27 февраля, 30 июля 2008 г.
Рассмотрев проект муниципальной целевой программы "Развитие улично-дорожной сети города Кирово-Чепецка на 2008 - 2010 годы", представленный администрацией муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, руководствуясь Уставом муниципального образования "Город Кирово-Чепецк", Кирово-Чепецкая городска# Дума решила:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие улично-дорожной сети города Кирово-Чепецка на 2008 - 2010 годы". Прилагается.
2. Настоящее решение вступает в силу с 1.01.2008 года.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Кировец".
Глава муниципального образования |
В. Басов |
Решением Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 30 июля 2008 г. N 8/76 в настоящую Программу внесены изменения
Муниципальная целевая программа
"Развитие улично-дорожной сети города Кирово-Чепецка на 2008 - 20010 годы"
27 февраля, 30 июля 2008 г.
Паспорт
муниципальной целевой программы "Развитие улично-дорожной сети города Кирово-Чепецка на 2008 - 2010 годы"
Наименование программы |
"Развитие улично-дорожной сети города Кирово-Чепецка на 2008 - 2010 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Распоряжение главы администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" N 1788 от 11.09.2007 года |
Муниципальный заказчик |
Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" |
Координатор программы |
Первый заместитель главы администрации муниципального образования |
Разработчик программы |
Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования |
Цели программы |
Улучшение социально-экономической среды и жизнеобеспечения населения города на основании выработки комплекса мер по повышению эффективности капиталовложений в транспортную систему города путем оптимизации взаимоотношений в сфере содержания улично-дорожной сети (далее - УДС), а также рационального распределения средств и концентрации ресурсов на требуемых направлениях развития УДС города. |
Задачи программы |
1. Осуществление инвентаризации и диагностики улично-дорожной сети, а также формирование единого реестра дорог города. |
2. Обеспечение надлежащего содержания УДС. | |
3. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, транспортных развязок, путепроводов, мостов. | |
4. Улучшение транспортно-эксплуатационных показателей сети автомобильных дорог города. | |
5. Совершенствование системы организации дорожного движения и внедрение современных средств регулирования дорожного движения. | |
6. Внедрение новых технологий, позволяющих минимизировать затраты в дорожном строительстве. | |
7. Повышение пропускной способности дорог и экологической ситуации в городе. | |
8. Повышение уровня благоустройства города в части муниципального дорожного хозяйства. | |
Целевые индикаторы и показатели |
Увеличение пропускной способности наиболее напряжённых участков улично-дорожной сети города. |
Снижение дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий. | |
Создание оптимальной системы финансирования дорожного хозяйства. | |
Сроки реализации программы |
2008 - 2010 годы с проведением ежегодного анализа выполнения программных мероприятий. |
Финансовое обеспечение программы |
Бюджет муниципального образования. Возможное финансирование из областного бюджета. |
I. Введение
Общая протяженность сети автомобильных дорог на территории города Кирово-Чепецка составляет, по предварительным данным - 81,2 км, в том числе с твердым покрытием (асфальтобетон, цементобетон) - 67,08 км., что составляет 82,6%.
Развитие транспортной системы города Кирово-Чепецка осуществлялось на основе комплексной транспортной схемы, разработанной в 1974 году на базе Генерального плана развития города (утвержден решением Кировского облисполкома в 1968 году).
В настоящее время, учитывая изменения социально-экономической обстановки в стране, назрела необходимость проведения ревизии ранее выполненных проектов. В первую очередь Генерального плана развития города в целом.
Увеличение количества транспортных средств и повышение интенсивности транспортных потоков - основные факторы необходимости корректировки транспортной схемы города, в том числе ее основного раздела "Улично-дорожная сеть".
Перед органами местного самоуправления стоит задача по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог города в соответствии с потребностями экономики, стабилизации социально-экономической ситуации, удовлетворению спроса в автомобильных перевозках и росту благосостояния населения города.
В настоящее время необходимо обеспечить соответствие параметров улично-дорожной сети потребностям участников дорожного движения и транспортного обслуживания населения, предприятий, учреждений и организаций города, в связи с чем возникает необходимость разработки системы поэтапного совершенствования магистральной сети города с доведением её характеристик до нормативных с учетом ресурсных возможностей.
II. Состояние проблемы
Анализ существующего состояния улично-дорожной сети (далее - УДС) города показывает, что в настоящее время в силу как объективных, так и субъективных причин сформировался ряд проблем, требующих решения.
За последние два десятка лет в городе не применялся комплексный подход к решению задач по улучшению транспортной инфраструктуры. В рамках Генплана развития города вопросы совершенствования дорог рассматривались лишь в общих чертах, без детализации проблем, без принятия и реализации соответствующих решений.
Развитие улично-дорожной сети происходит недостаточными темпами. Кроме того, через город ежедневно следуют до 800 транзитных транспортных средств. Часть из них, по причине аварийного состояния путепровода на ул. 60 лет Октября, проезжают по ул. Алексея Некрасова что не соответствует транспортной схеме города.
Не закончено строительство участка автодороги по ул. Революции, соединяющего ул. Заводскую с ул. Вятской Набережной. По этой причине до настоящего времени жители 3 и 3-а микрорайонов не обеспечены пассажирским сообщением.
Требует дополнительного изучения вопрос об осуществлении перехода (в соответствии с транспортной схемой) к одностороннему движению по пр. Мира (на участке от ул. Островского до ул. Первомайской) и пр. Кирова.
В ближайшее время следует ожидать увеличения транспортного потока в связи с вводом в эксплуатацию кирпичного завода, что также негативным образом отразится как на экологической ситуации в городе, так и на качестве дорожного покрытия.
В настоящее время средняя ширина проезжей части магистральных дорог составляет 12,6 м и для увеличения пропускной способности, с учетом роста числа транспортных средств, нуждается в максимально возможном расширении.
Существующая линейная плотность магистральной сети в селитьбе 2,0 - 2,2 км/км2 достаточна для организации движения массового пассажирского транспорта в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89. Однако для организации движения автомобильного транспорта, показатель линейной плотности магистралей должен быть увеличен до величины 2,6 - 3,0 км/км2, путем строительства новых и реконструкции существующих магистралей.
Несмотря на то, что в последнее время происходило увеличение выделения средств на ремонт дорог, как из областного бюджета, так и из местного (Таблица 1), финансирование осуществлялось по остаточному принципу, исходя из конъюнктурной необходимости (на устранение больших ям), без учета реальных потребностей и без применения методов среднесрочного планирования. При этом сложившаяся отраслевая система не обеспечивает проведения ряда необходимых мероприятий, таких как:
а) регулярный мониторинг за состоянием дорожных одежд;
б) комплекс профилактических работ в соответствии с нормативными требованиями по межремонтным срокам.
Таблица 1. Расходование средств областного и местного бюджетов на ремонт дорог в г. Кирово-Чепецке
тыс. рублей
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
|||
Вид работ |
Обл. бюджет |
Местный бюджет |
Обл. бюджет |
Местный бюджет |
Обл. бюджет |
Местный бюджет |
Ремонт дорог |
4 138 |
3 725 |
5 498 |
6 026 |
10 496 |
5 702 |
В т.ч. ямочный ремонт |
|
446 |
|
1 000 |
|
2 566 |
Всего |
7 863 |
11 523 |
16 198 |
Отсутствие системного подхода к решению задач, стоящих перед органами местного самоуправления, а также недостаточность объемов финансирования привели данную сферу к кризисному состоянию, что находит отражение в:
- отсутствии полной и достоверной информации о составе, протяженности УДС, качестве покрытия дорог;
- ненадлежащем качестве выполнения работ по ремонту дорог;
- сложности принятия управленческих решений, следствием чего является их несвоевременность;
- неприменении методов прогнозирования и среднесрочного планирования в ходе осуществления работ в данной области;
- несоблюдении регламентов технологической системы поддержания исправности и ремонта дорожной сети.
Осуществление комплекса мероприятий по содержанию и совершенствованию улично-дорожной сети города невозможно без точного и объективного знания исходных данных о состоянии, протяженности автодорог и их транспортно-эксплуатационных характеристиках. Именно поэтому в настоящее время возникла острая необходимость паспортизации УДС, ведение учета муниципальных дорог.
Часть городских дорог до сих пор остается бесхозяйными объектами недвижимости. Их удельный вес составляет 25,4 % в общем объеме городских дорог общего пользования. Одним из таких объектов является транзитный участок дороги регионального значения Киров - Кирово-Чепецк - Зуевка. Однако, в связи с отсутствием технической и правоустанавливающей документации, процесс передачи данного участка дороги в собственность Кировской области до сих пор не осуществлен.
Работы по обслуживанию улично-дорожной сети города осуществляет МУП "Коммунальное хозяйство" на основании муниципального контракта. Данным контрактом предусмотрено выполнение ограниченного перечня и объема работ по содержанию УДС, таких как:
- механизированная и немеханизированная уборка дорог и тротуаров;
- содержание и ремонт ливневой канализации;
- благоустройства городских территорий (в том числе озеленение улиц и дорог) и т.д.
Как показала практика, подобный подход не позволяет проводить исчерпывающий комплекс мероприятий с целью содержания улично-дорожной сети в соответствии с нормативами, стандартами и правилами, регулирующими данную сферу.
Остро стоит проблема изношенности техники и механизмов, устаревших не только физически, но и технологически. Около 72 % автопарка МУП "Коммунальное хозяйство" эксплуатируется более 18 лет.
Требует скорейшего решения проблема транспортного сообщения с микрорайоном Каринторф. Отсутствие капитальной переправы для автомобильного транспорта через реку Чепца обусловливает "транспортную изолированность" микрорайона. Состояние дорожного покрытия (как на пути к микрорайону, так и внутри него) создает дополнительные препятствия к бесперебойному транспортному сообщению.
III. Цели и задачи Программы
Цель Программы - улучшение социально-экономической среды и жизнеобеспечения населения города на основании выработки комплекса мер по повышению эффективности капиталовложений в транспортную систему города путем оптимизации взаимоотношений в сфере содержания улично-дорожной сети, а также рационального распределения средств и концентрации ресурсов на требуемых направлениях развития УДС города.
Основными задачами Программы являются:
1. Осуществление инвентаризации и диагностики улично-дорожной сети, а также формирование единого реестра дорог города.
2. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, транспортных развязок, путепроводов, мостов.
3. Улучшение транспортно-эксплуатационных показателей сети автомобильных дорог города.
4. Совершенствование системы организации дорожного движения и внедрение современных средств регулирования дорожного движения.
5. Внедрение новых технологий, позволяющих минимизировать затраты в дорожном строительстве.
6. Улучшение экологической ситуации в городе и повышение пропускной способности дорог.
7. Повышение уровня благоустройства города в части муниципального дорожного хозяйства.
IV. Перечень мероприятий Программы
В ходе реализации программы (2008 - 2010 годы) планируется осуществить мероприятия по следующим направлениям:
1. Проведение комплекса мероприятий по инвентаризации и учету дорог города.
2. Совершенствование взаимоотношений, оптимизация расходов и повышение качества работ в сфере содержания и ремонта транспортной инфраструктуры города.
3. Передача участка транзитной дороги в государственную собственность Кировской области.
4. Проведение проектирования и осуществление работ по строительству и капитальному ремонту дорог, мостов и путепроводов.
5. Проведение комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
Направление 1. Проведение комплекса мероприятий по инвентаризации и учету дорог города.
В целях реализации Постановления Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/255 "Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области", в настоящее время разрабатываются показатели определения автомобильных дорог общего пользования муниципального образования "Город Кирово-Чепецк", а также порядок утверждения перечня автомобильных дорог города. Данными документами будут утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования, на основе которых появится возможность сформировать соответствующий реестр.
В целях проведения систематизации и учета автомобильных дорог города необходимо провести паспортизацию улично-дорожной сети.
В рамках этого мероприятия необходимо также осуществить работы по диагностике дорожного покрытия. Это даст возможность проведения более качественного перспективного планирования работ по ремонту УДС, а также позволит сократить бюджетные расходы будущего периода в части затрат на проектирование реконструкции и капитального ремонта УДС.
Для осуществления данного мероприятия предполагается выделить в 2008 году из средств бюджета муниципального образования 975,1 тыс. рублей.
В ходе составления предварительного списка городских дорог выяснилось, что около 20 км. дорожной сети являются бесхозными. Данные дороги подлежат приемке в муниципальную собственность в соответствии с Гражданским кодексом, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом муниципального образования "Город Кирово-Чепецк".
Объем необходимого финансирования - затраты на формирование земельных участков для регистрации в Регистрационной палате - 301,2 тыс. рублей.
Реализация данного направления позволит:
- Систематизировать базу данных в сфере содержания дорожной сети города;
- Совершенствовать отраслевую нормативно-правовую базу.
Направление 2. Совершенствование взаимоотношений, оптимизация расходов и повышение качества работ в сфере содержания и ремонта транспортной инфраструктуры города.
В рамках данного направления следует осуществить следующие мероприятия:
а) В настоящее время при реализации органом исполнительной власти местного самоуправления (администрацией муниципального образования) установленных полномочий, имеется ряд проблем, в том числе и структурного характера. Так функции, предусмотренные п. 24 и п. .25 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ, не имеют четкого закрепления, и, по сути, "размыты" между всеми отделами. Созданное, в том числе и для целей проведения работ по благоустройству города, МУП "Коммунальное хозяйство" осуществляет лишь функции исполнителя (при выделении ассигнований на конкретные цели) притом#, что организация и контроль остаются за администрацией. Подобное положение не способствует оперативности принятия решений и эффективности расходования бюджетных средств. Процесс решения задач по благоустройству города носит локальный характер и не имеет четкой направленности.
Для решения данной проблемы в структуре администрации города следует создать отраслевой отдел транспорта и благоустройства. В данном отделе необходимо предусмотреть должность специалиста по благоустройству с четко определенными должностными обязанностями и полномочиями.
б) В целях создания условий для оперативности выделения денежных средств на содержание УДС города, а также повышения качества обслуживания дорог, в рамках Программы необходимо передать дороги общего пользования и объекты дорожной инфраструктуры в хозяйственное ведение МУП "Коммунальное хозяйство". Передача осуществляется путем заключения договора хозяйственного ведения, на основании распоряжения главы администрации города.
При этом МУП "Коммунальное хозяйство" становится, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" получателем бюджетных средств, муниципальным заказчиком.
В связи с этим муниципальному унитарному предприятию необходимо разработать и осуществить комплекс мер по оптимизации организационной структуры, а также совершенствовать технологическое обеспечение деятельности в области содержания автодорог.
Для передачи дорог, как объектов недвижимости по договорам хозяйственного ведения, необходимо провести их инвентаризацию. В связи с этим осуществить передачу дорог планируется после проведения мероприятий, предусмотренных Направлением 1 настоящей. Программы.
Для регистрации договоров хозяйственного ведения в Регистрационной палате необходимо предусмотреть 370 - 400 тыс. рублей, в зависимости от принятия решения о количестве передаваемых дорог (7 тыс. рублей за каждый объект недвижимости).
в) В целях создания работоспособной организации с высоким техническим потенциалом необходимо укрепить и совершенствовать материально-техническую базу МУП "Коммунальное хозяйство".
Для этого необходимо приобрести 8 единиц техники на сумму 10,7 млн. рублей, при этом более целесообразно использовать лизинговую схему рассрочки платежей (Таблица 2).
Реализация данного мероприятия позволит частично решить ещё одну проблему - содержание дорог в микрорайоне Каринторф. При обновлении подвижного состава МУП "Коммунальное хозяйство" появится возможность передачи нескольких единиц техники МУП "ЖКХ Каринторф" (грейдер, самосвал и др.).
Таблица 2. Объем средств, необходимых для укрепления и совершенствования материально-технической базы МУП "Коммунальное хозяйство", с использованием схем лизингового кредитования
N п/п |
Наименование |
Финансирование, тыс. руб. |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
1 |
Амкодор-6712А (каток вибрационный, самоходный) |
1 245,7 |
690,7 |
690,6 |
2 |
Дробилка (для трактора МТЗ) |
168,3 |
93,3 |
93,4 |
3 |
Шнекороторный снегоочиститель ФРС-200М (для трактора МТЗ) |
195,2 |
108,3 |
108,3 |
4 |
Фреза дорожная АМ-600 |
235,7 |
130,7 |
130,6 |
5 |
Косилка роторная (для трактора МТЗ) |
77,2 |
42,7 |
42,6 |
6 |
Машина для содержания дорог МДК-432932-75 |
691,9 |
383,6 |
383,6 |
7 |
БЦМ-24,3 |
1 225,4 |
679,5 |
679,5 |
8 |
Грейдер ДЗ 98 |
1265,9 |
701,8 |
701,9 |
Итого |
в текущих ценах |
5 105,3 |
2 831,1 |
2 830,5 |
Всего по направлению |
|
|
10 766,9 |
г) В целях надлежащего содержания УДС в соответствии с законодательством РФ, а также для повышения качества обслуживания улично-дорожной сети города необходимо произвести расчет норматива финансирования данной сферы.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обеспечивать соответствие состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам обязан орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Градостроительный кодекс относит дороги к особо опасным и технически сложным объектам. В соответствии с действующими нормами и правилами (ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и др.) для обеспечения надлежащего состояния дорог необходимо осуществлять полный комплекс работ по их содержанию. Остаточный принцип финансирования дорожного хозяйства не позволяет делать этого в полной мере и является основной причиной ряда назревших в отрасли проблем (например: около 30 % всех ДТП совершаются по причине неудовлетворительных дорожных условий).
В связи с этим, в настоящее время необходимо произвести расчет нормативов денежных затрат на содержание автомобильных дорог муниципального значения. Это позволит более объективно оценить потребность в финансировании данной сферы, учитывая также планируемую передачу дорог по договору хозяйственного ведения МУП "Коммунальное хозяйство".
Для определения нормативной потребности финансирования содержания улично-дорожной сети МУП "Коммунальное хозяйство" необходимо произвести соответствующее экономическое обоснование (в расчете на 1 километр муниципальных дорог). По предварительным оценкам, учитывая текущее состояние дорог и тротуаров города, а также других элементов дорожной инфраструктуры (светофоры, уличное освещение и др.) для нормативного содержания улично-дорожной сети города необходимо 51,7 млн. руб. в год. На содержание одного километра, соответственно, необходимо расходовать 636,7 тыс. руб. в год (51,7 млн. руб./81,2 км.). Однако данные показатели требуют детализации как в части затрат, так и в части протяженности дорог.
В 2007 году из бюджета муниципального образования было выделено 18,5 млн. руб. по статье расходы на содержание автомобильных дорог, что составляет 35,8 % от потребности.
Финансирование на содержание улично-дорожной сети в рамках Программы планируется осуществлять, начиная с 2009 года после корректировки соответствующих показателей нормативной потребности. При этом также учитывается тот факт, что в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается законопроект "О дорожных фондах в Российской Федерации". Данным законопроектом предусматривается создание, в рамках бюджетов муниципальных образований, целевых дорожных фондов, средства которых будут направляться на содержание дорожной сети муниципалитетов.
Реализация данного направления позволит:
- оптимизировать структуру взаимоотношений органов местного самоуправления с обслуживающей организацией;
- создать более работоспособную организацию с высоким потенциалом, обеспечивающую качественное выполнение социально значимых услуг;
- обеспечить выполнение всего комплекса работ по . содержанию и ремонту дорог и привести к нормативному состоянию улично-дорожную сеть города;
- вести работу по учету и систематизации данных по дорогам города;
- оперативно планировать и более качественно производить текущий ремонт автодорог;
- определить нормативный показатель необходимого финансирования на содержание УДС в количественном выражении и упорядочить выделение средств из местного бюджета;
- увеличить показатель по межремонтным срокам для дорожного покрытия.
Направление 3. Передача участка транзитной дороги в государственную собственность Кировской области.
В соответствии с Показателями определения автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, утвержденными Постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/255 транзитный участок дороги Киров - Кирово-Чепецк - Зуевка, проходящий по городской территории, подлежит передаче в государственную собственность Кировской области.
Для осуществления процесса передачи необходимо провести ряд мероприятий по подготовке и сбору необходимых технических и правоустанавливающих документов. В настоящее время выделены средства и ведутся работы по паспортизации данного участка дороги и формированию земельного участка.
Реализация данного направления позволит:
- сократить расходы бюджета на текущее содержание УДС;
- упорядочить областной и муниципальный реестры автомобильных дорог.
Направление 4. Проектирование и осуществление работ по строительству и капитальному ремонту дорог, мостов и путепроводов.
В соответствии с планом строительства и модернизации муниципальных дорог на 2008 - 2020 годы, утвержденным Главой муниципального образования, а также с учетом Генерального плана развития города разработан среднесрочный план строительства и реконструкции улично-дорожной сети города на период до 2010 года (Таблица 3).
Таблица 3. План строительства и реконструкции муниципальных дорог (мостов) на период с 2008 по 2010 годы
N п/п |
Год строительства |
Наименование объекта |
Объем работ, км |
1 |
2008 |
Реконструкция автодороги по ул. Братьев Васнецовых |
1,2 |
2 |
2009 |
Строительство наплавного моста через р. Чепца по дороге К-Чепецк - мкр. Каринторф |
0,13 |
3 |
2009 |
Строительство дороги в 8 мкр. от ул. 60 лет Октября до автодороги на кладбище Злобино (вдоль тепличного хозяйства) |
0,6 |
4 |
2009 |
Строительство транспортной развязки в районе автовокзала |
0,15 |
5 |
2010 |
Строительство дороги на новое кладбище |
3,0 |
6 |
2010 |
Реконструкция дороги на микрорайон Каринторф |
3,3 |
Итого |
9,68 |
Принимая во внимание тот факт, что основная масса улично-дорожной сети города не соответствует нормативным требованиям, а также с учетом объемности затрат на осуществление капитального ремонта, финансирование и проведение данного вида работ целесообразно планировать в долгосрочной перспективе.
По оценкам специалистов стоимость капитального ремонта 1 м2 дорог составляет 800 рублей. Площадь дорог общегородского и районного значения составляет, по предварительным оценкам - 221 500 м2 (Приложение 1). При планировании на 10-летнюю перспективу необходимо будет проводить капитальный ремонт 22,2 тыс. м2 дорожного полотна в год. Для реализации данных мероприятий в рамках Программы необходимо выделять 17,8 млн. рублей ежегодно (в ценах базового периода).
Основным мероприятием данного направления является проектирование(1). Учитывая необходимость выделения достаточно больших средств на строительство и капитальный ремонт дорог, возможностей бюджета муниципального образования будет явно недостаточно. В связи с этим следует предусматривать получение средств в качестве субсидий на мероприятия по реконструкции и ремонту дорог. Суммы софинансирования из областного бюджета будут уточняться ежегодно с принятием закона об областном бюджете на очередной финансовый год.
По опыту 2007 года можно сделать вывод о том, что субсидии из вышестоящих бюджетов на проведение строительства и капитального ремонта дорог будут выделяться с учетом наличия готовых проектов. Так, Постановлением Правительства РФ N 358 от 09.07.2007 года одним из непременных условий для предоставления субсидий из федерального бюджета в 2007 году является наличие проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт дорог(2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Постановления Правительства РФ N 358 следует читать как "от 09.06.2007 года"
В связи с этим необходимо предусмотреть выделение денежных средств из бюджета города на организацию проектно-изыскательских работ.
По оценкам специалистов доля затрат на проектирование в общем объеме строительно-монтажных работ составляет примерно 10 %. Соответствующие цифры на проектирование строительства и капитального ремонта дорог в городе приведены в Таблице 4.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного распоряжения N ИС-5-р следует читать как "от 03.01.2002 г."
Таблица 4. Финансирование проектно-изыскательских работ на дорожное строительство и капитальный ремонт
N п/п |
Наименование проекта |
Год |
Объем финансирования, тыс. руб |
1 |
Реконструкция автодороги по ул. Бр. Васнецовых |
2008 |
900,0 |
2 |
Строительство дороги в 8 мкр. от ул. 60 лет Октября до автодороги на кладбище Злобино (вдоль тепличного хозяйства) |
2008 |
2600,0 |
3 |
Строительство транспортной развязки в районе автовокзала (с учетом транспортной схемы города) |
2008 |
466,0 |
4 |
Строительство дороги на новое кладбище |
2009 |
1720,0 |
5 |
Капитальный ремонт автодороги по пр. России |
2009 |
2300,0 |
6 |
Реконструкция автодороги на микрорайон Каринторф |
2010 |
4500,0 |
Итого, из них: |
|
12516,0 |
|
в 2008 году |
|
3996,0 |
|
в 2009 году |
|
4020,0 |
|
в 2010 году |
|
4500,0 |
Для оптимизации расходования бюджетных средств осуществление проектирования целесообразно планировать после проведения диагностики дорог в рамках мероприятий по инвентаризации.
По результатам проектирования будут составлены уточненные сметы, на основе которых в рамках Программы будет планироваться выделение денег из бюджета муниципального образования на проведение капитального ремонта и строительства дорог.
В рамках системного подхода, наряду с осуществлением строительства и модернизации УДС, планируется также вести работы по благоустройству и озеленению прилегающей территории. Финансирование данных работ будет предусмотрено при выполнении проектов.
Наличие проектно-сметной документации позволит детализировать заявки муниципального образования на осуществление софинансирования работ по реконструкции и капитальному ремонту УДС из вышестоящих бюджетов.
В рамках данного направления необходимо также провести обследование мостов и путепроводов на территории города с целью оценки их фактического состояния и принятия решения (в случае необходимости) проведения работ по ремонту и реконструкции. На осуществление данного мероприятия необходимо выделить 1320,0 тыс. рублей.
Реализация данного направления позволит:
- изолировать внутригородское транзитное движение по отношению к основным планировочным и функциональным зонам;
- качественно улучшить состояние УДС и увеличить пропускную способность дорог города с наиболее интенсивным движением;
- сократить вредное воздействие, оказываемое транспортным потоком на состояние окружающей среды;
- повысить безопасность участников дорожного движения.
Направление 5. Проведение комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
В состав улично-дорожной сети входят технические средства организации дорожного движения и другие элементы дорожной инфраструктуры, требования к которым также устанавливаются государственными стандартами. Поэтому проведение мероприятий в целях повышения безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью концептуального подхода к решению вопросов дорожного хозяйства и транспорта.
Решением комиссии по безопасности дорожного движения (БДД) при администрации города, в рамках Программы намечено провести ряд мероприятий (Таблица 5).
Таблица 5. Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в городе на 2008 - 2010 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Объем финансирования, тыс. руб. |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
1 |
Составление комплексной транспортной схемы города, дислокации дорожных знаков |
212,0 |
50,0 |
- |
2 |
Определение интенсивности движения на магистральных улицах |
90,0 |
- |
- |
3 |
Установка светофорных объектов |
450,0 |
600,0 |
300,0 |
4 |
Установка табло обратного отсчета и звуковых индикаторов на светофорных объектах |
164,0 |
96,0 |
96,0 |
5 |
Обустройство и реконструкция искусственных дорожных неровностей |
142,8 |
101,0 |
73,9 |
Итого по году |
1058,8 |
847,0 |
469,9 |
|
Всего |
2375,7 |
Средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры) располагаются и оборудуются в соответствии с установленными документами - дислокацией дорожных знаков и комплексной транспортной схемой города. В связи с этим крайне необходимо осуществить разработку данных документов в ближайшее время.
Помимо этого в целях подготовки объективной информации для проведения анализа ситуации в сфере дорожного хозяйства, а также организации перспективного планирования необходимо определить интенсивность движения на перекрестках основных городских магистралей (5 основных перекрестков по 15 тыс. руб.).
Общепризнанными "очагами аварийности" в городских условиях являются перекрестки. В целях организации дорожного движения необходимо установить на перекрестках: 1) ул. Луначарского - пр. Мира и 2) ул. Алексея Некрасова - ул. Братьев Васнецовых - ул. 60 лет Октября, светофорные объекты (один объект 500 - 600 тыс. руб.). Также планируется установить светофор на пешеходном переходе в районе МСЧ-52 (300 тыс. руб.).
Для повышения эффективности работы существующих светофоров их необходимо дооборудовать табло обратного отсчета и звуковыми индикаторами (Таблица 6).
Таблица 6. Установка табло обратного отсчета и звуковых индикаторов на светофорных объектах города
N п/п |
Месторасположение |
Применяемые спецсредства |
Стоимость, тыс. руб. |
Год реализации |
1 |
Перекресток ул. 60 лет Октября - ул. Володарского |
Табло обратного отсчета |
96,0 |
2008 |
2 |
Светофор на пешеходном переходе на ул. 60 лет Октября (Южный) |
Табло обратного отсчета, звуковые индикаторы |
68,0 |
2008 |
3 |
Перекресток пр. Мира - пр. России |
Табло обратного отсчета |
96,0 |
2009 |
4 |
Перекресток ул. Луначарского - пр. России |
Табло обратного отсчета |
96,0 |
2010 |
Итого |
356,0 |
|
В некоторых случаях наиболее целесообразно регулировать дорожное движение обустройством искусственных дорожных неровностей (ИДН). Практика показывает, что при оборудовании пешеходных переходов ИДН аварийность с участием пешеходов в данном конкретном месте снижается до нуля. При этом затраты бюджета минимальные, что позволяет достигать наибольшей эффективности расходования бюджетных средств.
Решением комиссии по БДД администрации муниципального образования рекомендовано рассмотреть вопрос о выделении средств на обустройство искусственных дорожных неровностей (далее - ИДН) на ул. Алексея Некрасова (в районе школы-лицея), а также проведение реконструкции существующих ИДН на территории города в соответствии с государственным стандартом.
Осуществление данных мероприятий позволит:
- снизить количество и тяжесть последствий ДТП в городе;
- обосновать и привести к нормативному процесс регулирования дорожного движения;
- упорядочить финансирование на содержание средств регулирования дорожного движения.
Решением Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 27 февраля 2008 г. N 2/19 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Источники финансирования Программы
По причине отсутствия возможности уточнить объемы финансирования по некоторым направлениям, а также объем субсидирования из областного бюджета, финансовое обеспечение Программы будет ежегодно корректироваться.
В настоящее время на реализацию мероприятий Программы предусмотрены средства местного бюджета.
Потребность в финансировании по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети определена на основании предварительных расчетов МКУП "Техцентр" и должно быть подтверждено проектно-сметными работами в рамках реализации Программы.
В дальнейшем, финансовые средства на выполнение работ по ремонту дорог определяются на основании результатов диагностики и оценки состояния дорог или ведомостей дефектов и описания технических решений.
Мероприятия по развитию улично-дорожной сети города Кирово-Чепецка на 2008 - 2010 годы, предусмотренные Программой, будут проводиться в объемах, обеспеченных финансированием (Приложение 2).
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы:
Всего: |
- 90864,8 тыс. руб. |
в том числе: |
|
Местный бюджет |
- 82064,8 тыс. руб. |
Областной бюджет |
- 8800,0 тыс. руб. |
VI. Механизм реализации Программы
Контроль исполнения программы и общую координацию работ осуществляет заместитель Главы администрации города, курирующий вопросы транспорта и дорожного хозяйства, как субъект бюджетного планирования.
Исполнителем работ в части организации мероприятий, заключения договоров и контрактов с подрядными организациями в рамках Программы являются специалист по транспорту администрации муниципального образования, а также МКУП (МУ) "Техцентр" города Кирово-Чепецка.
В части текущего ремонта и содержания улично-дорожной сети исполнителем Программы является МУП "Коммунальное хозяйство" города Кирово-Чепецка.
Реализация мероприятий программы осуществляется путем заключения договоров с подрядными организациями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
По окончании финансового года администрация муниципального образования представляет отчет в Кирово-Чепецкую городскую Думу о ходе реализации мероприятий Программы.
VII. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Пропускная способность наиболее напряженных участков подлежащих ремонту возрастёт в 1,2 - 1,3 раза. За счет перераспределения транспортных потоков на участки улиц с усовершенствованным покрытием снизится транспортная нагрузка на основные магистрали и транспортные узлы города.
Ожидаемое снижение дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий в расчете на 100 тыс. ед. зарегистрированных в городе автомобилей - 5 - 10%.
Помимо этого ожидаются качественные изменения в сфере дорожного хозяйства, эффект от которых объективно оценить не представляется возможным.
Проведение целенаправленного и скоординированного комплекса мероприятий позволит создать условия для улучшения качества социально-экономической среды и жизнеобеспечения населения города, а также принесет косвенный экономический эффект (за счет повышения инвестиционного потенциала города).
Глава муниципального образования |
В. Басов |
(1) Следует отметить, что проектирование является одним из этапов работ как при строительстве и реконструкции дорог, так и при осуществлении капитального ремонта. Так, согласно п. 3.2 Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной Распоряжением Министерства транспорта РФ от 03.02.2002 г. N ИС-5-р, работы по капитальному ремонту выполняются в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией.
(2) В настоящее время, из планируемых мероприятий проект имеется лишь на понтонный мост через реку Чепца. Однако в предоставлении субсидии из Областного фонда муниципального развития на строительство данного объекта в 2008 году муниципальному образованию отказано.
(3) Объем финансирования из областного бюджета требует дополнительного уточнения.
Направление 1. Проведение комплекса мероприятий по инвентаризации и учету дорог города
Цель направления |
Систематизация и учет автомобильных дорог города. |
||||
Содержание направления (мероприятия) |
1. Разработка и принятие нормативно-правовых документов, устанавливающих показатели определения автомобильных дорог общего пользования, а также порядок включения объектов в перечень автодорог города. 2. Принятие в муниципальную собственность автомобильных дорог. 3. Проведение паспортизации и диагностики улично-дорожной сети. |
||||
Срок реализации мероприятий |
1 - предварительный этап реализации программы (конец 2007 года); 2 - 2009 год; 3 - 2008, 2009 годы |
||||
Ресурсное обеспечение направления (тыс. рублей) |
Источник финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
Бюджет муниципального образования |
1276,2 |
- |
- |
1276,2 |
|
Исполнители мероприятий |
1 - специалист по транспорту администрации муниципального образования; 2 и 3 - администрация муниципального образования (координатор-специалист по транспорту администрации муниципального образования) совместно с МУП "Коммунальное хозяйство". |
||||
Ожидаемые результаты |
Формирование официального перечня автомобильных дорог города. Возможность проведения более качественного перспективного планирования работ по ремонту УДС. Систематизация базы данных в сфере содержания дорожной сети города. |
Направление 2. Совершенствование взаимоотношений, оптимизация расходов и повышение качества работ в сфере содержания и ремонта транспортной инфраструктуры города
Цель направления |
Создание системы, позволяющей обеспечить содержание улично-дорожной сети города в надлежащем состоянии в соответствии с нормативными требованиями |
||||
Содержание направления (мероприятия) |
1. В структуре администрации создать отраслевой отдел транспорта и благоустройства. |
||||
2. Передать дороги и объекты дорожной инфраструктуры в хозяйственное ведение МУП "Коммунальное хозяйство". | |||||
3. Разработать и осуществить комплекс мер по оптимизации организационной структуры, а также совершенствованию технологического обеспечения деятельности МУП "Коммунальное хозяйство" в области содержания автодорог. | |||||
4. Укрепить и совершенствовать материально-техническую базу МУП "Коммунальное хозяйство". | |||||
5. Рассчитать норматив денежных затрат на содержание автомобильных дорог. | |||||
Срок реализации мероприятий |
1 - 1 квартал 2008 года; |
||||
2 - второе полугодие 2008 - 2009 год#; | |||||
|
3 и 4 - весь период действия Программы; |
||||
|
5 - предварительный этап реализации Программы (конец 2007 года). |
||||
Ресурсное обеспечение направления (тыс. рублей) |
Источник финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
Бюджет муниципального образования |
5505,3 |
2831,1 |
2830,5 |
11166,9 |
|
Исполнители мероприятий |
1 - администрации муниципального образования (отдел ЖКХ); |
||||
2 - администрация муниципального образования совместно с МУП "Коммунальное хозяйство"; | |||||
3 и 5 - МУП "Коммунальное хозяйство"; | |||||
4 - МУП "Коммунальное хозяйство" совместно с администрацией муниципального образования. | |||||
Ожидаемые результаты |
Оптимизация перспективных расходов бюджета на содержание УДС за счет увеличения межремонтных сроков для дорожного покрытия. Качественное улучшение благоустройства территорий прилегающих к УДС. Создание в 2009 году на базе МУПа работоспособной организации с высоким потенциалом, обеспечивающей качественное и своевременное выполнение социально значимых услуг. |
Направление 3. Передача участка транзитной дороги в государственную собственность Кировской области
Цель направления |
Приведение в соответствие перечня автомобильных дорог общего пользования находящихся в собственности Кировской области и соответствующего перечня муниципального образования. |
||||
Содержание направления (мероприятия) |
Подготовка необходимой документации для реализации процесса передачи дороги в государственную собственность Кировской области. |
||||
Срок реализации мероприятий |
Период с 4 квартала 2007 года по 1 квартал 2009 год. |
||||
Ресурсное обеспечение направления (тыс. рублей) |
Источник финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
Бюджет муниципального образования |
- |
- |
- |
- |
|
Исполнители мероприятий |
Администрация муниципального образования (координатор-специалист по транспорту администрации МО). |
||||
Ожидаемые результаты |
Сокращение расходов бюджета муниципального образования за счет исключения финансирования содержания и ремонта данного объекта. |
Направление 4. Проектирование и осуществление работ по строительству и капитальному ремонту дорог, мостов и путепроводов
Цель направления |
Совершенствование улично-дорожной сети города |
||||
Содержание направления (мероприятия) |
1. Проектирование строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог города. |
||||
2. Осуществление капитального ремонта дорог города. | |||||
3. Реконструкция автодороги по ул. Бр. Васнецовых | |||||
Срок реализации мероприятий |
Весь период действия программы. |
||||
Ресурсное обеспечение направления (тыс. рублей) |
Источник финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
Бюджет муниципального образования |
23126,0 |
21820,0 |
22300,0 |
67246,0 |
|
Областной бюджет |
|
|
|
||
Исполнители мероприятий |
Администрация муниципального образования совместно с МКУП (МУ) "Техцентр" |
||||
Ожидаемые результаты |
Решение ряда социально-экономических проблем, при доведении до нормативного состояния и увеличении пропускной способности дорог города с наиболее интенсивным движением. Повышение безопасности участников дорожного движения. |
Направление 5. Проведение комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения
Цель направления |
Повышение безопасности дорожного движения. |
||||
Содержание направления (мероприятия) |
1. Составление комплексной транспортной схемы города, дислокации дорожных знаков. 2. Определение интенсивности движения на магистральных улицах. 3. Установка светофорных объектов. 4. Установка табло обратного отсчета и звуковых индикаторов на светофорных объектах. 5. Обустройство и реконструкция искусственных дорожных неровностей. |
||||
Срок реализации мероприятий |
1 - 2008, 2009 годы; 2 -2008 год; 3 и 4 - весь период действия программы; 5 - 2008, 2009, 2010 годы. |
||||
Ресурсное обеспечение направление (тыс. рублей) |
Источник финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
Бюджет муниципального образования |
1058,8 |
847,0 |
469,9 |
2375,7 |
|
Исполнители мероприятий |
1, 2, 5 - администрация муниципального образования (координатор-специалист по транспорту); 3, 4 - МКУП (МУ) "Техцентр". |
||||
Ожидаемые результаты |
Снижение количества и тяжести последствий ДТП в городе. Упорядочение финансирования на содержание средств регулирования дорожного движения. |
Приложение 1
к муниципальной Программе
"Развитие улично-дорожной сети
города Кирово-Чепецка на 2008 - 2010 годы"
Перечень
улиц города Кирово-Чепецка общегородского и районного значения
N п/п |
Наименование улицы |
Площадь, м2 |
1 |
Пр. России |
23100 |
2 |
Пр. Кирова |
10800 |
3 |
Пр. Мира |
19800 |
4 |
Ул. Володарского |
7700 |
5 |
Ул. Сосновая |
18000 |
6 |
Ул. Алексея Некрасова |
19200 |
7 |
Ул. 3аводская |
19000 |
8 |
Ул. Ленина |
45500 |
9 |
Ул. Луначарского |
10800 |
10 |
Ул. Терещенко |
9200 |
11 |
Ул. Производственная |
20800 |
12 |
Ул. Юбилейная (8 мкр.) |
12600 |
13 |
Ул. Первомайская |
5000 |
Всего |
221500 |
Решением Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 30 июля 2008 г. N 8/76 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к муниципальной Программе
"Развитие улично-дорожной сети
города Кирово-Чепецка на 2008 - 2010 годы"
Финансирование Программы "Развитие улично-дорожной сети города Кирово-Чепецка на 2008 - 2010 годы"
30 июля 2008 г.
тыс. рублей*
N п/п |
Наименование направления |
2008 год, в том числе: |
2009 год, в том числе: |
2010 год, в том числе: |
Всего по направлению |
|||||
Потребность |
Областной бюджет |
Местный бюджет, |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Проведение комплекса мероприятий по инвентаризации и учету дорог города, в том числе: |
1276,2 |
|
1276,2 |
|
|
|
|
|
1276,2 |
1.1 |
Формирование земельных участков для принятия в мун. собственность автодорог |
301,2 |
|
301,2 |
|
- |
|
- |
|
|
1.2 |
Проведение паспортизации и диагностики улично-дорожной сети |
975,0 |
|
975,0 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Совершенствование взаимоотношений, оптимизация расходов и повышение качества работ в сфере содержания и ремонта транса инфраструктуры города, в том числе: |
5 505,3 |
|
2153,0 |
|
2 831,1 |
|
2 830,5 |
|
11 166,9 |
2.1 |
Передача дорог и объектов дорожной инфраструктуры в хозяйственное ведение МУП "Коммунальное хозяйство" |
400,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Укрепление и совершенствование материально-технической базы МУП "Коммунальное хозяйство" |
5105,3 |
|
2153,0 |
|
2831,1 |
|
2830,5 |
|
|
3 |
Передача участка транзитной дороги в государственную собственность Кировской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Проектирование и осуществление работ по строительству и капитальному ремонту дорог, мостов и путепроводов, в том числе: |
23126,0 |
8800,0 |
3647,0 |
|
21820,0 |
|
22300,0 |
|
67246,0 |
4.1 |
Проектирование строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог города |
3996,0 |
|
|
|
4020,0 |
|
4500,0 |
|
|
4.2 |
Осуществление капитального ремонта дорог города |
17800,0 |
8800,0 |
3647,0 |
|
17800,0 |
|
17800,0 |
|
|
4.3 |
Обследование мостов и путепроводов |
1330,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Проведение комплекса мероприятий по повышенно безопасности дорожного движения, в том числе: |
1058,8 |
|
608,8 |
|
847,0 |
|
469,9 |
|
2375,7 |
5.1 |
Составление комплексной транспортной схемы города, дислокации дорожных знаков |
212,0 |
|
212,0 |
|
50,0 |
|
- |
|
|
5.2 |
Определение интенсивности движения на магистральных, улицах |
90,0 |
|
90,0 |
|
|
|
|
|
|
5.3 |
Установка светофорных объектов |
450,0 |
|
|
|
600,0 |
|
300,0 |
|
|
5.4 |
Установка табло обратного отсчета и звуковых индикаторов на светофорных объектах |
164,0 |
|
164,0 |
|
96,0 |
|
96,0 |
|
|
5.5 |
Обустройство и реконструкция искусственных дорожных неровностей |
142,8 |
|
142,8 |
|
101,0 |
|
73,9 |
|
|
Всего по году |
30 966,3 |
8800,0 |
7685,0 |
|
25 498,1 |
|
25 600,4 |
|
|
|
Всего по мероприятиям |
|
82 064,8 |
||||||||
Итого по Программе |
90 864,8 |
* Суммы финансирования приведены в ценах 2007 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы Кировской области от 28 ноября 2007 г. N 18/169 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие улично-дорожной сети города Кирово-Чепецка на 2008 - 2010 годы"
Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2008 г.
Текст решения опубликован в газете "Кировец" от 25 декабря 2007 г. N 222 (11959)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 24 ноября 2010 г. N 14/118
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 25 августа 2010 г. N 10/79
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 23 июня 2010 г. N 8/57
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 28 апреля 2010 г. N 6/42
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 27 января 2010 г. N 1/3
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 25 ноября 2009 г. N 20/141
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 19 августа 2009 г. N 13/97
Решение Кирово-Чепецкой городская Думы третьего созыва Кировской области от 15 апреля 2009 г. N 7/48
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 28 января 2009 г. N 1/8
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 24 сентября 2008 г. N 11/101
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 30 июля 2008 г. N 8/76
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 27 февраля 2008 г. N 2/19