Согласно письму ПФР от 27 марта 2000 г. N М3-16-27/2425 настоящее письмо следует применять в части, не противоречащей Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ
С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку
В связи с поступающими запросами Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает, что для индивидуальных предпринимателей обязанность регистрации в качестве плательщиков страховых взносов в органах ПФР, а также ответственность за отказ от регистрации в качестве плательщика взносов в виде взыскания финансовой санкции в размере 10% причитающихся к уплате страховых взносов за весь период его деятельности установлены Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, в редакции постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4460-1 (далее - Порядок уплаты).
Для регистрации предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов, помимо перечисленных в пункте 11 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11.11.94 N 258 (далее - Инструкция), заверенных копий документов, необходимо заявление плательщика о регистрации. Поэтому регистрация предпринимателя в качестве плательщика может быть произведена только после подачи им в орган ПФР соответствующего заявления.
Перечисление им платежей в ПФР (без регистрации в качестве плательщика страховых взносов) не дает основания для его регистрации в органах ПФР.
Согласно п.78 Инструкции для предпринимателей отказом от регистрации считается непредставление ими заявления о регистрации и необходимых для регистрации документов по истечении месяца после их письменного уведомления (приложение 12 Инструкции).
Таким образом, при выявлении (в регистрирующих или налоговых органах) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, но не прошедших регистрацию в органах ПФР, в их адрес уполномоченными ПФР направляются письменные уведомления о необходимости регистрации и заполнения анкеты застрахованного лица.
При этом финансовая санкция в виде взыскания 10% причитающихся к уплате страховых взносов за весь период его деятельности может быть применена только по истечении указанного срока.
Вместе с тем в случае возврата документа, подтверждающего вручение предпринимателю почтового отправления (уведомления), и отсутствия заявления предпринимателя о регистрации в ПФР органы ПФР вправе обратиться в арбитражный суд с требованиями о взыскании с индивидуального предпринимателя сумм финансовых санкций (но не понуждения к регистрации).
Следует иметь в виду, что расчет страховых взносов и финансовых санкций производится уполномоченными ПФР на основании данных налоговых органов о фактически полученном предпринимателем доходе.
В соответствии с главой 3 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальными предпринимателями являются граждане (физические лица), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Поэтому финансовые санкции с этой категории плательщиков взыскиваются в судебном порядке (пункт 8 Порядка уплаты).
На основании статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду подведомственны споры, возникающие в сфере управления, о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и других денежных средств государственными и иными органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке.
Кроме того, уполномоченные ПФР по указанному вопросу вправе обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в установленном порядке принимает меры к привлечению к ответственности граждан и должностных лиц, допустивших нарушение законных интересов организаций, учреждений и предприятий. При этом в случае установления факта нарушения закона прокурор выносит представление об его устранении (статья 21), которое на основании статьи 23 подлежит безотлагательному рассмотрению лицом, полномочным устранить нарушение закона (индивидуальным предпринимателем). Не позднее чем в месячный срок им должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона (регистрации в органах ПФР) и о результатах в письменной форме сообщено прокурору.
Вместе с тем в случае возврата уведомления, направленного выявленному предпринимателю, по причине отсутствия адресата у уполномоченных отсутствует право обращения в арбитражный суд с требованиями о взыскании с него сумм финансовых санкций до того момента, когда разыскиваемый индивидуальный предприниматель будет найден и оповещен о необходимости регистрации в органах ПФР.
В случае несвоевременной регистрации в органах ПФР индивидуальный предприниматель, осуществлявший свою деятельность в годы, предшествующие отчетному, производит уплату страховых взносов, исчисленных по фактическому доходу за предыдущие годы равными долями в два срока: через месяц после регистрации в отделении ПФР и через месяц после установленного первого срока уплаты (письмо ПФР от 07.07.95 N ЧЛ-16-11/3966-ИН).
При этом, как было указано выше, за несвоевременную регистрацию к нему применяется финансовая санкция. Что касается начисления пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов, то в данном случае оно производится начиная со следующего дня после первого установленного срока уплаты, т.е. через месяц после регистрации плательщика в отделении ПФР, и по день уплаты включительно.
Справка об уплате страховых взносов может быть выдана индивидуальному предпринимателю только за тот период времени, по которому есть данные налоговых органов о фактически полученном предпринимателем доходе в этот период и при условии полного расчета индивидуального предпринимателя с ПФР по страховым взносам, суммам пеней, штрафам и иным финансовым санкциям.
В свою очередь региональные отделения ПФР с целью улучшения работы по выявлению индивидуальных предпринимателей, не прошедших регистрацию в органах ПФР, обязаны осуществлять постоянное взаимодействие с органами, проводящими государственную регистрацию, и налоговыми органами.
Заместитель Председателя
Правления |
Е.Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ПФР от 25 августа 1997 г. N ЕВ-16-11/6275-ИН "О некоторых вопросах, связанных с регистрацией индивидуальных предпринимателей в органах ПФР"
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", октябрь 1997 г., N 41, в журнале "Экспресс-Закон", октябрь 1997 г., N 44