Приказ Департамента образования Кировской области
от 18 августа 2011 г. N 5-1240
"Об утверждении ведомственной целевой программы департамента образования Кировской области "Предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных образовательных учреждениях Кировской области" на 2012 - 2014 годы"
Приказом Департамента образования Кировской области от 29 декабря 2012 г. N 5-2208 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2013 г
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 13.03.2009 N 6/32 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 N 22/264) приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу департамента образования Кировской области "Предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных образовательных учреждениях Кировской области" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Отделу специального образования и социальной защиты детей и подростков (Сысуева И.В.) и отделу управления финансами (Юдинцев В.В.) ежегодно в срок до 1 марта представлять отчет о выполнении Программы в департамент экономического развития при Правительстве Кировской области и департамент финансов Кировской области в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности департамента образования.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Глава департамента образования |
А.М. Чурин |
Ведомственная целевая программа
департамента образования Кировской области "Предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных образовательных учреждениях Кировской области" на 2012 - 2014 годы
(утв. приказом департамента образования Кировской области от 18 августа 2011 г. N 5-1240)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных образовательных учреждениях Кировской области" на 2012 - 2014 годы |
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Департамент образования Кировской области |
Цель и задачи Программы |
Главной целью реализации ведомственной Программы является создание условий, обеспечивающих реальную возможность предоставления общего образования детям, нуждающимся в длительном лечении, а также имеющим нарушения слуха и отклонения в развитии. Для достижения реализации указанной цели необходимо решение следующих основных приоритетных задач: - организация обучения детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, организация обучения по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; - обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса. |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Характеристика программных мероприятий |
Организация межведомственного взаимодействия по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и устройство их на обучение в соответствии с заболеванием. Обучение детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приобретение технических средств реабилитации (звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, слуховые аппараты, аппаратура для развития слуха и речи). Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Введение здоровьесберегающих технологий, оказание лечебно-оздоровительных, реабилитационных и профилактических услуг, направленных на оздоровление детей. Приобретение технических и реабилитационных средств обучения. Внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования. Обеспечение участников образовательного процесса учебно-методическими материалами и пособиями. Содержание и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обучающихся в учреждениях и находящихся на полном государственном обеспечении. Организация курсовой подготовки и переподготовки управленческих и педагогических работников учреждений. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы 195216,0 тыс. руб. за счет средств областного бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание условий для получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, более эффективная подготовка их к продолжению непрерывного образования. Оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей для реабилитации детей Преодоление дефицита специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
1. Основная цель и задачи Программы
Под общим образованием детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушениями слуха и отклонениями в развитии, дети, нуждающиеся в длительном лечении, дети-инвалиды, не посещающие учебные заведения по состоянию здоровья) понимается система государственных мероприятий по организации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающих лечение, воспитание и обучение, реабилитацию и социальную адаптацию, интеграцию в общество данных детей.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
1.1. Цель Программы
Главной целью реализации ведомственной Программы является создание условий, обеспечивающих реальную возможность предоставления общего образования детям, нуждающимся в длительном лечении, а также имеющим на рушения слуха и отклонения в развитии.
Указанная цель соответствует стратегическим целям социально-экономического развития Кировской области - обеспечение государственных гарантий общедоступности качественного образования, соответствующего со временным потребностям общества и каждого гражданина в образовании.
Выбор цели Программы обоснован нормативными документами, в которых разработаны стандартные правила обеспечения равных возможностей людям с ограниченными возможностями здоровья осуществить весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, а также пользоваться признанным за ними специфическим правом осуществлять их на равных условиях. К данным документам относятся как международные нормативно-правовые акты, так и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Кировской области:
Декларация ООН "О правах человека", Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов", Закон Российской Федерации "Об образовании", Типовое положение "О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Типовое положение "Об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении", Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации, Закон Кировской области от 11.02.2003 N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" (в ред. от 01.06.2011).
1.2. Задачи Программы
Для достижения реализации указанной цели необходимо решение следующих основных приоритетных задач:
- организация обучения детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях,
- организация обучения по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа;
- обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Достижение обозначенных задач будет осуществляться за счет максимальной мобилизации внутренних ресурсов образовательных учреждений (оптимизации содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов и т.д.) и более активного привлечения внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, кадровых), осуществления широкого социального партнерства в сфере образования, здравоохранения, социального развития и других ведомств с целью социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
2. Характеристика задач, решение которых осуществляется путем реализации Программы
В Кировской области сформирована и развивается сеть специального (коррекционного) образования, включающая в себя 34 учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной жизнедеятельности данных учреждений в течение 2009 - 2011 годов осуществлялась работа над следующими задачами:
- осуществление государственной и региональной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования;
- совершенствование методических и организационных основ выявления детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация целенаправленной работы по подготовке специалистов для работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, повышению их квалификации;
- изучение и внедрение новых подходов в организации специального (коррекционного) образования;
- развитие сотрудничества органов управления образованием, здравоохранением, социального развития и других ведомств с целью социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
За указанный период проведена следующая работа:
1. Организована совместно с департаментом и учреждениями здраво охранения плановая работа по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья. Учреждения комплектуются в соответствии с государственной услугой.
2. Организована работа школьных психолого-медико-педагогических консилиумов для выработки маршрутов индивидуальной работы с детьми по коррекции и компенсации выявленных недостатков в развитии.
3. Идет обновление содержания и технологий образовательного процесса, досуговых программ.
4. Совершенствуется материально-техническая база учебно-воспитательного процесса. За счет средств областного бюджета и внебюджетных источников приобретены технические средства обучения и реабилитации детей (компьютерное оборудование, проектор, интерактивная доска, оборудование и инвентарь для медицинского кабинета, методическая литература, про граммы для кабинета психологии, учебники).
Вместе с тем в условиях модернизации системы образования Кировской области и в соответствии с приоритетными направлениями развития образования региона необходимо более действенно решать вопросы обеспечения государственных гарантий доступности образования в соответствии с возможностями детей, повышения качества образования, создания оптимальных условий для обучения, воспитания и коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы: 2012 - 2014 годы.
Программа не подразумевает разделения на этапы реализации.
4. Перечень программных мероприятий
4.1. План мероприятий
Программные мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
Задача N 1 Организация обучения детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях | |||
1.1. Организация межведомственного взаимодействия по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и устройство их на обучение в соответствии с заболеванием |
департамент образования, школа-интернат |
2012 - 2014 годы |
не требуется |
1.2. Обучение детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования |
школа-интернат |
2012 - 2014 годы |
областной бюджет текущее финансирование |
1.3. Приобретение технических средств реабилитации (звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, слуховые аппараты, аппаратура для развития слуха и речи) |
школа-интернат |
2012 - 2014 годы |
областной бюджет текущее финансирование |
Задача 2. Организация обучения по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа | |||
2.1. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования |
школа-интернат |
2012 - 2014 годы |
областной бюджет текущее финансирование |
2.2. Введение здоровьесберегающих технологий, оказание лечебно-оздоровительных, реабилитационных и профилактических услуг, направленных на оздоровление детей |
департамент образования, школа-интернат, КИПК и ПРО |
2012 - 2014 годы |
не требуется |
2.3. Приобретение технических и реабилитационных средств обучения |
школа-интернат |
2012 - 2014 годы |
областной бюджет текущее финансирование |
Задача N 3. Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса | |||
3.1. Внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования |
департамент образования, школы-интернаты, КИПК и ПРО |
2012 - 2014 годы |
областной бюджет текущее финансирование |
3.2. Обеспечение участников образовательного процесса учебно-методическими материалами и пособиями |
школы-интернаты |
2012 - 2014 годы |
областной бюджет текущее финансирование |
3.3. Организация курсовой подготовки и переподготовки управленческих и педагогических работников учреждений |
департамент образования, школы-интернаты |
2012 - 2014 годы |
областной бюджет текущее финансирование |
4.2. Описание мероприятий и их обоснование
Программа как организационная основа реализации государственной и региональной политики в Кировской области представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в содержании и технологиях образования детей с ограниченными возможностями здоровья, финансово-экономических механизмах. Мероприятия Программы носят ведомственный характер, что будет способствовать проведению единой политики в области образования, формированию единого информационно-образовательного пространства Кировской области. Реализация комплекса мероприятий, обозначенных в Программе, предусматривает формирование системы индикаторов и показателей изменений в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизмом достижения основной цели и задач Программы является программно-целевой метод, направленный на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики в области образования и с учетом бюджетных ограничений.
Достижению приоритетов "Организация обучения детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях" и "Организация обучения по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа" будет способствовать комплекс мероприятий, связанный с обеспечением доступа к образовательным услугам системы общего образования детям и подросткам всех возрастов в соответствии с их возможностями и потребностями.
Реализация указанных мероприятий предусматривает выполнение государственного задания по предоставлению дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детям, нуждающимся в длительном лечении, а также имеющим нарушения слуха и отклонения в развитии и государственное задание по содержанию и материальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обучающихся в учреждениях и находящихся на полном государственном обеспечении.
Мероприятия, направленные на достижение приоритета "Обеспечение научно-методического и кадрового сопровождения образовательного процесса" способствуют развитию качества различных видов ресурсов, необходимых для достижения качества современного образования. Содержательную основу достижения современного качества образования обеспечит комплекс мероприятий по реализации государственного образовательного стандарта, переходу на компетентностно-ориентированное образование, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования, внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Реализация Программы должна способствовать достижению основных приоритетов предоставления образования детям с нарушениями слуха и отклонениями в развитии, детям, нуждающимся в длительном лечении, в санаторных образовательных учреждениях.
Важным условием достижения названных приоритетов является повышение уровня кадрового обеспечения учреждений.
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Реализация мероприятий Программы потребует 195216,0 тыс. рублей, в том числе:
- На 2012 год - 59513,0 тыс. рублей;
- На 2013 год - 64714,0 тыс. рублей;
- На 2014 год - 78177,0 тыс. рублей
Источниками финансирования реализации мероприятий Программы является областной бюджет. Финансирование в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования Кировской области в 2012 - 2014 годах будет осуществляться из областного бюджета в рамках текущего финансирования, предусмотренного областным бюджетом департаменту образования по разделу "Образование".
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
6.1. Характеристика областных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья на начало реализации Программы
В области функционируют 2 общеобразовательные школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья: Кировское областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида" и Кировское областное государственное оздоровительное образовательное казенное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Кирово-Чепецкая санаторная школа-интернат.
6.2. Планируемые результаты реализации Программы, количественные показатели
N |
Планируемые результаты Индикаторы |
||
1. |
Задача 1. Организация обучения детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях |
||
1.1. |
Создание условий для получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, более эффективная подготовка их к продолжению непрерывного образования. |
количество обучающихся по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования: - школа-интернат 1 вида 2010 год - 103 2011 год - 100 2012 год - 100 2013 год - 100 2014 год - 100 - доля успевающих в общей численности учащихся: - школа-интернат 1 вида: 2010 год - 100% 2011 год - 99,8% 2012 год - 99,8% 2013 год - 99,8% 2014 год - 99,8% - доля обучающихся на "хорошо" и "отлично" в общей численности учащихся: 2010 год - 49,2% 2011 год - 44,0% 2012 год - 44,5% 2013 год - 45,0% 2014 год - 45,0% |
|
1.2. |
Выполнение государственных гарантий по содержанию и материальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
- количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа имеющим содержание и материальное обеспечение: - школа-интернат 1 вида 2010 год - 3 2011 год - 4 2012 год - 4 2013 год - 2 2014 год - 2 - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, выпускников образовательного учреждения: 2010 год - 0 2011 год - 0 2012 год - 2 2013 год - 0 2014 год - 0 |
|
2. |
Задача 2. Организация обучения по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа |
||
2.1 |
Оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей для реабилитации детей |
- количество обучающихся по программам дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования: * санаторная школа-интернат: 2010 год - 201 2011 год - 200 2012 год - 200 2013 год - 200 2014 год - 200 - доля успевающих в общей численности учащихся: - санаторная школа-интернат: 2010 год - 99,0% 2011 год - 99,0% 2012 год - 99,2% 2013 год - 99,3% 2014 год - 99,3% - доля успевающих на "хорошо" и "отлично" в общей численности учащихся: 2010 год - 30,0% 2011 год - 30,0% 2012 год - 30,0% 2013 год - 30,5% 2014 год - 31,0% |
|
3. |
Задача 3. Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса |
||
3.1 |
Преодоление дефицита специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
- удельный вес педагогов и специалистов учреждений, повысивших профессиональную квалификацию, в общей численности педагогов по штатному расписанию: - школа-интернат 1 вида: 2010 год - 85% 2011 год - 85% 2012 год - 87% 2013 год - 88% 2014 год - 90% - санаторная школа-интернат: 2010 год - 68% 2011 год - 68% 2012 год - 70% 2013 год - 72% 2014 год - 75% - доля педагогов, имеющих высшее образование: - школа-интернат 1 вида: 2010 год - 100"% 2011 год - 95% 2012 год - 96% 2013 год - 96% 2014 год - 97% - санаторная школа-интернат: 2010 год - 83,7% 2011 год - 83% 2012 год - 83% 2013 год - 84% 2014 год - 85% |
7. Последствия реализации Программы
7.1. Социальные и экономические последствия
Реализация Программы позволит организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на основе современных образовательных и медицинских технологий, что позволит улучшить результаты социальной адаптации детей и интеграции их в общество.
В результате чего будут обеспечены:
- доступность бесплатного качественного специального образования;
- качество образования за счет обновления его содержания: переход на компетентностно-ориентированное образование, государственные образовательные стандарты общего образования, введение нового учебного плана и профильного обучения;
- повышение уровня кадрового обеспечения образования;
- эффективное использования бюджетных средств в сфере образования за счет введения нормативного (подушевого) финансирования образовательных учреждений и перехода их на бюджетную самостоятельность.
7.2. Общая оценка достижения целей Программы и вклада в достижение стратегической цели регионального развития
В результате реализации программных мероприятий ожидается повышение уровня качества образования выпускников школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, более эффективная подготовка их к продолжению непрерывного образования, к освоению профессиональных образовательных программ, что позволит им быть конкурентноспособными на рынке труда, а также позволит пополнить ими рынок труда по рабочим профессиям. Следствием этого будет превращение образования в механизм социально-экономического развития Кировской области.
7.3. Риски реализации Программы и пути их снижения
Предварительная оценка минимально необходимого ресурсного обеспечения Программы показывает, что размер необходимых для ее реализации средств, выделяемых из областного бюджета, должен составлять не менее 195216,0 тыс. рублей на 2012 - 2014 годы.
В случае уменьшения средств, выделяемых из регионального бюджета на обучение глухих и слабослышащих детей в Кировской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 1 вида и детей, нуждающихся в длительном лечении, в Кирово-Чепецкой санаторной школе-интернате, существенно снизится степень достижения цели Программы, что может быть подтверждено целевыми индикаторами и показателями, характеризующими ход реализации Программы по годам. Это приведет к следующим рискам:
- не позволит создать соответствующую материальную, кадровую инфра структуры и научно-методическое обеспечение для повышения качества специального образования, создания условий для социализации детей и интеграции их в общество;
- создаст дефицит специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- уменьшит возможности реабилитационной работы с детьми по укреплению их физического и нервно-психического здоровья, социальной адаптации и трудовой реабилитации обучающихся.
8. Социальная эффективность
Реализация Программы позволит организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных образовательных и медицинских технологий, подготовить их к продолжению непрерывного образования, к освоению профессиональных образовательных программ, что позволит улучшить результаты социальной адаптации детей и интеграции их в общество.
Программа позволит обеспечить готовность педагогических и руководящих кадров области к решению новых задач в условиях модернизации образования.
9. Система управления реализацией Программы
Реализация Программы осуществляется в рамках программных мероприятий, утвержденных департаментом образования и согласованных с исполнителем.
Участниками Программы являются:
- департамент образования Кировской области;
- ученый совет КИПК и ПРО;
- школы-интернаты.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Департамент образования Кировской области формирует аналитическую информацию о реализации ведомственной целевой программы и представляет ее ежегодно, до 1 марта года следующего за отчетным, в департамент экономического развития при Правительстве области и департамент финансов Кировской области.
Департамент образования осуществляет контроль за ходом реализации Программы, несет ответственность за выполнение Программы и утвержденных показателей.
Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляется главой департамента образования Кировской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главной целью реализации ведомственной программы по предоставлению образования детям с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных образовательных учреждениях Кировской области является создание условий, обеспечивающих возможность предоставления общего образования детям, нуждающимся в длительном лечении, а также имеющим нарушения слуха и отклонения в развитии.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- организация обучения детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
- организация обучения по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа.
Срок реализации Программы - 2012 - 2014 годы.
Общий объем финансирования программных мероприятий - 195216,0 тыс. руб.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- создание условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, более эффективная подготовка их к продолжению непрерывного образования;
- оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей для реабилитации детей;
- преодоление дефицита специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ Департамента образования Кировской области от 18 августа 2011 г. N 5-1240 "Об утверждении ведомственной целевой программы департамента образования Кировской области "Предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных образовательных учреждениях Кировской области" на 2012 - 2014 годы"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Департамента образования Кировской области от 29 декабря 2012 г. N 5-2208 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2013 г