Решение Арбитражного суда Кировской области
от 22 февраля 2008 г. N А28-10843/07-512/27
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 апреля 2008 г. N А28-10843/2007-512/27 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2008 г.
Решение изготовлено в полном объеме 22 февраля 2008 г.
В заявлении с учетом его дополнения в судебном заседании содержится требование о признании недействующим нормативного правового акта - Решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области "О тарифах на тепловую энергию" от 16.11.2007 г. N 38/1 в части установления для ООО "Т" с 01.01.2008 г. тарифа на тепловую энергию в размере 2225 руб. 40 коп. за 1 Гкал. Таким образом, заявитель просит признать недействующим пункт 3 названного решения в части установления тарифа на тепловую энергию в размере 2225 руб. 40 коп. за 1 Гкал.
В обоснование указанного требования заявитель ссылается на то, что пункт 3 указанного решения в оспариваемой части не соответствует положениям статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункта 61.2. Приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию" и положениям Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 04.10.2005 г. N 265 и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку установленный им тариф на тепловую энергию не дает возможности компенсировать технологические потери тепловой энергии при ее передаче по сетям. Заявитель указывает на то, что при расчете установленного в оспариваемом решении тарифа на тепловую энергию в размере 2225 руб. 40 коп. за 1 Гкал ответчик учел затраты на технологические потери при передаче тепловой энергии по сетям в размере всего 256 Гкал, в то время как согласно экспертного заключения, подготовленного ООО "Н - НН", такие затраты составляют 1928 Гкал. Кроме того, заявитель указывает на то, что 13.11.2007 г. Министерство промышленности и энергетики РФ на основании его заявления и с учетом названного экспертного заключения утвердило для него нормативы технологических потерь тепловой энергии на 2008 год в размере 1928 Гкал,
однако ответчик при принятии оспариваемого решения не принял во внимание данное обстоятельство. Тем самым заявитель полагает, что установленный решением ответчика на 2008 год тариф на тепловую энергию в размере 2225 руб.40 коп., рассчитанный без учета утвержденного Минпромэнерго РФ норматива технологических потерь тепловой энергии, является экономически необоснованным и подлежит пересмотру.
В письменном отзыве на заявление от 11.01.2008 г. ответчик - Региональная служба по тарифам Кировской области, указывает на законность и обоснованность принятого им 16.11.2007 г. решения в части, оспариваемой заявителем. При этом ответчик ссылается на то, что в день вынесения им оспариваемого решения у него отсутствовал Приказ Минпромэнерго об утверждении норматива технологических потерь тепловой энергии для ООО "Т" на 2008 год, в связи с чем он не мог принять его во внимание. Кроме того, ответчик полагает, что не обязан руководствоваться при установлении тарифов на тепловую энергию нормативами технологических потерь, утверждаемыми Минпромэнерго РФ.
В судебном заседании представители заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и в дополнении к нему, просили суд удовлетворить заявленное требование.
Представители ответчика в судебном заседании, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве, просили суд отказать в удовлетворении требования заявителя.
В ходе судебного разбирательства установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В апреле 2007 г. ООО "Т", осуществляющее производство и транспортировку тепловой энергии, обратилось в Региональную службу по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области) с заявлением об установлении тарифа на производство (выработку) тепловой энергии в горячей воде на 2008 год. При этом указанное юридическое лицо представило в регулирующий орган необходимые для расчета тарифа документы и информацию.
28.04.2007 г. ООО "Т" направило в адрес Министерства промышленности и энергетики РФ (далее - Минпромэнерго РФ) заявление об установлении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2008 год, которое было принято к рассмотрению 02.05.2007 г.
03.05.2007 г. между ООО "Т" и ООО "Э" был заключен договор N 72 о проведении независимой экспертизы по оценке нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям на 2008 год. На основании данного договора ООО "Н - НН" провело соответствующую экспертизу и выдало ООО "Т" экспертное заключение, в соответствии с которым годовые потери тепловой энергии данного предприятия в водяных сетях через теплоизоляционные конструкции и с потерями теплоносителя (горячей воды) составляют 1928 Гкал и соответственно рассчитанный норматив потерь тепловой энергии на 2008 год составляет также 1928 Гкал (стр. 7 - 8 экспертного заключения).
Указанное заключение независимой экспертизы было направлено ООО "Т" в Минпромэнерго РФ для учета при рассмотрении вопроса об утверждении нормативов технологических потерь тепловой энергии на 2008 год.
01.11.2007 г. ООО "Т" направило в адрес РСТ Кировской области письмо с просьбой перенести назначенное на 09.11.2007 г заседание Правления РСТ Кировской области, на котором должен был решаться вопрос об утверждении тарифов на тепловую энергию на 2008 год, на более поздний срок в связи с отсутствием утвержденных Минпромэнерго РФ нормативов технологических потерь тепловой энергии на 2008 год. В случае невозможности переноса заседания заявитель просил РСТ Кировской области принять при расчете тарифа на тепловую энергию на 2008 год нормативы технологических потерь тепловой энергии, определенные в экспертном заключении ООО "Н - НН". Данное экспертное заключение было приложено заявителем к указанному письму и поступило в РСТ.
14.11.2007 г. Минпромэнерго РФ за подписью руководителя комиссии по утверждению нормативов М выдало представителю ООО "Т" Мчкишевой, командированной в г. Москву, письмо от 14.11.2007 г. N 11-3352, в котором было указано, что на заседании комиссии по утверждению нормативов принято решение об утверждении для ООО "Т" норматива технологических потерь тепловой энергии на 2008 год в размере 1928 Гкал.
16.11.2007 г. состоялось заседание Правления РСТ Кировской области, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении для ООО "Т" тарифа на тепловую энергию на 2008 год. На данном заседании представители ООО "Т", ссылаясь на указанное выше письмо Минпромэнерго, просили Правление РСТ Кировской области утвердить тариф на тепловую энергию с учетом утвержденного Минпромэнерго РФ норматива технологических потерь тепловой энергии в размере 1928 Гкал. Однако, Правление РСТ Кировской области, основываясь на заключении своей экспертной группы, определившей потери тепловой энергии ООО "Т" в сетях в размере 256,0 Гкал, решением N 38/1 от 16.11.2007 г. утвердило для данного юридического лица тариф на тепловую энергию на 2008 год в размере 2225 руб. 40 коп. за 1 Гкал без учета установленного Минпромэнерго РФ норматива технологических потерь тепловой энергии в размере 1928 Гкал.
22.11.2007 г. Минпромэнерго был издан приказ N 506 "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2008 год", в соответствии с пунктом 101 которого нормативы технологических потерь тепловой энергии при передаче были установлены для ООО "Т" в размере 1928 Гкал.
С учетом указанных фактических обстоятельств дела, заявитель - ООО "Т" просит признать решение Правления РСТ Кировской области от 16.11.2007 г. N 38/1 в части установления для него тарифа на тепловую энергию на 2008 год в размере 2225 руб. 40 коп. недействующим.
Заслушав объяснения и доводы представителей сторон, исследовав все материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что данный акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение Правления Региональной службы по тарифам Кировской области "О тарифах на тепловую энергию" от 16.11.2007 г. N 38/1 является нормативным правовым актом, поскольку принято государственным органом, а именно, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и устанавливает тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Т" неопределенному кругу потребителей этой энергии, и, следовательно, является обязательным для неопределенного круга субъектов.
В этой связи ООО "Т" имело право обратиться в арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта в части установления для него тарифа на тепловую энергию в размере 2225 руб. 40 коп. за 1 Гкал.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Оценивая соответствие оспариваемого заявителем Решения Правления РСТ Кировской области от 16.11.2007 г. N 38/1 в части установления для ООО "Т" с 01.01.2008 г. тарифа на тепловую энергию в размере 2225 руб. 40 коп. за 1 Гкал, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в этой части данный нормативный правовой акт не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, в связи со следующим.
1. В силу положения абзаца 1 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в данном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с абзацем 7 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ при регулировании тарифов на тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций.
В силу абзаца 5 статьи 4 Федерального закона N 41-ФЗ одним из принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию. В то же время в силу абзаца 11 статьи 6 данного закона регулирование органами исполнительной власти субъектов РФ указанных тарифов должно осуществляться в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзаца 12 статьи 6 Федерального закона N 41-ФЗ
Систематическое толкование приведенных выше положений Федерального закона N 41-ФЗ позволяет сделать следующие выводы:
1) Тарифы на тепловую энергию, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ для теплоснабжающих организаций, должны быть экономически обоснованными и определяться с учетом затрат этих организаций на производство и передачу тепловой энергии;
2) Порядок расчета и установления указанных экономически обоснованных затрат, в том числе порядок учета затрат энергоснабжающих организаций на производство и передачу тепловой энергии, определяются подзаконными нормативными правовыми актами Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и являются обязательными для исполнения соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
В этой связи, принимая оспариваемое решение, Правление РСТ Кировской области обязано было обеспечить экономическую обоснованность устанавливаемого для ООО "Т" тарифа на тепловую энергию в размере 2225 руб. 40 коп. за 1 Гкал, в том числе посредством учета затрат данного юридического лица на передачу тепловой энергии в соответствии с установленным федеральными нормативными правовыми актами порядком определения и учета таких затрат. Однако в нарушение названных выше положений Федерального закона N 41-ФЗ Правление РСТ Кировской области не обеспечило экономическую обоснованность утвержденного для ООО "Т" оспариваемым решением тарифа на тепловую энергию, поскольку определило его с нарушением установленного федеральными нормативными правовыми актами порядка определения и учета затрат указанного юридического лица на передачу тепловой энергии по сетям в связи со следующим.
В силу абзаца 3 пункта 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, к делу об установлении тарифов, рассматриваемому регулирующим органом, приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, которые являются дополнительными материалами. Следовательно, по смыслу данной нормы регулирующий орган при рассмотрении дела об установлении тарифов на тепловую энергию обязан учитывать соответствующие экспертные заключения, представляемые организацией, в отношении которой рассматривается дело.
Кроме того, в соответствии с пунктом 21 названных Правил протокол заседания регулирующего органа является неотъемлемой частью решения этого органа об установлении тарифов. В силу пункта 22 Правил в данном протоколе должны быть указаны основания, по которым регулирующий орган отказывает во включении в тарифы расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в нарушение названной нормы пункта 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, РСТ Кировской области в ходе подготовки к рассмотрению и при рассмотрении 16.11.2007 г. дела об установлении тарифа на тепловую энергию в отношении ООО "Т" не приняла во внимание и не учла представленное данным юридическим лицом экспертное заключение, подготовленное независимой экспертной организацией - ООО "Н - НН" и основывало утвержденный ею оспариваемым решением тариф на тепловую энергию исключительно на заключении собственной экспертной группы. Между тем содержание названного независимого экспертного заключения в части определения технологических затрат и потерь ООО "Т" при передаче тепловой энергии могло повлиять на размер устанавливаемого для данного юридического лица тарифа на тепловую энергию на 2008 год.
Кроме того, в нарушение требования пункта 22 названных выше Правил РСТ Кировской области, располагая указанным выше экспертным заключением независимой организации и несмотря на соответствующую просьбу ООО "Т", изложенную в письме от 15.11.2007 г., не указала в протоколе заседания Правления от 16.11.2007 г. по каким основаниям данному юридическому лицу отказано во включении в тариф на тепловую энергию расходов, которые оно несет в связи с технологическими потерями тепловой энергии в размере 1928 Гкал.
При указанных обстоятельствах, установленный на 2008 год для ООО "Т" оспариваемым решением РСТ Кировской области от 16.11.2007 г. N 38/1 тариф на тепловую энергию в размере 2225 руб. 40 коп. не может быть признан экономически обоснованным.
2. В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ, пунктов 16, 18, 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, при регулировании тарифов на тепловую энергию регулирующими органами учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы, связанные с производством и передачей тепловой энергии. При этом указанные расходы должны определяться регулирующими органами на основе утверждаемых в установленном порядке нормативов расхода топлива, нормативов технологических потерь тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 5.2.6. Положения о Министерстве промышленности и энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. N 284, исключительное право утверждения нормативов технологических потерь тепловой энергии теплоснабжающими организациями, которые должны учитываться регулирующими органами при установлении тарифов на тепловую энергию для этих организаций, предоставлено данному федеральному органу исполнительной власти.
В силу названной нормы утверждаемые Минпромэнерго РФ нормативы технологических потерь тепловой энергии прямо названы нормативным правовым актом, а значит обязательны для исполнения всеми иными нижестоящими органами исполнительной власти, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на тепловую энергию. В этой связи, установив факт введения в действие Приказа Минпромэнерго РФ от 22.11.2007 г. N 506 "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2008 год", пунктом 101 которого для ООО "Т" был определен норматив потери тепловой энергии на 2008 год в размере 1928 Гкал, Правление РСТ Кировской области обязано было привести принятое ею в отношении указанного юридического лица решение от 16.11.2007 г. N 38/1 в соответствие с данным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В частности, регулирующий орган должен был привести в соответствие пункт 29 протокола заседания Правления РСТ от 16.11.2007 г., являющегося неотъемлемой частью решения от 16.11.2007 г. N 38/1, в котором предусмотреть норматив технологических потерь ООО "Т" в размере не 256 Гкал, а 1928 Гкал, с учетом этого произвести перерасчет тарифа на тепловую энергию и внести необходимые изменения в пункт 3 названного решения.
Однако, несмотря на просьбу ООО "Т" о пересмотре утвержденного для него тарифа в связи с вступлением в силу названного выше Приказа Минпромэнерго РФ, выраженную в письме от 17.01.2008 г., к которому была приложена выписка из этого Приказа, Правление РСТ Кировской области не внесло необходимые изменения в оспариваемое решение от 16.11.2007 г. N 38/1 и тем самым подтвердило действие данного нормативного правового акта, не соответствующего в части определения норматива технологических потерь тепловой энергии нормативному правовому акту, имеющему в этой части большую юридическую силу.
Довод ответчика о том, что на день принятия им оспариваемого решения Приказ Минпромэнерго РФ от 22.11.2007 г. N 506 отсутствовал и не мог быть принят им во внимание при определении размера тарифа на тепловую энергию для ООО "Т" не может быть принят судом в качестве основания для отказа в признании указанного решения не действующим в соответствующей части в связи со следующим.
По смыслу положений части 4 статьи 194, пункта 2 части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании устанавливает соответствие оспариваемого акта или его отдельного положения нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не на день издания (принятия) этого акта, а на день рассмотрения спора в суде. В этой связи, в силу названных норм Арбитражного процессуального кодекса РФ, если арбитражный суд установит несоответствие оспариваемого нормативного правового акта в определенной части нормативному правовому, имеющему большую юридическую силу и введенному в действие к моменту рассмотрения дела в суде, он должен принять решение о признании оспариваемого нормативного правового акта в соответствующей части не действующим.
С учетом данного обстоятельства, поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт несоответствия оспариваемого Решения Правления РСТ Кировской области от 16.11.2007 г. N 38/1 в части установления для ООО "Т" с 01.01.2008 г. тарифа на тепловую энергию в размере 2225 руб. 40 коп. за 1 Гкал, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Приказу Минпромэнерго РФ от 22.11.2007 г. N 506, арбитражный суд обязан признать названное решение в указанной части не действующим.
Оспариваемое решение Правления РСТ Кировской области в соответствующей части нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку установленный данным решением для ООО "Т" тариф на тепловую энергию не обеспечивает компенсацию затрат данного юридического лица, возникающих у него в связи с технологическими потерями тепловой энергии при передаче ее по сетям.
В связи с тем, что заявителю при обращении в арбитражный суд была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 194 - 195, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
Пункт 3 Решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 16.11.2007 г. N 38/1 "О тарифах на тепловую энергию" в части установления и введения в действие с 01 января 2008 г. для общества с ограниченной ответственностью "Т" тарифа на тепловую энергию в размере 2225 рублей 40 копеек за 1 Гкал признать не соответствующим положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно, положениям статей 2, 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ, пунктов 16, 22, 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, пункта 101 Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 22.11.2007 г. N 506 "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2008 год" и не действующим.
Взыскать с Региональной службы по тарифам Кировской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 22 февраля 2008 г. N А28-10843/07-512/27
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Кировской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 апреля 2008 г. N А28-10843/2007-512/27 настоящее решение оставлено без изменения