Постановлением Правительства Кировской области от 14 марта 2008 г. N 124/67 постановление Правительства Кировской области от 30 июня 2005 г. N 37/155 признано утратившим силу
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Проведение административной реформы в Кировской области" на 2007 - 2009 годы. Прилагается.
2. Разработать проект областной целевой программы "Проведение административной реформы в Кировской области" на 2007 - 2009 года# (далее - Программа). Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 1200 тыс. рублей.
3. Определить государственным заказчиком Программы администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.).
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Носкова Э.А.
Губернатор |
Н.И. Шаклеин |
Концепция
областной целевой Программы "Проведение административной реформы в Кировской области" на 2007 - 2009 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 14 августа 2007 г. N 342)
Одобрена решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области от 11 января 2007 г. N 1
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей концепции областной целевой программы "Проведение административной реформы в Кировской области" на 2007 - 2009 годы приоритетным задачам социально-экономического развития области
Реформирование системы государственного управления является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003 - 2005 годах Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" определены приоритетные направления административной реформы:
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Цели и способы административной реформы, а также план мероприятий по ее реализации определены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах".
Решение указанных задач на территории Кировской области было возложено на. комиссию по проведению административной реформы в Кировской области (далее - комиссия), созданную распоряжением Председателя Правительства области от 20.01.2006 N 6-пр "Об утверждении состава комиссии по проведению административной реформы в Кировской области".
В 2006 - 2007 годах в рамках проведения административной реформы осуществлена работа по уточнению полномочий области как субъекта Российской Федерации и приведению Устава Кировской области в соответствие с федеральным законодательством. Проводился# анализ и классификация функций, осуществляемых областными государственными учреждениями, унитарными предприятиями Кировской области. Разработан реестр государственных функций, реализуемых органами исполнительной власти области. В стадии согласования находятся проекты правовых актов о порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
Комиссией были подготовлены предложения, касающиеся оптимизации сети подведомственных органам исполнительной власти государственных учреждений и государственных унитарных предприятий.
Формируется система управления, ориентированная на результат. Ведется разработка долгосрочных и среднесрочных планов и программ социально-экономического развития области, утвержден комплекс мер по повышению результативности бюджетных расходов.
Начато реформирование системы закупок для государственных нужд. Ведется работа по оптимизации сети областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений.
Ведется работа по активизации постоянных общественно-политических и социально-культурных межрегиональных связей с целью формирования позитивного имиджа региона, повышения его инвестиционной и социально-культурной привлекательности.
Широкое применение получили информационно-коммуникационные технологии - создан# Интернет-портал органов государственной власти Кировской области, Интернет-приемная Правительства области для организации обратной связи с гражданами и организациями, обеспечено размещение нормативно-правовых актов Правительства области в сети Интернет.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
В то же время стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий административной реформы. По ряду приоритетных направлений работы еще не начаты. Прежде всего это касается механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых для работы в новых условиях.
Не разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
Необходимо разработать механизмы противодействия коррупции. Требует оптимизации взаимодействие органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления, а также взаимодействие органов исполнительной власти области с гражданским обществом.
Необходимо внедрить механизмы досудебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Отсутствует необходимая координация деятельности органов исполнительной власти области по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственной власти области.
Все обозначенные проблемы государственного управления взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности. Они требуют программно-целевого подхода в управлении, межведомственной координации и согласованного по времени и объемам привлечения средств. Областная целевая Программа "Проведение административной реформы в Кировской области" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа) направлена на комплексное и планомерное повышение эффективности государственного управления и качества деятельности органов исполнительной власти Кировской области.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Сложившаяся проблемная ситуация в сфере государственного управления без разработки и принятия соответствующих мер будет являться серьезным ограничивающим фактором для социально-экономического развития области.
Без использования программно-целевого метода невозможно создание системы повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти области, повышения инвестиционной привлекательности региона, снижения доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, в конечном итоге - достижение целей социально-экономического развития Кировской области.
4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Предполагается, что Программа будет реализована в течение 2007 - 2009 годов. Реализация Программы при этом будет осуществлена в три этапа: первый этап - 2007 год; второй этап - 2008 год; третий этап - 2009 год.
Разбивка программных мероприятий на этапы осуществляется с учетом возможности их финансового обеспечения, нормативного сопровождения, а также необходимости проведения подготовительных мероприятий для их реализации.
На I этапе (2007 год) осуществляется работа по следующим направлениям:
разработка, принятие и внедрение нормативно-правовой и методической базы для проведения административной реформы в области, в частности, создание организационных, нормативно-правовых и методических основ разработки, принятия и применения процедур управления по результатам, стандартов государственных услуг и административных регламентов, механизма досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти области и должностных лиц, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области;
разработка, принятие и внедрение нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти области, позволяющих создавать механизмы предотвращения появления новых избыточных функций у органов исполнительной власти области, а также закрепляющих процедуры раскрытия информации о деятельности государственных органов области;
анализ и классификация функций органов исполнительной власти области, составление реестра государственных функций;
разработка и внедрение систем ведомственного и межведомственного планирования и отчетности в привязке к результатам;
оптимизация функционирования органов исполнительной власти области;
обеспечение информационной открытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области, создание условий для развития институтов гражданского общества;
аудит эффективности работы коллегий, советов, комиссий и других консультативных и координационных, совещательных органов, создаваемых органами исполнительной власти области;
разработка, апробация и начало реализации программ подготовки кадров по основным направлениям административной реформы.
На II этапе (2008 год) осуществляется работа по следующим направлениям:
разработка нормативных правовых актов области, направленных на разработку и внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти области;
разработка и внедрение системы экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных документов, рассматриваемых органами исполнительной и законодательной власти области;
совершенствование системы государственных закупок;
совершенствование процедур раскрытия и закрытия информации о деятельности государственных органов области;
создание системы мониторинга и аудита качества и доступности предоставляемых государственных услуг, реализации антикоррупционных мероприятий, процесса государственных закупок, информационной открытости органов исполнительной власти области;
совершенствование системы контроля и надзора, пробное внедрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов, развитие механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом, в том числе, участия его представителей в подготовке и принятии общественно значимых решений, информирования общества о ходе административной реформы.
На III этапе (2009 год) осуществляется работа по следующим направлениям:
разработка методических рекомендаций по проведению административной реформы в муниципальных образованиях области;
разработка и внедрение системы управленческого учета;
создание и внедрение системы рейтингования качества государственного управления в органах исполнительной власти области, органов исполнительной власти области по качеству и доступности предоставляемых услуг, органов исполнительной власти и местного самоуправления области по открытости и прозрачности;
внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;
создание системы общественной экспертизы социально-значимых# решений органов исполнительной власти области;
совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного и муниципального управления.
Постоянно в ходе административной реформы осуществляются следующие мероприятия:
разработка программ обучения новым процедурам государственного управления;
взаимодействие с общественностью по вопросам административной реформы;
плановая разработка и внедрение основных стандартов государственных услуг и административных регламентов государственных функций.
5. Цели, задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам
Целями программы являются:
повышение качества и доступности государственных услуг;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области;
ограничение вмешательства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
внедрение в органах исполнительной власти области принципов и механизмов управления по результатам;
разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти области, а также административных регламентов в органах исполнительной власти области;
оптимизация функционирования органов исполнительной власти области, введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти области;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти области и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти области;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области;
формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, создание эффективного механизма распространения успешного опыта государственного управления, в том числе в муниципальные образования области.
Основными критериями достижения целей административной реформы в области являются:
степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг;
снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.
Основные индикаторы (показатели) реализации административной реформы в регионе приведены в нижеследующей таблице.
Таблица
Достижение целей административной реформы в области будет оцениваться по следующим показателям:
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
Степень удовлетворенности граждан и субъектов предпринимательства качеством и доступностью государственных услуг (в % к общей численности респондентов) |
% |
30 |
45 |
60 |
2 |
Снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров |
% |
8,5 % |
5 % |
4 % |
3 |
Степень внедрения стандартов государственных услуг и административных регламентов (в % к общему количеству массовых и значимых государственных услуг) |
% |
1 |
4 |
9 |
4 |
Количество выявленных избыточных функций, осуществляемых исполнительными органами государственной власти и подлежащих передаче в аутсорсинг |
% |
0 |
5 |
15 |
5 |
Рейтинг качества государственных услуг Кировской области |
значение балла |
база |
+20 |
+40 |
6. Предложения по объемам и источникам финансирования областной целевой Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы прогнозно составит 1200 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 200 тыс. рублей;
2008 год - 500 тыс. рублей;
2009 год - 500 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежат корректировке в соответствии с возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация Программы позволит:
повысить эффективность государственного управления в Кировской области;
повысить качество и доступность государственных услуг, оказываемых населению исполнительными органами власти области;
повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти области;
оптимизировать бюджетные расходы в части организации исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, использования механизмов нормативного финансирования, проведения закупок для государственных нужд;
обеспечить права граждан на объективную информацию о деятельности исполнительных органов власти Кировской области, в том числе о целях и результатах проведения административной реформы;
увеличить вовлечённость граждан в процесс принятия решений органов исполнительной власти области (участие в работе общественных советов, а также координационных, наблюдательных советах#, комиссиях# и рабочих группах# при органах исполнительной власти области);
снизить коррупцию и сократить необоснованное государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность;
устранить дублирование функций в деятельности органов исполнительных власти области;
создать механизм конкурентного распределения ресурсов по программам органов исполнительной власти области;
создать единую систему планирования и мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти области.
8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Государственным заказчиком Программы предлагается администрация Правительства Кировской области. Исполнителями Программы будут являться органы исполнительной власти области.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются государственным заказчиком в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами.
9. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Система управления реализацией мероприятий административной реформы должна гарантировать достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого из мероприятий, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов. В этих целях механизм управления должен быть организован на основе реализации мероприятий, исходя из согласованных и утвержденных планов, количественных индикаторов достижения целей, централизованного контроля качества управления мероприятиями административной реформы.
Комиссия является органом, координирующим и контролирующим ход административной реформы в Кировской области.
Комиссия:
обеспечивает согласованность действий органов исполнительной власти области, взаимодействие с федеральными органами власти, а также с заинтересованными организациями и общественными объединениями при проведении административной реформы;
осуществляет контроль за реализацией административной реформы в Кировской области;
осуществляет контроль за разработкой и внедрением в органах исполнительной власти области административных регламентов, а также за формированием и выполнением органами исполнительной власти отраслевых программ, межведомственных и других мероприятий, направленных на разработку и успешное внедрение стандартов государственных услуг, представляемых# органами исполнительной власти области;
вырабатывает предложения по оптимизации деятельности органов исполнительной власти области и введению механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти, оценке эффективности их функционирования;
заслушивает и проводит оценку деятельности органов исполнительной власти области по формированию необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения проведения административной реформы в Кировской области, вносит предложения по совершенствованию данной деятельности.
Комиссия осуществляет свою работу в соответствии с планом, утверждаемым председателем комиссии. При комиссии могут создаваться рабочие группы. В состав рабочих групп включаются руководители органов исполнительной власти области, государственные гражданские служащие органов исполнительной власти области, представители предпринимательских структур, общественных и научных организаций, профсоюзов и другие заинтересованные лица. Порядок и планы работы рабочих групп утверждаются их руководителями в соответствии со схемой работы комиссии.
См. также Положение о комиссии по проведению административной реформы в Кировской области, утвержденное постановлением Правительства Кировской области от 11 июля 2006 г. N 65/166
Схема
работы комиссии
/-------------------------------------\
| Первый заместитель Председателя |
| Правительства Кировской области |
| (председатель комиссии) |
\-------------------------------------/
|
/-----------------\ /----------------------------\ /------------------\
| Представители | | Комиссия по проведению | | Представители |
| науки |------| административной |------| гражданского |
| | | реформы в Кировской | | общества |
\-----------------/ | области | \------------------/
/-----------------------------------------------------\
| | |
/---------------------\ /--------------------------\ /----------------------\
| Средства массовой | | Органы исполнительной | | Органы местного |
| информации | |власти Кировской области, | | самоуправления |
\---------------------/ | территориальные органы | | муниципальных |
| федеральных органов | |образований Кировской |
| исполнительной власти | | области |
\--------------------------/ \----------------------/
Ответственным за реализацию настоящей Программы является государственный заказчик - администрация Правительства Кировской области.
В целях реализации Программы государственный заказчик ежеквартально готовит общий отчет об исполнении мероприятий административной реформы и представляет его в комиссию и в другие заинтересованные структуры в установленном порядке и готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы из областного бюджета в очередном финансовом году.
Исполнители мероприятий Программы оперативно отчитываются перед государственным заказчиком о выполнении мероприятий Программы в установленные государственным заказчиком сроки и по установленным им формам.
10. Основные направления мероприятий Программы
10.1. Управление по результатам
Целью реализации данного направления является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в органах исполнительной власти области, подведомственных организациях.
Внедрение механизмов управления, ориентированного на результат, позволит:
достичь планируемых общественно значимых результатов на уровне органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области;
более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений органов исполнительной власти области;
повысить эффективность использования ресурсов органов исполнительной власти области.
По этому направлению необходимо обеспечить:
разработку и внедрение показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти области по основным направлениям их деятельности;
внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия исполнителей, предпринимаемые для достижения этих целей;
разработку и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;
разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов;
внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей;
внедрение механизмов управления подведомственными органам исполнительной власти области учреждениями, решение задач по методическому обеспечению и пилотному внедрению, а также обеспечение экспертного сопровождения внедрения указанных механизмов.
Внедрение системы планирования и проектного управления в равной мере важно и для успешного проведения административной реформы, и для решения других задач, связанных с реализацией полномочий органов исполнительной власти области. Разработка такой системы осуществляется одновременно с внедрением новых комплексных механизмов целеполагания и бюджетирования, ориентированных на результат.
Мероприятия по внедрению системы управления, ориентированного на результат, также должны быть скоординированы со следующими мероприятиями:
формирование системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти области и бюджетных программ, включающей показатели текущего и конечного результата и использованных ресурсов;
разработка и внедрение методики расчета ресурсного обеспечения поставленных целей и задач;
внедрение элементов управленческого учета, позволяющих получить достоверную информацию о затратах на обеспечение деятельности органов исполнительной власти;
внедрение системы внутреннего аудита эффективности расходов бюджета;
участие в создании единой государственной информационной системы планирования и мониторинга эффективности деятельности органов власти, в том числе на основе обеспечения доступности баз государственных статистических данных и внедрения современных информационных систем поддержки управления проектами и формирования ведомственной управленческой отчетности;
формирование системы стимулирования государственных служащих, базирующейся на показателях результативности, закрепленных в должностных регламентах.
Все эти задачи должны быть реализованы, во-первых, в отношении самих органов исполнительной власти области, во-вторых, в отношении подведомственных им организаций.
10.2. Стандартизация и регламентация
Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти области перед обществом, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, перед физическими или юридическими лицами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
Качество административно-управленческих процессов может быть существенно улучшено путем модернизации и внедрения административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Целями мероприятий этого направления являются разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти области и их должностных лиц.
Достижение этих целей позволит:
повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти области на интересы пользователей;
повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти области.
В первую очередь должны быть разработаны и внедрены стандарты государственных услуг, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан.
Мероприятия этого направления должны быть скоординированы с работами, проводимыми в области внедрения информационно-коммуникационных технологий. В рамках этого направления необходимо решить следующие задачи:
внедрение в деятельность органов исполнительной власти области по предоставлению государственных услуг технологий электронного взаимодействия с населением и организациями, создание единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных услуг, а также создание информационной системы ведения реестра предоставляемых государственных услуг;
стандартизация электронного взаимодействия органов исполнительной власти области и населения при оказании (получении) государственных услуг;
включение в перечень государственных услуг описания процедур этих услуг и создание на его основе единой информационно-справочной системы.
Другими составляющими этого направления являются:
разработка и внедрение административных регламентов, определяющих последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций;
разработка технологической базы электронных административных регламентов;
подготовка нормативно-правовой и методической базы для разработки и внедрения административных регламентов, разработка пилотных проектов, обеспечение экспертной и консультационной поддержкой разработки, внедрения и сопровождения административных регламентов;
следование законодательству Российской Федерации о порядке досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц в связи с нарушениями стандартов государственных услуг и административных регламентов, а также о порядке возмещения гражданам и организациям нанесенного в результате этого ущерба.
10.3. Оптимизация функций органов исполнительной власти области и противодействие коррупции
Наличие у органов исполнительной власти области значительного числа избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти.
Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти области, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.
Целями реализации административной реформы по этому направлению являются оптимизация функций органов исполнительной власти области, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и внедрение особых механизмов противодействия коррупции в органах исполнительной власти области.
Основная деятельность должна быть сосредоточена на исключении избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти области, организационном разделении правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг.
Необходимо также продолжить работу по передаче отдельных функций, осуществляемых органами исполнительной власти области, субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно осуществлять эти функции.
Следует завершить процедуру определения необходимых и устранения избыточных функций органов исполнительной власти области. Кроме того, следует постоянно контролировать оптимальный состав функций органов исполнительной власти области. Это позволит сократить неэффективное вмешательство в экономику и общественную жизнь, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу государственных органов на решении необходимых обществу и государству задач.
Наряду с упразднением избыточных функций должен идти процесс введения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, а также процесс модернизации и совершенствования выполнения необходимых государственных функций, который также потребует изменения нормативно-правовой базы и проведения организационных мероприятий.
В то же время для предотвращения появления новых избыточных функций необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства органами исполнительной власти области необходимости введения дополнительных функций.
Важной составляющей деятельности по оптимизации функций органов исполнительной власти является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности.
Оптимизация контрольных и надзорных функций должна обеспечить решение задач по созданию единого правового поля реализации контрольных и надзорных функций, упрощению разрешительных процедур, передаче части функций по контролю и надзору органам местного самоуправления, а также создаваемым саморегулируемым организациям.
Другой составляющей оптимизации функций органов исполнительной власти является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.
Повышению эффективности таких административно-управленческих процессов, как обеспечение внедрения новых информационных технологий, управление зданиями и сооружениями государственных органов, организация подбора кадров, предоставление услуг связи, финансовый учет, препятствует отсутствие практики аутсорсинга.
Мировой опыт свидетельствует, что аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления административно-управленческих процессов, более эффективно контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание органов исполнительной власти на основной деятельности, повысить качество услуг, обеспечить доступность новых технологий, сократить капитальные затраты, сократить число административного и управленческого персонала, что приведет к существенной экономии бюджетных средств.
Органы исполнительной власти должны будут провести полный учет всех расходов на выполнение ими ряда функций, сравнить их с затратами в случае аутсорсинга этих функций и определить целесообразность продолжения их выполнения.
В рамках данного направления будут решены задачи по разработке критериев выявления административных и управленческих процессов, подлежащих аутсорсингу, созданию перечня функций и видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу, разработке и внедрению комплексной прозрачной системы учета расходов на внутреннее обеспечение исполнения функций структурными подразделениями, разработке типовых процедур и технологий проведения аутсорсинга, разработке процедур и механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов, разработке и реализации механизмов, стимулирующих государственные органы проводить аутсорсинг.
В целях оптимизации функций органов исполнительной власти области необходимо осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности системы закупок для государственных нужд.
Одними из важнейших направлений повышения эффективности государственных закупок являются формирование системы эффективного контроля за соблюдением законодательства в области закупок для соблюдения открытости и гласности каждой закупки, ведение открытого и доступного всем реестра государственных контрактов, расширение применения средств автоматизации в процессе размещения государственных заказов, установление жесткой регламентации процедур закупок для государственных нужд. Реализация мер не будет эффективной без повышения ответственности должностных лиц за неэффективное расходование бюджетных средств, срыв сроков поставки и несоблюдение процедур закупок.
В рамках областной целевой программы "Информатизация органов исполнительной власти и муниципальных образований Кировской области" на 2006 - 2008 годы следует обеспечить формирование общей информационно-технологической инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия в рамках системы закупок для государственных и муниципальных нужд.
Для предотвращения возникновения условий для коррупции в органах исполнительной власти области предполагается:
внедрить специальные экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
принять и распространить методические основы оценки коррупциогенности государственных функций;
разработать и утвердить областной план проведения антикоррупционных мероприятий;
внедрить ведомственные планы проведения антикоррупционных мероприятий в органах исполнительной власти области;
добиваться максимально возможной деперсонализации взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией;
разработать детальный регламент процедуры взаимодействия с потребителями государственных услуг;
разделять административно-управленческие процедуры на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля.
10.4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества
Одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации является информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями.
Целями мероприятий по данному направлению являются повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В рамках реализации данного направления необходимо:
разработать нормативно-правовую и методическую базу и внедрить механизмы повышения открытости государственных и муниципальных органов, а также обеспечить совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти и общества. В частности, необходимо создать действенные каналы влияния гражданского общества (граждан, организаций, делового сообщества) на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти.
Должны быть разработаны и внедрены механизмы:
раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений;
проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти области;
включения представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных .правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти области;
создания и деятельности при органах исполнительной власти области общественных советов с участием представителей гражданского общества;
определения рейтингов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области по критерию открытости.
Необходимо также обеспечить приведение ведомственных Интернет-порталов в соответствие с общими требованиями по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет.
10.5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области
Препятствием на пути реализации административной реформы являются недостатки существующей системы статистического учета, не позволяющей в полной мере оценивать эффективность работы органов исполнительной власти области и качество предоставляемых государственных услуг. Ведомственные системы сбора данных не позволяют осуществлять качественную оценку результативности деятельности органов исполнительной власти области.
Не менее важной задачей должно стать создание эффективной системы мониторинга показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, развитие нормативно-правовой и методической базы системы информационно-статистического обеспечения органов исполнительной власти области.
Целью мероприятий по данному направлению является модернизация системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти области на основе внедрения международных стандартов и создания систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы.
В рамках данного направления планируется:
разработка методических основ и систем мониторинга процессов управления по-результатам, качества предоставления государственных услуг, результативности антикоррупционных программ, проведения закупок для государственных нужд, информационной открытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, развития гражданского общества и участия его представителей в процессе подготовки и принятия государственными органами решений с последующим осуществлением необходимого мониторинга.
Кроме того, существующий уровень информационного обеспечения органов исполнительной власти области не соответствует требованиям управления по результатам. Поэтому создание эффективной системы мониторинга потребует:
формирования системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти области и бюджетных программ;
организации текущего мониторинга показателей результативности деятельности органов исполнительной власти области, обеспечивающего целенаправленный сбор информации, необходимой для получения достоверного представления о ходе достижения поставленных целей и задач, выполнения планов;
организации оперативного анализа поступающей информации в целях своевременного обнаружения отклонений от плана реализации проектов (программ);
формирования информационной системы, обеспечивающей возможность автоматизированного сбора, обработки, анализа и представления соответствующих сведений по всей системе государственного управления.
10.6. Обеспечение административной реформы
Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации, с другой. Необходимым фактором успешного проведения реформы также является заинтересованность в ней государственных служащих, призванных обеспечить ее реализацию.
Неподготовленность участников административной реформы к ее проведению может привести к замедлению процесса преобразований и обуславливает# необходимость эффективной координации мероприятий по проведению административной реформы на региональном уровне.
Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
В рамках реализации указанных мероприятий предполагается:
обучение новым процедурам государственного управления в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;
разработка методических рекомендаций по проведению административной реформы в муниципальном образовании;
мониторинг результативности мероприятий административной реформы на региональном и местном уровнях;
совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления;
взаимодействие с общественностью по вопросам реализации административной реформы;
формирование эффективного механизма управления мероприятиями по проведению административной реформы;
подготовка руководителей и специалистов органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления области, обеспечивающих исполнение задач административной реформы, а также привлекаемых к реализации мероприятий административной реформы экспертов и представителей гражданского общества.
В рамках этого направления предполагается создать механизм мониторинга и оценки хода Программы, достижения поставленных ею целей, запланированных показателей результативности.
Мониторинг результативности мероприятий Программы должен обеспечить своевременную и достоверную оценку выполнения плана мероприятий Программы и восприятия обществом административной реформы, ее результатов и проблем.
Для решения данных задач необходимо осуществить:
обеспечение информационной поддержки реализации административной реформы путем проведения публичных обсуждений основных ее целей и результатов;
сбор и анализ данных в ходе проведения государственных статистических наблюдений в сфере государственного управления, характеризующих ход административной реформы, достижение показателей ее результативности в регионе в целом и по отдельным органам исполнительной власти в частности;
разработку и внедрение объединенной базы данных по мероприятиям административной реформы;
разработку методики оценки эффективности проведения административной реформы на уровне отдельных органов исполнительной власти области.
Для обеспечения формирования базы данных лучших примеров, успешного опыта государственного управления и обмена мнениями при разработке решений и распространения успешного опыта реализации мероприятий административной реформы среди ее участников необходимо:
внедрить систему рейтингов качества государственного управления, позволяющую проводить сравнение достигнутого уровня целей административной реформы в различных органах исполнительной власти области, определять причины неудач и поощрять успехи;
проводить систематическую работу по поиску лучших примеров государственного управления в органах исполнительной власти области;
создать базу данных лучших примеров и успешного опыта государственного управления;
организовать систематический обмен опытом с обсуждением и выработкой совместных решений по новым методам и механизмам управления, организационным решениям, структурным преобразованиям, оптимизации административно-управленческих процессов, применению стандартов государственных услуг;
сформировать систему поощрения органов исполнительной власти области, получающих высшие рейтинги качества государственного управления, а также тех, чей опыт проведения административной реформы по конкретным направлениям признается лучшим;
организовать полноценное информирование общественности о целях, задачах и ходе реализации административной реформы.
11. Мероприятия по информационному сопровождению Программы
В рамках проведения административной реформы в Кировской области предусмотрена реализация планов информационного сопровождения мероприятий Программы, утвержденных комиссией по проведению административной реформы в области.
Основными мероприятиями в этом направлении станут:
разработка раздела "Административная реформа" на официальном сайте Правительства Кировской области и его информационное сопровождение;
регулярное информирование средств массовой информации о Программе (организация пресс-конференций и иных информационных мероприятий), подготовка информационных и публицистических материалов, выступлений (интервью) должностных лиц Правительства области по актуальным проблемам административной реформы;
проведение социологических опросов и исследований для выяснения информированности граждан о проблемах и достигнутых результатах, постоянного мониторинга результативности мероприятий административной реформы в Кировской области;
взаимодействие с общественностью по вопросам реализации административной реформы, включение представителей гражданского общества в рабочие группы по подготовке материалов и мероприятий проведения административной реформы органов исполнительной власти и местного самоуправления Кировской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кировской области от 14 августа 2007 г. N 342 "О концепции областной целевой программы "Проведение административной реформы в Кировской области" на 2007 - 2011 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Кировской области от 22 октября 2009 г. N 349