См. областную целевую программу "Развитие институтов гражданского общества в Кировской области" на 2011 - 2013 годы", утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 16 февраля 2011 г. N 90/23
В соответствии с постановлением Правительства области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области", решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 04.10.2010 N 7) и в целях формирования гражданского общества в Кировской области:
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества в Кировской области" на 2011-2013 годы (далее - Концепция). Прилагается.
2. Управлению демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Кировской области (Лебедев К.С.) в целях реализации Концепции разработать и представить Правительству области в установленном порядке проект областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества в Кировской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа).
3. Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 13531,0 тыс. рублей.
4. Определить государственным заказчиком - координатором Программы управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Кировской области (Лебедев К.С.).
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.
Губернатор - Председатель Правительства Кировской области |
Н.Ю.Белых |
Концепция областной целевой программы
"Развитие институтов гражданского общества
в Кировской области" на 2011 - 2013 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области
от 22.11.2010 N 430)
Одобрена решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области от 04.10.2010 N 7
1. Общие положения
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
гражданское общество - совокупность существующих независимо от органов государственной власти общественных институтов, позволяющих развивать в обществе экономические, социальные, нравственные, религиозные, национальные и другие отношения;
некоммерческая организация (далее - НКО) - организация, созданная в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" гражданами и (или) юридическими лицами на добровольной основе для достижения общих целей, не связанных с получением доходов и распределением полученных доходов между участниками.
Мероприятия Концепции не распространяются на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, негосударственные пенсионные фонды, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, политические партии, а также учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, некоммерческие организации, учредителями которых полностью или частично являются государственные или муниципальные учреждения.
2. Соответствие решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области
Концепция предусматривает реализацию задач, поставленных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12.11.2009 в части развития институтов гражданского общества и формирования гражданской активности населения.
Положения Концепции соответствуют Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 06.12.2009 N 33/432), в которой констатируется: "Изменить ситуацию можно только через "модернизацию личности", повышение креативности населения, заинтересованности общества в работе по модернизации экономики, социальной сферы, среды проживания_"
Для достижения стратегических целей регионального развития необходима разработка и реализация ряда мер по повышению гражданской активности населения, улучшения социального самочувствия жителей Кировской области".
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов.
Гражданское общество как состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, региона, основным критерием разделения функций государства и общества в политико-социальной сфере.
Только на определенной качественной стадии своего развития, достигая своей зрелости, общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским.
Важным условием возникновения гражданского общества является наличие возможности у всех граждан достижения экономической самостоятельности. Гражданское общество - это общество цивилизованных рыночных отношений.
Определяющим фактором становления гражданского общества является возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Гражданское общество - общество людей высокого социального, культурного, морального, экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности.
Институты гражданского общества образуют основу гражданского общества, определяют его содержание. Они призваны содействовать росту активности граждан, их национального самосознания, политической, социальной культуры. Развитая система институтов гражданского общества обеспечивает баланс интересов в обществе.
В последние годы органами исполнительной власти области совместно с общественными объединениями и некоммерческими организациями заложены основы и созданы предпосылки для дальнейшего формирования и развития правовых, экономических и организационных условий развития в области институтов гражданского общества.
В докладе Общественной палаты Российской Федерации "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации" в 2009 году Кировская область по продвижению механизмов межсекторного социального партнерства отнесена к так называемым "хорошистам".
В настоящее время в области зарегистрировано 2576 некоммерческих организаций, на которые распространяются положения Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Наиболее распространенной формой некоммерческих организаций являются общественные объединения (организации) - 1782, среди которых 517 общественных организаций, 156 религиозных организаций.
Среди них наиболее активно действуют следующие организации: Кировская областная общественная организация "Союз женщин", Кировская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Кировская областная организация "Всероссийского общества инвалидов", Кировское отделение общественной организации "Боевое братство", Кировское областное отделение благотворительного фонда "Российский детский фонд", Кировская областная организация Общероссийской общественной организации "Знание", Кировское отделение Всероссийской общественной организации "Союз журналистов России", Кировская областная детская общественная организация "Юность Вятского края", общественная организация "Кировская областная организация Российского Союза Молодежи", Кировская областная общественная молодежная поисковая организация "Долг" и другие.
Некоммерческими организациями области ведется активная работа по защите законных прав различных категорий граждан.
Указом Губернатора области от 09.06.2010 N 57 "Об общественно-политическом совете при Губернаторе Кировской области" сформирован общественно-политический совет при Губернаторе Кировской области.
В 2009 году сформирована в полном составе и начала работать Общественная палата Кировской области.
См. Закон Кировской области от 4 июня 2009 г. N 375-ЗО "Об Общественной палате Кировской области"
В ноябре 2009 года принят Закон Кировской области от 09.11.2009 N 442-ЗО "Об уполномоченном по правам человека в Кировской области". Им же учреждена должность уполномоченного по правам ребенка в Кировской области.
В области имеется опыт работы системы молодежного самоуправления в рамках проекта "Молодежное государство", цель которого - создание эффективной региональной модели общественно-государственного партнерства. С 1998 года действует Ассоциация детских и молодежных общественных объединений "Круглый стол".
В то же время потенциал некоммерческих организаций используется недостаточно эффективно. Деятельность органов государственной власти в сфере взаимодействия с некоммерческими организациями, за редким исключением, сводится к функциям контроля.
Развитию гражданской активности в настоящее время препятствует комплекс факторов:
неравномерность развития институтов гражданского общества;
недостаточная активность большинства негосударственных некоммерческих организаций;
неразвитость инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора региона;
отсутствие системного механизма поддержки и продвижения гражданских инициатив;
низкий уровень гражданской активности населения, сохраняющийся патернализм, инфантильность, индифферентность к происходящим событиям;
низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти;
недостатки в организации гражданского, патриотического воспитания, в формировании гражданской культуры;
отсутствие систематичности, целенаправленности в организации информирования населения о деятельности институтов гражданского общества, их возможностях, недостаточное качество публикуемых материалов.
Комплексный характер проблем развития институтов гражданского общества в области требует внимания к этой проблеме со стороны органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Значимость, сложность и комплексный характер проблем развития институтов гражданского общества в области обуславливают необходимость программно-целевого подхода к их решению и финансированию за счет средств областного бюджета.
Деятельность институтов гражданского общества многообразна, затрагивает вопросы и отрасли, входящие в компетенцию подавляющего числа органов исполнительной власти. В эту деятельность вовлечены жители всех муниципальных районов и городских округов.
Межведомственный характер и масштабность проблемы также обуславливают использование программно-целевого метода.
Реализация Программы предполагает создание условий для развития институтов гражданского общества и повышения гражданской активности при непосредственном участии в этом процессе самих институтов гражданского общества.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить достижение наибольшего эффекта при выполнении Программы и создаст основу для поступательного развития институтов гражданского общества в Кировской области.
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
без использования программно-целевого метода
Без использования программно-целевого метода в решении приведенных выше проблем в рамках развития гражданского общества в Кировской области будут сохраняться следующие негативные факторы и тенденции:
отсутствие дополнительных возможностей для активного воздействия государственных органов на процесс создания условий по развитию институтов гражданского общества и повышению гражданской активности жителей области;
слабое и спонтанное освещение проблем развития гражданского общества в средствах массовой информации области;
сохранение низкой гражданской активности жителей области, что неминуемо усилит их пассивность и равнодушие в решении многих общественно значимых проблем и задач, влияющих как на жизнь отдельного человека, так и на область и государство в целом;
сохранение формальных, пассивных подходов в организации гражданско-правового воспитания населения без использования потенциала некоммерческих и иных организаций, работающих в этом направлении.
5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Вариант N 1 предполагает реализацию программных мероприятий, предусматривающих только проведение конкурсного отбора некоммерческих организаций для предоставления государственной поддержки в форме грантов в целях реализации инициатив в сфере развития институтов гражданского общества и в социальной сфере. Финансирование иных мероприятий, предусматривающих распространение правовых знаний, информирование населения о деятельности Правительства области, органов государственной власти и некоммерческих организаций по решению социальных проблем, не производится.
В итоге участие некоммерческих организаций на рынке социальных услуг будет расширено. Но при отсутствии информационного сопровождения не будет формироваться гражданская активность населения. Цель Программы не будет достигнута в полной мере.
Вариант N 2 предполагает финансирование программных мероприятий, предусматривающих наряду со стимулированием социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций целенаправленную работу по вовлечению граждан в процесс развития институтов гражданского общества, формированию общественного мнения, прежде всего путем информирования населения о совместной деятельности органов государственной власти и некоммерческих организаций по решению социальных проблем.
Второй вариант является наиболее приемлемым, так как позволяет обеспечить использование бюджетных средств для максимального достижения цели Программы в полном объеме: некоммерческие организации получают поддержку при одновременном формировании гражданской активности населения, что даст импульс развитию в Кировской области гражданского общества в целом.
Риски, возникающие при любом из вариантов, связаны с отсутствием или сокращением необходимого бюджетного финансирования и невыполнением запланированных мероприятий.
6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Программу предполагается реализовать в 2011 - 2013 годах.
Реализация мероприятий по содействию развитию институтов гражданского общества в Кировской области предусматривает длительный и неразрывный по времени системный и комплексный процесс осуществления последовательных, взаимосвязанных действий с анализом результатов по итогам квартала, года. Выделение отдельных этапов реализации Программы не предусматривается.
7. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы
Целью Программы является содействие развитию институтов гражданского общества и повышение гражданской активности жителей Кировской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
расширение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области;
развитие инфраструктуры институтов гражданского общества;
информационное сопровождение деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и некоммерческих организаций, направленной на развитие институтов гражданского общества.
Предлагается следующий перечень показателей эффективности Программы, которые будут характеризовать достижение поставленной цели и задач:
количество некоммерческих организаций, участвующих в конкурсном отборе некоммерческих организаций для предоставления государственной поддержки в форме грантов в целях реализации мероприятий по реализации инициатив в сфере развития институтов гражданского общества в Кировской области и в социальной сфере;
количество благотворительных организаций;
доля социально ориентированных некоммерческих организаций в общей численности некоммерческих организаций области, не имеющих ограничений для признания их социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с действующим законодательством;
доля массовых мероприятий, нацеленных на консолидацию общества и повышение гражданской активности, в общем, количестве массовых мероприятий, проводимых учреждениями культуры в муниципальных образованиях;
количество публикаций, передач и сюжетов в средствах массовой информации, посвящённых вопросам развития институтов гражданского общества.
8. Предложения по объемам и источникам финансирования,
основным направлениям финансирования и основным мероприятиям Программы
Общий объем финансирования Программы из областного бюджета в 2011 - 2013 годах составит 13531,0 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 1120,0 тыс. рублей, в 2012 году - 6325,0 тыс. рублей, в 2013 году - 6086,0 тыс. рублей.
Перечень программных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и решение задач Программы, с указанием финансовых ресурсов реализации по годам представлен в приложении к настоящей Концепции.
Направлением финансирования реализации программных мероприятий из областного бюджета в 2011 - 2013 годах являются прочие расходы - 13531,0 тыс. рублей.
9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности Программы
Эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в увеличении количества некоммерческих организаций, участвующих в конкурсном отборе некоммерческих организаций для предоставления государственной поддержки в форме грантов в целях реализации мероприятий по реализации инициатив в сфере развития институтов гражданского общества в Кировской области и в социальной сфере, доли социально ориентированных некоммерческих организаций в общей численности некоммерческих организаций области, не имеющих ограничений для признания их социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с действующим законодательством, доли массовых мероприятий, нацеленных на консолидацию общества и повышение гражданской активности, в общем количестве мероприятий, проводимых учреждениями культуры в муниципальных образованиях, количества публикаций, передач и сюжетов в средствах массовой информации, посвященных вопросам развития институтов гражданского общества.
Данные о количественных значениях показателей эффективности реализации Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели эффективности Программы
N п/п |
Показатели эффективности |
Единица измерения |
Базовое значение, 2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Количество некоммерческих организаций, участвующих в конкурсном отборе некоммерческих организаций для предоставления государственной поддержки в форме грантов в целях реализации мероприятий по реализации инициатив в сфере развития институтов гражданского общества в Кировской области и в социальной сфере |
единиц |
* |
- |
40 |
42 |
2 |
Количество благотворительных организаций |
единиц |
67 |
68 |
69 |
70 |
3 |
Доля социально ориентированных некоммерческих организаций в общей численности некоммерческих организаций области, не имеющих ограничений для признания их социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с действующим законодательством |
процентов |
50 |
70 |
90 |
|
4 |
Доля массовых мероприятий, нацеленных на консолидацию общества и повышение гражданской активности в общем количестве мероприятий, проводимых учреждениями культуры в муниципальных образованиях |
процентов |
25 |
26 |
27 |
28 |
5 |
Количество публикаций, передач и сюжетов в средствах массовой информации, посвященных вопросам развития институтов гражданского общества |
единиц |
130 |
150 |
180 |
210 |
* Указать значения показателей в год разработки Программы (2010 год) не представляется возможным.
Примечание. Источником получения информации по показателям 1,2,4,5 является ведомственная отчетность; показатель 3 определяется расчетным путем.
10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Государственным заказчиком - координатором и разработчиком Программы предлагается управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Кировской области.
Государственными заказчиками Программы предлагаются департамент образования Кировской области, департамент культуры Кировской области, департамент информационной работы Кировской области, департамент социального развития Кировской области, аппарат Уполномоченного по правам человека в Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области.
11. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществлять государственный заказчик-координатор - управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Кировской области (далее - управление). Текущее управление и исполнение мероприятий Программы осуществляется государственными заказчиками.
Государственные заказчики ежеквартально, до 3 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в управление оперативный отчет, который содержит:
перечень выполненных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения Программы;
анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.
Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, управление представляет в департамент экономического развития при Правительстве области информацию о социально-экономической эффективности реализации Программы, финансировании и выполнении основных мероприятий Программы, а по итогам года, помимо указанной выше информации, в срок до 1 марта представляет информацию о достижении показателей эффективности, предусмотренных Программой.
По завершении срока реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы в срок до 01.03.2014 представляет в Правительство области доклад о выполнении Программы, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве области, а также заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу управления.
Положение о порядке проведения конкурсного отбора некоммерческих организаций для предоставления государственной поддержки в форме грантов, а также порядок предоставления грантов в целях развития институтов гражданского общества и решения социальных проблем готовятся в установленном порядке государственными заказчиками и утверждаются Правительством Кировской области.
Положения о порядке проведения конкурсов, предусматривающих поощрение премиями, утверждаются в установленном порядке государственными заказчиками - исполнителями мероприятий.
Приложение
Перечень основных программных мероприятий
N п/п |
Наименование задачи, программного мероприятия |
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ответственный исполнитель |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
всего |
||||
1 |
Расширение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Содействие развитию региональной общественной системы оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО) |
не требуется |
|
управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Кировской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области* |
|||
1.2 |
Проведение конкурсного отбора некоммерческих организаций для предоставления государственной поддержки в форме грантов в целях развития институтов гражданского общества и решения социальных проблем |
Областной бюджет |
- |
2750,0 |
2900,0 |
5650,0 |
управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Кировской области, департамент образования Кировской области, департамент социального развития Кировской области |
1.3 |
Разработка мер по оказанию финансовой и имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
не требуется |
|
|
|
департамент финансов Кировской области, департамент государственной собственности Кировской области |
|
2 |
Комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры институтов гражданского общества |
Областной бюджет |
300,0 |
850,0 |
350,0 |
1500,0 |
управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Кировской области, департамент социального развития Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, департамент образования Кировской области, управление организационной и кадровой работы администрации Правительства Кировской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области* |
3 |
Информационное сопровождение деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и некоммерческих организаций, направленной на развитие институтов гражданского общества |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Комплекс мероприятий по правовому просвещению населения и формированию гражданской активности |
областной бюджет |
800,0 |
1585,0 |
1636,0 |
4021,0 |
аппарат уполномоченного по правам человека в Кировской области*, департамент образования Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, Вятская торгово-промышленная палата Кировской области* |
3.2 |
Размещение в печатных и электронных средствах массовой информации материалов о развитии институтов гражданского общества и о совместной деятельности органов исполнительной власти Кировской области и некоммерческих организаций по решению социально-экономических проблем области |
Областной бюджет |
20,0 |
990,0 |
1050,0 |
2060,0 |
департамент информационной работы Кировской области |
3.3 |
Разработка планов и методических рекомендаций по проведению в муниципальных образованиях публичных мероприятий, способствующих консолидации общества, повышению оптимизма, контроль за их реализацией |
областной бюджет |
- |
50,0 |
50,0 |
100,0 |
департамент культуры Кировской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов* |
3.4 |
Проведение областного конкурса среди культурно-досуговых учреждений муниципальных образований по организации работы, нацеленной на формирование социального оптимизма |
областной бюджет |
- |
100,0 |
100,0 |
200,0 |
департамент культуры Кировской области |
|
Итого
в том числе |
Областной бюджет |
1120,0
1120,0 |
6325,0
6325,0 |
6086,0
6086,0 |
13531,0
13531,0 |
|
Х - год реализации мероприятия, не требующего финансирования
* Исполнители участвуют в реализации мероприятия по согласованию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кировской области от 22 ноября 2010 г. N 430 "Об утверждении концепции областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества в Кировской области" на 2011-2013 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был