Решение Кировского областного суда
от 21 июля 2010 г. N 3-39/10
Кировский областной суд в составе: председательствующего судьи Погудиной Т.С., с участием прокурора Наймушина А.Л., при секретаре Рудаковой Е. А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2009 года N 39/9 "О тарифах на транспортные услуги ООО "Вятка-Промжелдортранс", установил:
18 декабря 2009 года правлением Региональной службы по тарифам Кировской области принято решение N 39/9 "О тарифах на транспортные услуги ООО "Вятка-Промжелдортранс", которым установлены и введены в действие с 1 января 2010 года предельные максимальные тарифы на перевозку грузов (подачу и уборку вагонов) по подъездным железнодорожным путям ООО "Вятка-Промжелдортрас" раздельно для предприятий, примыкающим к станциям Вятка, Чухломинский и Чепецкая.
Общество с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" обратилось в суд с заявлением о признании указанного нормативного правового акта противоречащим Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 и Методическим рекомендациям по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами на подъездных железнодорожных путях, утвержденных распоряжением службы по ценовому регулированию Кировской области от 5 октября 2005 года N 129.
В обоснование заявления указано, что тарифы, утвержденные на перевозку грузов, не являются экономически обоснованными, поскольку не обеспечивают компенсацию расходов и прибыль предприятия. Заявителем был представлен в региональную службу по тарифам Кировской области экономически обоснованный расчет, однако расходы, включенные в расчет тарифа, необоснованно уменьшены, что привело к его снижению.
По мнению заявителя необоснованно занижены следующие расходы:
Зарплата основного производственного персонала снижена по сравнению с представленной заявителем на 2557,78 тыс. рублей, принята к расчету тарифа на уровне зарплаты 2009 года без учета инфляции. Между тем, отраслевым соглашением предусмотрено индексирование тарифных ставок, окладов работников на 2010 - 2012 годы.
Принятие к расчету тарифа размера заработной платы на регулируемый период в размере заработной платы 2009 года ведет к занижению себестоимости работ, соответственно к снижению расчетного тарифа и противоречит статье 225 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункту "б" пункта 5 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, пункту 4.4.8 Методических рекомендаций.
Отчисления на социальные нужды уменьшены на 675,25 тыс. рублей в связи с тем, что уменьшены необоснованно расходы на оплату труда.
Арендная плата, заявленная к расчету тарифа в размере 19632, 79 тыс. рублей, принята только в размере 11925,11 тыс. рублей на уровне договоров аренды 2008 года.
Занижены прямые расходы заявителя на материалы на текущее содержание и все виды ремонта подъездных путей и подвижного состава, выполняемые хозяйственным способом. В расчет не включены затраты на содержание путейской техники, железнодорожных кранов, электрических сетей, устройств сигнализации, централизации и связи.
Заявителем в расчет тарифа заложены расходы на проведение ремонтных работ сторонними организациями по договорам подряда. Затраты заявлены в сумме 7322,65 тыс. рублей. Однако экономически обоснованные затраты не были приняты к расчету тарифа в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации N 643 и статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
Необоснованно снижена прибыль заявителя, подлежащая учету в расчете тарифа на перевозку грузов. В расчет прибыли не включены инвестиции и дивиденды по акциям.
Заявителем в расчет тарифа заложен объем работ в размере 841,5 тыс. тонн, грузооборот - 1801,05 тыс. тонн\км., принят к расчету тарифа объем груза 954.11 тыс. тонн, грузооборот - 1993,16 тыс. тонн\км. При этом в нарушении Методических указаний объем работ и грузооборот приняты не на основании договоров с клиентами.
Заявитель полагает, что оспариваемое решение нарушает права истца на получение за оказываемые услуги оплаты, исходя из экономически обоснованного тарифа.
В судебном заседании представители Общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" Баюрова Е.М. и Крупчатникова О.П. заявленные требования поддержали в полном объеме. С учетом дополнений Баюрова Е.М. пояснила суду, что оспариваемый правовой акт нарушает права хозяйствующих субъектов и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Решение правления Региональной службы по тарифам Кировской обл. от 18.12.2009 г. N 39/9 "О тарифах на транспортные услуги ООО "Вятка-Промжелдортранс" не соответствует Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов, платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643, статье 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статье 12 Федерального закона "О естественных монополиях", статьям 252, 255 Налогового кодекса Российской Федерации.
Крупчатникова О.П. пояснила суду, что установленные тарифы привели к убыткам предприятия в первом полугодии 2010 года. Причем убытки в расчет тарифа возможно будет включить только на 2012 год.
Представители Региональной службы по тарифам Кировской области, действующие на основании доверенностей Земсков Д.Л. и Кормщикова Ю.Л., заявленные требования не признали, поддержали возражения, изложенные в письменном виде. Кормщикова Ю.Л. суду пояснила, что в ходе расчета тарифов для заявителя на 2010 год были исключены отдельные предложенные расходы, обоснованность которых не нашла документального подтверждения. Обоснованность тарифов подтверждена экспертным заключением Региональной службы по тарифам. Расходы по заработной плате в размере 24130 тыс. рублей приняты службой к расчету исходя из ожидаемой средней заработной платы на 2009 года - 13405,56 тыс. рублей (согласно раздела 3.1 экспертного заключения). Расчет средней заработной платы представлен заявителем. В своих расчетах заявитель ожидаемую заработную плату индексирует на коэффициент-дефлятор (1,106), что составляет 26687,78 рублей. В рамках единого подхода к формированию тарифов, определенного Правительством Российской Федерации в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год, заработная плата принимается в расчет на уровне 2009 года с целью ограничения роста тарифов субъектов естественных монополий.
Снижение расходов на заработную плату, которые включены службой в расчет тарифов, повлекло за собой пропорциональное уменьшение размера отчисления на социальные нужды.
В расчет включены затраты по арендной плате в размере ожидаемого значения 2009 года исходя из представленных расчетов заявителя 11925110 рублей и раздела 3,8 экспертного заключения, поскольку надлежаще оформленных договоров аренды заявителем не было представлено.
Затраты на материалы на текущее содержание и все виды ремонта подъездных путей и подвижного состава, выполняемые хозяйственным способом, приняты к расчету согласно раздела 3.3 экспертного заключения. Предложение заявителя о включении расходов на проведение капитального ремонта по договорам подряда в сумме 2675,1 тыс. рублей скорректировано на основании подпункта 4.4.10 Методических указаний и экспертного заключения до 2336,79 тыс. рублей. Расчет прибыли произведен службой на основании расчетных данных, представленных заявителем (раздел 3.11 экспертного заключения, Приложение N 21).
В связи с отсутствием документов, подтверждающих выплату процентов по кредитам сверх норм и приобретение основных средств за счет прибыли расходы по учету прибыли скорректированы до 4760,84 тыс. рублей.
Объем работ и грузооборот определен на основании топливного баланса на 2010 год и по представленным данным заявителя. При этом снижение тарифа произошло только по станции Вятка, по станциям Чухломинский и Чепецкая тарифы выросли по сравнению с 2009 годом. Представители Региональной службы по тарифам Кировской области полагают, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку решением утверждены экономически обоснованные тарифы исходя из тех документов, которые представил заявитель в подтверждение своих расходов.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Наймушина А.Л., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля над их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В соответствии с этим Перечнем регулированию подлежат транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии с законом Кировской области от 26 июля 2001 года N 10-ЗО "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" и постановлением Правительства Кировской области от 25 марта 2008 года N 126/94 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области" Правительством Кировской области 1 сентября 2008 года N 144/365 утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Кировской области (далее Положение).
Согласно пункту 1.1, 1.1.2 и 1.1.3 Положения Региональная служба по тарифам Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, осуществляющим управление в сферах, в том числе, государственного регулирования цен (тарифов на товары (услуги), определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области; обеспечения контроля за порядком ценообразования и применения регулируемых тарифов (цен) в соответствии с нормами законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) и принятыми тарифными решениями.
Согласно п. 1.6 Положения деятельность службы финансируется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 1.9 положения служба вправе издавать нормативные правовые акты в форме решений, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, в отношении которых они изданы. Для определения основных направлений деятельности службы и принятия соответствующих решений образуется правление из числа государственных гражданских служащих области в количестве 7 человек, включая руководителя службы. Правление службы принимает коллегиальные решения большинством голосов (пункты 4.2-4.4 Положения).
В соответствии с п. 3.1.2.3.15 служба устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Для решения вопросов, отнесенных к ее компетенции, служба создает экспертные и рабочие группы, общественные экспертные советы, а также привлекает независимые экспертные организации (п. 3.1.2.20).
Порядок подготовки и проведения заседаний правления Региональной службы по тарифам Кировской области по рассмотрению дел об установлении тарифов (цен) утвержден решением правления от 6 июля 2007 года N 18/9 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка уполномоченный по делу обязан провести анализ материалов, представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, подготовить приказ и извещение об открытии дела об установлении тарифов; подготовить необходимые расчетные материала по установлению тарифов (цен); обеспечить подготовку экспертного заключения.
Из представленных в суд материалов видно, что 22 сентября 2009 года Общество с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" обратилось в Региональную службу по тарифам Кировской области с заявлением об установлении тарифа на перевозку грузов. Заявленная величина тарифа на 2010 год перевозки грузов для предприятий, примыкающих к станции Вятка составляет 62,99 рублей тонн\км; для станции Чухломинский - 54,03 рубля тонн\км.; для станции Чепецкая - 167,29 рублей тонн\км.
12 октября 2009 года приказом Региональной службы по тарифам назначена экспертная группа в составе трех человек для проведения экспертизы расчетных материалов об установлении тарифов на транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях на 2010 год, оказываемых Обществом с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс".
2 декабря 2009 года состоялось заседание рабочей группы экспертного совета Региональной службы по тарифам Кировской области по вопросу установления тарифов на перевозку грузов на подъездных железнодорожных путям Обществу с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" .
Из протокола заседания видно, что от Общество с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" были затребованы дополнительные документы, обосновывающие затраты на капитальный ремонт локомотива, на замену стрелочных переводов, затребована расшифровка заработной платы административно-управленческого персонала, обоснование затрат на вспомогательное производство и договоры аренды
На заседании рабочей группы экспертного совета 9 декабря 2009 года рассмотрено выполнение протокола заседания от 2 декабря 2009 года и постатейно обсуждены расходы Общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" на 2010 год. На обоих заседаниях экспертного совета присутствовали представители Общества.
Экспертная группа Региональной службы по тарифам Кировской области проверила обоснованность расчета тарифов на работы по перевозке грузов (подаче и уборке вагонов), выполняемые Обществом с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" и 10 декабря 2009 года дала заключение по этому вопросу. Исходя из финансовых потребностей и ожидаемых объемов выполняемых работ по перевозке грузов предельные максимальные тарифы составят по заключению экспертов: ст. Вятка - 42,01 рублей тонн\км; ст. Чухломинский - 66,36 рублей тонн\км, ст. Чепецкая - 158,14 рублей\тонн.
Правлением Региональной службы по тарифам Кировской области 18 декабря 2009 года принято решение N 39/9 "О тарифах на транспортные услуги ООО "Вятка-Промжелдортранс". Установленные оспариваемым решением размеры тарифов соответствуют указанным в заключении по делу.
Как видно из протокола заседания за принятое решение все члены правления проголосовали единогласно. Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" также присутствовал на заседании правления Региональной службы по тарифам Кировской области.
Таким образом, оспариваемое решение принято компетентным органом с соблюдением процедуры его принятия. Решение опубликовано в газете "Вятский край" N 238 от 26 декабря 2009 года и является действующим. Компетентность Региональной службы по тарифам по вопросу принятия решения и процедура его принятия представителем ООО "Вятка-Промжелдортранс" не оспаривается.
Распоряжением N 129 от 5 октября 2005 года службой по ценовому регулированию Кировской области введен в действие и утвержден заместителем Председателя Правительства Кировской области Порядок регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами на подъездных железнодорожных путях и Методические рекомендации по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами на подъездных железнодорожных путях.
В соответствии с названным Порядком тарифы утверждаются службой. При необходимости служба может создавать экспертную группу, состоящую из специалистов службы; представителей органов государственной власти области; руководства и специалистов предприятия, осуществляющего регулируемую деятельность, представителей иных предприятий. При регулировании может применяться метод экономически обоснованных расходов, сформированных в соответствии с Методическими рекомендациями. Оспаривая решение, представитель Общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" указывает, что оно должно приниматься в соответствии с утвержденным Порядком и Методическими рекомендациями как основой ценообразования и соответствовать требованиям Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ, услуг субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643, согласно пункту 13 которого основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы определен метод экономически обоснованных затрат. По мнению заявителя, оспариваемое решение противоречит указанным нормативным актам, поскольку тарифы являются экономически необоснованными. При определении размера тарифа снижены заявленные расходы, в том числе по заработной плате, на социальные нужды, по арендной плате, расходы на материалы на текущее содержание и все виды ремонта путей и подвижного состава, на проведение ремонтных работ по договорам подряда, снижена прибыль.
С такими доводами заявителя нельзя согласиться. Оспариваемое решение принято не только с соблюдением процедуры его принятия, но и с соблюдением вышеуказанного Порядка регулирования тарифов на транспортные услуги, с которым Порядок подготовки и проведения заседаний правления Региональной службы по тарифам Кировской области по рассмотрению дел об установлении тарифов (цен) согласуется.
Как видно из заключения экспертной группы от 10 декабря 2009 года анализ предельных максимальных тарифов на перевозку грузов на 2010 год проведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Порядком регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами на подъездных железнодорожных путях, Методическими рекомендациями по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами на подъездных путях, нормативно-техническими документами, определяющими технические параметры и нормативы по эксплуатации железнодорожных путей и подвижного состава. В соответствии с пунктом 21 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок проверка достоверности сведений, предоставленных субъектом регулирования для целей установления тарифов, сборов и платы, осуществляется органом регулирования в установленном им порядке.
Исключение тех или иных финансовых показателей из расчетной базы находится в рамках государственного регулирования и контроля тарифов, в пределах компетенции Региональной службы по тарифам. Из материалов дела видно, что экспертная группа принимала меры к установлению достоверности представленных сведений, запрашивала дополнительные обосновывающие затраты документы. Окончательное заключение принято на основании представленных заявителем документов с составлением соответствующих таблиц, со ссылкой на обосновывающие выводы экспертов нормативные и нормативно- технические акты.
По мнению заявителя, оспариваемое решение также противоречит статье 12 Федерального закона "О естественных монополиях", статьям 252, 255 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Статья 12 Федерального закона "О естественных монополиях" определяет, что орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественных монополий на основе анализа его деятельности. При этом оценивается обоснованность затрат.
Проанализированные выше порядок и процедура принятия решения об установлении тарифов не только не противоречат статье 12 Федерального закона "О естественных монополиях", но в полной мере ей соответствуют, поскольку решение принято на основании анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии - Общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс".
Абзац третий части 1 статья 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской федерации" предусматривает, что тарифы, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся в сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Судом дана оценка соответствия оспариваемого решения названному федеральному законодательству, поэтому указанный довод суд не может принять во внимание.
Ссылка представителя Общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" на положения статьей 252 и 255 Налогового кодекса "Российской Федерации, которые дают общие понятия документально обоснованных расходов предприятия и расходов по оплате труда, обусловлена также доводами об экономической необоснованности затрат, включенных в тарифы. На основании вышеизложенных выводов суд находит указанный довод несостоятельным.
По мнению суда, представителем Общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" фактически заявлено требование о проверке оспариваемого решения Региональной службы по тарифам Кировской области на предмет финансово-экономической обоснованности установленных тарифов, что не относится к компетенции суда, проверяющего нормативный правой акт на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Заслуживающих внимание доводов, указывающих на то, что оспариваемое решение Региональной службой по тарифам принято с превышением полномочий, или с нарушением установленного порядка его принятия и опубликования, с указанием на противоречие конкретным нормам федерального законодательства или законодательства, имеющего большую юридическую силу, Обществом с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" суду не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято органом исполнительной власти по вопросам усмотрения субъекта Российской Федерации с соблюдением установленного порядка и процедуры его принятия и не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Промжелдортранс" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2009 года N 39/9 "О тарифах на транспортные услуги ООО "Вятка-Промжелдортранс" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья Кировского областного суда |
Т.С. Погудина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кировского областного суда от 21 июля 2010 г. N 3-39/10
Текст решения предоставлен Кировским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве