28 апреля 2010 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 апреля 2010 г. N 49/171 преамбула настоящего постановления изложена в новой редакции
В соответствии с федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительство Кировской области постановляет:
Постановлением Правительства Кировской области от 28 апреля 2010 г. N 49/171 пункт 1 настоящего постановления изложен в новой редакции
1. Утвердить Правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области. Прилагаются.
2. Определить администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.) уполномоченным органом, осуществляющим реализацию антикоррупционных мер в Кировской области (далее - уполномоченный орган).
3. Уполномоченному органу:
3.1. Организовать прием обращений граждан о коррупционных проявлениях государственных служащих, должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений через Интернет-приёмную Правительства области.
3.2. Подготовить в срок до 01.06.2009 концепцию областной целевой программы "О противодействии коррупции в Кировской области" на 2009 - 2012 годы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления области:
4.1. Разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты по противодействию коррупции.
4.2. Привести муниципальные нормативные правовые акты и должностные регламенты муниципальных служащих в соответствие с действующим антикоррупционным законодательством.
4.3. Проводить на постоянной основе анализ жалоб и обращений граждан с целью выявления и проверки сведений о фактах коррупционного поведения муниципальных служащих.
4.4. Изучить проблемные направления деятельности, сформировать перечень коррупционно опасных функций в сфере ответственности каждого структурного подразделения и разработать механизмы противодействия коррупционным проявлениям.
5. Департаменту информационно-аналитической работы и связей с общественностью Кировской области (Урматская Е.А.) обеспечить освещение в средствах массовой информации мероприятий антикоррупционной направленности, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления области.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В. и и.о. заместителя Председателя Правительства области - управляющего делами Правительства области Перескокова А.В.
7. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор |
Н.Ю. Белых |
Постановлением Правительства Кировской области от 28 апреля 2010 г. N 49/171 настоящие Правила изложены в новой редакции
Правила проведения
антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных
документов, разрабатываемых органами исполнительной власти
Кировской области
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 28 апреля 2009 г. N 9/94)
28 апреля 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области (далее - Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", определяют:
1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области (далее - проекты документов).
1.1.2. Орган, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
коррупциогенные факторы - положения проектов документов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
дискреционные полномочия - полномочия, которые государственный служащий может осуществить по собственному усмотрению.
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов документов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза).
1.4. Основной целью экспертизы является определение реальной степени возможности использования государственным служащим особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупциогенных факторов.
1.5. Экспертиза на коррупциогенность проводится правовым управлением администрации Правительства Кировской области одновременно в рамках правовой экспертизы проектов документов.
2. Коррупциогенные факторы
Коррупциогенными факторами являются:
2.1. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти области (их должностных лиц).
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти области (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области (их должностных лиц).
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти области (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти области (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти области (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Инструменты обнаружения коррупциогенных факторов
Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах проектов документов следует:
3.1. Проанализировать все полномочия органа государственной власти области.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать государственные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовым управлением
администрации Правительства Кировской области
4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупциогенных факторов, необходимо выявить в тексте проекта документа коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа или положения проекта документа и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
4.3. Заключительный этап - визирование проекта документа начальником правового управления администрации Правительства Кировской области либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в проекте документа норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты проекта документа, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения проекта документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупциогенных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности проекта документа.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии в проекте документа признаков коррупциогенности.
4.5. Заключение экспертизы проекта документа, подписанное начальником правового управления администрации Правительства Кировской области (лицом, его замещающим), направляется руководителю органа исполнительной власти области, подготовившего проект документа.
4.6. Орган исполнительной власти области, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:
4.6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект документа на повторную экспертизу.
4.6.2. Принимает решение об отзыве проекта документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 28 апреля 2009 г. N 9/94 "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 7 декабря 2021 г. N 681-п
Изменения вступают в силу с 10 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Кировской области от 26 августа 2020 г. N 474-п
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2020 г.
Постановление Правительства Кировской области от 13 апреля 2020 г. N 157-п
Изменения вступают в силу с 26 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Кировской области от 16 января 2017 г. N 40/14
Постановление Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654
Постановление Правительства Кировской области от 11 августа 2015 г. N 53/445
Постановление Правительства Кировской области от 21 сентября 2011 г. N 121/459
Постановление Правительства Кировской области от 28 апреля 2010 г. N 49/171