Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила
проведения экспертизы нормативных правовых актов, разрабатываемых органами местного самоуправления Уржумского муниципального района и их структурными (функциональными) подразделениями, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции
(утв. решением Уржумской районной Думы от 30 марта 2010 г. N 40/477)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами местного самоуправления Уржумского муниципального района и их структурными (функциональными) подразделениями, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции (далее - Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", определяют:
1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами местного самоуправления Уржумского муниципального района и их структурными (функциональными) подразделениями (далее - проекты документов).
1.1.2. Перечень проектов документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе.
1.1.3. Орган, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов;
коррупционные факторы - положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
коррупциогенные нормы - положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы;
нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления Уржумского муниципального района (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;
дискреционные полномочия - полномочия, которые муниципальный служащий может осуществить по собственному усмотрению.
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов документов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза).
1.4. Экспертизе подлежат проекты документов:
1.4.1. Затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
1.4.2. Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций.
1.4.3. Связанные с распределением средств бюджета Уржумского муниципального района.
1.4.4. Связанные с управлением муниципальной собственностью.
1.4.5. Связанные с размещением заказа для муниципальных нужд.
1.4.6. Регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
1.4.7. Регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления Уржумского муниципального района.
1.4.8. Другие проекты документов по поручению Председателя Уржумской районной Думы, главы администрации Уржумского муниципального района.
1.5. Основной целью экспертизы является определение реальной степени возможности использования муниципальными служащими особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупционных факторов.
1.6. Экспертиза проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления на коррупциогенность проводится межведоственнои антикоррупционной комиссией (далее - комиссия), которая создается постановлением главы администрации Уржумского муниципального района (далее, - глава администрации района).
1.7. Для проведения экспертизы на коррупциогенность по решению главы администрации района могут привлекаться независимые эксперты.
1.8. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимые эксперты не могут привлекаться.
1.9. Независимыми экспертами не могут являться юридические и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления Уржумского муниципального района - разработчики проекта документа.
1.10. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.
Экспертное заключение направляется органу местного самоуправления разработчику проекта документа.
2. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативных правовых актов и положений нормативных правовых актов.Коррупционными факторами являются:
2.1. Факторы устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы из общих правил являются:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления Уржумского муниципального района (их должностных лиц).
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.1.4. Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления района (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.1.5. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления района (их должностных лиц).
2.1.6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления района, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.7. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления района (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.8. Юридические и лингвистические неопределенности - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.2. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов:
2.2.1 Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.2.2. Существование пробела в правовом регулировании - отсутствие в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее.
2.2.3. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.2.4. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.2.5. Отсутствие запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствие превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях.
2.2.6. Отсутствие мер ответственности органов местного самоуправления района (их должностных лиц) - отсутствие норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений.
2.2.7. Отсутствие указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления района (их должностными лицами) - отсутствие норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления района (их должностных лиц, муниципальных служащих).
2.2.8. Нарушение режима прозрачности информации - отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления района (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.3. Факторы системного характера - нормативные коллизии.
2.3.1. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления район (их должностных лиц).
3. Инструменты обнаружения коррупционных факторов
Для обнаружения коррупционных факторов в текстах нормативного правового акта проекта нормативного правового акта следует:
3.1. Проанализировать все полномочия органа местного самоуправления района.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупционных факторов, необходимо выявить в тексте нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного пр'авового акта или проекта нормативного правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
4.3. Заключительный этап - визирование либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупционным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта выявленных коррупционных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии признаков коррупциогенности в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта
4.5. Заключение экспертизы нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, подписанное председателем комиссии, направляется руководителю органа местного самоуправления района, принявшего или подготовившего нормативный правовой акт или проекта нормативного правового акта.
4.6. Орган местного самоуправления района, получив заключение экспертизы на принятый им нормативной правовой акт или подготовленный им проект нормативного правового акта:
4.6.1. Вносит изменения в нормативный правовой акта или проект нормативного правового акта с учетом заключения экспертизы и направляет его на повторную экспертизу.
4.6.2. Принимает решение об отмене нормативного правового акта или отзыве проекта нормативного правового.
<< Назад |
||
Содержание Решение Уржумской районной Думы третьего созыва Кировской области от 30 марта 2010 г. N 40/477 "Об антикоррупционной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.