Решение Кировского областного суда
от 3 декабря 2002 г. N 3-111/02
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: судьи Орлова А.М., при секретаре Шиховой О.В., с участием прокурора Маркова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 3 декабря 2002 г. дело по заявлению и.о. прокурора Кировской области о проверке соответствия федеральному законодательству подпункта 9 пункта 1 статьи 3 Закона Кировской области от 03.10.2002 г. N 100-ЗО "О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления Кировской области в сфере регулирования земельных отношений", установила:
25 сентября 2002 г. Законодательным Собранием Кировской области принят закон N 100-ЗО "О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления Кировской области в сфере регулирования земельных отношений", который 3 октября 2002 г. подписан Губернатором Кировской области Сергеенковым В.Н., 09.10.2002 г. опубликован в газете "Вятский край" и по истечении десяти дней со дня его официального опубликования вступил в силу.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 3 указанного закона отнесение земель, находящихся в муниципальной собственности, к землям сельскохозяйственного назначения находится в компетенции Правительства Кировской области.
Считая, что данная норма противоречит федеральному законодательству, и.о. прокурора Кировской области обратился в суд с заявлением о признании ее не действующей и не подлежащей применению.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и пояснил, что федеральное законодательство решение вопросов об отнесении земель, находящихся в муниципальной собственности, к землям сельскохозяйственного назначения предоставило органам местного самоуправления, Правительство Кировской области осуществлять отнесение (перевод) земель иных категорий, находящихся в муниципальной собственности, в категорию земель сельскохозяйственного назначения не вправе, оспариваемое им положение ограничивает права, местного самоуправления, ущемляет интересы граждан, проживающих на соответствующей территории.
Заинтересованное лицо Законодательное Собрание Кировской области заявление и.о. прокурора Кировской области не признало, его представители в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать и пояснили, что подпункт 9 пункта 1 ст. 3 Закона Кировской области от 03.10.2002 г. N 100-ЗО "О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления Кировской области в сфере регулирования земельных отношений" федеральному законодательству не противоречит, соответствует подпунктам 2, 3 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ, п.п. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", принято с целью осуществлении контроля за оборотом муниципальных земель и их переводом местным самоуправлением в другую категорию, их целевым использованием.
Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, обсудив приведенные им доводы, судебная коллегия находит заявление и.о. прокурора Кировской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 06.10.99 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых ими Уставов, законов и иных нормативных правовых актов. Согласно же пп. 1 и 5 ст. 27 указанного Федерального закона правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам подлежат опротестованию соответствующим прокурором, или его заместителем, законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В этой связи и.о. прокурора Кировской области, полагая, что подпункт 9 пункта 1 статьи 3 Закона Кировской области от 03.10.2002 г. N 100-ЗО "О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления Кировской области в сфере земельных отношений" противоречит федеральному законодательству, вправе был обратиться в суд с данным заявлением.
Приняв обжалуемое прокурором положение, Законодательное Собрание Кировской области решение вопросов об отнесении земель, находящихся в муниципальной собственности, к землям сельскохозяйственного назначения отнесло к компетенции Правительства Кировской области.
Между тем, в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель, сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами местного самоуправления. Следовательно полномочия Правительства Кировской области по отнесению земель к категориям и переводу их из одной категории в другую распространяются только на те земли, находящиеся в муниципальной собственности, которые уже отнесены (переведены) в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Осуществлять отнесение (перевод) земель иных категорий, находящихся в муниципальной собственности, в категорию земель сельскохозяйственного назначения Правительство области не вправе.
Обоснованным является и утверждение прокурора о том, что принятием оспариваемого им положения допущено ограничение прав местного самоуправления.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих прав самостоятельно и не входит в систему органов государственной власти. В соответствии же со ст. 43 Федерального закона от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, запрещается. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения закреплен и в п. 1 ст. 78 Устава (Основного закона) Кировской области.
В этой связи и поскольку отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции местного самоуправления, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, контроль за использованием земель на территории муниципального образования согласно подпунктам 2 и 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются вопросами местного значения и предметом ведения местного самоуправления Законодательное Собрание Кировской области, закрепив в подпункте 9 пункта 1 статьи 3 Закона Кировской области от 03.10.2002 г. право отнесения (перевода) земель, находящихся в муниципальной собственности, в земли сельскохозяйственного назначения за Правительством Кировской области, ограничило право и интересы местного самоуправления.
В соответствии: со ст. 76 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Кировской области вправе по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принять закон. Однако Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым но предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 13 ГК РФ нормативный акт государственного органа не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина и юридического лица, может быть признан судом недействительным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что подпункт 9 пункта 1 статьи 3 Закона Кировской области от 03.10.2002 г. N 100-ЗО "О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления Кировской области в сфере регулирования земельных отношений" в части предоставления Правительству Кировской области права относить земли, находящиеся в муниципальной собственности, к землям сельскохозяйственного назначения противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Доводы же заинтересованного лица Законодательного Собрания Кировской области основаны на ошибочном толковании федерального законодательства и являются несостоятельными.
Не может быть признана состоятельной и ссылка представителей Законодательного Собрания Кировской области на Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" поскольку упомянутый закон не вступил в силу, в соответствии со ст. 19 данного закона от вступит через 6 месяцев после его официального опубликования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РФ судебная коллегия решила:
заявление и.о. прокурора Кировской области удовлетворить.
Признать подпункт 9 пункта 1 статьи 3 Закона Кировской области от 03.10.2002 г. N 100-ЗО "О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления Кировской области в сфере регулирования земельных отношений" в части предоставления Правительству Кировской области права относить земли, находящиеся в муниципальной собственности, к землям сельскохозяйственного назначения противоречащим ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 6 и 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российский Федерации", не действующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение в десятидневный срок может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий |
А.М. Орлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кировского областного суда от 3 декабря 2002 г. N 3-111/02
Текст решения предоставлен Кировским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве