Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Кирово-Чепецкой
городской Думы
от 19.08.2009 N 13/102
Муниципальная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании
"Город Кирово-Чепецк"
на 2008-2010 годы"
Паспорт
муниципальной целевой программы
"Развитие физической культуры и спорта
в муниципальном образовании "Город Кирово-Чепецк" на 2008-2010 годы"
Наименование Программы |
муниципальная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании "Город Кирово-Чепецк" на 2008-2010 годы". |
Дата принятия о разработке Программы решения |
распоряжение главы администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 13 июля 2007 г. N 1413. |
Заказчики Программы |
Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области (далее по тексту - администрация муниципального образования). |
Основной разработчик Программы |
Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" (далее по тексту - управление по культуре, спорту и делам молодежи). |
Координатор Программы |
Городской Совет по физической культуре и спорту. |
Цель Программы |
Обеспечение условий для развития на территории муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" (далее по тексту - город Кирово-Чепецк; Кирово-Чепецк; город) массовой физкультуры и спорта; организация и проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. |
Задачи Программы |
- повышение интереса различных категорий граждан города к занятиям физической культурой и спортом; - укрепление материально-технической базы для занятий спортом путем строительства простейших спортсооружений и ремонта имеющихся спортивных объектов; - обеспечение подготовки и выступления команд по игровым видам спорта на областных и Всероссийских соревнованиях. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- количество вновь построенных и реконструируемых физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных объектов; - доля граждан Кирово-Чепецка, систематически занимающихся физической культурой и спортом; - количество организаций для занятий физической культурой и спортом, прошедших сертификацию, и коллективов физической культуры при организациях и предприятиях города; - доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях; - количество Кирово-Чепецких спортсменов, прошедших процедуру отборочных соревнований и участвующих в финальных соревнованиях первенств и чемпионатов России; - доля спортсменов, от общего числа занимающихся, выполнивших разрядные требования ЕВСК; - количество зрителей, посетивших домашние матчи команд по игровым видам спорта; - результат выступления команд по игровым видам спорта в прошедшем Чемпионате (первенстве) области, страны. |
Срок реализации Программы |
- 2008-2010 годы. |
Основные направления Программы |
Приоритетными направлениями развития в Программе являются: Программы 2008 год. Развитие инфраструктуры спорта. Пропаганда физической культуры и спорта, как составляющей части здорового образа жизни. 2009 год. Популяризация массового спорта и приобщение различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Продолжение развития инфраструктуры путём создания простейших спортивных сооружений. 2010 год. Дальнейшее развитие юношеского, массового спорта, спортивной инфраструктуры. |
Объёмы и источники финансирования Программы |
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счёт средств областного бюджета (в рамках ОЦП "Поддержка и развитие командных игровых видов спорта в Кировской области на 2008-2010 годы"), городского бюджета и внебюджетных источников. Общий объем финансирования составляет 83.790,8 тыс. рублей. В том числе: областной бюджет - 7.990,0 тыс.руб, городской бюджет - 26.108,8 тыс.руб., внебюджетные источники - 49.692,0 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы предполагается: - увеличение доли граждан Кирово-Чепецка, систематически - занимающихся физической культурой и спортом; - увеличение количества и качества муниципальных спортсооружений; - сохранение количества квалифицированных педагогов и тренеров- преподавателей физкультурно-спортивных организаций; - обеспечение доступности занятий физкультурой и спортом всем жителям города Кирово-Чепецка; - повышение качества учебно-тренировочной работы и уровня результатов выступлений на Всероссийских и международных соревнованиях; - повышение показателя выполнения разрядных требований ЕВСК; - попадание в число 6 лучших команд первой лиги первенства России по хоккею и в число 4 лучших команд области по футболу. |
I. Характеристика проблемы.
Одной из основных задач государственной политики является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Кроме того, роль спорта становится не только социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации. Однако в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян. Более того, в связи с разграничением полномочий по действующему Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошло слияние органов управления физической культуры и спорта с другими отраслевыми органами.
О необходимости решения органами местного самоуправления вопросов развития физической культуры и спорта в городе Кирово-Чепецке, свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, потребления алкоголя и наркотических средств "говорят об остроте проблемы и необходимости организации более широкого привлечения к занятиям физической культурой и спортом молодежи. В городе Кирово-Чепецке, как и в Кировской области в целом, ожидаемая средняя продолжительность жизни мужчин не достигает даже пенсионного возраста.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в городе;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
- утрата традиций городского спорта высших достижений;
- отсутствие на городском уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
- передача спортивных сооружений, принадлежавших ранее промышленным предприятиям, в муниципальную собственность.
Значительная часть капитальных спортивных сооружений эксплуатируется более 20 лет, многие из них размещены в приспособленных и переоборудованных помещениях и зданиях, следствием этого является их стесненность, старение и ветшание. Большинство спортивных сооружений и площадок требуют капитального ремонта и реконструкции.
При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической культуры и спорта в городе Кирово-Чепецке неизбежны:
- дальнейшее ухудшение здоровья жителей и, как следствие этого, сокращение продолжительности жизни;
- экономические потери в связи с заболеваемостью населения;
- рост негативных социальных явлений среди детей и молодежи.
Перечисленные проблемы и факторы, сдерживающие развитие физической культуры и спорта в Кирово-Чепецке на текущем этапе, требуют программных методов решения и предопределяют постановку целей и задач Программы, а также перечень программных мероприятий.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися физической культурой и спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью. По данным российских ученых, первое место среди причин ухудшения здоровья жителей страны занимают факторы, относящиеся к категории образа жизни (50 - 55%). На втором месте - факторы, связанные с загрязнением окружающей среды (20 - 25%). На третьем месте - генетические факторы (15 - 20%). В связи с этим: повышение обеспеченности населения услугами социальной инфраструктуры и обеспечение потребности в досуге, в том числе в спорте, являются одними из приоритетных социально-экономических задач.
II. Анализ состояния массовой физической культуры и спорта в городе
Кирово-Чепецке.
Основным объектом для анализа состояния физической культуры и спорта является итог реализации городской программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кирово-Чепецке на 2007 год". Основные аспекты ее реализации позволили выявить сильные и слабые стороны существующей системы в области физической культуры и спорта, что явилось основой для разработки новой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании "Город Кирово-Чепецк" на 2008 - 2010 годы".
Наиболее важным аспектом развития массовой физической культуры и спорта является система спортивных соревнований и спортивно-массовых зрелищных мероприятий. За 2007 год в городе проведено (и планируется провести) более 150 массовых и оздоровительных мероприятий, в т.ч. соревнований для подготовки юношеского резерва -39 и свыше 100 соревнований городского и областного масштаба:
Городская Спартакиада среди общеобразовательных школ (соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, лыжным гонкам, легкоатлетические соревнования, эстафета по улицам города и др.);
Команды-победительницы городской Спартакиады (лёгкая атлетика, футбол, волейбол), принимают участие в областной и всероссийской Спартакиадах. Ежегодно программа Спартакиады расширяется. Соревнования проводятся по 3-м возрастным группам:
1 группа - начальное звено (учащиеся 1-4 классов),
2 группа - среднее звено (учащиеся 5-8 классов),
3 группа - старшее звено (учащиеся 9-11 классов)
Городская Спартакиада педагогов (настольный теннис, шахматы, волейбол, лыжные гонки, плавание, стрельба);
Городские соревнования среди ветеранов по 9 видам спорта (настольный теннис, плавание, гиревой спорт, легкоатлетический кросс, баскетбол, волейбол, шахматы, городки, лыжные гонки.). По результатам городских соревнований формируются сборные команды города для участия в областных соревнованиях ветеранов;
Традиционные совместные спортивно-массовые мероприятия управления образования и управления социальной политики: Спартакиада допризывной молодёжи, военное четырёхборье, соревнования по стрельбе на приз РОСТО, "Безопасное колесо" и др. Популярны спортивные единоборства - бокс, дзюдо, греко-римская борьба. Но особой популярностью пользуются игровые виды спорта - хоккей и футбол. Соревнования по этим видам спорта привлекают большое количество участников самых разных возрастных категорий - от младших юношей до ветеранов спорта,
С реконструкцией пункта проката коньков на ледовом стадионе СК "Олимпия" удалось расширить сеть оздоровительных услуг населению средствами физической культуры и спорта. Каток массового катания оборудован теплыми раздевалками, музыкальным сопровождением, освещением и пользуется большой популярностью среди жителей города. Только в зимнем сезоне 2006/2007 годов каток посетили более 8 тыс. горожан. Проводится работа с детьми и подростками по месту жительства. Эту работу организуют и проводят педагоги-организаторы на базе 7 клубов по месту жительства. Здесь организованы спортивные секции по настольному теннису, шахматам, шашкам, футболу, ОФП, настольным играм. Помимо спортивной работы, клубы принимают активное участие в конкурсах, проводимых отделом по делам молодёжи.
В 2007 году в 6 детских клубах работают 7 педагогов-организаторов, общее число занимающихся детей - 525 человек. В 3 спортивных клубах (ГСКСЕ "Олимпас", "Фитнес", "Эллада"), КЧШБ "Чемпион" и МКСЦ "Светоч", где основной контингент взрослые, количество занимающихся 527 человек.
Следует отметить, что до 2007 года общая динамика показателей характеризует слабое развитие массовой физической культуры в Кирово-Чепецке.
Практически не проводилась работа по пропаганде физической культуры и спорта с целью привлечения жителей к занятиям спортом и в первую очередь детей и подростков. Вся работа в данном направлении свелась к эпизодическим публикациям-отчётам в местных органах печати о проводимых спортивно-массовых мероприятиях. Также редко привлекалась к сотрудничеству городская телекомпания "АКТВ", в результате чего, информация о спортивной жизни не всегда доводится до жителей города. В целях пропаганды физкультуры и спорта, необходимо использовать успехи представителей Кирово-Чепецка на областных, всероссийских и международных соревнованиях.
Вместе с тем стали традиционными соревнования, проводимые в месячники, посвященные Дню защитника Отечества, общегородская легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы. Традиционно отмечаются спортивными соревнованиями: Международный день защиты детей, День молодежи, Всероссийский день физкультурника, День работников химической промышленности. В сентябре проводятся традиционные общегородские Дни Здоровья, День Бегуна - популярный "Лесной марафон". Возрождают свои традиции самые популярные среди мальчишек соревнования на призы клубов "Золотая шайба" (сезон 2006/07 г.г. 3 место в финальном турнире) и "Кожаный мяч"(3 место в областном первенстве).
Подарком жителям города стало открытие у СК "Олимпия" Аллеи спортивной славы, где запечатлены имена победителей и призёров Олимпийских игр, Чемпионатов и первенств Мира, Европы, имена людей, которые принесли всемирную славу нашему городу и способствовали развитию спорта высших достижений в Кирово-Чепецке.
Развитие массовой физической культуры и спорта в промышленных предприятиях города находится на низком уровне. Необходимо коренным образом изменить отношение к физкультурно-оздоровительной работе в трудовых коллективах промышленных предприятий. Направить усилия управления социальной политики совместно с администрацией и профсоюзными комитетами промышленных предприятий на вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему организации труда и отдыха комплекса мер после трудовой реабилитации, предусмотренных ст. 13 п. 1.2. Федерального закона от 29.04.99 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Высокий рейтинг городской Спартакиады и участие в ней должны стать своеобразным.мерилом работы профсоюзов предприятий. Для выявления лучших спортсменов и физкультурников предприятия должны начать проводить свои внутренние спартакиады. Следует отметить, что определённые шаги в этом направлении уже сделаны: предприятия "МЦ-5" и МПП "Абсолют" вот уже на протяжении двух лет, осенью, проводят для своих сотрудников праздники спорта. А ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" в течение года проводит соревнования по отдельным видам (футбол, волейбол, стрельба, лыжные гонки, кросс, ориентирование и т.д.).
Немаловажным фактором агитации должно стать качественное проведение спортивных мероприятий массового масштаба. Примером этого может стать проведение Всероссийского дня физкультурника (11.08.2007 г.) Соревнования по 12 видам спорта, которые проходили на 15 спортивных площадках города и заключительная шоу-программа собрали более 900 участников и около 10000 зрителей.
Управлению по культуре, спорту и делам молодежи, совместно с управлением образования необходимо определить стратегию дальнейшего расширения сети школьных спортивных секций, рационального использования для этих целей школьной спортивной базы, открытости ее для посещений во внеурочное время, увеличение числа спортивных соревнований и школьных спартакиад, повысить их зрелищность для привлечения максимального количества зрителей. Финалы спартакиад необходимо проводить в лучших спортивных сооружениях города (СК "Янтарь", НП СК "Олимпия").
Необходимо улучшить организационную работу среди детей, подростков, взрослого населения по месту жительства. В результате создания и реализации программы строительства спортивных баз по месту жительства, создать условия для обеспечения жителей микрорайонов оздоровительными услугами физической культуры и спорта. Необходимо продолжить работу по увеличению числа занимающихся в спортивных секциях, особенно детей и подростков.
Статистика охвата детей и подростков массовым спортом в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮСШОР, СЮТур).
Общее количество детей школьного возраста на 01.09.2007 года: 6.666чел |
Число занимающихся детей и школьного возраста подростков школьного возраста: на 01.09.2007 год - 2854 чел.(42.8%) |
Существует серьезная проблема недостатка финансовых средств, для участия в областных соревнованиях юных спортсменов, ветеранов и других занимающихся массовым спортом. В результате у занимающихся нарушается система подготовки, пропадает мотивация личного спортивного роста и дальнейших занятий физической культурой и спортом. Распределение бюджетных средств, выделяемых на физическую культуру и спорт в 2005-2006 году осуществлялось по трем направлениям. Фактические затраты по г. Кирово-Чепецку за последние три года составили:
в 2005 году - 600 000 руб.
в 2006 году- 500 000 руб.
в 2007 году - 1 569 000 руб.
Данные цифры красноречиво показывают тенденции "развития" массовой физической культуры и спорта в Кирово-Чепецке до 2007 года.
В финансировании учреждений дополнительного образований детей ситуация складывается таким образом, что при увеличении общего объёма финансирования (за счёт увеличения затрат на заработную плату и аренду), происходит его сокращение по основной деятельности.
|
МОУ ДОД ДЮСШ N 1 |
ДЮСШ "ОЛИМПИЯ" |
МОУ ДОД СДЮСШОР |
МОУ ДОД СЮТур |
||||
|
2005 |
2006 |
2005 |
2006 |
2005 |
2006 |
2005 |
2006 |
Оплата труда |
2100 |
2667 |
792 |
965 |
2572 |
3195 |
1060 |
1277 |
Арендная плата |
0 |
0 |
1299,7 |
1150 |
2180,3 |
2730 |
0 |
0 |
Содержание зданий |
954 |
769 |
0 |
0 |
0 |
0 |
183 |
258 |
Спортивные мероприятия |
650 |
795 |
1614 |
1204 |
984 |
814 |
145 |
128 |
Приобретения |
311 |
83 |
313 |
62 |
333 |
73 |
100 |
61 |
итого: |
4015 |
4314 |
4018,7 |
3381 |
6069,3 |
6812 |
1488 |
1724 |
финансирование (соревнования и основные средства)
N |
учреждение |
2005 |
2006 |
2007 |
1 |
МОУ ДОД ДЮСШ N 1 |
961.000руб. |
878.000руб. |
749.600руб. |
2 |
МОУДОД СДЮСШОР |
1.317.000руб. |
887.000руб. |
641.100руб. |
3 |
МОУ ДОД ДЮСШ "ОЛИМПИЯ" |
1.927.000руб. |
1.266.000руб. |
3.195.800руб. |
4 |
МОУДОД СЮТур |
245.000руб. |
189.000руб. |
163.800руб. |
Спортивно-массовые мероприятия занимают одно из основных мест в системе физической культуры и спорта. Они не самоцель, а способ приобщения населения к физкультурно-спортивным занятиям, формирования у людей потребности в физическом совершенствовании, и воспитании необходимых нравственно-волевых качеств.
III.Спортивные сооружения города Кирово-Чепецка.
Еще одно стратегически важное направление в развитии массовой физической культуры и спорта - это расширение сети спортивных сооружений. Сегодня на территории города находится:
N |
Спортивные сооружения |
2007 |
|
Всего спортивных сооружений |
114 |
1. |
Стадионы с трибунами на 1500 мест |
1 |
2. |
Плоскостные спортивные сооружения |
43 |
|
Из них: - площадки |
34 |
|
- поля |
6 |
|
- спортивные ядра |
3 |
4. |
Спортивные залы- всего |
47 |
|
Из них: 42x24м. |
1 |
|
30x15м. |
1 |
|
24x12-18x9 м. |
24 |
5. |
Манежи для легкой атлетики |
1 |
6. |
Плавательные бассейны |
2 |
7. |
Помещения для хранения лыж |
2 |
8. |
Стрелковые тиры |
2 |
9. |
Другие спортивные сооружения |
25 |
Ввод объектов спорта является стратегическим звеном в развитии массового детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, оказании платных услуг и оздоровления населения.
Для увеличения количества занимающихся в городе необходимо, чтобы такие виды спорта как хоккей, художественная гимнастика, бокс, туризм, борьба, получили специализированные залы.
Несмотря на имеющееся количество спортивных площадей, за последние пять лет, обеспеченность жителей города плавательными бассейнами, ледовыми аренами, спортивными залами, лыжными трассами и комплексными площадками для массовых занятий физической культурой и спортом, специализированными залами по видам спорта для подготовки спортивного резерва остается низким. В связи с этим администрацией муниципального образования могла бы быть поддержана Правительственная программа строительства малобюджетных спортивных сооружений в микрорайонах города, крытых физкультурно-оздоровительных комплексов и открытых спортивных площадок с теплыми раздевалками, оснащенными современным оборудованием. Это даст возможность максимально приблизить учреждения физической культуры и спорта к местам проживания. Доступность занятий физической культурой и спортом привлечет в ряды оздоровительной системы наибольшее количество детей, подростков и взрослого населения. В городе необходимо создать такие условия, чтобы было невозможно не заниматься физической культурой и спортом
IV. Механизм реализации Программы.
Городской Совет по физической культуре и спорту совместно с управлением по культуре, спорту и делам молодежи города Кирово-Чепецка разрабатывает план мероприятий по реализации Программы и обеспечивает ее выполнение:
- совместно составляют годовые планы мероприятий;
- осуществляют расчеты необходимых затрат по каждому мероприятию;
- предлагают источники финансирования программных мероприятий, в том числе внебюджетные средства (средства полученные в качестве спонсорской помощи, средства заработанные за счет реализации платных услуг);
- проводят мониторинг реализации Программы и по его итогам могут вноситься предложения по уточнению перечня программных мероприятий.
Исполнителями программных мероприятий могут быть муниципальные учреждения, тренеры-преподаватели, конкретные спортсмены, предприятия и организации, в соответствии с заключенными договорами. Реконструкция объектов будут производиться в течение всего периода реализации Программы путем размещения в установленном законодательством порядке заказов на выполнение работ на данных объектах с целью наиболее выгодного размещения заказа.
V. Программные мероприятия.
Перечень мероприятий городской программы приведен в приложении N 3.
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы.
Финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять за счёт средств областного бюджета (в рамках ОЦП "Поддержка и развитие командных игровых видов спорта в Кировской области на 2008-2010 годы"), городского бюджета и внебюджетных источников. Общий объем финансирования составляет 83.790,8 тыс. рублей. В том числе: областной бюджет - 7.990,0 тыс. руб., городской бюджет - 26.108,8 тыс. руб., внебюджетные источники - 49.692,0 тыс. руб. Ресурсное обеспечение по направлениям Программы представлено в приложении N 2.
VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы.
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли физической культуры и спорта вследствие:
- укрепления материально-технической базы объектов физической культуры и спорта;
- повышения качества предоставляемых населению города услуг в сфере физической культуры и спорта;
- повышения качества организации и проведения спортивно-массовых мероприятий;
- создания благоприятных условий для развития детско-юношеского, студенческого спорта, командных игровых видов спорта и физической культуры для всех слоев населения;
- улучшения спортивных результатов на всероссийских и международных соревнованиях. Основные целевые индикаторы и показатели Программы, по которым будет оцениваться эффективность ее реализации, приведены в приложении N 1.
Источниками получения информации для обеспечения мониторинга реализации Программы являются данные государственного статистического наблюдения, информация управления образования города, предприятий, организаций и учреждений.
Факторами риска нарушения здоровья человека являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, переохлаждение организма, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха.
Выраженная тенденция к снижению среднего числа дней временной нетрудоспособности от всех причин будет свидетельствовать об эффективности реализации программных мероприятий.
Мероприятия Программы направлены на рост числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, что приведет к увеличению расходов на физическую культуру и спорт как за счет роста расходов бюджета и роста частных инвестиций, так и за счет увеличения расходов граждан на физическую культуру и спорт (приобретение абонементов в спортивные клубы и секции, приобретение спортивной одежды и инвентаря).
Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) будет свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.
Важной особенностью сферы физической культуры и спорта является то, что основные результаты деятельности, как правило, выражаются в повышении физической активности и улучшении здоровья жителей города, формировании позитивного мировоззрения и потребности в активном отдыхе, воспитании здорового подрастающего поколения, формировании устойчивого жизненного уклада семей, направленного на поддержание здорового образа:
<< Назад |
||
Содержание Решение Кирово-Чепецкой городской Думы третьего созыва Кировской области от 19 августа 2009 г. N 13/102 "О муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.