22 декабря 2010 г.
В соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 20.07.2010 N 59/330), распоряжением Правительства области от 16.02.2010 N 39 "О концепции областной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года" (далее - Программа). Прилагается.
2. Определить государственным заказчиком Программы департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области (Запольских А.В.).
3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать выделение денежных средств на реализацию Программы.
4. Департаменту информационной работы Кировской области (Урматская Е.А.) опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В.
6. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней со дня его официального опублик3ования.
Губернатор - Председатель |
Н.Ю. Белых |
Областная целевая программа
"Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года"
(утв. постановлением Правительства Кировской области
от 11 августа 2010 г. N 63/378)
22 декабря 2010 г.
Паспорт областной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года"
Наименование Программы |
"Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области на период до 2015 года" |
Основание принятия решения о разработке Программы |
распоряжение Правительства области от 16.02.2010 N 39 "О концепции областной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года" |
Государственный заказчик Программы |
департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области |
Основные разработчики Программы |
департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области; общество с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консультационная компания "Бизнес-информ" |
Цель Программы |
развитие транспортной инфраструктуры Кировской области с повышением уровня ее безопасности, доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения, интеграцией в российское транспортное пространство в соответствии со стратегическими планами социально-экономического развития региона |
Задачи Программы |
развитие дорожного хозяйства; развитие автомобильного транспорта; развитие воздушного транспорта; реализация межотраслевых проектов |
Важнейшие показатели эффективности Программы |
ввод в действие автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, км; отремонтировано автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, км; доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, %; доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, %; доля дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве ДТП, %; прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, единиц населенных пунктов |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2015 годы. Разбивка программных мероприятий на этапы не предусматривается |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования составит 48468,075 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 20496,38 млн. рублей; средства областного бюджета - 25752,365 млн. рублей; средства местных бюджетов - 46,56 млн. рублей (по соглашениям); внебюджетные средства - 2172,77 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
к концу 2015 года за счет реализации программных мероприятий предполагается достижение следующих результатов: ввод в действие автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения - 313,705 км; ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - 1080,0 км; сокращение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения до 77,8%; сокращение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения до 83,1%; сокращение доли ДТП, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве ДТП до 18,5%; прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, - 37 населенных пунктов |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Транспортный комплекс является важнейшим сектором любой современной экономики индустриального типа. Его прогрессивное развитие, в свою очередь, обуславливается тенденциями роста базовых отраслей экономики и промышленности. Формирование с 1999 года тенденций экономического роста и относительное улучшение благосостояния населения сформировали закономерное увеличение платежеспособного спроса на транспортные услуги.
Повышение социальной активности населения в Кировской области должно положительно отражаться на показателях работы по перевозкам пассажиров. Однако статистические данные показывают отсутствие устойчивых тенденций к росту пассажирооборота. В 2008 году пассажирооборот транспорта общего пользования увеличился на 2,4% против уровня 2007 года и составил чуть более 4 млрд. пассажиро-километров, но если взять за сравнение уровень 2003 года, то пассажирооборот сократился более чем на 18,4%.
Географическое положение Кировской области предопределило ее тесное взаимодействие с соседними регионами. Тем не менее до настоящего времени область не имеет устойчивого выхода в Архангельскую и Вологодскую области, удалена от основных транспортных магистралей. Три района области (Опаринский, Подосиновский, Лузский) не имеют устойчивой связи с областным центром. Опаринский район присоединится к областной транспортной сети лишь к концу 2010 года по завершению строительства автомобильной дороги.
Транспортный комплекс Кировской области включает в себя железнодорожный транспорт, дорожное хозяйство, автомобильный транспорт, гражданскую авиацию, внутренний водный и городской электрический транспорт. Однако тенденции развития каждого из этих видов транспорта на сегодняшний день не в полной мере соответствуют требованиям социально-экономического развития области.
Валовая добавленная стоимость транспортной отрасли выросла на 30,8% с 2004 по 2007 год, однако значительно отстает от темпов роста валового регионального продукта (далее - ВРП), составившего за тот же период 67,1%, что косвенно свидетельствует о снижении грузоемкости экономики региона.
Таблица 1
Основные экономические показатели транспортного комплекса
(млн. рублей)
N п/п |
Наименование показателя |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
1 |
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах), млн. рублей |
70706,2 |
79800,6 |
96404,8 |
118154,9 |
150883,2 |
2 |
Валовая добавленная стоимость в транспортном комплексе: |
|
|
|
|
|
в текущих основных ценах, млн. рублей |
8520,8 |
10086,7 |
9427,5 |
11145,3 |
нет данных |
|
в процентах к итогу по области |
12,1 |
12,6 |
9,8 |
9,4 |
нет данных |
|
3 |
Среднегодовая численность занятых в транспортном комплексе: |
|
|
|
|
|
тыс. человек |
нет данных |
35,6 |
36,1 |
36,0 |
36,0 |
|
в процентах к итогу по области |
нет данных |
5,0 |
5,1 |
5,1 |
4,0 |
|
4 |
Основные фонды (на конец года по полной учетной стоимости)(1): |
|
|
|
|
|
млн. рублей |
14100,0 |
16852,2 |
20205,8 |
24875,8 |
31796,5 |
|
в процентах к итогу по области |
14,8 |
17,8 |
18,8 |
20,7 |
22,4 |
|
5 |
Инвестиции в основной капитал(2): |
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1424,4 |
1584,6 |
1119,3 |
1368,9 |
3578,6 |
|
в процентах к итогу по области |
16,3 |
11,3 |
5,3 |
4,2 |
10,0 |
|
6 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг(3): |
|
|
|
|
|
млн. рублей |
2360,0 |
3117,2 |
3973,3 |
4762,3 |
5745,4 |
|
в процентах к итогу по области |
1,9 |
2,2 |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
|
7 |
Расходы консолидированного бюджета области на развитие транспорта(4) |
|
|
|
|
|
млн. рублей |
нет данных |
1072,8 |
1799,7 |
2258,1 |
2364,5 |
|
8 |
Объем платных транспортных услуг населению: |
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1951,8 |
2395,6 |
2686,5 |
3804,5 |
4676,6 |
|
в процентах к итогу по области |
18,2 |
17,3 |
16,4 |
17,8 |
17,5 |
(1) Фонды, находящиеся на балансе коммерческих организаций, без субъектов малого предпринимательства.
(2) Без параметров неформальной деятельности, 2004 год - без субъектов малого предпринимательства.
(3) По данным годовой отчетности, без данных Кировского отделения Горьковской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
(4) По данным департамента финансов Кировской области, включая расходы на дорожное хозяйство.
В целом транспортный комплекс Кировской области характеризуется негативными тенденциями, четко указывающими на необходимость концептуальных изменений в отрасли.
Объемы перевозки грузов по видам транспорта общего пользования с 2003 года колеблются, не имея выраженной динамики. За пять последних лет падение перевозок грузов по видам транспорта составило около 17%, при этом основная доля падения пришлась на перевозки автомобильным транспортом.
Таблица 2
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования
(тыс. тонн)
N п/п |
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2003 году, % |
1 |
Всего |
18480 |
14016 |
13759 |
13189 |
15154 |
15349 |
83% |
2 |
По видам транспорта: |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Железнодорожный |
7628 |
8641 |
8858 |
8641 |
8355 |
8080 |
106% |
2.2 |
Автомобильный |
10625 |
5247 |
4727 |
4296 |
6370 |
6876 |
65% |
2.3 |
Внутренний водный |
227 |
128 |
174 |
252 |
429 |
393 |
173% |
2.4 |
Воздушный |
0,048 |
0,041 |
0,093 |
0,117 |
0,202 |
0,209 |
435% |
В структуре грузовых перевозок в 2008 году около 53% приходится на железнодорожный транспорт, около 45% - на автомобильный транспорт, чуть более 2% - на внутренний водный, доля грузовых перевозок воздушным транспортом незначительна.
Совершенно иную картину можно увидеть при анализе грузооборота по видам транспорта общего пользования. Грузооборот увеличился с 2003 года на 38%. В совокупности с результатами, указанными в таблице 2, можно сделать вывод об увеличении дальности грузовых перевозок, что, в свою очередь, косвенно свидетельствует об укреплении внешнеэкономических связей Кировской области.
Таблица 3
Грузооборот по видам транспорта общего пользования
(млн. тонно-километров)
N п/п |
Грузооборот по видам транспорта общего пользования |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2003 году, % |
1 |
Всего |
30722 |
34993 |
39370 |
41354 |
41991 |
42483 |
138% |
2 |
По видам транспорта: |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Железнодорожный |
29660 |
34066 |
38282 |
40367 |
40658 |
40924 |
138% |
2.2 |
Автомобильный |
1046 |
912 |
1079 |
976 |
1318 |
1552 |
148% |
2.3 |
Внутренний водный |
16 |
15 |
9 |
11 |
15 |
7 |
44% |
2.4 |
Воздушный |
0,292 |
0,259 |
0,189 |
0,319 |
0,339 |
0,388 |
133% |
По итогам 2008 года на железнодорожный транспорт приходится большая часть грузооборота - 96%, на автомобильный транспорт приходится чуть менее 4% грузооборота, что указывает на преимущественное использование грузового автотранспорта на небольшие расстояния, то есть для внутриобластных нужд экономики. Доли грузооборота, формируемого посредством внутреннего водного транспорта и перевозок воздушным транспортом, незначительны.
Исследование падения пассажирских перевозок показывает, что значительное снижение перевозок пассажиров зафиксировано на пригородном (48,6% к уровню 2003 года) и внутригородском (17,1% к уровню 2003 года) сообщениях. В то же время перевозка пассажиров на пригородном железнодорожном сообщении, которую Правительство Кировской области регулирует с помощью государственного заказа, выросла за этот период на 36%.
Значительное падение, в первую очередь, связано с ростом обеспеченности населения собственными автомобилями. Число собственных легковых автомобилей на 1 тыс. человек населения с 2003 по 2008 год возросло на 56%, причем часть из них - второй автомобиль в семье. Вторая причина - очень быстрое сокращение численности наиболее мобильного трудоспособного населения Кировской области. Необходимо отметить, что падение также объясняется изменением в 2005 году методологии учета перевезенных пассажиров - от расчетных значений к фактическим.
Снижается доступность транспортных услуг относительно других услуг. В декабре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2004 года тарифы на услуги пассажирского транспорта выросли в 2 раза при общем росте потребительских цен и тарифов на товары и услуги на 75 %.
Таблица 4
Перевозки пассажиров транспортом общего пользования по видам сообщения
(тыс. человек)
N п/п |
Перевозки пассажиров транспортом общего пользования по видам сообщения |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2003 году, % |
1 |
Междугородное сообщение - всего |
4264 |
4080 |
2996 |
3156 |
3245 |
2959 |
77,6% |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Железнодорожное (дальнее сообщение) |
1478 |
1525 |
1371 |
1435 |
1508 |
1392 |
104,1% |
1.2 |
Автобусное |
2783 |
2552 |
1620 |
1715 |
1724 |
1550 |
63,2% |
1.3 |
Воздушное |
3 |
3 |
5 |
6 |
13 |
17 |
342,0% |
2 |
Пригородное сообщение - всего |
60656 |
53138 |
28103 |
30224 |
26901 |
29492 |
39,9% |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Железнодорожное |
6901 |
6286 |
9287 |
10600 |
8744 |
9386 |
114,0% |
2.2 |
Автобусное |
53655 |
46770 |
18709 |
19624 |
18157 |
20106 |
30,5% |
2.3 |
Внутреннее водное |
100 |
82 |
107 |
- |
- |
- |
- |
3 |
Внутригородское сообщение - всего |
284200 |
197278 |
56467 |
45651 |
54368 |
48655 |
20,7% |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Автобусное |
180947 |
116983 |
20642 |
20065 |
33108 |
30777 |
19,8% |
3.2 |
Троллейбусное |
103178 |
80216 |
35748 |
25528 |
21136 |
17744 |
22,1% |
3.3 |
Внутреннее водное |
75 |
79 |
77 |
58 |
124 |
134 |
78,6% |
Плохо выглядит статистика пассажирооборота по видам транспорта общего пользования. Общее падение с 2003 года составило 18%, тогда как сокращение численности населения за этот же период составило 5,3%. Причины столь резкого падения аналогичны указанным ранее причинам падения пассажирских перевозок.
Таблица 5
Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования
(млн. пассажиро-километров)
N п/п |
Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2003 году, % |
1 |
Всего |
5015 |
4373 |
3756 |
4059 |
3997 |
4091 |
82% |
2 |
По видам транспорта: |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Железнодорожный |
2472 |
2423 |
2612 |
2877 |
2758 |
2766 |
112% |
2.2 |
Автобусный |
1959 |
1641 |
999 |
1071 |
1126 |
1213 |
62% |
2.3 |
Троллейбусный |
575 |
306 |
137 |
98 |
81 |
68 |
12% |
2.4 |
Внутренний водный |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
|
- |
2.5 |
Воздушный |
9 |
3 |
8 |
13 |
32 |
44 |
489% |
Основной проблемой неразвитости транспортной инфраструктуры является хроническая нехватка денег в бюджете на строительство, ремонт и содержание дорог.
Другой серьезной проблемой, препятствующей развитию дорожной инфраструктуры, является нехватка квалифицированного инженерно-технического персонала, так как в Кировской области отсутствуют высшие и средне-специальные учебные заведения, которые занимаются подготовкой специалистов данного профиля.
Для преодоления проблемы нехватки квалифицированного инженерно-технического персонала в рамках Программы будет поддержан процесс организации обучения на базе строительного техникума по специальности "Техник-строитель в сфере дорожного строительства".
Ограничивающим фактором развития может стать недостаточное применение современных технологий строительства, ремонта и содержания дорог. На сегодняшний день в Кировской области при осуществлении дорожных работ активно внедряются инновационные технологии в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Так, в 2009 году положено начало использованию технологии холодного ресайклинга, оборудования для применения струйно-инъекционной технологии ремонта дорог, освоена технология производства битумных эмульсий. Программа предусматривает увеличение объемов работ, производимых с помощью инновационных технологий. Кроме того, при выборе подрядчика для выполнения работ по Программе государственный заказчик будет рекомендовать использование инновационных технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры.
На сегодняшний день недостаточная развитость транспортной инфраструктуры остается значимым фактором, тормозящим социально-экономическое развитие региона. Агрегированный показатель, характеризующий влияние транспорта на экономику территории и учитывающий объем затрат на перевозку продукции, - грузоемкость экономики, который рассчитывается как отношение грузооборота (в млн. тонно-километров) к объему ВРП (в млн. рублей), в нашей области, по данным за 2007 год (0,35 млн. тонно-километров/млн. рублей), более чем в 2 раза превышает средний уровень по Российской Федерации (0,15 млн. тонно-километров/млн. рублей).
Такая ситуация приводит к тому, что доля транспорта в себестоимости в наиболее перспективных отраслях промышленности области сегодня составляет:
в целлюлозно-бумажной промышленности до 40%;
в производстве мебели до 20%;
в других отраслях лесопереработки до 11%;
в пищевой промышленности до 26%.
Серьезно влияет транспорт и на развитие сельского хозяйства. Так, в себестоимости продукции свиноводства доля расходов на транспорт составляет около 15%. Согласно Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года, принятой в новой редакции постановлением Правительства области от 06.12.2009 N 33/432 (далее - Стратегия), ежегодный ущерб для ВРП от неразвитой транспортной системы Кировской области составляет около 4 млрд. рублей. Существующее состояние транспортной системы оказывает достаточно серьезное влияние на развитие социальной сферы области и, как следствие, на уровень обеспеченности жителей области государственными услугами.
Высокая социальная значимость транспортной системы в Кировской области объясняется, прежде всего, низким уровнем компактности проживания населения на территории области. Сегодня более 70% населенных пунктов имеют численность проживающих 100 человек и менее. Подобная некомпактность, наличие малочисленных населенных пунктов приводят к значительным затратам на содержание инфраструктуры социальной сферы и отрицательно влияют на качество оказываемых услуг.
Наиболее реальным и доступным направлением решения сложившейся проблемы является проведение структурной перестройки, прежде всего, систем образования и здравоохранения. В то же время негативные последствия этого процесса можно компенсировать только за счет одновременного повышения доступности услуг через "сжатие временного пространства" за счет качественного изменения транспортной системы.
Дальнейшее сохранение указанных выше проблем может вызвать ситуацию, при которой областной транспортный комплекс будет не в состоянии справиться с растущими потребностями экономики, что негативно отразится на интенсивности деловой активности хозяйствующих субъектов, эффективности их деятельности и, в конечном счете, может стать тормозом социально-экономического развития Кировской области.
Основными направлениями государственной политики в сфере развития транспорта согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства;
повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Как отмечается в Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации", транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики - цель развития Кировской области, указанная в Стратегии. Повышение качества жизни населения включает в себя обеспечение благоприятных социальных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий и комфортности жизни людей.
Транспортная доступность является важной составляющей комфортности жизнедеятельности граждан, обеспечивающей свободу передвижения и мобильность населения, экономической конкурентоспособности региона. Сегодня обеспеченность дорогами становится все более важной составляющей жизни людей и экономического развития региона.
Современное состояние транспортной сети является серьезным сдерживающим фактором регионального развития и развития человеческого потенциала, снижает возможности самореализации человека и конкурентоспособность области в межрегиональном пространстве. Поэтому создание рациональной, разветвленной, современной транспортной сети, удовлетворяющей потребности населения и экономики области в транспортной доступности, согласно Стратегии является приоритетной задачей развития региона.
На решение проблем транспортной инфраструктуры направлена федеральная целевая программа (далее - ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2008 N 377), а также ФЦП "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)", принятая постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 N 652 "Об утверждении федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1036).
2. Основная цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации и показателей эффективности, характеризующих достижение поставленной цели и решение задач Программы
Генеральной целью Программы является развитие транспортной инфраструктуры Кировской области с повышением уровня ее безопасности, доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения, интеграцией в российское транспортное пространство в соответствии со стратегическими планами социально-экономического развития региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи развития транспортной инфраструктуры Кировской области на период до 2015 года:
развитие дорожного хозяйства;
развитие автомобильного транспорта;
развитие воздушного транспорта;
реализация межотраслевых проектов.
Развитие транспортной инфраструктуры станет фундаментом для развития конкуренции в сфере транспорта. Потенциальные перевозчики сегодня отказываются работать на рынке пассажирских и грузовых перевозок в связи с плохим состоянием транспортной инфраструктуры, высокими затратами на ремонт и содержание автомобильной техники. Развитие транспортной инфраструктуры снимет этот ограничивающий фактор для развития конкуренции в сфере транспорта.
Развитая транспортная инфраструктура поможет снизить средний расход топлива автомобильного транспорта, снизит объем потребляемых энергоносителей, снизит долю транспортно-логистических затрат в себестоимости продукции, что приведет к повышению энергоэффективности экономики в целом.
Срок реализации Программы - 2011 - 2015 годы. Разбивка программных мероприятий на этапы не предусмотрена. Показателями эффективности, позволяющими оценить ход реализации Программы, являются:
ввод в действие автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, км;
ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, км;
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, %;
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, %;
доля ДТП, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве ДТП, %;
прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, населенных пунктов.
3. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы исходят из реально существующих потребностей экономики и населения Кировской области, направлены на снятие возможных инфраструктурных ограничений по развитию экономики региона и на обеспечение доступности и качества транспортных услуг населению в соответствии с социальными стандартами.
Рисунок 1
Приоритетные направления развития дорожной инфраструктуры
В условиях ограниченности бюджетного финансирования приоритет в строительстве и ремонте отдается автомобильным дорогам общего пользования межрегионального значения, а также межмуниципальным дорогам, строительство которых обеспечивает реализацию положений Стратегии о создании межрайонных центров оказания высокотехнологичных социальных услуг (г. Киров, г. Вятские Поляны, г. Зуевка, г. Котельнич, г. Нолинск, г. Омутнинск, г. Слободской, г. Советск, г. Яранск, г. Кирово-Чепецк, г. Луза, пгт Юрья, г. Кирс, г. Уржум), а также обеспечению устойчивой транспортной связи с соседними регионами.
Таким образом, приоритеты в дорожном строительстве и ремонте в Программе расставлены в соответствии с точками роста экономики и точками опорного каркаса развития социальной сферы Кировской области. С учетом того, что подавляющее большинство планируемых инвестиционных проектов будет реализовано в точках роста, подобный подход позволит при меньших затратах устранить потенциально возникающие инфраструктурные ограничения роста.
Объекты строительства автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием для обеспечения сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования выбраны исходя из требований методики расчета размера межбюджетных субсидий ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".
Согласно указанной методике, субсидия из федерального бюджета предоставляется только для ликвидации транспортных разрывов от населенных пунктов с населением свыше 125 человек до сети автомобильных дорог общего пользования с удалением от нее по кратчайшему расстоянию не более чем на 5 км.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования составит 48468,075 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 20496,38 млн. рублей;
средства областного бюджета - 25752,365 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 46,56 млн. рублей (по соглашениям);
внебюджетные средства - 2172,77 млн. рублей.
Объем финансирования Программы по основным направлениям финансирования приведен в таблице 6.
Таблица 6
Объем финансирования Программы по основным направлениям финансирования
Направление финансирования |
Объем финансирования в 2011-2013 годах (тыс. рублей) |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Капитальные вложения |
28191,415 |
2431,07 |
3178,04 |
6837,075 |
7198,6 |
8546,63 |
Прочие расходы |
20276,66 |
3681,29 |
3524,5 |
3936,82 |
4366,94 |
4767,11 |
Итого |
48468,075 |
6112,36 |
6702,54 |
10773,895 |
11565,54 |
13313,74 |
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Средства федерального бюджета привлекаются в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", которая предполагает выделение субсидий Кировской области на строительство автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием для обеспечения сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования на сумму 845 млн. рублей до 2015 года, а также субсидий на строительство и реконструкцию дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в размере 19160,18 млн. рублей. Кроме того, предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 55,700 млн. рублей на разработку проектной документации по реконструкции аэропортового комплекса "Победилово" в г. Кирове.
Также средства федерального бюджета в объеме 105,500 млн. рублей привлекаются в рамках ФЦП "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" на реализацию двух мероприятий:
реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи аэропорта Киров, включая оснащение аэродромным радиолокационным комплексом, комплексом средств автоматизации планирования и использования воздушного пространства, системой ближней навигации, радиомаячной системой посадки, приводными радиостанциями, средствами радиосвязи, г. Киров;
техническое перевооружение авиационной метеорологической станции гражданской I разряда Киров, аэропорт Киров, г. Киров, включая: установку автоматизированной метеорологической измерительной системы, установку датчиков для измерения параметров погоды с учетом двух взлетно-посадочных полос, комплексов приема и обработки бортовой погоды, системы для проведения брифинга, программно-аппаратных комплексов дистанционного обучения авиаметспециалистов, средств отображения метеорологической информации.
Средства федерального бюджета в размере 330 млн. рублей для реализации мероприятий 3.4, 3.7, 3.12, 3.13, 3.14 Программы привлекаются в случае внесения соответствующих изменений в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".
Средства местных бюджетов привлекаются на реализацию проекта по развитию современных диспетчерских систем, обеспечивающих рациональное движение городского автотранспорта в г. Кирове, а также при софинансировании ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Внебюджетные источники - средства инвесторов привлекаются в рамках Программы при реализации мероприятий по развитию воздушного сообщения и автомобильного транспорта Кировской области.
Объемы финансирования, предусматриваемые на реализацию Программы за счет средств областного бюджета, рассчитаны исходя из:
требований по софинансированию мероприятий в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015)" (строительство и реконструкцию дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - строительство автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием для обеспечения сельских населенных пунктов круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования);
нормативов на содержание, ремонт и капитальный ремонт существующей сети в соответствии с постановлением Правительства области от 28.04.2009 N 9/88 "О нормативах финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения и правилах их расчета".
Стоимость проектно-изыскательских работ определена из расчета обеспечения проектно-сметной документацией планируемых к строительству объектов.
При расчете необходимого финансирования прочих мероприятий, в том числе связанных с приобретением техники, использовался метод экспертной оценки, который корректировался с учетом текущих рыночных цен.
Постановлением Правительства Кировской области от 22 декабря 2010 г. N 83/663 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственного заказчика и исполнителей программных мероприятий
Государственным заказчиком Программы является департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области. Управление, координация и контроль за ходом реализации Программы будут осуществляться государственным заказчиком Программы.
Исполнителями Программы являются Кировское областное государственное учреждение "Дорожный комитет Кировской области", открытое акционерное общество "Кировавиа", а также частные инвесторы. При реализации мероприятий Программы исполнители представляют отчет государственному заказчику.
Отбор организаций для выполнения программных мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" во взаимодействии с департаментом государственных закупок Кировской области. При наличии нескольких альтернативных проектов от потенциальных исполнителей мероприятий Программы, обеспечивающих достижение одинаковых результатов разными средствами, государственный заказчик организует независимую экспертизу на предмет определения наиболее перспективного варианта проекта.
В процессе реализации Программы государственный заказчик Программы должен осуществлять работу по привлечению дополнительных источников финансирования, расширению базы внебюджетных источников финансирования, в том числе частного капитала, путем участия его в подготовке и реализации программных мероприятий, а также средств местных бюджетов муниципальных образований области.
Из областного бюджета предусматривается выделение субсидий муниципальным образованиям Кировской области на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Необходимыми условиями для предоставления субсидий муниципальным образованиям являются:
заключение соглашения о предоставлении субсидии между департаментом дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области и муниципальным районом, городским округом Кировской области;
софинансирование за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере не менее одного процента от общего объема расходов на работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов и не менее пяти процентов от общего объема расходов на работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов;
наличие аналогичной долгосрочной муниципальной программы;
наличие проектно-сметной документации на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения;
наличие проектно-сметной документации на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, согласованной с Государственным автономным учреждением "Кировский региональный центр ценообразования в строительстве".
Методика расчета межбюджетных субсидий приведена в приложении N 2. Порядок оценки эффективности использования субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, устанавливается правовым актом Правительства Кировской области.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, будут уточняться на основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.
Оценка реализации мероприятий Программы и корректировка приоритетов проводится государственным заказчиком Программы совместно с заинтересованными структурами.
Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, государственный заказчик Программы представляет в департамент экономического развития при Правительстве области информацию о социально-экономической эффективности реализации Программы, ее финансировании и выполнении основных программных мероприятий, а также о мощностях основных объектов, введенных в результате реализованных мероприятий, а по итогам года, в срок до 1 марта, - информацию о достижении показателей эффективности, предусмотренных Программой.
Государственный заказчик Программы представляет в Правительство области в срок до 1 марта года, следующего за последним годом реализации Программы, доклад о выполнении Программы, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве области, а также заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу государственного заказчика Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Предлагаемые мероприятия позволят преломить негативные тенденции развития транспортного комплекса и создать условия для успешного социально-экономического развития Кировской области в соответствии со Стратегией. В частности, к концу 2015 года:
будет введено в действие 313,705 км автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения;
отремонтировано 1080 км автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения сократится до 77,8%;
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения сократится до 83,1%;
доля ДТП, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве ДТП сократится до 18,5%;
прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, составит 37 населенных пунктов.
Основные показатели эффективности реализации Программы по годам представлены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели
эффективности реализации Программы по годам
Примечание, - Источниками получения информации по показателям 1, 2, 3, 4, 6 являются формы федерального статистического наблюдения: С-1, 3-Автодор, 1-ДГ, 3-ДГ (МО), 2-ДГ соответственно. По показателю 5 источником получения информации является ведомственная отчетность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Кировской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 11 августа 2010 г. N 63/378 "Об областной целевой программе "Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года"
Настоящее постановление вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вятский край" от 24 августа 2010 г. N 153-154
Постановлением Правительства Кировской области от 31 марта 2014 г. N 256/232 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 30 декабря 2013 г. N 242/977
Постановление Правительства Кировской области от 2 сентября 2013 г. N 225/567
Постановление Правительства Кировской области от 18 июня 2013 г. N 213/355
Постановление Правительства Кировской области от 19 февраля 2013 г. N 196/82
Постановление Правительства Кировской области от 7 августа 2012 г. N 165/471
Постановление Правительства Кировской области от 18 июня 2012 г. N 156/345
Постановление Правительства Кировской области от 10 апреля 2012 г. N 147/177
Постановление Правительства Кировской области от 30 ноября 2011 г. N 130/622
Постановление Правительства Кировской области от 19 июля 2011 г. N 112/325
Постановление Правительства Кировской области от 23 мая 2011 г. N 105/210
Постановление Правительства Кировской области от 22 декабря 2010 г. N 83/663