26 октября, 30 декабря 2009 г., 20 мая, 27 августа, 13 декабря 2010 г.
В целях снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения защищенности населения, критически важных объектов и территорий Кировской области от угроз природного и техногенного характера, обеспечения жизнедеятельности и устойчивого развития области, в соответствии с федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 N 1, на основании распоряжения Правительства области от 19.02.2007 N 66 "О концепции областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области до 2010 года" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области" на 2010 год (далее - Программа). Прилагается.
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.).
3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) при формировании бюджета области предусматривать выделение денежных средств на реализацию Программы.
Постановлением Правительства Кировской области от 27 августа 2010 г. N 66/426 пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - управляющего делами Правительства области Перескокова А.В.
Губернатор Кировской области |
Н.Ю.Белых |
Областная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Кировской области" на 2010 год
(утв. постановлением Правительства Кировской области
от 25.08.2009 г. N 22/260)
26 октября, 30 декабря 2009 г., 20 мая, 27 августа, 13 декабря 2010 г.
Паспорт
областной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Кировской области" на 2010 год
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, существует реальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера на территории области. Это обусловлено действием ряда объективных и субъективных факторов:
наличием потенциально опасных объектов;
застройкой санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов;
износом основных производственных фондов в промышленности и системах жизнеобеспечения населения, а также отсутствием достаточных ресурсов на их восстановление и замену;
ростом проявлений террористической деятельности, в том числе на потенциально опасных объектах, в жилом секторе и на объектах жизнеобеспечения населения;
стихийными природными явлениями и рисками, возникающими в процессе хозяйственной деятельности либо связанными с накопленным экологическим ущербом, а также крупными техногенными авариями и катастрофами.
В настоящее время на территории Кировской области функционирует 19 химически опасных объектов, 14 взрывоопасных объектов, 21 пожароопасный объект и 11 потенциально опасных гидротехнических сооружений, а также хранилища опасных биологических и промышленных отходов. Большая часть этих объектов не только имеет экономическую, оборонную и социальную значимость, но и представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни населения. Зоны возможного химического заражения при авариях на химически опасных объектах в Кировской области могут составить общую площадь около 1200 кв. километров, на которой проживает 543,8 тыс. человек. Наибольшую опасность для населения представляют чрезвычайные ситуации с выбросом аварийных химически опасных веществ в атмосферный воздух, которые могут произойти в открытом акционерном обществе "Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината им. Б.П.Константинова" (количество пострадавших среди населения может достигнуть 13500 человек). Однако существующая в настоящее время система мониторинга состояния атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецк не позволяет зафиксировать превышение предельно допустимой концентрации химических веществ в момент их выброса в атмосферный воздух, что затрудняет проведение в кратчайшие сроки мероприятий по защите населения.
Статистика пожаров в Кировской области за последние 5 лет свидетельствует, что количество пожаров сохраняется на уровне 2,4 тысячи в год. За 2008 год в Кировской области произошло 2328 пожаров, в которых погибло 290 человек, травмировано 262 человека, уничтожено 210 голов скота. Прямой материальный ущерб составляет более 99,2 млн. рублей. Спасено 300 человек и материальных ценностей на сумму более 473,7 млн. рублей.
Социальную напряженность в обществе вызывают ЧС и аварии, возникающие на объектах жилищно-коммунального хозяйства. За период отопительного сезона 2008/2009 года произошло 20 аварий в системах теплоснабжения населения, в зону отключения попали 28 социальных объектов и объектов экономики. Особую озабоченность вызывают аварии на системах водоснабжения. Так, за 2008 год произошло 6 аварий, оставалось без водоснабжения около 65 тыс. человек (основные аварии водоснабжения произошли в г. Кирове).
Анализ информации о ЧС свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, в том числе природными пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками ЧС и представляют существенную угрозу для безопасности населения, экономики и, как следствие, для устойчивого развития экономического потенциала области.
Согласно статистической информации в первый час после ЧС при отсутствии помощи умирает около 40% тяжелораненых, через 3 часа - 60%, через 6 часов - 95%. В течение трех часов после начала работ по разборке завалов удается спасти 90% пострадавших, через 6 часов это число сокращается до 50%, а по истечении нескольких дней (в зависимости от погодных условий) оказывать помощь уже практически некому. В первые минуты под снежным завалом погибает 20% от числа засыпанных снегом людей, по истечении первого часа количество погибших увеличивается до 60%, а по истечении двух часов в живых остается 10% пострадавших.
Своевременное оказание помощи пострадавшему населению, привлечение для ликвидации ЧС достаточного количества аварийно-спасательных формирований и добровольных помощников, достаточное и своевременное оснащение их оборудованием и имуществом из резервного фонда области позволят сократить время проведения работ, увеличить количество спасенных людей и снизить экономический ущерб.
Программа направлена на создание условий для уменьшения рисков ЧС, реализацию превентивных мер, а также мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.
Программа подготовлена с учетом федеральных законов от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Закона Кировской области от 09.04.96 N 15-ЗО "О защите населения и территорий Кировской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства области от 16.01.2007 N 81/11 "О создании областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории Кировской области".
2. Основные цели и задачи Программы
с указанием сроков и этапов ее реализации и показателей эффективности,
характеризующих достижение поставленных целей и решение задач Программы
Основными целями Программы являются последовательное снижение рисков ЧС, обеспечение требуемого уровня безопасности населения и территорий Кировской области от угроз природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:
реконструкция территориальной системы централизованного оповещения Кировской области (далее - ТСЦО);
совершенствование системы управления и экстренного реагирования в ЧС;
осуществление мер по повышению защиты критически важных объектов Кировской области и населения в условиях ЧС;
создание резервов материальных ресурсов для предотвращения и ликвидации последствий ЧС, обеспечение необходимого уровня безопасности и оснащения населения средствами коллективной и индивидуальной защиты.
совершенствование системы контроля за состоянием атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецк;
осуществление мер по обеспечению защиты населения и территорий Кировской области от угрозы распространения пожаров природного характера.
Показателями эффективности, характеризующими достижение поставленных целей Программы, являются:
охват численности населения ТСЦО при возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при переводе гражданской обороны на военное положение в городах Киров и Нолинск;
время принятия решений и реагирования на возможные ЧС;
полнота охвата опасных процессов и явлений системой мониторинга территорий области;
снижение гибели людей от ЧС, пожаров и на воде;
сокращение материальных потерь вследствие создания резервов материальных ресурсов, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий ЧС.
Постановлением Правительства Кировской области от 13 декабря 2010 г. N 81/600 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Перечень
программных мероприятий
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Планируемый объем финансирования Программы составляет 39855,0 тыс. рублей, в том числе 2354,5 тыс. рублей - капитальные вложения, 37500,5 тыс. рублей - прочие расходы.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем финансирования и результатами реализации Программы, которая определяется стабильностью и полнотой финансирования.
Предусмотренный объем ресурсного обеспечения Программы обосновывается следующим:
Постановлением Правительства Кировской области от 13 декабря 2010 г. N 81/600 в пункт 4.1 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
4.1. Реконструкцией областного сегмента ТСЦО в городах Киров и Нолинск.
В 2008 году разработана проектно-сметная документация обществом с ограниченной ответственностью "ГисПо". Согласно государственному контракту от 14.07.2008 N 95/02/2008 стоимость проекта составила 4 969,3 тыс. рублей.
Согласно разработанной проектно-сметной документации общая стоимость необходимого для реконструкции ТСЦО оборудования, монтажных и пусконаладочных работ в ценах IV квартала 2008 года составляет 245 066,0 тыс. рублей, из них:
168 756 тыс. рублей - стоимость оборудования и программного обеспечения;
76 310 тыс. рублей - монтажные и пусконаладочные работы.
Первый этап реконструкции - монтаж и пусконаладочные работы смонтированного оборудования, размещаемого в городе Киров.
Всего в 2010 году в рамках Программы планируется приобрести оборудование на реконструкцию областного сегмента ТСЦО, размещаемого в г. Кирове, за счет средств областного бюджета в размере 558,0 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Кировской области от 13 декабря 2010 г. N 81/600 в пункт 4.2 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
4.2. Необходимостью финансирования работ по техническому и программному оснащению информационного центра Правительства Кировской области и органов управления Кировской области с целью их надежной и устойчивой работы при угрозе возникновения и ликвидации последствий ЧС, в том числе террористических акций. Оценка расходов определена экспертным путем и составляет на 2010 год 2805,0 тыс. рублей, в том числе:
закупка аппаратуры, комплектующих и материалов - 1796,5 тыс. рублей;
закупка программного обеспечения - 1008,5 тыс. рублей.
4.3. Необходимостью финансирования работ по оснащению областного поисково-спасательного отряда и обучению спасателей. Размер расходов на проведение аварийно-спасательных работ и спасение людей на воде определен исходя из создания, формирования, оснащения и обучения сотрудников поисково-спасательного отряда для проведения аварийно спасательных работ и спасения людей на воде. Водолазная подготовка двух спасателей-водолазов в центрах подготовки по Программе составляет 63,6 тыс. рублей, проживание в общежитии - 45,0 тыс. рублей, суточные - 6,4 тыс. рублей, билеты на дорогу (туда и обратно) - 10,0 тыс. рублей. Всего одноразовые затраты на обучение двух спасателей-водолазов для проведения аварийно-спасательных работ и спасения людей на воде составляют 125,0 тыс. рублей.
Для автономной работы спасателей-водолазов необходимо приобрести компрессорную станцию стоимостью 195,0 тыс. рублей.
Всего на обеспечение обучения спасателей, доставки к месту ЧС и автономной работы спасателей-водолазов необходимо 320,0 тыс. рублей.
4.4. Необходимостью финансирования расходов на создание материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации последствий ЧС, в том числе террористических акций.
Размер расходов на проведение работ по созданию материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации последствий ЧС, в том числе террористических акций, определен в соответствии с постановлением Правительства области от 16.01.2007 N 81/11 "О создании областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории Кировской области". Создание материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации последствий ЧС, в том числе террористических акций, предусматривает поэтапное выделение денежных средств государственным заказчикам материальных ресурсов в областном резерве материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера и обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории Кировской области.
В 2010 году планируется выделить:
4.4.1. В целях создания резерва материальных и технических средств на ликвидацию аварийных ситуаций для департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области 5 000,0 тыс. рублей;
4.4.2. На приобретение средств индивидуальной защиты населения и обеспечение крепежным материалом для проведения аварийно-спасательных работ для Кировского областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Служба специальных объектов (учебно-методический центр)" 472,0 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены функции по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Опыт ликвидации ЧС, проведения учений и тренировок показывает, что для разбора завалов и извлечения из-под них людей в помощь профессиональным спасателям необходимо привлекать дополнительные силы и средства с целью ускорения разборки завалов и проведения неквалифицированной работы для обеспечения деятельности профессионального спасателя.
Для сокращения времени на разборку завалов создаются звенья по 5-7 человек. Опыт проведения аварийно-спасательных работ показывает, что необходимо иметь не менее 6 звеньев, работающих одновременно по разборке завалов и извлечению из-под них пострадавших, а также для выполнения неквалифицированной работы по разбору завалов (30-40 человек). Однако обеспеченность привлекаемых сил пиломатериалами для проведения спасательных работ составляет не более 10% от потребности, что приводит к увеличению времени на извлечение пострадавших из-под завалов на 5-6 часов.
Номенклатуры и объем необходимого резерва пиломатериалов для проведения спасательных работ представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Пиломатериалы для проведения спасательных работ |
Единица измерения |
Количество пиломатериалов для проведения спасательных работ |
Стоимость (тыс. рублей) |
1 |
Бревна 6 м. х 30 см. |
куб. метров |
14 |
59,2 |
2 |
Стойка деревянная (длина 100 см, диаметр 10-12 см) |
куб. метров |
7 |
38,0 |
3 |
Брус (5x5x100 см) |
куб. метров |
7 |
38,0 |
4 |
Доска(3x15x100 см) |
куб. метров |
14 |
70,0 |
5 |
Доска(2x10x100 см) |
куб. метров |
14 |
70,0 |
6 |
Скоба металлическая |
штук |
160 |
3,4 |
7 |
Клин деревянный |
штук |
70 |
2,4 |
8 |
Проволока для скрутки |
метров |
210 |
9,0 |
9 |
Крепь забойщика |
комплектов |
7 |
14,6 |
10 |
Распил 5 см |
куб. метров |
7 |
15,4 |
|
Итого |
|
|
320,0 |
Выделение финансовых средств для приобретения вышеназванных материальных ресурсов на 295,0 тыс. рублей позволит обеспечить ими 3 звена, проводящих аварийно-спасательные работы, и 40 человек для выполнения неквалифицированной работы.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (зарегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации 19.01.2006 N 7384) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают средствами индивидуальной защиты работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также население, проживающее на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Часть имеющихся средств индивидуальной защиты хранится свыше установленных сроков и требует замены. В связи с этим процент обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты снижается. Необходимо продолжить проведение поэтапного обновления средств индивидуальной защиты и выделить финансовые средства на закупку 100 противогазов ГП-7 для органов исполнительной власти области на сумму 177,0 тыс. рублей;
4.4.3. На лекарственные средства и изделия медицинского назначения для департамента здравоохранения Кировской области - 450 тыс. рублей.
В связи с тем, что материальные ресурсы будут располагаться на существующих складах Кировского областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Служба специальных объектов (учебно-методический центр)", Кировского областного государственного учреждения "Кировская база авиационной охраны лесов", кировских областных государственных унитарных предприятий "Облкоммунсервис" и "Аптечный склад", эксплуатационные затраты за счет средств областного бюджета, связанные с хранением материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации последствий ЧС, не планируются.
Постановлением Правительства Кировской области от 27 августа 2010 г. N 66/426 пункт 4.4 раздела 4 настоящей Программы дополнен подпунктом 4.4.4
4.4.4. На приобретение материалов, оборудования и специализированной техники для целей тушения природных пожаров для департамента лесного хозяйства Кировской области - 14647,0 тыс. рублей.
Всего на проведение работ по созданию материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации последствий ЧС на 2010 год планируется 20569,0 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Кировской области от 27 августа 2010 г. N 66/426 раздел 4 настоящей Программы дополнен пунктом 4.5
4.5. Необходимостью финансирования работ по установке на границе санитарно-защитных зон ОАО "Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината им. Б.П.Константинова" и ООО "Завод полимеров Кирово-Чепецкого химического комбината им. Б.П.Константинова" системы контроля концентрации газов с выводом оконечных сигнальных устройств в дежурно-диспетчерскую службу г. Кирово-Чепецк в целях защиты населения от возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом в атмосферный воздух аварийных химически опасных веществ в г. Кирово-Чепецк. Установленная экспертным путем стоимость работ по разработке технического задания и проектно-сметной документации на систему контроля концентрации газов составляет 250,0 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы,
включающий в себя механизм управления Программой и
механизм взаимодействия государственных заказчиков
Механизм реализации Программы определяется ее областным статусом и комплексным характером.
Государственным заказчиком - координатором настоящей Программы является администрация Правительства Кировской области.
Государственные заказчики Программы - департамент здравоохранения Кировской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, департамент лесного хозяйства Кировской области.
Контроль и текущее управление за ходом реализации Программы осуществляет управление защиты населения и территорий администрация Правительства Кировской области.
Контроль и текущее управление ходом реализации Программы осуществляет администрация Правительства Кировской области - государственный заказчик - координатор Программы.
В соответствии с постановлением Правительства области от 16.01.2007 N 81/11 "О создании областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории Кировской области" государственными заказчиками материальных ресурсов в областном резерве материальных ресурсов являются:
по средствам индивидуальной защиты - Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Служба специальных объектов (учебно-методический центр)";
по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения - департамент здравоохранения Кировской области;
по материалам и оборудованию для жилищно-коммунального хозяйства департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, который в конце текущего года должен разработать проект распоряжения Правительства области о перечне областного фонда материально-технических ресурсов для предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения области в 2010 году.
по материалам, оборудованию и специализированной технике для целей тушения природных пожаров - департамент лесного хозяйства Кировской области.
Реализация Программы будет осуществляться в рамках государственных контрактов, определяющих права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению государственных нужд.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, департамент лесного хозяйства Кировской области, Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Служба специальных объектов (учебно-методический центр)" в установленные сроки направляют в администрацию Правительства Кировской области отчет о целевом использовании выделенных финансовых средств.
Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, государственный заказчик - координатор Программы представляет в департамент экономического развития при Правительстве области отчет о выполнении основных программных мероприятий и информацию о социально-экономическом эффекте.
По итогам года государственный заказчик - координатор Программы представляет в срок до 1 марта в Правительство области доклад о выполнении Программы, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве области, а также заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу органа государственной власти области - государственного заказчика.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении уровня защищенности населения, предприятий, организаций, учреждений и территорий Кировской области от угроз природного и техногенного характера вследствие:
доведения информации о ЧС в мирное и военное время до 75% населения в городах Киров и Нолинск в результате реконструкции территориальной системы централизованного оповещения Кировской области;
совершенствования системы управления и экстренного реагирования в ЧС, что позволит поддерживать время принятия решения и реагирования на возможные ЧС до 1,5 часа;
полноты охвата опасных процессов и явлений системой мониторинга территорий Кировской области до 65%;
создания резервов материальных ресурсов для предотвращения и ликвидации последствий ЧС, что сократит материальные потери на 20%;
снижения гибели людей от ЧС, пожаров и на воде на 10%.
В результате реализации Программы будут созданы условия по уменьшению рисков ЧС, совершенствованию системы управления и экстренного реагирования в ЧС, сокращению материальных и людских потерь вследствие создания резервов материальных ресурсов, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий ЧС.
Достижение целевых показателей хода реализации Программы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Реализация программных мероприятий позволит существенно снизить затраты на ликвидацию ЧС, в некоторых случаях полностью избежать их, а также существенно снизить риски для населения, проживающего в районах, подверженных негативному воздействию природных и техногенных факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 25 августа 2009 г. N 22/260 "Об утверждении областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области" на 2010 год"
Текст постановления опубликован в газете "Вести. Киров" от 8 сентября 2009 г. N 105
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 22 декабря 2010 г. N 83/650
Постановление Правительства Кировской области от 13 декабря 2010 г. N 81/600
Постановление Правительства Кировской области от 27 августа 2010 г. N 66/426
Постановление Правительства Кировской области от 20 мая 2010 г. N 52/226
Постановление Правительства Кировской области от 30 декабря 2009 г. N 36/556
Постановление Правительства Кировской области от 26 октября 2009 г. N 28/374