Постановление Правительства Кировской области
от 5 октября 2009 г. N 26/340
"Об областной целевой программе "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы"
13 сентября 2010 г., 16 февраля, 7 июля, 18 октября 2011 г., 27 февраля, 18 мая, 28 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В соответствии с Законом Кировской области от 27.03.2007 N 91-ЗО "Об областной целевой программе "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области на 2007 - 2009 годы" (с изменениями, внесенными законами Кировской области от 28.09.2007 N 164-ЗО, от 08.07.2008 N 258-ЗО, от 06.10.2008 N 286-ЗО), постановлением Правительства области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 11.01.2009 N 158/558), распоряжением Правительства области от 09.12.2008 N 511 "О концепции областной целевой программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009-2013 годы", с целью создания благоприятных условий для формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса области Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа). Прилагается.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Установить объем финансирования Программы в размере 98437,1 тыс. рублей.
3. Департаменту информационной работы Кировской области (Веснин Б.Г.) опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893 пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.
Губернатор Кировской области |
Н.Ю. Белых |
Областная целевая программа
"Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 5 октября 2009 г. N 26/340)
13 сентября 2010 г., 16 февраля, 7 июля, 18 октября 2011 г., 27 февраля, 28 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893 паспорт настоящей Программы изложен в новой редакции
Паспорт областной целевой программы
"Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы
Наименование Программы |
"Развитие современного туристического комплекса Кировской области" |
Основания принятия решения о разработке Программы |
Закон Кировской области от 27.03.2007 N 91-ЗО "Об областной целевой программе "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области на 2007 - 2009 годы", распоряжение Правительства Кировской области от 09.12.2008 N 511 "О концепции областной целевой программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы" |
Государственный заказчик-координатор Программы |
департамент культуры Кировской области |
Государственные заказчики Программы |
администрация Правительства Кировской области, департамент культуры Кировской области |
Основной разработчик Программы |
администрация Правительства Кировской области |
Цель Программы |
создание благоприятных условий для формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса |
Задачи Программы |
формирование современной нормативной правовой базы развития внутреннего и въездного туризма, совершенствование организации и управления развитием туристской деятельности; содействие развитию инфраструктуры и материальной базы туризма; создание условий для развития приоритетных видов туризма и формирования конкурентоспособного туристского продукта; формирование позитивного имиджа Кировской области как территории, привлекательной для российских и зарубежных туристов; совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии; совершенствование кадрового и научно-методического обеспечения туристской деятельности |
Важнейшие показатели эффективности Программы |
количество прибытий в Кировскую область (количество обслуженных в коллективных средствах размещения граждан Российской Федерации - внутренний туристский поток; количество прибытий иностранных граждан - въездной туристский поток); объем туристских услуг; объем санаторно-оздоровительных услуг; объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения; объем налоговых отчислений субъектов туристской индустрии в областной бюджет |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы - 98437,1 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 70066,1 тыс. рублей, средства местного бюджета 28371 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
создание правовых, экономических и организационных условий для развития туризма в Кировской области; создание условий для формирования сбалансированного туристско-рекреационного комплекса; формирование конкурентоспособного туристского продукта по приоритетным видам туризма; создание системы подготовки и тиражирования инвестиционных предложений, работы с потенциальными инвесторами; создание системы регионального маркетинга и рекламно-информационного обеспечения развития туризма; формирование положительного имиджа области как привлекательного туристского региона; повышение инвестиционной привлекательности области; повышение качества оказываемых туристских и сопутствующих услуг; создание условий для удовлетворения потребностей жителей и гостей Кировской области в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям; увеличение туристского потока в область до 401,9 тыс. человек, в том числе: въездного туристского потока до 39,8 тыс. человек, внутреннего туристского потока до 362,1 тыс. человек; объем туристских услуг составит 695,8 млн. рублей; объем санаторно-оздоровительных услуг составит 509,4 млн. рублей; объем гостиничных услуг составит 465,3 млн. рублей; объем налоговых отчислений субъектов туристской индустрии в областной бюджет составит 120,4 млн. рублей |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа разработана во исполнение Закона Кировской области от 27.03.2007 N 91-ЗО "Об областной целевой программе "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области на 2007 - 2009 годы", в соответствии с распоряжением Правительства области от 09.12.2008 N 511 "О концепции областной целевой программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009-2013 годы".
Программа базируется на основных положениях Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", приказа Федерального агентства по туризму от 11.07.2007 N 66 "Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации", постановления Правительства области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области". Программа разработана с учетом положений и рекомендаций Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 N 51.
Статистические данные представлены Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (далее - Кировстат).
1.1. Характеристика туристско-рекреационного потенциала Кировской области
1.1.1. Природные ресурсы
Природные условия и ресурсы являются одним из главных факторов, определяющих туристскую специализацию и основные конкурентные преимущества территории. Выявление, анализ и последующее использование данных преимуществ является основным положением при оценке природного потенциала с точки зрения его влияния на развитие туризма.
Кировская область расположена в зоне умеренно-континентального климата. Среднегодовая температура января составляет минус 14-16 градусов. Лето короткое и теплое: средняя температура июля - плюс 17-19 градусов. В целом климатические условия Кировской области благоприятны для организации летнего и зимнего отдыха для жителей умеренных широт. Относительным преимуществом по климатическим условиям область обладает перед северными районами страны.
Территория области занимает северо-восточную часть Русской равнины с пластовым холмистым рельефом. Разнообразие рельефа является составной частью пейзажной привлекательности для туристов. Рельеф области и расположенные на ее территории возвышенности являются потенциально перспективными для развития центров лыжного спорта, а также для строительства горнолыжных трасс. Дополнительными преимуществами для развития центров зимних видов спорта и туризма являются продолжительная зима и устойчивый снежный покров с декабря по март.
Кировская область богата бальнеологическими ресурсами. Открыты восемнадцать типов лечебных минеральных вод различного солевого состава с минерализацией от 2 до 35 г/л: сульфатно-кальциевые, сульфатно-натриевые, сульфатно-хлоридно-натриевые. Используются минеральные воды в г. Кирове, г. Вятские Поляны, пос. Нижнеивкино Куменского района, пос. Бурмакино Кирово-Чепецкого района. В зависимости от уровня минерализации они используются как для питья, так и для наружного применения. Иловая сульфидная низкоминерализированная грязь с содержанием сероводорода до 180 мг на 100 г сырой грязи применяется в виде аппликаций.
Известны минеральные источники и лечебные грязи в Унинском, Сунском, Лебяжском, Орловском, Опаринском, Малмыжском, Слободском районах. Данные источники изучены недостаточно, однако в будущем вполне могут быть использованы в бальнеологических целях.
Благодаря наличию лечебных минерально-сырьевых ресурсов в Кировской области успешно развивается санаторно-курортная сфера. Санаторно-курортное лечение является одной из основных туристских специализаций области на российском рынке. На территории Кировской области функционирует 10 санаториев и 10 санаториев-профилакториев. В данной сфере занято более 3 тыс. человек, а среднегодовая заполняемость санаторно-курортных организаций области составляет 82%.
В санаториях и профилакториях области принимают отдыхающих с заболеваниями органов пищеварения, дыхания, обмена веществ, нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, мочеполовой систем.
Лечебно-оздоровительный туризм направлен на удовлетворение потребностей человека в физическом и эмоциональном восстановлении, его востребованность во всем мире будет расти вместе с развитием цивилизации.
Более половины территории области занимают леса, богатые промысловым зверем (медведь, лось, кабан, рысь, заяц, лиса, бобр), что предоставляет большие возможности для развития охотничьего туризма. Площадь охотничьих угодий области составляет более 11 млн. гектаров. Наиболее известные охотничьи хозяйства расположены в Кирово-Чепецком, Белохолуницком, Зуевском, Верхошижемском, Советском, Лузском и Подосиновском районах.
В области насчитывается более 19 тыс. рек общей протяженностью 66650 км. Туристское использование рек области заключается в организации сплавов на байдарках и плотах, а также в организации рыболовных туров. Кроме того, для туризма и рекреации используются озера-старицы и озера карстового происхождения.
Экологический и познавательный туризм может развиваться на базе особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) - заповедников, заказников, памятников природы. Всего на территории области насчитывается 202 особо охраняемых природных территорий различных категорий.
В настоящее время на территории области функционирует государственный природный заповедник "Нургуш" в Котельничском районе, а также три государственных природных заказника: "Былина" в Подосиновском и Опаринском районах, "Бушковский лес" в Уржумском районе и "Пижемский", расположенный на землях пяти районов.
Уникальным памятником природы является Котельничское местонахождение позвоночных, живших 250 млн. лет назад, - парейазавров. На его основе возможно создание палеонтологических и познавательных туров с организацией интерактивных программ и продажей сувенирной продукции.
Интересны для туристов скальный массив "Камень", Береснятский ботанико-геологический комплекс, Чимбулатский ботанико-геологический комплекс, карстовые пещеры в Советском районе, озеро Шайтан в Уржумском районе, озеро Лежнинское в Пижанском районе, "Поющие пески" у деревни Атары в Лебяжском районе, озеро Чваниха в Медведском бору в Нолинском районе.
1.1.2. Историко-культурное наследие
Привлекательность территории для развития культурно-познавательного туризма зависит от ее историко-культурного потенциала. Он представлен историческими памятниками, мемориальными местами, народными промыслами, музеями. Историко-культурное наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни. Практически каждая местность может представлять познавательный интерес для туристов.
Кировская область представляет собой оригинальный культурный центр, имеющий необходимые исторические и культурные предпосылки для развития внутреннего туризма.
На территории области сохранилось более 3,5 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, из них на государственной охране состоят 883 объекта, в том числе 269 - федерального значения. Самые интересные для туристов памятники расположены в городах и селах, имеющих статус исторических поселений. В г. Кирове - Свято-Успенский Трифонов монастырь, Преображенский женский монастырь, Свято-Серафимовский собор, Церковь Иоанна Предтечи, ансамбль Александровского сада, Приказная изба, особняк И.С.Репина, особняк Т.Ф.Булычева и ряд других. В г. Слободском - Михаило-Архангельская деревянная церковь, Свято-Екатерининский собор, Троицкая церковь, колокольня Спасо-Пре-ображенской церкви. В г. Уржуме - Троицкий собор, здание бывшего реального училища, купеческие особняки на улице Советской. В г. Яранске - Успенский собор, Троицкий собор, колокольня Старо-Троицкого собора.
Статус исторических поселений имеют также города Орлов, Котельнич, Малмыж, Нолинск, Советск, поселок Лальск Лузского района, село Великорецкое Юрьянского района, село Рябово Зуевского района (всего 12 городов и сел области).
До 25 тыс. паломников ежегодно посещают место явления иконы святителя Николая Чудотворца в селе Великорецком Юрьянского района во время традиционного всероссийского крестного хода. Архитектурно-храмовый комплекс в Великорецком (памятник архитектуры федерального значения) в течение всего года привлекает экскурсантов - взрослых и школьников.
Село Рябово Зуевского района, где прошли детские годы выдающихся русских художников В.М. и А.М.Васнецовых, - это еще один важнейший духовный центр региона. В сохранившемся доме семьи Васнецовых работает музей.
В ряде районов области сохранились памятники истории, связанные с именами известных россиян: в Унинском районе провел детство В.М.Бехтерев, в г. Слободском - А.Н.Бакулев, в г. Котельниче - Г.В.Рудницкий, в Орловском районе родился революционер С.Н.Халтурин, в Уржуме провел детство С.М.Киров (Костриков). В ссылке в XIX - начале XX века находились А.И.Герцен, М.Е.Салтыков-Щедрин, В.В.Воровский, В.Г.Короленко.
В Кировской области работает более 40 музеев и их филиалов различной направленности, в основных фондах которых располагается 364,7 тыс. экспонатов и 229,7 тыс. единиц в научно-вспомогательном фонде, представляющих культурную и историческую ценность. Большой популярностью пользуются Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых и его филиал - музей-усадьба художников В.М. и А.М.Васнецовых в селе Рябово Зуевского района, музей К.Э.Циолковского, авиации и космонавтики, Котельничский областной палеонтологический музей, Слободской музейно-выставочный центр, мемориальный дом-музей И.С.Конева в селе Лодейно Подосиновского района, музеи-филиалы Кировского областного краеведческого музея - музей А.С.Грина, дом-музей М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Своеобразным символом Вятского края является глиняная дымковская расписная игрушка, существующая более 400 лет. В области развивается более 10 видов художественных народных промыслов: обработка капокорня, ручное кружевоплетение, художественная керамика, лозоплетение, инкрустация соломкой, ручное ткачество, художественная обработка дерева.
Развитие этнографического туризма возможно на основе действующих в области центров национальной культуры: Центр татарской национальной культуры в г. Малмыже, Центр марийской национальной культуры в с. Мари-Ошаево Пижанского района, Центр удмуртской национальной культуры в д. Светозарово Слободского района, Центр коми-пермяцкой национальной культуры в д. Московская Афанасьевского района, Вятский центр русской культуры в г. Котельниче.
Историко-культурный потенциал области, а также наличие развитой сети культурно-досуговых учреждений позволяет формировать разнообразный туристский продукт в сегменте культурно-познавательного туризма.
1.2. Оценка существующего состояния туристской инфраструктуры Кировской области
1.2.1. Коллективные средства размещения
Обслуживание отдыхающих и туристов на территории Кировской области в 2007 году обеспечивали 126 коллективных средств размещения (далее - КСР) с общим номерным фондом 3383 номера. Большую часть КСР составляют предприятия гостиничного типа (93). В области 20 санаторно-курортных организаций, 13 организаций отдыха.
Для КСР области в 2003-2007 годах были характерны следующие тенденции:
положительная динамика роста числа КСР 2003-2006 годов была нарушена в 2007 году: общая численность КСР сократилась на 13 организаций;
сокращение численности номерного фонда и количества мест в месяц максимального развертывания на 5,5% и 7,5% соответственно;
рост коэффициента использования номерного фонда КСР (в 2007 году - 0,55), обеспеченный как ростом спроса, так и сокращением предложения, представленный на рисунке 1.
"Рисунок 1. Динамика численности КСР и коэффициента использования номерного фонда в 2003-2007 годах (источник - Кировстат)"
Доля КСР Кировской области в Приволжском федеральном округе (далее ПФО) составляет 6,1%. При этом Кировская область характеризуется максимальным коэффициентом использования номерного фонда среди всех субъектов ПФО (0,55), обеспеченным по большей части высокой заполняемостью санаторно-курортных учреждений, в то время как значение данного показателя для гостиничных предприятий составляет 0,33 (таблица 1).
Основные показатели коллективных средств размещения в субъектах Приволжского федерального округа в 2007 году (источник - Кировстат)
Таблица 1
Субъект ПФО |
Число коллективных средств размещения |
Число мест в месяц максимального развертывания, единиц |
Численность размещенных лиц - всего, тыс. человек |
Коэффициент использования номерного фонда (для гостиниц) |
Кировская область |
126 |
8315 |
270,4 |
0,55 |
Республика Башкортостан |
335 |
37178 |
717,8 |
0,37 |
Республика Марий Эл |
51 |
5512 |
112,1 |
0,33 |
Республика Мордовия |
43 |
4381 |
80,5 |
0,36 |
Республика Татарстан |
253 |
28584 |
896,7 |
0,40 |
Удмуртская Республика |
82 |
9447 |
228,9 |
0,44 |
Чувашская Республика |
72 |
6427 |
211,2 |
0,43 |
Пермский край |
187 |
18546 |
484,7 |
0,46 |
Нижегородская область |
189 |
22529 |
618,2 |
0,36 |
Оренбургская область |
167 |
11281 |
333,6 |
0,37 |
Пензенская область |
57 |
5201 |
122,3 |
0,48 |
Самарская область |
204 |
28956 |
562,6 |
0,38 |
Саратовская область |
198 |
16122 |
336,4 |
0,25 |
Ульяновская область |
88 |
9233 |
200,7 |
0,33 |
Всего по ПФО |
2052 |
211712 |
5176,1 |
0,38 |
В 2007 году КСР общего назначения в области представляли 56 гостиниц, 9 общежитий для приезжих, 28 других организаций. Общее количество номеров в данных организациях - 1661. Единовременная вместимость в сравнении с 2003 годом увеличилась на 24% и составила 3,6 тыс. мест. Услугами гостиничных предприятий в 2007 году воспользовались 184,5 тыс. человек, что на 59% больше чем в 2003 году.
В настоящее время в г. Кирове не более 5 гостиниц отвечают современному уровню гостиничного сервиса. Это гостиницы "Центральная", Правительства Кировской области, "Вятка", "Губернская", "Спутник". Рынок гостиничных услуг характеризуется недостаточной конкуренцией. Каждая гостиница ориентирована на определенную целевую группу, что позволяет ей обеспечивать необходимый уровень заполняемости. В то же время подобная ситуация не может способствовать улучшению качества оказываемых услуг и развитию материальной базы. В области нет ни одной категорийной гостиницы. Гостиничный сектор как города Кирова, так и области в целом требует существенной модернизации, что может быть обеспечено приходом на рынок гостиничного оператора федерального значения.
В 2007 году КСР специального назначения на территории области представлены 10 санаториями, 10 санаториями-профилакториями, 13 организациями отдыха. Их общий номерной фонд составил 3613 единиц. Для специализированных КСР в 2003-2007 годах были характерны следующие тенденции:
сокращение общей численности на 11 организаций, произошедшее за счет уменьшения числа организаций отдыха (в 2007 году прекратили свою деятельность 8 баз отдыха);
сокращение численности размещенных лиц в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 11%, или до 85,9 тыс. человек;
увеличение коэффициента использования номерного фонда санаториев и санаториев-профилакториев (до 0,86 и 0,69 в 2007 году соответственно) при незначительной востребованности домов и баз отдыха (коэффициент использования номерного фонда в 2007 году составил 0,11);
слабая востребованность на рынке сезонных организаций отдыха (прекратили деятельность 6 организаций), а также организаций отдыха, находящихся в государственной и муниципальной собственности (7 из 13 организаций, закрывшихся в 2003-2007 годах, были в государственной и муниципальной собственности).
Санаторно-курортный комплекс области в настоящее время находится на стабильном уровне и приносит основную часть налоговых поступлений индустрии туризма. В то же время для его дальнейшего развития и увеличения объемов оказываемых услуг необходимо решить имеющиеся проблемы и предпринять меры по выходу на новый этап развития.
1.2.2. Транспортная инфраструктура
Кировская область имеет выгодное транспортно-географическое положение. Через областной центр проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. На север от г. Кирова идет железнодорожная ветка Котлас-Печора-Воркута-Лабытнанги, которая имеет важное стратегическое значение для перевозки грузов и пассажиров.
Через территорию области проходят федеральные автомобильные трассы по направлениям Юг-Север (Казань - Нижний Новгород - Сыктывкар), Запад - Восток (Кострома - Пермь). Данные дороги связывают центральные районы с периферией, места традиционного отдыха с местами постоянного проживания. Региональная сеть автомобильных дорог общего пользования Кировской области составляет 9690 км, из которых с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием - 5596 км (58%), с гравийным, щебеночным покрытием и железобетонная колея - 3128 км (32%), без покрытия - 966 км (10%).
Основной водной магистралью области является река Вятка. Протяженность эксплуатируемых водных путей по реке Вятке и ее притокам около 2000 км.
Единственный аэропорт Кировской области (Победилово) располагается в 30 км от областного центра. Имеется авиасообщение с г. Москва, г. Надым, в летнее время с г. Сочи. В настоящее время ведутся работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, что должно повысить транспортную доступность области.
Проблема неудовлетворительного состояния дорожной сети, обеспечивающей транспортную доступность, для Кировской области является одной из наиболее значимых. В неудовлетворительном состоянии находятся основные дороги области, на низком уровне находится содержание улично-дорожной сети населенных пунктов. В связи с отсутствием дорог многие объекты природы и истории для массового туризма в настоящее время недоступны. Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), принятая постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319, определяет в качестве одной из приоритетных задач создание рациональной, разветвленной, современной транспортной сети, удовлетворяющей потребности населения и экономики области в транспортной доступности. Решение этой задачи положительным образом повлияет на развитие туризма в области.
1.2.3. Сфера общественного питания
Одним из элементов туристской инфраструктуры выступает сфера общественного питания. По данным Кировстата, в области насчитывается 321 организация, осуществляющая деятельность в сфере общественного питания: 222 ресторана, 43 бара и 56 столовых при предприятиях и учреждениях. В последние годы отмечается положительная динамика, выражающаяся в увеличении численности и доходов предприятий общественного питания. В настоящее время предприятия общественного питания способны полностью удовлетворить потребности гостей области.
Современный уровень развития данной сферы не является фактором, оказывающим существенное влияние на объем туристского потока. В то же время в случае динамичного развития туристских центров и территорий и их ориентации на внешнего потребителя обязательным условием их успешного функционирования будет являться развитие сферы общественного питания и обеспечение качественного обслуживания туристов.
1.2.4. Учреждения культуры
Для формирования регионального туристского продукта в сегменте культурно-познавательного туризма существенное значение имеет активная деятельность учреждений культуры: музеев, театров, концертных организаций.
В области функционирует 46 музеев, в том числе 3 областных и 43 муниципальных. Из общей численности музеев 29 имеют в своем составе фонды, относящиеся к Государственному музейному фонду Российской Федерации. Музеи области ежегодно проводят более 500 выставок. Музеи и выставочные залы Кировской области в 2007 году посетили более 808,5 тыс. человек.
Три профессиональных театра области ежегодно проводят около 900 спектаклей и других мероприятий, которые посещают более 240 тыс. человек. Государственное учреждение культуры "Кировская областная филармония" и государственное учреждение культуры "Концертный зал органной и камерной музыки", а также другие концертные организации проводят ежегодно около 1 тыс. концертов и других мероприятий, которые посещают более 100 тыс. человек.
В Кировской области функционируют 757 культурно-досуговых учреждений, на базе которых работают около 7 тыс. клубных формирований, в которых занимаются более 95 тыс. человек. Данные учреждения ежегодно проводят около 130 тыс. мероприятий.
Повышению привлекательности объектов культурно-познавательного туризма, увеличению внутреннего туристского потока будет способствовать реализация мероприятий областной целевой программы "Развитие культуры Кировской области" на 2009 - 2013 годы, утвержденной Законом Кировской области от 06.10.2008 N 282-ЗО.
1.3. Анализ состояния туристской сферы и динамика показателей, характеризующих ее развитие
1.3.1. Характеристика туристских потоков
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области, в 2007 году область посетили 16,2 тыс. иностранных граждан (0,07% от общероссийского показателя), что на 48,9% больше, чем в предыдущем. В 2007 году была преодолена неблагоприятная тенденция сокращения прибытий иностранных граждан, которая была характерна для области в 2004-2006 годах.
По целям поездок иностранные граждане распределились следующим образом: 52,8% прибыли с частными целями, 4,8% - с туристскими, 3,2% - с деловыми. Основную массу иностранных посетителей составляют граждане стран СНГ, это более 70% всех посетителей (рисунок 2).
"Рисунок 2. Динамика посещения Кировской области иностранными гражданами в 2003-2007 годах (источник - Управление Федеральной миграционной службы по Кировской области)"
Об объеме и динамике внутреннего туристского потока можно судить по количеству граждан Российской Федерации, размещенных в КСР области. Услугами КСР Кировской области в 2007 году воспользовались 270,3 тыс. человек, из них на граждан России пришлось 98,1% (265,4 тыс. человек), на граждан стран СНГ - 1,0% и на граждан стран вне СНГ - 0,9%.
В 2004-2006 годах в области отмечался заметный рост внутреннего туристского потока, сменившийся в 2007 году незначительным сокращением (на 1%). С деловыми и профессиональными целями в область прибыло наибольшее количество посетителей - 42,6%), с целью лечения и профилактики - 27,4%, с целью досуга и отдыха - 15,2% посетителей (рисунок 3).
"Рисунок 3. Динамика объема внутреннего туристского потока в Кировской области в 2003-2007 годах (источник - Кировстат)"
Динамика туристских потоков в область является неустойчивой, их объем незначителен. По количеству посетителей Кировская область отстает от ряда соседних регионов (Республика Татарстан, Нижегородская область, Вологодская область и другие), где объем туристских потоков ежегодно превышает 1 млн. посетителей. Кроме того, доля посетителей, размещенных в КСР Кировской области, от общего количества посетителей, размещенных в КСР регионов ПФО, составляет всего 5,2% (0,9% от общероссийского значения) и имеет тенденцию к сокращению, что указывает на недостаточные темпы роста внутреннего туристского потока.
1.3.2. Услуги предприятий индустрии туризма
Объем предоставляемых субъектами туристской индустрии услуг, несмотря на ежегодный рост, является незначительным как на фоне общего объема платных услуг населению, предоставляемых в Кировской области, так и на фоне общероссийского значения (таблица 2).
Таблица 2
(тыс. рублей)
Вид платных услуг |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Туристские услуги |
24100,3 |
32952,3 |
58420,4 |
249870,7 |
195549,6 |
Услуги гостиниц |
94701,3 |
118260,0 |
147689,1 |
192130,8 |
232924,7 |
Санаторно-оздоровительные услуги |
143951,1 |
193814,7 |
213038,9 |
225840,9 |
291946,0 |
Всего |
262752.7 |
345027,0 |
419148,4 |
667842,4 |
720420,3 |
Объем услуг, оказанных населению предприятиями туристской индустрии области в 2003-2007 годах (источник - Кировстат)
Определенные положительные тенденции наблюдаются в последние годы в сегменте санаторно-оздоровительных и гостиничных услуг: рост в 2007 году по отношению к 2006 году составил 13,5% (до 291,9 млн. рублей) и 12,4% (до 232,9 млн. рублей) соответственно. В то же время это всего лишь 1,5% и 1,2% от всех платных услуг, оказанных в области.
В сегменте туристских услуг ситуация противоположная: после заметного роста в 2004-2006 годах (в 2006 году по сравнению с 2005 годом показатель вырос в 3,7 раза) 2007 год ознаменовался сокращением показателя на 40,1%, который составил 195,5 млн. рублей (1%.от всех платных услуг, оказанных в области).
В общероссийском масштабе объемы платных услуг в Кировской области также являются незначительными: доля туристских услуг составляет 0,55%, гостиничных услуг - 0,25%, санаторно-оздоровительных услуг -0,52% от общероссийского значения.
1.3.3. Деятельность туристских фирм
В 2007 году на территории Кировской области зарегистрировано более 130 туристских фирм, большинство из которых специализируются на выездном туризме. В единый федеральный реестр внесены сведения о 15 туроператорах области, из них деятельность по внутреннему туризму осуществляют 13 туроператоров, по международному и внутреннему туризму - 2 туроператора.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, в 2007 году 91 туристской фирмой области реализовано 17,8 тыс. путевок (на 15% меньше, чем в 2006 году), обслужено 33,1 тыс. человек. Из всех обслуженных туристов в туры по России отправилось 14 тыс. человек (42,0%), из них по Кировской области путешествовали 1,8 тыс. человек (5,5% от всех туристов).
Приведенные выше факты указывают на негативные тенденции, отмечавшиеся в 2007 году: количество турфирм, представивших отчетность, возросло (в 2006 году отчетность представили 66 фирм), а число обслуженных ими туристов сократилось на 3% (особенно заметно сокращение на рынке внутреннего туризма - на 30%). Доля российского направления уменьшилась с 58,4% в 2006 году до 42,0% в 2007 году.
На развитие внутреннего туризма ориентировано примерно 20 туристских фирм Кировской области. В 2007 году они сотрудничали с коллегами из 18 регионов России. Наиболее популярными направлениями выезда туристов из Кировской области являются Краснодарский край, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Вологодская, Нижегородская и Ярославская области, г. Москва.
Лишь несколько туристских фирм специализируются на предложении туристского продукта Кировской области. В Киров приезжают туристы (главным образом, школьники) из Республики Коми, Архангельской области, Костромской области, Удмуртской Республики, Пермского края.
Несмотря на невысокий уровень развития индустрии туризма и небольшой объем бюджетных средств на поддержку туристской отрасли (в 2005-2006 годах ежегодный объем финансирования из областного бюджета по статье "Поддержка туристической деятельности" составлял 643 тыс. рублей), сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет области ежегодно превышает 60 млн. рублей.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области, в 2007 году сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет от предприятий индустрии туризма составила 109,2 млн. рублей, что на 44 млн. рублей больше, чем в 2006 году (рост составил 170,6%). 67,6 млн. рублей из данной суммы поступило в территориальный бюджет области. Большую часть налоговых поступлений обеспечили предприятия санаторно-курортного комплекса (72%), доля гостиничного хозяйства составила 18%, на долю туристских фирм пришлось 3%. При этом доля налоговых поступлений от предприятий индустрии туризма в доходной части областного бюджета незначительна (около 0,5%).
1.3.4. Подготовка кадров для индустрии туризма
В Кировской области постепенно формируется система подготовки кадров для индустрии туризма. В настоящее время подготовку кадров для организаций туристской индустрии осуществляют 5 образовательных учреждений высшего профессионального образования. Подготовка ведется по специальности "Социально-культурный сервис и туризм", форма обучения заочная, вид обучения коммерческий.
Подготовку кадров со средним профессиональным образованием по специальностям "Туризм" и "Гостиничный сервис" осуществляют 4 образовательных учреждения среднего профессионального образования. Выпускникам по специальности "Туризм" присваивается квалификация "Специалист по туристским услугам", выпускникам по специальности "Гостиничный сервис" присваивается квалификация "Менеджер". Обучение производится как по очной, так и по заочной форме. Вид обучения бюджетный и коммерческий. Уровень подготовки специалистов базовый и повышенный.
По информации управления государственной службы занятости населения Кировской области, ежегодный объем выпуска специалистов с высшим и средним образованием для индустрии туризма составляет около 100 человек.
При этом в настоящий момент наблюдается отток специалистов из области: примерно 30% всех выпускников, как правило, не проживают в Кировской области, около 10% уезжают на работу в другие регионы. По специальности устраиваются работать в среднем 30% выпускников, то есть примерно 15-20 человек. Для Кировской области, как и для Российской Федерации в целом, характерны следующие недостатки в подготовке кадров:
выпускники обладают недостаточными навыками практической работы как с клиентами, так и с поставщиками туристских услуг;
качество подготовки туристских кадров не всегда соответствует требованиям работодателей.
Недостаточный уровень квалификации обслуживающего персонала - это фактор, негативно влияющий на качество предоставления услуг.
1.3.5. Информационная деятельность в сфере туризма
За 2004-2007 годы в рекламной и информационной деятельности в сфере туризма были отмечены качественные изменения в лучшую сторону. Средства, выделяемые по статье областного бюджета "Поддержка туристической деятельности", расходуются на мероприятия по формированию позитивного имиджа области как привлекательного для туристов региона.
Одним из инструментов формирования позитивного имиджа является издание презентационных материалов и размещение информации в федеральных специализированных изданиях. Работа в этом направлении ведется управлением международных и региональных связей при Правительстве области. Среди предприятий индустрии туризма активную информационно-рекламную деятельность в рамках собственной маркетинговой политики ведут предприятия санаторно-курортного комплекса.
С целью раскрытия туристского потенциала области подготовлены каталоги и мультимедиасборники серии "Кировская область. Туризм и отдых", а также каталог "Кировская область. Туристские маршруты". Информационные материалы о развитии туризма в Кировской области размещаются в российских изданиях для профессионалов турбизнеса, осуществляется сотрудничество с федеральными электронными средствами массовой информации.
Область ежегодно принимает участие в крупнейших международных туристских выставках в г. Москве: "Интурмаркет", "М1ТТ", "Отдых". В рамках регионального стенда области представлены предприятия всех сегментов индустрии туризма. Ежегодно в г. Кирове проходит специализированная туристская выставка "Туризм. Спорт. Отдых".
С целью раскрытия туристского потенциала муниципальных образований Кировской области, содействия в формировании нового туристского продукта проведен цикл информационных семинаров с участием представителей средств массовой информации. Семинары прошли в городах Слободском, Орлове, Нолинске, Белой Холунице, Котельниче.
В рамках продвижения туристского комплекса с использованием инструментов сети Интернет на официальном сайте Правительства области создан подраздел "Туризм". Здесь представлена информация о наиболее значимых туристских ресурсах и объектах культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, охотничьего туризма, об объектах туристской инфраструктуры.
В то же время существующие в настоящее время маркетинговые ресурсы туристского комплекса области имеют разрозненный характер. Информационные проекты, реализуемые Правительством области и субъектами туриндустрии, требуют объединения в рамках единой информационной кампании с целью формирования позитивного имиджа Кировской области.
1.3.6. Проблемная ситуация в сфере туризма
Оценка природного и историко-культурного потенциала и анализ современного уровня развития туризма в Кировской области позволяют сделать вывод о наличии в данной сфере проблемной ситуации, которая заключается в несоответствии уровня развития туристского комплекса потребностям российских и иностранных граждан в разнообразных и качественных туристских услугах.
Сложившаяся проблемная ситуация находит отражение в недостаточном использовании туристско-рекреационного потенциала области для развития внутреннего туризма, недостижении возможного экономического и социального эффекта.
Выполнение комплекса программных мероприятий позволит реализовать имеющийся потенциал, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, создать новые рабочие места, привлечь в туристскую индустрию дополнительные инвестиционные ресурсы.
Необходимость разработки Программы обусловлена также возрастающей конкуренцией со стороны соседних регионов, в которых аналогичные программы уже были приняты и находятся в стадии реализации. Промедление с началом программно-целевой деятельности по развитию туризма может выразиться в усилении отставания уровня развития туризма в Кировской области.
Таким образом, развитие туризма в Кировской области требует комплексного подхода, выделения приоритетных направлений развития и государственной поддержки.
Существующий туристско-рекреационный потенциал, состояние туристской инфраструктуры, а также анализ состояния и возможных перспектив развития различных видов туризма, представленные в концепции областной целевой программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009-2013 годы", утвержденной распоряжением Правительства области от 09.12.2008 N 511, позволяют признать приоритетными видами туризма в Кировской области:
1.3.6.1. Лечебно-оздоровительный туризм
Развитие данного направления согласовывается с основной целью Стратегии по повышению качества жизни населения, выражающемся в укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, создании благоприятной среды проживания. Помимо этого в Стратегии ставится задача по созданию конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, обеспечивающего жителей Кировской области и других регионов разнообразными оздоровительно-восстановительными услугами.
Санаторно-курортный комплекс обладает высокой социально-экономической эффективностью: после санаторно-курортного лечения количество обострений заболеваний уменьшается в 2-6 раз, в 2,4 раза сокращается потребность в госпитализации, в 2,6-3 раза - расходы на лечение в поликлиниках и стационарах, в 1,8-2,6 раза - выплаты по временной и стойкой нетрудоспособности.
В целом современный лечебно-оздоровительный комплекс реально влияет на уровень экономического развития региона, так как снижает затраты на здравоохранение, социальное обеспечение, восстанавливает трудоспособность работающего населения.
1.3.6.2. Активный туризм
Увеличение доли активного туризма в структуре туристского рынка Российской Федерации является одной из заметных тенденций последних лет. В области имеется положительный опыт развития данного направления, в то же время имеющиеся природные ресурсы для организации активного туризма в настоящее время задействованы недостаточно. Реализация инвестиционных проектов по строительству спортивно-туристских центров в среднесрочной перспективе должна привести к увеличению туристских потоков и основных показателей развития туризма в области.
1.3.6.3. Культурно-познавательный туризм
Данный вид туризма будет развиваться на основе культурных и исторических традиций. Особенно важное направление работы - организация путешествий по области школьников и студентов. Это будет способствовать патриотическому, эстетическому и нравственному воспитанию юных граждан. Разработка и продвижение экскурсионных маршрутов, объединяющих исторические города области, проведение событийных мероприятий, основанных на купеческих, культурных, национальных традициях, позволит в перспективе сформировать на территории области центры развития культурно-познавательного туризма.
На развитии приоритетных видов туризма в среднесрочной перспективе должны быть сосредоточены основные усилия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и субъектов туристской индустрии.
В то же время достаточное внимание должно уделяться развитию охотничьего, делового, событийного, экологического туризма. В долгосрочной перспективе это будет способствовать формированию комплексного регионального туристского продукта. Усилить привлекательность региона и обеспечить туристские потоки может и развитие сельского туризма, а также поддержка социально направленного самодеятельного туризма.
2. Основные цели и задачи настоящей Программы с указанием сроков и этапов ее реализации и показателей эффективности, характеризующих достижение поставленных целей и решение задач Программы
Цель Программы - создание благоприятных условий для формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
формирование современной нормативной правовой базы развития внутреннего и въездного туризма, совершенствование организации и управления развитием туристской деятельности;
содействие развитию инфраструктуры и материальной базы туризма;
создание условий для развития приоритетных видов туризма и формирования конкурентоспособного туристского продукта;
формирование позитивного имиджа Кировской области как территории, привлекательной для российских и зарубежных туристов, совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии;
совершенствование кадрового и научно-методического обеспечения туристской деятельности.
Реализация Программы пройдет в 2009-2013 годах без разбивки на этапы.
Для оценки эффективности реализации Программы будет использован следующий перечень показателей эффективности Программы:
количество прибытий в Кировскую область (численность обслуженных в КСР граждан Российской Федерации - внутренний туристский поток, количество прибытий иностранных граждан - въездной туристский поток);
объем туристских услуг;
объем санаторно-оздоровительных услуг;
объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;
объем налоговых отчислений субъектов туристской индустрии в областной бюджет.
В целях осуществления мониторинга реализации Программы ежегодно будет проводиться анализ результатов реализации программных мероприятий.
3. Перечень мероприятий Программы
Предлагаемые мероприятия Программы разработаны с учетом необходимости формирования:
благоприятной институциональной среды для развития внутреннего и въездного туризма (создание современной нормативной правовой базы, совершенствование организации и управления развитием туристской деятельности, научно-методическое обеспечение развития внутреннего и въездного туризма);
конкурентоспособного туристского продукта в наиболее привлекательных видах туризма (повышение качества оказываемых услуг, реализация мероприятий по развитию отдельных видов туризма);
современной инфраструктуры и материальной базы туризма;
позитивного имиджа Кировской области как территории, привлекательной для российских и зарубежных туристов, и совершенствования системы информационного обеспечения туристской индустрии.
Предлагаемые мероприятия Программы позволят решить следующие задачи:
3.1. Формирование современной нормативной правовой базы развития внутреннего и въездного туризма, совершенствование организации и управления развитием туристской деятельности.
В рамках реализации мероприятия планируется подготовка нормативных правовых актов о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты области, касающиеся развития туризма. Планируется также разработать положение о предоставлении субъектам туристской индустрии субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой услуг по разработке средств индивидуализации, сертификации услуг, положение об областном конкурсе среди субъектов индустрии туризма, положение о конкурсе для российских журналистов на лучший материал о Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области от 18 октября 2011 г. N 123/513 в пункт 3.2 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.2. Содействие развитию инфраструктуры и материальной базы туризма.
В целях развития инфраструктуры и материальной базы туризма предполагается подготовка предложений по внесению инвестиционных проектов и инвестиционных площадок в сфере развития туристской инфраструктуры в кадастр инвестиционных площадок и реестр инвестиционных проектов муниципальных образований Кировской области, создание и актуализация базы инвестиционных предложений в сфере туризма, создание, ведение и актуализация реестра объектов туристской индустрии и туристских ресурсов.
Особое внимание будет уделено привлечению инвестиций для реализации новых инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры. Будет создана база данных об инвестиционных проектах в сфере туризма.
Приоритетными направлениями привлечения инвестиций являются:
модернизация, реконструкция, строительство дополнительных корпусов и учреждений санаторно-курортного комплекса;
модернизация, реконструкция, строительство объектов гостиничной инфраструктуры;
строительство спортивно-туристических комплексов;
модернизация и реконструкция учреждений отдыха;
строительство современных развлекательных объектов.
Продвижение инвестиционных предложений и работа с потенциальными инвесторами будет осуществляться также в рамках решения задачи "формирование позитивного имиджа Кировской области как территории, привлекательной для российских и зарубежных туристов, совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии".
Содействие развитию инфраструктуры и материальной базы туризма может также осуществляться посредством поддержки создания и функционирования туристского информационного центра (далее - ТИЦ). В рамках реализации Программы будут проработаны предложения по созданию ТИЦ. Основными целями создания ТИЦ являются:
осуществление информационно - рекламной деятельности по продвижению регионального туристского продукта;
продвижение инвестиционных предложений;
активизация работы предприятий индустрии туризма;
содействие развитию малого и среднего бизнеса в сфере туризма.
С целью оказания содействия муниципальным образованиям Кировской области в создании условий для развития внутреннего и въездного туризма будет организован конкурс среди муниципальных образований Кировской области на право получения грантов на разработку и реализацию проектов в сфере туризма, а также реализованы мероприятия по ремонту Набережной Грина в городе Кирове.
3.3. Создание условий для развития приоритетных и иных видов туризма и формирования конкурентоспособного туристского продукта.
В рамках решения данной задачи предполагается поддержка лечебно-оздоровительного, активного, культурно-познавательного, экологического, событийного (фестивали, праздники, акции), сельского, самодеятельного, охотничьего туризма.
Содействие привлечению инвестиций для развития материальной базы приоритетных видов туризма будет реализовываться в рамках решения задачи "содействие развитию инфраструктуры и материальной базы туризма", продвижение имеющихся и сформированных предложений - в рамках задачи "формирование позитивного имиджа Кировской области как территории, привлекательной для российских и зарубежных туристов, совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии".
3.4. Формирование позитивного имиджа Кировской области как территории, привлекательной для российских и зарубежных туристов, совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии.
Одним из важнейших направлений реализации Программы является эффективная маркетинговая кампания по продвижению Кировской области на рынке туристических услуг и информационное обеспечение мероприятий Программы.
Кировская область будет ежегодно участвовать в крупных российских и международных туристских выставках единым региональным стендом. С целью продвижения инвестиционных предложений и работы с потенциальными инвесторами предполагается участие области в российских и международных инвестиционных биржах, выставках и форумах.
С целью формирования позитивного имиджа области будут созданы видеофильмы, презентационные материалы (каталоги, буклеты, диски) о туристской привлекательности области. Информационные материалы будут размещаться в специализированных российских средствах массовой информации. Будут организованы и проведены информационные туры для туроператоров и журналистов из регионов России, а также конкурс для российских журналистов на лучший материал о туризме в Кировской области.
Одним из инструментов формирования позитивного имиджа, а также формой государственной поддержки внутреннего и въездного туризма будет размещение и актуализация информации в разделе "Туризм" на официальном сайте Правительства области.
Информационные мероприятия являются ключевым инструментом продвижения туристического комплекса Кировской области. Основная цель - повысить уровень осведомленности о туристском продукте области у основных потребительских аудиторий, обеспечить его эффективное продвижение на российском и зарубежном туристских рынках.
3.5. Совершенствование кадрового и научно-методического обеспечения туристской деятельности.
В рамках решения данной задачи будут проведены исследования состояния и перспектив развития туристского комплекса Кировской области. Проведение маркетинговых исследований будет направлено на изучение четырех основных групп потребителей, способных обеспечить в течение сроков действия Программы рост продажи туристских услуг: собственного населения области, жителей близлежащих областей с высоким уровнем доходов, граждан отдаленных регионов России, иностранных туристов. Изучение мотиваций этих целевых групп при реализации их туристских потребностей приведет к увеличению эффективности реализации Программы. Предусмотрены также социологические опросы предприятий туристской индустрии.
В целях кадрового и научно-методического обеспечения развития туризма планируется проведение семинаров, конференций и форумов, конкурсов среди субъектов индустрии туризма Кировской области. Перечень мероприятий Программы отражен в приложении N 1.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893 раздел 4 настоящей Программы изложен в новой редакции
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2013 годах составит 98437,1 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 70066,1 тыс. рублей,
средства местного бюджета - 28371 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы по основным направлениям приведены в таблице.
Таблица
Объемы финансирования Программы по основным направлениям
Направление финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
Капитальные вложения |
77371 |
- |
- |
77371 |
- |
- |
Прочие расходы |
21066,1 |
- |
398 |
18642,2 |
2025,9 |
- |
Итого |
98437,1 |
- |
398 |
96013,2 |
2025,9 |
- |
Объемы финансирования мероприятий Программы могут изменяться в зависимости от возможностей бюджета и результатов оценки эффективности реализации Программы. Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства местного бюджета привлекаются по соглашению сторон.
Оценка затрат на реализацию мероприятий проведена аналоговым методом.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893 раздел 5 настоящей Программы изложен в новой редакции
5. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой
Государственным заказчиком - координатором Программы является департамент культуры Кировской области (далее - департамент культуры).
Управление реализацией Программы, координация работ и контроль за выполнением Программы осуществляются департаментом культуры.
Государственным заказчиком Программы является администрация Правительства Кировской области (далее - администрация).
Исполнителями Программы являются департамент культуры, администрация, департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области, департамент экологии и природопользования Кировской области, департамент по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области, администрация города Кирова.
Исполнители Программы несут ответственность за ее реализацию наряду с департаментом культуры. С целью контроля за реализацией Программы исполнители ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в департамент культуры оперативный отчет, который содержит перечень выполненных мероприятий Программы и анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.
Субсидии муниципальному образованию "Город Киров" из областного бюджета предоставляются администрацией на реализацию мероприятия по ремонту Набережной Грина в городе Кирове. Администрация города Кирова является исполнителем данного мероприятия Программы и несет ответственность за его реализацию. Порядок предоставления субсидии, включающий условия ее предоставления, и методика расчета субсидии бюджету муниципального образования "Город Киров" из областного бюджета представлены в приложениях N 2 и N 3.
Администрация проводит оценку эффективности использования субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Киров" в рамках Программы, на основе целевых прогнозных показателей, установленных соглашением сторон, и в срок до 1 марта ежегодно представляет в департамент экономического развития Кировской области результаты проведенной оценки эффективности использования субсидии.
Порядок проведения конкурса среди муниципальных образований на право получения грантов на разработку и реализацию проектов в сфере туризма, а также размер грантов для каждой номинации утверждается нормативным правовым актом Правительства Кировской области.
Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, департамент культуры представляет в департамент экономического развития Кировской области информацию о реализации Программы, финансировании и выполнении мероприятий. По итогам года помимо указанной выше информации в срок до 1 марта государственный заказчик представляет информацию о достижении показателей эффективности, предусмотренных Программой.
По результатам реализации Программы государственный заказчик-координатор представляет до 01.03.2014 в Правительство области доклад о выполнении Программы, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития Кировской области, а также заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу департамента культуры.
В случае привлечения для выполнения тех или иных мероприятий сторонних исполнителей государственный заказчик-координатор осуществляет конкурсный отбор данных исполнителей (организаций) в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация программных мероприятий позволит:
создать правовые, экономические и организационные условия для развития туризма в Кировской области;
создать условия для формирования сбалансированного туристско-рекреационного комплекса;
сформировать конкурентоспособный туристский продукт по приоритетным направлениям развития туризма;
создать систему подготовки и тиражирования инвестиционных предложений, работы с потенциальными инвесторами;
создать систему регионального маркетинга и рекламно-информационного обеспечения развития туризма;
сформировать положительный имидж области как привлекательного туристского региона;
повысить инвестиционную привлекательность области;
повысить качество оказываемых туристских и сопутствующих услуг.
В итоге это позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие въездного и внутреннего туризма в Кировской области.
Главный социальный эффект будет состоять в создании условий для удовлетворения потребностей населения Кировской области в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. Развитие сферы туризма позволит обеспечить налоговые поступления в бюджеты всех уровней за счет увеличения доходов от прямых и косвенных услуг.
Прогноз
эффективности Программы
N п/п |
Показатель |
Базовый период |
Реализация Программы |
Источник информации |
||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
6.1 |
Количество прибытий в Кировскую область (тыс. человек)* |
243,9 |
250,8 |
269,6 |
261,6 |
345,5 |
401,9 |
данные Кировстата (форма 1.13.020), данные Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области |
6.1.1 |
Численность обслуженных в коллективных средствах размещения граждан Российской Федерации - внутренний туристский поток (тыс. человек)* |
223,4 |
235,3 |
253,4 |
243,1 |
314,9 |
362,1 |
данные Кировстата (форма 1.13.020) |
6.1.2 |
Количество прибытий иностранных граждан - въездной туристский поток (тыс. человек) |
20,5 |
15,5 |
16,2 |
18,5 |
30,6 |
39,8 |
данные Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области |
6.2 |
Объем туристских услуг (млн. рублей) |
544,0 |
630,7 |
655,7 |
737,9 |
682,2 |
695,8 |
данные Кировстата (форма 1.11.01.04) |
6.3 |
Объем санаторно-оздоровительных услуг (млн. рублей) |
359,8 |
409,8 |
480,0 |
567,3 |
499,4 |
509,4 |
данные Кировстата (форма 1.11.01.04) |
6.4 |
Объем гостиничных услуг (млн. рублей) |
314,0 |
411,0 |
438,5 |
447,5 |
456,2 |
465,3 |
данные Кировстата (форма 1.11.01.04) |
6.5 |
Объем налоговых отчислений субъектов туристской индустрии в областной бюджет (млн. рублей) |
88,7 |
55,5 |
43,9 |
54,2 |
100,3 |
120,4 |
данные Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области |
* Согласно методике по результатам выборочных статистических наблюдений.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
Перечень
мероприятий областной целевой программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы
13 сентября 2010 г., 16 февраля, 7 июля, 18 октября 2011 г., 27 февраля, 18 мая, 28 декабря 2012 г.
N п/п |
Наименование задач, программных мероприятий |
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ответственный исполнитель |
|||||
2009 - 2013 годы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
1 |
Формирование современной нормативной правовой базы развития внутреннего и въездного туризма, совершенствование организации и управления развитием туристской деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Подготовка нормативных правовых актов о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты области в сфере туризма |
не требуется |
|
|
Х |
Х |
Х |
Х |
администрация Правительства Кировской области, департамент культуры Кировской области |
1.2 |
Разработка положения о предоставлении субъектам туристской индустрии области субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой услуг по разработке средств индивидуализации, по сертификации услуг |
не требуется |
|
|
Х |
|
|
|
управление международных и региональных связей при Правительстве Кировской области, департамент экономического развития Кировской области, департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области |
1.3 |
Разработка положения об областном конкурсе среди субъектов индустрии туризма Кировской области |
не требуется |
|
|
|
Х |
|
|
управление международных и региональных связей при Правительстве Кировской области |
1.4 |
Разработка положения о конкурсе для российских журналистов на лучший материал о туризме в Кировской области |
не требуется |
|
|
Х |
|
|
|
управление международных и региональных связей при Правительстве Кировской области |
2 |
Содействие развитию инфраструктуры и материальной базы туризма |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Подготовка предложений по внесению инвестиционных проектов и инвестиционных площадок в сфере развития туристской инфраструктуры в кадастр инвестиционных площадок и реестр инвестиционных проектов муниципальных образований Кировской области (в рамках региональной информационной автоматизированной системы по поддержке принятия управленческих решений по вопросам социально-экономического развития Кировской области) |
не требуется |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
департамент культуры Кировской области, департамент экономического развития Кировской области |
2.2 |
Создание и актуализация базы инвестиционных предложений в сфере туризма |
не требуется |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
департамент культуры Кировской области |
2.3 |
Создание, ведение и актуализация реестра объектов туристской индустрии и туристских ресурсов |
не требуется |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
департамент культуры Кировской области |
2.4 |
Разработка предложений по созданию в г. Кирове туристского информационного центра |
не требуется |
|
|
Х |
|
|
|
управление международных и региональных связей при Правительстве Кировской области |
2.5 |
Организация конкурса среди муниципальных образований Кировской области на право получения грантов на разработку и реализацию проектов в сфере туризма |
областной бюджет |
17000 |
- |
- |
17000 |
- |
- |
администрация Правительства Кировской области, управление международных и региональных связей при Правительстве Кировской области, администрации муниципальных образований Кировской области** |
2.6 |
Ремонт Набережной Грина в городе Кирове |
областной бюджет |
49000 |
- |
- |
49000 |
- |
- |
администрация Правительства Кировской области, администрация муниципального образования "Город Киров"* |
местный бюджет* |
28371 |
- |
- |
28371 |
- |
- |
|||
|
Всего |
областной бюджет |
66000 |
- |
- |
66000 |
- |
- |
|
местный бюджет* |
28371 |
- |
- |
28371 |
- |
- |
|
||
3 |
Создание условий для развития приоритетных и иных видов туризма и формирования конкурентоспособного туристского продукта |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Оказание информационной и организационной поддержки организациям санаторно-курортной сферы |
не требуется |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
департамент культуры Кировской области |
3.2 |
Оказание информационной и организационной поддержки развитию активного и экологического туризма |
не требуется |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
департамент культуры Кировской области, департамент экологии и природопользования Кировской области |
3.3 |
Участие в организации и проведении туристских событийных мероприятий: фестивалей, праздников, акций |
областной бюджет |
600 |
- |
- |
600 |
- |
|
Правительства Кировской области, управление международных и региональных связей при Правительстве Кировской области, департамент культуры Кировской области |
|
в том числе организация межрегионального театрализованного праздника "Истобенский огурец" |
областной бюджет |
600 |
- |
- |
600 |
- |
- |
администрация Правительства Кировской области, управление международных и региональных связей при Правительстве Кировской области, департамент культуры Кировской области |
3.4 |
Организация информационной и организационной поддержки развития культурно-познавательного туризма |
не требуется |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
департамент культуры Кировской области |
3.5 |
Разработка методических материалов по организации сельского туризма в муниципальных образованиях области |
не требуется |
|
Х |
|
|
|
|
управление международных и региональных связей при Правительстве Кировской области |
3.6 |
Организация информационной и организационной поддержки деятельности туристских секций и клубов, предприятий и учреждений в целях развития самодеятельного туризма |
не требуется |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
департамент культуры Кировской области |
3.7 |
Организация информационной и организационной поддержки охотничьего туризма |
не требуется |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
департамент культуры Кировской области |
|
Всего |
областной бюджет |
600 |
- |
- |
600 |
- |
- |
|
4 |
Формирование позитивного имиджа Кировской области как территории, привлекательной для российских и зарубежных туристов, совершенствование системы информационного обеспечения туризма |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Информационное обеспечение туризма |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.1 |
Организация размещения информационных материалов о туристской привлекательности Кировской области в специализированных российских средствах массовой информации |
областной бюджет |
561 |
- |
- |
220 |
341 |
- |
администрация Правительства Кировской области, департамент культуры Кировской области, департамент по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области |
4.1.2 |
Подготовка и изготовление презентационных материалов о туристской привлекательности Кировской области |
областной бюджет |
488 |
- |
- |
- |
488 |
- |
администрация Правительства Кировской области |
4.2 |
Организация и проведение информационных туров для туроператоров и журналистов из регионов Российской Федерации |
областной бюджет |
675 |
- |
- |
- |
675 |
- |
администрация Правительства Кировской области, департамент культуры Кировской области |
4.3 |
Организация и проведение конкурса для российских журналистов на лучший материал о туризме в Кировской области |
областной бюджет |
60 |
- |
- |
60 |
- |
- |
администрация Правительства Кировской области, департамент по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области |
4.4 |
Участие в выставках и конгрессных мероприятиях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие Кировской области в российских и международных туристских выставках, фестивалях, форумах единым региональным стендом |
областной бюджет |
1004,9 |
- |
- |
679,5 |
325,4 |
- |
администрация Правительства Кировской области, департамент культуры Кировской области |
|
Всего |
областной бюджет |
2788,9 |
- |
- |
959,5 |
1829,4 |
|
|
5 |
Совершенствование кадрового и научно-методического обеспечения туристской деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Проведение исследований состояния и перспектив развития туристского комплекса Кировской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1.1 |
Проведение маркетинговых исследований потребителей туристических услуг Кировской области |
областной бюджет |
298 |
- |
298 |
- |
- |
- |
администрация Правительства Кировской области |
5.1.2 |
Проведение социологических опросов предприятий туристской индустрии |
областной бюджет |
100 |
- |
100 |
- |
- |
- |
администрация Правительства Кировской области |
5.2 |
Проведение семинаров, конференций, форумов |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.2.1 |
Организация семинаров по проблемам осуществления туристской деятельности |
областной бюджет |
179,2 |
- |
- |
82,7 |
96,5 |
- |
администрация Правительства Кировской области, департамент культуры Кировской области |
5.2.2 |
Проведение научно-практических конференций на базе вузов области по вопросам развития внутреннего и въездного туризма и издание материалов по результатам их проведения |
областной бюджет |
100 |
- |
- |
- |
100 |
- |
администрация Правительства Кировской области, департамент культуры Кировской области |
|
Всего |
областной бюджет |
677,2 |
- |
398 |
82,7 |
196,5 |
|
|
|
|
Итого по Программе в том числе: |
98437,1 |
- |
398 |
96013,2 |
2025,9 |
- |
|
|
|
областной бюджет |
70066,1 |
- |
398 |
67642,2 |
2025,9 |
- |
|
|
|
местный бюджет* |
28371 |
- |
- |
28371 |
- |
- |
|
Примечание.
Х - год реализации мероприятия.
* По соглашению.
Постановлением Правительства Кировской области от 18 октября 2011 г. N 123/513 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
Порядок
предоставления субсидии бюджету муниципального образования "Город Киров" из областного бюджета на ремонт Набережной Грина
16 февраля, 7 июля, 18 октября 2011 г.
1. Порядок предоставления субсидии бюджету муниципального образования "Город Киров" из областного бюджета на ремонт Набережной Грина (далее - Порядок) определяет правила предоставления субсидии бюджету муниципального образования "Город Киров" из областного бюджета на ремонт Набережной Грина (далее - субсидия) и направлен на реализацию мероприятия 2.6 областной целевой программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 05.10.2009 N 26/340 "Об областной целевой программе "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Кировской области от 13.09.2010 N 68/440, от 16.02.2011 N 90/31, от 07.07.2011 N 110/298).
2. Субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств муниципального образования "Город Киров" по ремонту Набережной Грина.
3. Условиями для предоставления субсидии являются:
наличие утвержденной муниципальным правовым актом муниципальной целевой программы, предусматривающей осуществление мероприятий по ремонту Набережной Грина, финансируемых за счет средств местного бюджета;
наличие информации об утверждении проектно-сметной документации и заключения о достоверности определения сметной стоимости работ по ремонту Набережной Грина в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 13.09.2010 N 68/445 "О проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, финансирование которых осуществляется с привлечением средств областного бюджета";
заключение соглашения о предоставлении субсидии между администрацией Правительства Кировской области и администрацией муниципального образования "Город Киров" - исполнителем мероприятия;
обеспечение доли софинансирования за счет средств местного бюджета в размере 36,67% от стоимости работ по ремонту Набережной Грина.
4. Субсидия предоставляется в соответствии с кассовым планом, предельными объемами финансирования, утвержденными в установленном порядке, с учетом отчетов и сведений, представляемых администрацией муниципального образования "Город Киров".
5. Перечисление субсидии из областного бюджета в бюджет муниципального образования "Город Киров" осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет муниципального образования "Город Киров".
6. При поступлении субсидии финансовый орган администрации муниципального образования "Город Киров" не позднее следующего рабочего дня зачисляет ее на лицевой счет, открытый в финансовом органе администрации муниципального образования "Город Киров", главному распорядителю бюджетных средств, уполномоченному в соответствии с муниципальными правовыми актами на использование указанных средств.
7. Главный распорядитель бюджетных средств представляет в обособленное структурное подразделение департамента финансов Кировской области (отдел по контролю за расходованием средств областного бюджета) платежные и иные документы, установленные финансовым органом администрации муниципального образования "Город Киров", для санкционирования оплаты денежных обязательств. Санкционирование оплаты денежных обязательств производится департаментом финансов Кировской области в форме совершения разрешительной надписи. Далее указанные документы передаются в финансовый орган администрации муниципального образования "Город Киров".
8. Главный распорядитель бюджетных средств на основании заключенных муниципальных контрактов (договоров) перечисляет средства субсидии на расчетный счет физических и (или) юридических лиц, непосредственно выполняющих работы по ремонту Набережной Грина.
9. Администрация муниципального образования "Город Киров" представляет в управление бухгалтерского учета администрации Правительства Кировской области ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в электронном виде и на бумажном носителе отчетность о расходовании субсидии и заявку на финансирование по формам, установленным соглашением.
10. Ответственность за несоблюдение настоящего Порядка и недостоверность представляемых в управление бухгалтерского учета администрации Правительства Кировской области отчетов и сведений о расходовании субсидии возлагается на администрацию муниципального образования "Город Киров".
11. Контроль за правильностью использования администрацией муниципального образования "Город Киров" субсидии возлагается на администрацию Правительства Кировской области.
12. Субсидия, не использованная муниципальным образованием "Город Киров" в текущем финансовом году, направляется на те же цели в следующем финансовом году.
13. В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Кировской области от 18 октября 2011 г. N 123/513 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 3
Методика
расчёта субсидии бюджету муниципального образования "Город Киров" из областного бюджета на ремонт Набережной Грина
18 октября 2011 г.
Расчет субсидии бюджету муниципального образования "Город Киров" из областного бюджета на ремонт Набережной Грина (далее - субсидия) производится по следующей формуле:
, где:
- объем субсидии бюджету муниципального образования "Город Киров";
- стоимость работ по ремонту Набережной Грина;
- уровень софинансирования за счет средств областного бюджета в размере 63,33% от стоимости работ по ремонту Набережной Грина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 5 октября 2009 г. N 26/340 "Об областной целевой программе "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009 - 2013 годы"
О вступлении в силу настоящего постановления см. Устав (Основной Закон) Кировской области
Текст постановления опубликован в газете "Вести. Киров" от 20 октября 2009 г. N 123
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/893
Постановление Правительства Кировской области от 18 мая 2012 г. N 152/275
Постановление Правительства Кировской области от 27 февраля 2012 г. N 141/89
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления, но не ранее внесения изменений в Закон Кировской области от 01.12.2011 N 91-ЗО "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Постановление Правительства Кировской области от 18 октября 2011 г. N 123/513
Постановление Правительства Кировской области от 7 июля 2011 г. N 110/298
Постановление Правительства Кировской области от 16 февраля 2011 г. N 90/31
Постановление Правительства Кировской области от 13 сентября 2010 г. N 68/440