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном частью 15 настоящей статьи.
15. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей избирательной комиссии, вышестоящая избирательная комиссия вправе не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, результатов выборов и составления ею протокола об итогах голосования, результатах выборов. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом .совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
16. При проведении выборов депутатов после предварительной проверки правильности составления протоколов и сводных таблиц на основании первых экземпляров протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов по избирательному округу избирательная комиссия муниципального образования определяет общие результаты муниципальных выборов депутатов.
17. Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, главой муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, главы муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо избранный главой муниципального образования, не выполнит требования, указанного в настоящей части, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании кандидата избранным.
18. Избирательная комиссия муниципального образования (а при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования - окружная избирательная комиссия) отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей, если он не позднее 7 дней со дня официального опубликования результатов выборов не представил в избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, главы муниципального образования, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
19. Хранение и передача в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется в порядке, утвержденном Избирательной комиссией Кировской области по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.