Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области
от 29 декабря 2010 г. N 16/134
"О Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области на 2011 - 2015 г.г. и на период до 2030 года"
Решением Кирово-Чепецкой городской Думы пятого созыва Кировской области от 21 декабря 2016 г. N 5/22 настоящее решение признано утратившим силу
На основании статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", протокола комиссии по инвестиционной политике при администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 28.10.2010 N 16, в соответствии с решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 28.07.2010 N 9/70 "Об утверждении генерального плана городского округа - муниципальное образование "Город Кирово-Чепецк" Кировской области", Уставом муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, Кирово-Чепецкая городская Дума решила:
1. Утвердить Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области на 2011 - 2015 г.г. и на период до 2030 года. Прилагается.
2. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
Глава муниципального образования |
А.Н. Чеканов |
Программа
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области на 2011 - 2015 г.г. и на период до 2030 г.
(утв. решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 29 декабря 2010 г. N 16/134)
1. Паспорт
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2030 года
Наименование Программы |
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области на 2010 - 2015 годы и на период до 2030 года (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Устав муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области |
Разработчик Программы |
Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области |
Руководитель Программы |
Заместитель главы администрации муниципального образования "ГороД Кирово-Чепецк" Кировской области по городскому хозяйству |
Основные цели Программы |
- развитие систем инженерной инфраструктуры на территории муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области (далее - город Кирово-Чепецк) и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с потребностями жилищного и промышленного. строительства, - повышение качества производимых для потребителей города Кирово-Чепецка товаров (оказываемых услуг) организациями коммунального комплекса, - улучшение экологической ситуации на территории города Кирово-Чепецка. |
Основные задачи Программы |
1 Развитие жилищного и промышленного строительства в городе Кирово-Чепецке. 2. Строительство и (или) модернизация систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в городе Кирово-Чепецке. |
Сроки реализации |
2011 - 2015 г.г. и на период до 2030 года |
Основные разделы Программы |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. 2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Кирово-Чепецка. 3. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы. 4. Задачи развития систем инженерной инфраструктуры города Кирово-Чепецка в соответствии с генеральным планом города. 5. Система программных мероприятий. 6. Механизм реализации Программы. 7. У правление реализацией программы и контроль за ее выполнением. 8. Ожидаемые результаты реализации Программы. |
Исполнители основных мероприятий |
МУП "Водоканал", МУП "Коммунальное хозяйство", ОАО "Коммунэнерго", ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" (по согласованию) |
Организация контроля |
Контроль за реализацией Программы осуществляют руководитель Программы, управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации города Кирово-Чепецка, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кирово-Чепецка |
Ожидаемые результаты |
Модернизация и обновление коммунальной инфраструктуры города Кирово-Чепецка, снижение эксплуатационных затрат; устранение причин возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизнедеятельности человека, улучшение экологического состояния городской окружающей среды. Развитие электрических сетей: - обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией городской инфраструктуры; - обеспечение электрической энергией объектов нового строительства. Развитие теплоснабжения: - повышение надежности и качества теплоснабжения; - обеспечение подключения дополнительных нагрузок при строительстве новых жилых домов; Развитие водоснабжения и водоотведения: - повышение надежности водоснабжения и водоотведения; - повышение экологической безопасности в городе; - соответствие параметров качества питьевой воды на станции водоочистки установленным нормативам СанПиН; - снижение уровня потерь воды; - сокращение эксплуатационных расходов на единицу продукции. Утилизация твердых бытовых отходов: - улучшение санитарного состояния городских территорий; - стабилизация и последующее уменьшение образования бытовых и промышленных отходов на территории города; - улучшение экологического состояния города Кирово- Чепецка; - обеспечение надлежащего сбора и утилизации биологических отходов |
Целевые индикаторы Программы |
1. Жилищное строительство: - расчетная численность населения - 80,9 тыс. чел. в 2015 году, 85,0 тыс. чел. в 2030 году; - рост жилищной обеспеченности с 21,3 кв. м/чел. в 2010 году до 21,5 кв. м/чел. в 2015 году и до 23,0 кв. м/ чел. в 2030 году. 2. Увеличение объемов жилищно-коммунального потребления при развитии систем коммунальной инфраструктуры и вводе жилья: - по теплоснабжению - до 302,3 Гкал/час в 2015 году, до 341,4 Гкал/час в 2030 году; - по электроснабжению - до 90,2 млн. квт. ч./год в 2015 году, до 184,5 млн. квт. ч/год в 2030 году; - по водоснабжению - до 39,6 тыс. куб. м/сут. в 2015 году, до 46,8 тыс. куб. м./сут. в 2030 году, - по водоотведению - до 36,65 тыс. куб. м/сут. в 2015 году, до 42,37 тыс. куб. м./сут. в 2030 году. |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, теплоснабжающих организаций, связанное с падением уровня доходов населения в последние годы, не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от реализации товаров и предоставления услуг не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки, все это привело к ряду проблем, основными из которых являются :
- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством,
- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов,
- высокий уровень морального и физического износа коммунальных объектов и сооружений,
- неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также электрической и тепловой энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей.
По данным "Концепции Федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р, объекты коммунальной инфраструктуры в Российской Федерации находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили на 1 января 2009 года около 60% основных фондов коммунального хозяйства. Город Кирово-Чепецк, коммунальное хозяйство которого было построено в основном в 60-70-е годы прошлого века, не является исключением в данном вопросе.
В настоящее время развитие коммунальной инфраструктуры в городе Кирово-Чепецке практически не осуществляется, она функционирует за счет тарифных источников и прибыли организаций коммунального комплекса, теплоснабжающих организаций, а также частично за счет средств регионального и местного бюджетов, выделяемых в рамках программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Для решения проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры необходимо создать условия для ее инвестирования.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Кирово-Чепецка
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" на 2011 - 2015 гг. и на период до 2030 года (далее - Программа) разработана на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Устава муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области и в соответствии с Генеральным планом городского округа - муниципальное образование "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, утвержденным решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 28.07.2010 N 9/70.
Программа определяет основные направления развития систем коммунальной инфраструктуры города Кирово-Чепецка, используемых в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, а также объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в соответствии с потребностями промышленного, жилищного строительства в целях повышения качества производимых для потребителей города Кирово-Чепецка товаров ( оказываемых услуг) организациями коммунального комплекса.
Программа ориентирована на устойчивое развитие города Кирово-Чепецка и в полной мере соответствует задачам социально-экономического развития города Кирово-Чепецка.
Предусмотренное данной Программой развитие систем коммунальной инфраструктуры города позволит обеспечить рост объемов жилищного строительства в ближайшие годы в 1,5 - 2 раза.
3. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются - развитие систем инженерной инфраструктуры на территории муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области ( далее - город Кирово-Чепецк), и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов от населения, организаций и предприятий города Кирово-Чепецка, повышение качества производимых для потребителей города Кирово-Чепецка товаров (оказываемых услуг) организациями коммунального комплекса, улучшение экологической ситуации на территории города Кирово-Чепецка.
Условием достижения целей является решение следующих основных задач:
- развития жилищного и промышленного строительства в городе Кирово-Чепецке;
- строительство и (или) модернизация системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в городе Кирово-Чепецке;
Сроки реализации: 2011 - 2015 годы и на период до 2030 года.
Для реализации Программы предусматривается использование инструментов технической и экономической политики в области жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках реализации данной Программы, в соответствии со стратегическими приоритетами развития города Кирово-Чепецка, основными направлениями сохранения и развития систем коммунальной инфраструктуры будет осуществляться мониторинг проведенных мероприятий, и на основе этого осуществляется корректировка мероприятий Программы.
Изменения в Программе и сроках ее реализации могут быть пересмотрены администрацией муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области (далее- администрация города) по предложению организаций коммунального комплекса.
Основные проекты развития и модернизации в коммунальном комплексе в дальнейшем будут связано с реализацией инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры - определяемых органом местного самоуправления для организации коммунального комплекса программ финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов разработанных, на основе программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
Данная Программа является основанием для разработки условий технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры города Кирово-Чепецка, а также формирования программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса города Кирово-Чепецка.
4. Задачи развития систем инженерной инфраструктуры города Кирово-Чепецка в соответствии с генеральным планом города
4.1. Система водоснабжения.
4.1.1. Существующее положение
На территории города Кирово-Чепецка существует централизованная система хозяйственно-питьевого водоснабжения. Удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного централизованным водопроводом составляет 98,2%.
На территории города Кирово-Чепецка находятся 3 поверхностных и 2 подземных источника водоснабжения.
Основным источником водоснабжения города является река Чепца.
Очистные сооружения водозабора (ОСВ) расположены на левом берегу реки Чепца в юго-восточной части города в городской черте, состоят из 2-х очередей и эксплуатируются: 1-я очередь с 1963 года, 2-я очередь с 1987 года.
На очистных сооружениях используется водозабор руслового типа.
Проектная производительность ОСВ - 70,5 тыс. куб. м./сутки.
Фактическая производительность ОСВ - от 25 до 40 тыс. куб. м./сутки в зависимости от состояния речной воды.
ОСВ работают по 2-м схемам очистки:
- одноступенчатая (2-я очередь) с контактными осветлителями,
- двухступенчатая (1-ая очередь) с осветлителями со взвешенным осадком и скорыми фильтрами.
В городе имеются две подкачивающие насосные станции третьего подъема.
Микрорайон Каринторф города Кирово-Чепецка с населением 2,1 тыс. чел., расположенный в заречной части, обеспечивается централизованным водоснабжением с водозабором из двух поисково-оценочных скважин для добычи подземных вод суммарным дебитом 570 куб. метров в сутки. В указанном микрорайоне имеются очистные сооружения водозабора проектной мощностью 0,5 тыс. куб. метров в сутки и очистные сооружения канализации проектной мощностью 0,7 тыс. куб. метров в сутки.
Общая протяженность сетей водоснабжения на 01.01.2010 г. составляет 125,087 км.
Промышленные предприятия города: ООО "Энергоснабжающая организация КЧХК" и ОСП "Кировская ТЭЦ-3" ОАО "ТГК-5" филиал "Кировский" имеют собственные источники водоснабжения.
Процент износа сетей водоснабжения в городе составляет 87%.
Показатели качества воды в поверхностных источниках города Кирово-Чепецка как по микробиологическим, так и по санитарно-химическим показателям за последние годы стабильные, соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Выводы:
- существующая система муниципального хозяйственно-питьевого водопровода города Кирово-Чепецка обеспечивает подачу воды на городские нужды;
- водопроводные сети требуют реконструкцию из-за большого процента износа (около 87%);
- для микрорайона Каринторф города Кирово-Чепецка требуется изыскание новых источников водоснабжения;
качество воды в городском водопроводе соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода".
4.1.2. Проектные решения по водоснабжению.
Расходы воды:
Население
Удельные среднесуточные нормы водопотребления приняты в соответствии со СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети".
Таблица-1
Степень благоустройства районов . жилой застройки |
Удельное хозяйственно-питьевое водопотребление на одного жителя среднесуточное (за год), л/сут. |
|
2015 г. |
2030 г. |
|
Застройка зданиями оборудованными внутренним водопроводом, канализацией: | ||
- с централизованным горячим водоснабжением; |
270 |
310 |
тоже с ванными и местными водонагревателями; |
180 |
200 |
- тоже без ванн. |
140 |
160 |
Застройка зданиями с водопользованием из водоразборных колонок |
50 |
- |
Примечание: удельное водопотребление включает расходы воды на хозяйственно-питьевые и бытовые нужды в общественных зданиях (по классификации, принятой в СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения").
Подсчет расходов воды для нужд населения приведен в таблице (Таблица 1. Расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды населения).
Таблица 1
Расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды населения
Степень благоустройства районов жилой застройки |
2015 г. |
2030 г. |
||
Количество населения, тыс. ч. |
Расход воды, тыс. м/сут. |
Количество населения, тыс. ч. |
Расход воды, тыс. куб. м/сут. |
|
Застройка зданиями оборудованными внутренним водопроводом, канализацией: |
|
|
|
|
- с централизованным горячим водоснабжением; |
73,7 |
19,90 |
76,5 |
23,72 |
- тоже с ванными и местными водонагревателями; |
4,2 |
0,76 |
5,2 |
1,04 |
- тоже без ванн. |
2,2 |
0,31 |
3,3 |
0,53 |
Застройка зданиями с водопользованием из водоразборных колонок |
0,8 |
0,04 |
- |
- |
Итого |
80,9 |
21,01 |
85,0 |
25,29 |
Коэффициент суточной неравномерности для определения максимальных расходов принят 1,2. результаты расчетов сведены в таблицу (Таблица 2. Расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды населения в сутки максимального водопотребления).
Таблица 2
Расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды населения в сутки максимального водопотребления
Степень водопотребления |
Расчетный суточный расход воды на хозяйственно-питьевые нужды, тыс. куб. м/сут. |
|
2015 г. |
2030 г. |
|
Средняя |
21,01 |
25,29 |
Максимальная |
25,21 |
30,35 |
Поливка улиц, зеленых насаждений
Удельное среднесуточное за поливочный сезон потребление воды на поливку в расчете на одного жителя принято (согласно СНиП 2.04.02-84*): 2015 г. -50 л/сут.; 2-3- г.- 60 л/сут. Расходы воды на поливку рассчитаны и приведены в табл. 3.
Расходы воды на поливку:
Таблица 3
Расходы воды на поливку
Очередь проектирования |
Расчетные расходы воды на поливку, тыс. м/сут. |
2015 г. |
4,05 |
2030 г. |
5,10 |
Промышленность
Прогнозные потребные расходы воды определены на основании анализа существующего водопотребления предприятий с учетом максимального внедрения оборотных систем водоснабжения и последовательного использования воды и составляют: на 2015 г. - 228,0 тыс. м/сут., 2030 г. - 230,1 тыс. м/сут.
Суммарные суточные расходы воды
Таблица 4
Суточные расходы воды
Наименование потребителя |
Суточные расходы воды, тыс. м/сут. |
|||
2015 г. |
2030 г. |
|||
Средний |
Максимальный |
Средний |
Максимальный |
|
- население |
21,01 |
25,21 |
25,29 |
30,35 |
- промышленность |
7,8 |
7,8 |
8,3 |
8,3 |
- поливка улиц и зеленых насаждений |
4,05 |
4,05 |
5,10 |
5,10 |
- неучтенные расходы (10%) |
2,10 |
2,52 |
2,53 |
3,04 |
Всего |
34,96 |
39,58 |
41,22 |
46,79 |
Источники водоснабжения:
Источниками водоснабжения на территории города Кирово-Чепецка могут быть подземные воды и поверхностные источники.
Подземные воды водоносных комплексов (горизонтов) имеют перспективу для водоснабжения малых и средних потребителей. Для решения вопроса перевода отдельных потребителей на подземные источники водоснабжения необходимо проведение гидрогеологических изысканий с утверждением запасов подземных вод.
Наиболее приемлемым источником водоснабжения является река Чепца. Водоснабжение города Кирово-Чепецка, в том числе микрорайона Каринторф, будет осуществляться из существующего водозабора на левом берегу реки Чепца в юго-восточной части города в городской черте (между кварталами "Боево" и "Утробино"),
Для изыскания резервного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения из подземных вод для города Кирово-Чепецка необходимо проведение гидрогеологических изысканий с утверждением запасов подземных вод.
Выводы:
Максимальные потребные расходы воды для хозяйственно-питьевого использования определены в размере:
- 2015 г. - 39,6 тыс. м/сут,
- 2030 г. - 46,8 тыс. куб. м./сут.
Покрытие данных расходов предусматривается за счет поверхностных вод реки Чепца.
Увеличение проектной мощности очистных сооружений водоснабжения на расчетный период не требуется.
4.1.3. Основные мероприятия по развитию системы водоснабжения:
- реконструкция и развитие существующих водопроводных сетей, включая замену ветхих водопроводных сетей, устаревшего оборудования насосных станций;
- строительство 6,27 км сетей водоснабжения,
- строительство 2,04 км сетей водоснабжения в мкр. Каринторф города Кирово-Чепецка,
- строительство 18,25 км сетей водоснабжения в районы новой застройки,
- реконструкция водопроводных очистных сооружений города Кирово-Чепецка производительностью 40 тыс. куб. м./сутки со строительством системы очистки стоков после промывки фильтров;
- строительство дополнительного резервуара чистой воды на очистных сооружениях водозабора города (ОСВ)
- строительство двух водоводов дюкером через р. Чепца от водозабора города Кирово-Чепецка с прямым подключением к разводящим сетям с закрытием существующей водоочистной станции микрорайона Каринторф города Кирово-Чепецка;
изыскание резервного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для города Кирово-Чепецка;
приведение зон санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения в соответствие с СанПиН 2.1.4.1110-02.
5.1. Система водоотведения.
5.1.1. Существующее положение
На территории города Кирово-Чепецка имеется централизованная хозяйственно-бытовая система водоотведения. Обеспечено централизованной системой водоотведения 95% жилищного фонда города Кирово-Чепецка.
Отведение сточных вод города Кирово-Чепецка на очистные сооружения осуществляется самотеком и посредством семи канализационных насосных станций.
Городские сточные воды поступают на городские канализационные очистные сооружения биологической очистки, находящиеся в северо-западной части города (в городской черте по ул. Парковая). Выпуск очищенных стоков осуществляется в озеро Ивановское.
Отведение сточных вод от микрорайона Каринторф города Кирово-Чепецка осуществляется самотечной сетью на биологические очистные сооружения производительностью 700 куб. м. в сутки. Сброс сточных вод осуществляется одним выпуском за чертой микрорайона в реку Бузарку.
Очистные сооружения канализации города Кирово-Чепецка состоят из 2-х очередей с одинаковыми технологическими схемами очистки проектной производительностью:
Первая очередь - 12 тыс. куб. м/сутки
Вторая очередь - 40 тыс. м/сутки
Очистные сооружения канализации эксплуатируются:
Первая очередь: с 1961 года
Вторая очередь: с 1974 года
Протяженность канализационных сетей и коллекторов на территории города Кирово-Чепецка составляет на 01.01.2010 г. - 143,526 км.
Таблица 1
Поступление стоков в сеть городской канализации
N |
Наименование потребителей |
Расход воды, тыс. куб. м/год |
Расход воды, тыс. куб. м/сут. |
|
1. |
Стоки кварталов жилой застройки |
6681 |
18,3 |
|
2. |
Промышленные стоки и прочих потребителей |
3693 |
10,12 |
|
3. |
Микрорайон-Каринторф |
191,8 |
0,53 |
|
Всего |
10565,8 |
28,95 |
Усадебная застройка в основном не канализована, а оборудована выгребными ямами.
На очистные сооружения города Кирово-Чепецка поступают сточные воды, как от жилой застройки, так и от ряда предприятий города. На бесперебойность приема сточных вод влияют износ главных коллекторов, изношенность оборудования и зданий основных биологической очистки и канализационных насосных станций. В настоящее время на канализационных очистных сооружениях города Кирово-Чепецка система доочистка стоков отсутствует.
Очистные сооружения микрорайона. Каринторф города Кирово-Чепецка были построены в 1988 году. При проектировании очистных сооружений был выбран крайне неблагоприятный в плане инженерно-геологических изысканий участок сильно сыпучие грунты. В результате чего впервые годы наблюдалась значительная деформация и разрушение всех сооружений очистных сооружений канализации. Технологическая схема очистки сточных вод имеет отклонения от проектной (исключена линия доочистки биологически очищенных вод в песчаных фильтрах).
В городе Кирово-Чепецке сложилось напряженное положение с системой хозяйственно-бытовой канализации. Большинство канализационных сетей имеют износ более 78%.
Выводы:
- увеличение проектной мощности очистных сооружений канализации на расчетный период не требуется,
- существующая система канализации не охватывает весь жилищный фонд;
- насосные станции перекачки сточных вод и канализационные коллектора требуют модернизации и реконструкции;
- сооружения биологической очистки в городе Кирово-Чепецке не обеспечивают очистку сточных вод до нормативных требований;
- необходимо дальнейшее развитие системы канализации и реконструкции ряда существующих сооружений.
5.1.2. Проектные решения по водоотведению.
Расходы сточных вод.
Жилая и общественная застройка.
На основании СНиП 2.04.03.85* "Канализация. Наружные сети и сооружения" удельные нормы водоотведения от жилой и общественной застройки соответствуют принятым нормам водопотребления.
Таблица 2
Удельная норма водоотведения от жилой и общественной застройки
Степень благоустройства районов жилой застройки |
Удельное хозяйственно-питьевое водопотребление на одного жителя среднесуточное (за год), л/сут. |
|
2015 г. |
2030 г. |
|
Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом, канализацией: | ||
- с централизованным горячим водоснабжением; |
270 |
310 |
тоже с ванными и местными водонагревателями; |
180 |
200 |
- тоже без ванн. |
140 |
160 |
Застройка зданиями с водопользованием из водоразборных колонок |
25 |
- |
Примечание: В неканализованных районах принимается удельная норма водоотведения на одного жителя 25 л/сут. (за счет сброса в канализацию стоков от коммунально-бытовых предприятий и сливной станции).
Таблица 3
Расходы хозяйственно-бытовых сточных вод от жилой застройки
Степень благоустройства районов жилой застройки |
2015 г. |
2030 г. |
||
Количество населения, тыс. ч. |
Расход воды, тыс. куб. м./сут. |
Количество населения, тыс. ч. |
расход воды, тыс. куб. м./сут. |
|
Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом, |
|
|
|
|
канализацией: |
|
|
|
|
с централизованным горячим водоснабжением; |
73,7 |
19,90 |
76,5 |
23,72 |
- тоже с ванными и местными водонагревателями; |
4,2 |
0,76 |
5,2 |
1,04 |
- тоже без ванн. |
2,2 |
0,31 |
3,3 |
0,53 |
Застройка зданиями с водопользованием из водоразборных колонок |
0,8 |
0,02 |
- |
- |
Итого |
80,9 |
20,99 |
85,0 |
25,29 |
Промышленность.
Прогнозный расход загрязненных сточных вод от промпредприятий, сбрасываемый в городскую канализацию, принят на основе анализа существующего водоотведения и данных ряда крупных предприятий с учетом максимального внедрения оборотных систем водоснабжения и равен: 2015 г. - 10,2 тыс. куб. м./сут.; 2030 г. - 10,5 тыс. куб. м./сут.
Таблица 4
Суммарный расход сточных вод
Наименование |
Суточные расходы стоков, тыс. куб. м./сут. |
|||
2015 г. |
2030 г. |
|||
средний |
максимальный |
средний |
максимальный |
|
- жилая и общественная застройка |
20,99 |
25,19 |
25,29 |
30,35 |
- промышленность |
10,2 |
10,2 |
10,5 |
10,5 |
- неучтенные расходы (5%) |
1,05 |
1,26 |
1,26 |
1,52 |
Итого |
32,24 |
36,65 |
37,05 |
42,37 |
Примечание: В таблице учтены только стоки, поступающие на очистные сооружения города Кирово-Чепецка, в том числе микрорайона Каринторф.
На территории города Кирово-Чепецка предусматривается дальнейшее развитие централизованной системы водоотведения.
По условиям рельефа местности дополнительно к 7 существующим насосным станциям предусматривается построить 3 канализационных насосных станций на первую очередь. Все существующие канализационные насосные станции подлежат реконструкции.
Водоотведение микрорайона Каринторф города Кирово-Чепецка предусматривается осуществлять самотечной сетью на очистные сооружения канализации, расположенные в юго-западном районе микрорайона Каринторф города Кирово-Чепецка.
Из-за большого процента износа канализационных сетей, необходимо произвести их реконструкция.
Производственные сточные воды после предварительной очистки на заводских очистных сооружениях принимаются в городскую канализацию в соответствии с установленными правилами.
Намечается канализование районов новой застройки. Канализование существующей усадебной застройки предлагается на 2030 г. Необходимо отметить, что организация в районах усадебной застройки очистных автономных систем канализации может привести к загрязнению подземных вод, которые в городе Кирово-Чепецке имеют повсеместное распространение и широко используются для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения. В этих районах временно до строительства централизованной канализации рекомендуется оборудование отдельных домовладений биотуалетами заводского изготовления.
Предусматривается реконструкция биологических очистных сооружений города Кирово-Чепецка с заменой системы обеззараживания стоков, а также предусматривается реконструкция биологических очистных сооружений со строительством объектов доочистки сточных вод с водопонижением иловых площадок и восстановлением двух иловых карт со стороны аэротенков. На канализационных насосных станциях и канализационных сетях предусматривается реконструкция.
В городе Кирово-Чепецке предусматривается прокладка напорного коллектора D 426 L -1159 п.м., 1183 п.м. от КНС-10 до камеры гашения.
В целях обеспечения охраны водоемов от загрязнения, существующие аварийные выпуски неочищенных сточных вод ликвидируются.
5.1.3. Основные мероприятия по развитию системы водоотведения :
- реконструкция и развитие существующих систем водоотведения, включая замену ветхих канализационных сетей, устаревшего оборудования насосных станций,
- строительство 7,67 км системы водоотведения,
- строительство 2,26 км системы водоотведения в мкр. Каринторф города Кирово-Чепецка,
- строительство 9,33 км системы водоотведения в районы новой застройки,
- прокладка напорного канализационного коллектора от КНС-10 до камеры гашения,
- замена канализационного коллектора от КНС-7 до камеры гашения,
- реконструкция и капитальный ремонт 2-й очереди очистных сооружений канализации со строительством системы доочистки стоков,
- реконструкция очистных сооружений со строительством объектов доочистки сточных вод в мкр. Каринторф города Кирово-Чепецка,
- строительство 3-х канализационных насосных станций и 3-х канализационных камер гашения в районах новой застройки в южной части города,
- реконструкция 7-ми существующих канализационных насосных станций.
6.1. Система электроснабжения.
6.1.1. Существующее положение
Электроснабжение города Кирово-Чепецка осуществляется от Кировской энергосистемы.
Электроснабжение города Кирово-Чепецка в нормальном режиме производится по 3-м головным подстанциям "Кирово-Чепецкая" 35/6 кВ с двумя трансформаторами по 10 MB А каждый, "Чепца" 110/10 кВ с двумя трансформаторами по 16 MB А каждый и "Кристалл" 110/10 кВ с двумя трансформаторами по 40 MB А каждый через распределительные сети 6,10/0,4 кВ ОАО "Коммунэнерго".
При аварийных режимах используется схема электроснабжения 10 кВ от подстанции "Поселковая" 35/10 кВ и 6 кВ через распределительные сети 6 кВ КЧХК.
Электропотребление города Кирово-Чепецка по электрическим сетям ОАО "Коммунэнерго" за 2009 г. составило 136,6 млн. кВтч, в том числе населению отпущено 48,6 млн. кВтч, предприятиям и организациям 81,0 млн. кВтч.
Максимальная электрическая нагрузка сетей ОАО "Коммунэнерго" в 2009 г. по городу Кирово-Чепецку составила 25,3 МВт.
Основными проблемами электроснабжения города Кирово-Чепецка являются:
- выработавшее свой ресурс оборудование на подстанции "Кирово- Чепецкая";
- дефицит мощности на подстанции "Кирово-Чепецкая";
- износ распределительных сетей;
- наличие бесхозяйных сетей;
- наличие ведомственных и частных трансформаторных подстанций и распределительных сетей.
6.1.2 Проектные решения
Согласно нормативам, укрупненный показатель- расхода электроэнергии коммунально-бытовых потребителей принят на 2030 г. для города с газовыми плитами - 2170 кВтч/чел в год, годовое число часов использования максимума электрической нагрузки - 5300. При этом укрупненный показатель удельной расчетной коммунально-бытовой нагрузки составляет в среднем по городу - 0,41 кВт/чел.
Указанные нормы коммунально-бытового потребления на 2015 г. очередь строительства составляют соответственно 1090 кВтч/чел в год, 4360 часов и 0,2 кВт/чел.
Таблица 1
Электрические нагрузки жилищно-коммунального сектора
Этап |
Население, тыс. чел |
Годовое электропотреблении млн. кВтч |
Максимальная электрическая нагрузка, МВт |
2015 г. |
80,9 |
90,2 |
17,1 |
2030 г. |
85,0 |
184,5 |
34,9 |
Таблица 2
Максимальная электрическая нагрузка г. Кирово-Чепецк с учетом промышленности и других потребителей
Наименование |
Электрическая нагрузка, МВт |
|
2015 г. |
2030 г. |
|
Жилищно-коммунальный сектор |
17,1 |
34,9 |
Промышленность и прочие потребители |
20 |
25 |
Итого (окр.) |
37,0 |
60,0 |
То же с учетом коэффициента одновременности (0,85), (окр.) |
31,5 |
51,0 |
Рост электрических нагрузок обусловлен необходимостью создания комфортных условий для проживания населения, развития сельскохозяйственного производства, промышленности и строительства.
Покрытие электрических нагрузок города предусматривается от существующих подстанций с учетом их реконструкции.
Необходима реконструкция трансформаторных подстанций, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и изношенных сетей 6/0,4 и 10/0,4 кВ. Рекомендуется замена воздушных линий электропередач 6кВ и 10 кВ на кабельные.
При развитии города необходимо будет строительство новых трансформаторных подстанций.
Для увеличения надежности электроснабжения потребителей рекомендуется закольцовка тупиковых участков существующей и проектируемой, при строительстве новых трансформаторных подстанций, схем электроснабжения.
6.1.3. Основные мероприятия по развитию электроснабжения:
- увеличение мощности трансформаторов подстанции "Чепца" с 16 МВА до 25 МВА каждый,
- реконструкция подстанции "Кирово-Чепецкая" (замена трансформаторов 2x10 МВА на 2x25 МВА)
- замена и перевод распределительных сетей 6кВ на 10 кВ,
- замена изношенных распределительных сетей 10 кВ подстанции "Чепца"
- замена и перевод распределительных сетей 3 кВ на 10 кВ,
- строительство новых трансформаторных подстанций для районов нового жилищного строительства.
7.1. Система теплоснабжения.
7.1.1. Существующее положение
Теплоснабжение города Кирово-Чепецка централизованное. В настоящее время теплоснабжение города осуществляется от ОСП "Кировская ТЭЦ-3" ОАО "ТГК-5" .
Основным звеном в процессе передачи тепловой энергии от источника к конечным потребителям является система тепловых сетей. Прокладка тепловых сетей, в основном, подземная.
К системе централизованного теплоснабжения подключены 95% потребителей города.
Таблица-1
Характеристика источника теплоснабжения
Наименование объекта |
Установленная мощность |
Энергетические котлы |
Турбогенераторы |
пвк |
||||
электрич., МВт |
тепловая, Гкал/ч |
Тип (марка) |
топливо |
Паровые турбины |
Генераторы |
Марка |
||
Всего |
Турбин |
|||||||
Кировская ТЭЦ-3 |
160 |
813 |
413 |
ТП-170-1 |
газ, торф, уголь, мазут |
ПТ-25-90 -10/2,5 |
Т2-25-2 |
КВГМ-100 |
ТП-170-1 |
Т-25-90 |
Т2-25-2 |
КВГМ-100 |
|||||
ТП-170-1 |
Т-27-90 |
ТГВ-25 |
КВГМ-100 |
|||||
ТП-170-1 |
Т-53-90 |
ТВ-50-2 |
квгм-100 |
|||||
ПК-14-2 |
ПТ-30-90-10/2,5 |
твс-зо |
|
|||||
ПК-14-2 |
|
|
|
|||||
|
|
|
||||||
ПК-14-2 |
Потребителями тепловой энергии являются:
- потребители в жилищно-коммунальном секторе;
- промышленные предприятия;
- прочие потребители.
Основными проблемами теплоснабжения являются:
- высокая степень износа теплофикационного оборудования;
- высокая степень износа теплотрасс.
- недостаточное количество магистральных теплотрасс.
7.1.2. Проектные решения
Теплоснабжение города Кирово-Чепецка для общественных зданий и жилой застройки предусматривается централизованным, от существующего источника теплоснабжения.
Расход тепла на жилищно-коммунальные нужды определен в соответствии со СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", исходя из численности населения и величины общей площади жилых зданий.
Расчеты произведены для расчетной температуры наружного воздуха на отопление Т=-33°С (согласно СНиП 23.01.99 "Строительная климатология").
Согласно СНиП 2.04.07-86 (п. 2.4, прил. 2):
Укрупненный показатель максимального теплового потока на отопление жилых зданий принят (Вт/м общей площади) в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Застройка |
ИЖС |
1 - 3 этажа |
4 - 5 и более этажей |
Существующая |
232,4 |
140 |
94 |
Новая |
178,8 |
102,2 |
87 |
Таблица-2
Расчетные тепловые нагрузки жилищно-коммунального сектора г. Кирово-Чепецка
|
Ед. изм. |
2015 г. |
2030 г. |
Численность населения |
тыс. чел. |
80,9 |
85,0 |
Общая площадь жилых зданий |
тыс. кв. м. |
1738,6 |
1955,8 |
в том числе: |
|
|
|
существующих |
тыс. кв. м. |
1655,0 |
1403,0 |
ИЖС |
тыс. кв. м. |
43,9 |
30,0 |
2 - 3 этажные |
тыс. кв. м. |
129,9 |
110,0 |
4 и более этажей |
2 * ТЫС. М |
1481,2 |
1263,0 |
новых |
тыс. кв. м. |
83,6 |
552,8 |
ИЖС |
тыс. кв. м. |
19,8 |
99,5 |
2 - 3 этажные |
тыс. кв. м. |
17,3 |
77,4 |
4 и более этажей |
тыс. кв. м. |
46,5 |
375,9 |
Максимальный тепловой поток окр. |
МВт |
302,3 |
341,4 |
Максимальный тепловой поток окр. |
Гкал/час |
260,0 |
293,6 |
Отопление жилых зданий |
МВт |
166,8 |
192,5 |
в том числе: |
|
|
|
существующих |
МВт |
157,4 |
134,1 |
ИЖС |
МВт |
10,2 |
7,0 |
2 - 4 этажные |
МВт |
18,2 |
15,4 |
5 и более этажей |
МВт |
139,2 |
118,7 |
новых |
МВт |
9,4 |
58,4 |
ИЖС |
МВт |
3,5 |
17,8 |
2 - 4 этажные |
МВт |
1,8 |
7,9 |
5 и более этажей |
МВт |
4,0 |
32,7 |
Отопление общественной |
МВт |
41,7 |
48,1 |
застройки |
|
|
|
Вентиляция общественной застройки |
МВт |
20,8 |
24,1 |
Горячее водоснабжение |
МВт |
73,0 |
76,7 |
в т.ч. на ИЖС |
МВт |
2,3 |
3,9 |
Тепловые нагрузки жилищно-коммунального сектора г. Кирово-Чепецка на 2030 г. составят 341,4 Гкал/час, на 2015 г. - 302,3 Гкал/час, из них тепловые нагрузки ИЖС составят на 2030 г. - 24,6 Гкал/час, на 2015 г. - 13,8 Гкал/час.
Для устойчивого теплоснабжения жилищно-коммунального сектора необходимо увеличение мощности источника теплоснабжение до 500 Гкал/час, а также введение нового источника, для теплоснабжения удаленной застройки и использования в качестве резервного в случае аварии на основном источнике. Необходимая мощность нового источника составляет 100 Гкал/час на 2015 г. и 200 Гкал/час на 2030 г.
Необходимо строительство магистральных теплосетей для теплоснабжения новых микрорайонов города.
Замену изношенных и строительство новых теплотрасс следует вести с применением пенополиуретановой изоляции.
Необходимым условием энергосберегающей политики является замена устаревшего энергетического оборудования, перекладка изношенных тепловых сетей, и таким образом сокращение потерь энергии. При строительстве жилья необходимо применять теплосберегающие технологии и материалы. Необходимо внедрять приборы учета расхода тепловой энергии потребителями и регулирование подачи тепла.
Для теплоснабжения индивидуального жилищного фонда предлагается использовать индивидуальные тепловые агрегаты на газовом топливе. Для теплоснабжения удаленных от магистральных теплотрасс объектов общественной застройки предлагается использовать маломощные модульные котельные.
7.1.3. Основные мероприятия по развитию систем теплоснабжения.
Первая очередь:
- закольцовка участка магистральной теплосети от ул. Производственной до существующей теплосети, расположенной на повороте к кварталу "Цепели",
- реконструкция магистральной теплосети от Кировской ТЭЦ-3 в жилую застройку города с заменой труб диаметра 700 мм на 1000 мм.
На 2015 г.:
Реконструкция "Кировской ТЭЦ-3" с увеличением мощности до 520 Гкал,
Строительство магистральных теплосетей от новой котельной и закольцовка их с магистральными теплосетями города.
Строительство магистральных тепловых сетей для теплоснабжения новых южных микрорайонов:10, 12/1, 12/2, 13.
На 2020 г.:
Строительство котельной в южной части города, установленной мощностью 100 Гкал/час.
На 2030 г.:
Увеличение мощности новой котельной до 200 Гкал/час.
8.1. Система газоснабжения.
8.1.1. Существующее положение
В настоящее время газоснабжение города Кирово-Чепецка осуществляется природным и сжиженным газом. Газоснабжение города Кирово-Чепецка осуществляется с ГРС-3, газоснабжение микрорайона Каринторф осуществляется с ГРС-9. Схема газоснабжения трех ступенчатая: газ высокого давления подается с ГРС на головной ГРП где давление понижается до среднего, по газопроводам среднего давления газ поступает на ГРП микрорайонов, с которых по газопроводам низкого давления подается потребителям.
Реализация природного газа населением города Кирово-Чепецка за 2009 год составила 9,826 млн. куб. м./год. Реализация сжиженного газа за 2009 год составила 54,2 тонн. Протяженность газопроводной сети по городу Кирово-Чепецку -137,09 км, в том числе высокого давления - 16,22 км, среднего - 22,48 км, низкого -98,39 км. В городе газифицировано 33556 квартир.
Уровень газификации по городу по состоянию на 01.07.2008 составляет 90,8%.
8.1.2. Проектные решения.
Удельное коммунально-бытовое газопотребление города на перспективу составит 250 нм /год для потребителей индивидуального' и 100 нм многоэтажного жилищного фонда.
Таблица-3
Расход природного газа
Расход газа на: |
Численность населения, тыс. чел. |
Расход газа, млн. куб. м. |
|||
2015 г. |
2030 г. |
2015 г. |
2030 г. |
||
пищеприготовление и коммунально-бытовые нужды |
индивидуальный жилой фонд |
3,8 |
10,2 |
1,0 |
2,6 |
многоэтажный фонд |
77,1 |
74,8 |
7,8 |
7,5 |
|
отопление ИЖС |
- |
- |
10,9 |
14,2 |
|
Всего (окр.): |
27,0 |
30,0 |
19,7 |
24,3 |
Потребление природного газа по городу с учетом отопления районов индивидуального жилищного строительства индивидуальными котлами на газовом топливе на 2015 г. составит 19,7 млн. нкуб. м., на 2030 г. - 24,3 млн. нкуб. м.
8.1.3. Основные мероприятия по развитию газоснабжения :
- строительство газопроводов среднего давления для газоснабжения новой застройки со строительством 17 ГРП
9.1. Организация и очистка поверхностного стока (ливневая канализация).
9.1.1. Существующее положение
На 01.01.2009 г на территории города Кирово-Чепецка существует сеть ливневой канализации (центральная часть города), протяженность которой приблизительно составляет 57 км.
Существующая ливневая канализация представляет собой разветвленную сеть закрытых водостоков, представленных как дождевыми, так и дренажными коллекторами.
Схема водоотведения - раздельная. Сброс поверхностных стоков происходит без очистки в 8 выпусков, расположенных в районе улиц Речная, Терещенко, Вятская Набережная, болота городского парка, узкоколейной железной дороги. Приблизительный износ сетей ливневой канализации составляет 60%. Обеспеченность магистральной улично-дорожной сети организованным водоотводом поверхностных стоков составляет более 60%.
Исходя из вышеизложенного, необходимо проведение реконструкции существующей сети ливневой канализации, строительство новых коллекторов, а также сооружений по очистке поверхностных сточных вод.
9.1.2. Проектные предложения
Своевременное организованное отведение поверхностных сточных вод (дождевых, талых, поливомоечных) способствует обеспечению надлежащих санитарно-гигиенических условий для эксплуатации городских территорий, наземных и подземных сооружений.
Организация поверхностного стока в комплексе с вертикальной планировкой территории является одним из основных мероприятий по инженерной подготовке территории.
Отведение поверхностных сточных вод с территорий застройки не обеспеченных ливневой канализацией предусматривается путем устройства смешанной системы водоотведения, которая включает в себя как сеть открытых лотков (кюветов), так и закрытых коллекторов.
Закрытые водостоки предусмотреть в районах капитальной и коттеджной застройки, а также на территории промышленных и коммунально-складских зон.
Расположение водостоков принять с учетом того, что длина свободного пробега воды по лотку проезжей части улиц от водораздела до первого водоприемного колодца при продольном уклоне до 0,005 равна 150 м, при уклоне более 0,005 - 300 м. Средний диаметр закрытых водостоков принимается 500 мм. Начальная глубина заложения закрытых водостоков принимается не менее 2,0 м в суглинках и 1,7 м в песках, что обусловлено глубиной промерзания данных грунтов.
В районах индивидуальной застройки, а также на территории зеленых зон предусмотреть открытые водостоки. В качестве открытых водостоков принять кюветы трапецеидального сечения и лотки. Ширина по дну - 0,5 м, глубина - 0,6 - 1,0 м, заложение откосов 1:2. Крепление откосов предусматривается одерновкой.
Открытые водостоки будут выполнять функцию дрен. На участках территории с уклонами более 0,03 во избежание размыва проектируется устройство бетонных лотков прямоугольного сечения. Ширина лотков 0,4 - 0,6 м, глубина - 0,6 м.
Трассировка водоотводящей сети производилась с учетом бассейнов стока. Преимущественно водоотвод предусматривается самотеком. Вместе с тем, необходимо 3 напорных участка ливневой канализации.
Водоприемниками поверхностных вод являются реки Вятка, Чепца и Елховка.
По требованиям, предъявляемым в настоящее время к использованию и охране поверхностных вод, все стоки перед выпуском в водоем должны подвергаться очистке на специальных сооружениях по очистке поверхностных сточных вод.
Для распределения и направления дождевого стока на очистные сооружения должны быть предусмотрены распределительные камеры на водостоках. Распределение стоков должно проводиться с учетом того, что очистные сооружения будут принимать наиболее загрязненную часть поверхностного стока, при этом очистке должно подвергаться не менее 70% годового объема поверхностного стока. При этом на очистные сооружения направляется первая, наиболее загрязненная часть стоков. Пиковые расходы, относящиеся к наиболее интенсивной части дождя и наибольшему стоку талых вод, через распределительные камеры сбрасываются без очистки.
Тип очистных сооружений - секционные закрытого типа с возможностью наращивания мощности за счет увеличения числа секций, при малых расходах кассетные. Целесообразность очистных сооружений закрытого типа заключается в том, что СЗЗ сокращается до 50 м, что немаловажно в условиях дефицита территориальных ресурсов.
В состав очистных сооружений могут входить следующие модули -горизонтальные отстойники, кассетные съемные фильтры с синтетическим заполнителем (1 ступень), площадной песчано-гравийный фильтр (2 ступень) и пр.
Всего предусматривается строительство шести очистных сооружений ливневой канализации. Из них четверо очистных сооружения ливневой канализации городского значения и одни локальных очистных сооружений (колодец-отстойник). Так же поверхностные сточные воды микрорайона Каринторф планируется, отводится на городские канализационные очистные сооружения.
Очищенные до нормативно чистых стоки, возможно, использовать для промышленно-технических целей, полива зеленых насаждений.
Гидравлические расчеты очистных сооружений, которые включают определение расчетных расходов загрязненной части стока дождевых и талых вод, уточнение границ водосборных площадей, расчетные концентрации загрязнений поверхностных вод, определение степени очистки стоков, должны выполняться отдельной организацией на стадии специального проекта.
Правильно организованная система водоотведения поверхностного стока, дополненная при необходимости локальными дренажами, позволит не допустить подтопления территории, будет способствовать организованному водоотводу поверхностных стоков с проезжих частей, внутриквартальных площадей.
9.1.3. Основные мероприятия по развитию систем очистки поверхностных стоков ( ливневой канализации):
Первая очередь:
- строительство 1,2 км закрытых водостоков ливневой канализации,
- строительство 1,6 км закрытых водостоков ливневой канализации в мкр. Каринторф города Кирово-Чепецка,
- строительство 0,4 км напорных коллекторов ливневой канализации,
- строительство 4-х очистных сооружений ливневой канализации,
На расчетный срок:
- строительство 15,8 км закрытых водостоков ливневой канализации,
- строительство 0,84 км закрытых водостоков ливневой канализации в мкр. Каринторф города Кирово-Чепецка,
- строительство 0,2 км открытых водостоков ливневой канализации,
- строительство 2,8 км открытых водостоков ливневой канализации в мкр. Каринторф города Кирово-Чепецка,
- строительство 1,2 км напорных коллекторов ливневой канализации,
- строительство 2-х насосных станций ливневой канализации и 2-х камер гашения ливневой канализации,
- строительство очистных сооружений ливневой канализации (берег старицы р. Вятка) и локальных очистных сооружений ливневой канализации (берег р. Елховка).
10.1. Санитарная очистка территории, утилизация ТБО.
10.1.1. Существующее положение.
Твердые бытовые отходы города Кирово-Чепецка вывозятся на полигон (усовершенствованную свалку) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) города Кирово-Чепецка (далее-городской полигон), который построен в соответствии с "Проектом санитарной очистки города N 78-04163", выполненным Ленинградским проектным институтом в 1978 году. Земельный участок площадью 14,86 га отведен 30.12.1975 года, пусковой комплекс полигона ТБО принят в эксплуатацию 12.04.1989 года.
Городской полигон расположен в лесном массиве (Чепецкое лесничество Кирово-Чепецкого лесхоза) в 10 км от города. Фактическое расстояние от городского полигона до ближайших жилых домов (пос. Перекоп) составляет около 1 км. Расстояние до реки Вятки - 3 км. Ближайшим водоемом является р. Волошка, расстояние до которой более 1 км.
Городской полигон находится за границей водоохранной зоны р. Вятка и вне зоны затопления 1% обеспеченности.
Фактическое количество ТБО в уплотненном состоянии, которое может вместить городской полигон, составляет 188000 куб. м. (150400 тн). Общий расчетный срок эксплуатации городского полигона ТБО - 20 лет. На 01.01.2010 г. на городском полигоне захоронено 195617 тн ТБО. На 01.01.2011 года ожидаемый объем размещенных отходов составит 228000 тн.
На сегодняшний день срок эксплуатации полигона истек.
Вывоз ТБО от населения и предприятий микрорайона Каринторф города Кирово-Чепецка осуществляется на несанкционированную свалку, расположенную в микрорайоне Каринторф города Кирово-Чепецка. На строительство свалки в мкр. Каринторф разработан проект.
Существующая система сбора и вывоза твердых бытовых отходов в городе Кирово-Чепецке - планово-регулярная, контейнерного типа и по заявкам. Обезвреживание ТБО производится методом захоронения на городском полигоне.
10.1.2. Проектные решения.
Очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, обеспечивающих экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и охрану окружающей среды.
Необходима разработка генеральной схемы очистки - проекта, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.
Согласно статистическим данным численность населения города Кирово-Чепецка на 01.01.2010 г. составила 82,958 тыс. человек.
С учетом прогнозируемого успешного развития экономики и достижения средних темпов экономического роста и в соответствии с предложениями Генерального плана ожидается понижение уровня численности населения к 2015 году до 80,9 тыс. чел, стабилизация, а затем рост численности населения к 2030 году - до 85,0 тыс. чел.
Показатели |
Существующее положение |
2015 г. |
2030 г. |
Численность населения (тыс. человек)* |
82,958 |
80,9 |
85,0 |
Норма накопления ТБО на 1 человека, кг/год |
225 |
205 |
270 |
Количество отходов, тыс. т/год |
18,9 |
16,4 |
23,0 |
Норма накопления отходов на 1 человека, м/год |
1,65 |
1,8 |
2,6 |
Объем отходов, тыс. м/год |
181,2 |
162,0 |
221,0 |
объем отходов, подлежащих захоронению на полигоне с учетом сортировки и отбором утильной фракции, в уплотненном состоянии (тыс. куб. м.) |
- |
18,0 |
22,0 |
_____________________________
* Численность населения является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта обезвреживания.
По оценкам экспертов, более 60% бытовых отходов - это потенциальное вторичное сырье, которое можно переработать и с выгодой реализовать. Еще около 30% - это органические отходы, которые можно превратить в компост.
Твердые бытовые отходы - это богатый источник вторичных ресурсов (в том числе черных, цветных, редких и рассеянных металлов), а также "бесплатный" энергоноситель, так как бытовой мусор - возобновляемое углеродсодержащее энергетическое сырье для топливной энергетики. Однако для любого города и населенного пункта проблема удаления или обезвреживания всегда является в первую очередь проблемой экологической. Весьма важно, чтобы процессы утилизации бытовых отходов не нарушали экологическую безопасность, а также условия жизни населения в целом.
В настоящее время существует ряд способов хранения и переработки твердых бытовых отходов, а именно: предварительная сортировка, сжигание, биотермическое компостирование и др. Для города Кирово-Чепецка наиболее оптимальным вариантом послужит строительство линии или мусороперерабатывающего мини-завода с сортировкой утильной фракции.
10.1.3. Основные мероприятия по развитию объектов по утилизации ТБО:
- разработка проекта по расширению площади существующего городского полигона ТБО,
- строительство на базе городского полигона на расчетный срок линии (или мини-завода) по сортировке утильной фракции и переработке вторичного сырья,
- внедрение усовершенствованных методов захоронения не утилизируемой части отходов (уплотнение и брикетирование), что послужит увеличению сроков эксплуатации полигона ТБО,
- рекультивация отработанного золоотвала "Кировской ТЭЦ-3",
- расположенного выше ул. Лесной (площадью - 61 га) (1 очередь).
- рекультивации отработанного золоотвала "Кировской ТЭЦ-3",
- расположенного ниже ул. Лесной (площадью - 26,8 га) (расчетный срок).
- закрытие полигона глубинной закачки промышленных сточных вод.
- закрытие и рекультивация полигона токсичных отходов на территории ООО "Завод полимеров КЧХК",
- строительство свалки в мкр. Каринторф города Кирово-Чепецка. 5. Перспектива нового жилищного строительства в городе Кирово-Чепецке.
В настоящее время общая площадь жилищного фонда города Кирово-Чепецка составляет 1774,5 тыс. кв. м., что в пересчете на душу населения при численности 82,96 тыс. чел. (по состоянию на 01.01.2010 г.) составляет 21,3 кв. метров на чел.
С улучшением экономической обстановки и повышением доходов населения введение ипотечного кредитования жилищного строительства будет являться стимулирующим фактором для приобретения жилья и закрепления населения в городе.
Основные цели решения жилищной проблемы - улучшение качества жизни, качества жилой среды населения, что в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность города Кирово-Чепецка и позволит закрепить молодые кадры в городе.
Расчет необходимых объемов нового жилищного строительства исходит из того, что уровень благосостояния населения будет повышаться, платежеспособный спрос на жилье увеличиваться и жилищная проблема в пределах расчетного срока будет решена.
Таблица
Расчет
потребных территорий для нового жилищного строительства на 2015 год
2015 |
Этажность |
При плотности |
От общей суммы нового жилищного строительства |
Новое строительство |
Площадь |
|
Кв. м на га |
% |
тыс. кв. м. |
Га |
|||
многоэт. |
6 - 10 эт. |
7500 |
44,9% |
37,5 |
5,0 |
|
средне. |
4 - 5 эт. |
4500 |
10,8% |
9,0 |
2,0 |
|
малоэт. |
2 - 3 эт. |
3500 |
6,3% |
5,3 |
1,5 |
|
блокир. |
2 - 3 эт. |
4000 |
14,4% |
12,0 |
3,0 |
|
индив. |
1 - 2 эт. |
1200 |
23,7% |
19,8 |
16,5 |
|
Итого |
|
2980 |
100,0% |
83,6 |
28,0 |
Таблица
Расчет
потребных территорий для нового жилищного строительства на 2030 год
2030 |
Этажность |
При плотности |
От общей суммы нового жилищного строительства |
Новое строительство |
Площадь |
|
кв. м на га |
% |
тыс. кв. м. |
Га |
|||
Многоэт. |
6 - 10 эт. |
8000 |
38% |
210,1 |
26,3 |
|
Средне. |
4 - 5 эт. |
6200 |
30,0% |
165,8 |
26,7 |
|
Малоэт. |
2 - 3 эт. |
3200 |
6,0% |
33,2 |
10,4 |
|
Блокир. |
2 - 3 эт. |
4000 |
8,0% |
.44,2 |
76,5 |
|
индив. |
1 - 2эт. |
1300 |
18,0% |
99,5 |
76,5 |
|
Итого |
|
3662 |
100% |
552,8 |
151,0 |
В соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования Кировской области социальный норматив жилищной обеспеченности составляет:
на первую очередь строительства - 20 кв. м. общей площади/человека;
на расчетный срок - 23 кв. м. общей площади/человека.
В настоящее время средний уровень жилищной обеспеченности по г. Кирово-Чепецку составляет 21,3 кв. м на человека, поэтому на срок 2015 г. предлагается достижение показателя 21,5 кв. м на человека. Для достижения к 2015 году показателя в 21,5 кв. м на человека необходимо построить 83,3 тыс. кв. м. нового жилья (при существующем сохраняемом старом 1655,0 тыс. кв. м).
Для достижения к 2030 году показателя в 23,0 кв. м на человека необходимо построить (включая новый жилищный фонд, построенный к сроку первой очереди) -552,8 тыс. кв. м. нового жилья (при существующем сохраняемом старом 1403 тыс. кв. м.).
Развитие объектов инженерной инфраструктуры города связано со строительством новых жилых микрорайонов 15,23 первой очереди и 10, 12/1, 12/2, 13 на расчетный срок.
5. Система программных мероприятий
Организационные мероприятия Программы
|
Мероприятия |
Ответственный |
1. |
Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры города Кирово-Чепецка |
Администрация города |
2. |
Разработка инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры города Кирово-Чепецка |
Организации коммунального комплекса |
3. |
Утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, установление надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение |
Кирово-Чепецкая городская Дума |
4. |
Заключение договоров между администрацией города и организациями коммунального хозяйства, в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющих условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса |
Администрация города, организации коммунального хозяйства |
#6. |
Мониторинг выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры |
Администрация города |
9. |
Публикация информации о тарифах и надбавках, инвестиционных программах организаций коммунального комплекса и результатах мониторинга их выполнения |
Администрация города |
6. Механизм реализации Программы
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого администрацией города и разрабатываемого в соответствии с Программой.
Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной Программы, производятся организацией коммунального комплекса.
Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в администрацию города и подлежат рассмотрению на комиссии по инвестиционной политике при администрации города в соответствии с установленным регламентом работы данной комиссии для проверки соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.
Финансовые потребности организаций коммунального комплекса, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей города Кирово-Чепецка, а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения города Кирово-Чепецка.
В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту предоставленной инвестиционной программы или несоответствия проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку администрация города вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
При соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее разработку и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей администрация города подготавливает предложения о размере надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и соответствующей надбавке к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса с учетом анализа доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, а также предложения о размерах тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение.
При вынесении администрацией города решения о недоступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса администрация города подготавливает предложения по изменению условий технического задания, на основании которого разрабатывается инвестиционная программа организации коммунального комплекса.
При вынесении администрацией города решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса администрация города направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты в Кирово-Чепецкую городскую Думу.
Кирово-Чепецкая городская Дума в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей, надбавку к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
После установления всех указанных тарифов и надбавок администрация города заключает с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса и сроки ее реализации могут быть пересмотрены Кирово-Чепецкой городской Думой по предложению организации коммунального комплекса, администрации города или по собственной инициативе:
1) если по результатам мониторинга выполнения инвестиционной программы организации коммунального комплекса будет установлено, что рентабельность деятельности этой организации значительно выше или значительно ниже уровня рентабельности, рассчитанного при утверждении данной инвестиционной программы;
2) в случаях объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), и невозможности пересмотра надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) тарифа организации коммунального комплекса на подключение.
7. Управление реализацией Программы и контроль за ее выполнением
Администрация города. в лице управления жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивает реализацию Программы, в том числе:
- выполнение организационных мероприятий Программы;
- осуществление методических и информационных мероприятий. Исполнители Программы (организации коммунального комплекса города
Кирово-Чепецка, проектные, подрядные и иные организации) осуществляют реализацию мероприятий Программы.
Администрация города, в лице управления жилищно-коммунального хозяйства, управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов, координирует работу исполнителей, несет ответственность за достижение целей Программы, в установленном порядке обеспечивает предоставление информации о ходе реализации Программы. Для осуществления финансового, статистического, информационного анализа она имеет право запрашивать любую информацию в рамках осуществления своих полномочий у всех участников Программы.
Мониторинг и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города, в лице управления жилищно-коммунального хозяйства, управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов.
Реализация Программы освещается в средствах массовой информации.
Организация управления и контроль являются важнейшими элементами выполнения Программы. Данный процесс должен быть сквозным и обеспечиваться информацией по сопоставимым критериям для оценки хода, осуществления программных мероприятий.
Индикаторы по мониторингу реализации Программы:
- ввод жилищного строительства (тыс. кв. м);
- количество земельных участков для жилищного строительства, обеспеченных коммунальной инфраструктурой (ед.);
- количество подготовленных технических заданий для разработки инвестиционных программ (шт.);
- количество разработанных и утвержденных инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (шт.).
Система организации контроля за исполнением Программы: руководитель Программы - заместитель главы администрации города по городскому хозяйству.
Исполнители основных мероприятий: ОАО "Кировэнерго", ОАО "Кировская теплоснабжающая компания", МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка, МУП "Коммунальное хозяйство" города Кирово-Чепецка, ОАО "Кировкоммунэнерго" (по согласованию).
Контроль за реализацией Программы осуществляют руководитель Программы, управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов и управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кирово-Чепецка.
Основными задачами управления реализацией Программы являются:
- обеспечение скоординированной реализации Программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм в соответствии с приоритетами социально-экономического развития города;
- привлечение инвесторов для реализации привлекательных инвестиционных проектов;
- разработка и реализация механизмов, обеспечивающих минимизацию времени и средств на получение разрешений, согласований, экспертных заключений и на принятие необходимых решений различными органами и структурами исполнительной власти при реализации инвестиционных проектов.
Мониторинг выполнения инвестиционных программ организацией коммунального комплекса проводится администрацией города в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и своевременного принятия решений о развитии систем коммунальной инфраструктуры. Мониторинг включает в себя сбор и анализ информации о выполнении показателей, установленных инвестиционными программами организаций коммунального комплекса, а также анализ информации о состоянии и развитии соответствующих систем коммунальной инфраструктуры.
Мониторинг выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса проводится в соответствии с методикой проведения указанного мониторинга, содержащей перечень экономических и иных показателей, применяемых администрацией города для анализа выполнения инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
Модернизация и обновление коммунальной инфраструктуры города Кирово-Чепецка, снижение эксплуатационных затрат, устранение причин возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизнедеятельности человека, улучшение экологического состояния городской окружающей среды.
Развитие системы электрических сетей:
- обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией городской инфраструктуры;
- увеличение мощности электрических подстанций;
- обеспечение электрической энергией объектов нового строительства. Развитие системы теплоснабжения:
- повышение надежности и качества теплоснабжения;
- обеспечение подключения дополнительных нагрузок при строительстве новых жилых домов;
- снижение износа тепловых сетей;
- увеличение тепловой мощности;
- улучшение экологической обстановки в зоне действия котельных. Развитие системы водоснабжения и водоотведения;
- повышение надежности водоснабжения и водоотведения;
- повышение экологической безопасности в городе;
- обеспечение соответствия параметров качества питьевой воды на станциях водоочистки установленным нормам СанПиН;
- снижение уровня потерь воды;
- сокращение эксплуатационных расходов на единицу продукции;
- обеспечение запаса мощности сооружений водоподготовки. Развитие системы ливневой канализации:
- повышение экологической безопасности в городе, снижение антропогенного воздействия на водные ресурсы;
- исключение перегрузки системы фекальной канализации;
- создание условий для увеличения срока службы дорог. Утилизация твердых бытовых отходов:
- улучшение санитарного состояния городских территорий;
- стабилизация и последующее уменьшение образования бытовых и промышленных отходов на территории города;
- улучшение экологического состояния города Кирово-Чепецка;
- обеспечение надлежащего сбора и утилизации биологических отходов. Развитие системы коммунальной инфраструктуры позволит обеспечить развитие жилищного строительства в городе и создание благоприятной среды обитания в городе Кирово-Чепецке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными целями Программы являются:
- развитие систем инженерной инфраструктуры на территории города Кирово-Чепецка и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов от населения, организаций и предприятий города;
- повышение качества производимых для потребителей города товаров (оказываемых услуг) организациями коммунального комплекса;
- улучшение экологической ситуации на территории города.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие жилищного и промышленного строительства;
- строительство и модернизация системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов.
Срок реализации Программы - 2011 - 2015 годы и на период до 2030 года.
В результате реализации Программы ожидается модернизация коммунальной инфраструктуры города, снижение эксплуатационных затрат, устранение причин возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизнедеятельности человека, улучшение экологического состояния городской окружающей среды. Для достижения этого планируется развитие системы электрических сетей, системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, системы ливневой канализации, системы утилизации твердых бытовых отходов.
Совершенствование системы коммунальной инфраструктуры позволит обеспечить развитие жилищного строительства в городе и создание благоприятной среды обитания.
Решение вступает в силу после его официального опубликования.
Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 29 декабря 2010 г. N 16/134 "О Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области на 2011 - 2015 г.г. и на период до 2030 года"
Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования
Текст решения опубликован в Информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 30 декабря 2010 г. N 60
Решением Кирово-Чепецкой городской Думы пятого созыва Кировской области от 21 декабря 2016 г. N 5/22 настоящее решение признано утратившим силу