Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации муниципального образования
"Город Кирово-Чепецк"
Кировской области
от 20 июля 2012 г. N 1879
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
Малое и среднее предпринимательство является важнейшим элементом экономической системы муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области (далее - муниципальное образование). А поддержка развития малого и среднего предпринимательства - одно из приоритетных направлений деятельности муниципальной власти.
По состоянию на 01.01.2010 на территории города зарегистрировано 1213 организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства и 2304 индивидуальных предпринимателей. Всего в сфере малого предпринимательства занято более 15 тыс. человек, что составляет 33,9% экономически активного населения города. По сравнению с 2005 годом занятость в малом бизнесе увеличилась на 1000 человек.
Наибольшую долю малых предприятий составляют предприятия оптовой и розничной торговли (44%), обрабатывающих производств (17,7%), строительства (10,7%).
В 2009 году субъектами малого предпринимательства отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 1481,3 млн. рублей.
Роль малого и среднего бизнеса существенно возрастает в условиях нестабильной экономики посткризисного периода, сокращения занятых в экономике и сокращения рабочих мест градообразующими предприятиями.
Последствия кризиса оказали негативное влияние и на поступлении налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства. За 2009 год налоговые платежи составили 295,7 млн. рублей, что ниже аналогичного показателя 2008 года на 1,5%.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2009 году составили 162,0 млн. рублей. Это на 17,9 млн. рублей ниже аналогичного показателя 2008 года. Основной причиной снижения инвестиций в основной капитал является отсутствие оборотных средств у субъектов малого предпринимательства.
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного постоянного работника на малых предприятиях в 2009 году составила 12,8 тысяч рублей.
В 2010 году заканчивается срок действия муниципальной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Кирово-Чепецк" на 2008 - 2010 годы". Благодаря ее реализации в городе организована стройная система поддержки малого и среднего предпринимательства, система вовлечения в предпринимательство безработных граждан, молодежи. Создана система образования и поддержки новых субъектов малого предпринимательства. Разработана нормативная правовая база, реализуется ряд механизмов финансового, имущественного, информационного и иного содействия развитию субъектов малого предпринимательства. Осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого и среднего предпринимательства. Ежегодно в бюджете муниципального образования предусматриваются финансовые средства на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.
Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства, являются:
- сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов. Несмотря на увеличение в настоящее время на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствуют широкому доступу к ним субъектов малого и среднего предпринимательства;
- невысокое качество предпринимательской среды. У субъектов малого предпринимательства недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний, необходимых для более эффективного развития. Предприниматели зачастую ограничены в доступе к деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах. Низкий уровень самоорганизации малого и среднего бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей также негативно сказывается на развитии предпринимательства в целом;
- низкий уровень деловой культуры и этики ведения бизнеса у значительной части предпринимательского сообщества, стремление в условиях экономического кризиса к сокращению издержек, в том числе за счет снижения размера заработной платы, перевода ее в "тень", увольнения части персонала, приводящие к росту негативного отношения к предпринимательству со стороны населения.
При относительно небольших бюджетных затратах, развивая ресурс малого и среднего бизнеса, можно эффективно решать проблемы, связанные с:
- снижением уровня доходов населения и сокращением потребительского спроса;
- повышением экономической активности населения;
- обеспечением роста поступлений в бюджеты всех уровней и т.д.
Важнейшей функцией малого предпринимательства в 2011 - 2014 годах становится противодействие росту безработицы, повышение занятости и самозанятости населения, высвобождаемого в результате сокращения на предприятиях города, и, как следствие, обеспечение социальной стабильности.
Развитие малого предпринимательства позволяет обеспечить достижение главной цели, закрепленной в "Программе социально-экономического развития муниципального образования "Город Кирово - Чепецк" на 2007 - 2011 годы": развитие муниципального образования со сбалансированной экономикой, активным местным сообществом, развитой инфраструктурой, качественной муниципальной средой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия для экономической деятельности и культурного отдыха.
Таким образом, развитие малого бизнеса в городе является важнейшим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, снижение предпринимательской активности может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера.
В силу указанных причин поддержка малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики муниципального образования, решающей главную социально-экономическую задачу.
Принимая во внимание, что развитие малого предпринимательства непосредственно связано с решением приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования, а также то, что субъекты предпринимательской деятельности функционируют во всех отраслях экономики, целесообразно стимулировать его развитие на основе программно-целевого метода.
Муниципальная целевая программа обеспечивает реализацию мероприятий, позволяет скоординировать действия заинтересованных сторон (носит межотраслевой характер), сконцентрировать ресурсы на наиболее приоритетных направлениях решения проблемы и согласовать необходимые мероприятия по целям, задачам, срокам и ресурсам.
Необходимость реализации Программы вызвана также и тем, что она способствует привлечению средств областного и местных бюджетов на поддержку малого и среднего предпринимательства в муниципальное образование. В 2008 и 2009 годах по итогам конкурса среди муниципальных районов и городских округов Кировской области на право получения бюджетных средств на поддержку и развитие малого предпринимательства муниципальное образование "Город Кирово-Чепецк" заняло первое место. Полученная субсидия в сумме 4 млн. рублей в 2008 году и 1,3 млн. руб. в 2009 году была направлена на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, поддержку приоритетных отраслей малого предпринимательства, направленных на социально-экономическое развитие города, развитие интереса к предпринимательской деятельности у детей и молодежи. Полученные в 2010 году и в 2011 году субсидии в сумме 575 тыс. руб. и 633 тыс. руб. были направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере народных художественных промыслов и ремесел.
При разработке программы для анализа сложившейся ситуации использовались следующие источники информации:
- данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области о состоянии малого предпринимательства на территории муниципального образования;
- данные Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 7 по Кировской области;
- данные, полученные от общественных объединений предпринимателей;
- данные, полученные от организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- аналитические данные, полученные в ходе социологических исследований сферы малого предпринимательства.
Правовую основу Программы составляют:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
2. Закон Кировской области от 27.12.2007 N 219-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Кировской области";
3. Областная целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы;
4. Областная целевая программа "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году";
5. "Программа социально-экономического развития муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" на 2007 - 2011 годы".
При разработке программы также учитывался опыт реализации муниципальной целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в МО "Город Кирово-Чепецк" на 2008 - 2010 годы", а также отдельные положения, конкретизирующие мероприятия областной целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы.
За время действия предыдущих программ в сфере поддержки малого предпринимательства был принят ряд нормативных документов, регулирующих реализацию отдельных направлений Программы, в том числе: Постановления о проведении городских конкурсов в сфере малого предпринимательства, бытового обслуживания, торговли, народных промыслов и ремесел, Постановления об организации ярмарок и прочие.
Решением администрации муниципального образования предоставлены субсидии на: развитие гарантийно-залогового кредитования (Постановление "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на развитие гарантийно-залогового кредитования объектов малого предпринимательства" и развитие механизмов финансово-кредитной поддержки приоритетных отраслей малого предпринимательства в случаях предоставления субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях, которые могут быть использованы в течение всего срока действия Программы. Администрацией муниципального образования также согласованы следующие порядки деятельности предприятий инфраструктуры: "О порядке деятельности Кирово-Чепецкого муниципального Бизнес-инкубатора", Положение о порядке и условиях предоставления Кирово-Чепецким муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства займов субъектам малого предпринимательства, Положение о порядке и условиях предоставления Кирово-Чепецким муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства поручительств в обеспечение исполнения обязательств по возврату сумм, получаемых субъектам малого предпринимательства в российских кредитных организациях кредитов и уплате процентов по кредитам, Положение о комитете по займам Кирово-Чепецкого муниципального фонда поддержки малого предпринимательства).
При реализации долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Кирово-Чепецк" Кировской области на 2011 - 2014 годы" осуществляется поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствующих следующим требованиям:
1. Деятельность, осуществляемая организациями, должна быть направлена на обеспечение условий для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание им поддержки.
2. Организации не должны находиться в стадии банкротства, реорганизации или ликвидации.
3. Деятельность организаций не должна быть приостановлена.
4. Организации, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, должны обладать лицензиями на право ее осуществления.
5. Организации не должны иметь задолженности перед бюджетами всех уровней.
6. Организации не должны иметь не исполненных в срок обязательств по государственным и муниципальным контрактам.
7. Организации должны осуществлять деятельность и быть зарегистрированы на территории муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области не менее одного года.
8. Организациями инфраструктуры не могут быть:
- кредитные или страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров.
Для проведения общественной экспертизы издаваемых нормативно-правовых документов в сфере предпринимательской деятельности при главе муниципального образования создан городской координационный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства, создающий условия для прямого диалога субъектов предпринимательской деятельности с властью.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 20 июля 2012 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.