В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 10 Закона Кировской области от 11.02.2003 N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" (с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 01.06.2011 N 6-ЗО), Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 19.04.2011 N 100/137), решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 11.07.2011 N 4):
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы (далее - Концепция). Прилагается.
2. Департаменту образования Кировской области (Чурин А.М.) разработать проект областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа).
3. Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 5690340 млн. рублей.
4. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент образования Кировской области (Чурин А.М.).
5. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Кировской области:
5.1. От 14.07.2009 N 203 "О концепции областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2010 - 2012 годы".
5.2. От 05.08.2010 N 275 "О внесении изменений в распоряжение Правительства области от 14.07.2009 N 203".
6. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.
Губернатор - Председатель Правительства |
Н.Ю. Белых |
Концепция
областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 19.07.2011 N 180)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия развития области), принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 N 33/432), стратегической целью является повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.
При этом отмечается, что система образования среди других отраслей социальной сферы наиболее адаптирована к требованиям изменяемой социальной среды. Это позволяет рассматривать ее как потенциальный локомотив развития социальной сферы региона, одну из точек роста в социально-экономическом развитии области.
Главная стратегическая цель, поставленная перед системой образования области, заключается в обеспечении возможности каждому жителю вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья получить качественное и доступное образование на любом уровне, которое соответствует потребностям современного общества и требованиям развития экономики.
В рамках областных и ведомственных целевых программ, приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" выработаны подходы к созданию новой модели системы образования, и начаты институциональные изменения, направленные на приведение системы образования в соответствие с приоритетами социально-экономического развития региона.
Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами и, поэтому уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития области.
Проблема имеет комплексный характер. В настоящий период перед отраслью стоят следующие вопросы:
неспособность муниципальных систем дошкольного образования удовлетворить потребности населения в получении услуг дошкольного образования;
невозможность во всех школах области обеспечить условия, соответствующие требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов;
несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям местного рынка труда;
невозможность сети образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, создать условия для развития способностей всех талантливых детей;
недостаточность мер по созданию условий для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;
невключенность значительной части образовательных учреждений в информационное пространство области;
невозможность обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами;
низкая динамика обновления педагогических коллективов молодыми специалистами, особенно в сельских населенных пунктах.
Дальнейшая модернизация требует масштабных, системных изменений, охватывающих все уровни образования.
Решение указанных проблем приобретает особую актуальность в свете реализации на территории области ключевых направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 N Пр-271, (далее - национальная инициатива "Наша новая школа"):
переход на новые образовательные стандарты;
развитие системы поддержки талантливых детей;
совершенствование учительского корпуса;
изменение школьной инфраструктуры;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
развитие самостоятельности школ.
Решить указанные проблемы необходимо для достижения на территории области целей и задач, а также значений целевых показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" (далее - ФЦПРО).
Согласно ФЦПРО для обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, должны быть решены следующие приоритетные задачи:
модернизация общего и дополнительного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Таким образом, проблемы, планируемые к решению в рамках Программы, учитывая срок ее реализации (2012 - 2015 годы), соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области, а также основным направлениям развития российского образования.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Опыт реализации областных целевых программ "Развитие образования Кировской области" и "Дети Кировской области" в 2010 году показал, что программно-целевой метод является эффективным механизмом осуществления государственной политики в сфере образования на региональном уровне.
В рамках программ в сфере дошкольного образования наряду с традиционными мерами проведен эксперимент по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, участниками которого стали город Киров и Советский район Кировской области. Доля детей, охваченных экспериментом, от общего количества детей, стоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, в городе Кирове составила 32,3%, в Советском районе - 48,4%. Эксперимент позволил снизить социальную напряженность, предоставить возможность родителям развивать ребенка через различные формы дополнительного образования (школы развития), создать условия для развития рынка частных образовательных услуг.
В сфере общего образования начато формирование новой сети школ. Созданы 16 дневных областных государственных общеобразовательных учреждений (далее - государственные школы), которые призваны сыграть роль своеобразных ресурсных центров для других школ.
В 2010 году реализован комплекс мероприятий по развитию материальной базы учреждений общего образования:
введено в эксплуатацию здание школы-детского дома в с. Великорецком Юрьянского района на 160 мест;
проведены строительные работы по капитальному ремонту и реконструкции 17 зданий и объектов муниципальных общеобразовательных учреждений, из них на 7 объектах работы полностью завершены;
приобретены 16 школьных автобусов для организации подвоза 310 детей из отдаленных сельских населенных пунктов, дооборудованы 36 школьных автобусов, приобретенных в 2004 - 2006 годах, в соответствии с требованиями ГОСТ Р51160-98;
поставлено учебное оборудование для кабинетов химии, физики, начальных классов, а также спортивное оборудование и аппаратно-программные комплексы в 55 школ 31 муниципального образования;
приобретены компьютеры, многофункциональные устройства и принтеры, ноутбуки, источники бесперебойного питания, а также неисключительное право на использование в 2011 году программного обеспечения продуктов МАЙКРОСОФТ для общеобразовательных учреждений области;
обеспечен доступ общеобразовательным учреждениям к образовательным ресурсам в сети Интернет;
оснащены современным технологическим оборудованием, кухонным инвентарем, мебелью пищеблоки 50 школ городов Кирова и Слободского, в столовых некоторых из них проведены ремонтные работы;
приобретено медицинское оборудование и инвентарь, а также технические и реабилитационные средства обучения для 25 специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
В Центре дистанционного образования детей-инвалидов созданы условия для дистанционного обучения 45 школьников из г. Кирова, Омутнинского, Слободского, Верхошижемского, Верхнекамского, Даровского, Орловского и Советского районов Кировской области.
В результате реализации программ увеличилась на 5,9% доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.
Улучшение условий обучения способствовало сохранению конкурентоспособности системы общего образования на российском уровне. В Кировской области доля выпускников общеобразовательных государственных (муниципальных) учреждений, сдавших ЕГЭ, от числа в нем участвовавших, составила 99,6%. По всем предметам, сдаваемым выпускниками в форме ЕГЭ, результаты выше среднероссийских.
Создание условий в государственных общеобразовательных учреждениях для перехода 1-х классов в опережающем режиме на новые федеральные государственные образовательные стандарты в 2010 - 2011 учебном году позволило отработать механизм перехода, который будет использован в следующем учебном году при переходе на новые стандарты всех школ области.
В сфере профессионального образования определены центры профессионального образования, осуществляющие подготовку высококвалифицированных специалистов, в образовательных округах Кировской области.
Возобновлено строительство здания училища N 39 г. Советска, начатое в 1989 году, которое планируется завершить до конца 2011 года.
Для предотвращения оттока талантливой молодежи в другие регионы России проведены социальные выплаты в виде стипендий Правительства Кировской области 264 студентам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Кировской области, которые набрали по результатам ЕГЭ 100 баллов хотя бы по одному учебному предмету или 250 баллов по трем предметам, или являются медалистами.
С целью выявления и поддержки одаренных детей и подростков проведены различные конкурсные мероприятия, в том числе областной этап Всероссийской олимпиады школьников. Приобретено оборудование для оснащения здания государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования "Одаренный школьник".
В результате увеличилось количество участников, а также победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. На заключительный этап олимпиады в 2010 году направлены 90 обучающихся (в 2009 году - 75 школьников), из которых победителями и призерами стали 41 человек (в 2008 году - 37 человек), что составило 45,5% от числа участников. Учащиеся подтвердили высокий уровень подготовки по биологии, математике, физике, информатике, экономике, обществознанию, праву, литературе, технологии, русскому языку и английскому языку.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведен ряд спортивных, культурно-массовых и иных мероприятий. Приобретены путевки в загородные оздоровительные лагеря для воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что позволило оздоровить 2040 воспитанников.
С целью пропаганды и развития различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики социального сиротства Кировская область включилась в общероссийскую мультимедийную информационную систему "ВИДЕОПАСПОРТ РЕБЕНКА". Создано 30 видеопаспортов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2010 году по сравнению с предыдущим годом уменьшилась доля детей, оставшихся без попечения родителей, с 3,7% до 3,5%. За год передан на усыновление 151 ребенок.
С целью стимулирования инновационной деятельности педагогов, распространения передового педагогического опыта проведен Форум заслуженных учителей России, открыт зал педагогической славы в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, учрежден нагрудный знак "Педагогическая слава", которым награждены 50 педагогов области. Опыт работы образовательных учреждений области представлен на Международном конгрессе-выставке "Global Education-Образование без границ - 2010".
Произведены социальные выплаты 46 педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, подготовившим победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и (или) международных предметных олимпиад.
Для формирования позитивного образа педагога подготовлены 2 фильма ГТРК "Вятка" о педагогах области, издана книга "Заслуженные учителя Кировской области", проведен конкурс блогов школьных учителей, педагогических и образовательных Интернет-сообществ и других блогов о школьном образовании.
С целью увеличения в отрасли молодых специалистов предоставлены социальные выплаты 100 молодым специалистам, окончившим государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и принятым на работу в дошкольные и общеобразовательные учреждения Кировской области.
Для создания условий использования Интернет-технологий учителями общеобразовательных учреждений заключен государственный контракт с ОАО "ВолгаТелеком" на обеспечение им доступа к ресурсам сети Интернет в 2011 году.
Реализация комплекса мер по развитию кадрового потенциала системы образования области позволила увеличить долю преподавателей в учреждениях образования со стажем работы до 5 лет. В 2010 году в отрасль пришло более 200 молодых специалистов.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, в отрасли сохраняются проблемы, оказывающие негативное влияние на ее развитие.
Существующая сеть муниципальных учреждений дошкольного образования не может удовлетворить растущие потребности населения в получении услуг дошкольного образования. По состоянию на 01.01.2011 в очереди в детские сады стоят более 18 тысяч детей. Из них 55% составляют дети от 1,5 до 3 лет. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, в 2011 году в сравнении с 2008 годом коэффициент рождаемости на 1000 человек населения увеличится на 0,3%. В связи с этим потребность в дошкольных образовательных учреждениях еще возрастет.
Поэтому для ввода новых мест требуется предусмотреть средства областного и муниципальных бюджетов на капитальный ремонт и реконструкцию зданий имеющихся и строительство новых детских садов, отвечающих современным требованиям.
В 2012 году сохранится необходимость проведения эксперимента по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В сфере общего образования по-прежнему серьезной проблемой остается наличие "малочисленных" сельских школ, в которых в условиях дефицита ресурсов невозможно создать условия, отвечающие современным требованиям к образовательному процессу.
Согласно ведомственной отчетности департамента образования Кировской области только 15,89% школьников предоставлена возможность учиться в соответствии с основными современными требованиями, что ниже, чем в целом по России (48%). Решение вопроса приобретает особую актуальность в связи с переходом школ области с 2011 года на новые федеральные государственные образовательные стандарты в рамках национальной инициативы "Наша новая школа".
Именно поэтому требуется ускорить формирование новой сети общеобразовательных учреждений, позволяющей повысить качество образования при эффективном использовании ресурсов.
Все виды ресурсов и контингенты учащихся, особенно на старшей ступени обучения, необходимо сконцентрировать в крупных средних школах, так называемых базовых. В настоящее время определены 70 базовых школ, среди которых 16 областных государственных общеобразовательных учреждений, созданных в 2010 году.
Базовые школы станут ресурсными центрами в школьных округах, включающих небольшие средние, основные и начальные школы, расположенные в пределах транспортной доступности. Ряд базовых школ станут координаторами деятельности образовательных кластеров по гуманитарным, естественнонаучным, физико-математическим и другим дисциплинам на углубленном и профильном уровнях.
При проведении мероприятий по созданию условий, соответствующих современным требованиям к образовательному процессу, особое внимание требуется уделить сохранению и укреплению здоровья детей. Для этого в каждом общеобразовательном учреждении должны внедряться самые современные технологии обучения. Учащимся должны быть созданы условия для занятий физической культурой. В каждой школе необходимо организовать качественное питание и медицинское обслуживание школьников.
Большое внимание требуется уделить обеспечению условий обучения детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам.
В системе начального и среднего профессионального образования области сохраняется проблема ее отставания от требований предприятий - заказчиков кадров к качеству подготовки рабочих и специалистов. Согласно ФЦПРО решение проблемы по приведению содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда является приоритетным для обеспечения инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Для решения проблемы необходимо создать эффективный механизм взаимодействия регионального рынка труда и учреждений профессионального образования, обеспечивающий государственно-общественное управление системой профессионального образования. Особое внимание уделить развитию качества кадрового потенциала региона путем организации независимой внешней оценки образовательных программ и квалификаций выпускников учреждений профессионального образования.
Требуется активно внедрять методы комплексного планирования объемов и структуры подготовки кадров на основе анализа прогнозных потребностей в трудовых ресурсах по всем уровням профессионального образования.
В условиях модернизации профессионального образования следует оптимизировать образовательные ресурсы областной системы профессионального образования. Решающую роль при этом должны сыграть центры профессионального образования по подготовке высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей экономики, способствующих экономическому росту и развитию конкурентоспособности региона: сельского хозяйства, строительства, производства пищевых продуктов, металлургического производства и производства готовых металлических изделий, машиностроения.
Для обеспечения эффективной работы центров профессионального образования в них необходимо провести масштабные инфраструктурные изменения, направленные на создание современных условий обучения, соответствующих требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения, внедрение информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих сетевое взаимодействие учреждений и развитие дистанционных технологий обучения.
Для повышения качества подготовки рабочих и специалистов требуется принять меры к повышению мотивации граждан к получению качественного профессионального образования, развитию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.
Эффективность сложившейся в области системы работы с талантливыми детьми и подростками признана на российском уровне. Вместе с тем существующая система работы с талантливыми детьми и подростками требует совершенствования. Существующая сеть учреждений дополнительного образования детей не может обеспечить доступность качественных образовательных услуг всем желающим, особенно жителям сельских населенных пунктов. Согласно образовательной инициативе "Наша новая школа" следует уделить особое внимание созданию очно-заочных и дистанционных школ обучения одаренных детей и подростков, используя при этом самые современные технологии обучения.
В Кировской области 3% от численности детского населения составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Поэтому следует принять меры по созданию условий для интеграции их в общество.
На современном этапе одним из требований времени является необходимость эффективного использования информационно-коммуникационных технологий для формирования единой информационной среды сферы образования. В области единая информационная среда образования пока не создана. Требуется создать технические и технологические условия, которые позволят всем участникам образовательного процесса получать оперативно необходимую информацию по вопросам, касающимся сферы образования, использовать электронные образовательные ресурсы, а также получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р.
На сегодняшний день основной проблемой системы образования области, как и в целом по России, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях модернизации образования.
Снижение престижа педагогической профессии из-за недостаточной социальной защищенности и низкого уровня заработной платы привело к оттоку специалистов в другие отрасли, к росту числа учителей пенсионного возраста и уменьшению доли молодых педагогов в образовательных учреждениях. Среди педагогов 16% составляют учителя пенсионного возраста. При этом доля учителей со стажем работы до 5 лет всего 7%. В системе среднего и высшего профессионального образования нет конкурса на педагогические специальности.
Общая потребность в педагогах по области составляет на 01.02.2011 903 человека. Мониторинг потребности в педагогических кадрах и структуры выпуска из учреждений высшего и среднего профессионального образования педагогического профиля показал, что сегодня потребность в кадрах не восполняется количеством выпускников по многим специальностям. Устойчивым спросом пользуются воспитатели дошкольных учреждений, учителя математики, иностранного языка, физкультуры, русского языка, физики, начальных классов, технологии, логопеды.
Наибольшую потребность в педагогах испытывают учреждения образования Омутнинского, Слободского, Юрьянского районов и городов: Кирова, Кирово-Чепецка, Котельнича, Вятских Полян.
Для решения комплекса проблем в сфере образования целесообразно использовать программно-целевой метод. Выбор метода обусловлен следующими условиями:
проблемы имеют крупномасштабный характер, затрагивают каждого жителя области;
проблемы не могут быть устранены в краткосрочной перспективе;
решение проблем невозможно без широкого участия и взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и общественных институтов;
для устранения проблем требуется обеспечить концентрацию финансовых и иных видов ресурсов и предусмотреть механизмы их эффективного использования.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач, стоящих перед системой образования области в 2012 - 2015 годах.
Мероприятия Программы согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их реализации, а также определены исходя из приоритетов социально-экономического развития области до 2020 года с учетом ресурсных возможностей на областном и муниципальном уровнях.
Программа полностью обеспечивает преемственность мероприятий предыдущих областных целевых программ в сфере образования, взаимоувязана с мероприятиями ФЦПРО.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода
Отказ от использования программно-целевого метода бюджетного планирования отрасли приведет к ряду негативных последствий.
Без использования программно-целевого метода проблемы в сфере образования не только сохранятся, но и будут нарастать, существенным образом замедляя развитие социально-экономическое развитие области.
Будет крайне затруднено обеспечение прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и планируемыми результатами их использования в соответствии с выявленными проблемами, препятствующими дальнейшему развитию образования области.
Существенно снизятся положительные эффекты, полученные при реализации предыдущих программ в сфере образования. Утратится логика преемственности областных целевых программ.
Вместо системного изменения образовательных сетей будут происходить бессистемные изменения, что повлияет на качество образовательных услуг и приведет к увеличению доли неэффективных расходов в сфере образования.
Без принятия комплекса мер по созданию в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, невозможным будет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Проблема будет усугубляться продолжающимся моральным и физическим старением материально-технической базы образовательных учреждений, что отрицательно скажется на здоровье обучающихся.
В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию на всех его уровнях, что спровоцирует социальное расслоение населения.
Не будет развиваться система поддержки одаренных детей.
Не будет в должной мере обеспечена интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество.
Отказ от реализации мер по созданию единой информационной системы сферы образования не позволит реализовать современные подходы к управлению образованием, основанные на информационно-коммуникационных технологиях, замедлится переход на оказание в электронном виде государственных и муниципальных услуг в образовании.
Отказ от дополнительных мер по развитию кадрового потенциала обусловит снижение числа квалифицированных педагогических и управленческих работников в отрасли.
Без использования программно-целевого метода не будет обеспечено выполнение основных положений приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", а также достижение целей, задач и значений показателей эффективности ФЦПРО.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Использование программно-целевого метода, основанного на подчинении распределения ресурсов и намечаемых мероприятий достижению определенной цели, позволит в комплексе осуществить меры по модернизации региональной системы образования и консолидировать источники финансирования программных мероприятий.
Финансирование Программы связано с выполнением целевых показателей по годам. Возможны следующие варианты финансирования Программы.
Первый вариант предполагает полное финансирование Программы и обеспечивает реализацию всех программных мероприятий. В этом случае будут решены главные задачи Программы, достигнуты показатели ее эффективности.
Второй вариант предусматривает финансирование Программы в объеме 50% от запланированного. В этом случае нужно будет искать новые источники финансирования мероприятий Программы или отказываться от их проведения. Корректировка мероприятий приведет к снижению эффективности решения одной или нескольких поставленных задач или отказа от их решения. Нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к недостижению цели Программы, что негативно отразится на развитии экономики области из-за падения темпов роста и развития человеческого капитала как ее основного ресурса. При условии направленности Программы на реализацию основных положений развития российского образования, ее невыполнение будет иметь негативный характер не только для образования области, но и для российского государства и общества в целом.
Таким образом, только первый вариант позволит добиться цели Программы, обеспечить решение поставленных задач. Это будет способствовать сохранению и дальнейшему улучшению достигнутого уровня образования в области, концентрации ресурсов и эффективному их использованию, созданию условий для перехода на федеральные государственные образовательные стандарты, позволит выпускникам основных школ сделать осознанный выбор пути получения среднего образования в средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования.
В то же время возможно возникновение определенных рисков.
Одним из рисков является риск неэффективного управления Программой, возникновение которого может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Кроме того, существует социальный риск, связанный с низкой информированностью образовательного сообщества, а также общества в целом, о ходе реализации Программы. Если социально-экономические последствия выполнения мероприятий Программы не будут понятны общественности, то в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными.
Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты такие меры, как:
мониторинг хода реализации мероприятий Программы и выполнения Программы в целом;
широкое привлечение общественности и образовательного сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;
обеспечение публичности отчетов и итогового доклада о ходе реализации Программы и другие.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Сроки реализации Программы - 2012 - 2015 годы.
Реализация мероприятий осуществляется в течение всего периода действия Программы.
Выделение этапов Программы не предусмотрено.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы
Целью Программы является обеспечение каждому жителю доступности качественного образования, соответствующего современным стандартам и требованиям социально-экономического развития области.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие приоритетные задачи:
развитие муниципальных систем дошкольного образования;
модернизация системы общего образования;
совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками;
создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание единой информационной системы сферы образования области;
развитие кадрового потенциала системы образования области.
Целевые показатели и их значения, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам, представлены в приложении N 2.
При определении целевых показателей эффективности реализации Программы учитывалось их соответствие показателям Стратегии развития области, программы социально-экономического развития области, ФЦПРО, а также обеспечение преемственности по отношению к показателям областных целевых программ "Развитие образования Кировской области" на 2011 год и "Дети Кировской области" на 2010 - 2011 годы.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования, направлениям финансирования и основным направлениям реализации программных мероприятий Программы
Общий объем финансирования Программы по предварительным оценкам составляет 7 604 425 тыс. рублей, в том числе
средства федерального бюджета - 1 008 770 тыс. рублей,
средства областного бюджета - 5 690 340 тыс. рублей,
средства местных бюджетов - 857 615 тыс. рублей (по соглашениям),
средства внебюджетных источников - 47 700 тыс. рублей (по согласованию).
Объем финансирования Программы
по годам
Источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы в 2012 - 2015 годах (тыс. рублей) |
||||
всего |
в том числе |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
федеральный бюджет |
1 008 770 |
609 840 |
398 930 |
|
|
областной бюджет |
5 690 340 |
1 226 985 |
1 762 297 |
1 526 004 |
1 175 054 |
местные бюджеты |
857 615 |
161 835 |
215 710 |
259 910 |
220 160 |
внебюджетные источники |
47 700 |
9 500 |
12 300 |
12 200 |
13 700 |
Итого |
7 604 425 |
2 008 160 |
2 389 237 |
1 798 114 |
1 408 914 |
Средства федерального бюджета привлекаются в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в части организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий, а также в соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. (пункт 3 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 04.04.2011 N 11), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Объем финансирования Программы
по основным направлениям финансирования
Направление финансирования Программы |
Объем финансирования Программы в 2012 - 2015 годах (тыс. рублей) |
||||
всего |
в том числе |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Капитальные вложения |
3866055 |
1015950 |
1423230 |
897800 |
529075 |
Прочие расходы |
3738370 |
992210 |
966007 |
900314 |
879839 |
Итого |
7 604 425 |
2 008 160 |
2 389 237 |
1 798 114 |
1 408 914 |
Объем финансирования Программы
по направлению "Капитальные вложения"
Направление финансирования Программы |
Объем финансирования Программы в 2012 - 2015 годах (тыс. рублей) |
||||
всего |
в том числе |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Приобретение результатов деятельности частного партнера в рамках исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве в целях выполнения работ по строительству и реконструкции зданий и объектов муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
273 960 |
132360 |
141600 |
|
|
Строительство зданий и объектов общеобразовательных учреждений |
1 360 500 |
182 500 |
418 750 |
458 750 |
300 500 |
Реконструкция зданий и объектов общеобразовательных учреждений |
462 000 |
16 250 |
224 250 |
174 000 |
47 500 |
Приобретение результатов деятельности частного партнера в рамках исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве в целях выполнения работ по строительству зданий и объектов общеобразовательных учреждений |
305300 |
39300 |
172400 |
93600 |
|
Приобретение школьных автобусов |
104085 |
56340 |
32770 |
7300 |
7675 |
Организация сетевого взаимодействия между государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями и обучения с использованием дистанционных технологий |
349500 |
173500 |
110000 |
33000 |
33000 |
Оснащение общеобразовательных учреждений оборудованием (учебно-лабораторным, учебно-производственным), аппаратно-программными комплексами, электронными образовательными ресурсами, системными, прикладными программами и информационными системами |
240210 |
124200 |
81060 |
17050 |
17900 |
Совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений |
340000 |
175000 |
105000 |
30000 |
30000 |
Оборудование спортивных объектов общеобразовательных учреждений |
110500 |
52000 |
54500 |
2000 |
2000 |
Обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автобусами |
12100 |
3000 |
3400 |
2600 |
3100 |
Приобретение оборудования для учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1900 |
500 |
500 |
500 |
400 |
Строительство жилья для молодых специалистов, поступивших на работу в областные государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Кировской области |
200000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
Оснащение ресурсных центров учебно-лабораторным и производственным оборудованием в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса |
74000 |
11000 |
21000 |
21000 |
21000 |
Оснащение высокотехнологичным оборудованием пищеблоков образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и подготовка помещений под новое оборудование |
32000 |
|
8000 |
8000 |
16000 |
Итого |
3866055 |
1015950 |
1423230 |
897800 |
529075 |
Объемы финансирования мероприятий Программы могут изменяться в зависимости от возможностей бюджетов и результатов оценки эффективности реализации Программы.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация Программы обеспечит каждому жителю доступность качественного образования, соответствующего современным стандартам и требованиям социально-экономического развития области.
В ходе выполнения мероприятий Программы ожидается:
сокращение очередности в дошкольных образовательных учреждениях;
создание новой сети общеобразовательных учреждений, позволяющей эффективно использовать все виды ресурсов;
формирование качественной системы начального и среднего профессионального образования, позволяющей эффективно взаимодействовать с местным рынком труда и готовить высококвалифицированные кадры по приоритетным направлениям экономики области;
совершенствование системы работы с талантливыми детьми и подростками;
создание условий для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;
обеспечение в образовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;
использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
переход на предоставление в электроном виде государственных и муниципальных услуг;
внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс управления образованием на всех уровнях;
создание и апробация на базе областных инновационных площадок современных моделей выявления и поддержки одаренных детей, успешной социализации детей, государственно-общественного управления образованием и их распространение на территории области;
привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, а также молодых специалистов.
Реализация Программы в полном объеме позволит достичь следующих результатов:
72,5% детей дошкольного возраста будут охвачены дошкольными образовательными учреждениями;
99% семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста, получат возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования;
3494 родителя (законных представителя), имеющие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, будут получать ежемесячные пособия в 2012 году;
4290 новых мест будет введено в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
70% детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста получат доступ к качественному общему образованию, в том числе с использованием дистанционных технологий;
55% школьников получат возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями к образовательному процессу;
81% детей школьного возраста получат возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования;
40% семей будут иметь возможность посещать досуговые мероприятия в образовательных учреждениях по месту жительства во внеучебное время;
80% выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, получат возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционно или в учреждениях профессионального образования;
23,2 и 8,9 человека составит средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местностях соответственно;
12,25 учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений будет приходиться на одного учителя;
99% выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, его сдадут;
65% общеобразовательных учреждений будет обеспечен доступ к сети Интернет со скоростью не ниже 256 Кбит/с;
100% семей смогут оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей школьного возраста;
25% занятых в экономике пройдут обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования;
100% студентов учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования будут обучаться по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий);
65% выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования) смогут трудоустроиться не позднее завершения первого года после выпуска;
на 25% вырастет обеспеченность учебно-лабораторными помещениями по нормативу на одного студента по отношению к 2005 году;
в отношении 25% укрупненных направлений подготовки и специальностей будет внедрена система сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
38% детей и подростков будут заниматься в учреждениях дополнительного образования детей;
50% учащихся будут вовлечены в участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников;
61% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут переданы на воспитание в семьи граждан;
300 социальных услуг будет оказано детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в Центре постинтернатного сопровождения;
на 47 п.п. по сравнению с 2010 годом снизится доля организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующих капитального ремонта и реконструкции, и составит 21%;
85% учреждений образования будут интегрированы с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой;
14 услуг в сфере образования будут предоставляться департаментом образования Кировской области, органами местного самоуправления, областными государственными и муниципальными образовательными учреждениями и другими организациями в электронном виде;
85% учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей;
62% учителей будут охвачены деятельностью профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получать в них профессиональную помощь и поддержку;
15% преподавателей будут охвачены процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы образования на базе областных стажировочных площадок для апробации новейших достижений в сфере образования.
9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы предлагается департамент образования Кировской области, государственными заказчиками - департамент образования Кировской области и департамент строительства и архитектуры Кировской области.
Разработчиком Программы предлагается департамент образования Кировской области.
10. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Государственный заказчик - координатор Программы - департамент образования Кировской области - в установленном порядке осуществляет управление реализацией Программы и принимает меры по выполнению мероприятий Программы, в том числе взаимодействует с Министерством образования и науки Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий в рамках ФЦПРО, а также организует информационную работу о ходе реализации Программы.
Государственные заказчики Программы:
разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения мероприятий Программы;
готовят предложения по формированию перечня программных мероприятий, уточняют затраты по программным мероприятиям;
проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий; осуществляют отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансовые средства федерального и областного бюджетов на реализацию мероприятий направляются в муниципальные образования области в виде субсидий. Государственные заказчики Программы заключают с органами местного самоуправления муниципальных образований области соглашения о предоставлении субсидий.
Бюджетам муниципальных образований будут предоставляться субсидии на реализацию следующих мероприятий:
строительство и реконструкцию зданий и объектов общеобразовательных учреждений;
капитальный и текущий ремонт образовательных учреждений;
выплаты ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
реализацию мероприятий по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях области;
внедрение инновационных образовательных программ, направленных на развитие творческих способностей детей;
развитие подсобных хозяйств образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществление ежемесячных выплат педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений.
Субсидии местным бюджетам предоставляются при наличии муниципальных целевых программ, заключения соглашения о предоставлении субсидии между департаментом образования и органом местного самоуправления, обеспечения финансирования объектов из местного бюджета. Условия предоставления и методика расчета каждой из субсидий будет определена Программой.
Жилье, построенное для молодых специалистов, поступивших на работу в областные государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Кировской области, будет предоставляться молодым специалистам в аренду. Через 10 лет после предоставления жилья специалист будет иметь право его выкупить по остаточной стоимости при условии, что все это время специалист работал в общеобразовательном учреждении.
Объекты капитального строительства государственной собственности области в установленном порядке включаются в Областную адресную инвестиционную программу.
Государственный заказчик - координатор Программы ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в департамент экономического развития при Правительстве области информацию о социально-экономической эффективности реализации Программы, финансировании и выполнении программных мероприятий, а по итогам года в срок до 01.03.2016 представляет информацию о достижении показателей эффективности для ее оценки.
Государственный заказчик Программы по завершении действия Программы представляет в Правительство области доклад о выполнении Программы, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве Кировской области, а также с заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу органа государственной власти - государственного заказчика - координатора Программы.
Приложение N 1
Перечень
мероприятий областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Источник финансирования |
Объем финансирования в 2012 - 2015 годах (тыс. рублей) |
Ответственный исполнитель |
||||
всего |
в том числе |
|||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||
1 |
Развитие муниципальных систем дошкольного образования |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Приобретение результатов деятельности частного партнера в рамках исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве в целях выполнения работ по строительству и реконструкции зданий и объектов муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
областной бюджет |
273 960 |
132360 |
141600 |
|
|
департамент образования Кировской области |
1.2 |
Капитальный ремонт зданий и объектов муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей |
областной бюджет |
400 000 |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - органы местного самоуправления)** |
местные бюджеты* |
120000 |
30000 |
30000 |
30000 |
30000 |
|||
1.3 |
Предоставление выплат ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования |
областной бюджет |
52 400 |
52 400 |
|
|
|
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления** |
местные бюджеты* |
52400 |
52400 |
|
|
|
|||
1.4 |
Разработка моделей оценки качества дошкольного образования и методики подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества образования (подготовка измерителей, их сертификация) |
областной бюджет |
400 |
|
|
|
400 |
департамент образования Кировской области |
2 |
Модернизация системы общего образования |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Строительство зданий и объектов общеобразовательных учреждений |
областной бюджет |
1 128 400 |
166 000 |
355 000 |
367 000 |
240 400 |
департамент образования Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области, органы местного самоуправления** |
местные бюджеты* |
232100 |
16500 |
63750 |
91750 |
60100 |
|||
2.2 |
Приобретение результатов деятельности частного партнера в рамках исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве в целях выполнения работ по строительству зданий и объектов общеобразовательных учреждений |
областной бюджет |
305300 |
39300 |
172400 |
93600 |
|
департамент образования Кировской области |
2.3 |
Реконструкция зданий и объектов общеобразовательных учреждений |
областной бюджет |
429 600 |
13 000 |
217 000 |
160 400 |
39 200 |
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления** |
местные бюджеты* |
32400 |
3250 |
7250 |
13600 |
8300 |
|||
2.4 |
Капитальный ремонт зданий и объектов общеобразовательных учреждений |
областной бюджет |
489 300 |
134 900 |
141 400 |
115 800 |
97 200 |
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления** |
местные бюджеты* |
116925 |
30525 |
33150 |
28950 |
24300 |
|||
2.5 |
Текущий ремонт общеобразовательных учреждений с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования |
федеральный бюджет |
200000 |
100000 |
100000 |
|
|
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления** |
областной бюджет |
251550 |
16100 |
68500 |
82550 |
84400 |
|||
местные бюджеты* |
251550 |
16100 |
68500 |
82550 |
84400 |
|||
2.6 |
Приобретение школьных автобусов |
федеральный бюджет |
62010 |
43140 |
18870 |
|
|
департамент образования Кировской области |
областной бюджет |
42 075 |
13 200 |
13 900 |
7 300 |
7 675 |
|||
2.7 |
Организация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий |
федеральный бюджет |
10000 |
10 000 |
|
|
|
департамент образования Кировской области |
областной бюджет |
42 000 |
7 000 |
10 000 |
12 000 |
13 000 |
|||
2.8 |
Организация сетевого взаимодействия между государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями и обучения с использованием дистанционных технологий |
федеральный бюджет |
223 500 |
143 500 |
80 000 |
|
|
департамент образования Кировской области |
областной бюджет |
126 000 |
30 000 |
30 000 |
33 000 |
33 000 |
|||
2.9 |
Обеспечение доступа общеобразовательным учреждениям к образовательным ресурсам в сети Интернет |
областной бюджет |
148 000 |
37 000 |
37 000 |
37 000 |
37 000 |
департамент образования Кировской области |
2.10 |
Оснащение общеобразовательных учреждений оборудованием (учебно-лабораторным, учебно-производственным), аппаратно-программными комплексами, электронными образовательными ресурсами, системными, прикладными программами и информационными системами |
федеральный бюджет |
178760 |
111200 |
67560 |
|
|
департамент образования Кировской области |
областной бюджет |
61 450 |
13 000 |
13 500 |
17 050 |
17 900 |
|||
2.11 |
Приобретение учебников и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных учреждений |
областной бюджет |
181 300 |
26 800 |
26 800 |
60 500 |
67 200 |
департамент образования Кировской области |
2.12 |
Совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений |
федеральный бюджет |
220000 |
145000 |
75000 |
|
|
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления** |
областной бюджет |
76 000 |
19 000 |
19 000 |
19 000 |
19 000 |
|||
местные бюджеты* |
44000 |
11000 |
11000 |
11000 |
11000 |
|||
2.13 |
Оборудование спортивных объектов общеобразовательных учреждений |
федеральный бюджет |
102500 |
50000 |
52500 |
|
|
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления** |
областной бюджет |
8 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
|||
2.14 |
Оснащение общеобразовательных учреждений оборудованием для медицинских кабинетов |
федеральный бюджет |
12 000 |
7 000 |
5 000 |
|
|
департамент образования Кировской области |
2.15 |
Организация и проведение конкурсных отборов лучших образовательных учреждений Кировской области |
областной бюджет |
42 000 |
10 500 |
10 500 |
10 500 |
10 500 |
департамент образования Кировской области |
2.16 |
Реализация модели региональной системы оценки качества начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, охватывающей региональный и муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения |
областной бюджет |
3 715 |
960 |
885 |
950 |
920 |
департамент образования Кировской области |
3 |
Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Организация издания печатного сборника "Атлас профессий Кировской области" на основе анализа прогнозных потребностей Кировской области в трудовых ресурсах |
областной бюджет |
400 |
100 |
100 |
100 |
100 |
департамент образования Кировской области |
3.2 |
Формирование контрольных цифр приема и государственных заданий учреждениям профессионального образования на основе перспективных потребностей рынка труда |
не требуется |
|
департамент образования Кировской области |
||||
3.3 |
Организация профориентационных мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей |
областной бюджет |
600 |
150 |
150 |
150 |
150 |
департамент образования Кировской области |
внебюджетные источники* |
400 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
3.4 |
Совершенствование организации подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля, транспорта и дорожного строительства |
областной бюджет |
80 500 |
23 000 |
23 000 |
23 000 |
11 500 |
департамент образования Кировской области |
внебюджетные источники* |
3500 |
1000 |
1000 |
1000 |
500 |
|||
3.5 |
Обеспечение условий для развития информационно - технологической инфраструктуры учреждений начального и среднего профессионального образования |
областной бюджет |
48 000 |
8 000 |
8 000 |
16 000 |
16 000 |
департамент образования Кировской области |
внебюджетные источники* |
10400 |
800 |
1600 |
4000 |
4000 |
|||
3.6 |
Оснащение ресурсных центров учебно-лабораторным и производственным оборудованием в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса |
областной бюджет |
70 000 |
10 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
департамент образования Кировской области |
внебюджетные источники* |
4000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
|||
3.7 |
Создание в учреждениях начального и среднего профессионального образования условий для обучения студентов основам военной службы |
областной бюджет |
11 100 |
11 100 |
|
|
|
департамент образования Кировской области |
внебюджетные источники* |
400 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
3.8 |
Оснащение высокотехнологичным оборудованием пищеблоков образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и подготовка помещений под новое оборудование |
областной бюджет |
24 000 |
0 |
6 000 |
6 000 |
12 000 |
департамент образования Кировской области |
внебюджетные источники* |
8000 |
0 |
2000 |
2000 |
4000 |
|||
3.9 |
Создание в общежитиях учреждений начального и среднего профессионального образования условий, отвечающих требованиям СанПиН |
областной бюджет |
10 000 |
5 000 |
5 000 |
|
|
департамент образования Кировской области |
внебюджетные источники* |
5000 |
2500 |
2500 |
|
|
|||
3.10 |
Организация профессиональной переподготовки преподавателей специальных дисциплин, не имеющих профильного образования, на базе учреждений высшего профессионального образования |
областной бюджет |
3 640 |
910 |
910 |
910 |
910 |
департамент образования Кировской области, ВятГГУ**, ВГСХА**, ВГУ** |
3.11 |
Организация стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на базе профильных вузов, предприятий - заказчиков кадров, ресурсных центров профессионального образования |
областной бюджет |
6 400 |
1 600 |
1 600 |
1 600 |
1 600 |
департамент образования Кировской области |
3.12 |
Предоставление социальных выплат в виде стипендий Правительства Кировской области для студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Кировской области, из числа лучших выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования |
областной бюджет |
78 391 |
13 955 |
17 946 |
21 995 |
24 495 |
департамент образования Кировской области |
3.13 |
Организация создания регионального центра оценки и сертификации квалификаций |
не требуется |
|
|
|
|
департамент образования Кировской области |
|
3.14 |
Предоставление государственной поддержки учреждениям, внедряющим инновационные образовательные программы для подготовки рабочих и специалистов |
областной бюджет |
16 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
департамент образования Кировской области |
внебюджетные источники* |
16000 |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
|||
4 |
Развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками |
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Государственная поддержка учреждений дополнительного образования детей, внедряющих инновационные образовательные программы, направленные на развитие творческих способностей детей |
областной бюджет |
12 000 |
3 000 |
3 000 |
3 000 |
3 000 |
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления** |
местные бюджеты* |
120 |
30 |
30 |
30 |
30 |
|||
4.2 |
Проведение организационно-массовых мероприятий для выявления и развития одаренных детей |
областной бюджет |
3 307 |
802 |
835 |
835 |
835 |
департамент образования Кировской области |
4.3 |
Организация обучения талантливых (одаренных) детей с использованием мультимедийных и дистанционных технологий |
областной бюджет |
7 490 |
2 100 |
1 900 |
1 430 |
2 060 |
департамент образования Кировской области |
4.4 |
Выплата премий Правительства Кировской области победителям и призерам областного этапа всероссийской олимпиады школьников и областных предметных олимпиад |
областной бюджет |
7 000 |
1 750 |
1 750 |
1 750 |
1 750 |
департамент образования Кировской области |
4.5 |
Реализация системы мероприятий по развитию технического творчества детей |
областной бюджет |
3 100 |
1 520 |
675 |
500 |
405 |
департамент образования Кировской области |
5 |
Создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Капитальный ремонт зданий и объектов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
областной бюджет |
22 870 |
6 388 |
6 332 |
5 150 |
5 000 |
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления** |
местные бюджеты* |
8000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
|||
5.2 |
Реализация системы мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики социального сиротства |
областной бюджет |
2 000 |
500 |
500 |
500 |
500 |
департамент образования Кировской области |
5.3 |
Обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автобусами |
областной бюджет |
12 100 |
3 000 |
3 400 |
2 600 |
3 100 |
департамент образования Кировской области |
5.4 |
Государственная поддержка образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для развития имеющихся подсобных хозяйств (на конкурсной основе) |
областной бюджет |
6 000 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
департамент образования Кировской области, органы местного самоуправления** |
местные бюджеты* |
120 |
30 |
30 |
30 |
30 |
|||
5.5 |
Организация и проведение спортивных, оздоровительных, культурно-массовых мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
областной бюджет |
3 160 |
610 |
730 |
850 |
970 |
департамент образования Кировской области |
5.6 |
Организация создания областного государственного учреждения "Центр постинтернатного сопровождения выпускников" |
не требуется |
|
|
|
|
департамент образования Кировской области |
|
5.7 |
Приобретение оборудования для учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
областной бюджет |
1 900 |
500 |
500 |
500 |
400 |
департамент образования Кировской области |
6 |
Создание единой информационной системы сферы образования области |
|
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Создание защищенной корпоративной сети передачи данных учреждений образования Кировской области на основе VipNet |
областной бюджет |
20 860 |
14 737 |
2 041 |
2 041 |
2 041 |
департамент образования Кировской области |
6.2 |
Создание системы управления образованием, основанной на информационно - коммуникационных технологиях (приобретение программных средств, предназначенных для автоматизации административной деятельности учреждений системы образования, департамента образования) |
областной бюджет |
8 000 |
5 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
департамент образования Кировской области |
6.3 |
Создание (приобретение, разработка) и функционирование системы автоматизированного мониторинга учреждений системы образования |
областной бюджет |
700 |
400 |
100 |
100 |
100 |
департамент образования Кировской области |
7 |
Развитие кадрового потенциала системы образования области |
|
|
|
|
|
|
|
7.1 |
Создание областных стажировочных площадок для апробации новейших достижений в сфере образования и обеспечение их деятельности |
областной бюджет |
11 920 |
4 480 |
2 480 |
2 480 |
2 480 |
департамент образования Кировской области |
7.2 |
Проведение областных мероприятий по обсуждению актуальных задач и путей реализации государственной политики в образовании (форумов, конференций и др.) |
областной бюджет |
2 400 |
600 |
600 |
600 |
600 |
департамент образования Кировской области |
7.3 |
Участие во всероссийских и международных форумах, конференциях, выставках |
областной бюджет |
2 000 |
500 |
500 |
500 |
500 |
департамент образования Кировской области |
7.4 |
Изготовление нагрудного знака "Педагогическая слава" и удостоверения к нагрудному знаку, награждение лучших педагогических работников области и предоставление им единовременных денежных выплат в виде премий |
областной бюджет |
1 400 |
350 |
350 |
350 |
350 |
департамент образования Кировской области |
7.5 |
Предоставление социальных выплат в виде премий Правительства Кировской области для педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, подготовившим победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и (или) международных олимпиад |
областной бюджет |
4 800 |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
департамент образования Кировской области |
7.6 |
Предоставление социальных выплат молодым специалистам, окончившим государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и принятым на работу в дошкольные и общеобразовательные учреждения Кировской области (в рамках проведения эксперимента по привлечению молодых специалистов в областные государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения и учреждения дошкольного образования) |
областной бюджет |
40 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
департамент образования Кировской области |
7.7 |
Строительство жилья для молодых специалистов, поступивших на работу в областные государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Кировской области |
областной бюджет |
200 000 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
департамент образования Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области |
7.8 |
Осуществление ежемесячных выплат педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений |
областной бюджет |
905 652 |
226 413 |
226 413 |
226 413 |
226 413 |
департамент образования Кировской области |
7.9 |
Организация издания серии публикаций и видеоматериалов, направленных на формирование позитивного образа учителя |
областной бюджет |
1 200 |
300 |
300 |
300 |
300 |
департамент образования Кировской области |
|
|
Итого |
7 604 425 |
2 008 160 |
2 389 237 |
1 798 114 |
1 408 914 |
|
по Программе | ||||||||
в том числе: | ||||||||
федеральный бюджет |
1 008 770 |
609 840 |
398 930 |
|
|
|||
областной бюджет |
5 690 340 |
1 226 985 |
1 762 297 |
1 526 004 |
1 175 054 |
|||
местные бюджеты* |
857 615 |
161 835 |
215 710 |
259 910 |
220 160 |
|||
внебюджетные источники* |
47 700 |
9 500 |
12 300 |
12 200 |
13 700 |
* Средства местных бюджетов и внебюджетных источников привлекаются по соглашению.
** Органы местного самоуправления и организации участвуют в реализации мероприятий Программы по согласованию.
Х - год реализации мероприятия Программы, не требующего финансирования.
Приложение N 2
Показатели эффективности реализации Программы по годам
N п/п |
Наименование задачи, показателя |
Единица измерения |
Базовое значение (2010 год) |
Изменение значения показателя по годам |
Источник получения информации |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
||||
|
Задача 1. Развитие муниципальных систем дошкольного образования |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями |
% |
70,3 |
72,2 |
72,3 |
72,4 |
72,5 |
|
2 |
Количество родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, получивших ежемесячное пособие |
человек |
2480 |
3494 |
- |
- |
- |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
3 |
Доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, в общей численности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста |
% |
75 |
80 |
85 |
90 |
99 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
4 |
Количество введенных новых мест в дошкольных образовательных учреждениях (в рамках мероприятий Программы по строительству, капитальному ремонту и реконструкции) |
мест |
35 |
1220 |
1070 |
1000 |
1000 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
|
Задача 2. Модернизация системы общего образования |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста |
% |
62 |
62 |
63 |
65 |
70 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
6 |
Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников |
% |
15,89 |
25 |
35 |
45 |
55 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
7 |
Доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста |
% |
53 |
60 |
67 |
74 |
81 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
8 |
Доля семей, имеющих возможность посещать досуговые мероприятия в образовательных учреждениях по месту жительства во внеучебное время, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста |
% |
18 |
24 |
30 |
40 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
|
9 |
Доля выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционно или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях |
% |
35 |
40 |
55 |
80 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
|
10 |
Средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности |
человек |
22,6 |
23,1 |
23,15 |
23,2 |
23,2 |
форма государственного федерального статистического наблюдения ОШ-2 |
11 |
Средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах |
человек |
8,3 |
8,7 |
8,88 |
8,9 |
8,9 |
форма государственного федерального статистического наблюдения ОШ-2 |
12 |
Численность учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, приходящихся на одного учителя |
человек |
11,13 |
12,18 |
12,35 |
12,2 |
12,25 |
формы государственного федерального статистического наблюдения ОШ-2, 83-РИК, 76-РИК, |
13 |
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене |
% |
99,64 |
99 |
99 |
99 |
99 |
аналитический отчет о едином государственном экзамене областного государственного учреждения "Центр оценки качества образования" |
14 |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет со скоростью не ниже 256 Кбит/с |
% |
7 |
25 |
40 |
50 |
65 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
15 |
Доля семей, которым предоставлена возможность в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста |
% |
25 |
75 |
100 |
100 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
|
|
Задача 3. Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования, в общей численности занятых в экономике |
% |
10 |
12 |
15 |
20 |
25 |
формы федерального статистического наблюдения 1-профтех, СПО-1, ведомственная отчетность Управления государственной службы занятости населения Кировской области |
17 |
Доля студентов учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов учреждений начального и среднего профессионального образования |
% |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
18 |
Доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования), трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года |
% |
52 |
55 |
60 |
65 |
65 |
формы федерального статистического наблюдения 1-профтех, СПО-1, ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
19 |
Рост обеспеченности учебно-лабораторными помещениями по нормативу на одного студента по отношению к 2005 году |
% |
5 |
9 |
15 |
20 |
25 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
20 |
Доля укрупненных направлений подготовки и специальностей, в отношении которых внедрена система сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, в общем числе укрупненных направлений подготовки и специальностей |
% |
0 |
3 |
9 |
15 |
25 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
|
Задача 4. Развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Доля детей и подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей |
% |
35 |
36 |
37 |
37,5 |
38 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
22 |
Доля учащихся, принимавших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников |
% |
42 |
45 |
48 |
49 |
50 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
|
Задача 5. Создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
% |
59 |
59 |
59 |
60 |
61 |
форма федерального статистического наблюдения N 103-РИК |
24 |
Количество социальных услуг, оказанных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в областном государственном учреждении "Центр постинтернатного сопровождения выпускников" |
единиц |
0 |
30 |
120 |
240 |
300 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
25 |
Доля зданий и объектов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующих капитального ремонта и реконструкции |
% |
68 |
57 |
47 |
32 |
21 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
|
Задача 6. Создание единой информационной системы сферы образования области |
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Доля учреждений образования, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой, в общем числе образовательных учреждений области |
% |
0 |
10 |
30 |
50 |
85 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
27 |
Количество услуг в сфере образования, предоставляемых департаментом образования Кировской области, органами местного самоуправления, областными государственными и муниципальными образовательными учреждениями и другими организациями в электронном виде |
единиц |
12 |
12 |
12 |
14 |
14 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
|
Задача 7. Развитие кадрового потенциала системы образования области |
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Доля учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей |
% |
60 |
72 |
75 |
80 |
85 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
29 |
Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей |
% |
42 |
48 |
52 |
62 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
|
30 |
Доля воспитателей и учителей, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы образования на базе областных стажировочных площадок для апробации новейших достижений в сфере образования, в общей численности воспитателей и учителей |
% |
5 |
10 |
12 |
15 |
ведомственная отчетность департамента образования Кировской области |
Х - показатель не наблюдался
Лист сокращенных наименований
ВятГГУ - Государственное образовательное учреждений высшего профессионального образования "Вятский государственный гуманитарный университет";
ВГСХА - Федеральное государственное образовательное учреждений высшего профессионального образования "Вятская государственная сельскохозяйственная академия";
ВГУ - Государственное образовательное учреждений высшего профессионального образования "Вятский государственный университет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главной целью Программы является обеспечение доступного, качественного образования, соответствующего современным стандартам и требованиям социально-экономического развития области. Основные задачи Программы: развитие муниципальных систем дошкольного образования; модернизация системы общего образования; совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда; развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками.
Приведены ожидаемые показатели результативности Программы.
Общий объем финансирования Программы составляет 7 604 425 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1 008 770 тыс. рублей, средства областного бюджета - 5 690 340 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 857 615 тыс. рублей (по соглашениям), средства внебюджетных источников - 47 700 тыс. рублей (по согласованию).
Реализация Программы - 2012 - 2015 годы.
Распоряжение Правительства Кировской области от 19 июля 2011 г. N 180 "О концепции областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был