Решение Котельничской городской Думы Кировской области
от 25 октября 2006 г. N 83
"Об утверждении Концепции управления муниципальным имуществом города Котельнича"
В соответствии со статьями 125 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 10 статьи 35 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 24 Устава городского округа города Котельнича Кировской области, во исполнение Программы реформирования муниципальных финансов на 2005 - 2006, утвержденной решением Котельничской городской Думы от 29.12.2004 N 82, городская Дума решила:
Утвердить Концепцию управления муниципальным имуществом в городе Котельниче. Прилагается.
Глава города, |
А.В. Жданов |
Концепция
управления муниципальным имуществом города Котельнича
(утв. решением Котельничской городской Думы Кировской области
от 25 октября 2006 г. N 83)
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы политики органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области (далее - город) в сфере управления муниципальным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия), муниципальными учреждениями (далее - учреждения), муниципальной казны города, а также имущественных прав города, вытекающих из его участия в коммерческих организациях. Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие городу, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
Настоящая Концепция разработана на период до 01.01.2009.
1. Цели, задачи и принципы управления муниципальным имуществом
В основу настоящей Концепции положен практический опыт и существующая система управления муниципальным имуществом на территории города с перспективой их развития и совершенствования.
Настоящая Концепция принимается в целях:
увеличения доходов муниципального бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;
оптимизации структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, решения вопросов местного значения;
использования муниципальных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
повышения конкурентоспособности коммерческих организаций с участием города, улучшения финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных целей органам местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:
полная инвентаризация объектов муниципальной собственности, совершенствование системы учета этих объектов и оформление прав на них;
повышение эффективности управления муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
классификация объектов муниципальной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
определение цели управления по каждому объекту управления (группе объектов);
обеспечение прав города как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества;
обеспечение поступления доходов в муниципальный бюджет от более эффективного использования имеющегося имущества.
Реализация настоящей Концепции является приоритетной задачей для всех органов местного самоуправления города.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления муниципальным имуществом:
Определение цели управления:
применительно к каждому объекту управления (группе объектов) должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.
Построение системы управления:
важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: определение способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений муниципальными органами, контроль за объектами управления, предоставление отчетности муниципальными органами, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, обработка и анализ информации о работе объектов управления;
Обеспечение эффективности управления:
принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой рациональной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности муниципальных органов по управлению муниципальным имуществом.
2. Управление муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями
Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями
На момент разработки и принятия Концепции в городе работают 33 муниципальных учреждения и 9 муниципальных унитарных предприятия, в стадии ликвидации - 1 учреждение и 4 унитарных предприятия, в стадии банкротства - 2 унитарных предприятия.
Органы местного самоуправления города наделяют унитарные предприятия имуществом, относящимся к муниципальной собственности, согласовывают вопросы распоряжения имуществом унитарных предприятий, решают вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляют контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.
Деятельность муниципальных унитарных предприятий в большинстве случаев не эффективна, также как и существующая в настоящее время система управления унитарными предприятиями.
По действующему законодательству органы местного самоуправления наделены правом создания учреждений. Учреждения создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств местного бюджета.
Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. В результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, выявлены случаи его использования не в уставных целях. При этом доходы от использования данного имущества не учитываются в местном бюджете.
Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями
Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:
повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;
создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;
погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по местным налогам, обязательным платежам и по заработной плате;
снижении расходов местного бюджета на содержание учреждений.
Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями
Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением муниципальными органами соответствующим муниципальным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям муниципального образования, приватизации муниципального имущества, согласовании предложений по распоряжению муниципальным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.
Реализация системы управления предполагает:
1. Определение круга и количества муниципальных унитарных предприятий, необходимых для выполнения возложенных на местное самоуправление функций, для чего необходимо:
провести оценку деятельности всех унитарных предприятий.
В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществить:
преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего муниципального имущества иным способом;
ликвидацию унитарных предприятий и учреждений.
2. Определение цели муниципального образования применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению, которая состоит в следующем:
установление обязательных требований к представлению руководителями унитарных предприятий и учреждений в муниципальные органы предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности унитарных предприятий и учреждений;
установление муниципальными органами обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных предложений, правил и порядка их оценки;
установление муниципальными органами требований к показателям деятельности унитарных предприятий;
проведение муниципальными органами аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента;
принятие муниципальными органами порядка решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления унитарными предприятиями и несоответствии результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям;
утверждение муниципальными органами целей деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес-плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между собственником и руководителем (управляющим муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Установить что, невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя;
3. Установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес-плана);
4. Установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели муниципального образования, невыполнении программы (плана, бизнес-плана).
При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес-плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации муниципального имущества, об изменении программы (плана, бизнес-плана). В противном случае муниципальными органами применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений.
5. Ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего муниципальным органам необходимо:
подготовить для утверждения примерный устав унитарного предприятия и примерный контракт с его руководителем, позволяющие в полном объеме осуществлять определенный настоящей Концепцией механизм взаимодействия с руководителя# с собственником унитарного предприятия;
производить назначение руководителя на конкурсной основе;
провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с примерным уставом;
привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с примерным контрактом;
устанавливать основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов;
На этапе утверждения уставов унитарных предприятий и контрактов, заключаемых с их руководителями, подлежат анализу:
соответствие устава унитарного предприятия примерному уставу, в том числе в части порядка владения, распоряжения итгользования имуществом предприятия, перечисления в местный бюджет части прибыли предприятия, ежегодного утверждения основных экономических показателей деятельности предприятия и осуществления контроля за их выполнением, ежегодного проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с привлечением при необходимости аудиторов;
соответствие контракта с руководителем унитарного предприятия примерному контракту, в том числе в части компетенции и прав руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности и стимулирования его эффективной работы, условий изменения и расторжения контракта;
наличие в реестре муниципальной собственности имущества, закрепленного за унитарным предприятием.
6. Установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в муниципальный бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.
Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями
Контроль за достижением целей управления может осуществляться по следующим направлениям:
увеличение доходов бюджета от использования муниципального имущества;
сближение ставок за аренду муниципального имущества и рыночных ставок арендной платы;
обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества.
3. Управление муниципальной недвижимостью
Оценка состояния управления объектами недвижимости
На момент разработки и принятии Концепции в муниципальной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 172 тыс. кв. м. От аренды объектов недвижимости в бюджет города получено в 2002 году - 1434 тыс. рублей, в 2003 году - 1756 тыс. рублей, в 2004 году - 2225 тыс. рублей, в 2005 - 2723 тыс. рублей, в 2006 году планируется получить 2790 тыс. рублей. Таким образом, наблюдается тенденция повышения доходности недвижимости.
Вместе с тем существующая система управления недвижимостью в городе нуждается в совершенствовании с учетом того, что:
город сдает имущество в аренду по ставкам ниже рыночных;
право муниципальной собственности зарегистрировано не на все принадлежащие ему объекты недвижимости;
развитие земельного законодательства отстает от развития иных отраслей законодательства, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект хозяйствования.
Цели и задачи управления объектами недвижимости
Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:
максимально возможное повышение доходности объектов муниципальной недвижимости;
наиболее эффективное выполнение городом своих социальных функций в процессе использования муниципальной недвижимости;
стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.
Для достижения указанных целей необходимо:
сформировать полный реестр муниципальной недвижимости, содержащий количественные, стоимостные, технические характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;
четко разграничить и скоординировать, полномочия всех муниципальных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью;
установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки, при этом, учесть, что земельные участки должны предоставляться в собственность или на условиях аренды в целях повышения доходов бюджета от использования земли и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков;
земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования должны предоставляться только организациям, финансируемым из бюджета;
осуществлять государственную регистрацию права муниципальной собственности на соответствующие земельные участки;
обеспечить муниципальный земельный контроль за использованием земельных участков;
обеспечить применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование муниципальной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке;
создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;
урегулировать вопросы приобретения городом объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов;
установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью);
выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество муниципальных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения функций, в целях которых создано учреждение). Изъять указанное имущество.
Механизм управления объектами недвижимости
Первым шагом реализации механизма управления должна стать сплошная инвентаризация объектов недвижимости, результатом которой станет получение информации, позволяющей провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик.
С учетом данных реестра муниципальной собственности город должен зарегистрировать свои права на проинвентаризированные объекты недвижимости.
Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах:
безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;
запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в городе;
закрепление объектов недвижимости, занимаемых муниципальными учреждениями, на праве оперативного управления;
прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии 2 и более заявителей - предоставлять в пользование объекты путем проведения торгов.
4. Управление имуществом муниципальной казны города Котельнича
В состав муниципальной казны города входит недвижимое и движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности и не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения либо за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления.
Совершенствование системы управления имуществом муниципальной казны города должно обеспечить достижение следующих целей:
максимально возможного повышения доходности объектов имущества, входящих в состав муниципальной казны;
стимулирования за счет объектов муниципальной казны развития реального сектора экономики, обеспечения максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам муниципальной казны.
Заключение
Реализация настоящей Концепции является предпосылкой улучшения, инвестиционного климата в городе и осуществления важнейших функций муниципального образования - развивающей и стимулирующей - в отношении местной экономики.
Осуществление всего комплекса мероприятий, предусмотренных Концепцией, должно сопровождаться совершенствованием механизма образования и использования бюджета города.
Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства предприятий в рамках системы управления муниципальным имуществом.
Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы города, которым должны служить результаты процесса превращения муниципального образования в эффективного собственника.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Котельничской городской Думы Кировской области от 25 октября 2006 г. N 83 "Об утверждении Концепции управления муниципальным имуществом города Котельнича"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Котельничской городской Думы Кировской области от 24 февраля 2021 г. N 18 настоящий документ признан утратившим силу с 24 февраля 2021 г.