Решение Кировского областного суда
от 26 июля 2011 г. N 3-76/11
Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стексова В.И.,
с участием прокурора Шибановой Н.Е.,
при секретаре Беляевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Кировской области о признании противоречащим федеральному и областному законодательству и недействующими приложений N 4 и N 5 к решению правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области", установил:
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области" установлены тарифы на проезд на отдельных маршрутах Победиловского и Московского трактов, предусматривающие изменение цены проезда в зависимости от расстояния следования. В приложениях N 4 и N 5 установлены тарифы и стоимость на проезд в зависимости от расстояния следования для следующих населенных пунктов: Аэропорт, Вахта, Костино, Сосновый, Башарово, Русское, Лянгасово, Захарищево.
По мнению заместителя прокурора, приложения N 4 и N 5 к указанному решению РСТ противоречат пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статье 2 Закона Кировской области от 27.12.2006 N 74-ЗО "Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении".
Как следует из части 3 статьи 4 Федерального закона N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
Пунктом 9 статьи 2 Закона Кировской области N 74-ЗО "Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении" установлено, что пригородный маршрут - это регулярный маршрут между населенными пунктами Кировской области на расстояние до 50 километров включительно между границами этих населенных пунктов.
Согласно Закону Кировской области от 21.10.2000 N 218-ЗО "Об утверждении границ административно-территориальных единиц Кировской области" в состав города Кирова входят участки Аэропорт, Вахта, Костино, Сосновый, Башарово, Русское, Лянгасово, Захарищево и являются маршрутами городского сообщения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 31.10.2000 г."
Кроме того, законом Кировской области от 04.12.2007 "О реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области", п. Вахта, п. Костино, п. Сосновый, п. Башарово, п. Русское, п. Лянгасово, п. Захарищево непосредственно относятся к одному из районов города Кирова.
Населенные пункты: п. Бахта, п. Костино, п. Сосновый, п. Башарово, п. Русское, п. Лянгасово, п. Захарищево включены в границы муниципального образования "город Киров" на основании Закона области от 07.12.2004 N 284-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Кировской области наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения".
Перевозки между указанными населенными пунктами, несмотря на то, что при проезде к ним необходимо выезжать из г. Кирова, являются городскими, поскольку осуществляются не между населенными пунктами, а в границах одного населенного пункта "город Киров".
В связи с изложенным просил признать противоречащим федеральному и областному законодательству и недействующими приложения N 4 и N 5 к решению правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области".
В судебном заседании представитель прокуратуры Кировской области Шибанова Н.Е. изложенное в заявлении поддержала, уточнив заявленные требования. Просила признать противоречащими пунктам 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", ст. 2 Закона Кировской области от 27.12.2006 N 74-ЗО "Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении", п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Кировской области от 07.12.2004 N 284-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения" и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу приложение N 4 к решению правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области" в части слов:
"(Киров - аэропорт, Киров - Бахта, Киров - Костино, Киров - Сосновый, Киров - Башарово, Киров - Русское)"; приложение N 5 к решению правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области" в части слов: "(Киров - Лянгасово, Киров Северная больница - Костино, Киров ж/д вокзал - Костино, Киров - Захарищево, Киров пл. Авитек - Лянгасово)".
Представитель Региональной службы по тарифам Кировской области Вычегжанин А.В. заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях, указав, что оспариваемое прокурором решение принято в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в пределах полномочий РСТ Кировской области.
По существу заявленных требований пояснил, что в соответствии со статьей 3 Закона Кировской области от 27.12.2006 N 74-ЗО "Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении" Правительство области утверждает реестр социальных маршрутов, порядок его формирования и ведения.
Постановлением Правительства Кировской области от 13.12.2010 N 81/609 утвержден реестр социальных маршрутов Кировской области на 2011 год. При этом маршруты, тарифы на которые утверждены приложениями N 4 и N 5 к решению РСТ Кировской области от 04.04.2011 N 11, в реестре социальных маршрутов названы пригородными. РСТ Кировской области не наделена полномочиями ни по формированию маршрутов, ни по отнесению их к тому или иному виду. Региональная служба по тарифам лишь устанавливает тарифы для утвержденных маршрутов. Устанавливая тарифы на перевозки по маршрутам, указанным в приложениях N 4 и N 5 к решению РСТ Кировской области от 04.04.2011 N 11, РСТ Кировской области назвало их пригородными лишь потому, что они определены так в утвержденном Правительством области реестре социальных маршрутов.
Кроме того, указал, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку рассмотрение требований прокурора подведомственно арбитражному суду.
Представитель заинтересованного лица Правительства Кировской области Караваев И.В. заявленные требования не признал, поддержал письменные возражения, в процессе дал пояснения, аналогичные возражениям представителя Региональной службы по тарифам Кировской области. Также просил производство по делу прекратить в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.
Суд, исследовав доводы заявителя, материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, приходит к выводу, что оснований для признания оспариваемого решения противоречащим Конституции РФ, федеральным законам РФ либо другими нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не имеется.
Определением Кировского областного суда от 13 июля 2011 в удовлетворении ходатайства представителя Региональной службы по тарифам Кировской области о прекращении производства по делу отказано. Суд, мотивировал свое решение тем, что правоотношения, возникшие при перевозке пассажира, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, сами по себе не связаны с осуществлением гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, поданное прокурором заявление подлежит рассмотрению по существу.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области" установлены тарифы на проезд на отдельных маршрутах Победиловского и Московского трактов, предусматривающие изменение цены проезда в зависимости от расстояния следования. В приложениях N 4 и N 5 установлены тарифы и стоимость на проезд в зависимости от расстояния следования для следующих населенных пунктов: Аэропорт, Бахта, Костино, Сосновый, Башарово, Русское, Лянгасово, Захарищево.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29.11.2007 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму, в которой орган вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Подпунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен на товары в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля над их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти.
В соответствии с Законом Кировской области от 26.07.2001 N 10-ЗО "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" и постановлением Правительства области от 25.03.2008 N 126/94 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области" постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 N 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.
Согласно пунктам 3.1.2.3.3 и 3.1.2.3.4 Положения, региональная служба по тарифам Кировской области устанавливает тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), а также тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси.
04.04.2011 на заседании правления РСТ Кировской области принято решение N 11 об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области.
Решение опубликовано 06.04.2011 в газете "Вятский край" N 64 (4912).
Тарифы введены в действие с 16.04.2011 года.
Из приведенного выше следует, что решение от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном городском транспорте городского, пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области" принято РСТ Кировской области в пределах ее полномочий, с соблюдением порядка его принятия и введения в действие.
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 N 144/365 "Об утверждении положения о Региональной службе по тарифам Кировской области", РСТ Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области, осуществляющим управление в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), определенные нормативными актами РФ и Кировской области, в том числе и на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Не оспаривая непосредственно покилометровые тарифы, указанные в решении РСТ Кировской области от 04.04.2011, заместитель прокурора просит признать недействующим распространение указанных тарифов на конкретные маршруты.
В тоже время, оспариваемое решение принято в рамках исполнения постановления Правительства Кировской области от 13.12.2010 N 81/609.
В соответствии со статьей 3 Закона Кировской области от 27.12.2006 N 74-ЗО "Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении" Правительство области утверждает реестр социальных маршрутов, порядок его формирования и ведения.
Постановлением Правительства Кировской области от 13.12.2010 N 81/609 утвержден реестр социальных маршрутов Кировской области на 2011 год. При этом маршруты, тарифы на которые утверждены приложениями N 4 и N 5 к решению РСТ Кировской, области от 04.04.2011 N 11, а именно, Киров - Лянгасово, Киров - Бахта, - Киров - Быстрица, Киров - Аэропорт, Киров (Северная больница) - Костино, Киров (железнодорожный вокзал) - Костино, Киров (автовокзал) - Костино, Киров - Русское, Киров - Бошарово, Киров - Сосновый, Киров (площадь Авитек) - Лянгасово, Киров (инфекционная больница) - Захарищево в реестре социальных маршрутов названы пригородными.
Данное постановление никем в судебном порядке не оспорено, недействующим не признано.
Кроме того, указанные выше маршруты администрацией города Кирова не признаны в качестве городских, не включены в реестр городских маршрутов, утвержденный Распоряжением главы администрации города Кирова от 27.10.2005 N 5562 (ред. от 04.07.2011) "Об утверждении "Положения о реестре городских маршрутов пассажирского транспорта, порядке его формирования и ведения".
Являясь органом исполнительной власти Кировской области с четко определенными полномочиями, региональная служба по тарифам не вправе самостоятельно определять вид транспортного сообщения (маршрута), она лишь устанавливает тарифы для утвержденных маршрутов исходя из протяженности маршрута, пассажирооборота, сменяемости пассажиров, доступности иных видов транспорта, дотирование за счет бюджетных средств и других факторов, влияющих на стоимость проезда именно на данных маршрутах.
Устанавливая тарифы на перевозки по маршрутам, указанным в приложениях N 4 и N 5 к решению от 04.04.2011, РСТ Кировской области указало их в качестве пригородных лишь потому, что они определены так в утвержденном Правительством области реестре социальных маршрутов. Поэтому, установив на перевозки по маршрутам, указанным в Приложениях N 4 и N 5 специальные тарифы, региональная служба по тарифам Кировской области не допустила нарушений действующего законодательства.
Более того, в обоснование заявленных требований, заместителем прокурора указано, что приложения N 4 и N 5 противоречат пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статье 2 Закона Кировской области от 27.12.2006 N 74-ЗО "Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении".
Согласно части 3 статьи 4 ФЗ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
Пунктом 9 статьи 2 Закона Кировской области от 27.12.2006 N 74-ЗО "Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении" установлено, что пригородный маршрут - это регулярный маршрут между населенными пунктами Кировской области на расстояние до 50 километров включительно между границами эти населенных пунктов.
Действительно, согласно Закону Кировской области от 21.10.2000 N 218-ЗО "Об утверждении границ административно-территориальных единиц Кировской области" в состав города Кирова входят участки Победилово, Бахта, Костино, Сосновый, Башарово, Русское, Лянгасово, Захарищево.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 31.10.2000 г."
Законом Кировской области от 04.12.2007 "О реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области", п. Бахта, п. Костино, п. Сосновый, п. Башарово, п. Русское, п. Лянгасово, п. Захарищево непосредственно относятся к городу Кирову.
Однако, приведенные выше нормы не свидетельствуют о том, что тарифы для проезда к указанным населенным пунктам не могут быть дифференцированными (покилометровыми).
Указанные выше п. Бахта, п. Костино, п. Сосновый, п. Башарово, п. Русское, п. Лянгасово, п. Захарищево являются населенным пунктами, административно подчиненными городу Кирову, территориально удаленными от центральной части города. Приведенные в приложении N 4 и N 5 маршруты включены в реестр социальных, что означает, что перевозки по данным маршрутам являются дотируемыми за счет средств областного бюджета и пассажиры оплачивают лишь часть стоимости проезда по данным маршрутам.
Поскольку именно к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ относится государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, а действующее законодательство не предусматривает запрета на дифференциацию указанных тарифов, оснований для удовлетворения заявления заместителя прокурора области, не имеется.
В ходе рассмотрения дела судом не было установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ суд, решил:
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Кировской области о признании противоречащим федеральному и областному законодательству и недействующими приложений N 4 и N 5 к решению правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области" в части - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней с подачей жалобы через Кировский областной суд.
Судья областного суда |
В.И. Стексов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кировского областного суда от 26 июля 2011 г. N 3-76/11
Текст документа размещен на официальном сайте Кировского областного суда http://www.oblsud.kirov.ru