Решение Кировского областного суда
от 16 марта 2004 г. N 3-18/2004
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.M. при секретаре Шлемензон Е.Ю., с участием прокурора Колотовой Н.Л.,
рассмотрев и открытом судебном заседании 16 марта 2004 г. в гор. Кирове областном дело по заявлению заместителя прокурора Кировской области о проверке соответствия Федеральному законодательству Закона Кировской области от 26.09.97 N 18-ЗО "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" (в редакции Законов Кировской области от 06.05.1998 N 42-ЗО, от 31.12.2002 N 131-ЗО"), установила:
18 сентября 1997 г. Кировская областная Дума приняла. Закон Кировской области N 18-ЗО "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области".
Данный Закон опубликован в "Вестнике Кировской областной Думы и администрации области" 1997 г. N 12 и вступил в силу со дня его официального опубликования.
Заместитель прокурора Кировской области, считая, что Закон противоречит Федеральному законодательству, принят Кировской областной Думой с превышением своих полномочий, обратился в суд, с заявлением о признании его недействующим.
В судебном заседании прокурор поддержан заявленные требования и пояснил, что субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам энергосбережения только в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такого договора органы государственной власти Кировской области с федеральными органами государственной власти не заключали, а поэтому не могут определить предметы ведения субъекта Российской Федерации по вопросам энергосбережения, и не имеют правовых оснований для принятия закона, регулирующего вопросы энергосбережения, до разграничения полномочий.
Заинтересованное лицо Законодательное Собрание Кировской области (ранее Кировская областная Дума) заявленные заместителем прокурора области требования не признало, его представитель в судебном заседании пояснил, что утверждение заместителя прокурора об отсутствии договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кировской области является ошибочным, такой договор подписан 30 октября 1997 г. Президентом Российской Федерации и Губернатором Кировской области, данный договор предоставляет Кировской области право осуществлять правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным статьями 2 и 5 Договора, в том числе в области энергосбережения.
Проверив материалы дела, заслушав, участвующих в деле лиц, обсудив приведенными ими доводы, судебная коллегия находит заявление заместителя прокурора Кировской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.04.96 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Опираясь на данный Федеральный закон, Кировская областная Дума 18 сентября 1997 г. в целях регулирования отношений, возникающих в процессе деятельности в области энергосбережения и создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов приняла Закон Кировской области N 18-ЗО "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" и тем самым произвела собственное правовое регулирование вопросов относящихся к ведению Российской Федерации.
Между тем, согласно ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вправе осуществлять лишь по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Действительно, 30 октября 1997 г. Президентом Российской Федерации и Губернатором Кировской области подписан Договор о разграничении предметов веления и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кировской области, согласно ст. 2 которого к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Кировской области отнесены:
структурная перестройка экономики Кировской области;
межбюджетные отношения Российской Федерации и Кировской области;
вопросы воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы в Кировской области;
вопросы обеспечения эффективного функционирования предприятий оборонного комплекса, расположенных на территории Кировской области, конверсия этих предприятий, участие в реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов воспроизводства и реализации вооружений и военной техники;
вопросы развития агропромышленного комплекса Кировской области;
вопросы рационального размещения, а также ликвидация последствий хранения и использования химических, ядерно- и радиационно опасных веществ, производств и технологий на территории Кировской области в соответствии с федеральным законодательством;
вопросы взаимодействия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация мобилизационной подготовки народного хозяйства в соответствии с федеральным законодательством;
оценка состояния окружающей природной среды на территории Кировской области и осуществление мер по ее восстановлению, охране и обеспечению экологической безопасности;
проведение согласованной кадровой политики при осуществлении предметов ведения и полномочий, определенных настоящим Договором.
Однако отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Кировской области, по которым Кировская область могла бы осуществлять собственное правовое регулирование данным Договором не отнесены.
Следовательно, Закон Кировской области от 26.09.97 N 18-ЗО "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" Кировской областной Думой был принят с превышением своих полномочий.
В соответствии со ст. 46 Устава (основной Закон) Кировской области, ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
При таких обстоятельствах утверждение заместителя прокурора области о том, что оспариваемый им нормативный правовой акт противоречит Федеральному законодательству, принят представительным органом Кировской области с превышением полномочий является основанным на законе, а заявленные им требования подлежат удовлетворению.
Доводы же Законодательного Собрания Кировской области судебная коллегия находит не основанными на материалах дела и Законе, а поэтому несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
заявление заместителя прокурора Кировской области удовлетворить.
Признать Закон Кировской области от 26.09.97 г. N 18-ЗО (в редакции законов области от 06.05.1998 N 42-ЗО, от 31.12.2002 N 131-ЗО) "Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области" противоречащим Федеральному закону от 03.04.96 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение или сообщение о нем должно быть опубликовано в средстве массовой информации, опубликовавшем данный нормативный правовой акт.
На решение в десятидневный срок могут быть поданы жалоба, а прокурором кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий |
А.М. Орлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кировского областного суда от 16 марта 2004 г. N 3-18/2004
Текст решения предоставлен Кировским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве