Решение Кировского областного суда
от 25 апреля 2011 г.
Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи Погудиной Т.С.,
с участием прокурора Наймушина А.Л.,
при секретаре Кривошеиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Демшина Валерия Михайловича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 2 статьи 2 и части 1 и 2 статьи 3 Закона Кировской области от 25 декабря 2009 года N 479-ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области "О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Кировской области", установил:
Законодательным Собранием Кировской области принят Закон Кировской области от 25 декабря 2009 года N 479-ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области "О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Кировской области".
Статьей 2 Закона области от 25 декабря 2009 года N 479-ЗО предусмотрено, что размеры пенсий за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы, подлежат перерасчету с учетом положений настоящего Закона (часть 1).
В случае если среднемесячный заработок, из которого производится перерасчет размера пенсии за выслугу лет, не превышает 2,8 должностного оклада, применяемого на момент перерасчета, перерасчет производится из среднемесячного заработка, увеличенного на коэффициент 1,22. При этом размер увеличенного среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, применяемого на момент перерасчета (часть 2).
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления в силу (часть 1 статьи 3).
Статья 2 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2011 года (часть 2 статьи 3).
Текст документа опубликован в издании "Вятский край" N 3 (4611) от 12 января 2010 года.
Демшин В.М., проживающий в Оричевском районе Кировской области, является получателем пенсии, назначенной на общих основаниях, и пенсии за выслугу лет на основании Закона Кировской области N 229 от 1 декабря 2000 года "О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Кировской области"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 229-ЗО"
Демшин В.М. обратился в суд с заявлением о признании указанных выше положений нормативного правового акта противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В обоснование заявления указал, что положения части 2 статьи 2, частей 1 и 2 статьи 3 оспариваемого Закона области из-за отсутствия слов "с 1 января 2009 года" противоречат частям 1 и 2 статьи 3 Федерального закона N 187-ФЗ от 1 июля 2009 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которым пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, назначенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету с 1 января 2009 года с учетом положений статей 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 187-ФЗ следует читать как "от 18.07.2009 г."
Введение перерасчета муниципальных пенсий за выслугу лет с разницей в два года по сравнению с федеральными государственными служащими и начисление пенсии с меньшим коэффициентом по сравнению с федеральными государственными служащими считает нарушением его прав пенсионера муниципальной службы, что противоречит также Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 2 марта 2007 года, согласно части 1 статьи 24 которого на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании Демшин В.М. заявленные требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил суду, что он не согласен с датой введения в действие Закона Кировской области N 479 от 25 декабря 2009 года - с 1 января 2011 года. Полагает, что Закон области должен быть введен в действие также как и Федеральный закон от 1 июля 2009 года N 187-ФЗ с 1 января 2009 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 187-ФЗ следует читать как "от 18.07.2009 г."
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона от 25 декабря 2009 года следует читать как "N 479-ЗО"
Представитель Законодательного Собрания Кировской области, действующая на основании доверенности Пантюхина Н.В., заявленные требования не признала. Суду пояснила, что 6 декабря 2009 года Законом Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области "О государственной службе Кировской области" N 471-ЗО был изменен порядок перерасчета размера пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Кировской области. В части перерасчета пенсии за выслугу лет с применением коэффициентов 2,8 и 1,22 Закон области вступил в силу с 1 января 2011 года.
С 1 января 2011 года в части перерасчета дополнительной пенсии вступил в силу обжалуемый Закон области. Порядок перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальных служащих и государственных гражданских служащих с применением коэффициентов 2,8 и 1,22 полностью совпадают. Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого Закона области федеральному законодательству несостоятельны, так как Федеральный закон N 187-ФЗ не является основой для правового регулирования пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих области. Введение оспариваемых положений Закона Кировской области с 1 января 2011 года обусловлено возможностями соответствующих бюджетов.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Наймушина А.Л., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии со статьями 2, 4 и 8 Закона Кировской области N 229-ЗО от 1 декабря 2000 года "О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Кировской области" настоящий Закон регулирует условия установления и выплаты пенсии за выслугу лет, основания для перерасчета пенсии за выслугу лет, лицам, замещающим должности муниципальной службы, за счет средств местного бюджета.
Решением Оричевской районной Думы Кировской области от 20 августа 2010 года N 48/10 утвержден Порядок определения размера среднемесячного заработка для исчисления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Оричевского района.
Таким образом, определяя условия установления пенсии за выслугу лет, основания для ее перерасчета, Законодательное Собрание Кировской области действовало в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Указывая на несоответствие федеральному законодательству части 2 статьи 2 Закона области N 479 от 25 декабря 2009 года, которой предусмотрен перерасчет дополнительной пенсии, Демшин В.М. не оспаривает условия такого перерасчета и его несогласие, по сути, сводиться к оспариванию порядка введения в действие Закона области N 479.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона следует читать как "N 479-ЗО"
Однако, ссылка на несоответствие частям 1 и 2 статьи 3 Федерального закона N 187-ФЗ от 1 июля 2009 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части даты введения в действие оспариваемого Закона области не основана на законе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 18.07.2009 г."
Указанные положения регулируют порядок введения в действие Федерального закона относительно прав федеральных государственных служащих, к категории которых заявитель не относится.
Кроме того, положения частей 1 и 2 статьи 3 оспариваемого Закона области о порядке его вступления в силу полностью соответствуют требованиям пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно которому Закон субъекта Российской Федерации вступает в силу после его официального опубликования, Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Поскольку установление правовых основ муниципальной службы отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, последние вправе принимать по названному предмету ведения свои законы, в том числе устанавливать порядок вступления закона субъекта Российской Федерации в силу.
Довод заявителя о несоответствии оспариваемого Закона области положениям Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 2 марта 2007 года, согласно части 1 статьи 24 которого на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, является несостоятельным.
6 декабря 2009 года Законом Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области "О государственной службе Кировской области" N 471-ЗО был изменен порядок перерасчета размера пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Кировской области. В части перерасчета пенсии за выслугу лет с применением коэффициентов 2,8 и 1,22 Закон вступил в силу с 1 января 2011 года. Таким образом, в области дополнительного пенсионного обеспечения права государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Кировской области полностью совпадают, что и урегулировано оспариваемым Законом области. Оспариваемые положения Закона области не нарушают права заявителя, поскольку назначенная в соответствии с ними пенсия является дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих за счет бюджета муниципального образования, помимо назначенной на общих основаниях пенсии.
На основании изложенного заявление Демшина В.М. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление Демшина Валерия Михайловича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 2 статьи 2 и части 1 и 2 статьи 3 Закона Кировской области от 25 декабря 2009 года N 479-ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области "О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Кировской области." оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья Кировского областного суда |
Т.С. Погудина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кировского областного суда от 25 апреля 2011 г.
Текст документа размещен на официальном сайте Кировского областного суда http://www.oblsud.kirov.ru