В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" и от 05.03.2009 N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Прилагаются.
2. Определить администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.) уполномоченным органом, осуществляющим реализацию антикоррупционных мер в Кировской области (далее - уполномоченный орган).
3. Уполномоченному органу:
3.1. Организовать прием обращений граждан о коррупционных проявлениях государственных служащих, должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений через Интернет-приёмную Правительства области.
3.2. Подготовить в срок до 01.06.2009 концепцию областной целевой программы "О противодействии коррупции в Кировской области" на 2009 - 2012 годы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления области:
4.1. Разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты по противодействию коррупции.
4.2. Привести муниципальные нормативные правовые акты и должностные регламенты муниципальных служащих в соответствие с действующим антикоррупционным законодательством.
4.3. Проводить на постоянной основе анализ жалоб и обращений граждан с целью выявления и проверки сведений о фактах коррупционного поведения муниципальных служащих.
4.4. Изучить проблемные направления деятельности, сформировать перечень коррупционно опасных функций в сфере ответственности каждого структурного подразделения и разработать механизмы противодействия коррупционным проявлениям.
5. Департаменту информационно-аналитической работы и связей с общественностью Кировской области (Урматская Е.А.) обеспечить освещение в средствах массовой информации мероприятий антикоррупционной направленности, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления области.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В. и и.о. заместителя Председателя Правительства области - управляющего делами Правительства области Перескокова А.В.
7. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор |
Н.Ю. Белых |
Правила
проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 28 апреля 2009 г. N 9/94)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", определяют:
1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области (далее - проекты документов).
1.1.2. Перечень проектов документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе.
1.1.3. Орган, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов;
коррупционные факторы - положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
коррупциогенные нормы - положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы;
нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти области (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;
дискреционные полномочия - полномочия, которые государственный служащий может осуществить по собственному усмотрению.
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов документов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза).
1.4. Экспертизе подлежат проекты документов:
1.4.1. Затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
1.4.2. Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
1.4.3. Связанные с распределением областных бюджетных средств.
1.4.4. Связанные с управлением областной собственностью.
1.4.5. Связанные с размещением заказа для областных нужд.
1.4.6. Регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
1.4.7. Регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов исполнительной власти области.
1.4.8. Другие проекты документов по поручению Губернатора области, заместителей Председателя Правительства области и членов Правительства области.
1.5. Основной целью экспертизы является определение реальной степени возможности использования государственным служащим особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупционных факторов.
1.6. Экспертиза на коррупциогенность проводится правовым управлением администрации Правительства Кировской области одновременно в рамках правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов органов исполнительной власти области.
1.7. Экспертиза на коррупциогенность может проводиться аккредитованными в установленном порядке администрацией Правительства Кировской области юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении (далее - независимая экспертиза), за счет собственных средств.
1.8. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза не проводится.
1.9. Независимыми экспертами не могут являться юридические и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении органа исполнительной власти области - разработчика проекта документа.
1.10. Положение об аккредитации независимых экспертов утверждается администрацией Правительства Кировской области.
1.11. Для проведения независимой экспертизы орган исполнительной власти области - разработчик проектов документов размещает их на официальном сайте Правительства области в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в органы исполнительной власти области. Срок проведения независимой экспертизы, устанавливаемый органом исполнительной власти области - разработчиком проектов документов, не может быть меньше срока, установленного для их рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями.
1.12. По результатам независимой экспертизы составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.
Экспертное заключение направляется органу исполнительной власти области - разработчику проекта документа по почте, или курьерским способом, или в виде электронного документа.
2. Коррупционные факторы
коррупционными факторами являются:
2.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти области:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти области (их должностных лиц).
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти области (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.1.4. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти области (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.1.5. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области (их должностных лиц).
2.1.6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.7. Принятие нормативного правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти области (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.8. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.9. Юридические и лингвистические неопределенности - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.2. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов:
2.2.1. Существование пробела в правовом регулировании - отсутствие в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее.
2.2.2. Отсутствие административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти области (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.2.3. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.2.4. Отсутствие запретов и ограничений для органов государственной власти (их должностных лиц) - отсутствие превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных служащих в коррупциогенных отраслях.
2.2.5. Отсутствие мер ответственности органов государственной власти области (их должностных лиц) - отсутствие норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений.
2.2.6. Отсутствие указания на формы, виды контроля за органами государственной власти области (их должностными лицами) - отсутствие норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти области (их должностных лиц, государственных служащих).
2.2.7. Нарушение режима прозрачности информации - отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти области (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.3. Факторы системного характера - нормативные коллизии.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти области (их должностных лиц).
3. Инструменты обнаружения коррупционных факторов
Для обнаружения коррупционных факторов в текстах проектов документов следует:
3.1. Проанализировать все полномочия органа государственной власти области.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать государственные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовым управлением администрации Правительства Кировской области
4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупционных факторов, необходимо выявить в тексте проекта документа коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
4.3. Заключительный этап - визирование проекта документа начальником правового управления администрации Правительства Кировской области либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в проекте документа норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты проекта документа, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения проекта документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупционным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности проекта документа.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии признаков коррупциогенности проекта документа.
4.5. Заключение экспертизы проекта документа, подписанное начальником правового управления администрации Правительства Кировской области (лицом, его замещающим), направляется руководителю органа исполнительной власти области, подготовившего проект документа.
4.6. Орган исполнительной власти области, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:
4.6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект документа на повторную экспертизу.
4.6.2. Принимает решение об отзыве проекта документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 28 апреля 2009 г. N 9/94 "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 7 декабря 2021 г. N 681-п
Изменения вступают в силу с 10 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Кировской области от 26 августа 2020 г. N 474-п
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2020 г.
Постановление Правительства Кировской области от 13 апреля 2020 г. N 157-п
Изменения вступают в силу с 26 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Кировской области от 16 января 2017 г. N 40/14
Постановление Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/654
Постановление Правительства Кировской области от 11 августа 2015 г. N 53/445
Постановление Правительства Кировской области от 21 сентября 2011 г. N 121/459
Постановление Правительства Кировской области от 28 апреля 2010 г. N 49/171