Решение Кировского областного суда
от 7 марта 2002 г. N 3-29/2002
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Орлова A.M., при секретаре Шиховой О.В., с участием прокурора Сенникова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове "7" марта 2002 г. дело по заявлению и.о. прокурора Кировской области о проверке соответствия федеральному законодательству п. 1 постановления Кировской областной Думы третьего созыва от 27.12.2001 г. N 9/151 "О законе Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год" в части ст. 12 Закона "Об областном бюджете на 2002 год", установила:
27.12.2001 г. Кировская областная Дума постановлением N 9/151 приняла Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год", статьей 12 которого на 2002 год приостановлено действие пункта 1 постановления Кировской областной Думы от 26.01.95 г. N 9/4 "Об утверждении порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования" в части целевого использования поступающих в бюджет области земельного налога и арендной платы, Правительству области и главам муниципальных образований рекомендовано направлять в 2002 году 50 процентов от арендной платы за землю, поступающей в бюджет области, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
И.о. прокурора Кировской области, считая, что упомянутые положения противоречат федеральному законодательству, обратился в Кировский областной суд с заявлением о признании их недействующими и не подлежащими применению.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, в их обоснование пояснил, что оспариваемые им положения противоречат ст. 24 Закона РСФСР от 11.10.91 г. "О плате за землю", согласно которой земельный налог и арендная плата используется исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель, повышения их плодородия, освоению новых земель и подобные мероприятия, связанные с землей, ст. 12 Закона области "Об областном бюджете на 2002 год" фактически приостанавливает действие на территории области федерального закона, действие ст. 24 закона РСФСР от 11.10.91 г. "О плате за землю" приостановлено ст. 12 федерального закона от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в части целевого использования централизуемых средств земельного налога и арендной платы, перечисляемых в федеральный бюджет, на нижестоящие бюджеты такое приостановление не распространяется.
Заинтересованное лицо Кировская областная дума заявление и.о. прокурора Кировской области не признала, ее представители в судебном заседании просили в его удовлетворении отказать и пояснили, что действия областной Думы по приостановлению Порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования, установленного постановлением Думы N 9/4 от 26.01.95 г. во исполнение Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. "О плате за землю", направление в 2002 году 50 процентов от арендной платы за землю, поступающей в бюджет области, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы чьих-либо прав не ущемляет и не противоречит действующему законодательству, обусловлены изысканием денежных средств для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в связи с введением в действие Федерального закона от 25.10.2001 г. "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", повышением Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 г. тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов, условиями подписанного 10.02.2000 г. Правительством Российской Федерации и Кировской областью Соглашения о мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Кировской области, согласно которым средства из федерального бюджета Кировской области будут выделяться при обязательном направлении на выплату текущей заработной платы не менее 40 процентов собственных средств и средств Федерального фонда финансовой поддержки, утвержденный постановлением областной Думы N 9/4 от 26.01.95 г. Порядок централизации средств от арендной платы за землю и земельного налога на счет областного бюджета и их использования утратило силу в связи с изменениями законодательной базы на федеральном и областном уровне, оспариваемые прокурором положения приняты на основании ст. 12 Федерального Закона от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", которой действие ст. 24 Закона РСФСР от 11.10.91 г. "О плате за землю" в части целевого использования централизуемых средств земельного налога и арендной платы приостановлено на 2002 год.
Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, обсудив изложенные ими доводы, судебная коллегия находит заявление и.о. прокурора Кировской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
согласно ст. 42 Устава (основного закона) Кировской области, ст. 5 Федерального закона от 06.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Кировская областная Дума принимает решения и постановления по вопросам, отнесенным указанными нормами к ее полномочиям.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В этой связи и в соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорные правоотношения регулируются законом РСФСР от 11.10.91 г. "О плате за землю", разрешение возникающих в этой части связи вопросов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 24 закона РСФСР от 11.10.91 г. "О плате за землю" земельный налог и арендная платы за землю имеют целевое назначение и расходуется исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоение новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование.
Во исполнение указанного федерального закона и в строгом соответствии с ним Кировская областная Дума 26.01.95 г. приняла постановление N 9/4 "Об утверждении порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования".
Оспариваемыми прокурором ст. 12 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год" и п. 1 постановления Кировской областной Думы N 9/151 в части принятия этого закона, содержащего ст. 12 о приостановлении на 2002 год действия постановления Кировской областной Думы от 26.01.95 г. N 9/4 "Об утверждении порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования", рекомендацию Правительству области и главам муниципальных образований направлять в 2002 году 50 процентов от арендной платы за землю, поступающей в бюджет области, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, приостановлено действие федерального закона в части целевого использования земельного налога и арендной платы, разрешено использовать 50 процентов арендной платы на мероприятия, не связанные с землей.
При таких обстоятельствах ст. 12 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год" и п. 1 постановления областной Думы N 9/151 от 27.12.2001 г. в части принятия Закона, содержащего эту статью, противоречат ст. 24 Закона РСФСР от 11.10.91 г. "О плате за землю", заявление и.о. прокурора Кировской области о признании их недействующими и не подлежащими применению подлежит удовлетворению.
Ссылку заинтересованного лица на ст. 12 Федерального закона от 30.12.2001 г. N 194/ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год судебная коллегия признает ошибочной.
Действительно ст. 12 указанного федерального закона от 30.12.2001 г. приостановлено на 2002 год действие ст. 24 Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. "О плате за землю". Однако это положение нельзя применять в отношении земельного налога и арендной платы за землю, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации и в местные бюджеты, оно распространяется только в части целевого использования централизуемых средств земельного налога и арендной платы, поступающих в федеральный бюджет в порядке ст. 19 Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. "О плате за землю" и используемых для финансирования централизованно выполняемых мероприятий.
О том, что законодатель, приостанавливая действие ст. 24 указанного закона, имел ввиду только централизуемые в федеральный бюджет земельный налог и арендную плату, вытекает и из положений ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты самостоятельны, федеральные органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществляемый субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением бюджетный процесс.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 06.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не соответствующий закону нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающий права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений, юридических лиц и органов местного самоуправления, может быть обжалован в суд и признан им недействительным.
Указанные же заинтересованным лицом доводы не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Заявление и.о. прокурора Кировской области удовлетворить.
Признать ст. 12 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год", п. 1 постановления Кировской областной Думы N 9/151 от 27.12.2001 г. в части принятия закона, содержащего эту статью, противоречащими федеральным законам, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение в десятидневный срок может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации.
Председательствующий |
A.M. Орлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кировского областного суда от 7 марта 2002 г. N 3-29/2002
Текст решения предоставлен Кировским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве