Постановление Администрации города Кирова
от 18 октября 2011 г. N 3513-п
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования "Город Киров" на 2012 - 2015 годы"
Постановлением Администрации города Кирова от 8 августа 2012 г. N 3083-п настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, со статьями 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с постановлением главы администрации города Кирова от 23.06.2008 N 2391-п "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории муниципального образования "Город Киров" администрация города Кирова постановляет:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования "Город Киров" на 2012 - 2015 годы". Прилагается.
2. Управлению организационно-информационного обеспечения администрации города (Черезов И.В.) опубликовать настоящее постановление в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" и в полном объеме в Бюллетене правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров".
3. Управлению делопроизводства и протокола (Воробьева Т.А.) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации города Кирова.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Кирова Шумайлову С.В.
И.о. главы администрации города Кирова |
Д.Н. Драный |
Муниципальная целевая программа
"Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования "Город Киров" на 2012 - 2015 годы"
(утв. постановлением администрации города Кирова от 18 октября 2011 г. N 3513-п)
Паспорт
муниципальной целевой программы "Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования "Город Киров" на 2012 - 2015 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования "Город Киров" на 2012 - 2015 годы" |
Основание для разработки программы |
Устав МО "Город Киров" |
Стратегия развития МО "Город Киров" до 2020 года Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)", утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р | |
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Постановление главы администрации города Кирова от 23.06.2008 N 2391-п "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории муниципального образования "Город Киров"" | |
Постановление Правительства Кировской области от 03.11.2010 N 76/539 "О создании и функционировании на территории Кировской области парковых зон" | |
Постановление Правительства Кировской области от 05.10.2009 N 26/340 "Об областной целевой программе "Развитие современного туристического комплекса Кировской области на 2009 - 2013 годы" | |
Муниципальный заказчик программы |
Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту |
Основные разработчики программы |
Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту, управление развития предпринимательства и потребительского рынка, экономическое управление |
Цель программы |
Создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма |
Задачи программы |
- стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры); |
- стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области; | |
- создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических зон с обширным природным и историко-культурным потенциалом; | |
- совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности; | |
- осуществление комплекса базовых научных, социологических исследований в сфере туризма; | |
- увеличение доли собственных доходов бюджета МО "Город Киров" от развития внутреннего и въездного туризма | |
Важнейшие показатели эффективности программы |
Объем туристских потоков (количество обслуженных человек) |
Объем предоставленных туристических услуг | |
Объем налоговых отчислений в бюджеты различных уровней | |
Сроки и этапы реализации программы |
2012 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общие объемы финансирования программы на 2012 - 2015 годы - 1 866,85 млн. руб. |
Федеральный бюджет - 6 млн. руб. | |
Местный бюджет - 66,4 млн. руб. | |
Внебюджетные источники - 1 794,45 млн. руб. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Создание правовых, экономических и организационных условий для развития туризма в городе Кирове; |
Формирование конкурентоспособного туристского продукта по приоритетным видам туризма; | |
Создание системы информационного обеспечения развития туризма; | |
Удовлетворение потребностей различных категорий жителей города в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения жителей города Кирова; | |
Увеличение объемов инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания и др.), других туристских объектов; | |
Увеличение объема внутреннего туристского потока (численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения); | |
Увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению; | |
Увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения; | |
Увеличение численности работников, занятых в туристской индустрии. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная целевая программа
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Туризм выполняет важную роль в комплексном решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения.
В настоящее время туризм является необходимым механизмом оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития. Удовлетворяя потребности экскурсантов и туристов, туристская индустрия является источником поступления средств в бюджеты всех уровней.
Последнее время достаточно активно развивается внутренний и въездной туризм, который рассматривается как одна из отраслей экономики государства.
1.1. Характеристика туристско-рекреационного потенциала города Кирова
1.1.1. Географическое положение
Киров расположен в долине реки Вятки, в среднем ее течении, на северо-востоке Европейской части России, на Русской равнине, в зоне таежных лесов, в поясе полесий. Город Киров входит в территориальную группу регионов Приволжья - Приволжский федеральный окру г. Расстояние до ближайших крупных городов: Казани - 409 км, Перми - 471 км, Нижнего Новгорода - 563 км, Уфы - 734 км, Самары - 770 км.
1.1.2. Природные ресурсы и условия, климат города, экологическая обстановка
Природный комплекс города богат и разнообразен, имеет свои особенности, характеризующиеся набором уникальных природных элементов.
В состав природного комплекса города Кирова входят система естественного и искусственного озеленения города - это долины реки Вятки, малых рек, овраги, городские леса, луга и поля, городские парки, система уличного озеленения города - скверы, бульвары.
На сегодняшний день зеленые насаждения занимают территорию 394,1 га, из них зеленые насаждения общего пользования составляют 283,8 га, что составляет 6,1 кв. м на одного жителя.
Увеличение площади зеленых насаждений общего пользования достигается как за счет освоения новых территорий, так и за счет расширения существующих парков и скверов.
Для территории Кирова характерен континентальный климат умеренного пояса с преобладанием воздушных масс континентального климата умеренных широт. Из-за близости к Северному Ледовитому океану и в связи с отсутствием барьеров для проникновения полярных воздушных масс возможны вторжения холодного воздуха, порождающие сильные морозы зимой и заморозки, резкие похолодания летом. В связи с наличием большого количества промышленных предприятий и жилых строений температура в городе в среднем на 1 - 3 С° выше чем в окрестностях.
Основной водной артерией города является река Вятка. Она разделяет город на основную и заречную части в промежутке от южной границы Нововятского района до Филейской горы, далее она служит северо-восточной и северной границей муниципального образования. В Кирове Вятка течет в юго-восточном, затем в западном направлении. Наиболее крупными притоками Вятки, протекающими в Кирове, являются реки Быстрица, Чахловица, Хлыновка. Быстрица образует западную границу муниципального образования, Чахловица делит городской округ на западную и восточную половины. Хлыновка протекает в городской черте Кирова, пересекает с юга на север Нововятский, Ленинский, Первомайский районы города.
Киров находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как MoscowTimeZone (MSK/MSD). Смещение относительно UTC составляет +3:00 (MSK, зимнее время) / +4:00 (MSD, летнее время), поскольку в данном часовом поясе действует переход на летнее время. Московское время отличается от поясного времени на один час, так как на территории России действует декретное время.
Территория Кирова относится к континентальному климату умеренного пояса, с преобладанием воздушных масс континентального климата умеренных широт. [47] Из-за близости к Северному Ледовитому океану и отсутствию барьеров для проникновения полярных воздушных масс, возможны вторжения холодного воздуха, порождающие сильные морозы зимой и заморозки, резкие похолодания летом. Из-за большого количества промышленных предприятий и жилых строений температура в городе в среднем на 1 - 3 С° выше окрестностей.
Основные экологические проблемы города связаны с высокой концентрацией крупных промышленных объектов, транспортных потоков, большой плотностью населения и инфраструктуры.
1.2. Оценка текущего состояния туристской отрасли муниципального образования "Город Киров"
1.2.1. Наличие туристских объектов и маршрутов
В рамках культурно-познавательного направления большой интерес среди туристов города Киров вызывает как исторический город России. В городе находятся 11 памятников истории, 22 памятника архитектуры, 3 памятника искусства и 1 памятник археологии федерального (общероссийского) значения. Еще 54 памятника культуры имеют статус региональных, 19 объектов являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Общее число культурно-исторических объектов, расположенных в исторической и северной частях города Кирова, составляет 122 единицы.
Одним из старейших памятников культуры Кирова является ансамбль Успенского Трифонова мужского монастыря, расположенного на набережной реки Вятки. Монастырь был основан вятским сподвижником преподобным Трифоном Вятским по грамоте, выданной Иваном Грозным в 1580 году.
Историко-культурный потенциал города, а также наличие развитой сети культурно-досуговых учреждений позволяет формировать разнообразный туристский продукт в сегменте культурно-познавательного туризма.
Экологический и познавательный туризм может развиваться на базе особо охраняемых природных территорий: пос. Порошино, Ботанический сад, Заречный парк и Дендропарк. На сегодняшний день одним из интереснейших объектов познавательно-развлекательного туризма является "Заповедник сказок", расположенный на территории Заречного парка.
В северной части города функционирует центр спорта и активного зимнего отдыха, включающий трамплин, лыжные трассы, горнолыжную трассу с подъемником. Работает пункт проката спортивного инвентаря.
1.2.2. Динамика развития туристской сферы муниципального образования "Город Киров" и динамика показателей, характеризующих ее развитие
В динамике развития туристской сферы МО "Город Киров" можно выделить следующие тенденции: отрицательные показатели развития, о чем свидетельствуют следующие факты: стоимость путевок, реализованных туристическими компаниями города, за последние три года сократилось на 15%, количество туристических компаний сократилось по сравнению с 2007 годом на 22%, количество реализованных путевок - на 52%, число обслуженных туристов - на 43%, причем темпы сокращения числа обслуженных туристов по Кировской области выше, чем по Российской Федерации. Численность работников сферы туриндустрии за три года сократилось на 43% (таблица 1).
На фоне вышеуказанных низких показателей неплохо смотрится динамика посещения города Кирова иностранными гражданами: по сравнению с 2007 годом количество иностранных граждан, посетивших наш город, увеличилось на 28%, в том числе с деловыми целями - более чем в 3 раза, с туристическими целями - на 23% (таблица 2).
Очень обнадеживает ситуация с объемами платных услуг, оказанных населению в сфере туризма. За период с 2007 года объем платных услуг вырос на 35%, в том числе по туристическим услугам рост составил 27%, по услугам гостиниц - 44%, по санаторно-оздоровительным услугам - 61%. Таким образом, рынок платных услуг в сфере туристического бизнеса, оказываемых на территории города, можно охарактеризовать как развивающийся (таблица 3).
Ситуация, сложившаяся в результате воздействия финансового кризиса, оказала негативное влияние на результаты работы предприятий в сфере туризма. Так, снижение объема оказанных платных туристских услуг по сравнению с 2008 годом составило 12,8%, количество иностранных туристов сократилось, снижение налоговых поступлений от туристических агентств в местный бюджет в 2009 г., по сравнению с 2008 годом, составило 25%. Тем не менее, несмотря на воздействие негативных процессов в мировой экономике в 2008 г., рост общего объема налоговых поступлений в сфере туризма за 2007 - 2009 гг. составил 138% (таблица 4).
Таблица 1
Динамика туристских потоков (по информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области)
|
2006 |
2007 |
Динамика развития, % |
2008 |
Динамика развития, % |
2009 |
Динамика развития, % |
Количество туристических компаний (на конец года) |
59 |
81 |
37,29 |
49 |
-39,51 |
63 |
28,57 |
Число реализованных путевок |
20 337 |
16 904 |
-16,88 |
12 629 |
-25,29 |
7 967 |
-36,92 |
Число обслуженных туристов, из них |
32 043 |
30 430 |
-5,03 |
20 410 |
-32,93 |
17 088 |
-16,28 |
по Российской Федерации |
18 364 |
12 424 |
-32,35 |
7 467 |
-39,90 |
4 737 |
-36,56 |
по Кировской области |
1589 |
1669 |
5,03 |
1014 |
-39,25 |
392 |
-61,34 |
Средняя численность работников, включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера |
238 |
269 |
13,03 |
166 |
-38,29 |
167 |
0,6 |
Стоимость путевок, реализованных населению, тыс. рублей |
235976,90 |
392033,50 |
66,13 |
376467 |
-3,97 |
331544,5 |
-11,93 |
Стоимость услуги в расчете на одного туриста, тыс. рублей |
7,3 |
12,9 |
76,7 |
18,4 |
42,6 |
19,4 |
5,4 |
Таблица 2
Количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в г. Кирове, с разбивкой по целям въезда (по информации Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области)
|
2007 г. |
2008 г. |
Динамика по отношению к предшествующему году, % |
2009 г. |
Динамика по отношению к предшествующему году, % |
Всего |
4182 |
6681 |
59,7 |
5354 |
-19,8 |
Из них с целью |
|
|
|
|
|
Деловой |
157 |
527 |
235,7 |
498 |
-5,5 |
Частной |
1918 |
2 599 |
35,5 |
2 323 |
-10,6 |
Туризм |
488 |
685 |
40,4 |
600 |
-12,4 |
Таблица 3
Объем услуг, оказанных населению предприятиями туристской индустрии города Кирова в 2007 - 2009 годах (по информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области)
(тыс. руб.)
Вид платных услуг |
2007 год |
Удельный вес в общем объеме |
2008 год |
Динамика роста объема платных услуг, % к предыд. году |
Удельный вес в общем объеме платных услуг в 2008 году, % |
2009 год |
Динамика роста объема платных услуг, % к предыд. году |
Удельный вес в общем объеме |
Туристские услуги |
362 394,8 |
4,4 |
517 059,4 |
42,5 |
4,8 |
460 420,8 |
-12,8 |
4,1 |
Услуги гостиниц |
241 332,7 |
324 327,4 |
34,3 |
347 836,6 |
7,24 |
|||
Санаторно-оздоровительные услуги |
40 454,3 |
49 395,5 |
22,1 |
65 163,6 |
31,9 |
|||
Всего по услугам туристской индустрии |
644 181,8 |
890 782,3 |
38,2 |
873 421 |
-1,9 |
|||
Всего по платным услугам |
14 704 464,4 |
|
18 548 091,5 |
26,1 |
|
21 129 211,7 |
13,9 |
|
Таблица 4
Информация о суммах налоговых поступлений за период с 2005 по 2009 годы по видам деятельности (данные предоставлены Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кирову)
(тыс. руб.)
Год |
Наименование вида деятельности |
Деятельность гостиниц |
Деятельность туристических агентств |
Деятельность санаторно-курортных учреждений |
Итого по видам деятельности |
2005 |
Поступило в консолидированный бюджет |
6 961 |
1 963 |
1 482 |
10 376 |
Поступило в местный бюджет |
1 074 |
640 |
520 |
2 234 |
|
2006 |
Поступило в консолидированный бюджет |
11675 |
3 533 |
1284 |
16 492 |
Поступило в местный бюджет |
1 749 |
454 |
444 |
2 647 |
|
|
Динамика роста поступлений в местный бюджет по сравнению с предшествующим годом, % |
63 |
-29 |
-15 |
18,4 |
2007 |
Поступило в консолидированный бюджет |
14 604 |
3 789 |
3 НО |
21 503 |
Поступило в местный бюджет |
2 182 |
708 |
1 160 |
4 050 |
|
|
Динамика роста поступлений в местный бюджет по сравнению с предшествующим годом, % |
25 |
56 |
161 |
53 |
2008 |
Поступило в консолидированный бюджет |
21 332 |
5 834 |
2 916 |
30 082 |
Поступило в местный бюджет |
3517 |
1 545 |
1 038 |
6 100 |
|
|
Динамика роста поступлений в местный бюджет по сравнению с предшествующим годом, % |
61 |
118 |
-11 |
51 |
2009 |
Поступило в консолидированный бюджет |
20 370 |
4 178 |
5 936 |
30 484 |
Поступило в местный бюджет |
4651 |
1 159 |
3 804 |
9614 |
|
|
Динамика роста поступлений в местный бюджет по сравнению с предшествующим годом, % |
32,2 |
-25 |
266 |
58 |
1.2.3. Деятельность туристских компаний
На туристском рынке Кировской области работают 11 туроператоров. Из них 2 туроператора осуществляют деятельность в сфере въездного туризма и специализируются на организации охоты.
Из 9 туроператоров по внутреннему туризму прием туристов на территории Кировской области осуществляют 3. В основном предлагаемый ими туристский продукт - это походы на байдарках и рафтах по рекам Кировской области, однодневные туры в города Слободской, Котельнич, Орлов, Уржум, в села Великорецкое и Рябово. Предлагаются экскурсии и интерактивные программы по городу Кирову.
Туристические организации города Кирова обладают более высоким уровнем профессионализма, по сравнению с туристическими организациями области, однако они совершенно не заинтересованы в продвижении внутреннего продукта. Туристический продукт, формируемый туроператорами, довольно однообразен по тематике, ассортимент его невелик. Основной клиент - школьники, студенты, родители с детьми, корпорации.
1.2.4. Рекламно-информационная деятельность в сфере туризма
В настоящее время целенаправленное продвижение города Кирова как места, обладающего большим туристическим потенциалом, практически отсутствует. Информационная деятельность представлена лишь рекламой отдельных субъектов инфраструктуры туристской отрасли: базы отдыха, спа-салоны, туристические фирмы, которые в подавляющем большинстве предлагают туристический продукт в виде путешествий по России (Нижний Новгород, Казань, Санкт-Петербург, Москва, Великий Устюг) и посещение зарубежных стран.
В ходе маркетинговых исследований потребителей туристических услуг Кировской области авторами исследования был сделан следующий вывод: "Кировская область должна восприниматься как экологически чистый и "целебный" регион с самобытной культурой, предназначенный для семейного и активного отдыха".
В ходе реализации мероприятий Программы предлагается сформировать бренд города Кирова, соответствующий тенденциям развития сферы туризма в регионе. Создание сайта туристских предложений города, проведение широкой информационной кампании в СМИ, презентация туристский продуктов города на межрегиональный и международных выставках.
На сегодняшний день решение вопросов создания условий для развития туризма на территории МО "Город Киров" проходит в соответствии с действующими областными целевыми программами.
В ходе реализации областной целевой программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы создаются благоприятные условия для формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в сфере туристской индустрии оказывается в рамках областной целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы. Серьезные качественные изменения инфраструктуры физической культуры и спорта на территории города запланированы в рамках реализации областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Кировской области" на 2011 - 2013 годы. Одной из задач областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года" является создание предпосылок развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, в том числе для развития альтернативных видов деятельности в сельской местности (туризм и т.п.).
На территории муниципального образования "Город Киров" отдельные вопросы развития туристической отрасли решаются в ходе реализации муниципальной целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия муниципального образования "Город Киров" на 2009 - 2013 годы" в части сохранения культурного потенциала города, муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" на 2010 - 2014 годы" в части предоставление муниципальных гарантий при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства инновационных и инвестиционных проектов в приоритетных сферах, в том числе туризма.
1.3. Состояние существующей туристской инфраструктуры муниципального образования "Город Киров"
1.3.1. Количество и уровень средств размещения
В настоящее время в г. Кирове не более 5 гостиниц отвечают современному уровню гостиничного сервиса. Это гостиницы "Центральная", Правительства Кировской области, "Вятка", "Губернская", "Спутник". За последние годы на рынок гостиничных услуг вышли "малые гостиницы" вместимостью до 50 человек. "Малые гостиницы" работают, главным образом, в сегменте делового туризма Рынок гостиничных услуг характеризуется недостаточной конкуренцией. Каждая гостиница ориентирована на определенную целевую группу, что позволяет ей обеспечивать необходимый уровень заполняемости.
На сегодняшний день в городе функционирует 35 гостиниц, не считая общежитий для приезжих и санаторно-курортных организаций с общим числом номеров более 1 000 и количеством мест более 2 500. Наибольшее количество поселенных в коллективных средствах размещения граждан посещали город Киров с деловыми и профессиональными целями.
Таблица 5
Основные показатели деятельности коллективных средств размещения МО "Город Киров" (по информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области)
|
Всего |
в том числе: |
||||||
гостиницы |
общежития для приезжих |
санаторно-курортные организации |
||||||
2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
Число коллективных средств размещения, единиц |
20 |
21 |
13 |
13 |
3 |
5 |
4 |
3 |
Число номеров (комнат), единиц |
902 |
1060 |
636 |
656 |
138 |
283 |
128 |
121 |
Число мест (коек) в месяц максимального развертывания, единиц |
1963 |
2447 |
1037 |
1151 |
435 |
870 |
491 |
426 |
Численность размещенных лиц, человек |
102341 |
87676 |
87791 |
71628 |
8833 |
11038 |
5717 |
5010 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
по целям поездок: |
|
|
|
|
|
|
|
|
досуг, рекреация, отдых |
12230 |
7876 |
12230 |
7574 |
|
302 |
|
|
деловые и профессиональные |
71976 |
68429 |
63126 |
57716 |
8833 |
10709 |
17 |
4 |
лечение и профилактика |
5707 |
5121 |
7 |
115 |
|
|
5700 |
5006 |
паломничество |
18 |
46 |
18 |
19 |
- |
27 |
- |
- |
прочее |
12410 |
6204 |
12410 |
6204 |
- |
- |
- |
- |
по продолжительности пребывания |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 3 ночевки |
78291 |
63755 |
76440 |
61008 |
1676 |
2577 |
175 |
170 |
4 - 7 ночевок |
10761 |
9722 |
9686 |
8002 |
972 |
1609 |
103 |
111 |
8 - 14 ночевок |
4595 |
5581 |
1338 |
2354 |
2733 |
2552 |
524 |
675 |
15 - 28 ночевок |
6127 |
6450 |
204 |
192 |
2010 |
2973 |
3913 |
3285 |
29 - 91 ночевка |
1511 |
2005 |
116 |
70 |
393 |
1166 |
1002 |
769 |
92 - 182 ночевки |
152 |
- |
3 |
- |
149 |
- |
- |
- |
183 и более ночевок |
904 |
163 |
4 |
2 |
900 |
161 |
- |
- |
1) Без учета микропредприятий и индивидуальных предпринимателей
1.3.2. Сфера общественного питания
В последние годы отмечается положительная динамика, выражающаяся в увеличении численности предприятий общественного питания. В настоящее время предприятия общественного питания способны удовлетворить потребности гостей города.
Таблица 6
Динамика развития предприятий общественного питания МО "Город Киров" (по информации управления развития предпринимательства и потребительского рынка администрации города Кирова)
Всего, в т.ч. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
648 |
680 |
688 |
708 |
|
Бары |
32 |
39 |
44 |
45 |
Закусочные |
216 |
222 |
210 |
215 |
Буфеты |
43 |
47 |
41 |
46 |
Кафе |
126 |
137 |
140 |
142 |
Рестораны |
9 - в т.ч. 1 на территории завода "Лепсе" |
8 - в т.ч. 1 на территории завода "Лепсе" |
8 - в т.ч. 1 на территории завода "Лепсе" |
8 - в т.ч. 1 на территории завода "Лепсе" |
Вагоны-рестораны |
2 |
3 |
4 |
4 |
Столовые всего: |
185 |
203 |
218 |
222 |
В т.ч. |
|
|
|
|
- открытая сеть |
67 |
60 |
63 |
64 |
- школьные, студенческие |
80 |
85 |
90 |
91 |
- рабочие и ведомственные |
38 |
58 |
65 |
67 |
1.3.3. Транспортная инфраструктура
Киров является крупным транспортным узлом. Рядом с городом проходит федеральная автомагистраль А119 "Вятка", соединенная с Кировом подъездом. В 2011 году планируется завершить постройку федеральной автодороги "Санкт-Петербург - Екатеринбург" на участке "Кострома - Киров - Пермь".
Региональная автодорога Р159 соединяет Киров с Нижним Новгородом. В городе начинаются региональные автотрассы Р166 "Киров - Слободской - Белая Холуница", Р167 "Киров - Цепели - Стрижи", Р168 "Киров - Адышево - Нижнеивкино", Р169 "Киров - Малмыж - Вятские Поляны". Ведется строительство региональной автодороги "Киров - Котлас - Архангельск".
Через Киров проходят Северный (от Ярославля) и Новый (от Нижнего Новгорода) ходы Транссибирской железнодорожной магистрали.
Город обладает развитой транспортной инфраструктурой. Общая протяженность улично-дорожной сети в Кирове составляет 562 км, из них 48,6 км приходится на автомобильные дороги общего пользования с асфальтобетонным покрытием. В городе расположено 5 многоуровневых развязок, 30 мостов и путепроводов, в том числе 2 моста через Вятку - Старый и Новый.
В основной городской черте нумерация улиц по параллелям идет от Вятки на запад, по меридианам - с севера на юг. Крупными магистральными улицами являются Октябрьский проспект и проспект Строителей, улицы Ленина, Карла Маркса, Ивана Попова, Луганская и Производственная северо-южного направления и улицы Дзержинского, Лепсе, Профсоюзная, Московская, Дрелевского, Воровского, Некрасова, Комсомольская и Щорса восточно-западного направления.
Общественный транспорт Кирова представлен автобусами, троллейбусами и маршрутными такси.
Киров является центром Кировского отделения Горьковской железной дороги. В городе расположено 8 железнодорожных станций, при трех станциях работают вокзалы, самым крупным из которых является вокзал станции Киров, построенный в 1902 году. Он обслуживает пассажирские поезда, идущие по Транссибу, а также пригородные поезда. Со станции отправляются фирменный поезд N 31/32 "Вятка", пассажирские поезда, следующие до Казани, Нижнего Новгорода, Котласа, в летний период - до Адлера, Анапы, Симферополя.
В Кирове в 22 км от основной городской территории расположен гражданский аэропорт 2 класса "Победилово", в аэропорту базируется обслуживающая компания "Кировавиа". Аэропорт располагает тремя взлетно-посадочными полосами длиной 600, 685 и 2203 метра, и способен принимать воздушные суда классов Ту-134, Ил-76 и легче. Регулярное транспортное сообщение осуществляется с Москвой, Сочи и Нарьян-Маром.
Речное сообщение в Кирове осуществляет компания "Вятское речное пароходство", в ведении компании находится речной вокзал в районе Александровского сада и порт в районе Большой горы. Пассажирское сообщение с другими населенными пунктами отсутствует, осуществляются речные прогулки.
1.3.4. Культурно-развлекательные учреждения
Достаточно развита сеть культурно-досуговых учреждений. На сегодняшний день их в городе - 21, в том числе 3 театра, 5 кинотеатров, цирк, концертные и выставочные залы. В городе находится 13 музеев. Большой популярностью пользуются Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, музей К.Э. Циолковского, авиаций и космонавтики, музеи-филиалы Кировского областного краеведческого музея - музей А.С. Грина, дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. В плеяде лучших произведений парковой архитектуры провинциального классицизма заслуженное место занимает Александровский сад. Он был заложен по случаю посещения Вятки в 1825 году императором Александром I.
В городе Кирове действует система профессионального образования по туристским специальностям. Подготовку специалистов для туристской индустрии ведут 3 учебных заведения города: из них 1 среднее специальное учебное заведение, 2 высших учебных заведений.
Подготовка ведется по специальности "Социально-культурный сервис и туризм", форма обучения заочная, вид обучения коммерческий.
Подготовку кадров со средним профессиональным образованием по специальностям "Туризм" и "Гостиничный сервис" осуществляет 1 образовательное учреждение среднего профессионального образования. Выпускникам по специальности "Туризм" присваивается квалификация "Специалист по туристским услугам", выпускникам по специальности "Гостиничный сервис" присваивается квалификация "Менеджер". Обучение производится как по очной, так и по заочной форме. Вид обучения бюджетный и коммерческий. Уровень подготовки специалистов базовый и повышенный.
По информации управления государственной службы занятости населения Кировской области, ежегодный объем выпуска специалистов с высшим и средним образованием для индустрии туризма составляет около 100 человек.
1.4. Анализ перспективных факторов развития туризма
В соответствии с положениями областной целевой программой "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы приоритетными направлениями развития туризма в области являются лечебно-оздоровительный туризм, активный и культурно-познавательный туризм.
По мере развития туристско-рекреационного комплекса и в силу влияния внутренних и внешних факторов не исключена возможность трансформации и изменения (укрупнения или выделения самостоятельных направлений) данных направлений туризма.
1.4.1. Лечебно-оздоровительный туризм
Одним из видов лечебно-оздоровительного туризма является деятельность санаторно-курортных учреждений, данное направление является одним из наиболее востребованных видов отдыха для населения в возрасте от 35 до 65 лет. Анализ информации о налоговых поступлениях в бюджет свидетельствует о том, что именно деятельность санаторно-курортных учреждений можно охарактеризовать как наиболее динамично-развивающуюся сферу. Результаты проведенных по заказу администрации Правительства Кировской области маркетинговых исследований потребителей туристических услуг Кировской области для государственных нужд свидетельствуют о том, что наиболее узнаваемыми туристическими объектами области являются санатории. Лечение является первым среди востребованных направлений отдыха/туризма.
Таким образом, в первую очередь в городе Кирове целесообразно формировать условия для расширения существующих санаторно-курортных учреждений, создания новых санаториев, баз, домов отдыха, оздоровительных центров (спа-центров).
1.4.2. Активный туризм
Увеличению туристического потока в значительной мере будет способствовать развитие спортивной инфраструктуры. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами туризма, оценивается в 2,5 млн. человек ежегодно по России. Спортивный туризм является одним из наиболее доступных и здоровых круглогодичных видов досуга. В городе Кирове функционируют спортивные сооружения, которые привлекательны не только для жителей Кировской области, но и гостей из соседних регионов. В спортивных комплексах "Родина", "Динамо", "Союз", "Спартак" проводятся крупные соревнования, на которые приезжают как спортсмены, так и болельщики. Новые перспективы для развития спортивного туризма откроет строительство 50-метрового бассейна, на базе которого будут проводиться международные соревнования.
Активный туризм сочетает в себе общение, физические нагрузки, а также существенные рекреационные, экологические и культурно-познавательные составляющие. Ряд изначально вспомогательных для спортивного туризма с активными формами отдыха дисциплин со временем выделился в самостоятельные виды досуга и спорта: ориентирование на местности, скалолазание, туристское многоборье. Высокая доля занимающихся спортивным туризмом приходится на молодое поколение. 45% респондентов высказались в пользу данного направления. С целью осуществления качественного сдвига в сфере активного туризма необходимо создание условий для привлечения инвестиций в сферу туризма и отдыха.
1.4.3. Культурно-познавательный туризм
Город Киров обладает большим историко-культурным потенциалом. Для иностранцев достоинствами отдыха в Кировской области в первую очередь являются наличие культурных достопримечательностей (64,1% респондентов).
1.4.4. Профессионально-деловой туризм
В последнее время деловой туризм занимает одно из ведущих мест в туристической индустрии. С каждым годом увеличивается поток гостей города Кирова, принимающих участие в работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок; переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта; обучения и исследовательской деятельности.
Ежегодно в регион с подобными целями прибывает около 90 тысяч человек. Вследствие этого необходимо отнести данный вид туризма к приоритетным направлениям туризма наряду с лечебно-оздоровительным, активным и культурно-познавательным.
1.4.5. Аграрный (сельский) туризм
Аграрный (сельский) туризм - туризм, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах с соблюдением следующего обязательного условия: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или в малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.
В ходе реализации Программы планируются:
- привлечение инвесторов для реконструкции действующих и строительства новых туристских объектов, средств размещения;
- строительство объектов туристской инфраструктуры с привлечением собственных средств инвесторов;
- субсидирование субъектов аграрного туризма в целях развития инфраструктуры (водоснабжение, газоснабжение и строительство подъездных путей).
Развитие аграрного туризма в рамках строительства новой инфраструктуры туризма позволит частично решать проблему отсутствия в достаточной мере коллективных средств размещения.
1.5. Основные проблемы в развитии туристской отрасли МО "Город Киров"
Развитие туризма в городе Кирове сдерживает ряд факторов:
- отсутствие развитой туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных: средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;
- отсутствие крупных туроператоров по внутреннему и въездному туризму, имеющих собственную туристскую инфраструктуру и инвестиционный потенциал;
- сезонный характер занятости в туристическом обслуживании населения и многие другие;
- крайне недостаточная деятельность по продвижению города как территории, благоприятной для туризма, отдыха и инвестирования;
- недостаточность инвестиционных вложений в инфраструктуру туризма;
- отсутствие актуального пакета инвестиционных предложений в сфере туризма;
- недостаточное количество и качество туристских услуг, предлагаемых на туристском рынке;
- отсутствие устойчивого имиджа города Кирова как туристского города.
Многообразие проблем, связанных с туризмом, необходимость координации действий различных целевых групп: предприятий, организаций и учреждений - при проведении политики развития туризма обуславливают важность развития туристической отрасли в муниципальном образовании "Город Киров" и требуют разработки Программы, определяющей цели и задачи развития туризма, основные мероприятия и их ресурсное обеспечение. Актуальность и необходимость разработки комплексной программы развития туризма в г. Кирове заключается в том, что назрела необходимость решать задачи программным методом, потребность на данном рынке услуг возрастает.
Задача данной Программы заключается в том, чтобы полноценно и рационально используя туристский потенциал города Кирова, сформировать интересный туристский продукт с дальнейшим выгодным его продвижением на рынке услуг, создать материальную базу для развития туризма на территории муниципального образования "Город Киров".
2. Основные цели и задачи муниципальной целевой программы
Настоящая Программа базируется на основных положениях Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", приказа Федерального агентства по туризму от 11.07.2007 N 66 "Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации", постановления главы администрации города Кирова 23.06.2008 N 2391-п "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории муниципального образования "Город Киров"". Программа разработана с учетом положений Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р, постановления Правительства Кировской области от 05.10.2009 N 26/340 "Об областной целевой программе "Развитие современного туристического комплекса Кировской области на 2009 - 2013 годы", постановления Правительства Кировской области от 03.10.2010 N 76/539 "О создании и функционировании на территории Кировской области парковых зон".
Срок реализации Программы с 2012 по 2015 год.
Основной целью реализации данной Программы является создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма. В ходе достижения указанной цели планируется решение следующих задач:
- стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры);
- стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области;
- создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических зон с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
- совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;
- осуществление комплекса базовых научных, социологических исследований в сфере туризма.
Таблица 7
Перечень показателей эффективности Программы
Показатели |
Ед. изм. |
2009 г. |
Прогнозные данные по годам реализации программ |
|||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1. Количество обслуженных человек |
|
|
|
|
|
|
Въездной туризм |
чел. |
600 |
600 |
650 |
700 |
750 |
Внутренний туризм |
чел. |
|
52000 |
53000 |
95000 |
116000 |
2. Объем предоставленных туристских услуг |
млн. руб. |
873,4 |
898,6 |
1120,8 |
1370,1 |
1730,6 |
3. Налоговые отчисления в бюджеты различных уровней |
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
Поступило в консолидированный бюджет |
|
30484 |
35205 |
67869 |
89639 |
120286 |
В том числе в местный |
|
9614 |
9916 |
12385 |
14191 |
16402 |
3. Перечень программных мероприятий
Предлагаемые мероприятия Программы разработаны с целью решения поставленных задач:
3.1. Стимулирование развития материальной базы туризма.
Основными механизмами достижения указанной задачи будет субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами в объекты туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.
3.2. Стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области.
Основным мероприятием данного направления является софинансирование мероприятий по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры туристских объектов в рамках реализации инвестиционных проектов, проведение конкурса инвестиционных проектов в сфере туризма.
3.3. Создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических зон с обширным природным и историко-культурным потенциалом.
На решение данной задачи будет направлен следующий комплекс мероприятий: благоустройство исторического центра города, проведение реконструкции, создание объектов (малые архитектурные формы, модели историко-культурных памятников и т.д.), проведение конкурсов студенческих проектов, бизнес-планов.
С целью совершенствования системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведения активной рекламной деятельности программой мероприятий предусмотрено проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в городе Кирове на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы, а также проведение пресс-туров на протяжении всего периода реализации Программы, участие в межрегиональных, международных выставках.
3.4. Осуществление комплекса базовых научных, маркетинговых, социологических исследований в сфере туризма.
В течение срока реализации Программы будут проведены исследований по анализу состояния отрасли, перспективных направлений развития, по иным требующим глубокого анализа тенденциям развития туризма в городе.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении.
4. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной целевой программы
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечение средств федерального бюджета, местного бюджета города Кирова. Ряд мероприятий финансируется за счет внебюджетных источников. Объем финансирования Программы из местного бюджета составит 66,4 млн. рублей, из федерального бюджета 6 млн. рублей, иных источников финансирования 1 794,45 млн. рублей. Общие объемы финансирования программы на 2012 - 2015 годы - 1 866,85 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы могут изменяться в зависимости от возможностей бюджета и результатов оценки эффективности реализации Программы. Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы, устанавливается решением Кировской городской Думы о бюджете муниципального образования "Город Киров" на очередной финансовый год. Оценка затрат на реализацию мероприятий проведена аналоговым методом.
Система основных программных мероприятий рассчитана на период с 2012 по 2015 год и включает направления в соответствии с поставленными целью и задачами Программы. Система программных мероприятий включает разделы, реализация которых позволит сформировать туристические продукты на территории муниципального образования "Город Киров", отвечающие потребностям жителей города Кирова, Кировской области и других регионов, а также основным тенденциям развития туризма.
Одновременно ключевым направлением развития туристской индустрии является создание условий для повышения конкурентоспособности города Кирова как туристского центра за счет привлечения средств частных инвесторов и средств кредитных организаций. Наряду с созданием оптимальных условий для развития инженерной инфраструктуры туристского комплекса города Кирова также возникает необходимость в организации работы по повышению квалификации и уровня подготовки кадров туристской индустрии.
Целью Программы является развитие туризма как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования "Город Киров". В настоящее время туристская деятельность в городе Кирове может качественно измениться только при наличии финансирования мероприятий Программы. Финансирование ряда направлений, таких как рекламно-имиджевая политика, деятельность по развитию инфраструктуры туризма, улучшение качества предоставления туристских услуг, необходимо для того, чтобы получать прямые инвестиции в развитие туристской деятельности, увеличение туристских потоков и, как следствие, увеличение доходов местного бюджета муниципального образования "Город Киров".
5. Механизм реализации муниципальной целевой программы
Механизм реализации Программы основан на скоординированных действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей. Выполнение мероприятий предусматривается осуществлять на основе открытости, добровольности, взаимовыгодного сотрудничества, что обеспечивает широкие возможности для участия всех заинтересованных юридических и физических лиц.
В рамках своих полномочий субъекты туристской индустрии могут принимать участие в реализации целевых мероприятий Программы за счет собственных средств.
Управление реализацией Программы, координация работ и контроль за выполнением Программы осуществляется управлением по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Кирова, в соответствии с планами практических мероприятий согласно установленным срокам и объемам финансирования на их исполнение.
Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту осуществляет организацию, координацию и контроль работы по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за использованием финансовых средств. Исполнители Программы несут ответственность за ее реализацию наряду с управлением по делам молодежи, физической культуре и спорту. С целью контроля за реализацией Программы исполнители ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в управление по делам молодежи, физической культуре и спорту оперативный отчет, который содержит перечень выполненных мероприятий Программы и анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке с исполнителями программных мероприятий, а также посредством создания временных творческих коллективов, рабочих групп и других организационных форм.
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляется главой администрации города Кирова и заместителями главы администрации города Кирова, курирующими деятельность соответствующих структурных подразделений администрации города Кирова, ответственных за исполнение мероприятий Программы.
Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, управление по делам молодежи, физической культуре и спорту представляет в экономическое управление администрации города Кирова информацию о реализации Программы, финансировании и выполнении мероприятий. По итогам года помимо указанной выше информации в срок до 1 марта муниципальный заказчик представляет информацию о достижении показателей эффективности, предусмотренных Программой.
Следует отметить следующие риски, существующие при реализации Программы, которые могут повлиять на развитие индустрии туризма на территории муниципального образования "Город Киров".
Таблица 8
Риски, существующие при реализации Программы
Наименование риска |
Мероприятие по снижению вероятности возникновения риска |
Мероприятие по снижению последствий риска |
1. Потеря интереса к Программе у бизнес-сообщества |
- поддержание постоянных контактов с представителями туриндустрии города Кирова; |
- повышение инвестиционной привлекательности территории; |
- регулярное информирование участников Программы о ходе ее реализации; |
- привлечение новых инвесторов для создания предприятий туротрасли; |
|
2. Недостаточное финансирование Программы из местного бюджета |
- организация мониторинга на предмет участия в соответствующих областных и федеральных программах; |
- переориентация Программы на внебюджетные источники |
- подготовка заявок на финансирование из вышестоящих бюджетов; | ||
- присоединение к соответствующей федеральной программе | ||
3. Возникновение негативных настроений населения города по отношению к туристам |
- популяризации туристской отрасли как источника дохода горожан; |
- усиление пропагандистско-просветительской работы с населением |
- реализация мероприятий по созданию парковых зон рекреационного типа | ||
4. Резкое укрепление курса рубля по отношению к мировым валютам |
- организация семинаров для участников Программы по управлению издержками в туристской отрасли; |
- проведение мероприятий по снижению себестоимости продукции туротрасли |
5. Появление и активное продвижение новых турпродуктов в городах-конкурентах |
- организация мониторинга развития туротрасли в городах-конкурентах; |
- вступление в партнерские отношения с крупными городами-конкурентами; |
- поиск новых рынков сбыта турпродуктов города Кирова |
- формирование новых/коррекция существующих турпродуктов |
|
6. Изменение потребительских предпочтений в отрасли |
- организация мониторинга предпочтений туристов; |
- создание условий для формирования новых потребностей туристов |
- анализ тенденций развития туризма в России и мире | ||
7. Снижение существующего турпотока |
- активное продвижение городских турпродуктов |
- корректировка турпродуктов |
8. Изменение приоритетов развития туристской отрасли на региональном уровне |
- участие в разработке/корректировке областной программы развития туризма; |
- согласование отдельных мероприятий Программы со структурными подразделениями областной администрации |
- согласование объемов софинансирования из областного бюджета по отдельным мероприятиям Программы |
6. Оценка эффективности реализации муниципальной целевой программы
Реализация программных мероприятий позволит:
- создать правовые, экономические и организационные условия для развития туризма в муниципальном образовании "Город Киров";
- создать условия для формирования сбалансированного туристско-рекреационного комплекса;
- сформировать конкурентоспособный туристский продукт по приоритетным направлениям развития туризма;
- создать систему подготовки и тиражирования инвестиционных предложений,
- работы с потенциальными инвесторами;
- создать систему территориального маркетинга и рекламно-информационного обеспечения развития туризма;
- сформировать положительный имидж города как привлекательной туристской территории;
- повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования "Город Киров";
- повысить качество оказываемых туристских и сопутствующих услуг.
В итоге это позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие въездного и внутреннего туризма в Кировской области.
Главный социальный эффект будет состоять в создании условий для удовлетворения потребностей населения Кировской области в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. Развитие сферы туризма позволит обеспечить налоговые поступления в бюджеты всех уровней за счет увеличения доходов от прямых и косвенных услуг.
Для более полного использования потенциала города предусмотрена поддержка других перспективных видов туризма: аграрного, школьного, делового.
Таблица 9
Прогноз показателей эффективности Программы
Показатели |
Ед. изм. |
2009 г. |
Прогнозные данные по годам реализации программ |
Источник получения информации |
|||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||
1. Количество обслуженных человек |
|
|
|
|
|
|
Статистические данные, отраслевая отчетность |
Въездной туризм |
чел. |
600 |
600 |
650 |
700 |
750 |
|
Внутренний туризм |
чел. |
|
52000 |
53000 |
95000 |
116000 |
|
2. Объем предоставленных туристских услуг |
млн. руб. |
873,4 |
898,6 |
1120,8 |
1370,1 |
1730,6 |
Статистическая отчетность |
3. Налоговые отчисления в бюджеты различных уровней |
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову |
Поступило в консолидированный бюджет |
|
30484 |
35205 |
67869 |
89639 |
120286 |
|
В том числе в местный |
|
9614 |
9916 |
12385 |
14191 |
16402 |
Приложение
Перечень программных мероприятий
N |
Наименование, содержание мероприятия |
Сроки выполнения |
Исполнители |
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
Ожидаемые результаты |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
всего |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Раздел 1. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма | |||||||||||
1.1. |
Разработка нормативно-правовой базы связанной с поддержкой субъектов сферы туризма в МО "Город Киров" |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Не требуется |
|
|
|
|
|
Создание новых объектов туристической индустрии в городе, увеличение количества туристов, улучшение материальной базы туризма, повышение качества туристских услуг |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
1.2. |
Открытый конкурс на право получения грантов на разработку и реализацию проектов в сфере туризма |
2012 - 2020 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Создание новых объектов туристической индустрии в городе, увеличение количества туристов, улучшение материальной базы туризма, повышение качества туристских услуг |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
1000 |
1 000 |
1000 |
1000 |
4 000 |
||||||
Иные источники |
|
|
|
|
0 |
||||||
Итого |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
4 000 |
||||||
1.3. |
Создание рекреационных парковых зон на территории МО "Город Киров" |
2012 - 2018 |
УДМФКиС, Правительство Кировской области, иные заинтересованные лица |
Федеральный бюджет |
2000 |
2000 |
2000 |
|
6 000 |
Реализация инвестиционных проектов, повышение туристской привлекательности г. Кирова, создание новых объектов туристической индустрии |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Иные источники |
1419 000 |
370 000 |
|
|
1 789 000 |
||||||
Итого |
1421000 |
372000 |
2000 |
0 |
1 795 000 |
||||||
Объемы финансирования Программы по разделу |
Федеральный бюджет |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
0 |
6 000 |
|
||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
4 000 |
||||||
Иные источники |
1419 000 |
370 000 |
0 |
0 |
1 789 000 |
||||||
Итого |
1422000 |
373000 |
3000 |
1000 |
1799000 |
||||||
Раздел 2. Формирование положительного имиджа г. Кирова на Российском и международном рынке туристических услуг | |||||||||||
2.1. |
Благоустройство исторического центра города |
2012 - 2015 |
УБиТ |
Федеральный |
|
|
|
|
0 |
Создание привлекательных туристских зон в городе |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
5 000 |
10 000 |
15 000 |
15 000 |
45 000 |
||||||
Иные источники |
|
|
|
|
0 |
||||||
Итого |
5000 |
10000 |
15000 |
15000 |
45 000 |
||||||
2.2. |
Создание, реконструкция, ремонт объектов (в том числе создание малых архитектурных форм, моделей историко-культурных памятников и т.д.) |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Создание привлекательных туристских зон в городе |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
8 000 |
||||||
Иные источники |
500 |
600 |
600 |
600 |
2 300 |
||||||
Итого |
2500 |
2600 |
2600 |
2600 |
10 300 |
||||||
2.3. |
Проведение конкурсов студенческих проектов, конкурсов, ярмарок бизнес-планов, бизнес-идей и т.д. |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Выявление и поддержка инициатив граждан |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
200 |
200 |
200 |
200 |
800 |
||||||
Иные источники |
|
|
|
|
0 |
||||||
Итого |
200 |
200 |
200 |
200 |
800 |
||||||
2.4. |
Изготовление и размещение видеороликов, минифильмов, социальной рекламы о туризме в городе Кирове на телевидении, в специализированных электронных и печатных средствах массовой информации |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Создание у города имиджа туристского центра региона |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
700 |
700 |
750 |
750 |
2 900 |
||||||
Иные источники |
|
|
|
|
0 |
||||||
Итого |
700 |
700 |
750 |
750 |
2 900 |
||||||
2.5. |
Разработка электронных туристских маршрутов с экскурсионным текстом об исторических объектах, расположенных на их территории. Проведение пресс-туров для журналистов российских и международных СМИ. |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Создание у города имиджа туристского центра региона |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
650 |
675 |
675 |
675 |
2 675 |
||||||
Иные источники |
200 |
200 |
200 |
200 |
800 |
||||||
Итого |
850 |
875 |
875 |
875 |
3 475 |
||||||
2.6. |
Участие в межрегиональных, международных выставках |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Популяризация туристских продуктов города на межрегиональном и международном уровне |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
200 |
200 |
300 |
400 |
1 100 |
||||||
Иные источники |
|
|
|
|
0 |
||||||
Итого |
200 |
200 |
300 |
400 |
1 100 |
||||||
2.7. |
Подготовка и проведение презентаций инвестиционных площадок в сфере туризма |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Разработка каталогов инвестиционных площадок туризма и проведение презентаций на межрегиональном и международном уровне |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
50 |
50 |
50 |
50 |
200 |
||||||
Иные источники |
100 |
100 |
100 |
100 |
400 |
||||||
Итого |
150 |
150 |
150 |
150 |
600 |
||||||
2.8. |
Подготовка и принятие программы установки дорожных указателей к культурно-историческим объектам города Кирова, плакатов с туристской рекламой и информацией (мини-гидов) |
2012 - 2015 |
УБиТ |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Повышение уровня информированности потенциальных туристов |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
100 |
100 |
100 |
100 |
400 |
||||||
Иные источники |
100 |
125 |
150 |
175 |
550 |
||||||
Итого |
200 |
225 |
250 |
275 |
950 |
||||||
2.9. |
Продвижение в сети Интернет, размещение и актуализация информации на официальном сайте администрации города Кирова |
2012 - 2015 |
УОИО |
Не требуется |
|
|
|
|
0 |
Повышение уровня информированности потенциальных туристов |
|
|
|
|
|
0 |
|||||||
|
|
|
|
0 |
|||||||
|
|
|
|
0 |
|||||||
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
2.10. |
Проведение семинаров, конференций, "круглых столов" по актуальным вопросам развития туризма в городе |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Обеспечение интерактивного участия субъектов туристической отрасли в вопросах формирования механизмов развития туризма |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
100 |
100 |
150 |
150 |
500 |
||||||
Иные источники |
|
|
|
|
0 |
||||||
Итого |
100 |
100 |
150 |
150 |
500 |
||||||
2.11. |
Организация сувенирных рынков |
2012 - 2020 |
УРПиПР |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Повышение доступности сувенирной продукции |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Иные источники |
200 |
300 |
400 |
500 |
1400 |
||||||
Итого |
200 |
300 |
400 |
500 |
1400 |
||||||
Объемы финансирования Программы по разделу |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
9 000 |
14 025 |
19 225 |
19 325 |
61 575 |
||||||
Иные источники |
1 100 |
1 325 |
1450 |
1 575 |
5 450 |
||||||
Итого |
10100 |
15350 |
20675 |
20900 |
67025 |
||||||
Раздел 3. Осуществление комплекса базовых научных, социологических исследований в сфере туризма | |||||||||||
3.1. |
Проведение научных, социологических, маркетинговых исследований |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Научно-методическое обеспечение деятельности по созданию условий для развития туризма |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
300 |
|
300 |
|
600 |
||||||
Иные источники |
|
|
|
|
0 |
||||||
Итого |
300 |
0 |
300 |
0 |
600 |
||||||
3.2. |
Анализ и оценка туристско-рекреационных ресурсов |
2012 - 2015 |
УДМФКиС |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Разработка перспективных схем планов для развития массового отдыха и туризма |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
50 |
50 |
20 |
20 |
140 |
||||||
Иные источники |
|
|
|
|
0 |
||||||
Итого |
50 |
50 |
20 |
20 |
140 |
||||||
3.3. |
Создание базы данных о краеведческих объектах МО "Город Киров" (паспорта историко-культурного наследия) для создания новых маршрутов |
2012 - 2015 |
Управление культуры |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
0 |
Разработка перспективных схем планов для развития массового отдыха и туризма |
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
0 |
||||||
Местный бюджет |
30 |
30 |
10 |
10 |
80 |
||||||
Иные источники |
|
|
|
|
0 |
||||||
Итого |
30 |
30 |
10 |
10 |
80 |
||||||
Объемы финансирования Программы по разделу |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
380 |
80 |
330 |
30 |
820 |
||||||
Иные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Итого |
380 |
80 |
330 |
30 |
820 |
||||||
Общие объемы финансирования Программы |
Федеральный бюджет |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
0 |
6 000 |
|
||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
10 380 |
15 105 |
20 555 |
20 355 |
66 395 |
||||||
Иные источники |
1 420 100 |
371 325 |
1450 |
1 575 |
1 794 450 |
||||||
Итого |
1432480 |
388430 |
24005 |
21930 |
1 866 845 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма. В круг ее задач входят: стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры); стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области; создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических зон с обширным природным и историко-культурным потенциалом; совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности; увеличение доли собственных доходов бюджета города от развития внутреннего и въездного туризма.
Общий объем финансирования на период реализации Программы (2012 - 2015 годы) установлен в размере 1 866,85 млн. руб. Результатами намеченных мероприятий являются: создание правовых, экономических и организационных условий для развития туризма в городе Кирове; формирование конкурентоспособного туристского продукта по приоритетным видам туризма; создание системы информационного обеспечения развития туризма; увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению; увеличение численности работников, занятых в туристской индустрии.
Постановление Администрации города Кирова от 18 октября 2011 г. N 3513-п "Об утверждении муниципальной целевой программы "Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования "Город Киров" на 2012 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Наш город" от 28 октября 2011 г. N 102
Постановлением Администрации города Кирова от 8 августа 2012 г. N 3083-п настоящее постановление признано утратившим силу