Решение Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области
от 29 ноября 2006 г. N 83
"Об утверждении проекта программы социально-экономического развития
Котельничского района до 2011 года"
Решением Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области от 18 февраля 2009 г. N 354 настоящее решение признано утратившим силу
На основании распоряжения Правительства Кировской области от 12.09.2006 г. N 291 "О ходе разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований области", в соответствии с решением районной Думы от 29.09.2006 г. N 66 "О порядке принятия программ муниципального образования Котельничский муниципальный район, утверждения отчетов об их исполнении" и в целях совершенствования работы Котельничская районная Дума решила:
1. Утвердить проект программы социально-экономического развития Котельничского муниципального района до 2011 года. Прилагается.
2. Контроль за выполнением данного решения и реализацией проекта программы оставляю за собой.
Глава района |
С.И. Мартьянов |
Краткая справка
о проекте программы социально-экономического развития Котельничского
района до 2011 года
В районе разработан проект Программы социально-экономического развития района до 2011 года. Программа социально-экономического развития разработана в соответствии с Уставом МО и прогнозом социально-экономического развития района. В программе проведен анализ социально-экономического положения района, сделан прогноз его дальнейшего развития, определены основные направления и задачи развития территории..
Котельничский район расположен на западе Кировской области. Территория района - 3,973 тыс. кв. км (3,3 % территории Кировской области). Численность постоянного населения на 1.01.2006 г. - 19,6 тыс. чел. (1,4 % населения области), 100 % сельское население.
Район граничит с Даровским, Свечинским, Орловским, Оричевским, Верхошижемским, Арбажским, Тужинским районами и Нижегородской областью. Центр Котельничского района - г. Котельнич.
В состав района входят 22 поселения, 257 сельских населенных пунктов, в т.ч. 51 без населения.
Район пересекается двумя жележнодорожными# линиями, протяженность жележной дороги 104 км. Транспортая сеть развита достаточно.. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 394 км из них 68,8 км федеральные.
Котельничская земля богата археологическими памятниками и памятниками природы.
Котельничское местонахождение парейазавров простирается по правому берегу реки Вятки почти на 30 км от устья реки Моломы до села Вишкиль.
Нургушский заповедник, единственный заповедник в Кировской области.
Котельничская дубовая роща в пойме левого берега Вятки напротив города .Под охрану взято 17 кварталов общей площадью 1546 га.
Береговой оползень у деревни Климичи (пос. Л-Искра)
Охотничьи угодья у деревни Изиповка на территории Чистопольского сельского поселения. База отдыха село Вишкиль.
Благоприятный климат, наличие транспортного сообщения, исторических мест и достопримечательностей, возможности отдыха создают условия для проживания, ведения сельского хозяйства, иных видов хозяйственной деятельности и развития туризма.
Район располагает 397,6 тыс. га земельными ресурсами#, из низ# 36 % земли лесного фонда, 53 % приходится на земли сельскохозяйственного назначения. Неиспользованной земли в пределах 30 тыс. га.
Минерально-сырьевые ресурсы - месторождения различных строительных материалов: песков и песчано-гравийных смесей (промзапас - 45 тыс. тонн), глины (50 тыс. тонн) Имеются запасы торфа с общей площадью торфяников - 2254 га.
Лесные ресурсы. Общий запас древесины - 34 млн. куб. м ( на леса Агенства# лесного хозяйства по Кировской области приходится 63 %, леса КОГУ "Кировсельлес" - 37 %) Природный состав - преимущественно занимают хвойные насаждения - 63,6 %.
Расчетная лесосека по главному пользованию в лесном фонде района составляет 385 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 182 тыс. куб. м.
Расчетная лесосека осваивается в пределах половины.
Привлекательными в инвестиционном плане и для развития предпринимательских инициатив в районе являются биологические ресурсы (грибы, ягоды, охотничьи ресурсы.) В программе предусматривается создание заготовительно-сбытового кооператива с увязкой Райпо.
Демографическая ситуация в Котельничском районе, является сложной. Сохраняется тенденция сокращения численности населения. Число жителей района уменьшилось за последние 16 лет на 6,6 тыс. чел. или на 25 %. Тип возрастной структуры общества Котельничского района характеризуется низкой долей детей (16 %), высокой долей населения старше 50 лет (38 %) и является регрессивным. Естественная убыль населения имеет устойчивый и долговременный характер, в течении# последних лет число умерших почти в 3,5 раза превышает число родившихся. Ежегодная миграционная убыль населения составляет порядка 100 - 200 человек, при этом среди уезжающих преобладает трудоспособное население (60 - 70 %). На начало 2006 года численность трудовых ресурсов составила 12,7 тыс. чел. 47 % трудоспособного населения работают на предприятиях и организациях своего муниципального образования, 22 % заняты за пределами постоянного места жительства. Уровень безработицы за 9 месяцев 2006 года составил 3 %.
Объективной причиной сложившейся негативной ситуации в сфере воспроизводства сельского трудового потенциала района является низкая заработная плата - 3296 руб. за 2005 год или на 41 % ниже областного показателя. (5624,1 рубля)
В течение 2003 - 2005 годов отмечался значительный рост доходной части бюджета района. В расчете на одного жителя доходы бюджета увеличились с 6,2 тыс. руб. до 9,5 тыс. руб. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений. Наибольший удельный вес занимает налог на доходы с физических лиц, составляющий около трети суммы налоговых доходов бюджета. Рост доли неналоговых доходов в структуре консолидированного бюджета района свидетельствует о повышении эффективности использования муниципальной собственности, а также деятельности муниципальных организаций. Расходы бюджета направлены на социально-культурные мероприятия (77 %), наибольший объем расходов приходится на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, муниципальное управление. Дотационность бюджета - 78 %. Большая часть налоговых поступлений, собираемых на территории района перечисляется в областной и федеральные бюджеты и внебюджетные фонды. (69 %).
С целью формирования основных целей развития района проведен СВОТ - анализ муниципального образования с привлечением специалистов администрации, глав сельских поселений, руководителей бюджетной сферы, представителей малого бизнеса, депутатов районной Думы. Ранжирование и отбор факторов внешней и внутренней среды позволило выявить сильные и слабые стороны района, его возможности и угрозы.
Попарное сравнение факторов, а также многочисленные обсуждения позволили сформировать главную цель и основные направления развития района.
Главная цель программы социально-экономического развития Котельничского района состоит в том, чтобы сделать район привлекательным для проживания.
Определены направления развития района:
1. Создание благоприятных условий для развития реального сектора экономики: сельского хозяйства, промышленности, торговли, личного подворья, приоритетным направлением считается развитие малого бизнеса, привлечение инвестиционных ресурсов в экономику района.
2. Улучшение среды проживания и развитие жилищно-коммунального хозяйства.
3. Всестороннее развитие личности на основе предоставления услуг образования, культуры, здравоохранения, создание условий для самореализации каждого человека с учетом интересов развития территории.
4. Совершенствование управляемости районом как единым социально-экономическим комплексом
Кризисные явления, происходящие на макроэкономическом уровне, оказали свое влияние на развитие народно-хозяйственного комплекса района.
На текущий момент в сельском хозяйстве района, сохраняется тенденция к снижению посевных площадей, поголовья скота и в целом объемов производства. Одновременно идет разрушение материально# технической базы. Темпы выбытия основного капитала превышают ввод в несколько раз, за год обновляется более 2 % основных фондов, большинство из которых устарело и физически и морально. Район является сырьевой базой. Отсутствие в районе предприятий по переработке молока, мяса влияет как на доходную базу бюджета, так и на занятость населения.
Программа развития сельского хозяйства до 2011 года предусматривает сохранение посевных площадей на уровне 2005 года, увеличение урожайности на 2,7 %, увеличение производства молока и мяса, при получении среднегодового надоя молока от коровы до 4300 кг и среднесуточных привесов КРС на выращивании и откорме до 600 г, свиней до 380 г.
Для достижения положительных результатов необходима поддержка государства, которая выражена в реализации целевых программ АПК и социального развития села:
1. "Растениеводство-2008", где определено целевое использование средств на стабилизацию почвенного плодородия и развитие семеноводства.
Постановлением Правительства Кировской области от 25 марта 2008 г. N 126/93 постановление Правительства Кировской области от 5 июля 2005 г. N 38/161 "Об утверждении областной целевой программы "Растениеводство-2008" признано утратившим силу
2. "Животноводство-2010" предусматривает поддержку животноводческой отрасли.
Постановлением Правительства Кировской области от 25 марта 2008 г. N 126/90 постановление Правительства Кировской области от 17 декабря 2002 г. N 32/386 "Об утверждении комплексной инвестиционной программы развития животноводства Кировской области на 2003 - 2010 годы с учетом поставки продовольствия в северные регионы страны "Животноводство - 2010" признано утратившим силу
3. "Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Кировской области" разработана и внедряется с целью закрепления молодых кадров на селе.
Кроме того принята программа по механизации сельскохозяйственного производства.
Благодаря участию в целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" жители села смогут ежегодно получать до 1,5 млн. рублей на строительство и приобретение жилья.
На территории Котельничского района идет реализация национального проекта "Развитие АПК" по двум направлениям. В направлении "Ускоренное развитие животноводства" в СПК колхозе "Путь Ленина" приобретено 94 головы племенных телок и дополнительно в следующем году еще 100 голов. Кроме того экспертной комиссией принято решение включить в национальный проект СПК колхоз "Искра" по строительству животноводческого комплекса на 1200 голов КРС.
Второе направление "Развитие малых форм предпринимательства" реализуется представлением льготных кредитов личным подсобным хозяйствам. На данный момент 50 ЛПХ получили кредит.
С целью создания благоприятных условий для стартового развития малых предприятий, укрепления взаимодействия связей бизнеса и муниципальной власти в районе, принята программа развития малого предпринимательства до 2009 года, создан муниципальный фонд поддержки предпринимательства, учрежден муниципальный Бизнес-центр "Котельничский". На основе мероприятий планируется обеспечить увеличение числа предпринимателей в производственной сфере и оказывающих услуги населению на 24 %, увеличение вклада малого бизнеса в валовый районный продукт на 5 %, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности малого предпринимательства на 4 %.
В промышленной политике определены приоритетные направления, которые должны оказать наибольшее влияние на изменения в лучшую сторону сложившейся социально-экономической ситуации:
- содействие развитию существующего крупного предприятия топливной промышленности (Гороховский и Отворский участки структурного подразделения ЗАО "Вятка-Торф") Торфодобыча является практически единственной рентабельной отраслью. О росте объемов добычи торфа в ближайшие годы свидетельствует увеличение численности работающих в отрасли, расширение обрабатывающих площадей, обновление торфо-добывающей техники.
- развитие лесопромышленного комплекса, а именно обеспечение эффективного использования лесосырьевой базы, увеличение ее объемов, через предоставление участков лесного фонда в аренду, организация глубокой переработки древесины, располагаемой в близи# базы, привлечение инвестиций в реальный сектор экономики (строительство углевыжигательной установки УПР-80 на территории Покровского сельского поселения, предоставление свободных площадок для иногородних предприятий с целью привлечения инвестиций и увеличения занятости сельского населения). Просматривается дальнейшее стабильное развитие лесопромышленных предприятий ООО "Леском", ООО "Чистополье лес", ООО "Хозлес".
Главной задачей развития потребительского рынка является формирование устойчивой сети торгового, бытового обслуживания, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение запросов населения.
Состояние сельской социальной инфраструктуры можно характеризовать как критическое. Практически свернуто строительство и отсутствует рынок жилья. Если в 1995 году было построено 6,3 тыс.. кв. м. жилья, то в 2005 году - всего 1,5 тыс. кв. м или на 76 % меньше. Несмотря на то, что средняя обеспеченность общей площадью одного жителя села (22 кв. м) выше чем в городе (20,5 кв. м) в расчете на фактическую заселенную площадь это не так: значительная часть жилого фонда на селе пустует.
Уменьшение численности сельского населения и снижение затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры привело к сокращению на территории района культурных (на 39,1 %), больничных (на 28,6 %) и дошкольных учреждений (на 69,4 %), школ (на 13,8 %) и т.д. сокращается сеть предприятий, оказывающих услуги сельскому населению, что усугубляет непривлекательность сельского образа жизни и снижает человеческий потенциал.
Улучшение среды проживания и развитие жилищно-коммунального хозяйства будет реализовываться за счет:
участия в областной целевой программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2004 - 2010 годы, в частности, капитальный ремонт теплотрасс, котельных;
перевод котельных на местные виды топлива;
капитальный ремонт муниципального жилого фонда;
См. муниципальную адресную программу "Капитальный ремонт жилищного фонда на территории Котельничского муниципального района Кировской области" на 2008 - 2011 годы, утвержденную решением Котельничской районной Думы Кировской области от 28 декабря 2007 г. N 207
модернизация тепловых сетей, водоводов и уличной водопроводной сети;
капитальный ремонт и реконструкция очистных сооружений;
улучшение жилищных условий жителей района с привлечением целевых программ "Социальное развитие села до 2010 года", "Дом для молодой семьи";
См. муниципальную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009 - 2010 годы, утвержденную решением Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области от 27 августа 2008 г. N 293
строительство металлических башен сотовой связи.
Главной целью развития социальной сферы является всестороннее развитие личности на основе предоставления услуг образования, культуры, здравоохранения, создание условий для реализации# каждого человека с учетом интересов развития территории. Практическая реализация поставленной цели будет осуществляться через:
- Улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и созданию предпосылок для стабилизации и роста показателей рождаемости;
- денежные выплаты отдельным категориям медицинских работников первичного звена здравоохранения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, дополнительное вознаграждение за классное руководство в рамках проекта "Образование";
- улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, их реструктуризация и оптимизация, внедрение современных образовательных технологий;
- повышение безопасности образовательных учреждений;
- совершенствование социально-психологической поддержки участников образовательного процесса;
- обеспечение медицинских учреждений диагностическим оборудованием и автомобилями скорой медицинской помощи;
См. муниципальную целевую программу "Развитие здравоохранения Котельничского района на 2009 - 2011 годы", утвержденную решением Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области от 31 октября 2008 г. N 316
- применение системы родовых сертификатов, иммунизация и дополнительная диспансеризация населения;
- развитие физической культуры и спорта;
- патриотическое воспитание граждан района;
- поддержка студенческой, талантливой, работающей сельской молодежи;
- совершенствование культурно-досуговой деятельности, создание условий для развития народного творчества, народных промыслов и ремесел;
- развитие музейного и библиотечного дела;
- оптимизация сети организаций культурно-досугового типа;
- повышение профессионального уровня кадров.
Совершенствование управляемости районом как единым социально экономическим# комплексом реализуется в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Перед органами местного самоуправления района стоит задача формирования самоуправленческих навыков и культуры самоуправления граждан через регулярные встречи с населением по насущным проблемам жизни поселений и через средства массовой информации по ознакомлению и разъяснению политики руководства района.
При разработке и реализации местной социально-экономической политики велика роль механизмов социального партнёрства, смысл которого в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя основными субъектами развития - органами местного самоуправления, общественными организациями и предпринимательством. Общественность стремиться к тому, чтобы управление районом осуществлялось с учётом интересов граждан.
В программе предусмотрена организация управления и контроль за ходом ее реализации. В целом организационная структура управления программой должна способствовать разделению ответственности за принятие и выполнение конкретных решений.
В целях оперативного контроля за ходом реализации программы, а также своевременного внесения в нее корректировок и уточнений должна организована# система ее мониторинга. Эта система должна обеспечить сопоставляемый анализ фактических и прогнозно-целевых показателей программы, корректную оценку влияния результатов реализации программы на социально-экономическое развитие района.
Мониторинг и оценку результатов реализации программы предлагается осуществлять согласно групп показателей, сформированных# в соответствии с направлениями программы.
Достижение заданных значений показателей осуществляется на протяжении всего периода реализации программы, на основе данного анализа делается вывод об эффективности выполнения мероприятий программы.
Для реализации программы развития МО необходимо финансовое обеспечение.
На выполнение мероприятий по реализации данной программы требуется 573 753,95 тыс. рублей. Финансирование может осуществляться:
за счет средств федерального бюджета - 52818 тыс. руб.
областного бюджета - 157130,75 тыс. руб.
районного бюджета - 46252,2 тыс. руб.
средств предприятий, организаций,
кредитов банков и т.д. - 316553 тыс. руб.
Ожидаемый конечный результат данной программы приостановление спада и стабилизация социально экономической# ситуации в районе, развитие лесо# и агропромышленного комплекса, личного подворья, самозанятости населения. Эффективное использование природных ресурсов для привлечения дополнительных финансовых средств. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Обеспечение надежной работы жилищно-коммунального хозяйства, улучшение качества предоставляемых услуг. Исполнение бюджетных обязательств. Обеспечение предоставления социальных услуг адекватных ситуации#. Преодоление иждивенчества. Активизация туристической функции, развитие сельских поселений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области от 29 ноября 2006 г. N 83 "Об утверждении проекта программы социально-экономического развития Котельничского района до 2011 года"
Текст решения был опубликован в газете "Котельничский вестник" от 23 января 2007 г. N 8 (12337)
Решением Котельничской районной Думы третьего созыва Кировской области от 18 февраля 2009 г. N 354 настоящее решение признано утратившим силу