Постановление Правительства Кировской области
от 28 апреля 2009 г. N 9/94
"О мерах по противодействию коррупции в Кировской области"
28 апреля 2010 г., 21 сентября 2011 г., 11 августа, 7 октября 2015 г., 16 января 2017 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 апреля 2010 г. N 49/171 преамбула настоящего постановления изложена в новой редакции
В соответствии с федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительство Кировской области постановляет:
Постановлением Правительства Кировской области от 28 апреля 2010 г. N 49/171 пункт 1 настоящего постановления изложен в новой редакции
1. Утвердить Правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области. Прилагаются.
Постановлением Правительства Кировской области от 11 августа 2015 г. N 53/445 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Определить администрацию Правительства Кировской области уполномоченным органом по профилактике коррупционных правонарушений в Кировской области (далее - уполномоченный орган).
3. Уполномоченному органу:
3.1. Организовать прием обращений граждан о коррупционных проявлениях государственных служащих, должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений через Интернет-приёмную Правительства области.
3.2. Исключен
См. текст подпункта 3.2 пункта 3
3.3. Исключен
См. текст подпункта 3.3 пункта 3
4. Рекомендовать органам местного самоуправления области:
4.1. Разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты по противодействию коррупции.
4.2. Привести муниципальные нормативные правовые акты и должностные регламенты муниципальных служащих в соответствие с действующим антикоррупционным законодательством.
4.3. Проводить на постоянной основе анализ жалоб и обращений граждан с целью выявления и проверки сведений о фактах коррупционного поведения муниципальных служащих.
4.4. Изучить проблемные направления деятельности, сформировать перечень коррупционно опасных функций в сфере ответственности каждого структурного подразделения и разработать механизмы противодействия коррупционным проявлениям.
Постановлением Правительства Кировской области от 11 августа 2015 г. N 53/445 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Министерству внутренней и информационной политики Кировской области обеспечить освещение в средствах массовой информации мероприятий антикоррупционной направленности, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления области.
Постановлением Правительства Кировской области от 16 января 2017 г. N 40/14 пункт 6 настоящего постановления изложен в новой редакции
6. Контроль за исполнением постановления возложить на и.о. заместителя Председателя Правительства области, министра внутренней и информационной политики Кировской области Бекетова В.А.
7. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор |
Н.Ю. Белых |
Правила проведения
антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных
документов, разрабатываемых органами исполнительной власти
Кировской области
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 28 апреля 2009 г. N 9/94)
28 апреля 2010 г., 21 сентября 2011 г., 11 августа, 7 октября 2015 г., 16 января 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области (далее - Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", определяют:
1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области (далее - проекты документов).
1.1.2. Орган, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
коррупциогенные факторы - положения проектов документов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
дискреционные полномочия - полномочия, которые государственный служащий может осуществить по собственному усмотрению.
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов документов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза).
1.4. Основной целью экспертизы является определение реальной степени возможности использования государственным служащим особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупциогенных факторов.
Постановлением Правительства Кировской области от 11 августа 2015 г. N 53/445 в пункт 1.5 раздела 1 настоящих Правил внесены изменения
1.5. Экспертиза на коррупциогенность (за исключением независимой антикоррупционной экспертизы) проводится государственно-правовым управлением министерства юстиции Кировской области одновременно в рамках правовой экспертизы проектов документов.
Постановлением Правительства Кировской области от 21 сентября 2011 г. N 121/459 раздел 1 настоящих Правил дополнен пунктом 1.6
1.6. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
2. Коррупциогенные факторы
Коррупциогенными факторами являются:
2.1. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
Постановлением Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654 в подпункт 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 настоящих Правил внесены изменения
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Постановлением Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654 в подпункт 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 настоящих Правил внесены изменения
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
Постановлением Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654 в подпункт 2.1.3 пункта 2.1 раздела 2 настоящих Правил внесены изменения
2.1.3. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Постановлением Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654 в подпункт 2.1.4 пункта 2.1 раздела 2 настоящих Правил внесены изменения
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
Постановлением Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654 в подпункт 2.1.5 пункта 2.1 раздела 2 настоящих Правил внесены изменения
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
Постановлением Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654 в подпункт 2.1.7 пункта 2.1 раздела 2 настоящих Правил внесены изменения
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
Постановлением Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654 пункт 2.1 раздела 2 настоящих Правил дополнен подпунктом 2.1.9
2.1.9. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Постановлением Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654 в подпункт 2.2.2 пункта 2.2 раздела 2 настоящих Правил внесены изменения
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Инструменты обнаружения коррупциогенных факторов
Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах проектов документов следует:
3.1. Проанализировать все полномочия органа государственной власти области.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать государственные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
Постановлением Правительства Кировской области от 11 августа 2015 г. N 53/445 в наименование раздела 4 настоящих Правил внесены изменения
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы государственно-правовым управлением министерства юстиции Кировской области
4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупциогенных факторов, необходимо выявить в тексте проекта документа коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа или положения проекта документа и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
Постановлением Правительства Кировской области от 11 августа 2015 г. N 53/445 в пункт 4.3 раздела 4 настоящих Правил внесены изменения
4.3. Заключительный этап - визирование проекта документа заместителем министра юстиции Кировской области, начальником государственно-правового управления министерства юстиции Кировской области либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в проекте документа норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты проекта документа, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения проекта документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупциогенных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности проекта документа.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии в проекте документа признаков коррупциогенности.
Постановлением Правительства Кировской области от 11 августа 2015 г. N 53/445 в пункт 4.5 раздела 4 настоящих Правил внесены изменения
4.5. Заключение экспертизы проекта документа, подписанное заместителем министра юстиции Кировской области, начальником государственно-правового управления министерства юстиции Кировской области (лицом, его замещающим), направляется руководителю органа исполнительной власти области, подготовившего проект документа.
4.6. Орган исполнительной власти области, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:
4.6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект документа на повторную экспертизу.
4.6.2. Принимает решение об отзыве проекта документа.
5. Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Кировской области
Постановлением Правительства Кировской области от 16 января 2017 г. N 40/14 в пункт 5.1 раздела 5 настоящих Правил внесены изменения
5.1. Независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области и иных органов исполнительной власти Кировской области (далее - проекты нормативных правовых актов).
В отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
Постановлением Правительства Кировской области от 16 января 2017 г. N 40/14 в пункт 5.2 раздела 5 настоящих Правил внесены изменения
5.2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчики проектов нормативных правовых актов обеспечивают их размещение в сети Интернет на официальном информационном сайте Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru).
Одновременно с текстом проекта документа на официальном информационном сайте Правительства области должна быть размещена следующая информация:
наименование разработчика проекта документа;
дата начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;
юридический адрес и адрес электронной почты для направления заключений.
Срок, устанавливаемый разработчиками проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не может быть менее 14 календарных дней и исчисляется со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте Правительства области.
5.3. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
5.4. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта в течение 30 дней со дня получения его по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
5.5. По результатам рассмотрения заключения разработчиком проекта нормативного правового акта принимается решение о доработке документа или отклонении заключения. О принятом решении независимому эксперту направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 28 апреля 2009 г. N 9/94 "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 7 декабря 2021 г. N 681-п
Изменения вступают в силу с 10 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Кировской области от 26 августа 2020 г. N 474-п
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2020 г.
Постановление Правительства Кировской области от 13 апреля 2020 г. N 157-п
Изменения вступают в силу с 26 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Кировской области от 16 января 2017 г. N 40/14
Постановление Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654
Постановление Правительства Кировской области от 11 августа 2015 г. N 53/445
Постановление Правительства Кировской области от 21 сентября 2011 г. N 121/459
Постановление Правительства Кировской области от 28 апреля 2010 г. N 49/171